ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ АГРОПРОМЫШЛЕННЫХ РЕГИОНОВ
П. С. МОИСЕЕВ
Данная статья посвящена проблемам обеспечения экономической безопасности агропромышленных регионов, а именно, исследованию ее сущности и специфики для данного типа субъектов федерации. В процессе исследования были выявлены современные угрозы экономической безопасности регионов, а также специфика их проявления в регионах агропромышленного типа.
Ключевые слова: экономическая безопасность, система экономической безопасности, экономическая безопасность региона, агропромышленный регион, экономическая безопасность агропромышленного региона, угрозы экономической безопасности агропромышленного региона.
Институциональная модель государства базируется на принципе его независимости или суверенитета, реализация которого позволяет, главным образом, обеспечить территориальную целостность и защищенность его границ от внешних угроз, а также обеспечить его самодостаточность в условиях политической или физической автономии. Основой национальной безопасности любой страны в современных условиях, с позиции влияния на суверенитет, является ее экономическая безопасность, которая в настоящем контексте, определена нами как состояние защищенности экономических интересов государства от различного вида угроз.
Учитывая специфические особенности Российской Федерации, а именно большую территориальную протяженность и сложную региональную структуру, экономическая безопасность страны приобретает особое значение при рассмотрении ее в региональном аспекте. Причем вопрос обеспечения экономической безопасности государства не решает без формирования эффективных систем обеспечения экономической безопасности субъектов федерации, что усложняется отсутствием стандартных подходов к данному процессу, ввиду огромной дифференциации российских регионов по различным параметрам.
Исторически население нашей страны было в большой степени вовлечено в сельскохозяйственное производство, поэтому территории государства, впоследствие разделенные на регионы, преимущественно, имели сельскохозяйственную (аграрную) специализацию. Далее, в процессе инду-
стриализации, развития технологий и прочих изменений территориальная отраслевая типология ведения хозяйства существенно изменилась. Так, в России, наряду с аграрными, появились регионы агропромышленного, промышленно-аграрного, индустриального, добывающего и постиндустриального типа.
Понятие «экономическая безопасность», ввиду своей многозначности, по-разному раскрывается в исследованиях ученых. Однако, в определении ее сущности, большинство исследователей выделяют три базовых условия-задачи: обеспечение независимости экономики, обеспечение устойчивости экономической системы, обеспечение воспроизводства и саморазвития экономики. Учитывая тот факт, что экономическая безопасность является многоуровневым понятием и находит свое значение как на макро-уровне, так и на мезо-и микро-уровнях; специфика вышеуказанных условий-задач будет отличаться. Так, на уровне государства, независимость - это суверенитет; устойчивость - способность системы противостоять внешним и внутренним угрозам; а воспроизводство и саморазвитие - способность экономики страны сохранять развитие и обеспечивать воспроизводимость ресурсов и фондов, под действием различного рода дестабилизирующих факторов. На других уровнях, в частности, на региональном, данные условия-задачи имеют несколько иной смысл.
С позиции обеспечения экономической безопасности региона фактор независимости выражается в возможности региона формировать и реа-
лизовывать собственную экономическую политику, в рамках политики федерального центра, другими словами, это способность региона проводить регулирующие и стимулирующие мероприятия, воздействующие на социально-экономическую ситуацию в субъекте федерации, за счет внутренних ресурсов. Следует отметить, что рассматривая вопросы независимости региональной экономики, целесообразнее разделять входящие финансовые потоки на внешние, то есть поступающие от федерального центра, и внутренние, то есть средства регионального бюджета. Также, при более детальном изучении данной проблематики, следует оценивать степень независимости региональной экономики в экономических и политических координатах.
Устойчивость системы экономической безопасности региона выражается, аналогично государственной, в способности экономики противостоять различного рода угрозам. В данном контексте, наиболее важным моментом является определение адекватных угроз экономической безопасности региона с учетом его специфики.
Способность к воспроизводству и саморазвитию экономики региона выражается в создании региональными властями условий по формированию благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата субъекта федерации, реализации природного и технологического потенциала региона, а также в проведении мероприятий по повышению конкурентоспособности производимой продукции, квалификации кадрового резерва, экологической безопасности, производительности труда, улучшению социальноэкономической инфраструктуры.
При рассмотрении вопросов региональной экономической безопасности отдельное внимание следует уделять специфике российских регионов. Это обстоятельство связано с тем, что, ввиду сильной дифференциации субъектов федерации по различным социально-экономическим показателям (максимальные отличия достигают: по
площади территорий - 100 раз; по численности населения - 15 раз; по производству продукции промышленности и сельского хозяйства - 20 раз; по величине среднедушевого производства валового регионального продукта (далее - ВРП) и среднедушевым реальным доходам населения -более 20 раз), они находятся на разных стадиях развития, причем направления развития у них также отличаются. Следовательно, системы экономической безопасности регионов, равно как и угрозы их экономической безопасности, существенно разнятся. Поэтому при разработке меро-
приятий по обеспечению экономической безопасности регионов, необходима типологизация субъектов федерации по какому-либо критерию, с целью формирования стандартных подходов по их реализации.
Актуальность данной проблемы также обуславливается еще и тем фактом, что в российской теории региональной экономики на сегодняшний день не существует универсальной типологии регионов. Отечественные ученые в своих исследованиях предлагали множество вариантов классификации регионов по различным критериям, вводив при этом определенные наборы показателей и их пороговых значений. К наиболее известным типологиям относятся классификации регионов по: отбору кризисных территорий; уровню социально-экономического развития; социальному положению; устойчивости экономического развития; привлекательности предпринимательского климата; инвестиционной привлекательности; особенностям реализации региональной политики; уровню самообеспеченности бюджета; характеру специализации; территориальной структуре земельного фонда; географическому положению; ресурсному потенциалу и т. д. Следует отметить, что большинство существующих типологий, как правило, разрабатывались для комплексного социально-экономического изучения территорий, а не в качестве инструмента планирования для формирования региональной политики, которая, в свою очередь, подразумевает комплекс мероприятий, способствующих рациональному размещению производственных сил и сокращению социально-экономических диспропорций между субъектами федерации.
На наш взгляд, наиболее эффективной типологией российских регионов, с позиции экономической безопасности, является их разделение по критерию отраслевой специализации народного хозяйства, поскольку реальная картина отраслевой специализации хозяйства субъектов федерации позволяет адекватно оценить существующие и потенциальные дестабилизирующие факторы региональной экономики, а также их происхождение и возможные последствия. На основе вышеуказанной методологии региональная структура России формируется субъектами федерации аграрного, агропромышленного, индустриальноаграрного, индустриального, добывающего и постиндустриального типов.
По нашему мнению, наибольшей угрозе экономической безопасности на современном этапе подвергаются регионы агропромышленного типа. Это связано с тем, что, во-первых, данные субъ-
екты федерации доминируют в количественном выражении над регионами прочих типов; во-вторых, уровень экономической безопасности данного типа регионов напрямую определяется уровнем функционирования отраслей агропромышленного комплекса, что существенно повышает риски возникновения угроз; в-третьих, ввиду высокой доли населения, занятого в отраслях АПК, уровень экономической безопасности данного типа субъектов федерации имеет большое социальное значение. Также следует отметить, что функционирование АПК агропромышленных регионов субъективно определяет состояние продовольственной безопасности всего государства, поскольку регионы других типов не в состоянии обеспечивать свое население необходимыми и достаточными видами продовольствия самостоятельно.
Таким образом, экономическая безопасность региона агропромышленного типа - это состояние защищенности экономики агропромышленного региона от различного рода угроз, выражающееся в его возможности формировать и реализовывать собственную экономическую политику, в установленных федеральным центром пределах; обеспечивать устойчивость региональной экономики и, в частности, отраслей АПК; способствовать повышению конкурентоспособности регионального АПК и развитию его инфраструктуры.
Состояние агропромышленного комплекса имеет стратегическое значение для национальной безопасности любого государства. Это связано, в первую очередь, с тем, что страна, неспособная в требуемой мере самостоятельно обеспечить собственное гражданское население продовольствием, становится потенциально уязвимой при возможном развитии неблагоприятных мировых политических сценариев, так как попадает в жесткую зависимость от других держав и, тем самым, подвергается объективной угрозе потери суверенитета. Применительно к Российской Федерации, значимость данной проблемы существенно возрастает и приобретает большой социальный характер, поскольку сельское хозяйство (одна из главных отраслей АПК) является исторически сложившимся традиционным занятием населения.
При рассмотрении данного вопроса в региональном аспекте уровень развития АПК аграрных, агропромышленных и индустриально-аграрных регионов субъективно определяет состояние продовольственной безопасности всего государства, поскольку регионы индустриального, добывающего и постиндустриального типов не в состоянии обеспечивать свое население необходимыми
и достаточными видами продовольствия самостоятельно. Поэтому при исследовании проблем обеспечения экономической безопасности агропромышленных регионов необходимо оценивать не только текущее состояние отраслей АПК и их инфраструктуры, но и ресурсный потенциал, а также эффективность его использования. При этом требуется адекватная оценка возможных угроз реальному сектору экономики и их возможных потенциальных последствий, а точнее их экономического эффекта.
Угрозы экономической безопасности региона, по аналогии с государственными, зачастую классифицируют по источнику их возникновения на внутренние (угрозы в реальном секторе; угрозы в социальной сфере; продовольственные и энергетические угрозы) и внешние (внешнеполитические и внешнеэкономические). На наш взгляд, представленная структура угроз имеет преимущественно статический характер, то есть находит свое применение в теоретических и описательных задачах. Однако для отражения динамической составляющей региональной экономики и в целях последующего использования методологической базы угроз на практике, по нашему мнению, целесообразнее переквалифицировать структуру внешних и внутренних угроз по объекту их воздействия. Так, на наш взгляд, внешние угрозы экономической безопасности регионов целесообразнее разделять на внешнегосударственные, то есть угрозы, формирующиеся в среде международных отношений, и, в большей степени определяющиеся внешней политикой государства; внутригосударственные, то есть угрозы, формирующиеся во внутренней среде государства, и определяющиеся региональной политикой страны; межрегиональные, то есть угрозы, формирующиеся в среде межрегиональных отношений, и определяющиеся гармонизированностью региональных политик субъектов федерации. Внутренние угрозы экономической безопасности региона подразделяются на политические, то есть угрозы, обусловленные политикой субъекта федерации в различных сферах; социальные, то есть угрозы, формирующиеся в социальной среде региона, определяемые совокупностью факторов различной природы; угрозы, формирующиеся в реальном секторе экономики, отражающие функционирование и развитие хозяйствующих субъектов экономики региона, в том числе производственнотехнологические, то есть угрозы, формирующиеся на всех стадиях преобразования ресурсов в конечные продукты, работы или услуги, отражающие параметры конкурентоспособности, эффек-
тивности и качества процессов производства; инфраструктурные, то есть угрозы, зачастую определяющие состояние всех прочих сфер хозяйствования региона и отражающие эффективность и качество процессов хозяйствования (материальных и нематериальных) региона. Градационная структура угроз экономической безопасности региона по объектам воздействия представлена на рисунке 1.
К
<
X
X
ш
m
н
о
Q.
<
С[
>
О
О
|_
ш
X
3
ш
X
m
С Р Е Д А Г О С У Д А Р С Т В О
О
СО
I-
о
Q.
<
d
>
о
о
к
<
со
h
о
Q.
<
5
о
о
о.
н
>
X
со
к
<
X
л
е;
<
о.
*
С Р Е Д А
С Р Е Д А
политическая среда
социальная среда
реальный сектор экономики
инфраструктурная среда
U: ш I---1
по характеру их воздействия. Учитывая специфику агропромышленных регионов, а именно, высокий удельный вес сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности в отраслевой структуре ВРП, эффективное функционирование данных отраслей является главным детерминантом экономической безопасности региона.
Таким образом, на современном этапе, в условиях вступления России в ВТО, отечественный АПК находится под наиболее значимой угрозой, с позиции экономической безопасности. Это связано, в первую очередь, с тем, что в течение 10-15 лет после распада СССР, данная группа отраслей находилась в глубоком системном кризисе, что привело к резкому спаду производства, деградации села, упадку наукоемкости и прочему. На сегодняшний день, российский АПК можно охарактеризовать как развивающийся и низкорентабельный для предпринимательства, т. е. инвестиционно малопривлекательный. Поэтому, на наш взгляд, рациональное стимулирование отраслей АПК должно являться одним из наиболее приоритетных направлений внутренней политики государства, основанной на поддержке региональных экономик агропромышленных регионов, с целью минимизации социальноэкономических угроз экономической безопасности.
Рис. 1. Градация угроз экономической безопасности региона по объектам воздействия
Также следует отметить, что, учитывая разнородность российских регионов по различным параметрам, конкретные угрозы экономической безопасности могут в значительной степени отличаться, поэтому, при анализе региональных систем экономической безопасности, необходимо учитывать типологические принадлежности субъектов федерации и разделять угрозы экономической безопасности конкретных регионов на общие, т. е. характерные для всех типов субъектов, и специфические, характерные для субъектов федерации конкретного типа. Помимо всего прочего, при выявлении специфических угроз экономической безопасности регионов конкретного типа следует также рассматривать их в координатах «устойчивость» - «воспроизводство», то есть дифференцировать угрозы еще и
* * *
THEORETICAL BASES OF ENSURING ECONOMIC SAFETY OF AGRO-INDUSTRIAL REGIONS
P. S. Moiseyev
This article is devoted to problems of ensuring economic safety of agro-industrial regions, namely, to research of its essence and specifics for this type of subjects of federation. In the course of research modern threats of economic safety of regions, and also specifics of their manifestation in regions of agroindustrial type were revealed.
Key words: economic safety, system of economic safety, economic safety of region, agro-industrial region, economic safety of agro-industrial region, threat of economic safety of agroindustrial region.