Научная статья на тему 'ВОЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ, УРОВНИ РЕАГИРОВАНИЯ, СПЕЦИАЛЬНАЯ ВОЕННАЯ ОПЕРАЦИЯ: ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ'

ВОЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ, УРОВНИ РЕАГИРОВАНИЯ, СПЕЦИАЛЬНАЯ ВОЕННАЯ ОПЕРАЦИЯ: ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
495
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ВОЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ / ОСОБЫЙ ПРАВОВОЙ РЕЖИМ / СПЕЦИАЛЬНАЯ ВОЕННАЯ ОПЕРАЦИЯ / УРОВНИ РЕАГИРОВАНИЯ / АКТЫ АГРЕССИИ / ВОЕННЫЙ КОНФЛИКТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Винокуров Владимир Анатольевич

Статья посвящена понятию особого правового режима военного положения, которое рассмотрено через призму конституционных норм и норм Федерального конституционного закона «О военном положении»; новым понятиям «уровни реагирования», предусмотренных актом главы государства, которым введено военное положение на территории отдельных субъектов Российской Федерации; понятию (словосочетанию) «специальная военная операция», которому предложено объяснение. Проанализирован нормативный правовой акт главы государства, предусматривающий меры, которые должны осуществляться в субъектах Российской Федерации в связи с изданием Указа Президента Российской Федерации от 19 октября 2022 года № 756 «О введении военного положения на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей». В тексте анализируемого акта выявлены правовые нестыковки и юридико-технические погрешности. По итогам проведенного исследования сформулированы предложения по внесению дополнений в Федеральный конституционный закон «О военном положении» и внесению изменений в Указ Президента Российской Федерации от 19 октября 2022 года № 757 «О мерах, осуществляемых в субъектах Российской Федерации в связи с Указом Президента Российской Федерации от 19 октября 2022 г. № 756».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MARTIAL LAW, RESPONSE LEVELS, SPECIAL MILITARY OPERATION: CONCEPT AND CONTENT

The article is devoted to the concept of a special legal regime of martial law, which is considered through the prism of constitutional norms and norms of the Federal Constitutional Law "On Martial Law"; new concepts of "response levels" provided for by the act of the head of state, which introduced martial law on the territory of certain subjects of the Russian Federation; the concept (phrase) "special military operation", which an explanation is offered. The normative legal act of the head of state providing for measures to be implemented in the subjects of the Russian Federation in connection with the issuance of the Decree of the President of the Russian Federation dated October 19, 2022 No. 756 "On the introduction of martial law in the territories of the Donetsk People's Republic, Luhansk People's Republic, Zaporozhye and Kherson regions" is analyzed. Legal inconsistencies and legal and technical errors have been identified in the text of the analyzed act. As a result of the conducted research, proposals were formulated to amend the Federal Constitutional Law "On Martial Law" and to amend the Decree of the President of the Russian Federation No. 757 of October 19, 2022 "On measures implemented in the subjects of the Russian Federation in connection with the Decree of the President of the Russian Federation No. 756 of October 19, 2022".

Текст научной работы на тему «ВОЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ, УРОВНИ РЕАГИРОВАНИЯ, СПЕЦИАЛЬНАЯ ВОЕННАЯ ОПЕРАЦИЯ: ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ»

DOI 10.47643/1815-1337_2023_7_203 УДК 342.5; 342.9

ВОЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ, УРОВНИ РЕАГИРОВАНИЯ, СПЕЦИАЛЬНАЯ ВОЕННАЯ ОПЕРАЦИЯ: ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ MARTIAL LAW, RESPONSE LEVELS, SPECIAL MILITARY OPERATION:

CONCEPT AND CONTENT

ВИНОКУРОВ Владимир Анатольевич,

доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры теории и истории государства и права, заслуженный юрист Российской Федерации,

Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России имени Героя Российской Федерации генерала армии Е.Н. Зиничева. 196105, Россия, г. Санкт-Петербург, Московский пр., 149. E-mail: tigp@igps.ru;

Vinokurov Vladimir A.,

Doctor of Law, Associate Professor, Professor of the Department of Theory and History of State and Law, Honored Lawyer of the Russian Federation,

Saint Petersburg University of the Ministry of Emergency Situations of Russia named after the Hero of the Russian Federation, Army General E.N. Zinichev.

196105, Russia, Saint Petersburg, Moskovsky Ave., 149. E-mail: tigp@igps.ru

Краткая аннотация. Статья посвящена понятию особого правового режима военного положения, которое рассмотрено через призму конституционных норм и норм Федерального конституционного закона «О военном положении»; новым понятиям «уровни реагирования», предусмотренных актом главы государства, которым введено военное положение на территории отдельных субъектов Российской Федерации; понятию (словосочетанию) «специальная военная операция», которому предложено объяснение. Проанализирован нормативный правовой акт главы государства, предусматривающий меры, которые должны осуществляться в субъектах Российской Федерации в связи с изданием Указа Президента Российской Федерации от 19 октября 2022 года № 756 «О введении военного положения на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей». В тексте анализируемого акта выявлены правовые нестыковки и юридико-технические погрешности. По итогам проведенного исследования сформулированы предложения по внесению дополнений в Федеральный конституционный закон «О военном положении» и внесению изменений в Указ Президента Российской Федерации от 19 октября 2022 года № 757 «О мерах, осуществляемых в субъектах Российской Федерации в связи с Указом Президента Российской Федерации от 19 октября 2022 г. № 756».

Abstract. The article is devoted to the concept of a special legal regime of martial law, which is considered through the prism of constitutional norms and norms of the Federal Constitutional Law "On Martial Law"; new concepts of "response levels" provided for by the act of the head of state, which introduced martial law on the territory of certain subjects of the Russian Federation; the concept (phrase) "special military operation", which an explanation is offered. The normative legal act of the head of state providing for measures to be implemented in the subjects of the Russian Federation in connection with the issuance of the Decree of the President of the Russian Federation dated October 19, 2022 No. 756 "On the introduction of martial law in the territories of the Donetsk People's Republic, Luhansk People's Republic, Zaporozhye and Kherson regions" is analyzed. Legal inconsistencies and legal and technical errors have been identified in the text of the analyzed act. As a result of the conducted research, proposals were formulated to amend the Federal Constitutional Law "On Martial Law" and to amend the Decree of the President of the Russian Federation No. 757 of October 19, 2022 "On measures implemented in the subjects of the Russian Federation in connection with the Decree of the President of the Russian Federation No. 756 of October 19, 2022".

Ключевые слова: Конституция Российской Федерации; военное положение; особый правовой режим; специальная военная операция; уровни реагирования; акты агрессии; военный конфликт.

Keywords: Constitution of the Russian Federation; martial law; special legal regime; special military operation; response levels; acts of aggression; military conflict.

Для цитирования: Винокуров В.А. Военное положение, уровни реагирования, специальная военная операция: понятие и содержание //Право и государство: теория и практика. 2023. № 7(223). С. 203-207. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_7_203.

For citation: Vinokurov V.A. Martial law, response levels, special military operation: concept and content // Law and state: theory and practice. 2023. No. 7(223). pp. 203-207. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_7_203.

Статья поступила в редакцию: 17.06.2023

Введение

Конституция Российской Федерации предусматривает возможность введения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военного положения, устанавливаемое Президентом Российской Федерации как Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации. Основанием для введения военного положения определены случаи агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии. Кроме того, предусмотрено, что режим военного положения должен определяться федеральным конституционным законом [1, ч. 2 и 3 ст. 87].

Федеральный конституционный закон «О военном положении» определяя понятие военного положения как особого правового режима, повторяет вышеназванные конституционные нормы в отношении территории и оснований его введения, а также признает актами агрессии против Российской Федерации, в том числе: вторжение или нападение вооруженных сил иностранного государства (группы государств) на территорию Российской Федерации; действия иностранного государства (группы государств), позволяющего (позволяющих) использовать свою территорию другому государству (группе государств) для совершения акта агрессии против Российской Федерации [2, п. 1 ст. 1; п. 2 ст. 3].

В обращении Президента Российской Федерации, состоявшимся 24 февраля 2022 года, было объявлено, что главой государства принято решение о проведении специальной военной операции [3]. Основанием для ее проведения послужили статья 51 Устава Организации Объ-

единенных Наций (ООН) и ратифицированные федеральными законами 22 февраля 2022 года договоры о дружбе и взаимопомощи с Донецкой Народной Республикой и Луганской Народной Республикой [4; 5].

Поскольку Устав ООН позволяет любому Члену Организации осуществлять «неотъемлемое право на индивидуальную или коллективную самооборону, если произойдет вооруженное нападение на Члена Организации» [6, ст. 51], то сложно говорить о нападении на Российскую Федерацию при условии, что территория Донецкой Народной Республикой и Луганской Народной Республикой в тот период не являлась территорией нашей страны. Этот недочет был исправлен в октябре 2022 года, когда Донецкая Народная Республика и Луганская Народная Республика были приняты в состав государства в качестве новых субъектов Российской Федерации [7; 8]. Но следует обратить внимание на то, что в каждом из упомянутых договоров о дружбе и взаимной помощи содержатся статьи с номером 4, позволяющие сторонам «принимать все доступные им меры ... для противодействия актам агрессии против них со стороны любого государства или группы государств и оказывать друг другу необходимую помощь, включая военную, в порядке осуществления права на индивидуальную или коллективную самооборону в соответствии со статьей 51 Устава ООН» [9; 10].

Основная часть

Вопросы противодействия актам агрессии - это вопросы, которые регулируются Федеральным конституционным законом «О военном положении». Это означает, что понятие «специальная военная операция» является лишь названием действий, осуществляемых Российской Федерацией в условиях правового режима военного положения. Данный вывод подтверждается решением главы государства, который 20 октября 2022 года официально ввел на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей военное положение [11]. Следует отметить, что данное решение было принято после вступления в силу федеральных конституционных законов о принятии всех названных территориальных образований в состав субъектов Российской Федерации.

Объявление военного положения предусматривает возможность применения установленных Федеральным конституционным законом «О военном положении» различных мер, включая ограничения по отношению к физическим лицам, организациям и органам. Ограничительные меры, подлежащие применению на территории, на которой введено военное положение, должны устанавливаться указом Президента Российской Федерации [2, п. 2 ст. 7, п. 4 ст.11]. При объявлении военного положения на упомянутых территориях, вошедших в состав Российской Федерации, конкретные меры установлены не были, но при этом Правительству Российской Федерации было поручено представить предложения о таких мерах, которые следует применять на территориях, на которых введено военное положение.

Одновременно был издан Указ Президента Российской Федерации от 19 октября 2022 года № 757 «О мерах, осуществляемых в субъектах Российской Федерации в связи с Указом Президента Российской Федерации от 19 октября 2022 г. № 756», определяющий меры, которые реализуют высшие должностные лица (органы исполнительной власти) указанных в названном документе субъектов Российской Федерации [12]. Названным актом главы государства введены новые составляющие военного положения: четыре уровня, также поименованных как «режимы»: максимальный уровень реагирования; средний уровень реагирования; уровень повышенной готовности и уровень базовой готовности.

В рамках каждого уровня (режима) перечислены меры, которые в различных объемах вправе применять соответствующие органы и должностные лица в перечисленных субъектах Российской Федерации, причем не только по вопросам, определенным Федеральным конституционным законом «О военном положении», но и по другим направлениям, регулирование которых осуществляется иными федеральными законами. Так, проведение мобилизационных мероприятий регулируется Федеральным законом «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» [13], мероприятий по гражданской обороне - Федеральным законом «О гражданской обороне» [14], мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера - Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» [15].

Например, по решению Президента Российской Федерации высшие должностные лица (органы исполнительной власти) Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей, где введен максимальный уровень реагирования, осуществляют наибольший объем полномочий по указанным в правовом акте главы государства направлениям. В других сопряженных субъектах Российской Федерации при введении соответствующих уровней предусмотрены меры в сокращенном (надо полагать, достаточном в данной ситуации) виде, которые применяются «высшими должностными лицами (органами исполнительной власти) субъектов Российской Федерации». К сожалению процитированная формулировка акта главы государства не позволяет понять, указанные меры должны либо могут применяться, а также каким конкретно органом: высшим должностным лицом субъекта России, или органами исполнительной власти этого субъекта России, или органами исполнительной власти по поручению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, учитывая норму, по которой «перечень реализуемых мер, сроки, особенности и порядок их реализации определяются решениями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации самостоятельно с учетом текущей ситуации.» [12, п. 6].

Наряду с этим Президент Российской Федерации названным Указом поручил высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации создать и возглавить оперативные штабы субъектов Российской Федерации для реализации предусмотренных актом главы государства мер и установил, что решения, принятые высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации и оперативным штабом субъекта России, являются обязательными для исполнения всеми органами и организациями, осуществляющими деятельность на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также гражданами, зарегистрированными и/или находящимися на указанной территории [12, п. 7, п. 8]. В оперативный штаб включаются Минобороны России, руководители соответствующих территориальных органов МВД России, МЧС России, ФСБ России, Росгвардии, а также «представители органов публичной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и организаций».

Таким образом, в состав этого коллегиального органа должны входить не только представители упомянутых федеральных органов исполнительной власти, но и определяемые высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации представители государственных органов и организаций данного субъекта России. Статус указанного оперативного штаба не определен (в отличие от штабов территориальной обороны, которые являются координационными органами [16, п. 8 ст. 22]), но исходя из предусмотренных полномочий и определенного состава, то, скорее всего, это будет совещательный орган при высшем должностном лице субъекта Российской Федерации.

Из проведенного анализа норм Указа Президента Российской Федерации от 19 октября 2022 года № 757 «О мерах, осуществляемых в субъектах Российской Федерации в связи с Указом Президента Российской Федерации от 19 октября 2022 г. № 756» следует, что решения по вопросам применения установленных главой государства полномочий, которые позволяют осуществлять названные в документе меры, а также ограничивать права и свободы лиц, проживающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, права органов и организаций, осуществляющих деятельность в конкретном субъекте России, принимаются только высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (губернатором, главой, мэром) в форме актов, определенных Федеральным законом «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», то есть указов (постановлений) и распоряжений с официальным их опубликованием [17, ст. 20, 26, 59]. Решения оперативного штаба, оформленные протоколами, подписываемые всеми членами данного штаба, должны являться основанием к изданию таких актов.

При регулировании вопросов, связанных с осуществлением какой-либо деятельности, а тем более с вводимыми в экстраординарных режимах ограничениями важна четкость в изложении правовых норм. Выявленная нами некоторая нелогичность формулировок в части определения органов и должностных лиц, на которые возлагаются обязанности осуществлять установленные меры в связи с введением в отдельных местностях России военного положения, должна быть исправлена.

Поскольку вся полнота власти по проведению мероприятий, установленных упомянутым выше Указом Президента Российской Федерации, главой государства возложена на высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, то это должно явствовать из всех пунктов документа.

Введенные актом Президента Российской Федерации новые понятия, именуемые «режимы» с указанием в скобках названия этих режимов как «уровней», которые в обобщенном виде указывают на масштаб необходимых для проведения мероприятий, следует закрепить в федеральном законе. В противном случае можно подвергнуть сомнению правомерность предусмотренных нововведений. Данные понятия, на наш взгляд, не являются правовыми режимами, так как (исходя из смысла документа) существуют в рамках объявленного особого режима военного положения. В этой ситуации целесообразнее не применять термин «режим» и именовать вводимые положения соответствующими уровнями. Так как названные уровни вводятся в период военного положения для решения, в том числе вопросов обороны государства, его территории и затрагивают смежные направления деятельности, а именно: мероприятия по гражданской обороне и мероприятия по защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, то законодательное регулирование их наличия и, по всей видимости, общее содержание должны быть зафиксированы в Федеральном законе «О военном положении» с включением отсылочной нормы к федеральным законы, регулирующим указанные направления.

Одновременно следует обратить внимание на часто используемое выражение «специальная военная операция». Данное словосочетание с юридической точки зрения не является определением какого-либо правового режима, а означает лишь период, в котором выполняются международные обязательства по противодействию актам агрессии, действия военного положения и территорию, на которой осуществляются мероприятия, связанные, как определено в Федеральном конституционном законе «О военном положении», с созданием условий для отражения или предотвращения агрессии против Российской Федерации [2, п. 2 ст. 1]. Так, рассматривая специальную военную операцию под углом установленных законодательством вариантов войн и конфликтов, В. Литвиненко приходит к выводу, что «специальная военная операция ... носит отдельные черты и особенности военного конфликта» [18, с. 16], отмечая при этом, что Министерство обороны Российской Федерации в своей формулировке склоняется к тому, что специальная военная операция, имеющая целью «поражение только военных объектов противника, а для мирных жителей создание коридоров выхода из зоны боевых действий и оказание гуманитарной помощи», ближе к понятию «военная операция», а не «война» [18, с. 17]. Соглашаясь с указанным мнением, его цитируют и другие авторы [19, с. 14].

Военная доктрина Российской Федерации, утвержденная Президентом Российской Федерации 25 декабря 2014 года № Пр-2976, не содержит расшифровки понятию «война», определяя лишь ее виды (локальная война; региональная война; крупномасштабная война), в процессе которых преследуются различные по масштабу военно-политические цели. Одновременно в названном документе раскрывается термин «военный конфликт», который является формой «разрешения межгосударственных или внутригосударственных противоречий с применением военной силы», охватывающий «все виды вооруженного противоборства, включая крупномасштабные, региональные, локальные войны и вооруженные конфликты» [20]. Кроме того, как отмечает Л.А. Лазутин, «специальная военная операция не предусматривала объявления войны.» [21, с. 49].

Выводы и предложения

Таким образом, следует согласиться с мнением о том, что понятия «специальная военная операция» и «военный конфликт» являются, по сути синонимами. А словосочетание «специальная военная операция» означает период, в котором выполняются международные обязательства по противодействию актам агрессии, действия военного положения и территорию, на которой осуществляются мероприятия, связанные с созданием условий для отражения или предотвращения агрессии против Российской Федерации.

В целях приведения нормативных правовых актов в соответствии с изложенным предлагается:

1) дополнить статью 10 Федерального конституционного закона «О военном положении» новыми пунктами 3 и 4 следующего содержания:

«3. На территориях, на которых вводится военное положение, а также на сопредельных территориях указом Президента Российской Федерации могут устанавливаться следующие уровни реагирования: максимальный уровень реагирования, средний уровень реагирования, уровень повышенной готовности и уровень базовой готовности.

4. При установлении соответствующих уровней определяемые Президентом Российской Федерации органы публичной власти осуществляют в соответствии с федеральными законами установленные актом Президента Российской Федерации полномочия по проведению мобилизационных мероприятий, мероприятий по территориальной обороне, по гражданской обороне, по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также полномочия по реализации иных мер для удовлетворения потребностей Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и нужд населения.»;

2) внести в Указ Президента Российской Федерации от 19 октября 2022 года № 757 «О мерах, осуществляемых в субъектах Российской Федерации в связи с Указом Президента Российской Федерации от 19 октября 2022 г. № 756»:

а) исключить из пунктов 1, 3, 4, 5 слова «(органы исполнительной власти)», дополнив при этом пункт 6 словами «, а также органы исполнительной власти, ответственные за выполнение указанных мер»;

б) в пункте 1 слова «режим (максимальный уровень реагирования)» заменить словами «максимальный уровень реагирования»; в пункте 3 слова «режим (средний уровень реагирования)» заменить словами «средний уровень реагирования»; в пункте 4 слова «режим (уровень повышенной готовности)» заменить словами «уровень повышенной готовности»; в пункте 5 слова «режим (уровень базовой готовности)» заменить словами «уровень базовой готовности»;

в) в пункте 8 слова «Решения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (оперативного штаба), принятые в рамках его компетенции в соответствии с настоящим Указом» заменить словами «Решения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, принятые в рамках его компетенции в соответствии с настоящим Указом, в том числе на основании предложений оперативного штаба».

Предложенные меры, на наш взгляд, позволят законодательно закрепить правовые нормы, используемые главой государства для решения важнейших государственных задач: сохранения территориальной целостности Российской Федерации и защиты страны от агрессии, исправив обозначенные юридически значимые недочеты.

Библиогра фия:

1. Конституций Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года) // Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru). 2022, 6 октября, № 0001202210060013.

2. Федеральный конституционный закон «О военном положении» (одобрен Государственной Думой 27 декабря 2001 года, одобрен Советом Федерации 16 января 2002 года, подписан Президентом Российской Федерации 30 января 2002 года № 1-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 5. Ст. 375.

3. Обращение Президента Российской Федерации. 24 февраля 2022 года // Официальный сайт Президента России [Электронный ресурс] // URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/67843 (дата обращения: 20 июня 2023 года).

4. Федеральный закон «О ратификации Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Донецкой Народной Республикой» (принят Государственной Думой 22 февраля 2022 года, одобрен Советом Федерации 22 февраля 2022 года, подписан Президентом Российской Федерации 22 февраля 2022 года № 15-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2022. № 9 (ч. I). Ст. 1247.

5. Федеральный закон «О ратификации Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Луганской Народной Республикой» (принят Государственной Думой 22 февраля 2022 года, одобрен Советом Федерации 22 февраля 2022 года, подписан Президентом Российской Федерации 22 февраля 2022 года № 16-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2022. № 9 (ч. I). Ст. 1248.

6. Устав Организации Объединенных Наций (принят в г. Сан-Франциско 26 июня 1945 года) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Выпуск XII. - М., 1956. С. 14-47.

7. Федеральный конституционный закон «О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Донецкой Народной Республики» (одобрен Государственной Думой 3 октября 2022 года, одобрен Советом Федерации 4 октября 2022 года, подписан Президентом Российской Федерации 4 октября 2022 года № 5-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2022. № 41. Ст. 6930.

8. Федеральный конституционный закон «О принятии в Российскую Федерацию Луганской Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Луганской Народной Республики» (одобрен Государственной Думой 3 октября 2022 года, одобрен Советом Федерации 4 октября 2022 года, подписан Президентом Российской Федерации 4 октября 2022 года № 6-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2022. № 41. Ст. 6931.

9. Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Донецкой Народной Республикой от 21 февраля 2022 года // Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru). 2022, 28 февраля, № 0001202202280001.

10. Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Луганской Народной Республикой от 21 февраля 2022 года // Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru). 2022, 28 февраля, № 0001202202280002.

11. Указ Президента Российской Федерации от 19 октября 2022 года № 756 «О введении военного положения на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей» (утвержден постановлением Совета Федерации от 19 октября 2022 года № 462-СФ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2022. № 43. Ст. 7381; 7299.

12. Указ Президента Российской Федерации от 19 октября 2022 года № 757 «О мерах, осуществляемых в субъектах Российской Федерации в связи с Указом Президента Российской Федерации от 19 октября 2022 г. № 756» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2022. № 43. Ст. 7382.

13. Федеральный закон «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» (принят Государственной Думой 24 января 1997 года, одобрен Советом Федерации 13 февраля 1997 года, подписан Президентом Российской Федерации 26 февраля 1997 года № 31 -ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 9. Ст. 1014.

14. Федеральный закон «О гражданской обороне» (принят Государственной Думой 26 декабря 1997 года, одобрен Советом Федерации 28 января 1998 года, подписан Президентом Российской Федерации 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 7. Ст. 799.

15. Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (принят Государственной Думой 11 ноября 1994 года, подписан Президентом Российской Федерации 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 35. Ст. 3648.

16. Федеральный закон «Об обороне» (принят государственной Думой 24 апреля 1996 года, одобрен Советом Федерации 15 мая 1996 года, подписан Президентом Российской Федерации 31 мая 1996 года № 61 -ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 23. Ст. 2750.

17. Федеральный закон «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» (принят Государствен ной Думой 14 декабря 2021 года, одобрен Советом Федерации 15 декабря 2021 года, подписан Президентом Российской Федерации 21 декабря 2021 года № 414-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2021. № 52 (ч. I). Ст. 8973.

18. Ливиненко В. Сущность категорий «война» и «специальная военная операция» // Армейский сборник. 2022. № 7. С. 15-24.

19. Макоева Е.Р., Курашинова А.Х. Сущность категорий «война» и «специальная военная операция» // Право и управление. 2022. № 9. С. 13-17.

20. Военная доктрина Российской Федерации, утвержденная Президентом Российской Федерации 25 декабря 2014 года № Пр-2976 // Российская газета. 2014. 30 декабря.

21. Лазутин Л.А. Проблемы темпорального действия отдельных режимов международного гуманитарного права // Российский юридический журнал. 2022. № 3. С. 44-49.

References:

1. Constitutions of the Russian Federation (adopted by popular vote on December 12, 1993) // Official Internet portal of Legal Information (www.pravo.gov.ru). 2022, October 6, No. 0001202210060013.

2. Federal Constitutional Law "On Martial Law" (approved by the State Duma on December 27, 2001, approved by the Federation Council on January 16, 2002, signed by the President of the Russian Federation on January 30, 2002 No. 1 -FKZ) // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2002. No. 5. Article 375.

3. Address of the President of the Russian Federation. February 24, 2022 // Official website of the President of Russia [Electronic resource] // URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/67843 (accessed June 20, 2023).

4. Federal Law "On Ratification of the Treaty of Friendship, Cooperation and Mutual Assistance between the Russian Federation and the Donetsk People's Republic" (adopted by the State Duma on February 22, 2022, approved by the Federation Council on February 22, 2022, signed by the President of the Russian Federation on February 22, 2022 No. 15-FZ) // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2022. No. 9 (part I). Article 1247.

5. Federal Law "On Ratification of the Treaty of Friendship, Cooperation and Mutual Assistance between the Russian Federation and the Luhansk People's Republic" (adopted by the State Duma on February 22, 2022, approved by the Federation Council on February 22, 2022, signed by the President of the Russian Federation on February 22, 2022 No. 16-FZ) // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2022. No. 9 (part I). Article 1248.

6. The Charter of the United Nations (adopted in San Francisco on June 26, 1945) // Collection of existing treaties, agreements and conventions concluded by the USSR with foreign states. Issue XII. - M., 1956. pp. 14-47.

7. Federal Constitutional Law "On the Admission of the Donetsk People's Republic to the Russian Federation and the Formation of a New Subject within the Russian Federation - the Donetsk People's Republic" (approved by the State Duma on October 3, 2022, approved by the Federation Council on October 4, 2022, signed by the President of the Russian Federation on October 4, 2022 No. 5-FKZ) // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2022. No. 41. St. 6930.

8. Federal Constitutional Law "On the Admission of the Luhansk People's Republic to the Russian Federation and the Formation of a New Entity within the Russian Federation - the Luhansk People's Republic" (approved by the State Duma on October 3, 2022, approved by the Federation Council on October 4, 2022, signed by the President of the Russian Federation on October 4, 2022 No. 6-FKZ) // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2022. No. 41. St. 6931.

9. Agreement on Friendship, cooperation and mutual assistance between the Russian Federation and the Donetsk People's Republic dated February 21, 2022 // Official Internet portal of Legal Information (www.pravo.gov.ru ). 2022, February 28, No. 0001202202280001.

10. Treaty of Friendship, Cooperation and Mutual Assistance between the Russian Federation and the Luhansk People's Republic of February 21, 2022 // Official Internet portal of legal information (www.pravo.gov.ru ). 2022, February 28, No. 0001202202280002.

11. Decree of the President of the Russian Federation No. 756 of October 19, 2022 "On the introduction of martial law in the territories of the Donetsk People's Republic, Luhansk People's Republic, Zaporozhye and Kherson regions" (approved by the Resolution of the Federation Council of October 19, 2022 No. 462-SF) // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2022. No. 43. St. 7381; 7299.

12. Decree of the President of the Russian Federation No. 757 of October 19, 2022 "On measures implemented in the subjects of the Russian Federation in connection with Decree of the President of the Russian Federation No. 756 of October 19, 2022" // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2022. No. 43. St. 7382.

13. Federal Law "On Mobilization training and mobilization in the Russian Federation" (adopted by the State Duma on January 24, 1997, approved by the Federation Council on February 13, 1997, signed by the President of the Russian Federation on February 26, 1997 No. 31 -FZ) // Collection of Legislation of the Russian Federation. 1997. No. 9. St. 1014.

14. Federal Law "On Civil Defense" (adopted by the State Duma on December 26, 1997, approved by the Federation Council on January 28, 1998, signed by the President of the Russian Federation on February 12, 1998 No. 28-FZ) // Collection of Legislation of the Russian Federation. 1998. No. 7. St. 799.

15. Federal Law "On the Protection of the Population and territories from natural and Man-made emergencies" (adopted by the State Duma on November 11, 1994, signed by the President of the Russian Federation on December 21, 1994 No. 68-FZ) // Collection of Legislation of the Russian Federation. 1994. No. 35. St. 3648.

16. Federal Law "On Defense" (adopted by the State Duma on April 24, 1996, approved by the Federation Council on May 15, 1996, signed by the President of the Russian Federation on May 31, 1996 No. 61 -FZ) // Collection of Legislation of the Russian Federation. 1996. No. 23. St. 2750.

17. Federal Law "On general principles of the Organization of public power in the Subjects of the Russian Federation" (adopted by the State Duma on December 14, 2021, approved by the Federation Council on December 15, 2021, signed by the President of the Russian Federation on December 21, 2021 No. 414-FZ) // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2021. No. 52 (part I). Article 8973.

18. Livinenko V. The essence of the categories "war" and "special military operation" // Army collection. 2022. No. 7. pp. 15-24.

19. Makoeva E.R., Kurashinova A.H. The essence of the categories "war" and "special military operation" // Law and Management. 2022. No. 9. pp. 13-17.

20. Military doctrine of the Russian Federation (approved by the President of the Russian Federation on December 25, 2014, No. Pr-2976) // Russian Newspaper. 2014. December 30.

21. Lazutin L.A. Problems of temporal action of certain regimes of international humanitarian law // Russian Legal Journal. 2022. No. 3. pp. 44-49.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.