Научная статья на тему 'МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ПРОСТРАНСТВА В СОВРЕМЕННЫХ ТОРГОВЫХ КОМПЛЕКСАХ'

МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ПРОСТРАНСТВА В СОВРЕМЕННЫХ ТОРГОВЫХ КОМПЛЕКСАХ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
379
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЧЕСКИЙ ПАССАЖ / СОВРЕМЕННЫЙ ТОРГОВЫЙ ЦЕНТР / МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / РЕКРЕАЦИОННО-РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ / ТОРГОВО-РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР "ХАН ШАТЫР" / HISTORICAL PASSAGE / MODERN SHOPPING CENTER / MULTIFUNCTIONAL SPACE / RECREATIONAL AND ENTERTAINMENT PROCESSES / SHOPPING AND ENTERTAINMENT CENTER "KHAN SHATYR"

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Турсунбаева Т. Ж., Трибельская Е. Г.

Рассмотрены общественные пространства в торговых центрах как ведущие элементы их структурной и средовой организации. Показано, что в большинстве современных торговых центров эти пространства (пассажи и атриумы) являются многофункциональными: используются для проведения различных рекламных, выставочных, концертных и общественных мероприятий, привлекая многочисленных посетителей. В качестве одного из примеров подробно рассматривается новый торгово-развлекательный центр «Хан Шатыр» в Астане.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MULTIFUNCTIONAL PUBLIC SPACES IN MODERN SHOPPING MALLS

Public spaces in shopping centers as the leading elements of their structural and environmental organization are discussed. It is shown that in most modern shopping centers these spaces (passages and atriums) are multifunctional: they are used for various advertising, exhibition, concert, and public events, attracting numerous visitors. As one example, the new shopping and entertainment center "Khan Shatyr" in Astana is considered in detail.

Текст научной работы на тему «МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ПРОСТРАНСТВА В СОВРЕМЕННЫХ ТОРГОВЫХ КОМПЛЕКСАХ»

CULTURAL MEMORY AS A MECHANISM FOR THE EVOLUTIONARY DEVELOPMENT OF THE PUBLIC SPACE OF A HISTORICAL CITY

V. I. Lambricht

Moscow Architectural Institute

Abstract.

The development of historical public space today is inextricably linked with the use of contemporary architectural forms, which puts The article is devoted to formgiving techniques, aimed at establishing the relationship of a contemporary architectural object with its cultural and historical context, before architects a number of tasks related to the addition of the old with the new. using the example of the addition of the San Michele cemetery in Venice designed by David Chipperfield Architects.

Key words:

continuity, contemporary architecture, historical site, architectural heritage, contemporary formgiving, interaction with history. Date of receipt in edition: 22.02.20 Date o f acceptance for printing: 23.02.20

УДК 725.21.054.4

МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ПРОСТРАНСТВА В СОВРЕМЕННЫХ ТОРГОВЫХ КОМПЛЕКСАХ

Т.Ж. Турсунбаева, Е.Г. Трибельская

Московский государственный академический художественный институт им. В.И. Сурикова при Российской академии художеств, Москва, Россия

Аннотация.

Рассмотрены общественные пространства в торговых центрах как ведущие элементы их структурной и средовой организации. Показано, что в большинстве современных торговых центров эти пространства (пассажи и атриумы) являются многофункциональными: используются для проведения различных рекламных, выставочных, концертных и общественных мероприятий, привлекая многочисленных посетителей. В качестве одного из примеров подробно рассматривается новый торгово-развлекательный центр «Хан Шатыр» в Астане.

Ключевые слова:

исторический пассаж, современный торговый центр, многофункциональное пространство, рекреационно-раз-влекательные процессы, торгово-раз-влекательный центр «Хан Шатыр». История статьи: Дата поступления в редакцию: 22.02.20

Дата принятия к печати: 23.02.20

«Общественное пространство — это пространство общения и социальной активности, организованное в соответствии с доминирующей функцией» объекта [1]. Общественные пространства проектируются как элементы общей системы коммуникационного связевого каркаса, наполняя его новыми смыслами и становятся общественно-коммуникационными.

Общественному пространству присущи свои особые функции:

- коммуникативная;

- рекреационная;

- информационная;

- социальная.

В статье рассмотрены общественные пространства в торговых центрах, как ведущие элементы их структурной и средовой организации, играющие роль важного элемента функционально-планировочного каркаса.

Современный торговый центр — представляет собой совокупность торговых предприятий, объединенных общим коммуникационно-рекреационным пространством в границах одного здания. Для таких торговых центров характерна тесная пешеходная связь с прилегающими общественными пространствами, примером организации такой связи является крытый пассаж.

Традиционный пассаж1 — тип торгового здания, в котором магазины размещены ярусами по обеим сторонам «пешеходной улицы» с остекленным покрытием. Строительство пассажей началось во второй половине XIX века, они были образованы на основе бывших оживленных городских торговых улиц, превращенных со временем в специализированные торгово-пешеходные пути. В качестве примеров первых пассажей можно привести: Галерею Виктора Эммануила II в Милане, Италия; магазин и гостиница М. Менделевич «Пассаж» в Одессе, Украина. (Рис.1- а, Ь, с, ф

Рис. 1. Примеры исторических торговых зданий, построенных в виде пассажей: а — галерея Виктора Эммануила II в Милане, Италия, интерьер пассажа2; Ь — план 1-го этажа3; с — магазин и гостиница М. Менделевич «Пассаж» в Одессе, Украина, панорамное изображение интерьера; й — интерьер пассажа4.

'пассаж — [аса], пассажа, м. [фр. passage, букв. проход]. 1. Крытая галерея с рядом магазинов по обеим сторонам, соединяющая две улицы. Отправляться в пассаж за покупками. || Коридор, проход (устар.)

2 https://www.wcd2019milan.org/meeting-information/about-milan/ (дата обращения: 26.02.2020)

3https://www.pinterest.ru/pin/48132289746573704/?nic_v1=1awtY8sYiNShIYCad2Va4KRZJPHHSdwkrrbalCY 51Jza3rJ4UMKdnF3tRqM11f%2BWAm (дата обращения: 26.02.2020)

4https://mayakorg.ua/news/passage-the-island-is-rich-in-pre-revolutionary-odessa/ (дата обращения: 26.02.2020)

Ш

ОС О I-

и ш

I-м

X

и

ОС <

0 : s *

J л

* I

1 I

> ф

■&Z

о и

О ш

X о

Z <j

■ m

5 го S 10

и S

т

Г" ГО ^ Q.

ш F Ш и

Ш I

> I < и

СО ш

J н

S «

х *

и ° о. и

£ *

ГО

I- I

В настоящее время пассажи в исторических зданиях выполняют роль не только коммуникационного пространства между торговыми точками, но и служат местом для проведения всевозможных мероприятий: выставок, конкурсов, мастер-классов, концертов и представлений. Примерами могут служить ГУМ (Москва, Россия); Петровский пассаж (Москва, Россия); Пассаж (Санкт-Петербург, Россия). (Рис.2 — a, Ь, с, d, e).

Рис. 2. Примеры современного использования пассажей в исторических торговых центрах: а — ГУМ в Москве, Россия, интерьер пассажа5; Ь — интерьер пассажа, проведение выставки «Мода — народу! От конструктивизма к дизайну» в ГУМе6; c — план 1-го этажа7; d — Пассаж в Санкт-Петербурге, интерьер пассажа; e — планы этажей8.

В последние годы в больших городах современные торговые центры являются одними из ведущих площадок коммуникации. Торговые центры и торгово-развлекательные комплексы — это форма организации розничной торговли, которая предполагает сосуществование под одной крышей автономных магазинов, кафе, развлекательных заведений, иногда — банков и офисов фирм. Как пример современного торгового центра, рассмотрен торговый центр «Blue City» -Варшава, Польша. (Рис. 3-a, b)

5https://web.archive.org/save/https://daily.afisha.ru/cities/13431-krugosvetnoe-puteshestvie-po-moskve-kak-obognut-ves-mir-ne-pokidaya-predely-goroda/ (дата обращения: 26.02.2020 г.)

6https://boscofamily.ru/en/bosco-di-ciliegi/news/vystavka-moda-narodu-ot-konstruktivizma-k-dizaynu-/ (дата обращения: 26.02.2020 г.)

7http://arttobuild.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=1863&Itemid=1 (дата обращения: 26.02.2020 г.) (дата обращения: 26.02.2020 г.)

8https://www.be-in.ru/places/19666-passag/ (дата обращения: 26.02.2020 г.)

Отличия торговых комплексов от торговых центров:

- торговый комплекс располагается в одном большом здании или нескольких зданиях, имеющих, как правило, общую функционально-планировочную структуру; — в нем централизованы функции управления и хозяйственного обслуживания[4].

Рис. 3. Торговый центр Blue City в Варшаве, Польша. а — общий вид; b — атриумное пространство торгового центра9.

Особо крупные торговые комплексы принято называть моллами. Молл — это огромный (более 100 тыс. кв. м) торговый комплекс, основу которого составляет ряд крупных магазинов, соединенных между собой крытыми галереями. Как правило, моллы строятся вдали от центра города. В большинстве случаев для того, чтобы все элементы комплекса были органично связаны, объединяющим элементом служит атриум/ атриумы, где и проводятся различные мероприятия. Примеры: торгово-развлекательный центр Dubai Mall (Дубай, ОАЭ); торговый-центр Mall of America (Блумингтон (шт. Миннесота), США). (Рис. 4. -a, b, c, d).

Рис. 4. Рассматриваемые примеры: а — торгово-развлекательный центр Dubai Май в Дубай, ОАЭ, атриум торгово-развлекательного центра; b — атриум, во время проведения модного показа10; c — торговый-центр Май of America в Блумингтоне, США, атриум торгового центра; d — использование атриума в роли концертного зала11.

9https://warsawcitybreak.com/shopping-in-warsaw/ (дата обращения: 26.02.2020 г.)

10https://www.serapid.com/ru/applications/equipement-scenique-salles-de-spectacle/dubay-emirat-dubay-obedinennye-arabskie-emiraty (дата обращения: 26.02.2020)

11https://www.thedailymeal.com/travel/biggest-malls-america-gallery/slide-6 (дата обращения: 26.02.2020)

Ш

ОС О I-

и ш

I-м

X

и

ОС <

0 ; s *

J л

* I

1 I

> ф

■&Z

о и

О ш

X о

Z <j

■ m

5 го S 10

и S

т

Г" ГО ^ Q.

ш F Ш и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ш I

> I < ф

ш и

J н

ä * х 3

и °

Q. Ф

£ *

ГО

I- I

Более подробно рассмотрим крупный торгово-развлекательный центр в столице Казахстана - Астане (Нур-Султане), Хан Шатыр12. (Рис.5.)

«Хан Шатыр», спроектированный британским архитектором Норманом Фостером, является одним из самых узнаваемых зданий в Астане. Для возведения уникального здания пригласили строителей турецкой компании Sembol. Проект сооружения был одобрен президентом Казахстана в 2006 году, а начал свою работу в июле 2010 года.

Рис. 5. Торгово-развлекательный центр «Хан Шатыр». а — общий вид; b — разрез13.

Это самое большое шатровое сооружение в мире, высота которого достигает 150 метров. Шпиль оси здания слегка наклонен к горизонту, поэтому основание представляет собой не круг, а эллипс, занимающий 14 гектаров. Внутри можно увидеть трубчатую конструкцию, возносящуюся на 150 метров. К трем мощным опорам несущего пилона крепятся тросы растяжек фасадов шатра, а также лифты, эскалаторы и все этажи. Снаружи конус огромного комплекса обтянут полупрозрачным фторполимерным покрытием, созданным в американской корпорации Du Pont. Универсальное покрытие не только пропускает солнечные лучи, но отражает нежелательную радиацию ультрафиолета, обеспечивая в течение дня мягкое естественное освещение. Под гигантским тентом круглосуточно поддерживается комфортная среда обитания с устойчивым микроклиматом, не зависящим от внешних погодных условий. Развлекательный центр Хан Шатыр призван предоставить городу целый ряд гражданских, культурных и социальных удобств. Каждые выходные в главном атриуме проходят различные мероприятия: лотереи, выставки, концерты и представления.

Архитектурно-строительная концепция центра призвана бороться с суровой климатической ситуацией в регионе. В развлекательном центре представлено несколько природных ландшафтных зон. Здесь присутствует много зелени, она представляет различные климатические пояса на ступенчатых террасах, много света, который беспрепятственно проникает через сплошную сетчатую структуру. Тропический водный садик, волновой бассейн, речка и водопад идеально вписаны в архитектурное решение внутреннего пространства здания, все это просматривается с самой верхней террасы. Внутри образуется зона площадью 100 000 кв. м с обширным городским парком, магазинами, кинотеатрами, кафе и концертной площадкой. Под выставочные и развлекательные мероприятия отведена просторная гибкая площадка в центре здания, 40 000 квадратных метров отдано под всевозможные кафетерии, рестораны, кинотеатры и магазины.

Пространство торгово-развлекательного центра «Хан шатыр» тщательно продумано: на нулевом уровне расположен гипермаркет, к которому обеспечен прямой доступ с закрытой парковки. Закрытая парковка, рассчитанная на 700 парковочных мест, расположена на нулевом уровне. Помимо этого,

12Хан Шатыр, в переводе с казахского «Хан среди шатров».

13https://www.vitruvius.com.br/revistas/read/projetos/11.128/4005 (дата обращения: 26.02.2020)

имеется надземная закрытая внешняя парковка, на такое же количество мест, которая соединена с основным зданием центра внешними крытыми переходами. Также, в самом центре расположены кинотеатр Multiplex, рассчитанный на 450 посетителей и имеющий шесть зрительных залов, смотровая площадка, откуда можно наблюдать сады и ландшафтные композиции, размещенные на террасах. Средиземноморские пальмы, фруктовые деревья, диковинные цветы, для каждого паркового уровня применяется отдельное ландшафтное решение. На третьем этаже расположены — спортзал, массажные кабинеты, залы для занятий аэробикой и йогой, сауна. Все максимально комфортно расположено рядом с соответствующими магазинами и детской игровой зоной. В шатре имеется аквапарк, который представляет три связанных между собой бассейна, с тянущимся вдоль них песчаным пляжем. Бассейн с волнами, медленно текущая река и бассейн для активного отдыха с регулируемым дном.

Важно отметить, что современные торговые центры представляют собой не просто совокупность торговых предприятий, но и являются ярким примером удачно организованного общественного пространства в целом. Общественное пространство в торговых центрах является основным элементом общей системы коммуникационного связевого каркаса с торговыми точками, оно служит местом для социальной активности посетителей и проведения различных мероприятий: концертов, представлений, мастер-классов, выставок и т.д.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Гельфонд А.Л. Общественные здания и общественное пространство. Дуализм отношений / А.Л. Гельфонд // ACADEMIA Архитектура и строительство. — Москва: Изд-во РААСН. — 2015. — №2. [https://cyberleninka.ru/article/n/obschestvennoe-zdanie-i-obschestvennoe-prostranstvo-dualizm-otnosheniy/ viewer] (дата обращения: 26.02.2020)

2. Свойства и функции общественных пространств: [https://studme.org/170378/stroitelstvo/svoystva_funktsii_ obschestvennyh_prostranstv] (дата обращения: 26.02.2020)

3. Многофункциональные торговые центры: [https://studref.com/303315/stroitelstvo/mnogofunktsionalnye_ torgovye_tsentry] (дата обращения: 26.02.2020)

4. Проблемы российской индустрии торговых центров: научные подходы к их определениям/ д-р экон. наук, профессор, декан факультета коммерции Нижегородского коммерческого института — Ефремов А.С./: [https://dis.ru/library/561/25925/] (дата обращения: 26.02.2020)

5. Пассажи и атриумы в структуре торговых зданий: [http://www.arkos-proekt.ru/articles/passazhi-i-atriumi-v-strukture-torgovich-zdaniy] (дата обращения: 26.02.2020)

6. Описание Хан Шатыра на официальном сайте архитектурного бюро Foster and Partners: [https://www. fosterandpartners.com/projects/khan-shatyr-entertainment-center/] (дата обращения: 26.02.2020)

7. Описание торгово-развлекательного центра Хан Шатыр (Khan Shatyr): [ https://wikiway.com/kazakhstan/ astana/khan-shatyr/#gl5] (дата обращения: 26.02.2020)

Просьба ссылаться на эту статью следующим образом:

Т.Ж. Турсунбаева, Е.Г. Трибельская. Многофункциональные общественные пространства в современных торговых комплексах. — Системные технологии. — 2020. — № 34. — С. 116—122.

MULTIFUNCTIONAL PUBLIC SPACES IN MODERN SHOPPING MALLS T.Z. Tursunbayeva, Е.G.Tribelskaya

Moscow State Academy Art Institute named after V.I. Surikov, Moscow, Russia.

Ш

DC О I-

u ш

i-м

X

и

ОС <

0 : s *

J л

* I

1 I

> Ф

■&Z

о и

fe a О ш

X о

Z <j

■ m

5 го S 10

и S

т

Г" ГО ^ Q.

ш F Ш и

Ш I

> I < и ш и

J н

3 *

х *

и

CL

0 Ф

1 л

s

го

I

Abstract.

Public spaces in shopping centers as the leading elements of their structural and environmental organization are discussed. It is shown that in most modern shopping centers these spaces (passages and atriums) are multifunctional: they are used for various advertising, exhibition, concert, and public events, attracting numerous visitors. As one example, the new shopping and entertainment center "Khan Shatyr" in Astana is considered in detail.

Key words:

historical passage, modern shopping center, multifunctional space, recreational and entertainment processes, shopping and entertainment center "Khan Shatyr". Date of receipt in edition: 22.02.20 Date o f acceptance for printing: 23.02.20

УДК 72.05/725.9

МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ПРОСТРАНСТВА В КУЛЬТУРНЫХ ЦЕНТРАХ. СЦЕНАРИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ.

В.А. Кузнецова, Е.Н. Кузнецова

ФГБОУ ВО «Московский государственный академический художественный институт имени В.И. Сурикова при Российской академии художеств» (МГАХИ им. В.И. Сурикова), г. Москва

Аннотация.

В статье рассмотрены здания современных культурных центров, в состав которых входят многофункциональные общественные пространства. В ходе анализа выявлены основные сценарии использования этих пространств и предложена их классификация по функциональному признаку.

Ключевые слова:

культурный центр, многофункциональное общественное пространство, динамичное пространство, сценарий использования общественных пространств. История статьи: Дата поступления в редакцию: 22.02.20

Дата принятия к печати: 23.02.20

Многофункциональные общественные пространства — это пространства с возможностью адаптации к изменяемым условиям и различным требованиям их эксплуатации. Они являются одним из видов традиционных общественных пространств, использование которых возможно для всех посетителей культурных центров, независимо от цели пребывания.

Понятие "общественное пространство" (public space) впервые возникает в работах американского философа Ханны Арендт. Публичное пространство у Арендт становится средой для развития человека и общества, местом, где каждый имеет возможность самовыразиться, показать, чем он отличается от

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.