Научная статья на тему 'Дифференцированный подход к обеспечению экономической безопасности национального хозяйства: содержание и пути реализации'

Дифференцированный подход к обеспечению экономической безопасности национального хозяйства: содержание и пути реализации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
707
252
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ECONOMIC SAFETY / THREATS OF ECONOMIC SAFETY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Андросов Иван Владимирович

В статье анализируются проблемы в сфере обеспечения экономической безопасности, характерные для современной России, обосновывается необходимость и раскрывается меха-низм реализации дифференцированного подхода к обеспечению экономической безопасности национального хозяйства на мезоуровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DIFFERENTIATED APPROACH TO ENSURING ECONOMIC SAFETY OF THE NATIONAL ECONOMY: CONTENTS AND REALIZATION WAYS

In article problems in the sphere of ensuring economic safety, characterizing modern Russia are analyzed, necessity and the mechanism of realization of the differentiated approach to ensuring economic safety of a national economy at mesolevel is justified.

Текст научной работы на тему «Дифференцированный подход к обеспечению экономической безопасности национального хозяйства: содержание и пути реализации»

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА:

СОДЕРЖАНИЕ И ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ

И. В. АНДРОСОВ

В статье анализируются проблемы в сфере обеспечения экономической безопасности, характерные для современной России, обосновывается необходимость и раскрывается механизм реализации дифференцированного подхода к обеспечению экономической безопасности национального хозяйства на мезоуровне.

Ключевые слова: экономическая безопасность, угрозы экономической безопасности.

Экономическая безопасность национального хозяйства России определяется уровнем развития ее территорий (на мезоуровне) и эффективностью деятельности хозяйствующих субъектов (на микроуровне). Однако высокий уровень социальноэкономического развития отдельных регионов не гарантирует экономической безопасности национального хозяйства, более того, может вступать в противоречие с целями ее обеспечения (проявлением которого, в частности, является высокий уровень межрегиональной дифференциации).

Залогом экономической безопасности национального хозяйства выступает обеспечение устойчивого интенсивного экономического роста, который возможен лишь посредством внедрения научно-технических разработок и инновационных технологий, являющихся основой повышения благосостояния населения. В свою очередь, прямую опасность экономической безопасности государства несут экономические угрозы, которые могут быть разделены на внешние и внутренние. Под угрозой следует понимать состояние опасности, характеризуемое пороговыми значениями.

Внешние угрозы представляют собой геополитические и внешнеэкономические факторы, а также глобальные экологические процессы, подрывающие национальный суверенитет. Обеспечение внешнеэкономической безопасности требует, чтобы участие страны в мировой экономике способствовало развитию национального хозяйства. Внутренние угрозы - это неспособность страны к самосохранению и саморазвитию, обусловленная состоянием собственной экономики, уровнем социальной напряженности, неэффективностью системы государственного регулирования экономики, прочими факторами [2].

Если же говорить об официальных документах, то в государственной стратегии экономической безопасности РФ выделены следующие угрозы: имущественная дифференциация населения и повышение уровня бедности; деформирован-ность структуры национальной экономики; возрастающая неравномерность социально-экономического развития регионов; криминализация общества [1].

Широкое распространение в российской практике получило выделение ключевых угроз экономической безопасности: утери производственного потенциала из-за высокого износа основных фондов; внешний долг и опасность обострения финансового кризиса; нестабильность инвестиционной активности; низкая конкурентоспособность продукции; высокий уровень бедности населения и низкое качество жизни большей части российского народа; утечка капитала [5].

Однако, несмотря на то, что в государственной стратегии экономической безопасности РФ определена необходимость разработки количественных параметров экономической безопасности РФ по регионам, а также предусмотрена необходимость координации работы федеральных и региональных органов исполнительной власти в целях реализации комплекса мер по преодолению или недопущению угроз экономической безопасности страны, российские регионы не выделены как самостоятельные объекты экономической безопасности.

Разнообразие российских регионов требует особого внимания и применения отдельных под-

ходов к обеспечению экономической безопасности национальной экономики на мезоуровне, создания условий для снижения специфических угроз, характерных для тех или иных субъектов РФ [4]. Таким образом, формирование целостной концепции обеспечения экономической безопасности национального хозяйства и соответствующее совершенствование государственной политики в данной сфере невозможны без построения дифференцированного инструментария обеспечения экономической безопасности на мезоуров-не, учитывающего угрозы социально-экономическому развитию территорий, как в рамках страны, так и на межгосударственном уровне.

В современной России регионы приобретают более широкие права и свободы в ведении хозяйственной деятельности и формировании стратегических целей и задач регионального развития, что актуализирует необходимость решения ключевых вопросов обеспечения экономической безопасности национального хозяйства именно на мезоуровне.

Реализуемые в современной российской экономике меры по обеспечению экономической безопасности национального хозяйства России не способствуют в полной мере решению задач, обозначенных в Государственной стратегии обеспечения экономической безопасности РФ, что проявляется в высоком уровне межрегиональной дифференциации.

В частности, для России характерен высокий уровень межрегиональной дифференциации. Так, максимальный разрыв по уровню потребительских расходов в среднем на душу населения составляет 9,4 раза; различие в объеме инвестиций в основной капитал - 240 раз; по уровню безработицы - 71 раз; кроме того, более половины российских регионов имеют уровень ВРП на душу населения, составляющий менее 50 % от среднероссийского значения этого показателя.

Одним из факторов, обусловливающих необходимость дифференцированного подхода к обеспечению экономической безопасности национального хозяйства России, выступает инфраструктурная неоднородность ее территорий. Так, если плотность автомобильных дорог в Дальневосточном экономическом районе составляет всего 5 км (на 1000 км2), то в Центральночерноземном районе данный показатель состав-

ляет 172 км (на 1000 км2). Более того, 79,3 % жителей проживает в Европейской части России (Центральный, Южный, Северо-западный и Приволжский федеральные округа) [6].

Однако необходимость реализации дифференцированного подхода обусловлена не только несовершенством реализуемой социально-экономической политики но и объективными геополитическими особенностями: максимальный разрыв по значению средней температуры января между регионами России составляет 56 °С (от + 6 до - 50 °С); 70 % сельскохозяйственных угодий, а также 75 % валовой продукции сельского хозяйства приходится на европейскую территорию страны [7].

Регион как субъект РФ выступает частью национальной экономики, что определяет существование общих угроз экономической безопасности, обусловленных едиными тенденциями национального развития, складывающимися под воздействием совокупности внешних и внутренних факторов (рис. 1, 2).

С другой стороны, регион как объект экономической безопасности национального хозяйства выступает относительно обособленным, самостоятельным субъектом хозяйственной деятельности, который сопровождается возникновением соответствующих угроз и рисков, специфика которых определяется ресурсными, природноклиматическими и социально-экономическими особенностями.

Это предопределяет необходимость выделения специфических угроз экономической безопасности, которые по форме проявления можно условно разделить на два крупных блока: угрозы социально-экономического характера, а также угрозы геополитического характера [3].

В качестве социально-экономических угроз экономической безопасности на мезоуровне выделены:

- угрозы отставания социально-экономического развития, связанные с неравными условиями хозяйствования и несовершенством территориального размещения национального хозяйства;

- угрозы деформации экономических отношений в регионе, характерные для монотерриторий, связанные с развитием теневых экономических отношений и коррупции, диспропорциями регионального развития.

УГРОЗЫ ПРИСУЩИЕ ГОСУДАРСТВУ В ЦЕЛОМ И ПОРЯДКА 90 %

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВА

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ МЕЗОУРОВНЯ

УГРОЗЫ, ИМЕЮЩИЕ МЕСТО НА УРОВНЕ ГОСУДАРСТВА И ПРИСУЩИЕ ПРИМЕРНО 50 % СУБЪЕКТАМ РОССИИ

1. Угрозы производственно-технологического характера:

- высокая степень изношенности основных фондов;

- аварийная опасность;

- разрушение научно-технического потенциала;

- угроза надвигающегося энергодефицита.

2. Угрозы в инвесппщионно-финансовой сфере:

- низкий уровень инвестирования;

- кризис кредитно-финансовой сферы;

- низкий уровень эффективности деятельности предприятий.

3. Организационно-правовые угрозы:

- монополизация национальной экономики;

- несовершенство механизмов формирования экономической политики;

- слабо развитая инфраструктура;

- отсутствие мотивации для эффективного производства.

4. Социальные угрозы:

- высокий уровень дифференциации населения;

- высокий уровень преступности.

5. Экологические угрозы:

- низкий уровень природоохранной деятельности;

- постоянно происходящие аварии и техногенные катастрофы с ущербом для окружающей среды;

- высокий уровень износа специализированных очистных сооружений

Рис. 1. Общие внутренние угрозы экономической безопасности мезо- и макроуровней

Рис. 2. Общие внешние угрозы экономической безопасности

К специфическим геополитическим угрозам экономической безопасности национального хозяйства на региональном уровне отнесены:

- угрозы внутренней и внешней ассимиляции, связанные с близостью регионов к федеральным центрам или границам (соответственно), которая в сочетании с низким уровнем социально-экономического развития и несовершенством миграционной политики может привести к снижению уровня са-

мостоятельности региона, потенциала его саморазвития, а следовательно, повлечет за собой дополнительные угрозы на приграничных территориях;

- угрозы автономизации, характерные для высокоразвитых территоий или для территорий с высоким уровнем национальной автономии, которая приводит к ослаблению межрегиональных связей и усилению тенденций к обособлению данных территорий.

В соответствии с дифференцированным подходом к обеспечению экономической безопасности на мезоуровне российской экономики можно предло-

жить комплекс приоритетных организационных и экономических мер по нивелированию специфических угроз экономической безопасности (табл. 1).

Таблица 1

Меры по нивелированию специфических угроз экономической безопасности

№ Виды угроз Меры

1. Угрозы отставания в социальноэкономическом развитии - формирование благоприятного инвестиционного климата на основе участия в целевых федеральных программах; - усиление координирующей роли государства по развитию реального сектора региональной экономики; - развитие сотрудничества с зарубежными партнерами с целью активизации двусторонних экономических отношений; - активизация отношений социального партнерства государства и бизнеса по вопросам социальной политики; - формирование конкурентных преимуществ для местных товаропроизводителей за счет предоставления льгот по использованию государственного и муниципального имущества; - усиление регионального контроля за соблюдением налогового законодательства как условие развития социальной сферы региона

Планируемый результат - развитие межрегиональных хозяйственных связей и обеспечение социального формата внутри-странового сотрудничества

2. Угрозы деформации экономических отношений в регионе - диверсификация производства в регионе, в том числе посредством стимулирования развития интегрированных предпринимательских структур и сопутствующих производств; - формирование благоприятных условий для защиты конкуренции; - развитие социальных объектов как условие формирования благоприятного качества жизни и развития смежных сфер деятельности; - разработка инструментария оказания адресной финансовой, информационной, правовой, консультационной поддержки предпринимательским структурам

Планируемый результат - комплексное социально-экономическое развитие территории, обеспечивающее его устойчивость под влиянием внешних и внутренних дестабилизирующих факторов

3. Угрозы внутренней и внешней ассимиляции - мониторинг внешнеэкономических хозяйственных связей региональных предприятий; - повышение собственной инвестиционной привлекательности; - развитие производства с высокой добавленной стоимостью; - повышение качества жизни; - формирование условий для повышения эффективности использования развитой инфраструктуры

Планируемый результат - формирование внутрирегиональных социально-экономических связей и обеспечение и самодостаточности регионального развития

4. Угрозы автономизации - развитие социальной инфраструктуры региона как основа повышения качества жизни населения; - совершенствование системы институциональных ограничений: четкое разделение сфер контроля между властными структурами; - формирование межрегиональных кластеров как условие развития внутристранового сотрудничества; - развитие отношений кросскультурного сотрудничества в рамках национальной экономики как условие закрепления российской многонацио-нальности и толерантности; - развитие программ переселения в рамках совершенствования миграционной политики

Планируемый результат - развитие межрегиональных хозяйственных связей и социального вектора внутристранового сотрудничества

Реализация вышеуказанных мер будет способствовать обеспечению экономической безопасности национального хозяйства на мезоуровне только в случае их согласованной реализации и формирования адекватного механизма реализации дифференцированного подхода к обеспечению экономи-

ческой безопасности национального хозяйства на мезоуровне.

Разработанный комплекс направлений по нивелированию специфических угроз экономической безопасности не является достаточным условием обеспечения экономической безопасности национального хозяйства в целом, которое требует коор-

динации принимаемых мер, их подчинения единой стратегии национальной безопасности. На рисунке 3 представлен укрупненный механизм реализации дифференцированного подхода к обеспечению экономической безопасности национального хозяйства на мезоуровне, который предпола-

гает постановку целей и задач обеспечения стабильности и устойчивости национальной экономики, ее экономической независимости и способности к саморазвитию во взаимосвязи с задачами обеспечения социально-экономического развития ее регионов.

Региональные органы государственной власти

ТЕОРЕТИКОМЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК

Формирование теоретических подходов и логической структуры реализации дифференцированного подхода

Типологизация угроз экономической безопасности национального хозяйства мезоуровня

БЛОК ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ

Стабильность и устойчивость национальной экономики

Способность к саморазвитию

Экономическая

независимость

БЛОК ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ

БЛОК РЕАЛИЗАЦИИ

мер по нивелированию угроз

Формирование системы показателей, отражающих результативность принимаемых мер_____________________________

отставания <—► внутренней

экономики деформации

Снижение уровня специфических угроз социально-экономическому развитию регионов в соответствии с задачами обеспечения экономической безопасности национального хозяйства

внутренней и внешней ассимиляции

автономизации

БЛОК ДИАГНОСТИКИ УГРОЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ РЕГИОНА

Оценка уровня социально-экономического развития

Оценка влияния геополитиче-ких факторов

Определение и региональное разделение ключевых специфических угроз экономической безопасности

ОРГАНИЗАЦИОННО-ИНСТ РУМЕНТ АЛЬНЫЙ БЛОК

Разработка комплекса дифференцированных мер и направлений обеспечения экономической безопасности в соответствии с выделенными угрозами

Рис. 3. Укрупненный механизм реализации дифференцированного подхода к обеспечению экономической безопасности национального хозяйства на мезоуровне

Реализация предложенного механизма позволит обеспечить согласованное обеспечение экономической безопасности как на макро-, так и на мезоуровне национальной экономики посредством формирования новых целей и трансформации применяемого на мезоуровне национальной экономики инструментария обеспечения экономической безопасности в соответствии с дифференцированным подходом.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Одним из приоритетных блоков механизма реализации дифференцированного подхода к обеспечению экономической безопасности национального хозяйства на мезоуровне выступает блок оценки результативности, в рамках которого осуществляется формирование системы показателей, отражающих результативность принимаемых мер, и рассматривается возможность корректировки как целей и задач государственной полити-

ки в данной области, так и принимаемых мер уже на стадии их реализации, с точки зрения повышения их эффективности.

Литература

1. О Концепции национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента РФ № 24 от 10 января 2000 г. Доступ из справ.-правовой системы «Г арант».

2. Организация и управление социально-экономическими системами: монография / под общ. ред.

Н. И. Лыгиной. СПб., 2007. Кн. 2.

3. Степичева О. А. Не темни... // Российское предпринимательство. 2007. № 6.

4. Степичева О. А., Юрьев В. М., Радюкова Я. Ю. Политическая экономика: экономическая безопасность России: внешние и внутренние угрозы. Тамбов, 2009.

5. Экономическая безопасность России: общий курс: учебник / под ред. В. К. Сенчагова. 2-е изд. М., 2005.

6. иКЬ: http://www.gks.ru

7. иКЬ: http://www.russiafederation.ru

* * *

THE DIFFERENTIATED APPROACH TO ENSURING ECONOMIC SAFETY OF THE NATIONAL ECONOMY: CONTENTS AND REALIZATION WAYS

I. V. Androsov

In article problems in the sphere of ensuring economic safety, characterizing modern Russia are analyzed, necessity and the mechanism of realization of the differentiated approach to ensuring economic safety of a national economy at mesolevel is justified.

Key words: economic safety, threats of economic safety.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.