Научная статья на тему 'Механизм учета региональных социально-экономических условий в стратегических концепциях развития приграничных районов Польши'

Механизм учета региональных социально-экономических условий в стратегических концепциях развития приграничных районов Польши Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
27
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ПРИГРАНИЧНЫЕ РЕГИОНЫ / ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ЭКОНОМИКИ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ДЕПРЕССИВНЫЕ РЕГИОНЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Левчук Ежи

В статье изложены принципы и подходы к реформированию сельского хозяйства Польши и выявлены особенности формирования региональных стратегий его развития, в том числе и в приграничных районах страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Механизм учета региональных социально-экономических условий в стратегических концепциях развития приграничных районов Польши»

| сударства не столько в части финансовой поддержки, например в виде предоставления льготных кредитов, ^ сколько для обеспечения институциональных условий 1= контрактации и минимизации транзакционных потерь о (для заключения долгосрочных контрактов). х Возникающие проблемы связаны также с реали-т зацией акций компании в свободном обращении для привлечения денежных средств, необходимых для § совершенствования производства и капитализации. ш На этой фазе венчурный фонд, принявший решение ш о финансировании, создает управляющую компанию, ¡Е которая приобретает контрольный пакет акции инно-^ вационной фирмы при условии повышения дискон-5 тированной ожидаемой доходности инвестиционных ^ проектов, обеспеченной условиями долгосрочных о контрактов.

□= Проблемы капитализации и ликвидности компании § проявляются тогда, когда эффективность капитала < начинает снижаться, что и продемонстрировал теку-§ щий кризис. Очень важно на основании правильной ^ политики учета, маркетингового и стратегического х анализа провести переоценку текущей доходности, рентабельности и ликвидности с учетом конъюнктуры рынка, прогноза его сегментации и дифференциации, трендов и стабильности или нестабильности развития [6].

У России нет иного пути развития, кроме модернизации экономики, что объективно обусловливает возрастание роли науки, когда научно-образовательный и инновационный комплекс в целом становятся фундаментом успешного развития страны. Данное обстоятельство, несомненно, должно найти свое отражение в формировании государственной инновационной, кредитной, бюджетной и налоговой политики. Исходя из анализа институциональных проблем, мы приходим к выводу, что сформировать полный порт-

фель прав на применение ОИС и обеспечить их защиту на мировом рынке смогут только крупные компании, научные парки или иные территориальные локальные структуры (например, ОЭЗ).

Таким образом, для решения рассматривавшихся нами проблем необходимо создание системы научных или технологических парков, что позволит институционально обеспечить создание инновационных продуктов и развитие венчурного капитала, а также сформировать инфраструктуру инжиниринговых и информационно-консалтинговых услуг Решение задачи модернизации российской экономики требует, чтобы такого рода проекты осуществлялись не только в мегаполисах, но и во всех регионах страны, чтобы проекты имели сетевой характер. Экономическим механизмом модернизации страны, по нашему мнению, может послужить механизм локализации и концентрации бизнеса в виде сетевых технопарков.

Литература

1. Шесталова В. Общеравновесный анализ темпов роста международной общей производительности факторов // Леонтьевский сборник: жизнь, учителя, идеи. СПб.: Нестор-История, 2006.

2. Полтерович В. М. Трансплантация экономических институтов // Экономическая наука современной России. 2001. № 3.

3. Проект Закона РФ «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике в Российской Федерации» // http://novinkor.novo-sibirsk.ru/IW/legislation/ Law1-2-1.html.

4. Интеллектуальная собственность. Основные материалы: в 2 ч. Новосибирск: ВО «Наука», 1993.

5. Кругман П. Р., Обстфельд М. Международная экономика: теория и политика. СПб.: Питер, 2004.

6. Системный анализ в менеджменте / Под ред. В. Н. Попова. М.: КНОРУС, 2007.

Механизм учета региональных социально-экономических условий в стратегических концепциях развития приграничных районов Польши

Mechanism of regional social and economic conditions consideration in strategic concepts of Polish near-border regions development

УДК 332.14(438)

Ежи Левчук

адъюнкт университета в г Белостоке (Польша), кандидат экономических наук 15-062, Республика Польша, г Белосток, ул. Варшавска, д. 63

Ezhi Levchuk

15-062, Republic of Poland, Belostok, ul. Varshavska, 63

В статье изложены принципы и подходы к реформированию сельского хозяйства Польши и выявлены особенности формирования региональных стратегий его развития, в том числе и в приграничных районах страны.

The article presents principles and approaches to agriculture reformation in Poland and identifies peculiarities of its development regional strategies creation, including the near-border regions of the country.

Ключевые слова: стратегия социально-экономического развития, приграничные регионы, диверсификация

экономики, устойчивое развитие, региональная политика, депрессивные регионы

Keywords: social and economic development strategy, near-border regions, economy diversification, stable development, regional policy, depressive regions

Разработка стратегий развития приграничных районов того или иного государства и отдельных отраслей их экономики предполагает необходимость выбора наиболее эффективных способов достижения поставленных целей в условиях ограниченности ресурсов. Для подготовки и реализации такого рода документов требуются новые методические подходы. При разработке стратегий развития регионов следует учитывать не только желаемые цели, но и реальные «стартовые» условия. В этой связи рассмотрим отличительные черты приграничных районов Восточной Польши.

Эти регионы характеризуются относительно невысоким уровнем социально-экономического развития. Например, приграничные районы Подлясского и Люблинского воеводств отличаются самыми низкими в Польше показателями ВВП в расчете на одного жителя. В наибольшей степени это относится к Подляс-скому воеводству, которое традиционно принадлежит к самым отсталым регионам страны. Объем производимого здесь ВВП на душу населения не достигает 25% от среднего значения данного показателя по Европейскому Союзу (ЕС).

Рассматриваемые нами районы специализируются преимущественно на сельском хозяйстве. В них недостаточно развита промышленность, отсутствуют и крупные предприятия по добыче и переработке полезных ископаемых. Помимо сельского хозяйства, важную роль в экономике приграничных районов на востоке Польши играют оказание услуг, функционирование рыночной инфраструктуры и туризм (включая агротуризм) в местах, где для этого имеются благоприятные экологические и природные условия.

С учетом современных процессов глобализации экономики и интеграции Польши в ЕС, в традиционно сложившуюся в этих районах систему поселений и отраслевую структуру хозяйства необходимо внести ряд радикальных изменений. Так, повышение конкурентоспособности требует расширения сектора малых и средних предприятий, стимулирования роста инновационной предприимчивости, укрепления производственного потенциала фирм. В решении этой задачи особую роль призваны сыграть средние и малые городские центры (в Подлясском воеводстве — Семятыче, Гайновка, Сокулка, Сейны и Сувал-ки). В будущем они могут превратиться в своеобразные полюса регионального развития, генерирующие инновации самого широкого спектра (в организации производства, развитии туризма и т. д.).

Перспективы развития приграничных польских сельских районов во многом определяются самим местом их расположения. Обеспечение взаимовыгодного для Польши и соседних стран режима прозрачности государственных границ будет способствовать снижению влияния на эти районы негативных эффектов региональной периферийности. И наоборот, ужесточение паспортно-визового и таможенного режимов, сворачивание культурного, научного, образовательного и иных видов сотрудничества способно стать серьезным препятствием на пути устойчивого социально-экономического развития приграничных районов. В этой связи, необходимыми условиями осуществления эффективных преобразований являются улучшение инфраструктуры пограничных переходов, повышение транспортной, энергетической, инвестиционной и информационной

доступности территориально удаленных от крупных >| центров организаций, предприятий и индивидуальных ^ сельских хозяйств. Независимо от состояния макроэко- ^ номической ситуации в Польше, приграничные районы с должны принимать активное участие в глобальном о процессе структурных изменений.

Наиболее важные причины наднационального харак- ш тера, свидетельствующие об особом значении стра- □= тегии регионального развития, состоят в следующем. § Во-первых, европейская интеграция и глобализация ш мирового хозяйства приводят к повышению степени ^ открытости польского экономического пространства. ¡Е Имеющиеся ресурсы (основные фонды, полезные ^ ископаемые, население, естественная среда, куль- ™ турные ценности и др.), учитывая их существенный ^ объем, уровень развития, выгодное территориальное о расположение, во все большей степени привлекают □= интерес со стороны государств — членов ЕС и других х стран мира. Этот процесс следует рассматривать как < источник, открывающий новые возможности развития § Польши. Однако чтобы не утратить своей привлекательности, перечисленные ресурсы должны быть х конкурентоспособными на международном рынке. В то же время они призваны обеспечивать возможность формирования тех направлений развития и структуры экономики, которые, прежде всего, удовлетворяли бы потребности местного населения, а не транснациональных корпораций. Степень реализации указанных условий во многом зависит от региональных структур, которые в целом определяют перспективы экономического состояния страны [1, s. 74].

Во-вторых, важным фактором европейской интеграции является перераспределение предоставляемых государствами-донорами средств ЕС в страны с более низким уровнем экономического потенциала. В отношении менее развитых регионов данный процесс реализуется с помощью таких инструментов, как общая аграрная политика, региональная политика и структурные фонды ЕС. Возможности использования этих ресурсов возросли, а эффективность их применения во многом зависит от поглощающей способности той или иной страны и ее регионов. В условиях ограниченного объема указанных фондов (страны-доноры не склонны к их дальнейшему увеличению) больше шансов на доступ к дополнительным ресурсам имеют регионы, которые достаточно хорошо подготовятся к эффективному их использованию.

В стратегии регионального развития необходимо предусмотреть решение насущных задач в средне- и долгосрочной перспективе, определить рациональные решения как для предприятий и организаций, так и для населения, что позволит региональным властям в лице органов самоуправления принимать более эффективные управленческие решения. Реализация стратегии развития необходима и на национальном уровне. Национальная стратегия должна «задавать тон». Ее главными целями в современной Польше являются:

• устранение негативных последствий реализации экономической модели централизованно планируемой экономики и, прежде всего, улучшение качества жизни населения и состояния окружающей среды;

• создание новых рабочих мест, что стабилизирует ситуацию в обществе и обеспечит условия для устойчивого развития и более полного удовлетворения нужд жителей страны;

• достижение экономической стабильности и снижение степени воздействия внешних угроз, что станет

>| возможным, если в структуре экономики региона =г основной удельный вес будут занимать конкурен-^ тоспособные отрасли, отличающиеся высокой ди-i= намикой роста. Повышению степени устойчивости о экономики будет способствовать и развитие производственной и обслуживающей инфраструктуры; m • создание условий для переселенцев, рассматривающих данный регион в качестве возможного места § проживания и экономической деятельности. ш Для реализации стратегии требуется разработка ш комплекса оперативных программ, содержащих де-¡Е тальный перечень мероприятий с указанием объемов, ^ последовательности и этапов их выполнения, а так™ же исполнителей и источников финансирования. На ^ этой стадии формируются возможные альтернативные

0 решения. В области определения характера практи-

1 ческих действий со стороны властей региона по осу-§ ществлению поставленных задач можно использовать < элементы стратегического анализа SWOT/TOWS.

§ Политические, социальные и экономические перемены в Польше, а также интеграционные процессы в х ЕС [2, s. 7-21] требуют изменения структуры хозяйственной деятельности и территориальной организации экономического потенциала. Это связано с необходимостью внедрения модели устойчивого развития в стране в целом и во всех ее регионах, включая и сельские. Сегодня в Польше имеют место существенные различия в уровне развития воеводств, в том числе с точки зрения дифференциации показателей безработицы, общественно-экономической активности населения и условий его жизни.

В «продвинутых» регионах наблюдается более высокая, по сравнению с другими районами страны, экономическая активность, что ведет к дифференциации территориальных единиц. В этих условиях становится актуальной разработка селективной региональной политики в целях выравнивания возможностей отдельных районов с неблагоприятными условиями жизнедеятельности за счет внутренних и внешних факторов. Региональные преобразования следует подчинить долгосрочной стратегической политике страны. Требуется координация структурных преобразований в регионах и отраслях экономики, так как до сих пор некоторые ведомства ведут собственную автономную территориальную политику, что существенно снижает общую эффективность действий в масштабах страны. Многие задачи при реализации стратегии можно решать комплексно, с учетом их экономического, социального и экологического аспектов.

Такого рода политика должна определять направления преобразований и связанную с ними деятельность по материальному стимулированию, обновлению инфраструктуры, обеспечению гарантий занятости и другим направлениям, с учетом интересов потенциальных инвесторов. Применение стратегического подхода позволяет стимулировать региональное развитие, прежде всего за счет использования собственных ресурсов территориальных сообществ.

В регулировании регионального развития целесообразно повысить роль прогнозирования в форме разработки долгосрочных (на 10-15 лет) стратегических прогнозов и программ, в которых, исходя из местной специфики, должны быть поставлены задачи, направленные на оживление конъюнктуры данного района, для всех действующих на этой территории предприятий, учреждений и организаций.

Стратегия развития на региональном уровне включает в себя весь объем действий в экономической, социальной и экологической сферах, которые должны

быть увязаны между собой, не вызывать негативных последствий для социально-экономического положения как страны в целом, так и рассматриваемой административно-территориальной единицы. Основная цель региональной политики состоит в обеспечении пространственной устойчивости и предоставлении широких полномочий региональным формированиям в области рационального использования территории на основе эффективного распоряжения ресурсами, привлечения новых инвестиций и рационализации затрат. Одновременно должно стимулироваться стремление к достижению общественно значимых целей.

Таким образом, при осуществлении региональной политики следует определить средства и способы, обеспечивающие рациональное использование в территориальных единицах ресурсов производства и адаптации к ним различных видов хозяйственной деятельности, соответствие структуры экономики естественному потенциалу, защиту окружающей среды, эффективное использование земли в процессе экономической и прочих видов деятельности; предотвращение экономического «перегрева» районов [3, е. 22].

В качестве основы активной региональной политики целесообразно применение принципа интервенций на внутреннем и внешнем рынках с разработкой системы их осуществления. По мнению автора, можно выделить следующие виды интервенционизма:

• институциональный — воздействие на субъекты, работающие в масштабах страны, а также в региональной и местной среде, в сфере инфраструктуры и оказания услуг (например, в области консалтинга, профессионального обучения или просвещения);

• экономический — создание необходимых условий производства путем регулирования налогообложения, денежно-кредитной политики, таможенных платежей и др.;

• социальный — улучшение условий жизни и повышение социальной защиты населения, особенно в период структурных изменений экономики (пособия при переквалификации, по безработице и т. д.). Успех интервенций достигается при четком определении целей и средств и точном прогнозировании ожидаемого конечного результата. Огромную роль в интервенционистской политике играет институциональное воздействие через создание различных учреждений и организаций, деятельность которых направлена на удовлетворение потребностей широких слоев населения. Следует отметить, что в Польше длительное время недооценивался институциональный интервенционизм, хотя по своей сути он является подготовкой к комплексным структурным переменам и развитию предприимчивости наиболее активной части общества. Ведущая роль в процессе подготовки кадров для региональной экономики, особенно для наиболее перспективных направлений ее развития, отводится образованию (средняя школа, профессиональное обучение, переквалификация и консалтинг).

Для проведения различных видов интервенционистской политики требуется широкий арсенал средств и инструментов воздействия на экономику сельских районов, поведение населения, формирование и развитие взаимосвязей с ближним и дальним окружением. При наиболее общем подходе мы подразделяем указанные средства на пять основных групп:

• обязательные (административно-правовые), определенные в нормативных правовых актах (запреты, приказы, решения и распоряжения местных органов управления, градостроительная документация и др.);

• стимулирующие, побуждающие к осуществлению или отказу от осуществления некоторых видов хозяйственной деятельности, в число которых входят дифференцирование налоговой нагрузки, фрахтовых ставок и коммунальных платежей в зависимости от характера выполняемых работ (сельскохозяйственная и несельскохозяйственная деятельность, сфера обслуживания), а также непосредственная финансовая помощь (частичное возмещение инвестиционных расходов, облегчение условий получения кредита, снижение цен на землю и др.), классифицируемая по степени значимости для региона конкретного вида производства;

• средства формирования материальных ресурсов территории, к которым принадлежат главным образом инвестиции на развитие инфраструктуры;

• институциональные, связанные с поддержкой учреждений и организаций, от которых прямо или косвенно зависит подъем региональной экономики (например, учреждения образования, подготовки, переподготовки и повышения квалификации, консалтинговые фирмы), одновременно с оказанием помощи в повышении эффективности их деятельности;

• информационные [4].

Перечисленные выше группы средств воздействия взаимосвязаны и дополняют друг друга. Однако следует отметить, что в основу регулирования регионального развития должны быть положены такие экономические инструменты, как кредиты, субвенции, налоги и др. При этом цены, как результат взаимодействия предложения и спроса, должны информировать о возможностях производства того или иного вида продукции в определенных экономических условиях.

Необходимо, чтобы рассматриваемые в стратегиях развития модели, сценарии, прогнозы учитывали

территориальные различия, а также исторические >| особенности страны и каждого региона. Например, =т модели регионального развития в Силезии, севе- ^ ро-восточной или северо-западной частях Польши с должны быть принципиально иными. о

Приведенные в табл. 1 данные свидетельствуют х о серьезных различиях в социально-экономическом ш развитии воеводств Польши. По уровню достигнутых □= показателей все 16 воеводств страны можно разде- § лить на три группы: Западную (Поморское, Западно- ш Поморское, Любуское, Нижнесилезское), Центральную ^ (Куявско-Поморское, Лодзское, Мазовецкое, Силез- ¡Е ское, Великопольское, Опольское, Малопольское, ^ Свентокшинское) и Восточную (Варминско-Мазурское, ™ Подлясское, Люблинское, Подкарпатское). Наиболее ^ высокие результаты достигнуты в Западной Польше, о средние — в Центральной и самые низкие — в Вос- □= точной.

В настоящее время стратегической задачей Польши < в глобальном и в европейском масштабе является § адаптация к политическим и экономическим условиям, а также правовым нормам ЕС. Что должно стать х приоритетом национальной интеррегиональной политики? Какие польские предприятия приспособлены к стандартам ЕС, и в отношении каких из них допускается оказание финансовой помощи? Ответы на эти чрезвычайно важные для страны вопросы зависят от общей суммы доступных средств и характера их распределения между центральным и региональным уровнями власти.

К основным международным условиям, определяющим особенности регионального развития Польши, специалисты относят проведение системных реформ не только в стране, но и в других государствах Центральной и Восточной Европы после 1989 г., вступление страны в ЕС и, соответственно, осуществление

Таблица 1

Показатели социально-экономического развития воеводств Польши в 2005 г.

Воеводство

Количество работающих

п

о л е ч

О

о о

тЧ

а

И

е

И

а р

и °

ав ро

Объем инвестиций

е н

а р

и ^

и °

ав ро

Реализация промышленной продукции

е ы

2 I

ол н з

л ае нт

е н

а р

и °

ав ро

Построено квартир для жилья

в о л е ч

О

о о

тЧ

а н

е н

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

а р

И °

ав ро

Начислено среднемесячной зарплаты

е н

а р

и ^

и °

ав ро

ВВП

е н

а р

и °

ав ро

Польша в целом

329,6

3434

18 309

3,0

2360,62

923 248

Нижнесилезское

Куявско-Поморское

Люблинское

Любуское

Лодзское

Малопольское

Мазовецкое

Опольское

Подкарпатское

Подлясское

Поморское

Силезское

Свентокшинское

Варминско-Мазурское

Великопольское

Западнопоморское

306,9

313.3 334,7

289.2

348.6

313.1

400.7 280,9 304,6

323.4

303.3

321.2

338.4

277.8

362.9 285,6

10 8

5 13

3 9 1

15 11

6 12

7

4

16 214

3970 2622 1992 3287 3490 3082 5634 2553 2440 2720 3370 3297 2322 2735 3792 2831

2 12 16

7

4

8 1

13

14 11

5

6

15 10

3 9

19 053

15 339 8016

14 375 14 330 14 424 28 030

16 337 11 411

9774 18 855 26 876

11 977 10 879 23 413

12 567

4

7 16

9 10

8 1 6

13 15

5 2

12

14 3

11

2,4 2,2

2.4 3,3 1,8 3,3

5.5 1,1 1,9

2.6

4.5 1,8

1.6

3.1 3,5

3.2

9 11 10

4

13

5 1

16 12 8 2

14

15 7 3

6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2329 2046 2076 2232 2052 2177 3027 2126 2001 2085 2350 2433 2042 2015 2150 2141

,93 ,09 ,81 ,99 ,90 ,02 ,00 ,53 ,53 ,12 ,25 ,95 ,43 ,99 ,38 ,09

4 12 10

14 11

5 1 8

16 9 3 2 13

15

6 7

71 328 44 727 36 708 21 839 57 746 67 308 188290 21 902 35 415 21 741 51 776 127943 24 145 26 822 87 416 38 143

4 8

10

15 6

5 1

14 11

16 7 2

13 12 3 9

Источник: рассчитано автором на основе данных [5, 2005 г.].

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ ■ N 12 (50) 2009 55

>| совместных действий по адаптации, обусловленных

=т членством в этой организации; участие в деятель-

<

^ ности различных региональных организаций стран с Балтийского моря, сотрудничество Польши в рамках о «Вышеградской группы» и группы государств, при-^ соединившихся к Центральноевропейскому соглаше-т нию о свободной торговле (ЦЕССТ), формирование ° на новом уровне трансграничного сотрудничества с ° Литвой, Беларусью и Россией [6, е. 74]. ^ Процесс создания и развития в Польше рыночного ^ хозяйства ведет к серьезной структурной трансфор-х мации и обусловливает изменения в социально-эко-х номическом положении отдельных регионов. Важное т значение для территориальных образований страны 2 имеют и перемены в ее международном положении. ^ После 1989 г. в результате объединения Германии, деления Чехословакии на два государства и распада о Советского Союза геополитическое положение значительно изменилось для Польши. В настоящее время ш она имеет общую границу не с тремя, как прежде, ° а с семью самостоятельными государствами, с кото-^ рыми следует поддерживать добрососедские двух- и многосторонние отношения.

Интеграция в ЕС возлагает на польское государство обязанности по созданию новых стратегических основ, определяющих принципы международного регионального сотрудничества. Следует отметить, что в пределах ЕС большинство программ регионального сотрудничества осуществляется на уровне отдельных регионов (департаментов, графств, земель, ленов и др.). В этой связи осуществляемая в настоящее время стратегия регионального развития должна учитывать весьма высокую стоимость естественных ресурсов Польши (уникальные в масштабе Европы лесные и водные запасы), а также удобство ее географического расположения по отношению к месту нахождения государств — членов ЕС с развитой экономикой.

Важным условием для реализации имеющихся возможностей должны стать мероприятия, осуществляемые центральными и местными властями (гмин, повятов и регионов), в том числе: эффективная поддержка регионов путем проведения профессионального маркетинга, а не единичных, малозначимых попыток налаживания связей со случайными субъектами хозяйствования; избавление от отдельных антиевропейских предубеждений (евроскептицизма), мешающих мягкому эволюционному вхождению страны в новые европейские структуры и адаптации в правовом поле ЕС; достижение по целенаправленно выбранным позициям определенных культурных и иных циви-лизационных стандартов при умеренных ценах на предлагаемые услуги и их ориентация, например в сфере отдыха, на наиболее популярные в ЕС формы (рыбная ловля, охота и др.) [7, е. 139-156].

В условиях ограниченных финансовых ресурсов следует предусмотреть селективный выбор мероприятий, руководствуясь при этом критерием получения оптимальных положительных результатов на уровне региона и страны в целом. Выбор стратегии общегосударственного и регионального развития требует идентификации возникающих проблем внутреннего и внешнего характера. В связи с этим необходимо тщательное согласование государственной региональной политики и макроэкономической политики в целом.

Процесс интеграции Польши в ЕС осложняется проблемами, связанными с сельским хозяйством [8]. Включение новых членов в общую сельскохозяйственную политику означает расширение рынка ЕС на 60 млн новых потребителей (из них на долю Польши приходится 39 млн) при увеличении площади зе-

мельных угодий на 18 млн га. Данное обстоятельство рассматривается нами как экономический вызов для нынешних государств — членов ЕС и кандидатов на вступление в это сообщество.

Весьма актуальной является и проблема выбора интеграционно-трансформационной стратегии в сельском хозяйстве Польши и ее приграничных районах. Благодаря модернизации производственных процессов и распространению датской модели хозяйствования, ЕС занимает второе место в мире по производству продуктов питания. Основой превалирующей в нем модели являются относительно небольшие структуры, базирующиеся на семейной собственности, регулируемые рынком и обладающие большими возможностями адаптации к изменяющимся внешним условиям.

Польское сельское хозяйство в основном дифференцировано по оси «северо-запад — юго-восток». Самые богатые земледельческие предприятия расположены на западе и северо-западе страны. С состоянием благополучия (измеряемого, например, стоимостью основных средств) чаще всего соотносят большую площадь земледельческого хозяйства (семейного), хорошее оснащение сельскохозяйственной техникой, высокий уровень потребления электрической энергии, что свидетельствует о применении современных технологий. И наоборот, малые и мелкие хозяйства слабо оснащены современным оборудованием, расходуют значительно меньше минеральных удобрений и электроэнергии. Районами менее развитого и испытывающего инвестиционный голод сельского хозяйства страны являются центральная, юго-восточная и северо-восточная ее части.

В настоящее время в Польше формируются три типа аграрных производственных структур: капиталистические хозяйства с большой площадью сельхозугодий, основанные на наемном труде и применяющие рациональную схему производства; динамичные, крупные индивидуальные хозяйства, работающие в рыночных условиях на основе модели семейного подряда; и многочисленные мелкие структуры, выполняющие, прежде всего, социальные (самообеспечение) или психологические функции. Территориально данные виды хозяйств расположены неравномерно. Хозяйства двух первых видов распространены преимущественно на северо-западе, третья модель преобладает на юго-востоке страны.

В сельских районах Польши проживает почти 15 млн чел. [5], из которых так называемое крестьянское население, т. е. связанное с индивидуальным трудом в сельском хозяйстве, составляет 8 млн чел. (около 54% сельского населения в целом). В отрасли работает порядка 5 млн чел., из них в единоличных крестьянских хозяйствах — 4,5 млн чел. Другими видами деятельности занято около 300 тыс. чел. В связи с уменьшением количества работающих по стране в целом, процесс роста единоличных, или семейных, крестьянских хозяйств активизировался, и сейчас удельный вес занятых в них составляет около 30% от общей численности трудоспособного населения Польши. В то же время в целом по сельскому хозяйству произошло сокращение количества занятых, что связано с трансформацией государственных сельхозпредприятий, вызвавшей рост структурной безработицы.

Изменения в структуре и занятости являются ключевыми, взаимосвязанными с проблемами реформирования сельского хозяйства страны. Преобразования в аграрной экономике происходят достаточно медленно. Ежегодное сокращение числа хозяйств оценивается в 0,74% от их общего количества. Во всех регионах страны прогнозируется увеличение числа мелких (до

5 га) и крупных при уменьшении количества средних хозяйств. При этом ожидается сокращение площадей, возделываемых мелкими и средними хозяйствами, и сосредоточение земель в собственности или пользовании крупных предприятий.

Региональные стратегии развития сельского хозяйства в целом и приграничных районов в частности должны исходить из основных предпосылок общегосударственной стратегии трансформации отрасли. Принимая во внимание тот факт, что реальная интеграция Польши в ЕС — длительный процесс, мы считаем, что в ближайшей перспективе реформирование национального сельского хозяйства должно осуществляться на основе приведенных ниже методологических принципов и подходов:

• координация процесса преобразования структуры собственности и производственной структуры сельского хозяйства с процессом изменений внутрипроизводственных отношений и отношений с внешним окружением, а также с процессом внедрения новых систем управления;

• трансформация аграрной структуры, способствующая формированию, с одной стороны, преобладающей группы сильных коммерческих предприятий, способных к автономному развитию и действующих на рыночной основе, и, с другой — группы хозяйств, пользующихся менее эффективными подходами;

• развитие сельских районов на основе общегосударственной политики, т. е. с использованием элементов выравнивания существующих между регионами социально-экономических диспропорций, обеспечением многофункциональности развития деревни и углубления специализации производства;

• построение стратегии формирования сельскохозяйственной продукции на основе спроса, суть которой сводится к поддержанию динамичного равновесия между предложением и спросом, что будет оказы-

вать положительное влияние на состояние земле-

х

дельческого хозяйства и экономики в целом; и

• устойчивое развитие, в котором делается упор на со- ^ четание хозяйственных и экологических целей [9]. щ При этом особого внимания требует развитие вос- о точных приграничных районов Польши с относительно ^ низким уровнем жизни населения, которые в силу m ряда причин являются депрессивными. °

о

Литература ш

1. Gorzeiak G. Uwarunkowania rozwoju regionalnego Polski u ^ progu XXI wieku // Rozwój gospodarczy i zmiany strukturalne iz w uj^ciu regionalnym. Biatystok: Wydawnictwo Uniwersytetu m w Biatymstoku, 1997. T. I. <

2. Bocian A. F. Wptyw procesów integracyjnych na rozwój re- ^ gionalny // Rozwój regionalny a proces integracji. Biatystok: о Wydawnictwo Fundacji Promocji Rozwoju Podlasia, 2003. ^

3. Wiatrak A. P. Problemy rozwoju regionalnego w Polsce: wybra- о ne zagadnienia // Rozwój gospodarczy i

w uj^ciu regionalnym. Biatystok: Wydawnictwo Uniwersytetu ^ w Biatymstoku, 1997. T. I. о

4. Wiatrak A. P. Polityka — cele, zadania i sposoby jej realizacji // Ec Zagadnienia Doradztwa Rolniczego. 1994. № 2. x

5. Roczniki Statystyczne Gtównego Urz^du Statystycznego w Warszawie. 1990-2006.

6. Madej T. Regionalna polityka spoteczno-gospodarcza. Szczecin: Wydawnictwo Uniwersytetu Szczecinskiego, 1998.

7. Runowski H. Rozwój zrównowazony rolnictwa i gospodarstw rolniczych // Wies i rolnictwo. Perspektywy rozwoju. Warszawa: Wydawnictwo Instytutu Rozwoju Wsi i Rolnictwa Polskiej Akademii Nauk, Instytutu Ekonomiki Rolnictwa i Gospodarki Zywnosciowej, Szkoty Gtównej Gospodarstwa Wiejskiego, 2002.

8. Krzyzanowska Z. Korzysci i wyzwania polskiego sektora rol-no-zywnosciowego // Biuletyn Informacyjny Agencji Rozwoju Rolnictwa. 2000. N 3.

9. Gorzeiak G., Jatowiecki B. Strategie polskich regionów w pro-cesie integracji europejskiej // Samorzqd Terytorialny. 1999. N 1-2.

Методические аспекты комплексной оценки инновационного потенциала

Methodic aspects of innovation potential integral estmation

УДК 338.2

С. В. Федораев

доцент Санкт-Петербургской академии управления и экономики, кандидат экономических наук 190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44, лит. А

S. V. Fedorayev

190103, Saint-Petersburg, Lermontovskiy pr., 44, lit. А

В статье сформулировано определение инновационного потенциала, рассмотрена его структура, а также обоснованы методические подходы к отбору показателей, характеризующих отдельные аспекты инно-

вационного потенциала, и комплексной оценке его состояния и динамики.

The article formulates a definition of innovation potential, reviews its structure, as well as substantiates methodic approaches to measures choice, which characterize separate aspects of of innovation potential and integral estimation of its condition and dynamics.

Ключевые слова: инновационный потенциал, структура инновационного потенциала, комплексная оценка инновационного потенциала, экспертиза

Keywords: innovation potential, innovation potential structure, innovation potential complex estimation, expertise

Современный этап развития мировой экономики характеризуется непрерывно возрастающими темпами научно-технического прогресса и усилением роли

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ . N 12 (5G) 2GG9

57

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.