МНОГОПОЛЯРНОСТЬ МЕТОДИК ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ Мирзоидова Н.А.
Мирзоидова Нигора Аваз кизи - преподаватель, кафедра методики преподавания английского языка и образовательных технологий, Узбекский государственный университет мировых языков, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в данной статье обращено внимание на методику обучения английскому языку.
Перечислены некоторые методы обучения студентов.
Ключевые слова: метод, английский язык, студент, преподаватель.
В условиях цифровизации образования созданы нормативно-правовые основы по национальной системе подготовки специалистов на основе международных квалификационных требований, совершенствованию лингвистической подготовки студентов посредством эффективного внедрения цифровых технологий в образовательный процесс высших учебных организаций. В Послании к Олий Мажлису Президента Республики Узбекистан от 22 декабря 2017 года говорится, что «и впредь вопрос глубокого обучения английского языка и других иностранных языков будет иметь приоритетное значение» [1, c. 1].
Определение важных задач, таких как методика, система развития профессиональных компетенций преподавателей при обучении английскому языку в образовательных учреждениях, определение основ лингводидактического сопровождения, исследования в области укрепления репродуктивных и рецептивных навыков, определены как приоритетные задачи. В результате созданы условия для усовершенствования методических основ развития профессиональных компетенций учителей иностранного языка. Об этом конкретно сказано в Постановлении Президента Республики Узбекистан № 610 «О мерах по дальнейшему повышению качества обучения иностранным языкам» от 11 августа 2017 года. В образовательных учреждениях английский язык преподается по самым известным методам, показывающим высокую эффективность в познании иностранного языка.
Наиболее классическим методом является грамматико-переводной метод (grammar translation), применяемый ещё с конца XIX века. Данный метод базируется на таких задачах, как изучение грамматических правил, расширение словарного запаса, переводы текстов, работа со словарем. По мнению исследователей, обучение с помощью этого метода имеет наряду с положительными качествами (эффективное усвоение грамматической основы с интенсивным расширением словарного запаса), ещё и отрицательное качество (отсутствие языковой практики).
Современные методы обучения английскому языку сменили репродуктивные способы на интерактивные. Сегодня получение знаний - это взаимодействие студента и преподавателя с выполнением заданий: составить рассказ, сделать упражнение, прочитать текст, выполнить аудирование и т.д. Составление рассказа позволяет научиться использовать активную и пассивную лексику, расширять словарный запас, улучшить разговорную речь. Выполнение упражнений помогают усвоить грамматический материал. Чтение текста формирует не только читательские навыки, но и погружает в культуру и традиции изучаемого языка. Аудирование - улучшает понимание устной речи.
Следующий распространённый метод - прямой метод (direct method), который основан на регулярной практике разговорной речи и направлен на эффективное усвоение языка с глубоким пониманием английского языка в любой повседневной ситуации. Обучение предполагает проведение групповых занятий из нескольких человек. Плюсом методики является хорошее понимание речи и навыков разговорного английского языка.
Наиболее применяемым сегодня методом является аудиолингвальный метод, основанный с целью быстрого обучения английскому языку. Он предполагает устное изучение английского языка путем многократного повторения стандартных фраз, лексических и грамматических основ для механического запоминания. Для изучения иностранного языка с использованием данного метода студенту необходим высокий уровень само мотивации.
Методика коммуникативного преподавания английского основана на изучении языка в реальных ситуациях, что позволяет быстро и естественно овладевать навыками общения и легко применять английский язык в повседневной жизни. При этом главная задача преподавателя - научить студентов прямому общению. Поэтому занятия проводятся в небольших группах. В процессе обучения происходит регулярная практика языкового общения между студентами и педагогом.
Данный метод улучшает речь, мышление, творческие способности, отлично сочетается с различными формами организации занятия и строится на принципе группового взаимодействия. Основные формы работы: деловые игры, проектная деятельность, работа в группах, конференции. Благодаря
коммуникации со студентами с разным уровнем владения английским языком, улучшается их разговорная речь.
Метод погружения в языковую среду учит «думать» на английском языке. Преподавателю достаточно полностью проводить занятие на английском языке, используя наглядность и планируя занятие так, чтобы студенты понимали преподавателя.
Список литературы
1. Обращение Президента Республики Узбекистан Ш. Мирзиёева в Олий Мажлис от 22 декабря 2017 года // Правда Востока. Т., 2017, 23 декабря. № 248 (28706). С. 2.