Key words:
sustainability, architectural design, science, innovation, laboratory buildings. Date of receipt in edition: 22.02.20 Date o f acceptance for printing: 23.02.20
Abstract.
The article overviews the problems of sustainable architecture of science and innovation objects in correspondence with the science development peculiarities in the second half of the 20th century.
A number of provisions that have become the basis of the USSR design and construction practice of scientific and innovative objects is given: unification and universality of design solutions; various types of layouts of laboratory buildings; a system of modular regulation at all levels of design solutions — from the work post and laboratory equipment to the urban planning level; design by «stages of specialization». These provisions are based on the versatility, flexibility and transformation of laboratory buildings.
The article provides information about the USSR regulations for buildings design of research institutions. The article assesses the degree of sustainability of architectural design solutions of science and innovation objects from the positions developed by now by the world community in line with the concepts of sustainable architecture, such as:
- safety and favorable healthy conditions of human life;
- limiting the negative impact on the environment;
- consideration of the interests of future generations.
The practice and demand for modern use of objects built in that period confirms their architectural sustain-ability.
УДК 72.013
Ш
ОС
о
I-
u ш I-
М
X
и
ОС <
КУЛЬТУРНАЯ ПАМЯТЬ, КАК МЕХАНИЗМ ЭВОЛЮЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОСТРАНСТВА ИСТОРИЧЕСКОГО ГОРОДА
В.И. Ламбрихт
Московский Архитектурный Институт (государственная академия), Москва
Аннотация.
Развитие исторической среды и городских общественных пространств сегодня неразрывно связано с применением современных архитектурных форм, что ставит перед архитекторами ряд задач, связанных с дополнением старого новым. В статье рассмотрены приемы формообразования, направленные на установление взаимосвязи современного архитектурного объекта с его культурно-историческим контекстом, на примере дополнения венецианского кладбища Сан-Микеле по проекту бюро David Chipperfield Architects.
Ключевые слова:
преемственность, современная архитектура, историческая среда, архитектурное наследие, современное формообразование, взаимодействие с историей. История статьи: Дата поступления в редакцию: 22.02.20
Дата принятия к печати: 23.02.20
1
2 ^
0 ш
m
Z m s
1 re x
re со н и
ш rc S a
re ¡e
н
и о a
i о 1 ° S i
к ffi
re н I о
H
1 юо i I
. H
k I
Sm
л я
^ a
z 2
Ю. М. Лотман писал, что память — это генератор постоянно воспроизводящий прошлое заново, следовательно история активно влияет на современность. Город, в свою очередь, представляет собой механизм, постоянно рождающий своё прошлое, которое получает возможность сополагаться с настоящим как бы синхронно. [4] Подобный взгляд на взаимосвязь прошлого и будущего способствует накоплению культурных ценностей, а также преемственности при создании нового, в том числе и в современной архитектуре. Форма города это всегда форма некой эпохи в истории города, а в форме города присутствует множество эпох. [7] Современная архитектура в таком ракурсе становится равноправным этапом эволюционного развития, не отменяя опыт предыдущих поколений, а лишь обозначая свое право на существование в исторической среде города. Одной из главных задач архитектора становится выявление и фиксация смысловых взаимосвязей прошлого и будущего.
Дэвид Чипперфильд относится к ряду архитекторов, работающих с соблюдением принципов преемственности. Его проекты, особенно касающиеся взаимодействия с историческими архитектурными объектами, всегда выполнены с учётом композиционного замысла предыдущего автора, и условий существующего городского контекста. Одной из таких работ является расширение главного венецианского кладбища Сан-Микеле (рис. 1). Процесс развития этого исторического ансамбля, начавшись в XV веке и претерпевая изменения вместе с ростом площади захоронений, продолжается до сих пор.
Рис. 1. Расширение венецианского кладбища Сан-Микеле (автор фото — ORCH, Christian Richters, Ute Zscharmt)
Изначально на острове-крепости находился монастырь, затем тюрьма, но по распоряжению Наполеона I в 1807 г. он был преобразован в кладбище для венецианцев. Главной достопримечательностью сегодня является — церковь Сан-Микеле Ин Изола, построенная в 1469 году по проекту Ма-уро Кодуччи. Она является одним из самых первых образцов архитектуры Возрождения в Венеции. В 1808 году на соседнем острове Сан-Кристофоро начались работы по обустройству кладбища. Монастырь и церковь Делла Паче 1454 года были снесены в процессе, а уровень земли поднят на 1,9 м. В 1833 году площадь кладбища была увеличена за счёт объединения двух островов Сан-Микеле Ин Изола и Сан-Кристофоро. В качестве первого этапа слияния два острова были соединены мостом. Между 1837 и 1839 годами канал окончательно засыпали и два кладбища были объединены. [11]
В 1998 году городу вновь потребовалось расширение кладбища. По результатам международного конкурса победила концепция, предложенная бюро Дэвида Чипперфильда. [10] Реализация их проекта осуществлялась в два этапа: с 2004 г. по 2007 г. проходило строительство "Двора четырёх евангелистов", в 2017 году были завершены склеп, служебное здание, причал и "Двор трех архангелов". Планируется третий этап строительства, включающий в себя дополнительные дворы-колумбарии, склеп и расширение острова. Однако на данный момент его реализация не подтверждена. [9] Процесс развития архитектурного ансамбля таким образом всё ещё не завершился. Как пишут Бунин и Круглова об архитектуре эпохи возрождения: "...Постройки, затянувшиеся на много лет нередко заканчивались в иных стилях, здесь, казалось, должно было возникнуть противоречие, однако, в подавляющем большинстве случаев единство сохранялось, а само разнообразие стилевых особенностей давало неожиданные художественные эффекты. Это же касалось и архитектуры городских ансамблей, например площадей, где можно было увидеть сочетания зданий из разных стилевых эпох. [2] Новое расширение кладбища Сан-Микеле вполне вписывается в возрожденческую логику создания городского ансамбля, где "....в основе архитектурного единства лежат не стилевые, а композиционные начала...". [2]
Команда Чипперфильда, получив в руки архитектурный ансамбль, формировавшийся столетиями, встраивает современные объекты в историческую ткань кладбища, опираясь на заложенные в него изначально композиционные принципы. Главным импульсом современного формообразования становится взаимодействие с историей. Оно происходит на нескольких смысловых уровнях. Первый уровень — взаимодействие исторического ансамбля с современным дополнением. Современная архитектура реагирует непосредственно на сам исторический объект, создавая связи с ним с помощью соотнесения ритма и масштаба фасадов, интерпретации исторических форм, сочетания материалов и т.д. Второй уровень с более широким охватом территории — взаимодействие современной архитектуры с окружающей средой, то есть с пространством, в которое помещен исторический объект. Наиболее широкий смысловой охват происходит на третьем уровне — взаимодействие современной архитектуры с культурно-историческим контекстом места. Такая коммуникация не ограничивается физическим окружением исторического объекта, здесь диалог может устанавливаться с любыми образами и архетипами, принадлежащими культуре места. Рассмотрим архитектуру Сан-Микеле в контексте этих трёх уровней взаимодействия с историей.
Объект. "Двор четырёх евангелистов" и "Двор трех архангелов" являются основными сооружениями, в которых размещаются колумбарии. Обе части имеют аналогичное формообразование. Схема их построения представляет собой замкнутые снаружи с помощью сплошных каменных стен прямоугольные структуры, внутри сформированные перетекающими друг в друга открытыми внутренними дворами-атриумами. По периметру каждый атриум оформлен колоннадой, а внутренние стены заполнены ячейками колумбария (рис. 2).
Ш
ОС О I-
и ш
I-м
X
и
ОС <
1
2 ^
0 ш
т
т
1
га х
га со н и
ш гс 2 а
у
гс ¡е
н
и о а
* 5 1 ° г £
к ш
ГО Н
1 о
и
г I
. н
Б I
п 10
^ а
2 2
Рис. 2. Проект расширение кладбища Сан-Микеле, бюро David Chipperfield Architects. Схема плана
В строгом и монотонном, на первый взгляд, решении комплекса сооружений присутствует живописное разнообразие в нюансах и деталях. Размеры и конфигурации прямоугольных дворов в плане отличаются друг от друга. Колонны галерей в каждом отдельном дворе чередуются по форме сечения и характеру примыкания к козырьку. Озеленение, а также форма и расположение бассейнов с водой имеют индивидуальный характер в каждом дворе.
Геометрия плана современного дополнения строго привязана к регулярной сетке плана исторической части Сан-Микеле, ориентированной по направлению с северо-востока на юго-запад. Модульная сетка охватывает всю территорию острова, в то время как членение ее отдельных ячеек варьируется в зависимости от периода строительства той или иной части кладбища. Единственным выбивающимся фрагментом плана является церковь Сан-Микеле Ин Изола. Главная ось её построения развернута относительно общей сетки и почти совпадает с направлением север-юг (рис. 3).
Рис. 3. Схема генерального плана Сан-Микеле. Сетка построения
Ш
ОС О I-
и ш
I-м
X
и
ОС <
1
2 ^
0 ш
т
т
1
га х
го со н и
ш го 2 а
у
го ¡е
Рис. 4 Привязка современного дополнения к структуре общей сетки исторического кладбища
н
и о а
* 5 1 ° £ ^ к ш
ГО Н
1 о
и
£ ! . н
Б I
п 10
^ а
2 2
Чипперфильд вносит собственные закономерности построения, сохраняя связь с существующей геометрической логикой. Итальянские мастера ренессанса большое внимание обращали на отношения и пропорции. Каждое пространство, каждая площадь строились у них на основе гармонического соотношения сторон. [2] Обе группы колумбариев занимают по одной ячейке общей сетки плана Сан-Микеле, однако "Двор трёх евангелистов" немного выходит за ее границы, плавно переходя в пристань. Однако привязка к общей сетке осуществляется с помощью здания склепа, поддерживающивающего одну из ее осей (рис. 4).
Внутри ячеек рисунок плана формируется из комбинируемых между собой разноразмерных параллелепипедов дворов-колумбариев. Габариты некоторых полностью совпадают с аналогичными фрагментами плана исторической части острова. Размеры двух открытых с одной стороны двориков церкви Ин Изола воспроизведены в пропорции один к одному в атриумах нового колумбария. Помимо габаритов перенят и характер озеленения — кустарник по периметру, деревья внутри (рис. 5).
а б
Рис. 5. Воспроизведение габаритов аналогичных структур: а — церковь Сан-Микеле Ин Изола, б — "Двор трех архангелов"
В объеме структура внутренних дворов также опирается на исторические построения. Прямоугольная конфигурация и набор основных формообразующий элементов (галерея по периметру, фонтан) перекликаются с монастырским атриумом: "Главная идея стоящая за схемой — это структура, состоящая из дворов различных размеров, сформированных с помощью замкнутых стен с колоннадами по периметру, которые напоминают отголоски расположенного на кладбище собора Сан-Микеле Ин Изола XV века." (рис. 6). [8]
Рис. 6. Воспроизведение набора основных структурных элементов (галерея по периметру, колодец в центре): а -двор-колумбарий (автор фото — Cedric Dasesson), б — двор церкви Сан-Микеле Ин Изола (автор фото — Alfonso Bussolin)
Еще один важный элемент в структуре нового комплекса колумбариев это площадь расположенная между "Двором четырёх евангелистов" и "Двором трех архангелов". Она выполняет функцию пространства, которое связывает сходящиеся в него пешеходные пути. Аналогичную функцию выполняют небольшие площадки, расположенные на основных пешеходных перекрестках исторического кладбища. Их форма варьируется между ромбом и окружностью, а в середине самых крупных может находиться фонтан или монумент. Чипперфильд применяет характерную форму круга, используя её как знак переходного пространства, которое связывает сходящиеся в одну точку пешеходные пути. Рисунок круга не воспроизводится буквально, а фиксируется с помощью восьми деревьев на площади, которые своеобразными точками обозначают форму, равную окружности на самом крупном перекрёстке католической части Сан-Микеле, а так же на соседней протестантской части кладбища (рис. 7).
Рис.7. Фиксация пересечений пешеходных путей: а — схема генерального плана Сан-Микеле, б — фрагмент плана Сан-Микеле ("Двор трех архангелов" и "Двор четырех евангелистов")
Ш
ОС О I-
и ш
I-м
X
и
ОС <
1
2 ^
0 ш
m
Z т s
1 ГО X
ГО СО н и
ш гс Z а
х гс ¡е
н
и о а
Í о
i ° g ¡
к (О ГО Н
I о
И ! и
í Ü . н
Б I
Sm
п 10
^ а
z 2
Среда. Особенности структуры плана и структуры двора масштабируются и на уровень городской среды. В данном случае под городской средой подразумевается центральная часть Венеции.
Сооружения комплекса связаны друг с другом по аналогии венецианской структуры городского общественного пространства: площадь — улица — внутренний придомовой двор. Площадь в этой связке является местом сбора большого количества людей, узкая улица, вытекая из площади, образует более интимное пространство между жилыми домами, а внутренний двор выполняет роль маленького общественного придомового пространства. Узкие улицы также могут быть придомовым пространством, из-за своих камерных габаритов.
В комплексе кладбища аналогичную связку воспроизводят "Двор четырёх евангелистов" и "Двор трех архангелов" разделенные небольшой площадью. Узкие проулки, ведущие к пристани и к исторической части кладбища, возникают между блоками хозяйственных и основных помещений. Таким образом, Чип-перфильд воспроизводит все ключевые элементы венецианской структуры площадь-улица-двор, сохраняя характер их взаимосвязи и соотнося их размерные пропорции с габаритами новых колумбариев. Единственное структурное отличие состоит в том, что архитектор вычленяет массив жилья, заменяя его ячейками для захоронения, и оставляет только элементы городского общественного городского пространства.
Некоторые дворы имеют собственный бассейн с водой и озеленение. Эти два незначительных элемента сообщают нам о специфике венецианского быта, где в каждом дворике обязательно присутствует свой колодец, являющийся его центром. Озеленение также является неотъемлемой частью придомового двора, так как улицы и площади города в основном полностью каменные. Вся зелень сосредоточена в более интимной среде внутренних дворов.
Образ города выражается в построении каждого отдельного атриума, а также всего комплекса в целом. Сам по себе атриум является стандартным типом архитектурного пространства, присущим многим странам и культурам. Однако в данном случае, архитектор использует элементы, характерные для конкретного культурно-исторического контекста, благодаря чему пространство кладбища воспринимается как неотъемлемая часть венецианского ансамбля: "Целью проекта является организация кладбищенских стен колумбариев, которые я превратил в своеобразный пространственный опыт, создав с их помощью внутренние дворы. Когда вы входите в эти дворы, вы обнаруживаете секретные, уединенные места. Снаружи этих сооружений образуются небольшие переулки — как в Венеции. Когда мы открыли первый двор, пришло много горожан. Основная реакция была очень позитивной, все говорили, что пространство кажется очень знакомым" [8]
Объёмно-пространственное решение Чипперфильд дополняет традиционными венецианскими материалами. Несущий остов здания выполнен из современного бетона, а облицовка фасадов и мощение из базальта и истрийского камня. Камень из Истрии традиционно использовался в Венеции благодаря своим характеристикам, идеально подходящим для природных условий места. Он хорошо переносит жару и холод, легко поддается обработке, а также визуально напоминает мрамор. Этот камень использовался как фундамент для дворцов и церквей, для скульптур, дверных и оконных рам, колонн, замковых камней и т.д. [1]
Культурно-исторический контекст. Наиболее сложное взаимодействие современности с историей происходит на уровне культурно-исторического контекста Италии. Оно устанавливается через создание видовых акцентов во внутреннем пространстве комплекса колумбариев.
Связь перетекающих друг в друга дворов-атриумов создают высокие проемы, обеспечивающие не только функциональный переход из одного пространства в другое, но и создающие видовые акценты, направленные на соседние интерьеры. Проемы визуально воспринимаются как своеобразные картинные плоскости, сквозь которые мы наблюдаем соседнее пространство. (рис. 8) Это напоминает нам о произошедшем в эпоху Возрождения перевороте в формальной оценке картинной плоскости, перестающей быть стеной или доской, на которую наносятся формы отдельных вещей и фигур, и становящейся прозрачной плоскостью сквозь которую мы как бы заглядываем в некое ограниченное пространство [3] (рис. 9).
Рис. 8. Проём как картинная плоскость (автор фото — ORCH, Christian Richters, Ute Zscharmt)
Рис. 9. Леон Баттиста Альберти. Проекция сечения зрительной пирамиды
На раннем этапе развития техники перспективы изображение замкнутого интерьера было важным инструментом создания глубины. На примере фрагмента алтаря Сиенского кафедрального собора "Тайная вечеря" (Дуччо ди Буонинсенья), можно увидеть, что изображение интерьера представляет собой замкнутую коробку: на переднем плане она ограничена изобразительной поверхностью, на дальнем стеной комнаты, а по бокам ортогональными боковыми стенками. Пространство Дуччо еще не имеет единой точки схода, поэтому визуально не читается как однородное, предметы и фигуры в нём располагаются как бы друг за другом. Стол, за которым сидят апостолы воспринимается стоящим не в, а перед пространственной коробкой интерьера. [5] При этом основные элементы, формирующие композицию развертываются как-бы параллельно изобразительной плоскости картины, создавая тем самым ярко выраженное горизонтальное направление (фронтальная поверхность задней стенки интерьера, перекладина с драпировкой, стол, два ряда фигур апостолов) (рис. 10).
Ш
ОС О I-
и ш
I-м
X
и
ОС <
1
2 ^
0 ш
m
Z т s
1
ГО X
ГО СО н и
ш гс Z а
х гс ¡е
н
и о а
i о
i °
g i
к (О ГО Н
I о
и
I юо
Z I
. н
Б I
Sm
^ а
z 2
а б в
Рис. 10. Дуччо. Маэста, алтарь Сиенского кафедрального собора: а — ограничение пространства на переднем и заднем планах б — формирование горизонтали с помощью изображения элементов интерьера в — формирование горизонтали с помощью изображения фигур апостолов
В картине венецианского мастера Веронезе "Пир в доме Левия" композиция также разворачивается параллельно изобразительной плоскости, формируя ярко выраженную горизонталь с помощью изображения фронтальной проекции галереи с арками. Сквозь проемы арок просматривается уходящий в бесконечность городской пейзаж. В Сан-Микеле подобно "Пиру в доме Левия" Веронезе и "Тайной вечере" Дуччо композиции видовых акцентов внутри дворов формируются из параллельных "картинной раме" плоскостей, расположенных друг за другом. В некоторых ракурсах пространство ограничивается задней стеной интерьера, а в некоторых уходит в бесконечный пейзаж (рис. 11).
а б
Рис. 11. Плоскостное восприятие пространства: а — Веронезе, "Пир в доме Левия", б — внутренний двор-колумбарий Сан-Микеле (автор фото — Orsenigo-Chemollo)
На связь с культурно-историческим контекстом указывают также названия колумбариев ("Двор четырёх евангелистов" и "Двор трех архангелов"), отсылающие нас к христианской традиции. Связь названия с пространственной структурой проявляется в количестве внутренних атриумов. Так "Двор четырёх евангелистов" делится на четыре части, а "Двор трех архангелов" на три. Здесь проявляется эстетика итальянского Возрождения, связанная с любовью к математическому объяснению и описанию чувственного опыта, которое в том числе привело к созданию теории перспективы [3]. Чипперфильд обращается к возрожденческой эстетике построения картинной плоскости, символике чисел, а также воспроизводит образ пространства исторического города. Его инструментарий приёмов современного формообразова-
ния не ограничивается чисто архитектурными аналогами, а основывается на всей массе культурно-исторического наследия, в том числе и живописи, и философии.
Таким образом, в поисках компромисса между ценностями прошлого и настоящего [6] Архитектор создаёт образ и атмосферу общественного городского пространства Венеции, комбинируя его характерные элементы и интерпретируя их с помощью современных материалов, минимали-стичных форм и необходимой функции. Каждый элемент этой системы работает на общую целостность, основанную на синхронном сосуществовании прошлого и будущего. Роль архитектора в этом процессе заключается в установлении связи между ними. Он выступает в качестве кодирующего механизма, считывающего информацию о прошлом и переводящего её на язык современности. Новый объект возникает на основе взаимодополнения — современная архитектура дополняет исторический ансамбль реабилитирует его в функциональном плане, в то время как подлинные фрагменты исторического ансамбля создают смысловую привязку современной архитектуры к контексту, влияя на современное формообразование. Каждый элемент этой системы работает на новую общую целостность, основанную на синхронном сосуществовании прошлого и будущего. "Конфликтующие системы не отменяют друг друга, а вступают в структурные отношения, порождая новый тип упорядоченностей". [4]
ЛИТЕРАТУРА:
1. Акройд, П. Венеция. Прекрасный город. Камни Венеции / wikirwading.ru: электронный журнал wikireading URL: https://document.wikireading.ru/25654 (дата обращения: 10.02.2020)
2. Бунин, А.В., Архитектура городских ансамблей. Ренессанс / А.В. Бунин, М.Г. Круглова. — М. : Издательство Всесоюзной Академии Архитектуры 1935. — 230 с.
3. Лосев, А.Ф. Эстетика возрождения /А.Ф. Лосев. — М.: Изд-во Мысль, 1978. — 623 с.
4. Лотман, Ю.М. Внутри мыслящих миров / Ю.М. Лотман. — СПБ.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2018. — 448 с.
5. Панофский, Э. Перспектива как "символическая форма". Готическая архитектура и схоластика / Э. Па-нофсикй. — СПб.: Азбука-классика, 2004. — 336 с.
6. Ригль, А. Современный культ памятников, его сущность и возникновение / А. Ригль. — М. : ЦЭМ, V-A-C press, 2018. — 96 с.
7. Росси, А. Архитектура города / А.Росси. — М. : Strelka Press, 2015. — с. 262
8. Marcus J. Of Museums and Cemeterys / wsj.com: официальный сайт интернет-издания. URL: https://www. wsj.com/articles/SB10001424052748703792304574503763695817996 (дата обращения: 10.02.2020)
9. San Michele cementero / David Chipperphield Architects // davidchipperfield.com: официальный сайт архитектурного бюро. URL: https://davidchipperfield.com/project/san_michele_cemetery (дата обращения: 10.03.2020)
10. Stocks, Ch. David Cipperfield's sober extension of San Michele island cemetery in Venice / wallpaper.com : официальный сайт архитектурного интернет-издания. URL: https://www.wallpaper.com/architecture/san-michele-island-cemetary-venice-italy-david-chipperfield-architects (дата обращения: 10.02.2020)
11. Venice Protestant Cemetery / History of the San Michele cemetery // veniceprotestantcemetery.com: официальный сайт протестантского кладбища Сан Микеле. URL: http://www.veniceprotestantcemetery.com/en/ history (дата обращения: 10.02.2020)
Просьба ссылаться на эту статью следующим образом:
В.И. Ламбрихт. Культурная память, как механизм эволюционного развития общественного пространства исторического города. — Системные технологии. — 2020. — № 34. — С. 105—116.
Ш
се э
I-
и ш
I-м
X
и
се <
1
2 ç
0 m
m
Z :
S à
1 P
S ï
Ш (Q
Z a
v I-
(Q О
* a
i о
z °
S *
к (О
го H
I о
H
1 юо î S
. н
^ I
S m
n 10
^ a
z 2
CULTURAL MEMORY AS A MECHANISM FOR THE EVOLUTIONARY DEVELOPMENT OF THE PUBLIC SPACE OF A HISTORICAL CITY
V. I. Lambricht
Moscow Architectural Institute
Abstract.
The development of historical public space today is inextricably linked with the use of contemporary architectural forms, which puts The article is devoted to formgiving techniques, aimed at establishing the relationship of a contemporary architectural object with its cultural and historical context, before architects a number of tasks related to the addition of the old with the new. using the example of the addition of the San Michele cemetery in Venice designed by David Chipperfield Architects.
Key words:
continuity, contemporary architecture, historical site, architectural heritage, contemporary formgiving, interaction with history. Date of receipt in edition: 22.02.20 Date o f acceptance for printing: 23.02.20
УДК 725.21.054.4
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ПРОСТРАНСТВА В СОВРЕМЕННЫХ ТОРГОВЫХ КОМПЛЕКСАХ
Т.Ж. Турсунбаева, Е.Г. Трибельская
Московский государственный академический художественный институт им. В.И. Сурикова при Российской академии художеств, Москва, Россия
Аннотация.
Рассмотрены общественные пространства в торговых центрах как ведущие элементы их структурной и средовой организации. Показано, что в большинстве современных торговых центров эти пространства (пассажи и атриумы) являются многофункциональными: используются для проведения различных рекламных, выставочных, концертных и общественных мероприятий, привлекая многочисленных посетителей. В качестве одного из примеров подробно рассматривается новый торгово-развлекательный центр «Хан Шатыр» в Астане.
Ключевые слова:
исторический пассаж, современный торговый центр, многофункциональное пространство, рекреационно-раз-влекательные процессы, торгово-раз-влекательный центр «Хан Шатыр». История статьи: Дата поступления в редакцию: 22.02.20
Дата принятия к печати: 23.02.20
«Общественное пространство — это пространство общения и социальной активности, организованное в соответствии с доминирующей функцией» объекта [1]. Общественные пространства проектируются как элементы общей системы коммуникационного связевого каркаса, наполняя его новыми смыслами и становятся общественно-коммуникационными.