Введение отходов в количестве 60% практически не сказывается на прочности образцов, а оптимальным явилось содержание отходов 35%, - прирост прочности составил более 50%. В этом же составе наблюдалась минимальная пористость. Работа по оптимизации составов и условий сушки и обжига продолжается.
Определение минерального состава керамического черепка выявило наличие неизмененного альмандина в образцах с отходами. Это говорит о том, что температура обжига 950°С для данных составов и условий явилась недостаточной для температурных превращений альмандина. Однако учитывая хорошее качество керамического черепка, дальнейшее повышение температуры нецелесообразно. Электронно-микроскопическое исследование [3], показало, что введение отходов гидроабразивной резки стали не оказывает отрицательного влияния на однородность структуры керамического черепка (рис. 3). Относительно крупные частицы гранатового абразива (300 мкм и менее) достаточно равномерно распределяются в объеме черепка; пространство между ними заполнено однородным керамическим камнем, в котором визуально отдельно не определяется обожженное глинистое вещество, мелкие частицы абразива и частички разрезаемого металла.
Рис. 3. Микрофотография керамического черепка с содержанием отходов 60%, 162х
Отходы гидроабразивной резки стали по составу и свойствам хорошо сочетаются с компонентами глинистого сырья и играют в составе керамической массы и керамического черепка активную роль: уменьшают воздушную и огневую усадку, повышают плотность и прочность образцов, позволяют понизить температуру обжига, дают возможность варьировать цвет изделий. Это позволяет сделать вывод о возможности использования отходов гидроабразивной резки стали для изготовления стеновых керамических изделий в качестве полифункционального компонента: добавки-плавня (возможность получения качественного керамического черепка при 900-9500С и ниже), для объемного окрашивания (ввиду большого содержания хромофоров - оксида железа и альмандина) и отощающей добавки.
Ввиду дефицита кондиционного сырья для производства строительной керамики, тенденцией становится работа на искусственных многокомпонентных смесях, в которых природное сырье составляет зачастую незначительную часть, а основной объем приходится на альтернативное техногенное сырье. Таким образом, использование отходов гидроабразивной резки металлов позволяет расширить сырьевую базу производства строительной керамики.
Список цитируемой литературы:
1. Сканави Н.А. Направления утилизации отходов гидроабразивной резки стали в производстве строительных материалов / Н.А. Сканави, Т.А. Довыденко // Перспективы науки. -2018. - № 4(103). - С. 53-56.
2. ТУ 3988-001-76245879-2011 Гранатовый абразив. Технические условия; ТУ 3988-002-76245879-2011 Гранатовый абразив. Технические условия.
3. Skanavi Natalia, Dovydenko Timofei. Effects of waterjet cutting waste addition on properties of building ceramics / Natalia Skanavi, Timofei Dovydenko // MATEC Web of Conf., Vol. 196, 2018 XXVII R-S-P Seminar, Theoretical Foundation of Civil Engineering (27RSP) (TFoCE 2018), Article Number 04057.
4. Skanavi Natalia, Dovydenko Timofei. The use of waterjet cutting wastes in the production of building materials Natalia Skanavi, Timofei Dovydenko // FORM 2018. IOP Conf. Series: Materials Sciense and Engineering 365 (2018)- 032025.
Е.Д. Филонова DOI: 10.24411/9999-034A-2020-10132
E.D. Filonova
Роль металлических конструкций в реорганизации промышленных сооружений The role of metal structures in the reorganization of industrial facility
Ключевые слова: реорганизация, промышленные сооружения, общественные пространства, функциональные приоритеты.
Keywords: reorganization, industrial facilities, public spaces, functional priorities.
Аннотация: На примере реорганизованных памятников промышленной архитектуры рассматривается возможность и способы реорганизации промышленных зон и сооружений с использованием металлических конструкций. Abstract: On the example of reorganized monuments of industrial architecture, the possibility and methods of reorganizing industrial zones and structures using metal structures are considered.
Современный мир стремительно меняется. Применение новых технологий во всех сферах человеческой жизнедеятельности неизменно сопряжено с обеспечением необходимых условий для их использования, включая возведение новых современных сооружений. При этом архитекторы сталкиваются со множеством проблем, но основной является следующая: скорость создания новых объектов должна быть высочайшей.
Стремительно развиваются и изменяются города, целые районы подвергаются перепланировке. При расширении городов неизбежно происходит постепенное поглощение промышленных зон городским центром. Сооружения, раньше предназначавшиеся для одной функции, теперь оказываются в районах, в которых для них больше нет места. Наравне с этим, морально устаревшими становятся крепкие качественные здания, по своим технологическим показателям не способные выполнять изначально поставленные перед ними задачи. Это глобальные вопросы, которые требуют решения.
Такая проблема особенно характерна для бывших промышленных районов или отдельных промышленных объектов, потерявших свою функциональность в условиях развивающихся технологий или сложившейся вокруг градостроительной ситуации. Экологические требования устанавливают необходимость смещения этих зон за черту города, и промышленные сооружения становится невозможно использовать по назначению. Кроме того, в процессе расширения центра города бывшие промышленные сооружения, находящиеся на окраине или за пределами городской черты, поглощаются жилыми и общественными районами. Необходимость возведения новых жилых кварталов и сооружений, обеспечивающих нужды населения в черте города, неоспорима. В связи с этим, неоспорима и необходимость трансформации бывших промышленных районов.
Еще один немаловажный фактор - влияние технического прогресса. Прогресс неизменно диктует модернизацию промышленных сооружений. Многие из сооружений, успешно выполнявших свои функции еще в прошлом столетии, теперь неэффективны или даже убыточны для производства. Новые материалы и технологии весьма сильно влияют на архитектурную и инженерную составляющую современных заводов, фабрик, мастерских. Зачастую возведение новых сооружений для компаний более выгодно, чем реконструкция, модернизация или просто поддержание в рабочем состоянии старых сооружений.
И все же, несмотря на эти факторы, у архитекторов есть шанс сохранить и, более того, дать новую жизнь бывшим предприятиям, при этом не только сэкономив время, которое неизбежно потребуется на возведение новых зданий, но и сохранив архитектурное наследие и исторический облик объектов, модернизируемых под современные нужды районов.
Оптимальным решением этой проблемы является проектирование необходимых общественных пространств на основе уже возведенных производственных зданий без их сноса. Огромные пространства бывших фабрик, цехов, складов прекрасно удовлетворяют по-
требностям современных культурных центров и могут быть реорганизованы под городские социальные нужды. Они располагают к обустройству внутри них кинотеатров, выставочных залов, кафе и ресторанов. Но речь идет не только о местах отдыха. При грамотном подходе, бывшие стены заводов превращаются в стильные фасады офисных центров и даже жилых комплексов. При этом практически неизменным остается несущий остов сооружения, меняется только организация внутреннего пространства. Степень вмешательства архитектора в облик и внутреннюю планировку бывших промышленных сооружений определяется новой функцией здания и его местом в сложившейся новой градостроительной ситуации.
Реорганизация бывших промышленных сооружений также прекрасно воплощает современный подход к архитектуре и с эстетической точки зрения. В наше время архитектурные стили не являются чем-то статическим и неизменным. Они находятся в динамике, дополняют друг друга, создают отдельные направления. На сегодняшний день уверенную позицию в архитектуре занял стиль хай-тек, представляющий своеобразное отражение достижений науки и техники. Для данного стиля характерно использование простых линий и фигур, применение стекла, металлических конструкций, лестниц, выведенных за пределы здания. В композицию сооружения могут быть включены элементы инженерного оборудования. Архитектура избегает декора, весь интерьер и внешний облик составляет несущий конструктив. Сочетание современных легких конструктивных элементов со старыми тяжелыми кирпичными стенами в каждом проекте дает новое дыхание стилю лофт - именно так называется стиль, когда в интерьере имитируется или используется несущий остов старых промышленных сооружений.
Огромным подспорьем для современных архитекторов является высокий технический уровень производства и применения металлоконструкций. Необходимо отметить, что без этого материала масштабные реконструкции явились бы очень сложным и трудоемким процессом. Никакой другой материал не способен обеспечить требуемую прочность конструкции при ее легкости, малогабаритности, индустриальности, удобстве в сборке. Металлические элементы устойчивы к большим нагрузкам, надежны. Их отличает высокая точность изготовления, поскольку они выполняются в заводских условиях на современном технологичном оборудовании. Возведение сооружений происходит намного быстрее, чем из традиционных материалов.
Из металла также выполняются перегородки различной конфигурации со светопроницаемыми участками и без них, позволяющие разбить огромные помещения на нужные малые площади. При помощи металлоконструкций может быть установлено новое освещение, так необходимое для выставочных залов. Посредством металлических элементов в реорганизуемые пространства внедряются не только изделия на основе новых технологий, такие как лифты и эскалаторы, но и различное оборудование для создания комфортных условий внутренней среды. Также преобразование простран-
ства происходит за счет легких изящных металлических лестниц, ограждений, элементов интерьера. Все это благодаря положительным свойствам современного применяемого материала - металла.
Практика современного строительства предоставляет немало примеров использования промышленных объектов в социальной сфере и указывает на возрастание популярности в мире такого применения. В настоящее время в нашей стране и за рубежом предложено множество интересных и разнообразных проектов по реорганизации бывшего промышленного пространства с использованием металлических конструкций. Многие проекты являются уникальными как в отношении конструкции несущих элементов, узлов соединений, так и в методах строительного производства.
К примеру, центр современного искусства в Москве «Винзавод», основанный в 2007 году на месте старейшего пивоваренного завода, является памятником промышленной архитектуры начала XIX века [5]. В результате реконструкции удалось сохранить часть исторической застройки за счет целесообразного выбора металла в качестве материала для новых несущих конструкций, и гармонично сочетать их со старой кирпичной кладкой.
Для перекрытия некоторых помещений, крыши которых практически развалились, архитекторы очень удачно применили металлические треугольные фермы. Эти фермы логично образовали двухскатные кровли, по всем параметрам максимально приближенные к историческим деревянным. К фермам крепится световое оборудование, а также система инженерно-технического обеспечения (вентиляция, пожаротушение). Выборочно, в отдельных выставочных залах фермы перекрытия оставлены открытыми, что создает уникальный эстетический образ (рис. 1а).
Малогабаритные помещения отделены друг от друга стеклянными перегородками в металлических переплетах. Залы, расположенные на разных этажах, соединены между собой десятками легких металлических лестниц.
Удивительно, что в этом комплексе не понадобилось существенной перепланировки. Сохранились не только фасады, но и большинство внутренних интерьеров бывшего завода. Современные технологии органично объединились с обликом старых тяжелых кирпичных стен (рис. 1в).
Рис. 1: а - Центр современного искусства «Винзавод», выставочный зал в мансарде; б - Дизайн-центр Лг1р1ау, вид на один из дворов; в - Центр современного искусства «Винзавод», интерьер
Сейчас на территории бывшего промышленного комплекса располагается множество выставочных пространств, мастерских художников, мест для досуга людей любых возрастов.
Похожим образом был изменен бывший приборостроительный завод «Манометр», сооруженный в 1886 году, а ныне более известный как Дизайн-центр Artplay. Центр был основан в Москве в 2003 году [4]. В отличие от «Винзавода», Айр1ау претерпел больше изменений. Использование металлоконструкций позволило создать целую новую инфраструктуру, связывающую офисные и общественные зоны между собой металлическими помостами, идущими вдоль фасадов, балконами, лестницами и даже разнообразными надстройками на крышах, что значительно изменило внешний вид территории бывшего завода (рис. 1б).
Реорганизация затронула и внутренние помещения. Выставочные залы оснащены надстроенными по периметру стальными открытыми антресолями, различными балюстрадами. Бетонные, кирпичные элементы порой закованы в металлические уголки и стяжки. Опорными конструкциями многих заново возведенных перекрытий являются металлические балки и фермы. Как и в «Винзаводе», здесь предусмотрены подвесные системы освещения, а также задействованы все необходимые современному многофункциональному комплексу передовые технологии.
Одним из популярных способов переустройства бывших промышленных комплексов является преобразование старых корпусов фабрик в крупные современные бизнес кварталы в стиле лофт. Примером такого преобразования является бизнес квартал «Арма» (рис. 2а).
Квартал находится на территории бывшего Московского газового завода, памятника промышленной архитектуры, построенного в середине XIX века. Это довольно обширная территория из нескольких корпусов, которая перестраивалась постепенно в течение нескольких лет.
Помимо новых помостов, лестниц и других стальных элементов, здесь много пристроек, выполненных из металлических конструкций. Это спроектированные на кровлях старых кирпичных корпусов стеклянные надстройки, возведенные по несущему металлическому каркасу. С их помощью улучшается инсоляция и создаются внутренние комфортные помещения различного назначения: офисы, кафе, зоны отдыха и т. п. Сегодня комплекс «Арма» занимает целый бывший промышленный район, полностью реорганизованный под нужды современного города [11].
Список можно продлить как существующими выполненными решениями, так и проектными перспективными.
В качестве еще одного примера можно привести проект Музея современного искусства в Москве
в здании бывшей ГЭС-2, разработанный знаменитым итальянским архитектором, лауреатом Притцкеров-ской премии 1998 года, Ренцо Пьяно. В проекте реализуется та же идея, что лежала в основе Хрустального
Дворца в Лондоне. Здесь, как и в архитектурном памятнике XIX века, основными конструктивными материалами являются металл и стекло. Однако в наше прогрессивное время применены современные методы расчета и проектирования, новые строительные технологии по изготовлению и монтажу конструкций. Весь внутренний несущий остов - балки, колонны, лестницы - выполнен из металлоконструкций со светопроз-рачным заполнением из стекла (рис. 2б). Эти легкие внутренние конструкции четко вписаны в исторический фасад ГЭС-2, сохраняя ее очертания и даже расположение труб (рис. 2в) [7].
Нестандартным и выразительным подходом к реорганизации промышленных сооружений является превращение в музей непосредственно самой промышленной конструкции. Таких примеров меньше, чем примеров преобразования старых заводов посредством перепланировки, но все они поражают воображение своими фасадами и интерьерными решениями.
Одним из самых известных примеров является Музей стали, или «Орно 3» в Монтеррее (Мексика), открытый в 2007 году. находящийся на территории бывшего сталелитейного завода. Здание музея - реконструированная доменная печь высотой 70 м, расположенная в центре комплекса. Сейчас территория бывшего комплекса сталелитейного завода, построенного в конце XIX века, представляет собой парк. В инновационный ландшафтный дизайн вписаны все исторические индустриальные постройки, выполненные преимущественно из стальных конструкций (рис. 3а).
Рис. 2: а - Бизнес квартал «Арма». Музей современного искусства в здании бывшей ГЭС-2; б - проект, интерьер; в - проект, разрез
Рис. 3. Музей «Орно 3» в Монтеррее: а - вид на доменную печь; б - центральная лестница Газгольдер в Оберхаузене: в - интерьер; г - внешний вид
Музей оснащен новым вестибюлем, как продолжение доменной печи, возведенным из металлоконструкций и стекла. Один из самых запоминающихся элементов интерьера - эффектная металлическая лестница, огибающая светопрозрачную лифтовую шахту. Лестница представляет собой совокупность современных достижений в технологиях по расчету и возведению элементов металлических конструкций (рис. 3б) [6].
В здании музея располагаются выставочные залы с интерактивными экспонатами, мастерские, аудитории, зрительный зал. Все это размещено на площади в 10 000 кв. м.
Архитектор проекта Николас Гримшоу старался продемонстрировать как можно больше самых новаторских способов обработки и применения стали. Само здание музея буквально стало одним из экспонатов, отражающих достижения нашего времени [10].
Не менее интересный пример преображения исконно инженерной конструкции в общественное пространство - газгольдер в немецком городе Оберхаузене высотой 117 м, построенный в 1927 году (рис. 3г). Это крупнейший газгольдер в Европе, является памятником индустриальной архитектуры. Сейчас он используется как выставочный зал.
Внутреннее пространство газгольдера изменяется под нужды выставок. Однако внутри взгляду предстают открыто расположенные металлические элементы, устройства (лестницы, лифты), призванные сделать комфортным пребывание посетителей внутри этого огромного цилиндра (рис. 3в) [8].
Существует немало других реорганизованных промышленных объектов, многие из которых включены ЮНЕСКО в список объектов Всемирного наследия.
Модернизация существующих зданий приобретает все большее значение в сравнении со строительством новых. Такое решение имеет неоспоримые преимущества: сохраняются исторические объекты, создаются новые современные общественные и жилые пространства без высоких затрат, направленных на ликвидацию устаревшего и строительство нового объекта. При этом важную роль играет выбор материала для новых элементов или реконструкции старых. Универсальным и широко используемым материалом является сталь, благодаря своим незаменимым свойствам, широким возможностям обработки и формообразованию элементов.
Использование металлоконструкций свело к минимуму вмешательство архитекторов в несущий остов модернизируемого объекта и дало возможность максимально использовать его по назначению в соответствии с требованиями современного общества.
Список цитируемой литературы:
1. Анциперова М. ГЭС-2: как самый богатый человек России превращает электростанцию в арт-центр / М. Анциперова. -Текст: электронный // АфишаБаПу: [сайт]. - Опубликовано 16 февраля 2017. - URL: https://daily.afisha.ru/cities/4548-ges-2-kak-samyy-bogatyy-chelovek-rossii-prevraschaet-elekstrostanciyu-v-art-centr/ (дата обращения: 16.02.2020). - Текст: электронный.
2. Варламов Л. Газометр в Оберхаузене. Германия / Л. Варламов. -Текст: электронный // mmet.livejournal: [сайт]. - Опубликовано
25 мая 2011 г. - URL: https://mmet.livejournal.com/68956.html (дата обращения: 16.02.2020).
3. Котилко В.В. Москва: Реорганизация производственных зон / В.В. Котилко // Региональная экономика: теория и практика. -2005. - №7. - С. 63-68.
4. Креатив в промышленных масштабах: во что превращаются бывшие промзоны // Мос.ру: [сайт]. - Опубликовано 19 августа 2017 г. - URL: https://www.mos.ru/news/item/27951073/ (дата обращения: 16.02.20). - Текст: электронный.
5. Матвеев О. «Винзавод»: прошлое и будущее / О. Матвеев. -Текст: электронный // Мослента: [сайт]. - Опубликовано 10 июня 2017 г. - URL: https://moslenta.ru/kultura/vinzavod. htm (дата обращения: 16.02.20).
6. Музей сталеварения Horno 3 (арх. Николас Гримшоу, Монтеррей, Мексика) // Деловой квартал: [сайт]. - Опубликовано 20 октября 2017 г.- URL: https://delovoy-kvartal.ru/muzey-stalevareniya-horno-3-arh-nikolas-grimshou-monterrey-meksika/ (дата обращения: 14.10.2019). - Текст: электронный.
7. Не храм, но фабрика: новые подробности о культурном пространстве ГЭС-2 в Москве // Проект-Россия: [сайт]. -Опубликовано 29 октября 2019 г. - URL: https://prorus.ru/ posters/ne-hram-no-fabrika-novye-podrobnosti-o-kulturnom-
prostranstve-gehs-2-v-moskve/(AaTa обращения: 16.02.20). -Текст: электронный.
8. Нелюбин М. Газгольдер в Оберхаузене - самый высокий выставочный зал в Европе / М. Нелюбин. - Текст: электронный // dw.com: [сайт]. - Опубликовано 06 сентября 2019 г. - URL: https://www.dw. com/ru/газгольдер-в-оберхаузене-самый-высокий-выставочный-зал-в-европе/а-6604130 (дата обращения: 16.02.20).
9. Редевелопмент промзон / Комплекс градостроительной политики и строительства Москвы: [официальный сайт]. - URL: https://stroi.mos.ru/renovaciya-promzon (дата обращения: 14.10.2019). - Текст: электронный.
10. Славное индустриальное прошлое. Закончено строительство Музея стали Николаса Гримшоу в Монтеррее // Архи. ру: [сайт]. - Опубликовано 03 октября 2007 г. - URL: https:// archi.ru/world/4468/slavnoe-industrialnoe-proshloe (дата обращения: 16.02.20). - Текст: электронный.
11. Тарабарина Ю. Арма: раскрытие пространства / Ю. Тарабари-на. - Текст: электронный // Архи.ру: [сайт]. - Опубликовано 23 декабря 2016 г. - URL: https://archi.ru/russia/68157/arma-podrobno-o-rekonstrukcii (дата обращения: 18.02.2020).
П.В. Панухин DOI: 10.24411/9999-034A-2020-10133
P.V. Panuhin
Проект концептуального решения, комплексной реконструкции и функционального приспособления архитектурного ансамбля Керченской крепости Project conceptual solution, a comprehensive reconstruction and functional adaptation of the architectural ensemble of the Kerch fortress
Ключевые слова: концептуальное решение, проект, Керченская крепость, ансамбль, приспособление, возрождение, история, военный комплекс, автономность, адаптация, многофункциональность. Keywords: conceptual solution, project, Kerch fortress, ensemble, adaptation, revival, history, military complex, autonomy, adaptation, multifunctionality.
Аннотация: Проект концептуального решения комплексной реконструкции и функционального приспособления архитектурного ансамбля Керченской крепости выполнен на основе исследования и анализа более 2500 исторических документов. Обширные размеры территории крепости (420 га) предполагают многофункциональность объекта. Проектом предусматривается выделение внутри единой территории крепости трех основных зон: парковая и храмовая зона (с экспозицией памятников фортификационной архитектуры), музейно-экспозиционная зона (с элементами исторического отель-туризма), зона военно-патриотического воспитания (с элементами исторических костюмированных презентаций - реконструкций).
Abstract: The project of a conceptual solution to the comprehensive reconstruction and functional adaptation of the architectural ensemble of the Kerch fortress was completed on the basis of research and analysis of more than 2500 historical documents. The vast size of the fortress (420 hectares) suggests the multifunctionality of the object. The project provides for the allocation within the united territory of the fortress of three main zones: a park and a temple zone (with an exposition of monuments of fortification architecture), a museum and exhibition zone (with elements of historical hotel tourism), a zone of military-patriotic education (with elements of historical costume presentations - reconstructions).
Основные положения проекта
Интеграция проекта с историко-архитектурным и градостроительными исследованиями
Проект концептуального решения комплексной реконструкции и функционального приспособления архитектурного ансамбля Керченской крепости выполнен на основе исследования и анализа более 2500 исторических документов, в числе которых: письменные источники, картографические материалы, аутентичные архитектурные, фортификационные и инженерные чертежи 1857-1940 годов, материалы военно-
топографических, геодезических и аэрофотографических съемок местности. Более полутора тысяч из числа вышеуказанных документов введены в научный обиход и опубликованы впервые. В работе также использовались новейшие методики архитектурной фотограмметрии и спутниковых систем глобального позиционирования территории GPS и ГЛОНАСС с целью создания современной геоподосновы местности и соответствующему ей генеральному плану историко-культурного заповедника и объекта культурного наследия «Керченская крепость».