Научная статья на тему 'Концептуальные Вопросы определения экономической безопасности на микро-, мезо- и макроуровнях'

Концептуальные Вопросы определения экономической безопасности на микро-, мезо- и макроуровнях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
6739
975
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ECONOMIC SECURITY / ECONOMIC DEVELOPMENT / NATIONAL SECURITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вякина И.В.

Предмет. Концептуальные научные подходы к определению сущности и структурных составляющих экономической безопасности с позиции развития социально-экономических систем на микро-, мезои макроуровнях. Цели. Систематизация научных знаний о категории экономической безопасности и обоснование авторской позиции определения сущности экономической безопасности социально-экономических систем на разных пространственных уровнях. Методология. Методологически данное исследование опирается на совокупность научных методов экономического анализа, к числу которых можно отнести: методы индукции и дедукции, логической абстракции, каузальный, функциональный, системный, методы исторического и сравнительного анализа и т.д. Результаты. Представлен обзор, касающийся сущности целевых ориентиров экономической безопасности в научной литературе, систематизации научных взглядов на исследуемую категорию. Выделены ключевые концептуальные подходы к исследованию проблемы экономической безопасности в соответствии со взглядами и целевыми установками исследователей, обоснована авторская позиция, раскрывающая сущность концепции экономической безопасности в аспекте развития социально-экономических систем на микро-, мезои макроуровнях. Выводы. Пространственное измерение экономической безопасности осуществляется в зависимости от уровня исследований экономических систем, поскольку каждый субъект экономической деятельности, независимо от уровня хозяйствования, самостоятельно принимает хозяйственные решения относительно использования ресурсов, обеспечения функционирования и развития в целях улучшения своих конкурентных позиций в соответствующем экономическом пространстве. Сходство целевых установок объясняется аналогичной сущностью процессов, влияющих на разные уровни экономической безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The definition of economic security at the micro-, mesoand macrolevels: Conceptual issues

Importance The article discusses conceptual scientific approaches to defining the substance and structural components of economic security in terms of the development of socio-economic systems at the micro-, mesoand macrolevels. Objectives The research systematizes scientific knowledge on economic security and substantiates my own views on the substance of economic security of the socio-economic system at various spatial levels. Methods The methodological framework relies upon a combination of scientific methods of economic analysis, such as methods of induction and deduction, logic abstraction, causality, functionality, systems, methods of historical and comparative analysis, etc. Results The article overviews the substance of target economic security indicators in scientific literature, systematizes scientific stances on the category in question. I point out key conceptual approaches to studying economic security in line with scholars' views and assertions, substantiates my own views, thus revealing the substance of the economic security concept in term of the development of socio-economic systems at the micro-, mesoand macrolevels. Conclusions and Relevance Economic security is spatially measured depending on researches into economic systems and their level, since every actor of economic activities independently takes its business decisions on the use of resources, operations and development so to improve its competitive advantages in the respective economic area. Target assertions are similar since they refer to identical processes influencing the various levels of economic security.

Текст научной работы на тему «Концептуальные Вопросы определения экономической безопасности на микро-, мезо- и макроуровнях»

Национальные интересы: National Interests:

приоритеты и безопасность 6 (2016) 73-85 Priorities and Security

ISSN 2311-875X (Online) Экономическая безопасность

ISSN 2073-2872 (Print)

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА МИКРО-, МЕЗО- И МАКРОУРОВНЯХ

Ирина Владимировна ВЯКИНА

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления производством, Тверской государственный технический университет, Тверь, Российская Федерация vyakina@yahoo.com

История статьи:

Принята 21.01.2016 Принята в доработанном виде 25.01.2016 Одобрена 30.01.2016

УДК 338.1

JEL: F52, F63, 011, 012

Ключевые слова:

экономическая безопасность, экономическое развитие, национальная безопасность

Аннотация

Предмет. Концептуальные научные подходы к определению сущности и структурных составляющих экономической безопасности с позиции развития социально-экономических систем на микро-, мезо- и макроуровнях.

Цели. Систематизация научных знаний о категории экономической безопасности и обоснование авторской позиции определения сущности экономической безопасности социально-экономических систем на разных пространственных уровнях. Методология. Методологически данное исследование опирается на совокупность научных методов экономического анализа, к числу которых можно отнести: методы индукции и дедукции, логической абстракции, каузальный, функциональный, системный, методы исторического и сравнительного анализа и т.д.

Результаты. Представлен обзор, касающийся сущности целевых ориентиров экономической безопасности в научной литературе, систематизации научных взглядов на исследуемую категорию. Выделены ключевые концептуальные подходы к исследованию проблемы экономической безопасности в соответствии со взглядами и целевыми установками исследователей, обоснована авторская позиция, раскрывающая сущность концепции экономической безопасности в аспекте развития социально-экономических систем на микро-, мезо- и макроуровнях.

Выводы. Пространственное измерение экономической безопасности осуществляется в зависимости от уровня исследований экономических систем, поскольку каждый субъект экономической деятельности, независимо от уровня хозяйствования, самостоятельно принимает хозяйственные решения относительно использования ресурсов, обеспечения функционирования и развития в целях улучшения своих конкурентных позиций в соответствующем экономическом пространстве. Сходство целевых установок объясняется аналогичной сущностью процессов, влияющих на разные уровни экономической безопасности.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2016

Безопасность представляет собой состояние защищенности любых субъектов, объектов или систем от внутренних и внешних угроз, характеризующееся отсутствием потенциальной возможности угроз и негативных воздействий. Это общенаучная категория, которая заключается в интегральной форме защищенности, надежности, а также устойчивости и жизнеспособности различных субъектов, объектов и систем.

Повышение исследовательского интереса к проблеме национальной безопасности в философском, экономическом, социологическом и политическом аспектах в последнее время связано с существенным изменением мировой геополитической обстановки, осложнением внешнеэкономического положения России, увеличением числа военных конфликтов, техногенных катастроф, террористических актов, социальных потрясений и валютно-финансовым кризисом, затронувшим мировую финансово-банковскую систему.

В широком смысле безопасность можно обеспечить двумя способами: устранить источник опасности либо повысить уровень защищенности объекта. Уровень защищенности может обусловливаться как наличием определенных характеристик, так и являться результатом целенаправленного воздействия. В итоге объект повышает свою жизнеспособность и жизнестойкость и обеспечивает себе возможность дальнейшего развития.

Обеспечение национальной безопасности, таким образом, основывается, с одной стороны, на наличии у государства сил, средств, ресурсов и материальных возможностей, гарантирующих защиту от внешних и внутренних угроз, а с другой - в организованной способности субъектов к принятию политических решений, к анализу и прогнозированию развития геополитической обстановки и принятию превентивных мер по защите национальных интересов,

концентрированно выражающих доминирующие

личные, общественные и государственные интересы.

Национальная безопасность как сложное социально-политическое понятие, имеющее комплексный междисциплинарный характер, определяет основы национального бытия и развития общества, личности и государства и обеспечивается системой государственных и общественных институтов, вырабатывающих и защищающих национальные интересы, цели и приоритеты.

В частности, национальные интересы и приоритеты связаны как с поступательным развитием и ростом национальной экономики, так и с защитой собственной территории и обеспечением целостности государства; охраной среды обитания и экосистем; поддержанием уникальной национальной духовной и материальной культуры (национального культурного достояния), в том числе языка; сохранением нравственного, физического и психологического здоровья нации; развитием демографического и интеллектуального потенциала, политической системы, обеспечением правосудия, соблюдения законодательства, охраны прав собственности и т.д.

Действующие положения, принципы обеспечения и основы реализации национальной экономической безопасности включены в Стратегию национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. (далее -Стратегия), утвержденную Указом Президента РФ от 12.05.2009 № 537 (в ред. от 01.07.2014).

В данной Стратегии понятие «национальная безопасность» трактуется как «состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства»1.

Исходя из концепции Стратегии, экономическая безопасность, с одной стороны, является частью национальной безопасности Российской Федерации, ее субъектов и отдельных хозяйствующих субъектов. В документе записано: «Состояние национальной безопасности

1 О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 12.05.2009 № 537 (в ред. от 01.07.2014). П. 6. Разд. I.

74 №р://йп-^гЛ.1

Российской Федерации напрямую зависит от экономического потенциала страны и эффективности функционирования системы обеспечения национальной безопасности»2.

С другой стороны, поддержание государственной, общественной, техногенной, экологической, энер гетиче ской, информационной,

продовольственной и этнокультурной

безопасности требует соответствующего экономического и финансового обеспечения. В этом смысле имеет смысл говорить об экономическом обеспечении национальной безопасности.

Таким образом, при соотнесении безопасности экономической и национальной имеют место два подхода к определению взаимосвязи между данными понятиями.

1. Экономическая безопасность выступает как подсистема национальной безопасности, отвечающая за хозяйственную деятельность общества, включая совокупность отношений, складывающихся в процессе производства, распределения, обмена и потребления общественного продукта и воспроизводства национального богатства.

2. Экономическая безопасность представляет собой финансовую и материальную базу, обеспечивающую национальную безопасность; в связи с этим чем выше уровень экономического развития страны и чем большими экономическими ресурсами она располагает (или контролирует), тем выше степень ее защиты от возможных угроз.

Экономика как хозяйственная деятельность обеспечивает жизнедеятельность общества -государства и личности - отсюда жизнеспособность экономики, и экономическая безопасность представляет собой

систематизирующую основу общественной, национальной и личной безопасности. Все перечисленные компоненты безопасности не могут быть реализованы без экономического обеспечения. Кроме того, экономические факторы и условия являются исходными в системе обеспечения безопасности и развития на разных хозяйственных и социальных уровнях.

Национальная экономическая безопасность имеет внутреннюю материально-вещественную основу, которая характеризуется уровнем развития производительных сил и объемом национального богатства. Последних должно быть достаточно,

2 Там же. П. 25, Разд. IV.

чтобы обеспечить существенную долю натуральных и стоимостных элементов расширенного воспроизводства общественного продукта и необходимый для долгосрочного развития экономики уровень национального дохода.

Начиная с 1990-х гг. наблюдается рост интереса со стороны отечественных авторов к проблематике экономической безопасности. Понятие

экономической безопасности уже вошло в нормативные документы и заняло прочное место в общественных и политических дискуссиях по экономическим вопросам. В СССР термин «экономическая безопасность» не рассматривался, поскольку плановая экономика представляет собой сознательную целенаправленную деятельность людей по организации хозяйственного процесса, следовательно, стихийные неконтролируемые рыночные воздействия и конкурентная борьба не представляли для страны серьезной опасности.

С началом перехода от планового хозяйства к модели регулируемого рынка отношение к безопасности функционирования социально-экономических систем разного пространственного уровня в условиях динамично изменяющейся внешней среды, непрерывной конкурентной борьбы и негативного воздействия дестабилизирующих факторов существенно изменилось. Напомним, что согласно наиболее распространенным определениям, рыночное хозяйство представляет собой «...хозяйство, где господствуют частная собственность, разделение труда и свободная конкуренция» [1]. При этом конкурентная борьба является имманентным признаком рыночных отношений.

Отсюда в условиях рыночного хозяйства, глобализации и усиления взаимозависимости экономик на разных пространственных уровнях угрозы экономического характера имманентно присущи естественной среде развития производительных сил, полностью устранить их невозможно. Неоднородность социально-экономических условий и распределения ресурсов обусловлена историческими, географическими, социальными, технологическими, политическими факторами и является одним из закономерных признаков рыночного типа развития.

Законодательное определение экономической безопасности можно найти в ныне утратившем силу Федеральном законе от 13.10.1995 «О государственном регулировании

внешнеторговой деятельности», где она

представлена как «состояние экономики, обеспечивающее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития Российской Федерации, неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям»ъ.

Однако, как замечает С.А. Афонцев, значительная часть российского экономического сообщества не считает понятие экономической безопасности научным или отрицает его принадлежность экономической науке4. Кроме того, наблюдаются существенные разногласия относительно дефиниции этого термина. Российские экономисты предлагают различные концептуальные подходы к определению сущности и структурных составляющих экономической безопасности.

В целом можно выделить три основных концептуальных подхода к определению сущности экономической безопасности, в каждом из которых представлены различные авторские трактовки указанного термина.

Первый подход связан с рассмотрением экономической безопасности как совокупности условий и факторов, обеспечивающих развитие, эффективность экономики и защиту хозяйства от внешних и внутренних угроз (Л.И. Абалкин, А.И. Илларионов, Т.Н. Агапова, А.И. Татаркин,

A.А. Куклин и др.).

Второй подход определяет экономическую безопасность как состояние экономики, при котором обеспечиваются социально-

экономическое развитие, защита экономических и национальных интересов и устойчивость к воздействию негативных и дестабилизирующих факторов (В.К. Сенчагов, С.Ю. Глазьев, Г.С. Вечканов, Д.В. Гордиенко, И.Я. Богданов,

B.С. Загашвили, А.А. Пороховский, А.П. Градов и др.).

Третий подход трактует понятие «экономическая безопасность» как свойство или характеристику экономической системы (В.Л. Тамбовцев,

C.А. Афонцев, В.А. Савин, А.В. Возжеников, Е.М. Бухвальд, Н.Г. Гловацкая, С.В Лазуренко, Ю.И. Владимиров, А.С. Павлов и др.).

3 О государственном регулировании внешнеторговой деятельности: Федеральный закон от 13.10.1995 № 157-ФЗ (ред. от 10.02.1999), ст. 2.

4 Афонцев С.А. Проблемы экономической безопасности России в контексте рыночной трансформации. URL: http://ecsocman.hse.ru/data/020/665/1219/001.AFONTSEV.pdf

В рамках каждого подхода предлагаются различные авторские концепции, определяющие сущность данного термина. Результаты анализа существующих концептуальных подходов представлены в табл. 1, 2, 3.

Анализируя приведенные трактовки

экономической безопасности как совокупности условий и факторов, можно обратить внимание на двоякость данного определения, которое в большей степени характеризует понятие среды. Общеметодологическое понимание среды сводится к совокупности условий, влияющих на развитие объекта или системы, то есть к совокупности неких факторов влияния. В данном смысле среда представляет собой совокупность условий и факторов, оказывающих воздействие на находящиеся в ее пределах объекты, динамично изменяясь под их воздействием.

Условия, как общеметодологическая категория, обозначают основу или предпосылки, определяющие будущее развитие или функционирование объекта или процесса. Факторы описываются как причины или движущие силы какого-либо процесса, формирующие его характер или отдельные его черты.

Таким образом, среда по отношению к экономическим системам представляет собой совокупность условий и факторов, определяющих функционирование и развитие общественно-экономической системы в целом, включая производственные, общественные отношения и институты. В этом смысле нам представляется, что рассмотрение экономической безопасности как безопасной среды для развития, эффективного функционирования социально-экономической системы является достаточно спорным.

Как общеметодологическая категория термин «состояние» используется в науке для обозначения множества устойчивых значений переменных параметров и характеристик объекта, процесса или системы в определенный момент (или интервал) времени, которые определяют поведение данного объекта или системы. Состояние является устойчивым в конкретный момент времени; с помощью данной категории выражается процесс изменения, движения и развития, который сводится к изменению свойств и параметров.

Понятие состояния является центральным при изучении изменений, движения и развития объектов и систем. Для характеристики динамических систем, к которым относятся

76 №р:/Лп-^й.г

социально-экономические системы, состояние представляется как «реализация в некоторый момент времени параметров (свойств), определяющих поведение и развитие системы»5. Динамическое движение есть изменение состояний во времени. Связь состояний принято характеризовать через принцип причинности: некоторое исходное состояние системы в сочетании с внешними воздействиями является причиной ее последующих состояний.

Концептуальный подход, определяющий экономическую безопасность как состояние экономики, представляется нам наиболее логичным, поскольку отражает динамичность, развитие экономических процессов во времени и характеризуется определенным набором параметров.

Третий концептуальный подход рассматривает экономическую безопасность как отдельное свойство или характеристику экономической системы (или же их совокупность), которые обеспечивают способность системы к достижению целей, функционированию и развитию, ее защищенность и устойчивость к воздействию негативных и дестабилизирующих факторов. В данной трактовке безопасность экономической системы представляет собой фундаментальное свойство системы, необходимое для ее существования.

Подобная трактовка термина «экономическая безопасность» представляется не совсем корректной в связи с тем, что нахождение системы в состоянии безопасности определяется уровнем ее защищенности, надежности, устойчивости и жизнеспособности, которые являются

качественными характеристиками общественно-экономической системы и обеспечивают ее функционирование и развитие. Следовательно, безопасность не может являться характеристикой или свойством социально-экономической системы.

Таким образом, категориальные определения экономической безопасности весьма

многообразны, что, на наш взгляд, свидетельствует о сложности и динамичности исследуемого феномена в пространственно-временном, структурно-уровневом и функциональном аспектах. Вместе с тем при всем многообразии имеющихся теоретических конструкций и их методологического инструментария можно проследить тенденцию к обобщению локальных подходов и отражению общих устойчивых,

5 Новая философская энциклопедия, 2003. URL: http://terme.ru/dictionary/879/word/sostojanie

существенных, объективных характеристик экономической безопасности.

В настоящей работе мы рассматриваем экономическую безопасность с позиций социально-экономических систем, следовательно, будем исходить из того, что безопасность представляет собой состояние социально-экономической системы, обеспечивающее ее эффективное функционирование и развитие независимо от воздействия негативных факторов, которое можно охарактеризовать определенным набором параметров.

Социально-экономическую систему принято считать целостной совокупностью

взаимосвязанных и взаимодействующих социальных и экономических институтов, субъектов и отношений, складывающихся в процессе осуществления хозяйственной деятельности, распределения материальных и нематериальных ресурсов, производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг.

Любая социально-экономическая система представляет собой динамическую систему, находящуюся в процессе изменения, движения и развития, в ходе которых происходит изменение ее свойств и параметров. Состояние в конкретный момент представляет собой реализацию параметров и свойств, определяющих поведение и развитие системы.

Выделим наиболее распространенные целевые установки, с которыми исследователи связывают достижение экономической безопасности.

1. Устойчи вость (стабильность)

экономического развития. Это одно из наиболее популярных измерений проблемы экономической безопасности, которое в качестве основной концептуальной цели выделяется сторонниками всех существующих подходов к определению ее сущности. Очевидно, что феномен нестабильности и цикличности развития имманентно присущ рыночной экономике. При этом характер нестабильности экономической системы необходимо рассматривать на различных уровнях, отличая «деструктивную нестабильность» хозяйственной системы от структурной и технологической ее перестройки. Основная сложность исследования экономической безопасности в контексте устойчивого развития заключается в том, что здесь невозможно ограничиться рассмотрением исключительно экономических угроз устойчивости развития,

поскольку следует учитывать также и другие угрозы. Рассмотрение исключительно

экономических факторов устойчивого развития существенно сужает горизонт анализа, однако без учета экологических и социальных детерминант «устойчивого» экономического развития невозможно выполнить объективный анализ факторов, обеспечивающих безопасность развития.

2. Достижение максимальной эффективности производства, использования экономических ресурсов. Максимально эффективное использование ресурсов является основополагающей целью любой экономической и хозяйственной деятельности независимо от уровня защищенности в условиях рыночной экономики. Другими словами, «модель экономики такого типа базируется на предпосылке, что человеческое поведение нацелено на максимизацию денежного дохода»6. Следовательно, достижение максимальной эффективности использования ресурсов является концептуальной целью функционирования любой экономической системы независимо от уровня ее защищенности.

3. Достижение конкурентоспособности.

Учитывая, что конкурентная борьба, как мы уже отмечали, является имманентным признаком рыночных отношений, рассмотрение

экономической безопасности с позиций конкурентоспособности является некорректным. «Конкурентоспособность» как способность противостоять конкуренции является

специфическим измерением уровня

«безопасности» и представляет собой объект интереса конкретных субъектов экономической деятельности.

4. Защищенность от внешних и внутренних угроз. При данном подходе в центре внимания оказываются экономические условия обеспечения приоритетов безопасности, связанные с обеспечением повышения степени защищенности объекта от возможных дестабилизирующих факторов. В подобной интерпретации концепция экономической безопасности выходит из рамок предметного поля экономической науки, интегрируясь с теориями политических, юридических и общественных отношений. Так, в ряде публикаций обеспечение экономической безопасности упор делается на пресечение нелегальных видов экономической деятельности

6 Поланьи К. Саморегулирующийся рынок и фиктивные товары: труд, земля и деньги // THESIS: теория и история экономических и социальных институтов и систем. 1993. № 2. С. 10-17.

(уклонение от налогов, контрабанда, отмывание криминальных доходов и т.д.). Подобное понимание проблемы связано с термином «безопасность» и переводит понятие экономической безопасности из сферы экономической науки в сферу юриспруденции.

5. Обеспечение экономической независимости. Имеется в виду независимость при принятии управленческих решений и возможность бесперебойного функционирования

экономической системы. Независимость управленческих решений имеет смысл только в случае, если поставленные цели носят объективный характер; в противном случае существует опасность, что концепция обеспечения экономической безопасности может стать обоснованием субъективного представления о том, какие именно цели должны быть достигнуты в экономической сфере. Утверждение о том, что орган управления должен иметь полную свободу в определении и реализации экономической политики, является достаточно спорным и плохо согласуется с демократическими принципами, неотъемлемой чертой которых является реагирование субъектов принятия решений на импульсы, исходящие от общества.

В зарубежной экономической литературе подходы к концептуализации проблематики экономической безопасности отличаются от отечественных подходов. В частности, американские ученые К. Мюрфи и Р. Топел из Чикагского университета (США) рассматривают экономическую безопасность на национальном уровне, делая упор на обороноспособность страны и политический аспект экономической безопасности, и определяют ее как государственную политику, направленную на сохранение жизни и благосостояния граждан в условиях активно действующих угроз [14].

Во многих исследованиях иностранных авторов проблема обеспечения экономической

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

безопасности рассматривается в социальном аспекте, через благосостояние, уровень и качество жизни населения [15, 16]. Английский термин security рассматривается в ряде англоязычных публикаций в контексте финансового обеспечения населения.

В книге профессора Э. Ли, бывшего главы Азиатско-Тихоокеанского центра по изучению вопросов безопасности, «Устойчивое

экономическое развитие: ресурсы, окружающая среда и институты» раскрыта связь между проблемой обеспечения безопасности социально-экономических систем и их устойчивым развитием

в условиях ограниченности ресурсов7. Под экономической безопасностью автор понимает защиту от риска потери благосостояния и рассматривает взаимосвязь между дефицитом природных ресурсов, безопасностью и устойчивым развитием.

Пространственное измерение экономической безопасности осуществляется в зависимости от уровня исследований экономических систем: макроэкономический уровень, мезоуровень (региональный и отраслевой), микроуровень (агенты рынка, предприятия, домохозяйства и личность).

Следует отметить, однако, что ряд исследователей занимает противоположную позицию.

В частности, С.А. Афонцев считает, что понятие экономической безопасности не может быть выведено с национального и международного на мезоэкономический (региональный) и

микроэкономический уровень (уровень

предприятий и индивидов)8.

Применение термина «экономическая безопасность» на региональном,

микроэкономическом или личностном уровне ученый считает попыткой называть «давно известные явления новым словом», отмечая, что употребление термина «безопасность» на указанных уровнях связано только с желанием придать обсуждаемой проблеме оттенок приоритетности в полемической и политической борьбе. В случае оценки экономической безопасности на мезоуровне Афонцев говорит о «региональном измерении» национальной экономической безопасности, для характеристики экономической безопасности предприятий, по мнению автора, используется система показателей финансового положения и результатов хозяйственной деятельности, а для рассмотрения экономической безопасности личности -показатели уровня жизни.

Подобная позиция представляется не вполне обоснованной, поскольку каждый субъект экономической деятельности, независимо от уровня хозяйствования, самостоятельно принимает решения, касающиеся хозяйственной деятельности, использования ресурсов и обеспечения успешного функционирования и

7 Lee H.E. Sustainable Economic Development. Resources, Environment and Institutions. Chapt. 3 - Scarcity, Security, and Sustainable Development. 2015. P. 49-66.

8 Афонцев С.А. Проблемы экономической безопасности России в контексте рыночной трансформации. URL: http://ecsocman.hse.ru/data/020/665/1219/001.AFONTSEV.pdf

развития в целях улучшения своих конкурентных позиций в экономическом пространстве. При этом речь может идти как о конкуренции в рамках глобального рынка, так и на страновом, региональном уровне, а также уровне отдельных хозяйствующих субъектов и домохозяйств. Конкурентная борьба в условиях ограниченности экономических ресурсов является закономерным свойством рыночной экономики, отсюда и возникает необходимость обеспечения

экономической безопасности на любом уровне хозяйствования.

На международном уровне экономическая безопасность определяется комплексом международных условий сосуществования договоренностей и институциональных структур, при котором каждому государству обеспечивается возможность свободно избирать и осуществлять свою стратегию социального и экономического развития, не подвергаясь внешнему и политическому давлению и рассчитывая на невмешательство, понимание и взаимоприемлемое и взаимовыгодное сотрудничество со стороны остальных государств.

Наиболее изученной в настоящее время является экономическая безопасность на национальном уровне; исследованию проблем национальной безопасности с позиций обеспечения национальных интересов посвящены

многочисленные исследования российских и зарубежных ученых.

Отмечая совпадение интересов субъектов Федерации и населения с интересами укрепления и защиты российской государственности, Л.И. Абалкин утверждает, что «...экономическая безопасность страны может выступать как высшая ценность лишь при условии, что она гарантирует стабильность и устойчивый рост в каждом из регионов» [2].

Особую актуальность проблеме экономической безопасности регионов придает их дифференциация по уровню социально-экономического развития: регионы с разным уровнем развития в рыночных отношениях имеют различные собственные экономические интересы и методы конкурентной борьбы.

Вместе с тем интеграционное взаимодействие регионов в границах единого экономического пространства государства повышает

взаимовлияние и уязвимость экономик регионов от экзогенных (внешних по отношению к региону) источников угроз.

Регион как экономический объект имеет двойственный характер: с одной стороны, он представляет собой относительно

самостоятельную экономическую подсистему со своим ресурсным и экономическим пространством, с другой стороны, регион (как субъект Федерации) - это часть национальной экономики, следовательно, его функционирование связано с участием в формировании единого экономического пространства [17].

Безопасность предприятий как основных субъектов хозяйственной деятельности относится к микроуровню экономической безопасности. Экономическая безопасность предприятия представляет собой состояние производственных отношений, материальных, финансовых, трудовых и интеллектуальных ресурсов, при котором обеспечивается стабильность функционирования, гарантированная доходность финансовой и хозяйственной деятельности, эффективность использования ресурсов и потенциала, прогрессивное научно-техническое и социальное развитие.

На микроуровне, помимо факторов устойчивости экономического развития и безопасности хозяйствующих субъектов, диктуемых

естественными требованиями конкурентной рыночной среды, связанными с обеспечением их конкурентоспособности и сохранением рыночных позиций, возникают специфические угрозы, характерные для трансформационных процессов, риски, связанные с периодическим переделом собственности, борьбой за контроль над активами и пр. Эти угрозы могут быть реализованы как в форме слияний и поглощений, так и путем откровенных рейдерских захватов. Следует отметить, что иностранные инвесторы очень чувствительны к безопасности бизнеса и рассматривают такие угрозы хозяйственно-инвестиционной деятельности как наиболее значимые в современной России.

Возможность развития социально-экономической системы любого уровня связана с ее способностью устойчиво функционировать в режиме расширенного воспроизводства при максимальной независимости от активного или усиливающегося воздействия дестабилизирующих факторов.

Отсюда конкретизируем сущность концепции экономической безопасности с позиции развития для социально-экономических систем разного уровня (табл. 4).

Безопасность развития социально-экономической системы любого уровня опирается на систему

отношений общества, государства и хозяйствующих субъектов. Следовательно, обеспечение безопасности на международном уровне тесно связано с обеспечением безопасности на национальном, региональном и микроэкономическом уровнях. Источником такого единства является аналогичная сущность процессов, влияющих на разные уровни экономической безопасности.

Обеспечение поступательного развития хозяйственного и социального комплекса в современных условиях осложняется серьезными проблемами, связанными с нарастанием внутренних и внешних угроз, циклическими колебаниями мировой экономики, высоким динамизмом, неустойчивостью и

взаимозависимостью геополитических событий, определяющих условия хозяйствования и экономические отношения в глобальном мире.

Таблица 1

Экономическая безопасность как совокупность условий и факторов

Концептуальная цель Сущность экономической безопасности

Обеспечение экономической независимости, устойчивости и развития Совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной экономики, ее стабильность и устойчивость, способность к постоянному обновлению и самосовершенствованию [2]. Совокупность условий и факторов, характеризующих текущее состояние экономики, стабильность, устойчивость и поступательность ее развития, степень ее самостоятельности [3]

Достижение максимальной эффективности производства, использования экономических ресурсов и удовлетворения потребностей общества Сочетание экономических, политических и правовых условий, которое обеспечивает в долгосрочной перспективе производство максимального количества экономических ресурсов на душу населения наиболее эффективным способом [4]. Комплекс экономических, политических, правовых, геополитических условий, обеспечивающих защиту жизненно важных интересов страны в отношении ее ресурсного потенциала, возможностей сбалансированного и динамического роста, социального * развития и экологии . Совокупность внутренних и внешних условий, благоприятствующих эффективному динамическому росту национальной экономики, ее способности удовлетворять потребности общества, государства, индивида, обеспечивать конкурентоспособность на внешних рынках, гарантирующую защиту от различного рода угроз и потерь [5]

Защита от внутренних и внешних угроз Создаваемые государством условия, гарантирующие недопущение нанесения хозяйству _ ** страны непоправимого ущерба от внутренних и внешних экономических угроз

*Афонцев С.А. Проблемы экономической безопасности России в контексте рыночной трансформации. URL: http://ecsocman.hse.ru/data/020/665/1219/001.AFONTSEV.pdf

**Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА-М, 2006. 494 с. Источник: составлено автором

Таблица 2

Экономическая безопасность как состояние экономики

Концептуальная цель Сущность экономической безопасности

1. Обеспечение безопасности устойчивого социально-экономического развития Состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечивается гарантированная защита национальных интересов, социально направленное развитие страны в целом, достаточный оборонный потенциал, даже при наиболее неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов [6]. Состояние экономики и производительных сил общества с точки зрения возможностей самостоятельного обеспечения устойчивого социально-экономического развития страны, поддержания необходимого уровня национальной безопасности государства, а также должного уровня конкурентоспособности национальной экономики в условиях глобальной конкуренции [7]

2. Обеспечение экономической независимости, и качества жизни Состояние экономики страны, которое, во-первых, по объемным и структурным параметрам достаточно для обеспечения существующего статуса государства, его политического и социально-экономического развития (независимо от внешнего давления), и, во-вторых, способно поддерживать уровень легальных доходов, обеспечивающий абсолютному большинству населения благосостояние, соответствующее стандартам цивилизованных стран [8]. Состояние национального хозяйства, обеспечивающее осуществление экономического суверенитета, увеличение экономической силы и повышение качества жизни в условиях требований, налагаемых участием в системе международной экономической взаимозависимости и в геоэкономической структуре, понимаемой как пространственно-силовая структура мирового хозяйства [9]

3. Защищенность от воздействия негативных и дестабилизирующих факторов Состояние национальной экономики, характеризующееся устойчивостью, «иммунитетом» к воздействию внутренних и внешних факторов, нарушающих нормальное функционирование общественного воспроизводства, подрывающих достигнутый уровень жизни населения и тем самым вызывающих повышенную социальную напряженность в обществе, а также угрозу самому существованию государства*. Состояние национальной экономики, обеспечивающее удовлетворение жизненно важных потребностей страны в материальных благах независимо от возникновения в мировой экономической системе или внутри страны форс-мажорных обстоятельств социально-политического, экономического или экологического характера [10]

*Паньков В. Экономическая безопасность: новые аспекты проблемы // Внешняя торговля. 1992. № 6. С. 26-30. Источник: составлено автором Таблица 3 Экономическая безопасность как свойство или характеристика экономической системы

Концептуальная цель Сущность экономической безопасности

Способность к развитию Способность экономической системы функционировать и развиваться в условиях действия угроз, своевременно ликвидируя, ослабляя или компенсируя их, не допуская их чрезмерного накопления, преодолевать возникающие неблагоприятные внешние воздействия, обеспечивать устойчивость положения системы и ее субъектов [11]

Способность к достижению целей и эффективность функционирования Совокупность свойств состояния производственной подсистемы, обеспечивающая возможность достижения целей всей социально-экономической системы» [12]. Экономическая безопасность выступает как эмерджентное свойство хозяйственной системы, возникающее на основе взаимодействия хозяйствующих субъектов на различных структурных уровнях, которое позволяет обеспечить путем поддержания динамического равновесия между возникающими угрозами и ресурсным потенциалом безопасного экономического развития его целостность, устойчивость и эффективность*

Защищенность от воздействия негативных и дестабилизирующих факторов Устойчивость национальной экономической системы к эндогенным и экзогенным шокам экономического или политического происхождения, проявляющуюся в ее способности нейтрализовать потенциальные источники шоков и минимизировать ущерб, связанный с ** реально произошедшими шоками . Система защиты жизненных интересов России, объектом которой могут быть народное хозяйство страны в целом, отдельные регионы страны, отдельные сферы и отрасли хозяйства, юридические и физические лица как субъекты хозяйственной деятельности***. Защищенность экономических интересов государства и его экономического суверенитета от дискриминации и экономического диктата, осуществляемых в форме экономических санкций, запретов и ограничений, а также от внутренних угроз экономическому потенциалу государства в условиях нестабильности экономических отношений и перестройки системы [13]

*Игонина Л.Л. Экономическая безопасность России в системе макроэкономических инвестиционных критериев // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. № 2. С. 49-57. С. 50.

**Афонцев С.А. Дискуссионные проблемы концепции национальной экономической безопасности // Россия XXI. 2001. № 2. С. 38-67.

***Савин В.А. Некоторые аспекты экономической безопасности России // Международный бизнес России. 1995. № 9. С. 14-16. Источник: составлено автором

Таблица 4

Сущность концепции экономической безопасности с позиции развития социально-экономических систем

Характеристика Макроуровень Мезоуровень Микроуровень

1. Субъект Федеральные власти Региональные органы власти Руководители хозяйствующих субъектов и отдельные индивидуумы

2. Объект Российская Федерация в системе глобальной экономики Регион как субъект Российской Федерации Предприятия, организации и домохозяйства

3. Цель Обеспечение защищенности поступательного развития национальной экономики от внешних и внутренних угроз, нарушающих экономическую и социальную стабильность Обеспечение безопасности социально-экономического развития региона в границах единого экономического пространства государства Обеспечение безопасности экономического развития хозяйствующего субъекта, выражающейся в недопущении рисковых событий, угрожающих его функционированию и препятствующих стратегическому развитию

4. Условия обеспечения Сохранение и приумножение национального богатства, наличие достаточного ресурсного обеспечения для поддержания оборонного потенциала и экономического развития. Обеспечение расширенного воспроизводства общественного продукта и получения необходимого для долгосрочного развития экономики уровня национального дохода. Защищенность национального хозяйства страны, гарантирующая недопущение непоправимого ущерба от внутренних и внешних угроз, проявляющаяся в способности государства нейтрализовать потенциальные источники угроз и рисковых событий и минимизировать ущерб, связанный с реально произошедшими событиями Сохранение и приумножение национального богатства на региональном уровне, наличие ресурсного обеспечения для осуществления хозяйственной деятельности и предпринимательства. Формирование достаточной доходной базы бюджетов субъектов Российской федерации для экономического и социального развития территории. Защищенность национальных интересов на уровне отдельных регионов от негативного воздействия внутренних и внешних по отношению к субъекту Федерации дестабилизирующих факторов и угроз Наличие достаточных природных, материальных, трудовых и финансовых ресурсов для бесперебойного функционирования и социально-экономического развития. Обеспечение достаточной эффективности использования материальных, природных, трудовых и денежных ресурсов для обеспечения необходимого уровня доходности. Защищенность отдельных субъектов хозяйственной деятельности, включая юридических и физических лиц, от негативного воздействия дестабилизирующих факторов и угроз

Источник: составлено автором

Список литературы

1. Шумпетер Й. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982. 455 с.

2. Абалкин Л.И. Экономическая безопасность России. Угрозы и их отражение // Вопросы экономики. 1994. № 12. С. 4-13.

3. Татаркин А.И., Куклин А.А. Изменение парадигмы исследований экономической безопасности региона // Экономика региона. 2012. № 2. С. 25-39.

4. Илларионов А.И. Критерии экономической безопасности // Вопросы экономики. 1998. № 10. С.35-58.

5. Агапова Т.Н. Методика и инструментарий для мониторинга экономической безопасности региона // Вопросы статистики. 2001. № 2. С. 44-48.

6. Сенчагов В.К. О сущности и основах стратегии экономической безопасности России // Вопросы экономики. 1995. № 1. С. 97-106.

7. Глазьев С.Ю. Основы обеспечения экономической безопасности страны - альтернативный реформационный курс // Российский экономический журнал. 1997. № 1. С. 3-16.

8. Богданов И.Я. Экономическая безопасность России: теория и практика. М.: ИСПИ РАН, 2001. 348 с.

9. Загашвили В.С. Экономическая безопасность России. М.: Юристъ, 1997. 240 с.

10. Градов А.П. Национальная экономика. СПб.: Питер, 2005. 240 с.

11. Набойченко С.С., Выварец А.Д., Куклин А.А. и др. Диагностика и моделирование развития высшей школы, научно-технического потенциала и экономики регионов. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2003. 447 с.

12. Тамбовцев В.Л. Объект экономической безопасности России // Вопросы экономики. 1994. № 12. С. 45-53.

13. Возжеников А.В. Парадигма национальной безопасности реформирующейся России: монография. М.: ЭДАС-ПАК, 2000. 360 с.

14. Murphy K.M., Topel R.H. Some Basic Economies of National Security // American Economic Review. 2013. Vol. 103. No. 3. P. 508-511.

15. Imrohoroglu S., Kitao S. Social Security Reforms: Benefit Claiming, Labor Force Participation, and LongRun Sustainability // American Economic Journal: Macroeconomics. 2012. Vol. 4. No. 3. P. 96-127.

16. Courtney C.C., Levine Ph.B. Recessions, Retirement and Social Security // American Economic Review. 2011. Vol. 101. No. 3. P. 23-28.

17. Гранберг А.Г. Моделирование пространственного развития национальной и мировой экономики: эволюция подходов // Регион: экономика и социология. 2007. № 1. С. 87-107.

Национальные интересы: National Interests:

приоритеты и безопасность 6 (2016) 73-85 Priorities and Security

ISSN 2311-875X (Online) Economic Security

ISSN 2073-2872 (Print)

THE DEFINITION OF ECONOMIC SECURITY AT THE MICRO-, MESO- AND MACROLEVELS: CONCEPTUAL ISSUES

Irina V. VYAKINA

Tver State Technical University, Tver, Russian Federation vyakina@yahoo.com

Article history:

Received 21 January 2016 Received in revised form 25 January 2016 Accepted 30 January 2016

JEL classification: F52, F63, O11 O12

Keywords: economic security, economic development, national security

Abstract

Importance The article discusses conceptual scientific approaches to defining the substance and structural components of economic security in terms of the development of socio-economic systems at the micro-, meso- and macrolevels.

Objectives The research systematizes scientific knowledge on economic security and substantiates my own views on the substance of economic security of the socio-economic system at various spatial levels.

Methods The methodological framework relies upon a combination of scientific methods of economic analysis, such as methods of induction and deduction, logic abstraction, causality, functionality, systems, methods of historical and comparative analysis, etc.

Results The article overviews the substance of target economic security indicators in scientific literature, systematizes scientific stances on the category in question. I point out key conceptual approaches to studying economic security in line with scholars' views and assertions, substantiates my own views, thus revealing the substance of the economic security concept in term of the development of socio-economic systems at the micro-, meso- and macrolevels. Conclusions and Relevance Economic security is spatially measured depending on researches into economic systems and their level, since every actor of economic activities independently takes its business decisions on the use of resources, operations and development so to improve its competitive advantages in the respective economic area. Target assertions are similar since they refer to identical processes influencing the various levels of economic security.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2016

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Schumpeter J.A. Teoriya ekonomicheskogo razvitiya [Theorie der wirtschaftlichen Entwicklung]. Moscow, Progress Publ., 1982, 455 p.

2. Abalkin L.I. [The economic security of Russia: threats and their repulsion]. Voprosy Ekonomiki, 1994, no. 12, pp. 4-13. (In Russ.)

3. Tatarkin A.I., Kuklin A.A. [Changing the paradigm of researches into the region's economic security]. Ekonomika regiona = Economy of Region, 2012, no. 2, pp. 25-39. (In Russ.)

4. Illarionov A.I. [Criteria of economic security]. Voprosy Ekonomiki, 1998, no. 10, pp. 35-58. (In Russ.)

5. Agapova T.N. [Methods and tools for monitoring the region's economic security]. Voprosy Statistiki, 2001, no. 2, pp. 44-48. (In Russ.)

6. Senchagov V.K. [On the substance and fundamentals of Russia's economic security strategy]. Voprosy Ekonomiki, 1995, no. 1, pp. 97-106. (In Russ.)

7. Glaz'ev S.Yu. [An alternative course of reforms is the basis for national economic security]. Rossiiskii ekonomicheskii zhurnal = Russian Economic Journal, 1997, no. 1, pp. 3-16. (In Russ.)

8. Bogdanov I.Ya. Ekonomicheskaya bezopasnost' Rossii: teoriya i praktika [Russia's economic security: theory and practice]. Moscow, ISPR RAS Publ., 2001, 348 p.

9. Zagashvili V.S. Ekonomicheskaya bezopasnost'Rossii [The economic security of Russia]. Moscow, Yurist'' Publ., 1997, 240 p.

10. Gradov A.P. Natsional'naya ekonomika [National economy]. St. Petersburg, Piter Publ., 2005, 240 p.

11. Naboichenko S.S., Vyvarets A.D., Kuklin A.A. et al. Diagnostika i modelirovanie razvitiya vysshei shkoly, nauchno-tekhnicheskogo potentsiala i ekonomiki regionov [Examination and modeling of the development of higher school, scientific and technological potential and regions' economy]. Yekaterinburg, Ural State University Publ., 2003, 447 p.

12. Tambovtsev V.L. [The subject of Russia's economic security]. Voprosy Ekonomiki, 1994, no. 12, pp. 45-53. (In Russ.)

13. Vozzhenikov A.V. Paradigma natsional'noi bezopasnosti reformiruyushcheisya Rossii [The national security paradigm of Russia under reforms]. Moscow, Edas Pak Publ., 2000, 360 p.

14. Murphy K.M., Topel R.H. Some Basic Economics of National Security. American Economic Review, 2013, vol. 103, no. 3, pp. 508-511.

15. Imrohoroglu S., Kitao S. Social Security Reforms: Benefit Claiming, Labor Force Participation, and LongRun Sustainability. American Economic Journal: Macroeconomics, 2012, vol. 4, no. 3, pp. 96-127.

16. Courtney C.C., Levine Ph.B. Recessions, Retirement and Social Security. American Economic Review, 2011, vol. 101, no. 3, pp. 23-28.

17. Granberg A.G. [Modeling of spatial development of national and global economies: an evolution of approaches]. Region: ekonomika i sotsiologiya = Region: Economics and Sociology, 2007, no. 1, pp. 87-107. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.