Научная статья на тему 'МНЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ О ПЛАВАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ РОССИИ И БЛИЖНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ'

МНЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ О ПЛАВАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ РОССИИ И БЛИЖНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
90
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛАВАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / КОМПЛЕКС ГТО / СТУДЕНТЫ / КУРСАНТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Александров А.Ю., Грошев А.М.

В школьных программах последних 10-12 лет уроки по плаванию не являются обязательными и могут проводиться там, где есть соответствующие условия. Современный ВФСК ГТО для 2-ой и 3-ей степеней 6-ой ступени не имеет временного ограничения, а вузы физической культуры уже более 15 лет не проводят вступительных испытаний по плаванию. В связи с этим молодежь 17-18 лет имеет кардинально разный уровень плавательного навыка. Исследование выполнено с целью определения уровня плавательной подготовленности студентов на основании экспериментальных данных специалистов, работающих в образовательных организациях высшего образования спортивного, военного и общегуманитарного профилей. В работе использовались методы анализа специальной литературы и синтеза для формулировки выводов. По результатам исследования было установлено, что от 15 до 39% студентов не обладают необходимым плавательным навыком, большинство из которых - девушки. Формирование умения плавать целесообразно дифференцировать с учетом уровня плавательной подготовленности и пола. Обучение плаванию юношей предпочтительней проводить в положении на груди, девушек - на спине.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Александров А.Ю., Грошев А.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPINIONS OF SPECIALISTS UPON THE SWIMMING READINESS OF STUDENTS OF UNIVERSITIES OF RUSSIA AND NEIGHBORING COUNTRIES

The study was carried out in order to determine the level of swimming readiness of students for the collection and analysis of experimental data of specialists involved in a research organization of a higher professional, military and general humanitarian profile. The methods of analysis of special literature and synthesis were used in the work to formulate conclusions. As a result, it was found that from 15 to 39% of students do not have the necessary swimming skills. Most of which are girls. It is advisable to differentiate the formation of the ability to swim, taking into account the level of swimming readiness and gender. It is preferable to teach swimming to young students in the chest position, and to female students - on the back.

Текст научной работы на тему «МНЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ О ПЛАВАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ РОССИИ И БЛИЖНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ»

Педагогические науки

УДК 797.21

МНЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ О ПЛАВАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ РОССИИ И БЛИЖНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ

Алексей Юрьевич Александров, кандидат педагогических наук, доцент, Московский государственный юридический университет им. О.Е. Кутафина, Москва; Андрей Михайлович Грошев, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой, Филиал "Стрела" Московского авиационного института (национального исследовательского университета), Жуковский, Московская область

Аннотация

В школьных программах последних 10-12 лет уроки по плаванию не являются обязательными и могут проводиться там, где есть соответствующие условия. Современный ВФСК ГТО для 2-ой и 3-ей степеней 6-ой ступени не имеет временного ограничения, а вузы физической культуры уже более 15 лет не проводят вступительных испытаний по плаванию. В связи с этим молодежь 17-18 лет имеет кардинально разный уровень плавательного навыка. Исследование выполнено с целью определения уровня плавательной подготовленности студентов на основании экспериментальных данных специалистов, работающих в образовательных организациях высшего образования спортивного, военного и общегуманитарного профилей. В работе использовались методы анализа специальной литературы и синтеза для формулировки выводов. По результатам исследования было установлено, что от 15 до 39% студентов не обладают необходимым плавательным навыком, большинство из которых - девушки. Формирование умения плавать целесообразно дифференцировать с учетом уровня плавательной подготовленности и пола. Обучение плаванию юношей предпочтительней проводить в положении на груди, девушек - на спине.

Ключевые слова: плавательная подготовленность, комплекс ГТО, студенты, курсанты.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.8.p3-7

OPINIONS OF SPECIALISTS UPON THE SWIMMING READINESS OF STUDENTS OF UNIVERSITIES OF RUSSIA AND NEIGHBORING COUNTRIES

Aleksey Yurievich Alexandrov, the candidate of pedagogical sciences, docent, Kutafin Moscow State Law University, Moscow; Andrey Mikhailovich Groshev, the candidate of pedagogical sciences, docent, department chair, Brach "Strela" of Moscow Aviation Institute (NationalRe-

search University), Moscow

Abstract.

The study was carried out in order to determine the level of swimming readiness of students for the collection and analysis of experimental data of specialists involved in a research organization of a higher professional, military and general humanitarian profile. The methods of analysis of special literature and synthesis were used in the work to formulate conclusions. As a result, it was found that from 15 to 39% of students do not have the necessary swimming skills. Most of which are girls. It is advisable to differentiate the formation of the ability to swim, taking into account the level of swimming readiness and gender. It is preferable to teach swimming to young students in the chest position, and to female students - on the back. Keywords: swimming preparedness, GTO complex, students, cadets.

ВВЕДЕНИЕ

Уже далеко не первый год разработчики школьных программ самостоятельно могут определять содержание и объем учебного материала. В качестве основы часто предлагаются разработки В. И. Ляха и А.А. Зданевича [6]. В такой примерной программе для школьников 10-11 классов плавание входит в базовую часть программы. Время на прохождение

этого материала (10-12 ч при двухразовых, 16-18 ч при трехразовых занятиях в неделю) в равных пропорциях выделяется из других разделов, в том числе из вариативной части.

Стоит заострить внимание, что данный раздел программы реализуется там, где есть соответствующие возможности. Не секрет, что уровень плавательной подготовленности выпускников школ и будущих студентов первого курса будет колебаться от прочного плавательного навыка, характерного для спортсмена-разрядника, до полного неумения держаться на поверхности воды.

Повысить стремление к улучшению плавательной подготовленности молодого поколения и подготовке его к труду и обороне призван Всероссийский комплекс ГТО. Так, с 1931 года плавание включено в раздел комплекса ГТО и БГТО [2]. В современном же комплексе ему отведено 2 дисциплины: 25 м (1,10,11 ступени) и 50 м вольным стилем (2-9 ступени).

Выпускники школ, как правило, относятся к 6-й ступени комплекса ГТО. А для преимущества в дополнительные 2 балла при поступлении в вузы абитуриенты борются за получение золотого значка, ориентируясь на нормативы комплекса (таблица).

Таблица - Нормативы ВФСК ГТО 6 ступени (плавание)

Пол Юноши/ мужчины Девушки/женщины

ступень (возраст) /значок Брон. Серебр. Зол. Брон. Серебр. Зол.

6(18-24) БЕЗ УЧЕТА ВРЕМЕНИ 42 с. БЕЗ УЧЕТА ВРЕМЕНИ 1 мин. 10 с.

6(25-29) БЕЗ УЧЕТА ВРЕМЕНИ 43 с. БЕЗ УЧЕТА ВРЕМЕНИ 1 мин. 14 с.

Необычным представляются нормативы на спринтерской дистанции 50 метров 2-ой и 3-ей степенней без временного ограничения. Для их получения необходимо овладеть минимальным уровнем плавательного навыка: нужно только проплыть дистанцию в 50 метров.

Но для обладания золотым значком юношам надо проплыть 50 метров быстрее 42 секунд, а девушкам быстрее 1 минуты 10 секунд. Видно, что разница в 18 секунд на 50 метрах - это достаточно много и это уже указывает на более слабую подготовленность девушек. Следует заметить, что 2 балла при поступлении в вузы не оказывают существенной прибавки к общей сумме баллов, да и плавательный норматив можно заменить другим. Таким образом, молодые люди и девушки, поступающие в вуз, могут иметь кардинально разную плавательную подготовленность.

В связи с вышеизложенным целью работы стало определение уровня плавательной подготовленности студентов на основании экспериментальных данных специалистов, работающих в образовательных организациях высшего образования спортивного, военного и общегуманитарного профилей.

В работе использовались методы анализа специальной литературы и синтеза для формулировки выводов.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ.

Неоднородная плавательная подготовленность студентов существенно повышает требования к уровню знаний и навыков специалистов в области физической культуры и спорта, проводящих занятия по плаванию в вузах.

Для учета такого рода особенностей авторы Стрельченко В.Ф., Крахмалев Д.П., Ярошенко Е.В. [9] рекомендуют проводить раздел плавание, деля студентов на 3 группы по уровню плавательной подготовленности: подготовительная, специальная и спортивного совершенствования. А обучение плаванию в подготовительном отделении для юношей сосредоточить на способе кроль на груди, для девушек - кроль на спине.

В 2019 году в процессе прохождения дисциплины Плавание в ГЦОЛИФКе студенты-спортсмены показали следующие результаты: 40% обучающихся владеют техникой спортивных способов плавания, 46% - умеют плавать «по-своему», а 14% студентов не смогли

преодолеть соревновательную дистанцию в 100 метров. Для обучающихся плавать «по-своему» авторы: Табакова Е.А., Исаева Л.Н. и Кудрявцева Т.А. [10] предложили воспользоваться прикладными способами плавания, что выразилось в приросте показанных результатов по окончании курса.

На основании самооценок студенток Харьковской государственной академии физической культуры, по данным Баламутовой Н.М., Кожух Н.Ф., Шейко Л.В., Олейникова И.П.[4], оказалось, что 39% обучающихся не умеют плавать, либо проплывают не более 15 метров, 28% студенток полагают, что смогут проплыть чуть большее расстояние - до 25 метров самобытным способом. Почти четверть студенток (24%) уверенно преодолевали дистанцию до 50 метров, а 9% девушек не испытывали затруднений и на дистанциях более 50 метров.

В Белорусском государственном университете физической культуры при обучении плаванию Г. И. Большакова, С.А. Гайдук и Ю.А. Апоник [1] определили, что тяжелоатлеты, борцы и гимнасты быстрее и успешнее осваивают брасс, футболисты и волейболисты -кроль на спине, а легкоатлеты (спринтеры) и лыжники - кроль на груди.

В исследованиях 2011 года курсантов-юношей военного училища И.Л. Ганчар [3] указывает на 55% среднюю плавательную подготовленность. Около 30% курсантов плавают слабо, а 15% плавать практически не умеют. Юноши указали, что 42% из них обучились плавать самостоятельно, 33% помогли родители и близкие, и только 25% обучились плаванию на уроке физической культуры в школе.

Девушки военного училища имеют несколько другую плавательную подготовленность: 40% умеют плавать, 35% плавают слабо и 25% плавать не умеют. Видно, что их плавательная подготовленность хуже, чем у юношей.

Для женского контингента роль самостоятельного обучения плаванию несколько ниже (по сравнению с юношами). Только 27% обучились плавать самостоятельно, 38% овладели навыком плавания с помощью родителей и близких, а большинство из них (45%) предпочитают плавать на спине.

Исследования И.Л. Ганчара относительно уровня плавательной подготовленности курсантов и предпочтения выбора способа плавания подтверждаются данными Стрельчен-ко В. Ф., Крахмалева Д.П., Ярошенко Е.В.

Проводя исследования по уровню плавательной подготовленности студентов 17-18 лет юридического вуза А.Ю. Александров, сравнивая позиции преподавателей и студентов, выявил наиболее низкий уровень освоения плавания у девушек (в 100% по мнению студентов и в 85% - преподавателей) и завышенную самооценку уровня плавательных способностей у юношей.

Данный факт подтверждается данными М. А. Мягкова[8], проводившего исследования на 134 студентов 1-го курса Всероссийской академии внешней торговли. В результате сравнения данных с практическими наблюдениями было замечено существенное расхождение в оценках группы юношей. Причину этому автор видит в невозможности дать объективную оценку своим возможностям в 17-18 летнем возрасте. Непосредственно на ванне бассейна результаты показали, что 13% юношей и 19% девушек не обладали плавательным навыком, 15% молодых людей и около 30% девушек имели существенные проблемы с передвижением в воде. Владеют одним спортивным способом плавания 27% юношей и 11% девушек, а двумя - 17 и 8% юношей и девушек соответственно.

Не обнадеживают и результаты тестирования плавательной и технической подготовленности студентов педагогического вуза «СКГУ им. М. Козыбаева». По данным С. В. Колмакова, Линник М.А., Шитова А.А.[5], они находятся на среднем и низком уровне: 26% оценены на 2 балла, а 40% на 3 (по 5-ти бальной шкале оценивания).

До середины 2000 годов в спортивных вузах в качестве одного из вступительных испытаний для всех направлений подготовки применялся норматив по плаванию (дистанция 50 метров), но уже в конце первого десятилетия он был упразднен.

В настоящее время только в программах отдельных специализаций университетов и институтов физической культуры контрольные нормативы по плаванию присутствуют в программах вступительных испытаний.

При поступлении в большинстве неспортивных вузов России плавание, как отдельный норматив, не применяется, за исключением Московского педагогического государственного университета (Института физической культуры, спорта и здоровья) [7].

ВЫВОДЫ

1. По данным различных литературных источников от 15% до 39% студенческого контингента не обладают необходимым плавательным навыком. Большинство из них - девушки.

2. Формирование плавательного умения целесообразно проводить с учетом уровня плавательной подготовленности и пола. Обучение юношей предпочтительней проводить в положении на груди, девушек - на спине.

3. Система обучения плавания в системе образования оставляет желать лучшего из-

за:

- допустимой замены раздела плавание на другой раздел школьной программы;

- отсутствия временного норматива по плаванию 2-ой и 3-ей степеней ВСФК ГТО 6-ой ступени;

- отсутствия обязательных требований к умению плавать при поступлении в вузы, где готовят кадры в сфере физической культуры и спорта, что способствует обесцениванию плавания в физкультурно-спортивной среде.

ЛИТЕРАТУРА

1. Большакова Г.И. Особенности образовательного процесса по учебной дисциплине «Плавание. Методика преподавания»/ Г.И., Большакова, С.А. Гайдук, Ю.А. Апоник // Научно-методическое обеспечение физического воспитания и спортивной подготовки студентов : материалы международной научно-практической онлайн-конференции. - Минск : Белорусский государственный университет, 2021. - С. 250-253.

2. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» // Нормативы : [сайт]. - 2022. - URL: https://www.gto.ru (дата обращения: 02.07.2022).

3. Ганчар А.И. Возможности формирования навыков плавания в процессе физического воспитания и спорта у курсантов вуза с учетом гендерных отличий / А.И. Ганчар // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. - 2011. - № 4. - C. 46-50.

4. Исследование связи показателей физического развития и физической подготовленности студенток с исходным уровнем умения плавать / Н.М. Баламутова, Н.Ф. Кожух, Л.В. Шейко, И.П. Олейников // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. - 2008. - № 3. - С. 12-15.

5. Колмаков С.В. Плавательная подготовленность студентов педагогического факультета СКГУ им. М. Козыбаева / С.В. Колмаков, М.А. Линник, А.А. Шитов // Вестник Северо-Кавказского Университета им. М. Козыбаева. - 2019. - № 2 (43). - С.203-208.

6. Лях В.И. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов / В.И. Лях, А. А. Зданевич. - 7-е изд. - Москва : Просвещение, 2008. - 237.

7. Вступительные испытания // МПГУ : [официальный сайт]. - URL http://mpgu.su/ob-mpgu/struktura/faculties/institut-fizkultury/abiturientam/vstupitelnye-ispytanija/ (дата обращения: 26.06.2022).

8. Мягков, М.А. Оценка исходного уровня плавательной подготовленности студентов-первокурсников / М.А. Мягков // Academy. - 2016. - № 9 (12). - С. 24-25.

9. Стрельченко В.Ф. Плавание: учебно-методическое пособие по дисциплине «Физическая культура (элективный курс)» для студентов очной и заочной форм обучения всех направлений подготовки бакалавров/В.Ф. Стрельченко, Д.П. Крахмалев, Е.В. Ярошенко. - Пятигорск : СКФУ, 2015. -140 с.

10. Табакова Е.А. Динамика показателей технической и плавательной подготовленности студентов / Е.А. Табакова, Л. Н. Исаева, Т. А. Кудрявцева // Молодой ученый. - 2019. - № 15 (253), - С.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.