Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОСТРАНСТВ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО ТУРИЗМА'

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОСТРАНСТВ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО ТУРИЗМА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
274
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Системные технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННЫЙ ТУРИЗМ / ПОСЕЩЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ПРОСТРАНСТВА / ИНДУСТРИАЛЬНОЕ НАСЛЕДИЕ / ПОСЕТИТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР / INDUSTRIAL TOURISM / ENTERPRISE VISITS / PUBLIC SPACES / INDUSTRIAL HERITAGE / VISITOR CENTER

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Каночкина Н. А., Попова Д. Д.

В статье представлены примеры организации общественных пространств на действующих промышленных предприятиях. Рассматривается отечественный и зарубежный опыт развития промышленного туризма: Московская пивоваренная компания, здание BMW-Welt, музей Ritter Sport в Германии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF PUBLIC SPACES IN THE CONTEXT OF THE DEVELOPMENT OF INDUSTRIAL TOURISM

The article discusses examples of the organization of public spaces at existing industrial enterprises. The domestic and foreign experience in the development of industrial tourism is considered: the Moscow brewing company, the BMW-Welt building, the Ritter Sport museum in Germany.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОСТРАНСТВ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО ТУРИЗМА»

УДК 725.4/721.012.8

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОСТРАНСТВ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО ТУРИЗМА

Н.А. Каночкина*, Д. Д. Попова*' **

* ФГБОУ ВО «Московский государственный академический художественный институт имени В.И. Сурикова при Российской академии художеств» (МГАХИ им. В.И. Сурикова), г. Москва

** ФГБОУ ВО «Московский архитектурный институт (государственная академия)», г. Москва

Аннотация.

В статье представлены примеры организации общественных пространств на действующих промышленных предприятиях. Рассматривается отечественный и зарубежный опыт развития промышленного туризма: Московская пивоваренная компания, здание BMW-Welt, музей Ritter Sport в Германии.

Ключевые слова:

Ключевые слова: промышленный туризм, посещение предприятий, общественные пространства, индустриальное наследие, посетительский центр. История статьи: Дата поступления в редакцию: 22.02.20

Дата принятия к печати: 23.02.20

Ш

се э

I-

и ш

I-м

X

и

се <

Посещение промышленных предприятий становится одним из популярных видов туризма. Ориентация предприятий в сторону более открытого взаимодействия с посетителями отражается в организации системы общественных пространств. Такими пространствами могут выступать музеи, посетительские центры, фирменные магазины, образовательные центры, а также специально выделенные коммуникации для перемещения туристов в производственных корпусах и на производственных территориях.

Принято считать, что впервые экскурсию на промышленное производство организовала компания «Jack Daniel's» в США в 1866 г. Подобные мероприятия стали популярными в Европе в 1930-х годах. Массовое распространение промышленный туризм получил в последние десятилетия XX века. [2]

Промышленный туризм (industrial tourism) согласно ГОСТ Р ИСО 13810-2016 — «посещения и мероприятия на объекте, позволяющие посетителям понять процессы и секреты производства, относящиеся к прошлому, настоящему или будущему» [1]. Промышленный туризм реализуется как на действующих предприятиях, так и на объектах индустриального наследия.

Сегодня промышленный туризм начинает также активно развиваться в России. Для предприятий проведение экскурсий по производству — яркий рекламный шаг и возможный источник дополнительного дохода. Посетители получают возможность расширить представление о роли промышленного производства, индустриальной культуре в целом, подробнее узнать о технологическом развитии страны.

< со

о

к s

к ё

S СО

J m

го re

m a

1 e

re и a. (ц

°!E о ¡e

и

с m

8 ï

4 a « g

5 с

x

x x

<u a

H

и <u

VO

о

y

о

В данной статье рассматриваются действующие предприятия, в том числе исторические, которые выделяют и развивают на своей территории пространства для посетителей: BMW (BMW-Welt), Ritter Sport, Московская пивоваренная компания.

BMW Welt (БМВ-вельт) — посетительский центр концерна BMW в Мюнхене (Германия). Это одно из первых реализованных зданий, являющееся примером того, как корпорация привлекает туристов, организуя для них удобное и интересное пространство.

«Группа зданий, размещённых вдоль двух противоположных сторон Лерхенауэрштрассе — завод, офис, музей, "БМВ-вельт" — представляют общественно-промышленный комплекс как в социальном, так и в архитектурном контексте, работающий как на престиж и продвижение своей продукции, так и на город» [5].

Здание было возведено в 2003 году по проекту бюро Coop Himmelb(l)au. Футуристическая архитектура BMW Welt гармонично вписывается в окружающую застройку и при этом является оригинальным объектом. Стеклянный фасад пропускает много света в помещения.

Несущая конструкция состоит из двенадцати колонн, на которые опирается крыша, пространственная стержневая конструкция криволинейной формы, напоминающая облако — ее площадь составляет 16 000 м2. На ней размещены солнечные батареи. Часть здания представляет собой гиперболоидную форму, ассоциирующуюся с торнадо. [6]

Рис. 1. 1. Перспективное изображение здания BMW-Welt (А) и музея BMW (Б): 1, 2, 3 — вершины условного треугольника в плане здания BMW-Welt (функциональное зонирование см. по тексту)1; 2 — внутреннее общественное пространство BMW-Welt2; 3 — разрез здания BMW-Welt3: 1 — основная экспозиционная зона и зона выдачи заказанных транспортных средств, 2 — лаунж-зона, 3 — зрительный зал, 4 — бизнес-центр.

1URL: https://tvlagartixa.blogspot.com/2015/07/complexo-da-bmw-em-munique-alemanha.html (дата обращения: 16.02.2020), обозначения авторов.

2иКХ: http://arcrealestate.ir/news/item/38 (дата обращения: 16.02.2020).

3иКХ: https://eumiesaward.com/work/656 (дата обращения: 16.02.2020), обозначения авторов.

Вход в BMW Welt свободный, сюда приходят как обычные посетители, так и те, которые заранее записались на экскурсию по заводу, оплачивают ее и в группах идут на завод. [3]

Внутреннее пространство комфортное и удобное в ориентации. План здания можно представить в виде условного треугольника, вершины которого занимают различные функциональные зоны, а в центральной части находится экспозиция (рис. 1.1). Здесь представлены выпускаемые на заводе машины и мотоциклы. Выставка находится на 0 уровне и поднимается по винтовому пандусу на 1 уровень, где расположена зона выдачи заранее заказанных транспортных средств, а затем на 2 уровень. Отсюда по лестнице посетители попадают в лаунж-зону, над которой расположена эксклюзивная лаунж-зона и бренд-академия.

На 0 уровне также находятся групповой центр, пресс-центр, эксклюзивная зона выдачи автомобилей, сувенирный магазин.

В одной из вершин «треугольника» (вершина 1, рис. 1.1) расположено пространство в виде гиперболоида, внутри которого поднимается винтовая лестница. Здесь на 0 уровне есть выставочная зона, где представлены машины-новинки.

В основе другой вершины «треугольника» (вершина 2, рис. 1.1) находится ядро из технической части и вспомогательных помещений, которые проходят сквозь все здание от -4 уровня до 4, последнего уровня. В этой части также есть выставочная зона, детская зона, на 2 и 3 уровнях — рестораны.

Основу третьей вершины (вершина 3, рис. 1.1) составляет зрительный зал, который находится на 0 уровне и бизнес-центр на 2 уровне (рис. 1.3). А также по лестнице возле зала можно подняться на последний уровень на террасу. Подземные уровни занимает паркинг. [7]

Кондитерская фабрика Ritter Sport также поддерживает развитие промышленного туризма на своём предприятии.

С 1912 года из магазинчика сладостей в Штутгарте постепенно выросла шоколадная фабрика Ritter Sport. В 1930 году она переехала в Вальденбух. Фабрика находится на периферии города, в юго-западной его части.

В 2001 году на предприятии открывается центр для посетителей «RITTER SPORT SchokoLaden», а в 2005 году — музей Ritter, спроектированный берлинским архитектурным бюро Max Dudler. Таким образом, фабрикой был взят курс на создание общественных пространств для посетителей. Оба здания примыкают к территории предприятия с запада, вход туда осуществляется независимо от входов в производственные корпуса.

Центральным общественным пространством является музей Ritter. Он был основан для художественной коллекции, которая была собрана Марли Хоппе-Риттер, совладельцем компании Ritter Sport. В музее представлено геометрическое абстрактное искусство XX и XXI веков. Все выставки сопровождаются программой мероприятий, ориентированных на различные возрастные группы.

Фасады музея выполнены из известняка в светлых, теплых тонах, большие окна придают архитектуре спокойный, монолитный характер. Все открытые поверхности облицованы натуральным камнем, в том числе фасады, крыша, а также потолки и пол коридора. [8]

Квадратная конфигурация плана (44х44 м) ассоциируется с квадратной формой шоколада, отличительной чертой продукции Ritter Sport. Вся площадь здания составляет около 4 450 квадратных метров. Пассаж высотой 12 метров имеет трапециевидную в плане форму и расширяется в сторону от фабрики, разделяя здание на два крыла, в которых находится разное количество уровней (рис. 2).

В большом крыле находится коллекция Марли Хоппе-Риттер и специальные выставки. Выставочное пространство с верхним освещением имеет площадь 700 квадратных метров. Также для гостей открыты кафе и музейный магазин.

В музейном магазине можно приобрести публикации о здании, выставках и отдельных художниках, предметы из областей искусства и дизайна, ювелирные изделия, редкие издания художников, художественные открытки и игрушки.

Ш

СС Э I-

и ш

I-м

X

и

се <

<

со О

к s

к ё

S СО

J m

го re

m a

1 e

re и a. (ц

°!E о ¡e

и

с m

8 ï

4 a « g

5 с

x

x x

<u a

H

и <u

VO

о

y

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

Меньшее крыло занимает гостевой центр компании Риттер, популярный магазин шоколада, выставка шоколада и мастерская шоколада для детей. Таким образом создаются условия для того чтобы посетители могли принять непосредственное участие в «производстве», лучше ознакомиться с продуктом.

В гостевом центре посетители могут узнать о шоколаде много интересного: посмотреть на шоколадное дерево, узнать, как из какао-бобов производится шоколад и заполняется начинкой, послушать историю шоколада Ritter Sport и поучаствовать в интерактивной выставке шоколада.

Гости могут открыть для себя новые сорта шоколада в магазине и попробовать их в кафе. В детской мастерской дети могут создать свой собственный шоколад и упаковку с помощью воспитателей. [9, 10]

Таким образом, в данном объекте предусмотрено много разнообразных функциональных зон для привлечения разных возрастных групп, много внимания уделено интерактиву. Приглашающий пассаж является переходной зоной между экстерьером и интерьером.

Рис. 2. Музей Ritter Sport. 1 — план первого этажа4; 2 — аксонометрия5; 3 — разрез здания5; 4 — интерьер пассажа5. 1 — большое крыло: музей, музейный магазин, кафе; 2 — малое крыло: гостевой центр, магазин шоколада, выставка шоколада, мастерская шоколада для детей; 3 — пассаж.

4URL: https://www.archdaily.com/903667/museum-ritter-max-dudler?ad_medium=gallery (дата обращения: 16.02.2020), обозначения авторов.

5URL: https://www.baunetz.de/meldungen/Meldungen-Dudler_baut_Schokoladenmuseum_fuer_Ritter_Sport_15227. html (дата обращения:16.02.2020), обозначения авторов.

6URL: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Ritter_Sport_Museum_in_Waldenbuch.JPG (дата обращения: 16.02.2020).

7URL: https://www.archdaily.com/903667/museum-ritter-max-dudler?ad_medium=gallery (дата обращения: 16.02.2020), обозначения авторов.

Ярким примером активного развития промышленного туризма в России является Московская пивоваренная компания (МПК), расположенная в г. Мытищи Московской области.

Завод, в том числе дизайн фасадов и интерьеров, проектировался немецкими специалистами, технологическое оборудование также немецкое. В структуру производственного комплекса с самого начала закладывались пути и пространства, специально выделенные для туристов. Площадь территории завода составляет 23 га.

Фасад со стороны Волковского шоссе и со стороны входа для посетителей выполнен с применением большого количества остекления, через которое видно оборудование завода. Протяжённый фасад складской части и цеха розлива украшают яркие абстрактные плакаты с символикой компа-

Территория перед входом в здание завода благоустроена: высажены деревья, установлены скамейки и качели, размещены скульптуры, устроен небольшой амфитеатр. Рядом со входом возвышается скульптура динозавра, ставшего символом компании (рис. 3).

Рис. 3. Московская пивоваренная компания: 1 — скульптура в виде динозавра при входе; 2 — фасад со стороны главного входа для посетителей; 3 — скульптура пионера на аллее, ведущей ко входу. Фото авторов.

Ш

ОС О I-

и ш

I-м

X

и

ОС <

Экскурсии проводятся ежедневно сотрудниками завода. Туристический маршрут устроен таким образом, чтобы не препятствовать производственному процессу.

Фойе сразу располагает посетителей своим оформлением и удобным распределением функциональных зон. Сразу при входе есть гардероб, зона для отдыха и ожидания, откуда открывается вид на улицу через остекление в пол. Стойка ресепшена ярко оформлена красным цветом. Немного в глубине расположены бар, оформленный в ярких красных тонах, и сувенирный магазин (рис. 4.1).

Перед началом экскурсии для просмотра презентационного ролика о компании посетителей проводят в небольшой кинозал, который расположен сразу за баром. Зал имеет ступенчатый пол. Сидения обиты серебряным мягким материалом. На фоне черных стен такой прием выглядит современно и интересно. Можно отметить, что наличие такого зала рядом с зоной фойе говорит именно о задумке привлечения туристов еще на этапе проектирования объекта.

Далее по лестнице, ведущей прямо из фойе, посетители попадают в лаунж-зону. Здесь есть бар и кофейные столики, а также зона отдыха для сотрудников, отгороженная вращающимися решётчатыми перегородками, позволяющими как разделять, так и объединять эту зону с зоной кафе (рис. 4.2). В этой части размещены бильярдные столы, а также диваны и кресла для отдыха, стеллаж с цветочными горшками. Из лаунж-зоны через стекло в пол виден варочный цех, освещенный естественный светом, в который туристы попадают позже. Этот вид создает особую атмосферу — находясь в уютном помещении для отдыха, посетитель рассматривает заводское оборудование, которое воспринимается своеобразным экспонатом.

<

ш

О

к

к 5 5 СО 3 т го гс т а

гс и

к * а. (ц

о ¡е

и

с т

2 I

с! а

«* 8 5 с

х

I I

и ш н

и и

*о о

У

о

Далее туристы идут через освещённый верхним светом коридор, представляющий своего рода картинную галерею — здесь на стенах висят картины художника В. Барыкина в стиле советского пин-апа. Они изображаются на фирменных банках пива «Жигули». Здесь также есть доска почета с медалями. В колористическом решении коридора присутствуют яркие акценты — жёлтые и красные «рамы», сквозь которые двигаются посетители. (рис. 4.3).

Рис. 4. Московская пивоваренная компания. Пространства, предназначенные для туристов: 1 — фойе; 2 — лаунж-зона; 3 — переходы между цехами. Фото авторов.

Затем туристы попадают в небольшую выставочную зону, где могут посмотреть на разные бренды продукции. Отсюда также через стекло видно варочный цех, к которому направляется туристическая группа.

В варочном цехе туристы могут попробовать солод и хмель из которых позже изготавливается пиво. Строго соблюдается гигиена и безопасность эксплуатации — за оградительную красную линию заходить нельзя.

Спустившись вниз по лестнице, также имеющей ярко красное цветовое решение, на первый этаж туристы попадают в бродильный цех. Проходя по коридору с фирменными красными и желтыми направляющими линиями и красными колоннами, они могут увидеть лабораторию, в которую вход запрещен из-за соблюдения гигиены. В этом помещении есть окно, в которое может заглянуть турист и понаблюдать за производством.

Затем посетители попадают в большой цех розлива, где могут понаблюдать за движущимися змейкой по конвейеру банками с пивом. Нужно заметить, что компания поддерживает раздельный сбор мусора и ее производство является безотходным.

По широкому остекленному мосту гости попадают в заключительный пункт экскурсии — склад. На мосту, ведущему туда, размещен макет завода из кубиков лего. [4]

Из конечной точки туристы возвращаются в фойе на дегустацию.

В целом, из предназначенных для туристов пространств на территории Московской пивоваренной компании можно выделить два основных типа: 1) «зал» как узловой элемент и 2) «коридор» (или «галерея») как связующий элемент (рис. 4). Эти пространства могут располагаться вне производственных помещений (как в случае фойе или лаунж-зоны) и внутри них («галерея» внутри цеха розлива или склада). В последнем случае яркая колористическая тема стен, пола, потолка позволяет выделить туристическую зону на фоне производственной.

Таким образом, пространства для посетителей на промышленных предприятиях являются отражением актуальной тенденции развития промышленного туризма. Они могут располагаться в отдельных зданиях (BMW-Welt, Ritter Sport), либо интегрироваться в общую структуру производственного комплекса (МПК). Преимущественно проектируются крупные зальные пространства, выполняющие экспозиционную, образовательную, развлекательную функции. Центральные пространства организуются

как атриумы, пассажи. Образной выразительности способствует использование оригинальных конструктивных решений (BMW-Welt), современных отделочных материалов (все примеры), запоминающихся колористических сочетаний (МПК). Можно отметить некоторую театрализованность содержания, вызывающую сильное эмоциональное переживание посетителей.

ЛИТЕРАТУРА:

1. ГОСТ Р ИСО 13810-2016 Туристские услуги. Промышленный туризм. Предоставление услуг (с Поправкой).

2. Кадыров Р.В., Мударисов Р. Г. Промышленный туризм как креативный маркетинг [Электронный ресурс] // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2018. № 8. С. 88-94. URL: https://www.vaael.ru/ru/ article/view?id=206 (дата обращения: 22.12.2019).

3. Мир и музей BMW (BMW Welt und Museum) // Компания Чайка-Тур : официальный сайт. URL: http:// www.chaika.ru/cities/3/obj_descr/3/22/ (дата обращения: 08.02.2020).

4. Московская Пивоваренная Компания: официальный сайт. URL: https://mosbrew.ru/ (дата обращения: 16.02.2020).

5. Черкасов Г.Н. Некоторые особенности современной архитектуры [Электронный ресурс] // Academia. Архитектура и строительство. 2017. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-osobennosti-

Ш

sovremennoy-arhitektury-1 (дата обращения 16.02.2020).

6. BMW Welt // BMW Group : официальный сайт. URL: https://www.bmw-welt.com/en/locations/welt.html (дата обращения: 08.02.2020).

и

7. BMW Welt / Coop Himmelb (l)au // ArchDaily : официальный сайт URL: https://www.archdaily.com/29664/ Ш bmw-welt-coop-himmelblau (дата обращения: 08.02.2020).

8. Hofmann Stone. Museum Ritter. Waldenbuch // Hoffman Stone : официальный сайт. URL: https://www. X hofmann-naturstein.com/English/References%20Detailpar/pid/10/ (дата обращения: 16.02.2020). ^

9. Ritter Sport : официальный сайт. URL: https://www.ritter-sport.de/ru/visit/ (дата обращения: 16.02.2020). ^

10. Museum Ritter. Sammlung Marli Hoppe-Ritter // Museum Ritter : официальный сайт. URL: https://www. museum-ritter.de/en/inhalt/museum/museumskonzept.html (дата обращения: 16.02.2020)

Просьба ссылаться на эту статью следующим образом:

Н. А. Каночкина, Д. Д. Попова. Организация общественных пространств в контексте развития промышленного туризма. — Системные технологии. — 2020. — № 34. — С. 77—83.

ORGANIZATION OF PUBLIC SPACES IN THE CONTEXT OF THE DEVELOPMENT OF INDUSTRIAL TOURISM

N. A. Kanochkina*, D. D. Popova*,**

* Moscow State Academic Art Institute named after V.I. Surikov, Moscow ** Moscow Architectural Institute (State Academy), Moscow

Abstract.

The article discusses examples of the organization of public spaces at existing industrial enterprises. The domestic and foreign experience in the development of industrial tourism is considered: the Moscow brewing company, the BMW-Welt building, the Ritter Sport museum in Germany.

Key words:

industrial tourism, enterprise visits, public spaces, industrial heritage, visitor center. Date of receipt in edition: 22.02.20 Date o f acceptance for printing: 23.02.20

< CQ

О

К

s

к ё s rn

J m re re m a

1 ® re и

a. (ц

°!E о ¡e

и

с m

8 I

_j. re

4 a

«i S

5 с

x

i i

<u m

I-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и <u i? VO

o

У

o

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.