Научная статья на тему 'Многофункциональность как основа устойчивого развития районов Польши'

Многофункциональность как основа устойчивого развития районов Польши Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
122
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ЭКОНОМИКИ / МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / РАЙОН / СТРАТЕГИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Левчук Ежи

В статье исследованы проблемы устойчивого развития регионов Польши. В качестве одного из наиболее эффективных направлений регионального развития рассматривается диверсификация экономки регионов, обеспечивающая ее многофункциональность. Особое внимание уделено перспективам устойчивого многофункционального развития депрессивных районов Польши с преимущественно аграрной специализацией хозяйства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Многофункциональность как основа устойчивого развития районов Польши»

<

Многофункциональность как основа устойчивого развития районов Польши

УДК 332.1(438)

Е. Левчук

адъюнкт университета в Белостоке (Польша), кандидат экономических наук

<

Достижение многофункциональности предполагает, как правило, осуществление диверсификации экономики региона, дополнение имеющихся предприятий и рабочих мест производствами, принадлежащими к другим отраслям. Одним из ее следствий является рост занятости населения, когда безработным уже нет необходимости мигрировать в другие регионы. Особенно важную роль многофункциональность призвана сыграть в отношении сельскохозяйственного сектора экономики, являющегося ведущим в большинстве приграничных районов на востоке Польши. Однако в настоящее время по отношению к абсолютному большинству сельских регионов данный концептуальный подход используется далеко не в полной мере.

Идея многофункционального развития тесно связана с предложенной ООН еще во второй половине ХХ в. «Концепцией устойчивого развития». Согласно документам ООН, устойчивое развитие соотносится с признанием экологических требований как основы существования человечества. Со временем экологические проблемы приобретают все большую актуальность, оставаясь тесно связанными с общественно-хозяйственной деятельностью людей.

Надо заметить, что вопросам обеспечения равновесия экономики и окружающей среды посвящены многие международные конференции и симпозиумы. Указанные проблемы затрагивались в принятых в 1991 г требованиях к предпринимателям, изложенных в «Карте бизнеса для устойчивого развития». Сегодня экологическая проблематика доминирует в публикациях, официальных документах, декларациях и программах. По мнению ряда исследователей, категория общественно-хозяйственной устойчивости в основном связана с окружающей средой. Но было бы неправильно сводить проблему устойчивости исключительно к экологии. Так, Комиссия по вопросам устойчивого развития и охраны окружающей среды (Берген, 1987 г.) и конференции в Рио-де-Жанейро, (1992 и 2002 гг.) расширили область проблем, которые охватывает политика устойчивого развития. В документах этих форумов отмечалось, что охрана окружающей среды — важная, но далеко не единственная проблема современности. К общемировым проблемам относятся голод, нищета, маргинализация общественных групп, дискриминация на рынке труда, необходимость сохранения разнообразия и самобытности культур, развитие глобализации, неравенство доходов, угрозы демократизации общественной жизни, обеспечение безопасности в мире.

Политика устойчивого развития расширяет стратегию современного понимания экономических, соци-

альных и экологических проблем. Поэтому устойчивое развитие следует интерпретировать не только как равновесие с природой и стремление к удовлетворению личных потребностей, но и как использование возможностей самореализации. Впервые такое понимание устойчивого развития было предложено в «Стратегии устойчивого развития Европейского Союза», в которой экономические, социальные и экологические вопросы рассматривались во взаимосвязи друг с другом. Данный подход отвечает классическому определению устойчивого развития как способа удовлетворения потребностей ныне живущих людей, не ограничивающего возможности будущих поколений. Само понятие удовлетворения потребностей включает и качество жизни отдельных индивидов. Следует отметить, что по аналогичному пути пошли и страны Восточной Европы. Например, в Республике Беларусь принята «Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития на период до 2020 года» [1], в которой обосновано единство долгосрочных социально-экономических и экологических задач.

К настоящему времени под эгидой «Программы развития ООН» и в качестве самостоятельной инициативы постоянно публикуются результаты исследований, посвященных устойчивому развитию. Согласно определению Ф. Пионтека, под устойчивым (прочным) развитием понимается формирование и улучшение качества жизни современных и будущих поколений путем установления пропорций между отдельными видами капитала: экономическим (Э), человеческим (Ч) и естественным (Е) [2, а 76]. Понятие «прочное развитие» обозначает главную цель развития, а именно — возможность устойчивого функционирования системы. В то же время термин «устойчивое развитие» указывает путь к достижению цели.

А. Вось и Е. Зэгар рассматривают устойчивое развитие в более широком контексте, не отождествляя его исключительно с экологическим развитием [3]. Исследователи считают, что такое развитие требует реализации определенной стратегии, и выделяют ее экономический, политический и административный аспекты. Подобная стратегия может осуществляться с помощью комплекса инструментов:

• макроэкономической политики, направленной на обеспечение устойчивого экономического роста, стабилизации цен, высокого уровня занятости, доступности образования, устранение нищеты и т. д.;

• политики поддержки развития сельского хозяйства и сельских поселений,направленной на сохранение производственного потенциала села, объема и качества производимой здесь продукции, формирование спроса на нее, обеспечение роста доходов сельского населения и т. д.;

• политики регулирования рыночных отношений, предусматривающей формирование правовой базы функционирования рынков земли, труда, капитала, товаров и услуг, проведение антимонопольной политики, стимулирование развития рыночной инфраструктуры и т. д.;

• политики партнерства, подразумевающей равное участие государственного и частного секторов, органов самоуправления, неправительственных

организаций в создании условий для устойчивого развития страны и ее регионов;

• политики рационального использования ресурсов и охраны окружающей среды.

Вопросы обеспечения устойчивого развития в тесной связи с идеей многофункциональности, а также с участием Польши в ЕС и особенностями функционирования сельского хозяйства в новых условиях являются предметом исследований ряда польских ученых. Многие исследователи отмечают, что обеспечение многофункциональности сельских районов — необходимое условие их устойчивого развития в перспективе. Идея состоит в диверсификации экономики региона путем дополнительного включения в его хозяйственное пространство все большего количества несельскохозяйственных функций, что позволяет рационализировать структуру занятости сельского населения и использовать дополнительные источники его доходов. Отсюда следует, что концепция многофункционального развития сельских районов предполагает расширение традиционных направлений хозяйственной деятельности, повышение мобильности производства и его интенсификацию, а также совершенствование процессов распределения.

Стратегию многофункционального развития сельских районов можно рассматривать и как инструмент модернизации сельскохозяйственного производства, призванный обеспечить отток избыточных работников и переориентировать их на другие виды деятельности. Поэтому среди задач, которые предстоит решить в сельских районах в будущем, на передний план выдвигаются:

• создание вне сельского хозяйства новых рабочих мест, связанных с разными формами предпринимательства;

• развитие производственной и социальной инфраструктуры;

• модернизация крестьянских хозяйств.

Особая роль в формировании села как многофункционального территориального образования отводится развитию предпринимательства. Планировалось, что в ближайшие годы в приграничных районах Под-лясского воеводства Польши сохранятся следующие направления деятельности:

• кустарный промысел, основанный преимущественно на индивидуальной предпринимательской деятельности по переработке местного сырья (например производство единичных или мелкосерийных изделий традиционных народных промыслов, мебели) с ориентацией в основном на отечественный и, в какой-то мере — на внешний рынок. Такого рода деятельность при очень небольших капиталовложениях заметно расширяется уже сегодня;

• развитие мелких предприятий местной промышленности и строительных материалов, лесопильных заводов, столярных мастерских и др. Профиль предприятия зависит от имеющихся сырьевых ресурсов, количества и состава рабочей силы, местных традиций, наличия рынка сбыта, состояния инфраструктуры;

• кооперация с частными, государственными или предприятиями других форм собственности перерабатывающей промышленности, что ведет к формированию крестьянских хозяйств со специализацией на определенных производственных направлениях (например выращивание клубники, смородины, изготовление плетеных изделий) и обеспечивает расширение такой формы занятости, как надомный труд;

• расширение коммунально-бытового и других форм и видов обслуживания;

• развитие агротуризма и туризма в приграничных районах, что обусловлено такими благоприятны- и ми факторами, как близость границ со страна- 2 ми СНГ, увеличение числа туристов, посещающих ° уникальные природные заповедники (Беловежский ^ и Нарвянский национальные парки и др.), относи- ^ тельно невысокие цены на услуги, предлагаемые ^ туристам местным населением и особые качества о местной природы (пейзажи, ландшафты и др.). о Надо заметить, что при проведении политики, на- ^ правленной на формирование многофункциональных ^ приграничных сельских районов, устойчивое развитие ш местных сообществ обеспечивается посредством со- ¡Е здания благоприятных условий для жизнедеятель- ^ ности населения за счет изготовления доброкачес- ™ твенных продуктов в достаточном объеме, создания ^ комфортных жилищных условий, соответствующих о санитарным стандартам (образование, здравоохра- ^Е нение, культура), сферы услуг, формирования эко- и о агротуризма, курортной медицины, соблюдения чис- Е? тоты окружающей среды и сохранении природной ^ специфики региона.

Существуют, по крайней мере, две причины, оп- □= ределяющие актуальность разработки и реализации стратегии формирования многофункциональных приграничных сельских районов. Первая связана с проблемами безработицы. Концепция многофункционального развития может стать одной из главных составляющих методологии противодействия этому негативному процессу путем создания новых рабочих мест, особенно в сфере обслуживания и на предприятиях агробизнеса.

Вторая причина обусловлена сравнительно низким уровнем доходов населения, занятого непосредственно в сельском хозяйстве, и существовании значительного диспаритета цен на сельхозпродукцию по отношению к результатам производства в других отраслях экономики. Отсюда на предприятиях агробизнеса, на которых налажен единый процесс производства сельскохозяйственного сырья, его переработки и реализации готовой продукции, складывается принципиально иная ситуация. Следовательно, сельское поселение и отдельное хозяйство способны стать многофункциональными единицами.

Очевидно, что при такой форме организации производства находящиеся в сельской местности субъекты хозяйствования утрачивают прежний, типично крестьянский, облик производителей сельскохозяйственного сырья, превращаясь в агропромышленно-торговые экономические субъекты с развитыми кооперационными связями и требующими для удовлетворения своих производственных потребностей создания в центрах сельских районов развитой производственной и рыночной инфраструктуры. Рассматриваемый процесс имеет исторически долгосрочный характер. Однако, учитывая общую кризисную ситуацию в сельских районах (низкий уровень занятости, недостаток капитала, трудности с обновлением действующего машинного парка), он постепенно ускоряется.

Экономическое, социальное и культурное развитие на определенной территории требует наличия ряда факторов, способствующих преодолению барьеров, затрудняющих и тормозящих прогресс. Если предположить, что сельскими районами считается вся территория страны, кроме занимаемой городами, то в Польше к таковым следует отнести 93,4% территории (определение сельского района — «страна за городом»).

Однако доля населения, занятого исключительно в сельском хозяйстве, относительно невелика.

Данные проведенной в 1996 г. переписи свидетель-и ствуют о том, что среди работников, имевших в этот £ период в собственности больше 1 га земли, только ° около 11% получали все свои доходы за счет ин-^ дивидуальных крестьянских хозяйств; смешанные ^ источники с преобладанием сельскохозяйственного х дохода имелись у 30%; у остальных основная часть

0 доходов была связана с деятельностью в других ^ отраслях экономики [4]. На протяжении нескольких х десятилетий в ЕС, а в последние годы и в Польше, ш сокращается количество чисто крестьянских хозяйств ш и наблюдается тенденция, когда все большая часть ^ населения, проживающего в сельской местности, ^ занимается поиском работы в отраслях, не связанных со с производством и переработкой сельхозпродукции. £ По последним оценкам, в сельской местности про-^ живает около 43-47% общего количества зарегист-

1 рированных в Польше безработных.

о Объективные данные свидетельствуют о том, что ^ доходы сельского населения Польши значительно < ниже, чем доходы горожан, и дифференциация до-о ходов по оси «город — село» продолжает возрас-£ тать. Так, валовые доходы в пересчете на одного х занятого в сельском хозяйстве составляют менее 25% от уровня доходов наемных работников в других отраслях экономики. Это свидетельствует о высокой дифференциации населения страны по уровню благосостояния, что создает предпосылки для серьезных общественно-социальных конфликтов. Для сельского населения характерен и более низкий уровень потребления по сравнению с работниками других отраслей экономики из-за особенностей использования доходов. Если первые расходуют их на потребление и производственные цели (приобретение удобрений, средств труда), то вторые — в основном на потребление.

Неэффективно формируется и сама структура доходов сельского населения. В их объеме быстрыми темпами возрастает доля выплачиваемых пенсий и пособий по безработице. Последняя имеет продолжительный характер, в связи с чем многие из сельских жителей теряют право на пособие. Кроме того, вследствие трансформации экономики Польши было заблокировано перемещение излишков сельской рабочей силы в другие отрасли, что увеличило структурную безработицу в деревне со всеми вытекающими последствиями. Количество «лишних людей» в сельском хозяйстве составляет 1,6 млн чел., т. е. около 1/3 трудовых ресурсов. Согласно демографическому прогнозу, такая обстановка сохранится до конца нынешнего десятилетия. И только после 2010 г. давление демографического фактора начнет ослабевать [5].

Ухудшение демографической ситуации, по нашему мнению, приведет к различным негативным последствиям, а именно снизится и без того невысокая производительность труда в сельском хозяйстве, что приведет к падению конкурентоспособности предприятий и продукции отрасли на международном рынке; получат развитие процессы, условно называемые «улучшением аграрной структуры», «утечки» людей из сельского хозяйства в другие секторы экономики; возрастут расходы сельхозпредприятий, связанные со структурной безработицей, т. е. с содержанием избыточной, не занятой в производстве рабочей силы. И, наконец, по указанным причинам будут сохраняться относительно более низкие темпы роста доходов работников, занятых в сельском хозяйстве, по сравнению с другими отраслями, что отрицательно скажется на инвестиционной активности и развитии сельхозпредприятий и сектора в целом. Следует отметить и тот факт, что почти 30% населения, проживающего на

36

селе, не имеет земли, а около 50% работают в других отраслях экономики.

В настоящее время в Польше началась подготовка к разработке новой долгосрочной стратегической концепции преобразования сельских районов, в которой целесообразно было бы учесть весь комплекс названных выше проблем развития данного типа регионов. Мы предлагаем классифицировать сельские регионы по принципу их расположения (удаленности) по отношению к центрам потребления продукции сельского хозяйства, что требует дифференцированного подхода к регулированию их развития. Выделяются следующие типы сельских регионов:

• экономически интегрированные;

• среднеудаленные;

• отдаленные.

Экономически интегрированные районы — это территориальные образования, имеющие развивающуюся высокими темпами экономику, расположенные, как правило, вблизи больших городов и городских агломераций. Имеющееся в этих районах производство ориентировано на удовлетворение потребностей городов, а уровень доходов населения, в основном, выше среднего по сельскому хозяйству в целом.

Среднеудаленные районы в большей мере связаны с сельским хозяйством и характеризуются относительно развитой инфраструктурой, что облегчает доступ к городским центрам.

Отдаленные сельские районы отличаются малонаселенностью и расположены на окраинах страны, далеко от городов. К ним трудно применить единые универсальные подходы. Каждый из этих регионов требует разработки самостоятельной и максимально детализированной стратегии развития.

Необходимо, чтобы государственная региональная политика в отношении каждого из указанных типов районов предусматривала специфические, территориально дифференцированные направления, методы и инструменты стимулирования экономического роста и повышения конкурентоспособности их экономики, что содействовало бы устранению барьеров на международном и национальном уровнях, оказывающих негативное внешнее воздействие на социально-экономическое развитие этих структурных единиц. Предлагаемые меры полностью соответствуют получившей в последние десятилетия философии поддержки процессов, направленных на комплексное развитие польской деревни. При таком подходе сельские районы смогут сохранить роль функционального, с точки зрения градостроительного (физического) планирования, пространства, жизненно необходимого для проживания населения, экономической деятельности, отдыха и развлечений.

Таким образом, исходя из главных приоритетов развития польского села в целом и приграничных сельских районов в частности, необходимо осуществление комплекса радикальных преобразований, направленных на повышение конкурентоспособности сельского хозяйства, увеличение занятости, создание дополнительных рабочих мест, достижение прочного и устойчивого развития таких регионов.

Для осуществления указанных преобразований мы рекомендуем использовать такие инструменты, как стимулирование привлечения инвестиций на предприятия аграрного сектора экономики, размещенных преимущественно в сельских районах, в том числе за счет ассигнований из структурных и других фондов ЕС, предназначенных для поддержки регионального развития и сельского хозяйства.

Польше необходима реальная государственная селективная поддержка аграрных предприятий в

районах с худшими производственными условиями (предоставление налоговых льгот или налоговых каникул на определенный период; выплата государством коммерческим банкам процентов по выданным этим предприятиям кредитам, а также погашение определенного процента затрат по капитальным вложениям; предоставление беспроцентных займов; строительство дорог и др.) и разработка и реализация социальных программ развития сельских районов (улучшение жилищных условий, состояния здравоохранения, образования, подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров).

Государственная поддержка развития агропромышленного комплекса, выражающаяся в предоставлении налоговых, кредитных и инвестиционных льгот предприятиям пищевой и легкой промышленности, обеспечит не только производство, но и комплексную переработку сельскохозяйственного сырья. Она будет стимулировать развитие маркетинговых и консалтинговых служб и сетей, ориентированных на оказание помощи предприятиям агропромышленного комплекса в организации производства и продвижения их товаров и услуг на национальный и зарубежные рынки, а также реализацию принципа партнерства государственных органов управления, региональных и местных органов самоуправления, бизнеса и неправительственных организаций в регулировании социально-экономического развития сельских регионов. Таково должно быть, по нашему мнению, содержание государственной поддержки инициатив гражданского общества, направленных на возрождение села.

Главным элементом, определяющим возможности регионального развития, являются человеческие ресурсы. Качество данного вида ресурсов (знания, умения, способность к изменениям, предприимчивость, изобретательность) во все большей степени становится решающим условием максимального использования остальных экономических факторов, имеющихся в распоряжении общества. Данное обстоятельство играет ведущую роль при выборе стратегических направлений развития как городских агломераций, так и районов, однозначно относящихся к сельским.

Следует отметить, что на состояние человеческих ресурсов негативное воздействие оказывает безработица, которая вызывает снижение доходов населения, общественную апатию, сокращение потребительского спроса. Отсутствие работы отрицательно сказывается на сохранении у населения предпринимательских навыков и совершенно исключает возможность их накопления. В результате происходит сокращение налоговых поступлений в местные бюджеты и расходов на социальное развитие. В значительной степени такое состояние обусловлено объективно происходящими в экономике процессами, а именно уходом с рынка фирм, имеющих большое значение для развития региона, ужесточением государственной политики по отношению к определенным регионам, низкой степенью привлекательности территорий с точки зрения уровня развития транспортной, энергетической, социальной, экологической и других видов инфраструктуры.

Негативное влияние указанных внешних условий (или полученных в наследство от прежней экономической модели) во многом может быть нивелировано за счет множества преимущественно внутренних факторов. К ним относятся:

• формирование и приумножение человеческого капитала, в том числе за счет развития системы образования, повышения квалификации, подготовки и переподготовки кадров;

• совершенствование системы местного самоуправ- х ления, внедрение прогрессивных форм организа- ^ ции в управление муниципальной экономикой (в ^ коммунально-бытовое обслуживание, физическое с или градостроительное планирование и др.), му- 0 ниципальными финансами и, в частности, в муни- v ципальный менеджмент; m

• создание в регионе благоприятных условий для о развития предпринимательства. о Только при максимальном использовании указан- jf

ных внутренних факторов у местного населения по- ^

явятся дополнительные шансы на успех в конкурен- ш

тной борьбе с другими региональными и местными Е

сообществами за счет роста занятости, увеличения ^

доходов и повышения потребительского спроса, сти- ™

мулирующего дальнейшее расширение хозяйственной ^

ш

деятельности на данной территории. Использование 0 таких факторов требует больших затрат. Достижение ^ устойчивого экономического роста в регионе связано о с созданием благоприятных условий для привлечения и внешних инвестиций. щ

В сложившейся сегодня в Польше финансовой ° ситуации большинство регионов страны лишены =п государственной помощи или получают ее в недостаточном объеме, что вынуждает их рассчитывать преимущественно на собственные возможности. Поэтому в решении задачи обеспечения устойчивого социально-экономического развития регионов с преобладающим сельскохозяйственным производством принципиальное значение имеет совершенствование управления всеми видами находящихся в коммунальной собственности ресурсов. Ответственность за развитие воеводства, повята или гмины, в том числе за решение задач обновления польской деревни, часто требующих радикальных изменений в образе мышления и стиле работы, ложится на региональное и местное управление и самоуправление.

Во многом схожие задачи предстоит решить при реализации концепции многофункционального устойчивого развития приграничных сельских районов. Основная особенность регионов этого типа заключается в наличии (или в возможности формирования) у них широкого спектра социальных, экономических, культурных и иных связей с территориальными единицами, расположенными по другую сторону государственной границы, а также в существовании на части или на всей территории пограничного режима.

Ощутимые положительные результаты в реализации идеи многофункционального устойчивого регионального развития достигнуты в ряде ведущих государств Западной Европы, опыт которых заслуживает более детального анализа.

Литература

1. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года. Минск: ЮНИПАК, 2005.

2. Piontek F. Integracja Polski z Uni^ Europejsk^ a wdrazanie konstytucyjnej zasady zröwnowazonego rozwoju // Integracja Polski z Uni^ Europejsk^ w dziedzinie ochrony srodowiska: problemy, korzysci, zagrozenia. tödz: Wydawnictwo «Bib-lioteka», 2000. Tom II.

3. Wos A. Rolnictwo spotecznie zröwnowazone / A. Wos, S. J. Zegar. Warszawa: Wydawnictwo Instytutu Ekonomiki Rolnictwa i Gospodarki Zywnosciowej, 2002.

4. Spis Rolny z 1996 roku.

5. Wilczynski R. Odnowa wsi jako metoda wielofunkcyjnego rozwoju obszaröw wiejskich // Przedsi^biorczosc wiejska w Polsce i krajach Unii Europejskiej. Warszawa: Wydawnictwo IRWIR PAN, 2002.

37

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.