МЕХАНИЗМ НИВЕЛИРОВАНИЯ УГРОЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА, ВОЗНИКАЮЩИХ В СФЕРЕ ЖКХ
М. А. ГЛАЗЫРИН, К. В. АСТАХОВ
В статье рассматривается необходимость применения комплексных мер нивелирования угроз экономической безопасности региона, возникающих в сфере ЖКХ.
Ключевые слова: экономическая безопасность, жилищно-коммунальное хозяйство.
Сегодня главенствующей целью обеспечения экономической безопасности является успешное противодействие влияния внутренних и внешних угроз экономической безопасности. Противодействие данным угрозам позволяет государству эффективно функционировать, что позволяет достичь приемлемых условий для развития и жизни личности, социально-экономической и военнополитической стабильности общества и сохранить государственный суверенитет.
Однако стоит заметить, что основополагающая цель, как правило, закладывается в государственной стратегии обеспечения экономической безопасности, о чем свидетельствует мировой опыт. Не исключением является и Россия.
Основные постулаты обеспечения экономической безопасности РФ отражены в «Концепции национальной безопасности РФ». Данная стратегия, прежде всего, ориентирована на поддержание достаточного уровня научно-технического, производственного потенциала, недопущение снижения уровня жизни населения до предельных значений.
Анализируя данную стратегию, можно сказать, что основополагающая цель данной стратегии состоит в сохранении экономического роста, на основе новых институтов рыночной экономики. Это свидетельствует о формировании иной структуры экономики. Стоит подчеркнуть, что в данной стратегии также уделено внимание формированию и развитию регионов и их инфраструктур.
Подчеркнем, что для реализации основных постулатов стратегии национальной безопасности в процессе модернизации российской экономики необходима активизация действий по всем направлениям экономических реформ. К данным направлениям можно отнести:
- создание нормативно-правового пространства, новых институтов управления и осуществление институциональных преобразований;
- разработку механизма разрешения спорных вопросов и конфликтных ситуаций, возникающих в сфере экономических отношений;
- гармоничное развитие экономических и политических отношений со странами ближнего и дальнего зарубежья с учетом взаимных интересов и обеспечения экономической безопасности России;
- укрепление государственной власти, повышение доверия к ее институтам, а также рационализацию механизмов выработки и формирования экономической политики [8].
Сегодня роль региона в экономике страны как никогда высока, о чем неоднократно свидетельствуют заявления Президента РФ В. В. Путина. Процессы модернизации, проходящие в регионах страны, обуславливают необходимость формирования новых подходов к обеспечению экономической безопасности территорий с учетом структуры регионального хозяйства и соответствующих угроз, возникающих в его подсистемах. Стоит отметить, что ключевым аспектом развития региональной экономики является сфера жизнеобеспечения. Однако, так как данная сфера многогранна, выделим существенную ее часть, как жилищнокоммунальное хозяйство.
На сегодняшний день не вызывает сомнения необходимость проведения модернизации в системе жилищно-коммунального хозяйства страны, которые будут способствовать нивелированию угроз экономической безопасности. Однако ряд проблем, связанных с реализацией и проведением данной реформы, имеет объективную и субъективную природу. Объективные трудности связаны с высоким уровнем изношенности основных
фондов, наличием бюрократической системы управления жилищно-коммунальным хозяйством (не отвечающей посылам современной рыночной экономики). Субъективные причины возникающих трудностей заключаются в некомпетентности или нежелании ряда руководителей проводить кардинальные изменения в данной сфере и формировать принципиально новую систему управления, удовлетворяющую потребностям современных условий хозяйствования. Отметим, что данные факторы существенным образом увеличивают угрозу экономической безопасности как самой сфере жилищно-коммунального хозяйства, так и структурным элементам экономики региона.
Заметим, что процесс управления данной сферой в региональном устройстве имеет сложный и многоуровневый характер, который обуславливает развитие данной системы.
Вопрос о совершенствовании регионального управления различными отраслями, комплексами, кластерами, предприятиями носит достаточно острый характер вследствие усложнения разнополярных трансформационных процессов в регионах России, обращение научно-исследовательских взглядов к инфраструктуре региональной экономики и ее элементов обусловлено объективной необходимостью.
Организационно-экономический механизм управления сферой ЖКХ в свете реализации национальной концепции федеральной целевой программы «Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010-2020 годы» в России являются предметом особого рассмотрения со стороны как федерального и регионального уровня власти [3].
Заметим, что органы управления в организационно-экономическом механизме представляют иерархическую структуру, через которые федеральная, региональная и муниципальная власть и общество осуществляет свою правоспособность. На современной стадии демократического развития РФ функционирование органов управления в административно-хозяйственной региональной системе управления осуществляется по принципу разграничения полномочий. При этом наиболее важные вопросы деятельности общества отнесены к компетенции самоуправления. Поэтому, по нашему мнению, одной из главных задач организационно-экономического механизма сферы ЖКХ региона является обеспечение организационного единства хозяйствующих субъектов и принимаемых решений, которое направлено на повышение эффективности деятельности по жизнеобеспечению населения, создании необходимых условий
для модернизации организационно-экономических отношений, успешном решении проблемы устойчивого экономического и социального развития [6]. Следует отметить, что организационноэкономический механизм управления сферой ЖКХ формируется на основе системы особенностей, принципов, функций которые должны отражать наиболее существенные, объективные закономерности и взаимосвязи, возникающие в процессе функционирования. При этом, стоит выделить целевые ориентиры предложенного механизма:
- координация деятельности органов управления, направленная на всестороннее взаимодействие при решении хозяйственно-эксплуатационных, научно-технических, социально-экономических задач содержания жилого и нежилого регионального фонда;
- формирование и внедрение системы саморегулирования в потребительском сегменте ре-гнонального жилищно-коммунального рынка;
- совершенствование регионального организационного инструментария трансформации организационно-экономических отношений между субъектами жилищно-коммунального рынка;
- экономическая и правовая защита территориальных интересов и прав собственников -потребителей на рынке ЖКХ;
- создание системы федеральных, региональных и муниципальных концепций, программ целевого развития сферы ЖКХ
- создание различных территориальных государственных, общественных или смешанных фондов для накопления средств на модернизацию объектов ЖКХ [1].
Многие экономические деятели рассматривают экономическую безопасность региона в сфере ЖКХ как развивающуюся многоотраслевую многофункциональную систему, что позволяет использовать методологию структурного анализа для исследования особенностей, состава и потенциала его развития. Однако отметим, что воспроизводственный подход к процессам оценки угроз экономической безопасности региона, возникающих в сфере ЖКХ, требует формирование адекватного ему экономического механизма, учитывающего технологические и региональные особенности. Принципиальное значение для практической реализации здесь имеет оптимизация межотраслевых и внутриотраслевых связей и потоков. Для этого следует перейти к системным показателям, отражающим целостность понятия «экономическая безопасность» и внутренних связей в них, ориентированных на оценку ресурсных воз-
можностей и лимитов эксплуатации системы ЖКХ. В этом отношении экономическая оптимизация представляет собой интегральную программу, позволяющую обеспечить основу для функционального и территориального механизмов поддержания ее безопасности. Однако непосредственный переход от многоцелевой к интегральным программам формирования экономической безопасности в сфере ЖКХ еще не осуществлен в полной мере [4].
В рамках реализации механизма нивелирования угроз региона, возникающих в сфере ЖКХ, выделим необходимость применения информационной составляющей. В данном контексте мониторинг предполагает собой некий порядок взаимного обмена информации от различных субъектов экономической деятельности. При этом информационная функция системы экономической безопасности заключается в получении системой информации, необходимой для осуществления согласованной и целенаправленной деятельности по достижению поставленных целей [7]. Требования к реализации этой функции будут определяться необходимостью и достаточностью представляемой потребителю информации в соответствии с его запросами и потребностями.
Поэтому для реализации предлагаемого механизма нивелирования угроз в сфере ЖКХ используется информационная составляющая как основа поиска кризисных ситуаций в стране и в мировой экономической системе. Также в данной функции предлагаемого механизма вводится функция информационного обеспечения, которая основывается на единой базе данных. Следует отметить, что получаемые данные дополняют друг друга для обеспечения более глубокого анализа ситуации. Данная деятельность должна сводиться к задачам анализа направлений угроз экономической безопасности. Данная задача связана с анализом изменения структуры событий вследствие появления новых событий и заключается в поиске сценариев уже происшедших событий, аналогичных возникшему сценарию. Моделируется новый сценарий, который сравнивается с базой типовых сценариев [1]. Эксперту выдаются результаты прогнозирования возможных последствий возникшей ситуации.
Далее предполагается произведение анализа показателей угроз экономической безопасности региона, возникающих в сфере ЖКХ. Решение данной задачи сводится к анализу изменений основных показателей характеризующих состояние ЖКХ региона. Следующим действием целесообразно произвести интерпретацию содержания угроз региона, возникающих в сфере ЖКХ. Данный
этап реализуется путем сравнения показателей отражающих качество проведения модернизации данной сферы. Предлагается усложнить аналитическую обработку за счет сравнительного анализа этих же показателей по отношению к другим странам [1]. В этом случае можно исследовать общие тенденции в сфере ЖКХ.
Поэтому исходя из выше описанного и принимая за основу принцип постоянного мониторинга сферы ЖКХ региона, предложим организационно экономический механизм, направленный на нивелирование угроз экономической безопасности региона, возникающих в сфере ЖКХ (рис.1).
Реализация данного механизма подразумевает наличие постоянно действующего субъекта управления региональной системой, как правило, это органы исполнительной власти региона [5].
Опираясь на выше описанное, реализация предлагаемого механизма подразумевает три этапа, которые по нашему мнению способны снизить уровень воздействия угроз экономической безопасности региона, возникающих в сфере ЖКХ.
Первое - блок аналитического обеспечения. В данном блоке предполагается анализ внешних и внутренних факторов на основе анализа информационного поля, с выделением факторов которые влияют и могут повлиять на состояние экономической безопасности региона (факторы ценообразования, качества услуг ЖКХ, проверка деятельности организаций на соответствие качеству предоставляемых услуг). Следующим этапом в данном блоке является выявление и ранжирование угроз экономической безопасности, их систематизация по степени воздействия и уровню латентного протекания. Стоит заметить, что создаваемый список угрозы является динамичным, постоянно дополняемым и видоизменяемым. Однако подчеркнем, что особым этапом в данном механизме является анализ прогнозных значений оценки экономической безопасности региона.
Второе - блок стратегирования. В данном блоке происходит постановка цели и определения принципов развития сферы ЖКХ, согласно общенациональной стратегии реформирования и списка региональных нужд в данной сфере. Далее осуществляется разработка стратегии обеспечения экономической безопасности на основе нивелирования угроз, возникающих в сфере ЖКХ. Опираясь на полученные данные (список угроз экономической безопасности региона, возникающих в сфере ЖКХ, разработанной стратегии), необходима разработка целенаправленных мероприятий на нивелирование угроз экономической безопасности региона, возникающих в сфере ЖКХ.
Рис. 1. Механизм нивелирования угроз экономической безопасности региона, возникающих в сфере ЖКХ
Третье - блок реализации и координации. Отметим исключительную важность данного блока. Данная исключительность заключается в том, что чем качественнее и прозрачнее будет происходить реализация выше описанных действий, тем выше уровень нивелирования возникающих
угроз региона в сфере ЖКХ. Начальным этапом в данном блоке является реализация системных мер и мероприятий нивелирования угроз экономической безопасности сферы ЖКХ, подразумевающие институциональные, организационные и социально-экономические (табл. 1).
Таблица 1
Меры возможного применения
институциональные - усовершенствование законодательных и организационных основ функционирования региональной экономики; - определение критериев комплексной модернизации данной сферы с учетом международных стандартов предоставления услуг; - создание условий, формирующих бесперебойность и прозрачность предоставления услуг сферы ЖКХ; - решение проблемы реорганизации предприятий коммунальной сферы; - создание региональной конкурентной среды на основе дифференцированного распределения сфер деятельности между различными хозяйствующими субъектами, одни из которых представляют услуги по управлению недвижимостью, другие - по обслуживанию, а третьи - как по управлению, так и по обслуживанию;
организационные - обеспечение повышения качества подготовки кадров данной сферы; - повышение качества коммунальных услуг посредством приведения их в соответствие с «Правилами предоставления коммунальных услуг»; - формирование региональных программ по устранению износа основных фондов коммунальных предприятий и организаций регионов, а также их модернизации; - поддержка программ по развитию технологии и организации производственной составляющей региональной сферы ЖКХ
социально- экономические - расширение зоны обслуживания населения крупными сетевыми операторами по предоставлению услуг ЖКХ; - обеспечение развития конкурентных отношений в сфере управления и обслуживания структуры ЖКХ; - формирование количественной и качественной базы трудовых ресурсов для сферы ЖКХ региона; - решение проблем высокого уровня дифференциации населения в регионах
Далее производится оценка реализации применяемых мер. Следующим этапом является алгоритм анализа эффективности применяемых мер с последующим формированием отчетов и рекомендаций [2].
В заключении отметим, в основном акцент делался на органы государственной власти, как ключевого элемента инициации модернизацион-ных процессов в сфере жилищно-коммунального хозяйства страны. Однако, для того чтобы получать вполне полную и адекватную информацию о модернизации данной сферы целесообразно применить дифференцированную систему мониторинга, где активное участие будут принимать как общество, так и бизнес-структуры.
Литература
1. Брякин С. Н. К вопросу о региональном механизме управления сферой ЖКХ: сборник научных трудов кафедры «Управление персоналом и маркетинга». Тамбов, 2011.
2. Вепрева А. С. Механизмы выявления угроз экономической безопасности России в условиях интеграции в мировую экономическую систему // Основные направления экономической безопасности государств - участников Договора о создании Союзного государства: сборник. М., 2009.
3. Комплексная программа модернизации и ре-
формирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010-2020 годы: Концепция федеральной целевой программы: утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 фев. 2010 г. № 102-р. Доступ из справ. -правовой системы «Консультант Плюс».
4. Юрьев В. М., Бабаян В. Г. Массовое сознание и устойчивость развития // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2011. № 1-2.
5. Юрьев В. М., Козлов А. А. Социальноэкономическая потенция региона как основа создания стратегии развития // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2008. № 2.
6. иКЬ: http://do.gendocs.ru
7. иКЬ: http://www.freepapers.ru
* * *
THE MECHANISM OF LEVELING OF THREATS OF ECONOMIC SAFETY OF THE REGION, ARISING IN THE SPHERE OF-HOUSING AND COMMUNAL SERVICES
M. A. Glazyrin, K. V. Astakhov
In article need of application of complex measures of leveling of threats of economic safety of the region, arising in the sphere of housing and communal services is considered.
Key words: economic safety, housing and communal services.