Научная статья на тему 'АРХИТЕКТУРНО-ПЛАНИРОВОЧНЫЕ ПРИЕМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОСТРАНСТВ В СОВРЕМЕННЫХ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕНТРАХ'

АРХИТЕКТУРНО-ПЛАНИРОВОЧНЫЕ ПРИЕМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОСТРАНСТВ В СОВРЕМЕННЫХ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕНТРАХ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
1732
274
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР / ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО / ДОСТУПНОСТЬ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОСТРАНСТВА С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ / CULTURAL CENTER / PUBLIC SPACE / ACCESSIBILITY / INTERACTION OF PUBLIC SPACE WITH THE ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Иванов А.А., Кузнецова Е.Н.

В статье рассмотрены примеры культурных центров, в состав которых входят многофункциональные общественные пространства. В процессе анализа были выявлены различные подходы к проектированию общественных пространств, а также их расположению в объеме здания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARCHITECTURAL AND PLANNING METHODS FOR DESIGNING PUBLIC SPACES IN MODERN CULTURAL CENTERS

The article discusses examples of cultural centers, which include multi-functional public spaces. During the analysis, various approaches to the design of public spaces, as well as their location in the volume of the building, were identified

Текст научной работы на тему «АРХИТЕКТУРНО-ПЛАНИРОВОЧНЫЕ ПРИЕМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОСТРАНСТВ В СОВРЕМЕННЫХ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕНТРАХ»

Просьба ссылаться на эту статью следующим образом:

С.А. Галеев. Виды адаптации архитектурных систем к экстремальным условиям среды. — Системные технологии. — 2020. — № 37. — С. 77—83.

TYPES OF ADAPTATION OF ARCHITECTURAL SYSTEMS TO EXTREME ENVIRONMENTAL CONDITIONS. DESCRIPTION

S.A. Galeev

Moscow Architectural Institute (State Academy), Moscow, Russia

Abstract.

The article deals with the main current problems of architectural development of territories with extreme manifestations of the natural and climatic environment. The main types of adaptation are identified, their definition and prospects of application are given. A variant of the General strategy of adaptation of architectural systems in extreme environmental conditions is considered.

Key words:

аdaptation of architectural systems, extreme conditions of the natural and climatic environment, types of adaptation, conditions and prospects of use, specific adaptation mechanisms, general adaptation strategy. Date of receipt in edition: 18.11.20 Date o f acceptance for printing: 22.11.20

Ш СТ D I-u ш

I-ы

X

и

ОС <

УДК 72.05/725.9

АРХИТЕКТУРНО-ПЛАНИРОВОЧНЫЕ ПРИЕМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОСТРАНСТВ В СОВРЕМЕННЫХ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕНТРАХ

А.А. Иванов, Е.Н. Кузнецова

ФГБОУ ВО «Московский государственный академический художественный институт имени В. И. Сурикова при Российской академии художеств» (МГАХИ им. В. И. Сурикова), г. Москва

Аннотация.

В статье рассмотрены примеры культурных центров, в состав которых входят многофункциональные общественные пространства. В процессе анализа были выявлены различные подходы к проектированию общественных пространств, а также их расположению в объеме здания.

Ключевые слова:

культурный центр, общественное пространство, доступность, взаимодействие общественного пространства с окружающей средой. История статьи:

Дата поступления в редакцию: 18.11.20 Дата принятия к печати: 22.11.20

I

0

а s г

1 = ■г *

0 л

1 I а I

> <и

S S

к *

£ s

. к

< ?

tt m

ОГО

J О

Ш Q.

го ¡2

> щ

* о

. а

X С

ш 2

CQ щ

О s

< с

m и

S 3

. г

Культурный или культурно-досуговый центр — это общественное здание, предназначенное для сосредоточения, преумножения и продвижения в жизнь общества тех или иных ценностей, традиций и достижений, лежащих в сфере культуры и искусства. Особое значение в процессе формирования архитектурного пространства подобных общественных зданий должно отводиться важной его составляющей— общественному пространству.

Общественное пространство — важный элемент пространственно-коммуникационной системы здания. В то же время, оно является связующим элементом между архитектурным пространством общественного здания и окружающей средой, это пространство общения и социальной активности [1]. Такое пространство невозможно рассматривать исключительно как коммуникацию, оно само по себе должно обладать достаточным функциональным потенциалом, чтобы стать местом для социального взаимодействия людей, независимо от их цели пребывания в здании культурного центра.

Современное общественное пространство может быть организовано как многофункциональная площадка, предоставляющая различные сценарии использования. Зачастую общественные пространства также несут немаловажную эстетическую функцию, создавая своего рода точку притяжения людей. Такой подход заранее решает глобальные проблемы актуальности архитектуры, такие как: удовлетворение социальных потребностей и создание комфортной искусственной среды [2].

В статье рассмотрены примеры современных культурных центров с различным подходом к формированию общественного пространства в их объемно-планировочной структуре.

Plassen Cultural Center (Культурный центр Плассена, арх. 3XN Architects, 2012, Мольде, Норвегия) — находится в небольшом городе в Норвегии, который ежегодно становится центром крупного музыкального фестиваля. Культурный центр Плассена расположен на участке со сложным рельефом. Высотная разница между нижним и верхним краями участка почти 10 метров, что позволило создать амфитеатр, соединяющий нижнюю и верхнюю улицы. В добавок к этому, на крыше центра расположены еще два амфитеатра, обзорная площадка, летнее кафе и выставочное пространство для экспонатов из галереи центра. Во время фестивалей все три амфитеатра могут вместить до 1000 зрителей, предоставляя публике и артистам вид на фьорд, город и горы (Рис. 1).

Рис. 1. Культурный центр Плассена. 1 — Расположение здания в городе1 (красным цветом (а) выделены

эксплуатируемая крыша и амфитеатр-лестница); 2 — Перспективное изображение2.

1URL: https://www.google.com/intl/ru/earth/ (дата обращения: 20.11.2020), обозначения автора 2URL: https://3xn.com/project/plassen-cultural-centre (дата обращения: 20.11.2020).

Объем здания сформирован таким образом, чтобы создать как можно больше новых общественных пространств. Амфитеатр, соединяющий нижнюю и верхнюю улицы, является удобным маршрутом передвижения для горожан, а общественное пространство, сформированное на крыше центра, является новым социальным центром района. Для отделки здания был выбран натуральный камень, из которого сделаны большинство окружающих домов и тротуары. Им покрыты стены и вымощена крыша центра, таким образом общественное пространство визуально объединено с городским [3].

Внутреннее общественное пространство центра расположено на нижнем уровне, вдоль всего фасада здания. Благодаря большой площади остекления, пространство имеет естественное освещение, и визуально открывается для окружения. В составе внутреннего общественного пространства находятся кафе и публичная библиотека (Рис. 2).

Рис. 2. Культурный центр Плассена. Фотографии внутреннего пространства3.

Общественное пространство культурного центра Плассен сформировано вокруг объема здания, и полностью интегрировано в городскую среду.

Erasmus Pavilion (Павильон Эразма, арх. Powerhouse Company и De Zwarte Hond, 2013, Роттердам, Нидерланды) — это университетский студенческий культурный центр, входящий в состав Университета Эразма. Он расположен в центре территории университета, на пересечении главных осей улицы и парка, поэтому является точкой притяжения для студентов и жителей района. Центр находится на участке со сложным рельефом, нижняя граница участка находится на территории парка, в то время как верхняя расположена на пешеходной улице. Лестница, спускающаяся в парк, продолжается в интерьере здания, что визуально объединяет общественное пространство центра и окружающую среду. (Рис. 3.)

3URL: https://3xn.com/project/plassen-cultural-centre (дата обращения: 20.11.2020).

Системные технологии 4 (№37) 2020

Ш

ОС О I-

и ш

I-м

X

и

ОС <

I

0 а s г

1 = ■г X

0 л

1 I

а i

> ш

Ё IS

к *

£ s

. к

< ?

tt т

ОГО

J О

ш а.

го ¡2

> w * о

. а

X С

ш з

CQ щ

0 s

1 £ < с

со и

S 3

. г

2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 3. Студенческий центр Эразма. 1 — Расположение здания в городе4 (красным цветом (а) выделен

спуск в парк и пешеходные маршруты); 2 — Положение здания на территории университета5;

Общественное пространство сформировано по периметру фасада здания, вокруг функционального ядра, в котором находится небольшой универсальный зал для лекций и студенческих постановок. Весь фасад центра остеклен, что обеспечивает прекрасное естественное освещение, а также способствует визуальному объединению общественного пространства центра с парком. Непосредственно за фасадом пространство двухсветное, но по мере продвижения в центр здания, оно заходит под объем зала, и становится более темным [4] (Рис. 4). Общественное пространство включает в себя зону коворкинга для студентов, кафе и небольшой бар, находящийся в глубине здания. Центр имеет несколько входов, со стороны улицы и парка, что обеспечивает доступность пространства для посетителей.

Рис. 4. Студенческий центр Эразма. Фотографии внутреннего пространства6;

4иКХ: https://www.powerhouse-company.com/erasmus-pavilion-2 (дата обращения: 20.11.2020) 5иКХ: https://www.google.com/intl/ru/earth/ (дата обращения: 20.11.2020), обозначения автора 6иКХ: https://www.powerhouse-company.com/erasmus-pavilion-2 (дата обращения: 20.11.2020)

Общественное пространство культурного центра Эразма расположено на стыке архитектурного пространства здания и городской среды. Городское пространство интегрировано внутрь здания, тем самым создавая комфортную среду для посетителей.

Bad Aibling City Hall (Городская ратуша Бад-Айблинга, арх. Behnisch Architekten, 2012, Бад-Айблинг, Германия) — находится на главной городской площади Мариенплац, окруженной общественными зданиями, торговым центром и гостиницей. Это исторически сложившийся общественный центр. Ратуша была построена по программе обновления культурного центра города на месте возведенной в 1970-х годах старой ратуши, которая перестала соответствовать современным стандартам. Новая ратуша совмещает в себе функции культурного центра и административного здания (Рис. 5).

Рис. 5. Городская ратуша Бад-Айблинга. 1 — Положение здания в городе 7(красным цветом (а) выделено пространство площади Мариенплац);

2 — Перспективное изображение8;

Общественное пространство ратуши начинается от входа в здание, на первом этаже, где расположены магазины, кафе и универсальный зал. Периметральное остекление первого этажа дает много естественного света и визуально объединяет внутреннее пространство здания и площади [5]. Административные помещения расположены на верхних этажах и имеют более глухой фасад, который контрастирует с прозрачным первым этажом. В центре ратуши находится остекленный атриум и лестница, ведущая на смотровую площадку на верхнем этаже, с которой открывается вид на городской центр (Рис. 6).

7URL: https://behnisch.com/work/projects/0687 (дата обращения: 20.11.2020)

8URL: https://behnisch.com/work/projects/0687 (дата обращения: 20.11.2020), обозначения автора

Ш

ОС О I-

и ш

I-м

X

и

ОС <

I

0 а s г

1 = ■г X

о л

X X

а i

> <и

£ Р

к *

£ о

. к

< ?

tt т

ОГО

J о

ш а.

го ¡2

> щ

* о

. а

х с

ш 3

СО щ

0 s

1 £ < с

£0 Ш

S 3

. X

Рис. 6. Городская ратуша Бад-Айблинга. 1 — План 1 этажа9 (красным цветом (а) выделено общественное пространство);2 — Поперечный разрез10 (красным цветом (а) выделено общественное пространство);

3 — Фотографии внутреннего пространства11;

Общественное пространство площади Мариенплац проникает в архитектурное пространство здания, и проходит через весь его объем, за счет этого общественное пространство городской ратуши Бад-Айблинга интегрируется с окружающей средой.

El Tranque Cultural Center (Культурный центр Эль Транке, арх. BiS Arquitectos, 2015, Ло-Барнечеа, Чили) — расположен в городе, где раньше не было социального центра. Культурный центр является пространством для творческой деятельности горожан, одновременно с этим выполняя роль общественного городского пространства [6]. Структура здания состоит из двух объемов, расположенных друг над другом. Нижний объем, в котором находятся выставочные пространства и кафе, формирует внутренний двор культурного центра, а верхний объем включает в себя основные функции образовательного центра: мастерские, аудитории и административные помещения (Рис. 7).

9иИЬ: https://www.archdaily.com/416896/bad-aiЫing-city-haIl-behnisch-architekten?ad_source=search&ad_medium=search_ result_a]I (дата обращения: 20.11.2020), обозначения автора

10иКХ: https://www.archdaily.com/416896/bad-aibling-city-hall-behnisch-architekten?ad_source=search&ad_medium=-search_result_all (дата обращения: 20.11.2020), обозначения автора

ПиКХ: https://behnisch.com/work/projects/0687 (дата обращения: 20.11.2020)

Рис. 7. Культурный центр Эль Транке. 1 — Положение здания в городе12(красным цветом

(а) выделено пространство внутреннего двора); 2 — Перспективное изображение13;

Рис. 8. Культурный центр Эль Транке. 1 — План 1 этажа14 (красным цветом (а) выделено общественное пространство); 2 — Продольный разрез15 (красным цветом (а) выделено общественное пространство); 3 — Фотографии внутреннего двора16;

12иИЬ: http://www.bisarquitectos.com/proyecto/12/centro-cultural-lo-barnechea.html (дата обращения: 20.11.2020) 13иКХ: https://www.archdaily.com/873277/centro-cultural-el-tranque-bis-arquitectos-ltda?ad_medium=gallery (дата обращения: 20.11.2020), обозначения автора

14иКХ: https://www.archdaily.com/873277/centro-cultural-el-tranque-bis-arquitectos-ltda?ad_medium=gallery (дата обращения: 20.11.2020), обозначения автора

15иКХ: https://www.archdaily.com/873277/centro-cultural-el-tranque-bis-arquitectos-ltda?ad_medium=gallery (дата обращения: 20.11.2020), обозначения автора

16иКХ: http://www.bisarquitectos.com/proyecto/12/centro-cultural-lo-barnechea.html (дата обращения: 20.11.2020)

Ш

ОС О I-

и ш

I-м

X

и

ОС <

I

о

а ^

г

§ :

■г *

О Л

X X а I

> ш

Ё Р

х *

£ °

. к

< ?

я £

Ого

3 о

Ш О.

го ¡2

> ш * О

. а

х С

ий з

СО щ

О ^

< С

со и

5 3

. X

Общественное пространство культурного центра находится во внутреннем дворе центра. Оно визуально отделено от городского пространства с помощью колоннады, но не является изолированным от окружающей среды, благодаря тому, что часть здания приподнята. Таким образом создается доступное в любое время пространство для жителей, которое также является и выставочным пространством для скульптуры (Рис. 8). Также из помещений второго этажа можно попасть в небольшой сад камней, устроенный на крыше нижнего объема здания.

Общественное пространство находится в архитектурном пространстве культурного центра Эль Транке, но при этом полностью открыто и доступно для окружения.

Walkerville Civic & Community Centre (Общественный центр Уолкервилля, арх. JPE Design Studio, 2013, Гилбертон, Австралия) — расположен на участке, примыкающем к старой городской ратуше. Новое здание соединяется со зданием исторической ратуши, создавая новые административные и общественные пространства для Совета и сообщества жителей [7] (Рис. 9).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 9. Общественный центр Уокервилля. 1 — Положение здания в городе17(красным цветом (а)

выделено пространство улицы перед входом); 2 — Перспективное изображение18;

Новое здание соединено со старым с помощью общественного пространства, расположенного вдоль всего фасада, обращенного к городу. Оно включает в себя многофункциональный зал, расположенный в отреставрированной ратуше, кафе и публичную библиотеку. Фасад по главной улице представляет из себя панорамное остекление, что обеспечивает общественное пространство естественным светом и открывает пространство библиотеки в город, в то время как административные помещения расположены в части здания, выходящей во внутренний двор. Главный вход отодвинут от линии застройки, тем самым создавая небольшую площадь перед центром (Рис. 10).

17иКХ: https://www.jpe.com.au/projects/walkerville-civic-and-community-centre (дата обращения: 20.11.2020) 18иКХ: https://www.google.com/intl/ru/earth/ (дата обращения: 20.11.2020), обозначения автора

Рис. 10. Общественный центр Уолкервилля. 1 — План 1 этажа19 (красным цветом (а) выделено общественное пространство); 2 — Поперечный разрез20 (красным цветом (а) выделено общественное пространство); 3 — Фотографии внутреннего пространства21; Общественное пространство культурного центра Уолкервилля сформировано в результате реновации и расширения пространства исторической ратуши. Оно интегрировано в сложившуюся среду и выступает в роли связующего элемента между административным зданием и городским пространством.

Gehua Youth and Cultural Center (Молодежный культурный центр Гехуа, арх. Open Architecture, 2012, Бейдахэ, Китай) — расположен в крупном портовом городе. В окружающей застройке преобладают шумные производственные и складские постройки. Это повлияло на архитектурное решение центра, и на организацию общественного пространства. Объем здания расположен кольцом вокруг пространства внутреннего двора, таким образом полностью изолируя его от окружающей среды и шума. Так же на крыше обустроен прогулочный сад, в который можно попасть, поднявшись по лестнице (Рис. 11.).

19иИЬ: https://www.archdaily.com/480007/walkerville-civic-and-community-centre-jpe-design-studio?ad_source=-search&ad_medium=search_result_all (дата обращения: 20.11.2020), обозначения автора

20иИЬ: https://www.archdaily.com/480007/walkerville-civic-and-community-centre-jpe-design-studio?ad_source=-search&ad_medium=search_result_all (дата обращения: 20.11.2020), обозначения автора

21иКХ: https://www.jpe.com.au/projects/walkerville-civic-and-community-centre (дата обращения: 20.11.2020)

I

0 а s г

1 = ■г X

о л

X X

а i

> <и

£ Р

к *

£ о

. к

< ?

tt т

ОГО

J о

ш а.

го ¡2

> w * о

. а

X С

ш з

СО щ

0 s

1 £ < с

со и

S 3

. X

1 2

Рис. 11. Культурный центр Гехуа. 1 — Положение здания в городе22(красным цветом (а) выделена эксплуатируемая крыша); 2 — Перспективное изображение23;

Все функциональные зоны культурного центра выстроены вокруг внутреннего двора. Участок имеет подъем рельефа, поэтому в интерьере сделаны лестницы и переходы на разные уровни. Перепад рельефа позволил сделать во внутреннем дворе имитацию амфитеатра, который работает либо как прогулочная площадка, либо как элемент многофункционального зала, который примыкает к внутреннему двору. При необходимости фасад, состоящий из двух складывающихся дверей, трансформируется, превращая внутренний двор в дополнительные зрительские места, или в часть сцены [8] (Рис.12). Центр работает не только как образовательный для детей, но и просто как общественная площадка для всех жителей города. В нем проводятся различные мероприятия и выступления, а также работает публичная библиотека.

Рис. 12. Культурный центр Гехуа. 1 — План 1 этажа24 (красным цветом (а) выделено пространство внутреннего двора и зала); 2 — Поперечный разрез25 (красным цветом (а) выделено пространство внутреннего двора и зала); 3 — Фотографии внутреннего пространства26;

22URL

http://www.openarch.com/task/117 (дата обращения: 20.11.2020)

23URL: http://www.openarch.com/task/117 (дата обращения: 20.11.2020), обозначения автора 24URL: https://www.archdaily.com/276957/gehua-youth-and-cultural-center-open-architecture (дата обращения: 20.11.2020), обозначения автора

25URL: https://www.archdaily.com/276957/gehua-youth-and-cultural-center-open-architecture (дата обращения: 20.11.2020), обозначения автора

26URL: http://www.openarch.com/task/117 (дата обращения: 20.11.2020)

Общественное пространство культурного центра Гехуа полностью изолировано от окружающей среды, создавая тем самым свою искусственную среду обитания для посетителей культурного центра.

Современные культурные центры, это сложные по своей структуре общественные здания, и при проектировании общественного пространства в таких зданиях важную роль играет ситуация, в которой находится объект. Общественное пространство может быть открытым, созданным на территории вокруг центра, при этом оно будет формировать новое городское пространство и маршруты движения. Также общественное пространство может быть открыто-закрытым, взаимодействовать с окружающей средой, представая в виде связующего коммуникативного элемента между ней и функциональными зонами центра. Или может быть закрытым общественным пространством, изолированным от окружающей среды, тем самым создавая новую, искусственную среду для посетителей центра

ЛИТЕРАТУРА:

1. Сулялина П. И. Методы формирования общественных пространств: анализ зарубежных проектов / Сулялина П. И. // Молодой ученый. — 2018. — №17. — С. 84-88.

2. В. А. Кузнецова, Е. Н. Кузнецова. Многофункциональные общественные пространства в культурных центрах. Сценарии использования. — Системные технологии. — 2020. — No 34. — С. 122—132.

3. Архитектурное бюро 3XN Architects: официальный сайт. URL: https://3xn.com/project/plassen-cultural-centre (дата обращения: 20.11.2020).

4. Архитектурное бюро Powerhouse Company: официальный сайт. URL: https://www.powerhouse-company. com/erasmus-pavilion-2 (дата обращения: 20.11.2020).

5. Архитектурное бюро Behnisch Architekten: официальный сайт. URL: https://behnisch.com/work/ projects/0687 (дата обращения: 20.11.2020).

6. Архитектурное бюро BiS Arquitectos: официальный сайт. URL: http://www.bisarquitectos.com/proyecto/12/ centro-cultural-lo-barnechea.html (дата обращения: 20.11.2020).

7. Архитектурное бюро JPE Design Studio: официальный сайт. URL: https://www.jpe.com.au/projects/ walkerville-civic-and-community-centre (дата обращения: 20.11.2020).

8. Архитектурное бюро Open Architecture: официальный сайт. URL: http://www.openarch.com/task/117 (дата обращения: 20.11.2020).

Просьба ссылаться на эту статью следующим образом:

А. А. Иванов, Е. Н. Кузнецова. Архитектурно-планировочные приемы проектирования общественных пространств в современных культурных центрах. — Системные технологии. — 2020. — № 37. — С.. 83—93.

ARCHITECTURAL AND PLANNING METHODS FOR DESIGNING PUBLIC SPACES IN MODERN CULTURAL CENTERS

A. A. Ivanov, E. N. Kuznetcova

Moscow State Academic Art Institute named after V.I. Surikov, Moscow

Abstract.

The article discusses examples of cultural centers, which include multi-functional public spaces. During the analysis, various approaches to the design of public spaces, as well as their location in the volume of the building, were identified

Key words:

cultural center, public space, accessibility, interaction of public space with the environment..

Date of receipt in edition: 18.11.20 Date o f acceptance for printing: 22.11.20

Ш

ct

Э I-

u

Ш I-

H

X

и

et <

I

0 a s

1

1 =

■F *

О Л

X X

a x

> <u

£ P

к 3

£ 18

. к

< ?

tt m

ОГО

3 О

ш a.

ro ¡2

> <u * о

. a

X С

Ш J)

СО ф

0 s

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 £ < c

m <u

S 3

. i

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.