МНОГОПОЛЯРНАЯ МОДЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ РЕГИОНОВ - КОНЦЕПТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
В. В. ЧЕРНОВА
В исследовании разработана теоретико-методологическая база обеспечения расширенного воспроизводства экономической безопасности национального хозяйства на основе построения многополярной модели реализации экономических интересов регионов, предполагающей интеграцию российских регионов в межрегиональные кластеры.
Ключевые слова: национально-государственные экономические интересы, экономическая безопасность, национальное хозяйство, многополярна модель.
Состояние экономики России определяется уровнем развития ее регионов как самостоятельных субъектов экономических отношений в рамках единого национального хозяйства. Региональные органы власти ориентируясь, прежде всего, на развитие экономики своего региона, тем не менее, должны действовать в контексте единой стратегии развития экономики страны.
Основой стабильного функционирования национального хозяйства выступает построение гармоничной системы реализации национальногосударственных интересов страны и экономических интересов ее регионов. В современных российских условиях говорить о существовании сбалансированной системы реализации экономических интересов регионов не приходится в силу существования значительного (если не сказать критического) уровня дифференциации их развития, обусловленного существенными территориальными, ресурсными и административными различиями. Следствием высокого уровня межрегиональной дифференциации становится значительная разница в уровне и качестве жизни населения регионов, которая несет в себе угрозу национальной безопасности страны, усиливая социальную нестабильность.
Современное социально-экономическое состояние России предопределяет особую актуальность исследования экономической безопасности как неотъемлемого элемента обеспечения национальной безопасности государства. «Не требует доказательств тезис, что, поскольку экономика представляет собой одну из жизненно важных сторон деятельности общества, государства и
личности, то понятие национальной безопасности будет пустым словом без оценки жизнеспособности экономики, ее прочности при возможных внутренних и внешних угрозах» [4]. При этом одной из существенных угроз экономической безопасности выступает дисбаланс в системе экономических интересов регионов.
Несмотря на насущную необходимость рассмотрения проблемы экономической безопасности и существующий в экономической литературе объем знаний, раскрывающий различные аспекты проблемы воспроизводства экономической безопасности, говорить о том, что в экономической науке существует целостная системная концепция, отражающая всю совокупность теоретических проблем в данной области, несколько преждевременно. Одной из наименее освещенных проблем в сфере экономической безопасности остаются аспекты ее обеспечения на мезоуровне. До недавнего времени регион вообще не рассматривался как носитель собственных экономических интересов в сфере экономической безопасности (речь шла лишь о микро- и макро- уровнях).
Как следствие, особый интерес представляет разработка таких теоретических вопросов в сфере экономической безопасности, как: выявление роли и места экономической безопасности в общей системе экономических явлений, раскрытие сущности экономической безопасности, уточнение макро- и мезо- аспектов экономической безопасности, формирование теоретического базиса воспроизводства экономической безопасности.
Разнообразие российских регионов требует применения особых подходов к обеспечению ре-
гионального развития, создания условий для выравнивания регионов по уровню социальноэкономического развития, позволяющих сформировать многополярную модель развития страны (по аналогии с «многополярным миром»). Только реализация подобной модели, способной обеспечить гармонизацию экономических интересов регионов, создает благоприятные предпосылки для обеспечения высокого уровня экономической безопасности регионов и страны в целом.
Выравнивание социально-экономического положения позволит избежать сепаратистских тенденций в отдельных регионах, будет способствовать согласованности экономических интересов регионов, направленности на эффективное функционирование единого национального хозяйства, что в совокупности будет способствовать обеспечению экономической безопасности страны.
На государственном уровне экономическая безопасность выступает интегрированным результатом сохранения и повышения уровня экономической безопасности субъектами экономических отношений микро- и более того мезоуровня. Это определяет необходимость теоретического обоснования проблемы экономической безопасности национального хозяйства с точки зрения исследования экономических интересов его регионов.
На наш взгляд, актуальным представляется адаптация созданной М. Портером концепции кластеров применительно к межрегиональному уровню. Несмотря на то, что идея кластера достаточно широко применяется на муниципальном и региональном уровне, однако потенциал данной теории на межрегиональном уровне оценен недостаточно. Именно кластер может стать необходимым базисом многополярной модели реализации экономических интересов регионов, позволяющим за счет синергетического эффекта обеспечить оптимальные условия для реализации экономических интересов регионов его формирующих, в том числе и в сфере экономической безопасности.
Таким образом, основой решения проблем в сфере обеспечения условий для повышения уровня экономической безопасности должно стать формирование четкого теоретического базиса, который может быть создан на основе теории экономических интересов, позволяющей наиболее полно и глубоко раскрыть сущность экономических явлений и процессов. Формирование целостной концепции экономической безопасности национального хозяйства невозможно без рассмотрения регионов как самостоятельных хозяйст-
вующих субъектов, носителей экономических интересов как в рамках страны, так и при построении отношений международного сотрудничества.
В связи с вышесказанным, исследование, направленное на разработку единой концепции экономической безопасности национального хозяйства России, посредством построения многополярной модели реализации экономических интересов регионов, позволяющей обеспечить их гармонизацию, носит актуальный характер.
Несмотря на то, что проблема экономической безопасности находится в центре внимания ученых экономистов лишь с середины 70-х гг. XX в., в экономической науке уже накоплен определенный багаж знаний, отражающих отдельные теоретические и методологические аспекты исследования данной категории, направленные на раскрытие ее сущности.
Однако единой точки зрения на содержание категории «экономическая безопасность» не существует. В зависимости от подхода к рассмотрению данной категории меняется и ее содержательное наполнение: от определения, раскрывающего ее сущность на макроуровне с позиции предоставления гарантированной зашиты национально-государственных интересов [4] до рассмотрения функциональной и отраслевой структуры экономической безопасности1 (продовольственной, технологической, промышленной и др.).
Логика данного исследования наиболее коррелирует с двумя подходами к рассмотрению сущности экономической безопасности:
- представители вертикального направления (А. О. Скопин, А. И. Татаркин, О. А. Романова, А. А. Куклин, В. И. Яковлев и др.) раскрывают экономическую безопасность как иерархическую структуру, в которой экономическая безопасность национального хозяйства детерминирована экономической безопасностью фирм и регионов;
- Е. М. Бухвальд, А. Е. Городецкий, Б. И. Михайлов трактуют экономическую безопасность как способность экономики обеспечивать эффективное удовлетворение общественных потребностей на национальном и международном уровнях.
Однако, данные подходы не раскрывают в полной мере всю сложность экономических отношений в сфере экономической безопасности, поскольку, прежде всего, экономическая безопасность национального хозяйства несводима к экономической безопасности регионов, кроме того,
1 Исследования экономической безопасности в данном аспекте представлены в трудах Е. Н. Блиновой, М. Я. Корнилова, В. И. Назаренко, И. А. Оболенцева, М. И. Синюкова, Г. И. Шмелева, Ю. М. Чернова и др.
экономическая безопасность предполагает не только удовлетворение общественных, но и региональных потребностей и потребностей фирм.
Экономическая безопасность - это состояние многоуровневой системы экономических отношений, выступающее результатом внутренней сбалансированности экономических интересов хозяйствующих субъектов на микро-, мезо- и макроуровнях национального хозяйства, и обеспечивающее самодостаточность (не отрицающую участие в глобализационных процессах) хозяйственной системы на макроуровне; и построение динамичной системы сбалансированной реализа-
ции экономических интересов регионов на мезо-уровне (условие развития интеграционных процессов, снижения уровня дифференциации территорий и формирования единого экономического пространства страны).
Экономическую безопасность можно представить как сбалансированную реализацию экономических интересов трех уровней, причем третий уровень экономической безопасности выступает интегрированным результатом сбалансированности на микро- и мезоуровнях, приобретающим в системе свойство эмерджентности (на макроуровне) (рис. 1).
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
1-Й УРОВЕНЬ (микро-):
Сбалансированная
система реализации
экономических ин-
тересов хозяйст-
вующих субъектов
на микроуровне
_ ч
Н а
оз
- инновационныи вектор развития экономики;
- политика умеренного протекционизма;
- антимонопольная политика;
- поддержка малого и среднего бизнеса;
- развитие инфраструктуры экономики
а =
£ I * £
а л ■&
Условия, формируемые на мезо- и макроуровнях
2-Й УРОВЕНЬ (мезо-): - инновационный вектор развития эконо-
мики;
Сбалансированная <— - развитие инфраструктуры экономики;
система реализации - применение кластерного подхода;
экономических ин- - меры по снижению уровня дифференциа-
тересов хозяйст- ■4— ции развития регионов;
вующих субъектов - формирование условий для обеспечения
на мезоуровне хозяйственной самостоятельности регионов
во внешнеторговых отношениях;
- модернизация региональной политики
Условия, формируемые на мезо- и макроуровнях
3-Й УРОВЕНЬ (макро-):
Сбалансированная система реализации экономических интересов хозяйствующих субъектов на макроуровне
Условия, формируемые на макро- и мегауровнях
- гармонизирующее влияние;
- дисбалансирующее воздействие, несущее угрозу экономической безопасности.
Рис. 1. Экономическая безопасность как многоуровневая система
Экономическую безопасность в самой обобщенной трактовке можно представить как обеспечение экономической (продовольственной, промышленной, финансовой и т. д.) независимости. В данном ключе даны определения в экономических и социологических словарях.
Безопасность - состояние общественных отношений, при котором личность, социальная группа, общность, народ, страна (государство) может самостоятельно, суверенно, без вмешательства и давления извне свободно выбирать и осуществлять свою стратегию международного поведения, духовного, социально-экономического и политического развития [5].
Экономическая безопасность - состояние экономики, обеспечивающее: достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития страны; и неуязвимость и независимость экономических интересов страны по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям [8].
Воспроизводство экономической безопасности как отражение динамики системы экономических отношений национального хозяйства может носить характер расширенного, простого или суженного воспроизводства:
1. Простое воспроизводство экономической безопасности предполагает сохранение системы экономических отношений в состоянии, обеспечивающем условия для гармоничной реализации экономических интересов на достигнутом уровне, однако не создающее предпосылок для их реализации на более высоком уровне за счет инновационного развития, расширения международного сотрудничества, более эффективного использования имеющихся ресурсов (в том числе, институционального потенциала) национального хозяйства.
2. Расширенное воспроизводство экономической безопасности характеризует достижение согласованной реализации экономических интересов в национальном хозяйстве на более высоком уровне, за счет потенциала саморазвития.
3. Суженное воспроизводство экономической безопасности предполагает противодействие дисбалансу в системе экономических интересов, обусловленному воздействием внешних или внутренних факторов, преодоление которого приводит к согласованной реализации экономических интересов в национальном хозяйстве на более низком уровне.
Критерием, отражающим характер воспроизводства экономической безопасности выступает способность (или неспособность) экономики воз-
вращаться к сбалансированной реализации экономических интересов на всех ее уровнях в случае внешнего или внутреннего дисбалансирующего воздействия (рис. 2).
Расширенное воспроизводство экономической безопасности - стабильно динамичная система экономических интересов, способная к переходу в новое стабильное состояние.
Простое воспроизводство экономической безопасности - устойчивое равновесие системы реализации экономических интересов.
Суженное воспроизводство экономической безопасности - неустойчивое равновесие системы, не способной сохранять баланс интересов в случае воздействия внешних или внутренних угроз.
Факторы способны динамично изменяться во времени и оказывать соответствующее воздействие на процесс воспроизводства экономической безопасности, причем действие тех или иных факторов определяется существующими условиями (более инертными или вообще постоянными (например, географическое положение страны)).
Таким образом, уровень экономической безопасности как результат гармонизации экономических интересов субъектов всех уровней и характер ее воспроизводства отражают способность экономики противостоять внешним и внутренним дисбалансирующим факторам в сложившихся социально-экономических и геополитических условиях.
Основой экономической безопасности выступает сбалансированная реализация экономических интересов различного уровня, их динамичное взаимодействие. При этом каждый хозяйствующий субъект обладает собственными экономическими интересами, присущими только ему и обусловленными спецификой его хозяйственной деятельности. Кроме того, экономические интересы в сфере экономической безопасности (различной степени общности) обладают относительной автономностью, обусловленной множественностью целей, преследуемых экономическими субъектами.
В рамках хозяйственной системы совокупность экономических интересов определяет их коррелятивные связи, их внутреннюю противоречивость. Национально-государственные интересы страны в сфере экономической безопасности могут быть реализованы путем воспроизводства необходимого набора благ и услуг, достаточного для обеспечения независимости страны, ее развития, даже в случае нарастания внешних или внутренних угроз. «Подлинные национальные интересы каждой страны определяются, прежде всего, требованиями обеспечения государственной независимости, благосостояния и высокого качества
жизни народа, сохранения его культуры и духовных ценностей» [1]. Достижение расширенного воспроизводства экономической безопасности на макроуровне выступает отражением наращивания
потенциала экономики, обеспечения устойчивого интенсивного экономического роста, повышения качества и уровня жизни населения, повышения конкурентоспособности страны.
Ф А К Т О Р Ы
- уровень социального неравен' ства;
- уровень дифференциации регионов;
- структура экспорта и импорта;
- уровень развития производства;
- уровень самообеспечения товарами первой необходимости и продовольствием и др
Рис. 2. Факторы и условия, определяющие характер воспроизводства экономической безопасности
Помимо государства как выразителя экономических интересов в сфере экономической безопасности на макроуровне, каждый хозяйствующий субъект мезо- и микроуровней обладает собственными экономическими интересами в данной сфере, которые могут выходить за пределы национальногосударственных экономических интересов и даже вступать с ними в противоречие.
Так, стремление региона к максимизации уровня собственной экономической безопасности (например, за счет имеющихся в регионе природных ресурсов) может привести к росту региональной дифференциации, которая несет в себе угрозу целостности и социальной стабильности государства. Соответственно, обеспечение экономической безопасности страны требует построения системы жесткой иерархии - подчиненного характера интересов регионов, фирм и личности национально-государственным интересам. Однако сохранение иерархии не отменяет взаимообусловленного характера реализации интересов бо-
лее высокого уровня интересами меньшей степени общности, поскольку экономическая безопасность страны (региона) в качестве обязательной составляющей подразумевает безопасность ее граждан, предприятий (стратегического значения) (рис. 3).
Экономический интерес хозяйствующего субъекта любой степени общности в сфере экономической безопасности состоит в ее максимизации при минимизации затрат на ее обеспечение. Стремление каждого субъекта к максимальному обеспечению экономической безопасности обусловливает возникновение противоречий, которые, с одной стороны, несут в себе источник саморазвития хозяйственной системы, а с другой -формируют угрозу ее целостности. В случае разрешения данного противоречия в пользу одного из хозяйствующих субъектов со значительным ущербом для другого это может привести к неразрешимым конфликтам деструктивного характера. Это обусловливает взаимосвязь экономиче-
ской безопасности с характером реализации экономических интересов в хозяйственной системе,
точнее с построением гармоничной системы реализации экономических интересов.
- энергетическая безопасность;
- продовольственная безопасность;
- финансовая безопасность;
- научно-технологическая и военная безопасность;
- безопасность предпринимательской деятельности и государственной собственности
НГЭИ - национально-государственные экономические интересы; ЭИР - экономические интересы региона;
ЭИФ - экономические интересы фирмы;
ЛЭИ - личные экономические интересы.
Рис. 3. Характер связей и отношений в системе реализации экономических интересов в сфере экономической безопасности микро-, мезо- и макроуровней
Диалектический характер взаимосвязи экономической безопасности с состоянием системы экономических интересов определяется двумя диалектически связанными аспектами:
1) гармонизация экономических интересов (в том числе и в сфере экономической безопасности) означает оптимально достижимую экономическую безопасность для хозяйствующих субъектов любой степени общности при существующем уровне возможностей системы;
2) в силу ограниченности ресурсов гармонизация экономических интересов предполагает недостижимость максимального уровня экономической безопасности для каждого отдельного хозяйствующего субъекта.
Таким образом, расширенное воспроизводство экономической безопасности возможно лишь в случае сбалансированной реализации экономических интересов всех уровней, которая обеспечит стабильность системы перед воздействием внешних и внутренних угроз. Соответственно экономически безопасное состояние системы определя-
ется формированием оптимальных условий для реализации экономических интересов микро-, ме-зо- и макроуровней при существующих ресурсных возможностях.
В современных российских условиях происходит расширение прав и свобод регионов в ведении хозяйственной деятельности, что влечет за собой усиление значимости экономических интересов регионов в процессе развития национальной экономики.
Регион как сложная хозяйственная единица, выступающая частью единой экономической системы национального хозяйства, является носителем и выразителем системы экономических интересов, для которой характерна внутренняя противоречивость. В данной системе можно выделить две базовых составляющих: «собственные» экономические интересы региона и экономические интересы региона, обусловленные его местом в системе хозяйственных отношений страны.
«Собственные» экономические интересы присущи любому (абстрактному) региону, а также
любому хозяйствующему субъекту, более или менее высокой степени общности (государству, федеральному округу, муниципалитету). Они направлены на удовлетворение насущных потребностей региона в повышении уровня и качества жизни населения на его территории; на развитие инфраструктуры и отраслей, ориентированных на удовлетворение внутренних потребностей региона (т. е. способных обеспечить высокий уровень благосостояния в регионе), на усиление геополитического и социально-экономического влияния региона на развитие экономики страны. В современных условиях важнейшими составляющими собственных экономических интересов являются: создание благоприятной экологической обстановки; обеспечение условий для удовлетворения потребностей людей в труде, создание благоприятных условий труда, обеспечение развития социальной и образовательной сферы как основ сохранения и расширенного воспроизводства (в количественном и качественном аспекте) человеческого капитала региона.
Другой составляющей системы экономических интересов региона выступают интересы, обусловленные местом данного региона в системе национального хозяйства, эти интересы непосредственно отвечают потребностям системы более высокого уровня, т. е. их реализация лежит непосредственно в сфере национально-государственных интересов. Это интересы - в развитии производства в рамках внутригосударственной системы разделения труда, в создании условий для наиболее эффективного выполнения возложенных государством социально-экономических и политических задач. Реализация данной группы интересов, как правило, находится в прямой зависимости от реализации экономических интересов отраслей народного хозяйства, предприятия которых распложены на данных территориях.
«Собственные» экономические интересы региона выступают объектом непосредственной хозяйственной деятельности региона. При этом реализация другой группы интересов обусловлена характером и сферой взаимодействия национально-государственных экономических интересов и интересов региона.
Соответственно, согласованность интересов государства и региона требует формирования системы мер, способствующей обеспечению устойчивого, сбалансированного развития экономики региона (реализация «собственных» интересов) и формированию отраслевой структуры экономики, способной обеспечить потребности государства.
Воспроизводство экономической безопасности региона определяется совокупностью условий и факторов, характеризующих стабильность текущего состояния, а также определяющих характер воспроизводства экономической безопасности региона. Целесообразность рассмотрения экономической безопасности региона как самостоятельной категории определяется наличием некоторой хозяйственной независимости и интеграции в единое экономическое пространство российской экономики.
Регион как субъект экономической безопасности имеет собственные ресурсы, экономическую и институциональную базу, позволяющие оперативно реагировать на возникающие угрозы, осуществлять меры по предотвращению социальной нестабильности, по предупреждению локальных экономических проблем. Экономические интересы региона состоят в максимальном сокращении влияния объективных негативных факторов развития региональной экономики (территориальных, климатических, природно-географических, исторических, социально-политических и т. д.) и оптимальном использовании положительных факторов того же порядка. Однако экономические интересы региона в сфере экономической безопасности не сводятся только к ее обеспечению в регионе, поскольку регион является частью единого национального хозяйства России, а соответственно определяет интересы более высокого уровня.
Соответственно, экономическая безопасность региона, с одной стороны, предполагает обеспечение специализации его экономики в соответствии с интересами государства, а с другой - обеспечение диверсификации его экономики с целью повышения устойчивости экономической системы региона, сглаживания проблем, связанных с высокими уровнем дифференциации регионов.
В соответствии с вышесказанным, экономические интересы региона в сфере экономической безопасности могут быть систематизированы по признаку их соотнесения с национально-государственными интересами и интересами других регионов:
1) общие экономические интересы региона в сфере экономической безопасности - это интересы, присущие любому региону, независимо от специфики его экономической системы и соответствующие национально-государственным интересам;
2) специфические экономические интересы региона в сфере экономической безопасности -это интересы, обусловленные экономическими и геополитическими особенностями региона, но со-
ответствующие национально-государственным интересам;
3) частные экономические интересы региона в сфере экономической безопасности - это интересы, противоречащие единой концепции обеспечения экономической безопасности национального хозяйства.
Противоречивость системы экономических интересов региона в сфере экономической безопасности обусловлена именно существованием общих и частных интересов. Соответственно обеспечение экономической безопасности национального хозяйства обуславливает необходимость гармонизации экономических интересов не только между отдельными регионами, но и гармонизации внутрирегиональных интересов.
Несмотря на то, что частные интересы присутствуют у региона всегда, тем не менее, их размах и степень влияния на экономику региона определяется политикой, проводимой на федеральном уровне. В том случае, когда частные региональные интересы приобретают в регионе преимущественное значение в силу неэффективности государственной экономической политики, происходит усиление процессов дезинтеграции, обострение социальной обстановки стране.
Совершенствование экономической политики способствует сокращению доли частных экономических интересов региона в сфере экономической безопасности, их трансформации в специфические и общие экономические интересы.
Таким образом, соотношение частных, специфических и общих интересов в системе экономических интересов региона в сфере экономической безопасности может служить своего рода индикатором ее состояния в регионе и национальном хозяйстве в целом (на основе мониторинга состояния всех регионов).
Одной из наиболее серьезных угроз сбалансированному функционированию региональных хозяйственных систем выступает теневая экономика как фактор дезорганизации процессов регионального экономического развития, снижения способности противостоять внешнему и внутреннему дисбалансирующему воздействию негативных факторов.
Поскольку основной задачей теневой экономической деятельности является получение дополнительной прибыли за счет использования методов недобросовестной конкуренции, использования незаконных механизмов осуществления финансово-хозяйственной деятельности, то это приводит к неэффективности системы управления региональной экономикой. Причем регулирование региональной экономики может усугублять дисбаланс экономических интересов в пользу неофициального сектора экономики, поскольку оно не затрагивает теневые экономические структуры.
Существование значительного дисбаланса интересов официального и неофициального секторов регионального хозяйства приводит к низкой эффективности любых мер, принимаемых региональными органами власти и направленных на стимулирование экономики. Сущность социально-экономических противоречий, обусловленных распространением теневых экономических отношений, проявляется в доминирующем влиянии структур теневой экономики посредством значительного преобладания их экономических возможностей.
Для нейтрализации социально-экономических последствий данного дисбаланса на региональном уровне необходима реализация комплекса взаимосвязанных мер, осуществляемых поэтапно (табл. 1).
Таблица 1
Этапы реализации комплекса мер по устранению дисбаланса интересов официального и неофициального секторов регионального хозяйства
№ этапа Стратегическое направление деятельности Тактические направления деятельности
1 Повышение рисков ведения теневой хозяйственной деятельности - Совершенствование системы институциональных ограничений: четкое разделение сфер контроля между властными структурами; выделение обязанностей по взаимному надзору и контролю; обеспечение своевременного принятия нормативных актов, регламентирующих и регулирующих расходование бюджетных средств в регионе. - Осуществление со стороны региональных властей контроля за соблюдением налогового законодательства с целью предотвращения применения различных схем ухода от налогов. - Мониторинг внешнеэкономических хозяйственных связей региональных предприятий
Планируемый промежуточный результат - стремление значительного числа хозяйствующих субъектов перейти в официальный сектор региональной экономики
№ этапа Стратегическое направление деятельности Тактические направления деятельности
2 Проведение активной информационно-образовательной политики региональной администрацией - Проведение активной политики региональных властей по обеспечению прозрачности деятельности региональных чиновников всех рангов с целью повышения доверия граждан к системе власти. - Поиск и анализ информации о теневой активности в регионе, получаемой из различных источников, в том числе из сети Интернет. - Активизация воспитательной и образовательной (в сфере обучения механизмам «выхода из тени») работы в учебных заведениях и СМИ. - Развитие на общественных началах при поддержке региональных властей общественных приемных, призванных рассматривать проблемы хозяйствующих субъектов, столкнувшихся с коррупцией, способствовать их решению. - Создание для хозяйствующих субъектов в регионе телефона «горячей линии» по вопросам выведения предпринимательской деятельности из теневого сектора
Планируемый промежуточный результат - переход значительного числа хозяйствующих субъектов в официальный сектор региональной экономики
3 Формирование внешних условий для эффективной реализации экономических интересов фирм, переходящих или уже работающих в официальном секторе экономики - Развитие социальной инфраструктуры региона, как основа повышения качества жизни населения. - Активизация отношений социального партнерства с различными объединениями предпринимателей и профсоюзными организациями по вопросам социальной политики. - Активизация сотрудничества с зарубежными партнерами с целью развития двусторонних экономических отношений и с международными организациями, спе-циализируюгцимися на борьбе с теневой экономикой и коррупцией - Решения региональной администрации не должны способствовать возникновению новых рынков коррупционных услуг
Планируемый промежуточный результат - развитие официального (легального) сегмента региональной экономики
4 Формирование стратегии развития малого и среднего предпринимательства в регионе на долгосрочный период, построенной в контексте единой концепции снижения уровня поляризации социально-экономического развития регионов. - Создание конкурентных преимуществ для местных товаропроизводителей путем предоставления льгот по использованию государственного и муниципального имущества. - Развитие системы налоговых преференции для начинающих предпринимателей, льготные условия кредитования. - Масштабная пропаганда в средствах массовой информации предпринимательской инициативы и опыта. - Совершенствование механизма оказания финансовой поддержки бизнесу, путем упрощения схемы кредитования предприятий. - Построение схем оказания адресной финансовой, информационной, правовой, консультационной поддержки предпринимательским структурам. - Привлечение малых и средних предприятий к выполнению государственных заказов в регионе. - Формирование информационного поля, необходимого для расширения межрегиональных, внешнеэкономических связей региональных предпринимательских структур
Ослабление хозяйственных связей между российскими регионами, разрушение части производственно-экономических отношений, ориентация на преимущественное развитие добывающих отраслей способствовали усилению поляризации социально-экономического развития регионов. Так к 2007 г. 55 регионов страны имели уровень ВРП на душу населения, составляющий менее 50 % от среднероссийского значения этого показателя. В период с 2003 по 2007 г. показатель соотношения максимального и минимального значения ВРП на душу населения в субъектах РФ вырос в 1,4 раза (от значения 58,8 в 2003 г., до 80,9 в 2007 г.).
Одним из факторов усиливающим процесс дифференциации российских регионов выступает
неоднородность развития инфраструктурного комплекса страны. Так, плотность автомобильных дорог в Дальневосточном экономическом районе составляет всего 5 км (на 1000 км2), при этом в Центрально-Черноземном районе данный показатель составляет 172 км (на 1000 км2), т. е. различается в 34,4 раза. Кроме того, 79,3 % жителей проживает в Европейской части России (Центральный, Южный, Северо-западный и Приволжский федеральные округа) [6].
Помимо субъективных причин, связанных с несовершенством региональной и федеральной политики, основу региональных различий формирует геополитическая специфика России, проявляющаяся в значительных природно-климатических различиях [7]:
- максимальный разрыв по значению средней температуры января между регионами России составляет 56 °С (от + 6 до -50 °С);
- вечная мерзлота занимает 65 % территории России;
- 70 % сельскохозяйственных угодий и 75 % пашни страны, а также 75 % валовой продукции сельского хозяйства приходится на европейский макрорегион;
- более 70 % российской территории - зона рискованного земледелия.
Таким образом, в качестве условий возникновения и существования полюсов социально-экономического развития можно выделить:
- значительное разнообразие российских территорий;
- специфика государственной региональной политики, проводимой в советский период - приоритетность неэкономических принципов районирования (политического, национального, административного, этнического и т. д.);
- разрушение инфраструктуры и системы хозяйственных связей в период реформирования экономики, вызванное разделением страны, потерей конкурентоспособности части отраслей промышленности и сфер хозяйственной деятельности;
- характер развития внешнеэкономических связей, проявляющийся в их концентрации в крупных мегаполисах и регионах с развитой инфраструктурой;
- приоритетное развитие отраслей добывающей промышленности, обуславливающее их лидирующее социально-экономическое положение.
Сложившаяся ситуация несет в себе значительные угрозы национальной экономической безопасности, в качестве наиболее серьезных из них можно выделить: социальную дифференциацию в уровнях доходов населения регионов; несоответствие специализации части регионов интересам национальной экономики; угроза экономической целостности страны; противоречия между центром и регионами и др.
Основу решения проблемы социально-экономической поляризации российских регионов может составить интеграция смежных территорий вокруг полюсов социально-экономического развития. Предпосылками такого объединения в современных российских условиях выступают [3]:
1. Необходимость диверсификации регионального хозяйственного комплекса, наиболее проявившаяся в период кризиса. Поскольку относительно благополучные в докризисный период регионы, ориентированные на развитие единственной отрасли (или муниципалитеты с градооб-
разующим предприятием), наиболее остро ощутили кризис, даже по сравнению с менее благополучными, но диверсифицированными региональными экономическими системами.
2. Высокий уровень дифференциации смежных территорий. Так, в относительно однородном по природным ресурсам и климатическим условиям Центральном федеральном округе в соседних регионах Воронежской и Липецкой областях ВРП на душу населения отличался в 2007 г. в 2,2 раза.
3. Необходимость сокращения времени внедрения инновационных разработок в научную деятельность. Длительный путь внедрения в значительной степени обусловлен территориальным разделением центров научных исследований и инновационных разработок с промышленными предприятиями, где они могут быть внедрены.
4. Низкий уровень развития перерабатывающих отраслей в нефтегазовой сфере, снижающий экспортную стоимость данного сырья (Так в структуре экспорта в 2007 г. сырая нефть составила 258 млн т, а нефтепродукты лишь 111 млн т). Схожая ситуация наблюдается и в производстве лесоматериалов - Россия в 2007 г. экспортировала 49,3 млн м3 необработанных лесоматериалов.
5. Низкий уровень развития инфраструктуры как сдерживающий фактор развития внешнеэкономических (торговых и туристических) связей: например в 2007 г. в Россию совершено поездок иностранных граждан с целью туризма - 2123 тыс., в то время как в Турцию только российскими гражданами в том же году осуществлено 1923 тыс. поездок.
Таким образом, в современной России высокий контраст социального и экономического развития регионов обуславливает необходимость трансформации региональной структуры национального хозяйства, интеграции регионов с наиболее высокоразвитыми соседними территориями, формирования единой стратегии развития на взаимовыгодных условиях.
Результатом реформирования российской экономики стало построение биполярной структуры национального хозяйства, в рамках которой четко выделились два «полюса благополучия»: те регионы, в которых сконцентрирована добывающая промышленность (месторождения нефти, газа, алмазов, золота, цветных и редких металлов), а также Москва как особая территория, выступающая центром финансовой, политической, экономической, культурной и других сфер общественной жизни. На данных территориях сконцентрированы непро-
порционально (по отношению к другим регионам страны) высокие доходы, для них характерен значительный приток иностранных инвестиций (так 58,6 % от общего объема иностранных инвестиций в российскую экономику приходится на г. Москву, ВРП г. Москвы и Тюменской области составляют соответственно 23,1 % и 11,7 % от ВВП страны [5]). Последствием становления такой структуры является усиление межрегиональной дифференциации, национальное хозяйство переходит во внутренне нестабильное состояние, являющееся серьезной угрозой экономической и национальной безопасности страны в целом.
Осуществление региональной политики, как правило, обусловлено стремлением каждого региона обеспечить высокий уровень и качество жизни, социальную стабильность и экономический рост региональной экономики. Однако решение одних и тех же задач требует от региональных властей формирования собственной индивидуальной экономической политики, обусловленной спецификой регионального развития. Регионы вынуждены конкурировать между собой за получение определенных выгод и преимуществ со стороны федерального центра, т. е. добиваться соответствующего перераспределения национального продукта в свою пользу. Причем не всегда это перераспределение соответствует национально-государственным интересам, а может лежать в сфере частных экономических интересов региона и быть обусловлено высоким уровнем его социально-политического влияния в стране.
Противоречие частных и общих экономических интересов в различных регионах имеет разные причины, которые обобщенно могут быть сведены к двум типам в соответствии с делением регионов на регионы-реципиенты и регионы-доноры. Соответственно, частные интересы региона донора, который не получает трансфертов от федерального центра будут направлены на максимальное сохранение собственных финансовых ресурсов, в то время как регионы-доноры ориентированы на привлечение ресурсов из центра, не всегда пропорционально собственным потребностям. Такая ситуация не только не решает проблемы развития регионов, но и усугубляет их дифференциацию, провоцирует преобладание частных экономических интересов в системе интересов регионов в сфере экономической безопасности. В связи с этим перед органами государственной власти остро встала необходимость совершенствования государственной политики, направленной на построение новых целей и трансформацию регионального устройства националь-
ного хозяйства страны, что позволит сформировать пути решения проблемы снижение уровня дифференциации российских регионов посредством выравнивания финансовых потоков из федерального центра, обеспечения условий для выравнивания экономического и производственного потенциалов регионов.
Основой сглаживания социально-экономической поляризации развития территорий должно стать формирование механизма, включающего построение модели многополярной реализации экономических интересов регионов. Задача данного механизма состоит в обеспечении сбалансированной реализации экономических интересов регионов на всем территориальном пространстве страны, поскольку в настоящее время основная концентрация экономических связей и отношений приходится на центральную часть России и те регионы, в которых сконцентрированы энергосырьевые ресурсы. Выявление и развитие полюсов роста будет способствовать обеспечению баланса сил в стране, формированию альтернативных вариантов развития страны и возможного противодействия внешним угрозам.
Конечной целью построения такой модели выступает формирование межрегиональных кластеров, интегрированных структур, позволяющих регионам формировать единую стратегию социально-экономического развития при сохранении относительной самостоятельности в решении тактических задач. Построение межрегиональных кластеров будет выступать в качестве инструментария снижения уровня межрегиональной дифференциации как необходимого условия расширенного воспроизводства экономической безопасности.
Существующие регионы-лидеры в других отраслях и сферах экономики страны, хотя и менее выраженные, также не имеют регионов, которые могли бы конкурировать с ними, что приводит к значительной концентрации финансовых потоков, активной хозяйственной жизни, прежде всего, в центральной части страны, а также в регионах, обладающих значительными природными ресурсами. При этом большая часть территорий (на которых сосредоточена основная масса населения) регрессирует или сохраняет стабильно низкие показатели социально-экономического развития.
При формировании региональной структуры многополярной модели реализации экономических интересов регионов Москва не рассматривалась как исключительная по геополитическим и социально-экономическим показателям территория. В таблице представлены две сферы экономической деятельности (туризм и научно-промыш-
ленная инновационная деятельность) как примеры выделения регионов полюсов и точек роста их развития. Интеграция смежных территорий вокруг регионов-полюсов не только поможет им стать лиде-
рами и обеспечит баланс сил в национальном хозяйстве, но и будет способствовать развитию смежных территорий, сглаживанию поляризации социально-экономического развития (табл. 2).
Таблица 2
Элементы региональной структуры многополярной модели реализации экономических интересов регионов1
03 ^ а § & ° ° 8 О Регион-лидер Потенциальные регионы-полюсы
Регион, являющийся лидером в одной из сфер экономики Обоснование лидирующего положения данного региона а я л & 3 й Є 8 сЗ ^ ^ О Н 8 О Ь е Пр Предпосылки, обусловливающие возможное лидерство Точки роста регионов-полюсов в данной сфере
Туризм Санкт-Петербург Крупнейший исторический и культурный центр России, на территории которого расположено 36 комплексных объекта, объединяющих около 4000 памятников архитектуры, истории и культуры включенных в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. В городе действует 221 музей, 2000 библиотек, более 80 театров, 100 концертных организаций, 45 галерей, выставочных залов. Ежегодно в городе проводится около 100 фестивалей и конкурсов разных направлений культуры и искусства, включая более 50 международных. Развитию туризма в Санкт-Петербурге способствует высокий уровень развития инфраструктуры и удачное географическое расположение (близость к странам Европы) Республика Карелия Наличие уникальных архитектурных и культурно-исторических объектов на островах Кижи, Валаам и Соловецких островах, которые входят в список памятников всемирного культурного наследия ЮНЕСКО и являются национальным достоянием России. Почти миллион гектаров земли, или более 5 % от общей площади республики, составляют особо охраняемые природные территории: национальные парки «Паанаярви», «Водло-зерский» и «Калевальский», природный парк «Валаамский архипелаг», заповедники «Кивач» и «Костомукшский», 46 заказников, 108 памятников природы. На территории республики находится первый российский курорт и санаторий Марциальные воды, основанный 280 лет - развитие инфраструктуры региона, как рек-реационно-тури-стической, так и транспортной. - активизация маркетинговой политики, ориентированной как на Россию, так и на зарубежные страны; - повышение качества оказываемых услуг; - развитие альтернативных видов туризма; - использование климатического разнообразия для совмещения нескольких видов туризма в единый цикл отдыха
& о §- « о н о а Краснодарский край - самый теплый регион России, средняя продолжительность времени, когда в светлое время суток на территории края наблюдается солнечная погода, составляет 2300 часов в год; благодаря сочетанию благоприятных климатических условий и наличия месторождений минеральных вод и лечебных грязей Краснодарский край является самым популярным курортно-туристическим регионом; в период максимального развертывания ежедневная емкость курортов края достигает 450-480 тыс. мест. Развитию туризма (прежде всего, горнолыжного) в Краснодарском крае способствует получение Россией права проведения зимних Олимпийских игр в г. Сочи в 2014 г. Камчатский край Уникальные ресурсы для развития туризма, прежде всего горнолыжного. Большой интерес представляет природа Камчатки: термальные источники и природные парки. Камчатская Долина гейзеров признана в 2008 г. одним из 7 чудес России
В Новосибирской области расположены три научных городка: Сибирское отделение Российской академии наук, Сибирское отделение Российской академии медицинских наук, Сибирское отделение Российской академии сельскохозяйственных наук. В 1957 г. в Новосибирске создан первый в мире аналог технопарка - Академгородок. Сотрудники: более 50 академиков и член-корреспондетов, более 1 300 докторов Пять академических институтов: Институт физики, Институт биофизики, Институт леса, Институт химии и химической технологии, Институт вычислительного моделирования и ряд научно-исследовательских лабораторий составляют Красноярский научный центр СО РАН. Центр имеет мощную исследовательскую базу и ведет работы по наиболее приоритетным направлениям российской - использование успешного зарубежного и отечественного опыта по созданию единого научно-промышленного комплекса на базе вузов;
1 Информация о социально-экономическом состоянии регионов приводится на основании данных с официальных сайтов их администраций; сайтов: URL: http://www.gks.ru, http://www.ngonb.ru, http://tomskforum.ru, http://www.minregion.ru и др.
Научно-промышленные, инновационные отношения Новосибирская область наук, 3,5 тыс. кандидатов наук. По числу ученых на душу населения Новосибирск опережает аналогичный общероссийский показатель в 2,2 раза. В Новосибирской области работают более 400 малых и средних предприятий в научно-технической сфере, которыми в 2007 г. произведено продукции на сумму около 29 млрд руб. В составе предприятий на постоянной основе работают около 380 докторов и кандидатов наук. За последние два года подано более 120 заявок на регистрацию патентов, промышленных образцов, товарных знаков, получено 95 патентов. Многие малые и средние компании являются лидерами не только в России, но и за рубежом, например: - 75 % выпускаемых в России средств диагностики заболеваний; йа арк О & яно са аКр науки. В 1979 г. в Красноярске был открыт филиал Академии наук. В крае функционирует 64 научных учреждения, в их числе научный центр СО РАН с институтами леса, физики, химии природного органического сырья, биофизики, химии и химико-металлургических процессов, отделом экономического прогнозирования института экономики и организации промышленного производства, международным центром исследования замкнутых экологических систем, несколькими лабораториями и станциями и вычислительным центром. В Красноярске работают Институт медицинских проблем Севера СО РАМН, несколько отделений Российской сельскохозяйственной академии, около 30 отраслевых НИИ, их филиалов и отделений - активизация венчурной деятельности вузов; - предоставление большей хозяйственной самостоятельности НИИ и высшим учебным заведениям; - обеспечение защиты прав интеллектуальной собственности; - совершенствование патентной системы;
- 70 % мирового производства искусственных изумрудов; - 90 % российского производства приборов для жидкостной хроматографии (исследования веществ в науке и промышленности, контроль лекарственных препаратов и экологического мониторинга); - 70 % мирового рынка программного обеспечения виртуализации хостинга; - свыше 40 % банков России работают с использованием программных разработок компании «Центр финансовых технологий»; - 60 % российского производства медицинских рентгеновских аппаратов; - более 500 вещательных студий России и стран ближнего зарубежья работают на программно-аппаратных комплексах семейства Форвард; - мощные аргоновые лазеры, оптоволоконные лазеры и сенсоры разработала группа компаний «Инверсия». Волоконный лазер компании отмечен журналом Nature Photonics в числе 5 важнейших новых продуктов года - создание особых экономических зон в центрах инновационной и научнопромышленной деятельности
Свердловская область В регионе насчитывается около 1394 организации (без учета малых предприятий), выполняющих НИОКР, сосредоточено более 1/3 всех научных учреждений Урала. По числу организаций, осуществляющих НИОКР и количеству исследователей область входит в первую пятерку субъектов РФ и лидирует среди регионов Уральского экономического района. Академическую науку представляют 19 научно-исследовательских институтов, не считая филиалов Тамбовская область В Тамбовской области действуют 9 объектов инновационной инфраструктуры: инновационный центр высоких био- и химических технологий, институт дистанционного образования, институт инноваций и приоритетных научных направлений Тамбовский инновационно-техно-логический центр машиностроения, Тамбовский инновационный бизнес-инкубатор регионального центра управления и культуры, Тамбовский фонд поддержки и развития предпринимательства, Тамбовский центр научнотехнической информации Техноэкос, ЦТТ при Тамбовском государственном техническом университете
В Свердловской области 92 отраслевые организации, в том числе 18 НИИ, и 39 проектно-конструкторских организаций, осуществляющих внедренческую деятельность по широкому спектру на- В Тамбовском государственном университете имени Г. Р. Державина действуют 35 научных школ и направлений, в том числе по исследованию нанотехнологий и динамики наноструктур.
правлений. В них занято 3965 научных работников. 25 НИИ имеют государственную аккредитацию. В регионе функционируют 30 вузов (1/4 от числа всех вузов в УЭР), в том числе 18 государственных. На территории региона сосредоточено более 30 % оборонно-промышленного потенциала Урала. Предприятия ОПК расширяют номенклатуру наукоемкой конкурентоспособной продукции, в том числе гражданского назначения. Ими освоено новое технологическое оборудование для агропромышленного комплекса, ТЭК, производится до 40 % сложной медицинской техники, выпускаемой на Урале. Более 50 % произведенной военной продукции составляют экспортные поставки. Предприятия машиностроительных отраслей предлагают на экспорт более 40 единиц технологического оборудования и 2300 единиц продукции.
В области функционирует свыше 1300 малых предприятий в сфере науки и научного обслуживания (43 % от числа всех малых предприятий отрасли УЭР). Количество работающих в малых предприятиях сферы науки и научного обслуживания в Свердловской области составляет около 10 % от общего числа исследователей, выполняющих НИОКР_________________________
Указом Президента РФ от 4 ноября 2003 г. № 1306 «О присвоении статуса наукограда Российской Федерации г. Мичуринску Тамбовской области» первому и единственному в России наукограду в агропромышленном комплексе утверждены основные направления научной, научно-технической и инновационной деятельности, экспериментальных разработок, испытаний и подготовки кадров, являющиеся приоритетными для Мичуринска - наукограда РФ
Таким образом, в каждой отрасли и сфере хозяйственной деятельности возможно выделение регионов-полюсов, обладающих значительным потенциалом развития, реализация которого возможна за счет интеграции смежных территорий, основанной на исследовании уровня и качества пространственного развития регионов, их национального значения, особое внимание должно быть уделено приграничным субъектам РФ.
Реализация многополярной модели призвана способствовать трансформации региональной политики с целью обеспечения сбалансированного социально-экономического развития регионов и формирования единого экономического пространства как базового стратегического направления региональной политики.
Несмотря на значительное внимание, уделяемое в научной литературе формированию кластеров, как одному из базовых инструментов инновационного развития регионов, обеспечения их конкурентоспособности, тем не менее, создание региональных кластеров не обеспечено соответствующей нормативно-правовой базой, которая регламентировала бы порядок их создания и функционирования. Хотя существующий благоприятный опыт развития региональных кластерных систем в Москве и Московской области, в Республике Татарстан, в Новосибирске, Саратове
и Красноярске свидетельствует о том, что их создание на инновационных прорывных направлениях регионального развития способствует обеспечению высокого уровня конкурентоспособности региона как в национальном хозяйстве, так и на мировых рынках. Отраслевой поход к трактовке и построению кластеров как промышленных комплексов, формируемых на основе территориального накопления основных производителей и потребителей, сетей специализированных поставщиков, связанных технологической цепочкой, может быть адаптирован к формированию межрегиональных кластеров как особой формы интеграции регионов, позволяющей получить мультипликативный и синергетический эффекты их развития.
Высокий уровень социально-экономической дифференциации российских регионов требует поиска новых форм их взаимодействия и интеграции, позволяющих при сохранении самостоятельности регионов как хозяйствующих субъектов обеспечить синергетический, мультипликативный эффект, способствующий выравниванию региональных экономических систем. Баланс между преимуществами, которые обеспечивает централизация, и сохранением самостоятельности регионов при их интеграции требует формирования промежуточных форм сотрудничества, которое обусловлено исключительно созданием условий
для эффективной реализации экономических интересов всех участвующих сторон. Межрегиональный кластер - это интегрированная структура, включающая экономические системы двух (или более) регионов территориально граничащих друг с другом, но обладающих собственными инновационными, промышленными, аграрными, ресурсными и инфраструктурными особенностями, за счет наличия взаимного до- полнения которых объединение данных территорий способно обеспечить синергетический эффект, в том числе (и преимущественно) за счет инновационного прорыва. Формирование кластеров на мезоуровне требует соответствующего изменения теоретической базы (табл. 3). Алгоритм формирования межрегионального кластера представлен на рисунке 4.
Таблица 3 Трансформация кластерного подхода применительно к межрегиональному уровню
Экономический кластер1 Межрегиональный кластер
Содержание понятия
Кластер - это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний (поставщики, производители и др.) и связанных с ними организаций (образовательные заведения, органы государственного управления, инфраструктурные компании), действующих в определенной сфере и взаимодополняющих друг друга [2]. Межрегиональный кластер - это интегрированная структура, включающая экономические системы двух (или более) регионов территориально граничащих друг с другом, но обладающих собственными инновационными, промышленными, аграрными, ресурсными и инфраструктурными особенностями, за счет наличия которых объединение данных территорий способно обеспечить синергетический эффект, в том числе (и преимущественно) за счет инновационного прорыва
Мотивация формирования кластера
- внедрение и использование новых высоких технологий; - активизация экономической деятельности в регионах; - развитие внешнеторговых связей; - повышение эффективности подготовки специалистов за счет построения единого учебно-производственного процесса; - сокращение издержек; - активизация инновационной активности, раскрытие инновационного потенциала; - оптимизация системы поставок; - развитие отраслей инфраструктуры и сервиса; - оптимизация финансовых потоков; - обеспечение доступности и повышения качества используемых человеческих ресурсов и т. д. - развитие экономики регионов, объединяемых в кластер; - оптимизация финансовых и миграционных потоков; - развитие инфраструктуры регионов; - снижение уровня дифференциации регионов; - оптимизация межрегиональных отношений; - оптимизация использования государственных трансфертов и платежей; - повышение эффективности использования человеческих ресурсов за счет взаимного использования учебных и производственных мощностей; - улучшение социально-экономического положения регионов и т. д.
Системообразующие признаки
- наличие крупного кластерообразующего предприятия и нескольких дочерних или смежных предприятий, объединенных общими целями и интересами; - возможность формирования мультикластера, включающего два или более крупных головных предприятия, у каждого из которых есть более мелкие дочерние компании; - преимущества: единые расходы на рекламу и маркетинговые исследования, общий поток инвестиций, специализация внутри кластера, более активное внедрение инноваций и др. - наличие в группе региона-полюса при существовании регионов, обладающих потенциалом развития, но не использующих его в должной мере; - возможность построения мультикластера, объединяющего регионы-полюсы (не более 2-х) и соседние с ними регионы; - преимущества: формирование единой инфраструктуры, использование взаимодополняющих производств, особенностей, специализация функций, объединение инвестиционных потоков, финансовых, институциональных и других ресурсов
Принципы, регулирующие отношения внутри кластера
Принцип взаимодополняемости
Отношения, построенные внутри кластера, должны способствовать оптимизации процесса производства товаров и услуг предприятиями, входящими в кластер. Объединение регионов должно строиться с учетом обязательного наличия взаимодополняющих ресурсов, отраслей, структурных и инфраструктурных особенностей (например, в одном регионе добывающее, а в другом перерабатывающее производство и т. д.)
Принцип открытости
Кластер должен способствовать развитию отрасли путем привлечения инноваций и новых партнеров для более эффективной реализации внутренних проектов. Формирование кластера и его функционирование должно способствовать более активному внедрению инноваций, в том числе и привлекаемых из регионов, не входящих в данный кластер.
1 Данный столбец таблицы заполнен на основе обобщения представлений о кластере (О. И. Бетин, А. А. Коренчук, М. Портер, В. М. Юрьев и др.).
Экономический кластер1 | Межрегиональный кластер
Принцип всесторонних связей
Предприятия и организации, формирующие кластер, при осуществлении своей хозяйственной деятельности ориентируются не только на цели собственного развития, но и способствуют укреплению горизонтальных связей внутри кластера, обеспечивают поддержку проектов, направленных на его развитие в целом. Региональные органы власти территорий, объединенных в кластер, при формировании своей стратегии ориентируются не только на внутрирегиональное развитие, но и на укрепление связей внутри кластера, на сглаживание дифференциации регионального развития.
Принцип общности
Формирование единой стратегии развития кластера всеми руководителями предприятий и организаций, входящих в него. Формирование единой стратегии развития межрегионального кластера, построенной с учетом необходимости гармонизации экономических интересов объединяемых регионов.
Принцип соответствия
Функционирование системообразующих предприятий и организаций отрасли должно соответствовать направлениям государственной политики ее развития. Развитие межрегионального кластера и его функционирование должно осуществляться в строгом соответствии с национально-государственными интересами.
да
Соответствуют ли инфраструктурные системы регионов условиям фор-
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ И ПРОЦЕССЫ Рис. 4. Алгоритм формирования межрегионального кластера
да
1 Данный столбец таблицы заполнен на основе обобщения представлений о кластере (О. И. Бетин, А. А. Коренчук, М. Портер, В. М. Юрьев и др.).
Таким образом, построение в различных федеральных округах межрегиональных кластеров, специализирующихся на развитии отдельных отраслей экономики России, позволит не только снизить социально-экономическую дифференциацию российских регионов, но и обеспечить экономическую безопасность национального хозяйства (за счет наличия альтернативных центров отраслей и сфер деятельности в разных концах страны) в случае внешней агрессии.
Литература
1. Глазьев С. Ю. Российская реформа и новый мировой порядок // Внешняя политика и безопасность современной России. М., 1999. С. 243.
2. Портер М. Международная конкуренция. М., 1993.
3. Россия в цифрах. 2008: крат. стат. сб. / Росстат. М., 2008.
4. Экономическая безопасность. Производство -Финансы - Банки / под ред. В.К. Сенчагова. М., 1998.
5. Энциклопедия социологии / под ред. А.А. Гри-цанова М., 2003.
6. URL: http://www.gks.ru
7. URL: http://www.russiafederation.ru
8. URL: www.glossary.ru
* * *
CONCEPT OF ECONOMIC SECURITY OF NATIONAL ECONOMY AT CONTEXT OF REGION ECONOMIC INTEREST IMPLEMENTATION
V. V. Chernova
At this study, the methodology-theoretical basis of ensuring the extended national-economy economic-security reproduction in terms of building the multipolar region economic-interest implementation model implying the integration of Russia’s regions into interregional cluster is developed.
Key words: national economic interests of the state, economic security, national economy, multipolar model.