Научная статья на тему 'Многоконцептуальность методологии Российской юриспруденции'

Многоконцептуальность методологии Российской юриспруденции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
451
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Личман Б. В.

Попытки создания универсальной, общей «объективной» концепции юриспруденции ведут к эклектике, объединению разных мировоззрений. Объединение противоположных систем взглядов человека на мир антинаучно, так как при этом утрачивается детерминированная мировоззренческими системами причинноследственная связь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MULTICONCEPTUALITY OF METHODOLOGY RUSSIAN LAW

Attempts of creation of the universal, general "objective" concept of law conduct to eclecticism, association of different outlooks. Association opposite systems of views on the human world antiscientifically as the relationship of cause and effect determined by world outlook systems is thus lost.

Текст научной работы на тему «Многоконцептуальность методологии Российской юриспруденции»

ОБЩЕСТВО

МНОГОКОНЦЕПТУАЛЬНОСТЬ МЕТОДОЛОГИИ РОССИЙСКОЙ ЮРИСПРУДЕНЦИИ

Личман Б.В.

Попытки создания универсальной, общей «объективной» концепции юриспруденции ведут к эклектике, объединению разных мировоззрений. Объединение противоположных систем взглядов человека на мир антинаучно, так как при этом утрачивается детерминированная мировоззренческими системами причинно-следственная связь.

MULTICONCEPTUALITY OF METHODOLOGY RUSSIAN LAW

B.V. Lichman

Attempts of creation of the universal, general "objective" concept of law conduct to eclecticism, association of different outlooks. Association opposite systems of views on the human world antiscientifically as the relationship of cause and effect determined by world outlook systems is thus lost.

В современной России под методологией юриспруденции понимается интеграль-ность, совокупность разных методов (приемов, способов, принципов), включая сюда и философию как один из методов [1 - 8].

Философия не является методом, это мировоззренческая теория мира. Причем не одна мировоззренческая теория, а много мировоззренческих теорий, многоконцептуальная или многообразная теория мира. В философии нет единой логики, а есть много логик, много мировоззренческих концепций.

Разные мировоззренческие логики философии противоречивы, а порой и отрицают друг друга [9 - 11]. Единой философской логики, состоящей наполовину из одной мировоззренческой логики и наполовину из другой мировоззренческой логики, не бывает.

Юриспруденция как гуманитарная наука обречена на несколько логико-концептуальных, мировоззренческих подходов: ре-

лигиозный (теологический), марксистско-классовый, либертальный (либеральный), локальный и т.д.

Мировоззренческие или методологические подходы, конструирующие государство и право (вбирает обычаи, мораль своего исторического пространства и времени), закономерно закреплены государственной властью (религией, монархом, конституцией).

До XX века в России «сердцевиной» государственно-правового методологического подхода, закрепленного тогдашней властью, было религиозно-монархическое мировоззрение (закреплено монархом [12]), в первой половине и середине XX в. - марксистское мировоззрение (закреплено Советским государством Конституциями 1918, 1924, 1936, 1977) [13 - 17], в конце XX в. и XXI в. -либеральное мировоззрение (закреплено ст. 2 Конституции 1993 г).

Нельзя, как сейчас общепринято в учебной литературе, отождествлять мировоз-

зренческую концепцию с методом изучения. Методы познания дисциплины - это приемы, способы ее изучения. В.М. Серых в монографии «Логические основания общей теории права» справедливо пишет: «необходимо четко и последовательно различать такие компоненты науки, как метод и методология» [18].

В юриспруденции существуют следующие методы (приемы):

1. Общенаучные методы. Они используются не только в юриспруденции, но и в других науках. К числу таких способов относят: системный, функциональный и др.

2. Специальные или дополнительные методы. Они разрабатываются в рамках отдельных наук, а затем используются для изучения государственно-правовых явлений. К числу таких методов относят социологический, статистический, кибернетический и другие.

3. Частные методы. Они зависят от мировоззренческой концепции и предмета изучения. К частноправовым (специальным) приемам изучения определенной ВАКом специальности 12.00.01 «Теория государства и права» и «История государства и права» относят формально-юридический, исторический, сравнительно-правовой метод.

В правовой литературе определены задачи, которые выполняет теория государства и права. А она выполняет задачи не методов (общенаучных, специальных, частных), а мировоззренческих подходов. Назовем задачи мировоззренческих подходов: методологическая, политическая, идеологическая, прогностическая и др.

Методологическая задача. Мировоззренческие концепции, подходы теории права и государства и их интерпретации, отраженные в соответствующих этим мировоззрениям понятиях, и являются своеобразными «опорными пунктами» отраслевых и специальных наук.

Политическая задача методолого-кон-

цептуального подхода - это политика (в пер. с греч. «политика» - «искусство управления государством» и означает общественную деятельность, направленную на завоевание или сохранение формы государственной власти, определенное направлением и способами деятельности государства внутри страны и в отношениях с иностранными государствами и т.д.).

Мировоззренческо-политический (государственный) курс страны исходит из мировоззрения, заключенного в Конституции, и отражается в правотворческой деятельности, действующем законодательстве.

Идеологическая задача методологического подхода отражает концептуально-мировоззренческую (идеологическую) сторону государства. Государственно-идеологическая задача вытекает из формы и содержания государственной власти.

Прогностическая задача, каждый мето-долого-концептуальный, мировоззренческий (идеологический) подход по-своему интерпретирует государство и право, дает прогнозы на будущее. У разных методологических подходов «предсказание», «предвидение» всегда разное. Так, марксистский методологический подход, интерпретирующий государство и право, дает свои прогнозы на будущее, а либеральный методологический подход - свои прогнозы.

Разные методологические подходы юриспруденции по логике своего мировоззрения подбирают и интерпретируют события, явления, факты [19].

Методологические подходы теории государства и права по логике своего мировоззрения по-разному объясняют, что есть «государство и право»; «как они возникли и их соотношения»; «каким закономерностям подчиняются в своем развитии и функционировании».

Мировоззренческие объяснения происхождения государства и права всегда являлись полем концептуальной, идеологической борьбы [20]. Так, в работе Т.В. Калашниковой «Происхождение государства

и права» насчитывается 10 разных теорий происхождения права, а государства - 16 [21].

Сторонники тех или иных правовых ме-тодолого-мировоззренческих концепций в своих объяснениях категорично непримиримы. Почему? Согласно их концепциям (прогностическая функция) объясняются и строятся в настоящем и будут строиться в будущем государственно-правовые отношения.

Эту мысль высказывает ряд видных юристов. Так, проф. И.Ю. Козлихин в статье «Интегральная юриспруденция: дискуссионные вопросы» пишет: «Из современных концепций права на пути к интегральной (синтетической - плюралистической - наше замечание), по его мнению (В.Г. Графского - наше замечание) стоит либертарная концепция В.С. Нерсесянца. Именно в ее духе он дает свое определение права...» [22]. Отсюда В.С. Нерсесянц, признавая в методологии юриспруденции «интегральную философию», в последующем проводит только либертарную (либеральную) методологию, являясь ее сторонником.

Юристы одной мировоззренческой концепции всегда отрицают мировоззренческие концепции своих противников. Очевидно, что отношения между мировоззрениями строятся не на консенсусе и их суммировании, интеграции (как сегодня это заложено в методологии юриспруденции), а на их терпении и понимании друг друга, на их толерантности.

Для подтверждения выдвинутого положения рассмотрим с позиций разных методологических подходов «достоинства и слабости» ключевого в теории юриспруденции положения - происхождения государства и права.

Выясним, что первично - происхождение государства или происхождение права? Откуда проистекает первичное? Ведь это мировоззренчески первичное и определяет направленность методологии юриспруденции.

ан Б. В.

Марксистская мировоззренческая концепция. Сторонники классовой концепции происхождения государства Маркс, Энгельс и их сторонники считают, что причиной возникновения государства и права является раскол общества на классы, который возник в результате социально-экономического развития общества.

В процессе этого развития произошло три крупных разделения труда: скотоводство отделилось от земледелия, затем от земледелия отделилось ремесло и, наконец, от производства отделилась торговля; рост производительности труда привел к образованию избыточного продукта, возникла возможность регулярного обмена, что привело к появлению частной собственности, а на ее основе - к эксплуатации.

В результате общество разделилось на имущие и неимущие классы. Органы управления родового строя, которые держались на авторитете старейшин, и первобытные социальные нормы, которые выполнялись в силу привычки, оказались не способными регулировать отношения классового общества, на смену им приходит государство - публичная власть, стоящая над населением, и право - инструмент управления, опирающийся на государственное принуждение. В споре, кто первичнее - государство или право, предпочтение отдается государству.

Марксистская концепция происхождения государства и права отвергается сторонниками других мировоззренческих концепций. Ярыми противниками марксистов являются либералы, отрицающие классовый источник происхождения государства.

Либеральная концепция, договорная, (естественно-правовая). Государство возникло в результате договора между людьми, которые, находясь в естественном состоянии, вынуждены были вести «войну всех против всех». В силу договора часть своих прав люди делегировали государству

в обмен на его защиту и покровительство и перешли в правовое состояние.

Согласно мировоззрению естественно-правовой теории человеку от рождения присуще естественное право, которое включает в себя право на жизнь, свободу, достоинство, неприкосновенность и частную собственность. Государство создает позитивное право в форме законов. Сторонники договорной концепции считают, что естественное право по отношению к позитивному является высшим, поскольку воплощает справедливость, а принципом позитивного права (марксизм) является целесообразность. Договорная (естественно-правовая) концепция в споре, что возникло раньше - государство или право, приоритет отдает праву.

Марксисты отвергают мировоззренческую договорную концепцию, считая, что нет убедительных научных данных, подтверждающих реальность договорной теории. Десятки тысяч людей не смогут договориться между собой при наличии острых социальных противоречий между ними и при отсутствии уже существующих властных структур. Необходимы экономические, материальные предпосылки для того, чтобы могло возникнуть государство.

Теологическая мировоззренческая концепция. Государство - это продукт божественной воли. Теологическую концепцию нельзя доказать, как и нельзя прямо опровергнуть: вопрос о ее истинности решается вместе с вопросом о существовании Бога, Высшего Разума и т.п.

Патриархальная мировоззренческая концепция. Государство возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи. Глава этой семьи становится главой государства - монархом. Его власть, таким образом, это продолжение власти отца, монарх же является отцом всех своих подданных. Из патриархальной концепции (как и из теологической) вытекает вывод о необходимости для всех людей

подчиняться государственной власти и ее законам.

Историческая школа права (локальная, регионально мировоззренческая концепция). Немецкий ученый Савиньи утверждал, что государство - это органическое проявление народа, а право - это выражение его духовной общности. Исторически социальное явление формируется примерно так же, как язык в ходе развития народного духа.

В России сторонники исторической школы - славянофилы признавали опорой государства нравственную связь людей. Взгляды славянофилов стали основой для формирования концепции Евразийского государства, или гарантийного государства. Согласно концепции западная индивидуалистическая трактовка права и правового государства с его «атомизмом» и формализмом не соответствует российскому миру с его органическими социальными общностями, где целое предшествует частному. Обязанности каждого -«доля участия» в общем, отсюда «обязательное государство», «государство правды», связанное изнутри нравственными узами. Корни коллективистского сознания в России очень глубоки.

Противники исторической концепции (как марксисты, так и либералы) считают ее неприемлемой из-за преувеличения роли общественного сознания на отдельной территории.

Концепция насилия. Происхождение государства и права объясняется военно-политическими причинами, завоеванием одних племен другими. По Дюрингу, насилие необходимо для удержания в повиновении покоренных народов. Создается специальный аппарат принуждения - государство, его инструмент - право. Государство первично по отношению к праву.

Мировоззренческие противники данной концепции (марксисты и др.) считают, что для того чтобы могло возникнуть государство, необходим соответствующий уровень

экономического развития общества, позволяющий содержать государственный аппарат. Если этот уровень не достигнут, то никакие завоевания сами по себе не могут привести к возникновению государства. Для того чтобы государство появилось, должны созреть внутренние условия.

Психологическая концепция. Государство и право результат психобиологических свойств человека, его инстинктов и влечений. По Фрейду, человеку свойственны агрессивные импульсы, которые можно подавить только с помощью принуждения. Фрезер полагал, что люди испытывают потребность подчиняться силе. и такой силой является государство. Русский ученый Л. Петражицкий связывал происхождение прав с императивно-атрибутными эмоциями индивида. Эти эмоции выражают его правовые притязания (атрибутивность) и представление об обязанностях (императивность), из которых складывается интуитивное право. Право рассматривается как продукт психологических установок, переживаний, инстинктов.

Сторонники других концепций согласны, что социальные закономерности реализуются через человеческое поведение, деятельность, однако считают, что сама человеческая психика формируется под влиянием экономических, социальных и иных внешних условий. Поэтому эти условия и должны учитываться в первую очередь. Психологическая школа права объясняет возникновение и действие права не социально-экономическими условиями жизни общества, а психологией личности.

Органическая концепция. Человечество возникает как результат эволюции животного мира от низшего к высшему. Дальнейшее развитие приводит к объединению людей в процессе естественного отбора (борьба с соседями) в единый организм -государство, в котором правительство выполняет функции мозга, управляет всем организмом, используя, в частности, право как передаваемые мозгом импульсы. Низ-

ан Б.В.

шие классы реализуют внутренние функции (обеспечивают его жизнедеятельность), а господствующие классы - внешние (оборона, нападение).

Противники органической концепции считают, что нельзя распространять биологические закономерности (межвидовая и внутривидовая борьба, эволюция, естественный отбор и т.п.) на социальные процессы.

Рассмотрев первичные, базовые точки различных теорий образования государства и права и логику их развития, приходим к выводу, что они не интегрируются в одну универсальную теорию. Методологические подходы взаимно непримиримы, так как они основаны на разных мировоззрениях.

В настоящее время мировоззренческая интеграция методологии является проблемой юриспруденции. Нельзя не согласиться с мнением заведующего кафедры истории государства и права Уральской государственной юридической академии, проф. А.С. Смыкалиным, высказанным на международной научной конференции «Многоконцептуальность в науке», что «... с 1993 г. существует плюрализм мнений в методологии изучения истории права, который лишает ее прочной основы и разработки, и ставить вопрос о создании частных юридических методов изучения истории права», и далее «. необходимо договориться о методологии изучения права» [23]. А.С. Смы-калин проводит мысль, что «плюрализм» в методологии, заставляет ученых обращаться все-таки к одной, к привычной марксистской методологии советского периода. Он считает: «Не секрет, что в настоящее время все наши учебники и учебные пособия написаны с позиций материалистической науки».

Выше было отмечено, что в современной России под методологией права понимается сумма всех методов (приемов), ее изучающих, включая сюда и «интегратив-

ные» философские концепции (как один из приемов). Однако философская «интеграция» на практике в юриспруденции не применяется. Суммирование мировоззрений юриспруденция отвергает (философская составляющая отбрасывается) и де-факто (на практике) за основу берет привычную марксистскую концепцию.

В современной России ученые, изучающие развитие права при соотношении государства и гражданского общества, сталкиваются с трудностями, связанными с господством интегральной методологии и неприятием любого мировоззрения, в частности либерального мировоззрения, в теории и практике юриспруденции. Так, заведующий кафедрой финансового права Уральского института экономики, управления и права А.М. Асадов в монографии «Теории косвенных (опосредованных) правовых отношений: вопросы методологии. Косвенные (опосредованные) правовые отношения в финансовой деятельности государственных органов» [24] отмечает: «Современные теории правового воздействия носят сугубо инструментальный характер, строятся зачастую при полном игнорировании философского обоснования и не отражают природы правового воздействия как средства ограничения воли и интересов отдельных лиц с целью их согласования с интересами других лиц, государства и права. Статусом правовых средств наделяются явления, сущностно и содержательно разобщенные, не отвечающие качеству единого целого. В связи с этим нарушается последовательность и стройность предлагаемых научных моделей (конструкций) и нивелируется прикладное значение проведенных исследований.

Подводя итог вышеизложенному, мы предлагаем отказаться от мировоззренческой интегральной методологии юриспруденции и ввести понятие "методологический подход", что соответствует конституционному положению о «многообразии идеологии». Тогда методология юриспруденции включит: методологический подход (одну из

мировоззренческих концепций), предмет изучения (общее право или отрасли права), методы изучения (общенаучные, специальные, частные). Другими словами, это мно-гоконцептуальность методологии.

В настоящее время со сменой формы государственной власти в России на смену государственному марксистскому мировоззренческому подходу в юриспруденции пришел другой государственный мировоззренческий подход - либеральный.

Смена приоритета мировоззрений в обществе закреплена на государственном уровне Конституцией Российской Федерации 1993 г. Так, ст. 2 гласит, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью» [25]. Для сравнения: в Конституции развитого социализма 1977 г. говорится: «Высшая цель Советского государства -построение бесклассового коммунистического общества» [26]. Обращаем внимание, что человек и общество - не тождественные понятия.

В этих двух разновременных и разно-мировоззренческих конституциях (Основных законах государства) содержатся разные (человек - приоритет или общество -приоритет) методологическо-мировоз-зренческие подходы к теории и практике юриспруденции. Сегодня в юриспруденции эти два (либеральный и марксистский) мировоззренческо-методологичес-ких подхода объединены в один общефилософский (интегральный). С этим трудно согласиться, так как направление развития российского права определяется не философией - общей теорией мира, а господствующей в обществе мировоззренческой концепцией. Сегодня это либеральное мировоззрение, которое закреплено в Конституции страны. Объединение двух мировоззренческих приоритетов разных мировоззренческих государств (прошлого и нынешнего) в один «плюралистичес-ко-интегративный приоритет» лишает практическую юриспруденцию либерального государства четких ориентиров.

Личман Б.В.

ЛИТЕРАТУРА

1. Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х Т. / Под ред. М.Н. Марченко.Т.1. Теория государства. М., 1998.

2. Иконникова Г.И. Философия права / Г.И. Иконникова, В.П. Лященко 2-е изд., пере-раб. и допол. М.: Изд-во Юрайт, 2010.

3. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология. М.: Синтег, 2007; Теория государства и права: Учебник для вузов / Под общей ред. О.В. Мартышина. М.: Норма, 2007.

4. Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби, Изд-во "Проспект". 2007.

5. Малько А.В., Трофимов В.В. Теоретико-методологическая концепция «правовой жизни» // Государство и право. 2010. №7.

6. Мартышин О.В. Нужна ли философия права как самостоятельная юридическая дисциплина? // Государство и право. 2009. №11.

7. Новиков А.М., Новиков Д.А. Предмет и структура методологии. www.methodolog.ru/ method.htm.

8. Петрушев В.А. Проблемы методологии общей теории права. www.i-u.ru/biblio/ archive/petrushev_rigth_theory_problem.

9. Личман Б.В. Аналитическая история России: Учебное пособие. Екатеринбург: Изд-во Уральского института экономики, управления и права. 2009.

10. История России с позиций разных идеологий: Учеб. пособие / Под ред. проф. Б.В. Личмана. Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

11. Личман Б.В., Асадов А.М. Методология юриспруденции. Екатеринбург: Изд-во Уральского института экономики, управления и права, 2012.

12. Соборное уложение 1649 года // Отечественное законодательство XI-XX веков: Пособие для семинаров. Часть I (XI-XIX вв.) / Под ред. проф. О.И. Чистякова. М.: Юрист, 1999.

13. Конституция (Основной закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики (1918 г.) / Под ред. проф. О.Н. Чистякова. М.: Юрист, 1999.

14. Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик (1924 г.) / Под ред. проф. О.Н.Чистякова. М.: Юрист, 1999.

15. Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик (1936 г.) / Под ред. проф. О.Н.Чистякова. М.: Юрист, 1999.

16. Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик (1977 г.) / Под ред. проф. О.Н.Чистякова. М.: Юрист, 1999.

17. Отечественное законодательство XI-XX вв.: Пособие для семинаров. Часть II (XX в.) / Под ред. проф. О.Н. Чистякова. М.: Юрист, 1999.

18. Серых В.М. Логические основания общей теории права. В 2-х т. Т. 1. Элементный состав. М., 2001.

19. История России с позиций разных идеологий: Учеб. пособие / Под ред. проф. Б.В. Личмана. Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

20. Российское законодательство X-XX вв. М., 1984.

21. Калашникова Т.В. Происхождение государства и права. М., 2004.

22. Козлихин И.Ю. Интегральная юриспруденция: дискуссионные вопросы // Актуальные проблемы юридической и исторической науки: Международный профессорский сборник научных статей. К 60-летию со дня рождения почетного работника высшего

профессионального образования Российской Федерации, доктора юридических наук, профессора А.С. Смыкалина. Екатеринбург: Издательский дом «Уральская государственная юридическая академия», 2012.

23. Смыкалин А.С. Новые концептуальные подходы в изучении права в современной и историко-правовой науке // Многоконцептуальность в науке. Материалы международной научной конференции. Екатеринбург: Изд-во УМЦ УПИ, 2011. С. 83-84.

24. Асадов А.М. Теории косвенных (опосредованных) правовых отношений: вопросы методологии. Косвенные (опосредованные) правовые отношения в финансовой деятельности государственных органов. Екатеринбург: Изд-во Уральского института экономики, управления и права, 2012. С. 387.

25. Конституция Российской Федерации. М.: Юридическая литература, 1995. С. 4.

26. Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик // Отечественное законодательство Х1-ХХ веков: Пособие для семинаров. Часть II (XX в.) / Под ред. проф. О.И. Чистякова. М.: Юрист, 1999. С. 302.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.