УДК 008:316.6+7:316.6
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ МОЛОДЕЖИ КАК ОСНОВА ЗАРОЖДЕНИЯ ДОБРОВОЛЬЧЕСТВА
© Елена Валентиновна ВЕЛИКАНОВА
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-культурной деятельности, e-mail: [email protected]
Самая активная часть молодежи - студенчество. Многофункциональное содержание духовной культуры студентов добровольческих объединений складывается в процессе приобретения культурных и образовательных профессиональных навыков через саморазвитие, участие в множественности институтов и механизмов социализации, способствующих развитию личности.
Ключевые слова: добровольческое движение; общество; духовная культура; молодежное общественное движение.
Молодежь всегда является носителем и потребителем всех современных форм культуры. Рассматривая многофункциональное содержание духовной культуры каждого человека, мы можем не сомневаться, что она различна, к тому же сами по себе эти потребности еще не определяют духовного облика молодежи и ее субкультуры. Главное -как эти потребности проявляются, и какие культурные ценности становятся приоритетными при вступлении молодых людей на профессиональный, жизненный путь.
Существует несколько подходов к изучению молодежи: демографический, статистический, социологический. При рассмотрении с позиции социологического подхода термина «молодежь» исследователи подчеркивают, что эта социальная группа отражает сложную дифференциацию социальной жизни современного общества. Различные исследования характеризуют внутреннюю структуру молодежи с разных точек зрения. Обычно в социологии делят молодежь на следующие возрастные группы: а) учащиеся неполных и полных средних школ; б) молодежь в возрасте от 16 до 19 лет; в) в возрасте от 20 до 24 лет; г) от 25 до 30 лет [1, с. 97].
Исходя из этого, можно утверждать, что в понятие «молодежь» входят следующие группы молодого населения, разделяющиеся по месту в общественном труде: производственные рабочие; лица, занимающиеся неквалифицированным и ручным трудом; техники, технический обслуживающий персонал; научная и творческая интеллигенция; учащаяся молодежь. Особую группу молодежи состав-
ляют менеджеры, риелторы, агрономы, зоотехники, а также организаторы производства и специалисты различных сфер хозяйства. Возрастные границы этой группы молодежи от 14 до 30 лет, их потребности весьма разнообразны [2, с. 135].
Получившее в последнее время распространение понятие молодежной субкультуры также сталкивает нас с общими проблемами, которые с наибольшей достоверностью отражают современность становления и развития общества. Молодежь сегодня не только реализует в своем поведении различные формы риска, но и участвует в процессе «распространения» и «потребления» рисковых последствий, возникающих в результате деятельности как самой молодежи, так и других социальных групп [3, с. 105].
Следует отметить, что существует и своеобразная классификация современных общественных молодежных объединений: клубно-досуговые структуры, неформальные, политические, религиозные объединения (секты) и др.; по направлению интересов: правозащитные, культурно-спортивные, экстремистские и др.; по доминирующим ценностям: романтико-эскапистские, идеалист-ско-развлекательные, радикально-деструктивные и др.; по целевой группе: студенческие, школьные и др. [4, с. 136]. Отмечается, что самой активной частью молодежи является студенчество. Среди современных социальных проблем молодежи намечается ряд приоритетных направлений, исследование которых позволяет говорить о новых тенденциях развития молодежных общественных
объединений. При этом важно подчеркнуть, что главенствующую роль в развитии молодежных общественных объединений играет система ценностных ориентаций [5]. Эта система разделяется на три большие группы: 1) «материнские» как материально-экономические; 2) «отцовские» как духовно-гуманитарные; 3) символически-интерсубъективные как рациональные.
1. Материально-экономические ценностные ориентации студенческой молодежи имеют двойственный характер. Они располагаются по двум осям - «приватность - социальность» и «материализм - постматериализм».
2. Общественно-политические ориентации студенчества, с одной стороны, формируются по широте всего политического спектра. В студенчестве как в проекции представлены все цвета и оттенки этого спектра от крайне правого до крайне левого. Они распределяются по вертикальной оси «левый либерализм - правый консерватизм» и горизонтальной оси «интернационализм - национализм».
3. Духовно-гуманитарные ценностные ориентации традиционно делятся на индивидуально направленные, или этические, и коллективно направленные, или политические ценностные ориентации. Этические ценностные ориентации в контексте студенческой транзитивности распределяются по вертикальной оси «утилитаризм - духовность» и горизонтальной оси «коллективизм - индивидуализм» [5, с. 115].
Студенчество является экономически зависимой частью общества, оно напрямую зависимо от государства. Эту позицию поддерживают исследователи, отмечая, что студенчество заинтересовано в государственном управлении экономикой и в развитии государственного сектора экономики, а именно в области социально ориентированной экономики. В то же время подчеркивают, что «на смену патерналистским и в какой-то степени инфантилистским настроениям приходит осознание необходимости, прежде всего, личностных усилий» [5].
Современное образование подтверждает тот факт, что студенческие предпочтения формируются в направлении правой, консервативной идеологии правящих классов, сильного государства, построенного на
принципах государственности и патриотизма. С другой стороны, традиционной демократизм студенческого сообщества обусловливает либеральные устремления, в которых, по данным многих социологических исследований, усматривается «очевидная демократическая направленность». Оппозиция национализма и интернационализма наиболее проблематична в полиэтнических обществах, и ее значение особенно возрастает в годы реформ, когда начинается борьба за «место под солнцем». Студенчество в этом смысле характеризуют самые крайние позиции по оси «интернационализм - национализм», привлекая как в ряды ярых шовинистов, фашистов, так и в ряды борцов с фашизмом. Автор отмечает, что утилитаризм этических ориентаций студенчества связан со многими факторами как негативного, так и позитивного характера, определяющими тенденции развития современного студенчества. Это, с одной стороны, и «падение нравов», утрата духовных идеалов, засилье бездуховных поделок массового искусства, «которая стала ведущим началом в формировании мировоззренческих установок и определяющим образом влияет на самоидентификацию молодежи». С другой стороны, универсальность получаемого образования, возрастание приоритета науки и образования, рост научного знания, вследствие чего на задний план отходят нерациональные источники гуманизма [3, с. 115].
Проанализировав множество литературных источников, мы присоединяемся к размышлению многих авторов о факторах, актуализирующих общественные объединения современной молодежи. Отсюда и единогласное формулирование неотрегулирован-ности социализационных функций формальных социальных институтов; отсутствие условий в социуме для полноценного участия молодежи в общественной жизни; снижение социальных гарантий на получение образования, профессии; падение уровня жизни и т. д.
Типология мотивов участия и неучастия молодежи в деятельности общественных объединений, включающая три основные группы, следующая: 1) лидерская (мотив самореализации); 2) рекреационно-коммуникативная (досуговая мотивация); 3) прагматическая (материальная заинтересованность
и потребительский мотив). Природа молодежных общественных объединений заключается в реализации ценностных установок, самовыражении. Таким образом, традиционная духовность студенчества - фундаментальное качество, высокий культурный статус, накладывающий неизгладимую печать образованности и интеллигентности, коммуникабельности, а их индивидуализация обусловливается элитарностью высшего образования и его специальностью, особенностью и уникальностью [6, с. 32].
Таким образом, мы согласны с авторами, что не существует жесткой иерархической системы механизмов социализации. Следовательно, каждый выполняет свои функции в соотношении различных условий или факторов. Так, В.И. Вернигоров определяет, что молодежное сознание определяется рядом объективных обстоятельств. Во-первых, в современных условиях усложнился и удлинился сам процесс социализации, и соответственно, другими стали критерии социальной зрелости личности. Во-вторых, становление социальной зрелости молодежи происходит под влиянием многих относительно самостоятельных факторов: семьи, школы, трудового коллектива, средств массовой информации, молодежных организаций и стихийных групп. Эта множественность институтов и механизмов социализации не представляет собой жесткой иерархической системы, каждый из них выполняет свои специфические функции в развитии личности [7, с. 171].
Молодежные движения относятся к общим (традиционным) общественным движениям. Основное содержание деятельности в таких движениях составляют попытки добиться всеобъемлющих изменений человеческих ценностей. Характерные особенности следующие. Они проявляются в стремлении молодежи развить какую-то новую точку зрения на свое положение в обществе и на свои права, точку зрения, основанную на желаниях и надеждах. Становление общих социальных движений возникает как процесс нащупывания каких-то новых ценностей и направлений деятельности в форме нескоор-динированных или слабо координированных попыток. Такие движения направляют свою деятельность на самые различные сферы общественной жизни. Общие социальные дви-
жения развиваются преимущественно неформально и зачастую неофициально [8, с. 436].
При рассмотрении данного процесса отмечается, что в развитии молодежного движения отчетливо выделяются два этапа. Лидеры молодежного движения, в основном студенты, 1960-х гг. выдвигали грандиозные крупномасштабные планы коренного изменения общества посредством ниспровержения его устоев и структур. Так, массовые выступления весной 1968 г. во Франции проходили под лозунгом «трех М» (идеи Маркса, Мао Цзэдуна и Маркузе - лидера леворадикальных тенденций в социологии и политике) и реализовывались преимущественно в формах политического протеста против существующего строя. Лейтмотивом этих массовых молодежных выступлений были революционные идеи, оптимизм и надежда на лучшее будущее.
Совершенно иную политическую окраску приобретает большинство молодежных движений 1980-1990-х гг. О каком-либо фундаментальном изменении общественного строя речь уже не идет, ныне главная цель молодежных инициатив - лозунг «Оставьте нас в покое!». Все чаще возникают требования о создании специальных молодежных центров, где бы молодые люди могли жить своей собственной жизнью, тусоваться, дискутировать, рисовать, прослушивать музыкальные записи и т. п. Решающее ключевое слово в требованиях сторонников этих движений - автономия, а в многочисленных надписях в публичных местах почти по всей Европе довольно часто встречается буква «А», которая и означает автономию. Буква «А» означает также итальянское ашоге (любовь) и выражает потребность молодых людей жить в своих общинах, которые им представляются более гуманными, чем холодный, жесткий, порой жестокий социальный мир. Состав современных молодежных движений крайне разнороден [8, с. 444-445].
Отметим, что на современном этапе возрастает роль добровольческих / волонтерских организаций. Понятие «волонтер» сильно изменилось за последние 20 лет. В 1980-е гг. волонтеры ехали на целину или БАМ в основном в составе студенческих отрядов: они получали за свою работу зарплату, которой государство компенсировало тяжелые усло-
вия жизни. Добровольность работы на субботниках, уборках урожая или шефской работы была зачастую тесно связана с обязательностью и общественным принуждением. Никакого закона о добровольческом труде в советской России не было [9, с. 23].
К сожалению, российские добровольцы, в отличие от добровольцев других стран, работают только в некоммерческих организациях - благотворительных, экологических, правозащитных и др. Они помогают организациям решать вопросы обеспечения их деятельности (привлечение финансовых ресурсов, пропаганда ее деятельности в СМИ, организация мероприятий и т. д.) и выполнять их программы (оказание социальной и другой помощи населению, охрана природы, защита прав инвалидов, беженцев и т. д.). Некоторые характеристики российского добровольческого движения позволило получить исследование, проведенное Институтом проблем гражданского общества в 2002 г. Всего было обследовано 1500 общественных организаций из 52 российских регионов. Направления их деятельности охватывают практически все основные области жизнедеятельности (социальная сфера, образование, культура, экология, безопасность, здравоохранение и др.). Более половины (52 %) организаций не имеют оплачиваемых сотрудников, полностью строя свою деятельность на добровольцах. При этом из организаций, работающих в области социальной защиты, не имеют штатных специалистов 64 %. В организациях, действующих в других областях (правовой, просветительско-образовательной и др.) доля функционирующих исключительно за счет труда добровольцев составляет от 10 до 25 % [10, с. 67].
Данная позиция существует и по настоящее время, однако десятилетний опыт развития добровольчества от поиска путей до основ формирования и развития говорит о новой волне подъема в данной области. Большую роль в этом сыграло взаимодействие трех секторов: бизнес - государство -общественность. Безусловно, имеется несколько причин возникновения активности этого блока. Так, отсутствие единой концепции воспитания молодежи - актуальность сегодняшнего дня. Перечислим наиболее значимые: снижение ценности института семьи и брака, низкая степень готовности под-
ростков к взрослой жизни, рост вредных привычек среди молодежи и увеличение числа больных детей, недостаточная популяризация здорового образа жизни.
Следовательно, привлечение широкой общественности, представителей власти и бизнеса к решению проблемы развития молодежи в селах и городах - важная миссия, обогащающая многофункциональную культуру каждого человека, но имеющая множество препятствий как экономического, так и социально-культурного уровня. Поэтому считаем важным решить следующие задачи:
- популяризация идеи социальной ответственности и гражданского участия среди молодежи, воспитание патриотизма;
- активизация творческого потенциала в период свободного времяпрепровождения молодежи;
- приобретение молодыми людьми навыков профессиональной, трудовой и управленческой деятельности.
1. О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Республике Беларусь: закон РБ от 09.11.1999 г. № 305-3 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 1999. № 89.
2. Данилова С.К. Современные тенденции развития поведенческой культуры в молодежной среде // Научные труды Академии управления при Президенте Республики Беларусь. Мн., 2001. Вып. 1.
3. Бецяеу В. Ф. Грамадскя аб ’яднанш беларусау: станауленне 1 развщце // Весщ НАН Беларуси Серыя гуманитарных навук. 1999. № 4.
4. Гельман В.Я. Политические партии в России: от конкуренции - к иерархии // Полис. 2008. № 5.
5. Бондарь П.И., Бондарь Ю.П. Политология. Мн., 2003.
6. О внесении изменений и дополнений в закон РБ «Об общественных объединениях»: закон РБ от 19.08.2005 г. № 36-3 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2005. № 120.
7. Вернигоров В.И. Политические партии и общественные движения в России и Беларуси: вторая половина XIX - первая треть XX в. Мн., 2003.
8. Бабосов Е.М. Общая социология. Мн., 2002.
9. Алексеева О. П. Кто помогает детям? О работе благотворительных организаций. М., 1994.
10. Алексеева О., Алексеева Е., Бодунген А. [и др.].
Слагаемые успеха некоммерческих организа- Поступила в редакцию 30.10.2012 г.
ций. М., 1997.
UDC 008:316.6+7:316.6
MULTIFUNCTIONAL CONTENT OF SPIRITUAL CULTURE OF YOUTH AS VOLUNTARY BASIS Elena Valentinovna VELIKANOVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Education, Associate Professor of Socio-cultural Activity Department, e-mail: [email protected]
The most active part of the youth is students. Multifunction content of spiritual culture of the students of volunteer associations is formed in the process of the acquisition of cultural and educational skills through self-development, participation in the multiplicity of institutions and mechanisms of socialization contributing to the development of personality.
Key words: volunteer movement; community; spiritual culture; youth public movement.