Abstract.
Public spaces in shopping centers as the leading elements of their structural and environmental organization are discussed. It is shown that in most modern shopping centers these spaces (passages and atriums) are multifunctional: they are used for various advertising, exhibition, concert, and public events, attracting numerous visitors. As one example, the new shopping and entertainment center "Khan Shatyr" in Astana is considered in detail.
Key words:
historical passage, modern shopping center, multifunctional space, recreational and entertainment processes, shopping and entertainment center "Khan Shatyr". Date of receipt in edition: 22.02.20 Date o f acceptance for printing: 23.02.20
УДК 72.05/725.9
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ПРОСТРАНСТВА В КУЛЬТУРНЫХ ЦЕНТРАХ. СЦЕНАРИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ.
В.А. Кузнецова, Е.Н. Кузнецова
ФГБОУ ВО «Московский государственный академический художественный институт имени В.И. Сурикова при Российской академии художеств» (МГАХИ им. В.И. Сурикова), г. Москва
Аннотация.
В статье рассмотрены здания современных культурных центров, в состав которых входят многофункциональные общественные пространства. В ходе анализа выявлены основные сценарии использования этих пространств и предложена их классификация по функциональному признаку.
Ключевые слова:
культурный центр, многофункциональное общественное пространство, динамичное пространство, сценарий использования общественных пространств. История статьи: Дата поступления в редакцию: 22.02.20
Дата принятия к печати: 23.02.20
Многофункциональные общественные пространства — это пространства с возможностью адаптации к изменяемым условиям и различным требованиям их эксплуатации. Они являются одним из видов традиционных общественных пространств, использование которых возможно для всех посетителей культурных центров, независимо от цели пребывания.
Понятие "общественное пространство" (public space) впервые возникает в работах американского философа Ханны Арендт. Публичное пространство у Арендт становится средой для развития человека и общества, местом, где каждый имеет возможность самовыразиться, показать, чем он отличается от
остальных [1]. Такое пространство невозможно рассматривать исключительно как коммуникацию между двумя точками в здании; оно должно быть наполнено смыслами, возможностями и непринужденно являться социуму потенциальным местом для совместного взаимодействия.
Академик И.Г. Лежава в своих теоретических трудах подчеркивал, что в архитектурной форме неразрывно соединено пространственное, образное и функциональное начало и что "любая форма обладает определенным функциональным потенциалом, расширяющим спектр ее предназначения". "Адаптационные возможности", — писал он, — видимо, одна из основ, на которых развивается взаимодействие архитектурной формы и функции [2].
В структуре здания общественные пространства, в особенности многофункциональные, являются своеобразным центром притяжения посетителей, приобретая все более значимую роль в современном постоянно изменяющемся мире. Сегодня и в прогнозируемом будущем они должны становиться более гибкими и адаптивными к новым условиям, чтобы соответствовать новым запросам общества. Потребность в динамической адаптации архитектурных объектов обусловлена необходимостью устранения противоречия между постоянно растущими и изменяемыми потребностями людей и неизменяемостью характеристик среды, в которой эти процессы реализуются [3].
Объемно-пространственные решения современных зданий культурных центров значительно сложнее традиционных общественных зданий. Важным этапом поиска наиболее эффективного объемно-пространственного решения многофункционального пространства является предпро-ектный анализ, который учитывает одновременное взаимодействие различных групп населения в этих пространствах. Их пребывание в здании может отличаться по времени (от быстрых встреч до полного рабочего дня), по цели (образование, преподавание, чтение, коворкинг, игра, музыка, изобразительное искусство, выступление и др.), по среднему и максимальному количеству посетителей (от нескольких человек до нескольких сотен) и т.д. Такой подход заранее решает глобальные проблемы актуальности архитектуры, такие как: удовлетворение социальных потребностей и создание комфортной искусственной среды, не требующей больших затрат при строительстве и в ходе эксплуатации. На этапе проектирования важно прогнозировать все возможные сценарии использования многофункциональных пространств в культурных центрах на многие годы вперед. Необходимо закладывать возможность не менее трех вариантов сценариев использования.
Благодаря способности вместить необходимые сценарии использования в одном месте, социальный заказ на многофункциональные общественные пространства в современных зданиях культурных центров постоянно растет. Это обусловлено и тем, что интерьерная среда предоставляет возможность управлять микроклиматом, защищает от неблагоприятных факторов городского окружения, предоставляет большие возможности в части технического и сопутствующего сервисного обеспечения повседневных процессов и специальных мероприятий [4]. Однако в настоящее время систематизация многофункциональных общественных пространств в культурных центрах недостаточно разработана. Ее особенности тесно переплетаются с динамической архитектурой, но имеют ряд индивидуальных особенностей.
Рассмотрим зарубежные аналоги культурных центров с многофункциональными общественными пространствами и различными сценариями их использования.
Культурный центр MECA (арх. BIG. 2019 г. Франция, Бордо) расположен на берегу р. Гаронны в центральной части города. Связь между ул. Куай де Полюдате и видом на набережную достигается посредством системы пешеходных пандусов, образующих на подъеме в центральной части здания открытую площадку с видом на воду. Именно эта площадка организует связь городской среды с внутренней системой общественных пространств, расположенных по вертикальной оси центра (рис. 1) [5].
Ш
ОС О I-
и ш
I-м
X
и
ОС <
1 х
Л (Q
^ а
St
0 з
* 9
И §>
1 *
2 ^ I >
z * < ш
Ä 8
0 н
х £
1 а. £0 н
* t ш ®
< i ш х
0 2
ш и
1 §
fO ? > *о * о
1 2 3
Рис. 1. Культурный центр La МЁСА. 1 — карта расположения объекта; 2 — перспективное изображение1; 3 — схема формообразования2.
Центральное многофункциональное общественное пространство с входными группами и небольшим амфитеатром расположено на пересечении вертикальной оси центральной открытой площади с уровнем земли.
Рис. 2. Культурный центр La МЁСА. Сценарии использования многофункционального общественного пространства. 1 — сбор гостей и рекреация; 2 — проведение общественных мероприятий; 3 — проведение праздников; 4 — организация временных выставок.
Это место может служить для сбора гостей, для проведения мероприятий и слушаний (с использованием амфитеатра), для фуршетов и праздников (при работе примыкающей кухни), для организации временных выставок и инсталляций (при внутренней открытой планировке). Помимо этого, многофункциональное пространство служит связью и коммуникацией для всех групп помещений в здании (рис. 2).
Здание делится на две части центральным открытым объемом, занимающим пространство со второго по четвертый этаж. Вертикальные коммуникации обеспечиваются системой лифтов и эвакуационных лестниц, ведущих на четвертый этаж, где центральный объем вновь преобразуется в закрытое общественное пространство с многофункциональным использованием (рис. 3).
1иЯЬ: ЬИр8://Ы§Лк/#рго)ес:8-теса.Ы:т1 (дата обращения: 20.03.2020). 2иКХ: Ы1р8://Ы§Лк/#рго)ес18-теса.Ы:т1 (дата обращения: 20.03.2020).
124 | Системные технологии 1 (№34) 2020
Рис. 3. Культурный центр La МЁСА. 1 — план 1 этажа3; 2 — продольный разрез здания4
Таким образом, культурный центр МЁСА — это пример удачной интеграции культурного объекта в городскую среду. Здание имеет развитую по вертикали систему многофункциональных пространств, главное из которых имеет на сегодняшний день четыре основных сценария использования с возможностью дальнейших изменений в ходе эксплуатации.
Культурный центр Het Kielzog (арх. DeZwarteHond. 2016. Нидерланды, Хогезанд) расположен в самом центре небольшого города в одном квартале с кинотеатром и сетью торговых центров, образующих в совокупности место притяжения горожан. Несмотря на компактные размеры, комплекс пользуется огромной популярностью среди местных жителей и гостей города. Вся структура культурного центра располагает к общественной жизни, проведению различного рода мероприятий без привязки к конкретным помещениям, что придает ему высокую адаптивность.
Рис. 4. Культурный центр Het Kielzog. 1 — генплан участка с обозначенными входами5; 2 — перспективное изображение6; 3 — схема формообразования здания7.
3иКХ: https://www.dezeen.com/2012/06/20/meca-by-big-and-freaks-freearchitects/ (дата обращения: 20.03.2020), обозначения автора.
4иКХ: https://www.dezeen.com/2012/06/20/meca-by-big-and-freaks-freearchitects/ (дата обращения: 20.03.2020), обозначения автора.
5иКХ: https://www.arch2o.com/cultural-complex-de-zwarte-hond/ (дата обращения: 20.03.2020), обозначения автора
6иКХ: https://www.dezwartehond.nl/en/projecten/het-kielzog-huis-voor-cultuur-en-bestuur/ (дата обращения: 20.03.2020).
7иКХ: https://www.dezwartehond.nl/en/projecten/het-kielzog-huis-voor-cultuur-en-bestuur/ (дата обращения: 20.03.2020).
Ш
ОС О I-
и ш
I-м
X
и
ОС <
1 х
Л (Q
^ а
St
0 з
* 9
И §>
1 *
2 ^ I >
z * < ш
Ä 8
0 н
X ™
1 а. £0 н
* t
Ш «и
< i ш х
О Я
ш и X £ ГО ?
> *о * о
Комплекс делится на 2 части — театральную и культурную сквозной внутренней "улицей" с входными группами и центральным многофункциональным общественным пространством, которое представляет собой транзитную объемно-планировочную структуру (рис. 4) [6]. Стационарный амфитеатр, расположенный в многофункциональном пространстве на 1 этаже, является элементом притяжения для встреч, отдыха и развлечений. Кроме того, пространство постоянно востребовано для проведения организованных массовых мероприятий. Там проходят репетиции, музыкальные концерты, тематические вечера, общественные встречи и слушания (рис. 5).
3 4
Рис. 5. Культурный центр Het Kielzog. Сценарии использования многофункционального общественного пространства8. 1 — репетиция; 2 — проведение концертов;
3 — организация тематических мероприятий;
4 — общественные встречи и слушания.
Культурный блок представлен библиотекой, мастерскими, аудиториями, музыкальной школой. Центральные лестницы ведут в обе части здания, остальное пространство образует второй свет над общественной многофункциональной частью 1 этажа.
Центр Het Kielzog — это яркий пример компактного, но богатого культурной жизнью объекта городского значения. В использование его многофункционального общественного пространства входят 4 основных сценария. При отсутствии любого из них, город с населением 21 тыс. чел. может потерять часть социальных возможностей и снизить потенциал развития культурной жизни.
Культурно-досуговый центр Seongdong (арх. UnSangDong Architects. 2012 г. Южная Корея, Сеул) — особо значимое общественное место социально неблагополучного района Сондон (рис. 6). Объект является ярким примером применения принципа контрастного внедрения общественного здания в деградированную среду. Это успешный опыт поднятия статуса района в сложившейся городской застройке с открытием новых возможностей вовлечения граждан в активное взаимодействие [7].
8иКХ: https://www.arch2o.com/cultural-complex-de-zwarte-hond/ (дата обращения: 20.03.2020), обозначения автора.
Рис. 6. Культурно-досуговый центр Згощйощ. 1 — перспективное изображение здания9; 2 — фото интерьера многофункционального общественного пространства (3 этаж)10; 3 — фото интерьера общественного пространства (6 этаж)11.
В этом объекте общественные пространства представлены системой со сложной разноуровневой структурой из множества публичных пространств: как открытых, так и закрытых; с доступностью с 1, 2, 3 этажей; часть которых является многофункциональными (рис. 7).
Рис. 7. Культурно-досуговый центр Згощйощ. Выделение цветом общественных пространств12.
1 — план 2 этажа; 2 — план 3 этажа (главный вход); 3 — план 6 этажа.
Благодаря принципу размещения системы общественных пространств на первых этажах, культурный центр постоянно наполнен жизнью, привлекая жителей района (рис. 8). При этом каждый посетитель может найти себе занятие по душе за счет множества вариантов использования каждого из пространств, которые могут функционировать как одно общее, так и независимо друг от друга.
9иКХ: https://www.metalocus.es/en/news/seongdong-cultural-welfare-center-unsangdong-architects (дата обращения: 20.03.2020).
10иКХ: http://www.designwhos.com/bbs/board.php?bo_table=architecture&wr_id=362 (дата обращения: 20.03.2020).
ПиКХ: http://www.designwhos.com/bbs/board.php?bo_table=architecture&wr_id=362 (дата обращения: 20.03.2020).
12иКХ: https://www.metalocus.es/en/news/seongdong-cultural-welfare-center-unsangdong-architects (дата обращения: 20.03.2020), обозначения автора.
Ш
ОС О I-
и ш
I-м
X
и
ОС <
и х
.а го
^ а
§ 3
* 9
>1 §>
Ё 5
2 ^
1 >
2 * < И
£ 2
0 н
X £
1 а
го н
* I
ш <и
, 2
< 5
ей х
О Я
ш и
го ?
> *о
* о
Рис. 8. Культурно-досуговый центр Seongdong. 1 — схема объемно-планировочного решения с обозначением коммуникационных путей (оранжевым цветом обозначены общественные пространства)13; 2 — схема развертки системы многофункциональных общественных пространств14.
Поднятие уровня социального взаимодействия — это одна из важнейших задач культурно-досу-гового центра Seongdong, с которой он успешно справляется. Общественные пространства центра, в особенности многофункциональные, формируют еще один тип объемно-планировочной структуры — пространственная система. Именно многофункциональность центра позволяет жителям района Сондон с легкостью и желанием интегрироваться в социализирующий процесс, проводя в культурном центре свой досуг.
Культурный центр The SHED (арх. Diller Scofidio + Renfro. 2018. США, Нью-Йорк) расположен в культурном кластере Манхэттена. Это пример внедрения объекта в сложившуюся среду, который дополняет ее и поднимает на новый уровень (рис.9).
13URL: https://inhabitat.com/urban-forest-cultural-center-unveiled-for-korea/culture-forest-1/ (дата обращения: 20.03.2020).
14URL: https://inhabitat.com/urban-forest-cultural-center-unveiled-for-korea/culture-forest-1/ (дата обращения: 20.03.2020).
Рис. 9. Культурный центр The SHED. 1 — генплан участка с обозначением культурного центра15;
2 — перспективное изображение здания16; 3 — механизм для передвижения оболочки17.
Основной объем центра представлен статичным зданием в форме куба с постоянными помещениями, который имеет возможность динамично увеличивать свои размеры посредством выдвижной оболочки, скользящей по рельсам на 2-х метровых колесах (рис. 9, рис. 10) [8]. Такое неординарное решение было вызвано близким расположением участка под строительство культурного центра к вокзалу и железнодорожным путям. Таким образом, авторы проекта решили проблему нехватки территории в условиях сложившейся плотной застройки Нью-Йорка.
Рис. 10. Культурный центр The SHED18. 1 — план 7 этажа, многофункциональное общественное пространство закрыто; 2 — план 3 этажа, многофункциональное общественное пространство раскрыто (цветовое обозначение).
В раскрытом состоянии у куба появляется дополнительная перекрытая площадь для проведения мероприятий разного формата. Внешние стены могут приподниматься, открывая доступ посетителям или беспрепятственному въезду грузового транспорта. Внутренние стены между статичным и динамичным объемами приподнимаются или опускаются исходя из формата проводимого
15URL: https://www.citylab.com/equity/2014/03/how-new-york-building-entire-neighborhood-top-rail-yard/8670/ (дата обращения: 20.03.2020), обозначения автора.
16URL: https://theshed.org/about/building (дата обращения: 20.03.2020).
17URL: https://en.wikipedia.org/wiki/The_Shed_(arts_center)#/media/File:The_Shed_-_Wheels_(48206540647).jpg (дата обращения: 20.03.2020).
18URL: https://www.architecturalrecord.com/articles/14044-the-shed-by-diller-scofidio-renfro-with-rockwell-group (дата обращения: 20.03.2020), обозначения автора.
Ш
ОС О I-
и ш
I-м
X
и
ОС <
1 х
Л (Q
^ а
St § 3
* 9
И §>
i *
2 ^ I >
z * < ш
R 8
0 н
х ™
1 а.
£р н
* t
Ш «и
< i ей х
О Я
ш и ЗС £ fO ? > *о * о
действия. Для организации зрелищных мероприятий есть возможность регулирования высоты занавеса всех светопрозрачных стен по периметру оболочки. К низу конструкций покрытия подвижной оболочки посредством креплений может подвешиваться груз (инсталляции или экспонаты во время проведения выставок; а также артисты акробатических номеров). В закрытом состоянии основного объема площадка является городской площадью (рис. 11).
7 8 9
Рис. 11. Культурный центр The SHED. Сценарии использования многофункционального общественного пространства19. 1 — открытая площадь (закрытое положение); 2 — проведение фестивалей с открытым доступом, ярмарок и дегустаций и др. (пространство открыто, внешние стены в приподнятом состоянии для свободного доступа горожан); 3 — въезд и загрузка, автомобильные выставки и др. (открытое положение, внешние стены в поднятом состоянии для доступа габаритного транспорта и др.); 4 — проведение закрытых шоу с посадкой по периметру, танцевальные поединки и номера (открытое положение, внешние стены и занавес опущен); 5 — проведение временных выставок и инсталляций (открытое положение, внешние стены опущены, занавес отсутствует,
использование креплений к низу конструкций покрытия оболочки); 6 — проведение концертов с дополнительной посадкой внутри статичного объема здания (открытое положение, внешние стены и занавес опущены, стены статичного объема частично открыты); 7 — проведение выставки с частичным использованием пространства; 8 — организация шоу, требующих особо сложные конфигурационные особенности (открытое положение, одновременное использование статичного и динамичного объема), 9 — открытая площадка, оборудования для проведения уличных концертов и др. (закрытое положение).
19URL: https://www.engadget.com/2019-04-03-the-shed-nyc-hudson-yards.html (дата обращения: 20.03.2020).
130 | Системные технологии 1 (№34) 2020
Рис. 12. Культурный центр The SHED. Варианты использования многофункционального общественного пространства. Фото. 1 — проведение летнего концерта на открытой площадке20;
2 — дегустация снеков от ресторатора Дэвида Чанга21; 3 — модный показ Carolina Herrera22.
The SHED — это пример принципиально нового подхода к использованию многофункциональных общественных пространств. Культурный центр соответствует принципам устойчивой архитектуры. Понятие устойчивости (sustainability) обретает все большее значение в творчестве современных архитекторов и градостроителей [9]. На счету центра десятки сценариев уже проведенных мероприятий, таких как: модные показы, рекламные акции, фестивали, ярмарки и дегустации, танцевальные поединки, концерты, шоу-балет, конференции, выступления симфонических оркестров, выставки скульптур и др. (рис. 12). Возможно, будущее архитектуры культурных центров выглядит именно так. Здесь общественное пространство, не имея четких обозначенных границ, представляет собой еще один тип объемно-планировочной структуры — абсолютную трансформацию. Именно поэтому число всевозможных вариаций использования многофункционального общественного пространства культурного центра ничем не ограничено.
Таким образом, все рассмотренные примеры многофункциональных общественных пространств современных культурных центров демонстрируют: гибкость и вариативность среды, активное взаимодействие разных социальных групп, экономически эффективное использование пространства и ресурсов, возможность подстраиваться под новые запросы общества, благоприятное влияние на общественную жизнь в масштабах здания и города в целом.
На основе проведенного анализа, можно сделать вывод, что большое число современных культурных центров имеет характерную особенность — многофункциональные общественные пространства с количеством сценариев использования от четырех до шести.
При рассмотрении возможных сценариев использования многофункциональных общественных пространств в культурных центрах были определены варианты эксплуатации, обобщенные в единую классификацию по функциональному признаку: коммуникационный, информационно-просветительский, социализирующий, культурообразующий, рекреационный, обеспечивающий проведения разного рода мероприятий.
(дата
20URL: https://www.eUedecor.com/life-culture/g30933665/the-best-set-design-new-york-fashion-week/ обращения: 20.03.2020).
21URL: https://mommypoppins.com/new-york-city-kids/city-guides/hudson-yards-with-kids-top-10-things-to-do-at-nycs-new-west-side-hot (дата обращения: 20.03.2020).
22URL: https://www.songkick.com/venues/4157894-shed (дата обращения: 20.03.2020).
Ш
ОС О I-
и ш
I-м
X
и
ОС <
1 х
Л (Q
^ а
SÉ Ü 3
* 9
И §>
i *
2 ^ i >
z * < ш
R 8
0 н
х £
1 а. £0 н
* t ш ®
< í ш х
О 2 ш и
го ? > *о * о
ЛИТЕРАТУРА:
1. Сулялина П. И. Методы формирования общественных пространств: анализ зарубежных проектов // Молодой ученый. — 2018. — №17. — С. 84-88.
2. Гельфонд, А. Л. Архитектурное проектирование общественных зданий и сооружений : учеб. пособие / А. Л. Гельфонд. — М. : Архитектура-С, 2006. — 280 с. : ил. С. 27.
3. Сапрыкина H. А. Архитектурная форма: статика и динамика / Н.А. Сапрыкина. -М.: Архитектура-С, 2004. С. 9.
4. Лазарева М.В. Стратегия «матрицы возможностей» для формирования многофункционального общественного интерьера. Статья в журнале «Архитектон: известия вузов». — Екатеринбург: Изд-во УралГАХА, 2006-№16.-(0,27 п.л.). С. 9.
5. Архитектурное бюро BIG: официальный сайт: официальный сайт. URL: https://big.dk/#projects-meca (дата обращения: 20.03.2020)
6. Архитектурное бюро DeZwarteHond: официальный сайт. URL: https://www.dezwartehond.nl/en/projecten/het-kielzog-huis-voor-cultuur-en-bestuur (дата обращения: 20.03.2020).
7. Архитектурное бюро Metalocus: официальный сайт. URL: https://www.metalocus.es/en/news/seongdong-cultural-welfare-center-unsangdong-architects (дата обращения: 20.03.2020)
8. Архитектурное бюро Dsrny: официальный сайт. URL: https://dsrny.com/project/the-shed (дата обращения: 20.03.2020)
9. Есаулов Г. В. Устойчивая архитектура — от принципов к стратегии развития / Вестник ТГАСУ №6, 2014. С. 10.
Просьба ссылаться на эту статью следующим образом:
В. А. Кузнецова, Е. Н. Кузнецова. Многофункциональные общественные пространства в культурных центрах. сценарии использования. — Системные технологии. — 2020. — № 34. — С. 122—132.
MULTIFUNCTIONAL PUBLIC SPACES IN CULTURAL CENTERS. USAGE SCENARIOS V. A. Kuznetcova, E. N. Kuznetcova
Moscow State Academic Art Institute named after V.I. Surikov, Moscow
Abstract. Key words:
The article considers buildings of modern cultural centers, which include cultural center, multifunctional public
multifunctional public spaces. As a result of the analysis major common space, dynamic space, usage scenario of
scenarios of these places utilization are determined and their classification public spaces.
by functional characteristics is offered. Date of receipt in edition: 22.02.20
Date o f acceptance for printing: 23.02.20