Научная статья на тему 'Качество экономического развития регионов: необходимость, проблемы и условия обеспечения'

Качество экономического развития регионов: необходимость, проблемы и условия обеспечения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
225
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / ВАЛОВОЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ / ИНДЕКС РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА / СУЖЕННОЕ ВОСПРОИЗВОДСТВО / КАЧЕСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ИНСТИТУТЫ РАЗВИТИЯ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кормишкина Л. А., Горин В. А.

В статье раскрывается содержание качественного экономического развития; определяются факторы, сдерживающие его обеспечение (экспортно-сырьевой механизм экономического роста, суженное воспроизводство и демографический кризис, слабость институтов развития и др.). Проводится оценка качества экономического развития Республики Мордовия в 2006-2011 гг. субъекта Российской Федерации, который по индексу экономического веса относится к III группе регионов «середняков». Даются предложения по обеспечению высококачественного и эффективного экономического развития Республики Мордовия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Качество экономического развития регионов: необходимость, проблемы и условия обеспечения»

ПРИОРИТЕТЫРОССИИ

35 (176) - 2012

УДК 332.142

качество экономического развития регионов: необходимость, проблемы и условия обеспечения*

л. а. кормишкина, доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой экономической теории E-mail: kormishkinala@mail. ru

В. А. ГОРИН,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории E-mail: msugorin@mail. ru Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева

В статье раскрывается содержание качественного экономического развития. Определяются факторы, сдерживающие его обеспечение. Проводится оценка качества экономического развития Республики Мордовия в 2006-2011 гг. - субъекта Российской Федерации, который по индексу экономического веса относится к III группе регионов - «середняков». Даются предложения по обеспечению высококачественного и эффективного экономического развития Республики Мордовия.

Ключевые слова: экономический рост, валовой региональный продукт, индекс развития человеческого потенциала, суженное воспроизводство, качество экономического развития, институты развития, национальные интересы.

Глобальный финансово-экономический кризис 2008-2009 гг., основными характерными особенностями которого является его структурный и/или системный характер, актуализировал практически для всех стран, включая Российскую Федерацию, проблему корректировки долговременного социально-экономического развития. В этой связи организованное Правительством РФ обсуждение

* Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ) (проект № 10-02-00060а).

2 -

национальных приоритетов экономического развития и постановка вопроса об изменении методологической базы экономического регулирования с учетом произошедших на рубеже ХХ-ХХ1 вв. качественных изменений в природно-экономическом взаимодействии в мире, указывающих на исчерпание концепции «природоемкой экономики», - это не только правильный, но и своевременный ход.

В период глобального кризиса внутриэконо-мическая ситуация в национальных экономиках вновь подтвердила насущную необходимость в существенных изменениях источников и факторов современного экономического роста, смещения акцентов на качественные и инновационные параметры общественного воспроизводства (повышение человеческого потенциала, совершенствование технологий, организации и управления производством, изменение структуры ведущих отраслей, улучшение качественного состава основного капитала, рост предпринимательских способностей в обществе, развитие социальной и инновационной инфраструктуры и др.). Последние становятся ключевыми факторами и обеспечивают не просто рост, а социально-экономическое развитие и национальную конкурентоспособность, содействуют повышению экономической безопасности и национальной силы государства в современном мире.

Как известно, в ведущих странах тенденции изменения качества экономического роста стали набрать силу еще в 1970-е гг. и были обусловлены так называемыми нефтяными «шоками». Не осталась в стороне от обсуждения названной проблемы и западная экономическая теория. Уместно вспомнить исследование качественных аспектов экономического роста, проведенное Э. Денисоном [1]; анализ качественных факторов в моделях эндогенного экономического роста Р. Лукаса и Д. Ромера [11, 12]; в моделях, объясняющих темп научно-технического прогресса («растущее разнообразие товаров», «ступеньки качества», «заимствование технологий») [9], а также в посткейнсианских моделях Н. Калдора и Дж. Робинсон [10].

Опираясь на указанную теоретическую базу, под экономическим ростом в современной экономической науке принято понимать не кратковременные взлеты и падения реального объема производства относительно естественного значения, а долговременные изменения естественного уровня реального объема производства, связанные с развитием производительных сил на долговременном временном интервале, которые обеспечивают повышение благосостояния населения и эффективности общественного производства, а также улучшение других показателей, отражающих социально-экономический прогресс.

Таким образом, современному обществу нужен не всякий рост, а высококачественный и эффективный. В основе такого роста лежат результаты разработки, внедрения и использования широкого круга технологических, продуктовых и иных инноваций. Системное взаимодействие эффектов, порождаемых потоком инноваций, составляет главный источник современного экономического роста.

В данном контексте неправомерно говорить о подлинном, качественном и эффективном экономическом росте, если на фоне высоких темпов прироста валового внутреннего продукта (ВВП) в стране не происходит инновационного обновления производственного аппарата, в должной мере не заменяется новым устаревшее оборудование, продолжают ухудшаться качественные параметры используемых средств производства, сохраняются чрезмерная социальная дифференциация и высокий уровень бедности населения, увеличивается неоднородность экономического пространства страны и т. п. В долгосрочной перспективе рост ВВП, не создающий для себя внутренних источников, не

решает проблемы расширенного воспроизводства национальной экономики в ее количественном и качественном аспектах, а, напротив, может вызвать спад воспроизводства и препятствовать национальному развитию и повышению национальной конкурентоспособности, гармонизации социально-экономических преобразований1.

С сожалением приходится констатировать, что рост ВВП РФ в 1999-2007 гг., обусловленный преимущественно благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой на рынке сырьевых ресурсов, хотя и создал новую ситуацию в области финансово-валютного потенциала, не сопровождался радикальными положительными сдвигами в достижении конкретных социально-экономических результатов развития, не привел к улучшению качества экономического развития. В этой связи в одной из своих программных статей «О новых экономических задачах» вновь избранный Президент РФ В. В. Путин подчеркивает: «Фактически мы пережили масштабную деиндустриализацию. Потерю качества и тотальное упрощение структуры производства. Отсюда крайне высокая зависимость от... факторов, которые мы, по большому счету, не контролируем.

Иметь экономику, которая не гарантирует ни стабильности, ни суверенитета, ни достойного благосостояния, - для России непозволительно. Нам нужна новая экономика.» [6].

В новой концепции социально-экономического развития особое место отводится регионам. И это неслучайно. Качественные изменения политического, социального и экономического пространства России в конце XX в. еще более сузили конструктивный смысл представления о национальной экономике как о монообъекте. Сегодня все больше ученых и политиков выдвигают и защищают иную парадигму, согласно которой «экономика России -не монообъект, а многорегиональный организм, функционирующий на основе вертикальных (центр -регионы) и горизонтальных (межрегиональных) взаимодействий» [7].

Путь России к новой экономике с высококачественным и эффективным экономическим ростом -это неизбежный поиск единства в региональном многообразии, что означает ориентацию на ис-

1 О взаимосвязи характера экономического роста и социально-экономического развития в РФ более подробно см.: Кормишкина Л. А. Конкурентоспособный тип воспроизводства в национальной экономике: объективная необходимость и методология формирования // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 32. С. 25-31 [3].

- 3

пользование преимуществ каждого региона и межрегиональной кооперации, гармонию интересов региональных социумов, реализацию принципа равных возможностей для всех граждан независимо от их места жительства. Это предполагает сплав консолидирующей российское общество идеологии и реализующих эту идеологию политических, экономических и институциональных механизмов.

Необходимо создать реальную экономическую заинтересованность всех членов общества в сохранении, преумножении и использовании всего национального богатства страны, включая все территориально-природные ресурсы, и в эффективном функционировании интегрированного экономического пространства в рамках единого государства. В сложившихся условиях для нашей страны это -исключительно трудная задача.

С позиций сформулированной парадигмы движение к качественному социально-экономическому развитию одних регионов, естественно, не должно осуществляться за счет деградации других субъектов Федерации. Вместе с тем следует заметить, что именно усиление межрегиональной дифференциации, обусловленное в значительной мере экспортно-сырьевым механизмом экономического роста, наблюдается в современной России. Такая тенденция затрудняет проведение общей политики модернизации экономики и социально-экономических преобразований, формирование конкурентоспособного общенационального рынка, несет опасности возникновения региональных кризисных ситуаций и дезинтеграции национальной экономики, сдерживает переход к качественному и эффективному экономическому развитию.

В обозначенном ранее контексте попытаемся оценить и проанализировать качество экономического развития одного из субъектов Российской Федерации - Республики Мордовия2.

С учетом величины территории (26,2 тыс. км2), численности населения (834,8 тыс. чел.), природно-ресурсного и производственного потенциалов отраслевой структуры экономики Республика Мордовия относится к самой многочисленной группе (III)

2 Для оценки качества экономического развития региона целесообразно использовать, прежде всего, соответствующие синтетические показатели (качество экономического роста, индекс развития человеческого потенциала, качество населения и др.), рекомендуемые современной экономической наукой. См., например: Территориальное управление экономикой. Словарь-справочник / гл. ред. В. П. Колесов, В. М. Шупыро. М.: ТЕИС, 2001. С. 572-578 [8].

регионов-«середняков» Российской Федерации, характеризующихся незначительным экономическим потенциалом и умеренным инвестиционным риском. В эту группу входят многие субъекты европейской части России, а также часть восточных регионов (Ивановская область, Орловская область, Республика Карелия, Республика Хакасия, Псковская область и др.).

Природными богатствами Республики Мордовия являются земли сельскохозяйственного назначения, мергелево-меловые породы и опока, используемые для производства высококачественного цемента, мореный дуб, фосфориты, торф, минеральные краски, а также бурый железняк. Однако сырьевая база Республики Мордовия характеризуется отсутствием таких минеральных ресурсов, как нефть и природный газ, - основных товаров российского экспорта. Указанная ситуация определяет невысокое значение индекса экономического веса региона: Республика Мордовия в 2011 г. занимала 66-е место по Российской Федерации (справочно: в 1996 г. - 55-е, в 1999 г. - 60-е).

Республика Мордовия, несмотря на сложную демографическую ситуацию, по-прежнему остается одним из густонаселенных районов центра России. По плотности населения в 2010 г. (31,9 чел./км2) она находится на 7-м месте в Приволжском федеральном округе (ПФО). Этот показатель более чем в 3,8 раз превышает среднероссийский и в 1,09 раз выше среднего уровня по ПФО.

Мордовия является аграрно-индустриальным регионом. Основной оценочный показатель результатов хозяйственной деятельности региона - валовой региональный продукт (ВРП) - в 2006-2008 гг. имел более высокие темпы роста и характеризовался меньшим падением в 2009 г. в сравнении со среднероссийским значением данного показателя, несмотря на экономический кризис 2008-2009 гг. (рис. 1). С 2010-2011 гг. экономика региона успешно преодолевает последствия кризиса, что обусловлено следующими факторами:

1) политическая стабильность, оказывающая положительное влияние на поведение инвесторов и обеспечивающая высокий уровень управляемости социально-экономическим развитием региона;

2) высокий уровень федеральных межбюджетных трансфертов, доля которых в суммарных доходах республиканского бюджета на начало 2012 г. составила 14,4 млрд руб., или более половины;

115 и 110 - 112,2

105 - 108,3

100 -

95 -

90 -

85 -

80 -

111,0

105,7

93,0

92,4

2006

2007

2008

2009

3)

4)

—О— Российская Федерация (из суммы регионов) Ш Республика Мордовия

Рис. 1. Индексы физического объема ВРП в 2006-2009 гг, % к предыдущему году

институциональные и законодательные преобразования в бюджетной и налоговой сферах; осуществление ряда мер институционального характера для содействия развитию малого и среднего предпринимательства и повышению человеческого потенциала; взвешенная макроэкономическая политика, которая в соответствии с реализуемой в регионе Стратегией социально-экономического развития Республики Мордовия до 2025 года (утверждена Законом Республики Мордовия от 01.10.2008 № 94-З) направлена на создание в экономике Республики Мордовия следующих трех основных кластеров (сегментов):

а) производственные локомотивы, к которым, прежде всего, относятся индустрия строительных материалов (производство цемента) и транспортное машиностроение (вагоностроение). Как правило, в данных секторах доминирует одно крупное предприятие. Данные отрасли развиваются за счет динамично растущего рыночного спроса;

б) производственные кластеры, к которым в республике можно отнести, прежде всего, все подсектора агропромышленного комплекса. Основным ресурсом развития данных сегментов является как рост рынка, так и природный и производственный потенциалы, существующие в регионе;

в) инновационные кластеры, которые отличаются от предыдущего сегмента, прежде всего тем, что в них возможна постановка элемента производства новой (не массовой) продукции. К данному сегменту в Республи-

ке Мордовия, прежде всего, относятся электро- и светотехника. Основными направлениями развития здесь являются: производство новой продукции (развитие инновационной инфраструктуры, поддержка инновационно активных предприятий и т. д.); выход на новые товарные и географические рынки; проведение технологической модернизации предприятий и привлечение инвесторов; развитие корпоративной структуры кластера и кооперации между предприятиями.

На формирование инновационного кластера в Республике Мордовия направлена реализация проекта по созданию технопарка, сферой специализации которого являются энергосберегающая светотехника, электронное приборостроение, оптоэлектроника и волоконная оптика и информационные технологии. В рамках данного проекта в 2011 г. в республике был открыт первый на территории стран СНГ технологический комплекс по производству полиэтиленов пероксидной сшивки для кабельной промышленности - «Лидер-Компаунд».

Кроме того, в рамках проекта были введены в строй новые предприятия: ООО Исследовательский центр «Оптикэнерго» и ООО «САРМАТ» - совместное российско-испанское предприятие, специализирующееся на производстве спиральной арматуры для ЛЭП и воздушных линий связи. Данные предприятия ориентированы на обеспечение максимально возможного собственного производства комплектующих и материалов, необходимых для кабельной промышленности, а также расширение номенклатурного перечня сопутствующих изделий и услуг.

В Республике Мордовия совместно с ОАО «РОСНАНО» осуществляется разработка проекта создания первого отечественного производства оптического волокна. Расчетная мощность проекта составляет 2,5 млн км волокна в год. Общий объем проекта составляет 3,27 млрд руб.

Реализация кластерной политики в Республике Мордовия способствует сохранению устойчивых позиций региона на внутреннем и международном рынках в области производства источников света, силовой полупроводниковой техники, электроники, железнодорожных вагонов, медицинских препаратов, продукции нефтехимического машинострое-

ния. Ее крупнейшими предприятиями, известными на внутреннем и внешнем рынках Российской Федерации, являются: ОАО «Вагоностроительная компания Мордовии», «Мордовцемент», «Оптик-Энерго», «Сарансккабель-оптика», «Электровыпрямитель», «Саранский завод «Резинотехника», «Саранский телевизионный завод», «Рузаевский стекольный завод», «Саранский вагоноремонтный завод», «Лато», «Орбита», «Ардатовский светотехнический завод», «Кадошкинский электротехнический завод», «Нефтехгазмаш», «Мордовагромаш», «Станкостроитель», «Мордоввторсырье», «Биохимик», «Саранский завод автосамосвалов», «Плайтерра», пивоваренная компания «САН ИнБев», «Молочный комбинат «Саранский», «Сыродельный комбинат «Ичалковский», «Ламзурь», «Ромодановсахар», ОАО «Консервный завод «Саранский», молочный комбинат «Мечта», «Саранскстройзаказчик», «Мор-довпромстрой», «СДС - управление строительства», «МДС», «Мордовавтодор» и др.

Специфика отраслевой структуры ВРП, которая, с одной стороны, характеризуется отсутствием минеральных ресурсов, формирующих структуру экспорта РФ, вследствие чего Республика Мордовия в незначительной степени испытывает влияние нефтяных «шоков», а с другой - растущей долей обрабатывающих производств в структуре ВРП (рис. 2). Последнее является важнейшим условием создания новых высокотехнологичных рабочих

мест и обеспечения высококачественного и эффективного экономического роста.

В целом отраслевая структура ВРП свидетельствует о сохранении высокой доли в производстве ВРП отраслей обрабатывающего комплекса, сельского хозяйства, торговли и строительства (в 2010 г., соответственно, 25,5, 10,9, 14,1 и 11,5 %).

Указанные факторы роста валового регионального продукта Республики Мордовия способствовали повышению его удельного веса в 2006-2009 гг. в ВРП Российской Федерации (с 0,26 % в 2006 г. до 0,29 % в 2009 г.) и в ВРП Приволжского федерального округа (с 1,65 % в 2006 г. до 1,89 % в 2009 г.).

В совокупном объеме общероссийского ВРП по выпуску отдельных видов продукции Республика Мордовия занимает следующие места среди всех субъектов РФ: по производству тракторов - 1-е место; экскаваторов - 2-е место; цемента - 3-е место; первичного алюминия - 10-е место; сахара-песка -14-е место; клееной фанеры - 20-е место; масла животного - 21-е место; строительного кирпича - 24-е место; растительных масел - 25-е место.

Несмотря на закрепление положительных тенденций в динамике основных макропараметров экономического развития Республики Мордовия в 2000-е гг. (ВРП, валовое накопление, рост производительности труда и др.), имеются проблемы в воспроизводстве основных фондов, трудоспособного и дееспособного населения и развитии отраслей

Нижегородская область Пермский край Республика Башкортостан Республика Марий Эл Чувашская Республика Республика Мордовия Самарская область Кировская область Ульяновская область Пензенская область Удмуртская Республика Саратовская область Республика Татарстан Оренбургская область

■ -.О.Э 24.5 1

19,5 5,6

■ 1ир

30,7

0

5

10

15

20

25

30

Рис. 2. Доля обрабатывающих производств в структуре валового регионального продукта

регионов ПФО в 2010 г., %

35

социальной сферы (образование, здравоохранение, наука, культура и др.). Об этом свидетельствует динамика индекса качества роста экономики (отношение разницы индекса роста ВРП и индекса дефлятора ВРП к темпам роста ВРП). Если в 2006-2008 гг. данный показатель характеризовался невысокими положительными значениями, то в 2009 г. под воздействием финансово-экономического кризиса индекс качества роста имел отрицательное значение (табл. 1), а индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) Республики Мордовия отставал от среднероссийского значения данного показателя.

Об изменении уровня благосостояния населения Республики Мордовия можно судить по динамике ВРП на душу населения (табл. 2). Хотя значение данного показателя увеличилось в 2009 г. в сравнении с 2006 г., но этот рост оказался недостаточным для решения накопившихся проблем в сфере уровня и качества жизни населения (отставание средней заработной платы по региону от общероссийского уровня, сохранение высокой доли населения со среднедушевыми доходами ниже величины прожиточного минимума, усиление социальной дифференциации, маятниковая миграция и т. д.). Это объясняет сохранение на низком уровне значения индекса социального самочувствия Республики Мордовия в общероссийском рейтинге.

Примечательно, что в 2000-е гг. фактическое значение ВРП оставалось (как и в 1990-е гг.) на

Таблица 1 Качество экономического развития в Республике Мордовия

Год ВРП в рыночных ценах Индекс роста ВРП в рыночных ценах Дефлятор ВРП Индекс качества экономического роста ИРЧП

2006 57,97 1,31 1,17 0,107 0,773

2007 77,05 1,33 1,20 0,097

2008 94,06 1,22 1,18 0,033 0,794

2009 92,86 0,99 1,05 -0,064

Таблица 2

Изменение реального валового регионального продукта на душу населения в 2006-2009 гг.

Показатель Год

2006 2007 2008 2009

ВРП на душу населения в ценах 68,0 76,2 79,7 75,2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2006 г, тыс. руб.

Изменение, %о к предыдущему - 12 5 -6

году

Изменение, %о к 2006 г. - 12 17 10

Таблица 3

Фактические и пороговые значения объемов валового регионального продукта Республики Мордовия в 2006-2009 гг.

Показатель Год

2006 2007 2008 2009

Валовой регио- 57 974,2 77 048,8 94 058,3 92 855,1

нальный продукт,

в текущих ценах,

млн руб.

Пороговое значе- 113 865 126 276,2 137 641,1 154 020,4

ние ВРП, млн руб.

Отношение 50,9 61,0 68,3 60,3

фактического

значения ВРП к

пороговому значе-

нию, %

более низком уровне по сравнению с пороговым значением данного индикатора (табл. 3). Это в значительной степени снижает способность экономики региона к самостоятельному развитию и формирует зависимость от поступлений федеральных и межбюджетных трансфертов и увеличивает величину его государственного долга. Так, по данным Независимого института социальной политики, объем государственного долга Республики Мордовия в 1,26 раза превысил уровень фактических доходов регионального бюджета [5].

Такая ситуация в сфере ВРП Республики Мордовия не отвечает требованиям качественного и эффективного экономического развития. Она обусловлена рядом негативных тенденций и факторов, среди которых особое место занимает непреодоленный спад воспроизводства (суженное воспроизводство) основных производственных фондов3. Несмотря на то, что за рассматриваемый период динамика обновления основных фондов республики претерпела позитивные изменения, коэффициенты обновления и выбытия основных фондов все еще остаются низкими при большом объеме морально устаревших и физически изношенных фондов. Такое состояние производственных основных фондов предприятий региона не может обеспечить их эффективного использования (табл. 4). Оно сдерживает создание новых высокоэффективных рабочих мест и рост производительности общественного труда, влечет

3О феномене суженного воспроизводства в отечественной экономике, сменившего спад производства 1990-х гг., см.: Кормишкина Л. А. Суженный тип воспроизводства как фактор, сдерживающий повышение национальной силы российского государства // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2010. № 20. С. 22-27 [4].

- 7

Таблица 4

Состояние производственного аппарата в Республике Мордовия, ПФО и Российской Федерации в 2006-2010 гг.

Показатель Характеристика показателя

В Республике Мордовия В среднем по ПФО В среднем по РФ

2006 2007 2008 2009 2010 2006 2007 2008 2009 2010 2006 2007 2008 2009 2010

Степень износа основных фондов (без субъектов малого предпринимательства) на конец года, % 55,7 54,0 53,7 60,0 59,7 50,2 49,5 49,5 50,5 52,1 44,4 43,8 43,6 44,3 45,7

Удельный вес полностью изношенных основных фондов (на конец года), % 18,1 18,1 16,7 17,3 12,2 18,0 16,6 16,9 16,8 16,6 13,3 12,9 13,1 13,0 13,5

Средний возраст машин и оборудования (на конец года), лет Н/д Н/д Н/д 12,4 11,2 Н/д Н/д Н/д Н/д Н/д 14,4 13,1 13,7 13,0 14,0

за собой снижение цены рабочей силы по сравнению с ценами на продукцию и услуги. В связи с этим в республике сохраняется значительное отставание уровня средней заработной платы и среднедушевого дохода населения от среднероссийского значения аналогичных индикаторов. Сказанное усугубляет остроту демографической ситуации в регионе и порождает миграционный отток населения. Отмеченные тенденции сдерживают экономическое развитие республики.

Кроме того, основными тенденциями, способными оказать существенное влияние на социально-экономическую ситуацию в Республике Мордовия на ближайшую среднесрочную перспективу (2013-2017 гг.), являются:

• послекризисное восстановление и рост внутреннего рынка РФ (данная тенденция характерна как для потребительского рынка, так и рынка производственных товаров и услуг);

• повышение открытости рынка РФ вследствие вступления нашей страны во Всемирную торговую организацию (ВТО);

• корпоративное развитие отраслей российской экономики;

• изменение структуры рынка некоторых базовых секторов региона под воздействием экономической модернизации и глобальной конкуренции. Исходя из сказанного, авторами был разработан прогноз экономического развития республики по ВРП, который является итогом макроэкономического моделирования результатов реализации Стратегии социально-экономического развития Республики Мордовия до 2025 года, использования спросовых и инвестиционных макромоделей, а

8 -

также проводимой региональными органами власти экономической политики (табл. 5).

Согласно приведенному прогнозу, экономическое развитие республики в 2013-2017 гг. ожидается при среднегодовых темпах роста в 7,9 % - при умеренно позитивном сценарии и 4,0 % - при консервативном сценарии.

В то же время необходимо учитывать, что для повышения качества экономического развития в 2013-2017 гг. республике важно обеспечить выход на пороговые значения по ВРП (табл. 6).

Примечательно, что для обеспечения такого развития Республике Мордовия необходим экономический рост со среднегодовыми темпами прироста данного показателя не ниже 8-10 %.

Ускорение экономической динамики (ВРП) и повышение качества экономического развития Республики Мордовия могут быть обеспечены за счет следующих макроэкономических факторов:

• дальнейшее поддержание высокой нормы валового накопления (до 30-35 %) для активизации частных инвестиций и повышения инвестиционной привлекательности региона на основе реализации модели государственно-частного партнерства;

• существенный рост производительности труда на основе технологической модернизации производства и создания инновационных производств с высокой добавленной стоимостью в рамках инновационно-производственных кластеров (электротехнического и светотехнического) [2];

• повышение оплаты труда работников в производственной сфере, обеспечиваемое ростом производительности труда;

Таблица 6

Прогноз соответствия фактического значения ВРП Республики Мордовия его пороговому значению в 2013-2017 гг.

Таблица 5

Прогноз динамики макроэкономических показателей Республики Мордовия в 2013-2017 гг., %

Показатель Год

2013 2014 2015 2016 2017

Умеренно оптимистичный вариант

ВРП (в текущих ценах), млн руб. 168 373,3 190 521,3 223 252,2 256 158,1 288 941,9

Индекс потребительских цен, % к предыдущему году 105,9 105,2 105,1 105,1 104,4

Прирост ВРП, % к предыдущему году в сопоставимых ценах 107,9 106,2 109,7 107,8 107,8

Инвестиции в основной капитал, % к предыдущему году 112,3 112,6 108,7 110,4 110,4

Производительность труда, % к предыдущему году 108,7 107,0 110,6 108,7 108,7

Расходы и сбережения, % к предыдущему году в сопоставимых ценах 105,2 106,4 113,5 109,2 111,3

Консервативный вариант

ВРП (в текущих ценах), млн руб. 160 278,9 177 556,1 198 593,13 219 015,9 237 158,1

Индекс потребительских цен, % к предыдущему году 105,9 105,2 105,1 105,1 104,4

Прирост ВРП, % к предыдущему году в сопоставимых ценах 103,8 104,1 104,7 103,7 103,5

Инвестиции в основной капитал, % к предыдущему году 109,1 111,2 107,4 108,6 108,6

Производительность труда, % к предыдущему году 104,6 104,9 105,5 104,5 104,3

Расходы и сбережения, % к предыдущему году в сопоставимых ценах 103,01 103,56 111,10 105,52 105,23

Показатель Год

2013 2014 2015 2016 2017

Умеренно оптимистичный вариант

ВРП (в текущих ценах), млрд руб. 168 373,3 190 521,3 223 252,2 256 158,1 288 941,8

Пороговое значение ВРП, млрд руб. 221 020,0 240 243,3 256 579,8 273 000,9 285 558,9

Отношение фактического значения ВРП 76,2 79,3 87,0 93,8 101,2

к пороговому значению, %

Консервативный вариант

ВРП (в текущих ценах), млрд руб. 160 278,9 177 556,1 198 593,1 219 015,9 237 158,1

Пороговое значение ВРП, млрд руб. 210 394,6 223 894,4 239 119,2 254 422,8 266 126,2

Отношение фактического значения ВРП 76,2 79,3 83,1 86,1 89,1

к пороговому значению, %

• понуждение частного бизнеса к повышению оплаты труда в обмен на снижение налогового бремени.

Кроме того, важнейшей предпосылкой перехода Республики Мордовия к качественному экономическому развитию является формирование современной институциональной среды, способствующей росту предпринимательской и инновационной активности на основе свободы творчества и самореализации личности.

В настоящее время в Республике Мордовия уже созданы отдельные элементы институциональной среды, адекватные вызовам новой экономики. Социально-экономическому развитию республики и повышению ее инвестиционной привлекательности

в среднесрочной перспективе будут благоприятствовать следующие институциональные условия:

• относительно высокий уровень личной безопасности человека (низкий уровень преступности, эффективная система правоприменения);

• низкий уровень коррупции и высокое доверие к институтам власти и проводимой политике (институты демократии);

• активное использование механизмов государственно-частного партнерства при создании инновационно-производственных кластеров и в секторах, обеспечивающих развитие человеческого капитала (экономические институты);

• имеющаяся в регионе инфраструктура финансовой и нефинансовой поддержки и содействия

развитию малого и среднего инновационного предпринимательства (венчурный фонд, технопарк, наноцентр, центры трансфера технологий, бизнес-инкубатор и др.) (институты развития);

• сложившаяся система межбюджетных отношений и местного самоуправления (политико-правовые институты) и др.

Вместе с тем следует отметить ряд институциональных факторов, препятствующих переходу экономики Республики Мордовия к высококачественному и эффективному экономическому развитию, в частности:

• правовой нигилизм, ухудшающий деловой климат и сдерживающий инновационно-инвестиционную активность бизнес-сообщества;

• относительно невысокая степень коммерциализации имеющейся инновационной инфраструктуры;

• недостаточная инновационная активность бизнес-сообщества, снижающая эффективность функционирующих в регионе институтов государственно-частного партнерства;

• низкая эффективность координации деятельности институтов развития.

В сложившихся условиях развитие институциональной среды, необходимой для обеспечения качественного экономического роста в Республике Мордовия, в ближайший период должно быть направлено, прежде всего, на создание институтов развития, обеспечивающих поддержку инновационных проектов и стимулирующих научные исследования и разработки негосударственного сектора на основе комплексного и эффективного использования финансовых и нефинансовых инструментов поддержки инновационно-инвестиционной деятельности бизнес-сообщества и накопления человеческого потенциала.

Формирование такой институциональной среды - основа улучшения делового климата, повышения экономической самодостаточности, уровня и качества жизни не только Республики Мордовия, но и других субъектов Российской Федерации. Создание адекватных требованиям новой экономики макроэкономических и институциональных усло-

вий является залогом снижения уровня дифференциации экономического пространства России и ее перехода к высококачественному и эффективному экономическому росту.

Список литературы

1. Денисом Э. Исследование различий в темпах экономического роста. М.: Прогресс, 1971.

2. Земскова Е. С., Горин В. А. Дифференциация доходов как препятствие для формирования модели инновационного экономического роста // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2010. № 30. С. 68-71.

3. Кормишкина Л. А. Конкурентоспособный тип воспроизводства в национальной экономике: объективная необходимость и методология формирования // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 32. С. 25-31.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Кормишкина Л. А. Суженный тип воспроизводства как фактор, сдерживающий повышение национальной силы российского государства // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2010. № 20. С. 22-27.

5. Кривошапко Ю. Живут не по средствам // Российская газета, 2012. № 92. С. 3.

6. Путин В. В. О наших экономических задачах // Ведомости, 2012. 30 января. № 15 (3029). С. 5.

7. Путь в XXI век: стратегические проблемы и перспективы российской экономики / рук. авт. колл. Д. С. Львов М.: ОАО Изд-во «Экономика», 1999. С.568.

8. Территориальное управление экономикой. Словарь-справочник / гл. ред. В. П. Колосов, В. М. Шупыро. М.: ТЕИС, 2001. С. 572-578.

9. ТумановаЕ. А., ШагасН. Л. Макроэкономика. Элементы продвинутого подхода: учебник. М.: Инфра-М, 2004. С. 216-225.

10. ШараевЮ. В. Теория экономического роста. М.: ГУВШЭ, 2006.

11. Lucas R. On the Mechanism of Economic Development // Journal of Monetary Economics. 1988. Vol. 22. P. 3-42.

12. Romer D. Advanced Macroeconomics. McGraw-Hill Companies, 1996. P. 129-137.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.