Научная статья на тему 'Возможности формирования навыков плавания в процессе физического воспитания и спорта у курсантов вуза с учетом гендерных отличий'

Возможности формирования навыков плавания в процессе физического воспитания и спорта у курсантов вуза с учетом гендерных отличий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
757
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАВЫКИ ПЛАВАНИЯ / ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ / РЕЗУЛЬТАТ ОБУЧЕНИЯ / ЮНОШИ / ДЕВУШКИ / ПАРАМЕТРЫ ПЛАВАНИЯ / НАВИЧКИ ПЛАВАННЯ / ЕТАПИ ФОРМУВАННЯ / РЕЗУЛЬТАТ НАВЧАННЯ / ЮНАКИ / ДіВЧАТА / ПАРАМЕТРИ ПЛАВАННЯ / SWIMMING SKILLS / STAGES OF FORMATION / EDUCATION RESULT / YOUTH / GIRL / SWIMMING PARAMETERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ганчар Алексей Иванович

Цель исследования: выявить уровень и степень формирования навыков плавания у курсантов-юношей и курсантов-девушек по результатам достижения ими разной плавательной подготовленности в процессе физического воспитания и спорта. Выявлены различные возможности формирования навыков плавания вольным стилем у представителей курсантской молодёжи разного пола в зависимости от их исходного уровня и степени плавательной подготовленности на основе разного количества посещаемых обязательных и факультативных занятий на 1-2 годах профессионального обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ганчар Алексей Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Possibilities of swimming skills developing in the process of physical education and sports at high school students taking into account gender differences

The aim of an article: to reveal level and degree of swimming skills development at male and female cadets by the level of swimming skills they have attained in the course of physical training and sports. Article discusses divergent possibilities of freestyle swimming skills development at the representatives of different gender cadets depending on their initial level and degree of swimming readiness on the basis of different quantity of visited obligatory and facultative studies during 1st-2nd years of professional education.

Текст научной работы на тему «Возможности формирования навыков плавания в процессе физического воспитания и спорта у курсантов вуза с учетом гендерных отличий»

Возможности формирования навыков плавания в процессе физического воспитания и спорта у курсантов вуза с учетом гендерных отличий

Ганчар А.И.

Одесская национальная морская академия

Анотации:

Цель исследования: выявить уровень и степень формирования навыков плавания у курсантов-юношей и курсантов-девушек по результатам достижения ими разной плавательной подготовленности в процессе физического воспитания и спорта. Выявлены различные возможности формирования навыков плавания вольным стилем у представителей курсантской молодёжи разного пола в зависимости от их исходного уровня и степени плавательной подготовленности на основе разного количества посещаемых обязательных и факультативных занятий на 1-2 годах профессионального обучения.

Ключевые слова:

навыки плавания, этапы формирования, результат обучения, юноши, девушки, параметры плавания.

Ганчар А.І. Можливості формування навичок плавання в процесі фізичного виховання й спорту у курсантів ВНЗ з урахуванням гендерних відмінностей. Ціль дослідження: виявити рівень і ступінь формування навичок плавання в курсантів-юнаків і курсантів-дівчат за результатами досягнення ними різної плавальної підготовленості в процесі фізичного виховання й спорту. Виявлені різні можливості формування навичок плавання вільним стилем у представників курсантської молоді різної статі залежно від їхнього вихідного рівня й ступеня плавальної підготовленості на основі різної кількості відвідуваних обов'язкових і факультативних занять на 1-2 роках професійного навчання.

навички плавання, етапи формування, результат навчання, юнаки, дівчата, параметри плавання.

Ganchar A.I. Possibilities of swimming skills developing in the process of physical education and sports at high school students taking into account gender differences. The aim of an article: to reveal level and degree of swimming skills development at male and female cadets by the level of swimming skills they have attained in the course of physical training and sports. Article discusses divergent possibilities of freestyle swimming skills development at the representatives of different gender cadets depending on their initial level and degree of swimming readiness on the basis of different quantity of visited obligatory and facultative studies during 1st-2nd years of professional education.

swimming skills, stages of formation, education result, youth, girl, swimming parameters.

Введение.

Уровень и степень формирования прикладных навыков плавания среди различных слоев населения Украины на современном этапе развития системы физического воспитания характеризуется различной возможностью преемственного улучшения ими своих результатов, начиная от первоначальных этапов обучения плаванию до возможного совершенствования своих результатов при выполнении ими массовых спортивных разрядов. Исходя из объективной необходимости всяческого поощрения проведения профилактической работы в данном направлении, всё большую информативность и значимость для специалистов по физическому воспитанию и спорту приобретают реальные и достоверные сведения о существующих возможностях достижения более высоких результатов представителями различного пола, возраста и подготовленности при обучении и дальнейшем совершенствовании у них двигательных навыков плавания [1, 2, 3, 4, 5].

Поэтому интересы многих ученых и специалистов направлены на дальнейшее обоснование и разработку более эффективных технологий обучения и совершенствования навыков плавания в разных возрастных группах с учетом гендерного подхода на основе объективных критериев оценивания достижения ими определенного уровня их формирования в процессе профессионального обучения и совершенствования в различных звеньях существующей системы народного образования.

Проводя теоретический анализ и обобщение литературных источников, представляющих разработки отечественных и зарубежных авторов, касающихся вопросов развития и совершенствования навыков плавания, следует отметить, что доминирующее внимание уделяется главным образом: начальному освоению свойств водной среды, оптимальному выбору © Ганчар А.И., 2011

обучения тому или иному способу плавания, определению эффективности используемых методик начального обучения, направленного проведения этапов спортивного отбора для начальной тренировки пловцов различной квалификации в разных возрастных группах, с переходом на многолетние этапы их подготовки.

Наряду с этим, каких-либо конкретных и достоверных сведений о реальных возможностях формирования прикладных навыков плавания среди разных групп населения в существующих публикациях по теории и методике физического воспитания и спорта практически не детализируется [6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17]. Однако имеются только отдельные публикации по особенностям тренировки в женском плавании, как отечественных авторов [18, 19], так и в зарубежной печати [20, 21, 22, 23, 24, 25, 26]. Поэтому для специалистов и любителей плавания, наибольший интерес представляют особенности проявления существующих отличий в динамике формирования навыков плавания у лиц разного пола и возраста по объективным критериям достижения ими определенных уровней плавательной подготовленности, изложенных в Государственных тестах и нормативах оценки физической подготовленности населения Украины при выполнении типовой программы физического воспитания студентами вузов [27, 28, 29, 30].

Направленность данной темы исследования связана с планом НИР ОНМА и МОН Украины на 2008-2010 гг., регистрационный № 0108Ш01487.

Цель, задачи работы, материал и методы.

Изучая эту достаточно актуальную проблему, нами избран соответствующий объект исследования: состояние плавательной подготовленности курсантов разного пола и возраста на первоначальных этапах формирования навыков плавания.

Предмет исследования: особенности проявления сходства и различий формирования уровня и степени формирования навыков плавания у курсантов разного пола и возраста при выполнении типовой программы физического воспитания курсантами вуза на первых годах обучения.

Цель исследования: определить должный уровень и степень формирования навыков плавания у лиц мужского и женского пола на разных дистанциях по результатам достижения ими разной плавательной подготовленности при выполнении типовой программы физического воспитания курсантами вуза на первых годах профессионального обучения.

Основными задачами явились: а) выявление сходства и отличий формирования навыков плавательной подготовленности у курсантов-юношей и курсантов-девушек на дистанциях плавания вольным стилем по требованиям выполнения типовой программы физического воспитания в вузе; б) внедрение наиболее существенных результатов проведенного исследования в практику физического воспитания и спорта для возможного улучшения показателей плавательной подготовленности в разных возрастных группах на различных дистанциях.

Основными методами проведения исследования явились: теоретический анализ литературных источников, обобщение документальных материалов, математическая статистика.

Результаты исследований.

Теоретический анализ и обобщение существующих ранее и ныне действующих типовых программ по физическому воспитанию для средних школ (1993) и вузов (2006), а также требований Государственных тестов (1996) и Закона Украины о физической культуре и спорте (1993) показывает, что их выполнение в какой-то мере может обеспечить начальное обучение плаванию школьников и студентов, формируя и совершенствуя прикладные навыки передвижения на воде, поэтому специалистам крайне необходима их коррекция и дальнейшая разработка. С учетом этого, нами обоснована и разработана сокращенная программа изучения плавания курсантами ОНМА 1-2-го курса (1-2 семестры), а также их начального и углубленного совершенствования (3-4 семестры) на обязательных и факультативных занятиях.

Этап начального и дальнейшего обучения навыкам плавания (для курсантов 1-го курса на 8 обязательных и 8 факультативных занятиях доминирующей направленности - 1 семестр, предусмотрено начальное освоение водной среды и выполнение специальных упражнений на суше и в воде, начальное и дальнейшее обучение плаванию кролем на спине и на груди, на боку, плавание брассом на спине и на груди, баттерфляем, овладение элементами комплексного плавания, контрольное плавание отрезков дистанции одним из способов плавания на 25-50 м).

Этап детального и углубленного обучения навыкам плавания (для курсантов 1-го курса на 8 обязательных и 8 факультативных занятиях доминирующей направленности - 2 семестр, предусматривал дальнейшее освоение специальных упражнений на суше и в воде, детальное и углубленное последовательное обучение

плаванию кролем на спине, на груди, на боку, плавание брассом на спине и на груди, баттерфляем, комплексным плаванием, контрольное плавание избранным способом и дополнительным отрезков дистанции по 25-5075 м).

Этапы начального и дальнейшего совершенствования навыков плавания (для курсантов 2-го курса на 8 обязательных и 8 факультативных занятиях доминирующей направленности - 3 семестр, предусматривал дальнейшее освоение специальных упражнений на суше и в воде, начальное и дальнейшее совершенствование плаванию кролем на спине, на груди, на боку, плавание брассом на спине и на груди, баттерфляем, комплексным плаванием, контрольное плавание избранным способом и дополнительными по 25-50-75100 м).

Этап детального и углубленного совершенствования навыков плавания (для курсантов 2-го курса на 8 обязательных и 8 факультативных занятиях доминирующей направленности - 4 семестр, предусматривал детальное и углубленное освоение специальных упражнений на суше и в воде, дальнейшее совершенствование плаванию кролем на спине, на груди, на боку, плавание брассом на спине и на груди, баттерфляем, комплексным плаванием, контрольное плавание избранным способом и дополнительными по 25-50-75100 м).

При изучении возможностей формирования навыков плавания крайне необходимы сведения, которые раскрывают исходные уровни физического состояния студенческой молодёжи по овладению прикладными навыками плавания, которые могут быть получены с помощью практического тестирования в процессе физического воспитания, а также при опросе первокурсников вуза по интересующим вопросам в области физического воспитания (табл. 1).

Полученные данные показывают, что большинство 55 % курсантов умеют плавать, хотя 30 % плавают слабо, а 15 % практически плавать не умеют. При этом 42 % научились плавать самостоятельно, 33 % овладели навыком плавания с помощью родителей или близких людей и только 25 % научились плавать на уроках физической культуры в школе. Кроме того, 45 % владеют вольным стилем плавания, на спине 35 % и только 20 % плавают брассом. Между тем, 48 % предпочитают плавать на короткие дистанции, хотя 32 % отдают предпочтение средним дистанциям и только 20 % с удовольствием преодолевают длинные дистанции.

При этом, большинство курсантов до 56 % обычно плавали до сих пор без учета времени, а 26 % только иногда плавали с учетом времени и 18 % практически с учетом времени до сих пор не плавали. Кроме того, до 44 % применяли плавание в виде отдыха на воде, а 36 % курсантов больше всего использовали прикладное плавание и только 20 % занимались плаванием, преследуя спортивные цели. Большинство курсантов до 40 % хотели посещать бассейн 2 раза в неделю, а 33 % желают посещать бассейн 3 раза и только 27 % предпочитают только разовые занятия в неделю (табл. 2).

Таким образом, курсантов-юношей ОНМА в большей мере характеризует то, что большинство из них до 55 % умеют хорошо плавать, 42 % научились плавать самостоятельно, избрали способ плавания вольным стилем до 45 % и 48 % предпочитают плавать на короткие дистанции, хотя до сих пор 56 % плавали без учета времени, отдавая предпочтение плаванию до 44 %, как виду отдыха на воде, при этом до 40 % хотели бы посещать бассейн до 2 раз в неделю для улучшения формирования своих навыков плавания.

Приведенные данные свидетельствуют, что большинство 40 % курсантов-девушек умеют плавать, хотя 35 % плавают слабо, а 25 % практически плавать не умеют. При этом 27 % научились плавать самостоятельно, 38 % овладели навыком плавания с помощью родителей или близких людей и только 35 % научились плавать на уроках физической культуры в школе. Кроме того, 25 % владеют вольным стилем плавания, на спине 45 % и только 30 % плавают брассом.

Между тем, 28 % предпочитают плавать на короткие дистанции, хотя 42 % отдают предпочтение средним дистанциям и только 30 % с удовольствием преодолевают длинные дистанции. При этом большинство курсантов до 54 % обычно плавали до сих пор без учета времени, а 36 % только иногда плавали с учетом времени и 10 % практически плавали до этого с учетом времени. Кроме того, до 46 % применяли плавание в виде отдыха на воде, а 42 % курсантов больше всего до сих пор использовали прикладное плавание и только 12 % занимались плаванием, преследуя спортивные цели. Наряду с этим, большинство курсантов 57 % хотят посещать бассейн 1 раз в неделю, а 30 % хотят посещать бассейн 2 раза и только 13 % предпочитают 3-х разовые занятия в неделю.

Таким образом, курсантов-девушек ОНМА в большей мере характеризует то, что большинство из них до 40 % умеют хорошо плавать, а 38 % научились плавать с помощью родителей или близких людей, большинство избрали способ плавания на спине до 45 % и 42 % предпочитают плавать на средние дистанции, хотя до сих пор 54 % плавали без учета времени, отдавая предпочтение плаванию, как виду отдыха на воде 46 %, при этом до 57 % хотели бы посещать бассейн до 1 раз в неделю для улучшения своей плавательной подготовленности в процессе обучения на 1-2 курсах.

Для проверки эффекта влияния предложенной программы по сокращенному формированию навыков плавания среди курсантов ОНМА было проведено на 1 курсе 16 обязательных и 16 факультативных занятий, на 2 курсе также 16 и 16 занятий соответственно. Курсанты, посетившие 16 обязательных и факультативных занятий по плаванию, наряду с другими видами физических упражнений по курсу физического воспитания (спортивные игры, гребля, легкая атлетика) на 1-2 курсах составили 2 контрольные группы (юноши - КГ-1 и девушки - КГ-2) .

Курсанты, которые на 1-2 курсах осуществляли формирование навыков плавания на 32 обязательных и факультативных занятиях, составили 2 экспериментальные группы (юноши - ЭГ-1 и девушки - ЭГ-2). Кроме того, курсанты (юноши), посетившие 64

обязательные и факультативные занятия наряду с другими видами физических упражнений по физическому воспитанию (спортивные игры, гребля, легкая атлетика) на 1-2 курсах, имеющие лучшие результаты, составили сборную команду Одесской национальной морской академии (ОНМА) - ЭГ-3 (табл. 3).

Это способствовало более прочному формированию навыков плавания у курсантов вуза, как и других показателей физического воспитания по результатам сдачи ими существующих Государственных тестов (1996) и требований типовой программы физического воспитания (1993).

Исходные данные на дистанции 50 м вольным стилем, у юношей КГ-1 и ЭГ-1 почти не отличались (0,55 и 0,57 = 0,2 с), хотя на 100 м отличия оказались более высокие (2,24 и 2,05 = 0,19 с). У девушек КГ-2 и ЭГ-2 эти отличия были менее существенны на 50 м (1,16 и 1,15 = 0,01 с), хотя на 100 м оказались более значительны (3,16 и 2,50 = 0,26 с). У юношей, составивших контингент экспериментальной группы ЭГ-3, исходные результаты оказались более высокими, как на 50 м (0,40 с), так и на 100 м (1,33 с). После того, как испытуемые избрали различные двигательные режимы в процессе физического воспитания при формировании навыков плавания, с помощью разного количества посещаемых, соответственно 16, 32 и 64 учебных занятий, результаты оказались более существенны.

Так итоговые данные, представляющих юношей КГ-1 в плавании на 50 м вольным стилем улучшились на 8 с (от 0,55 до 0,47 с), а у юношей ЭГ-1, эти отличия оказались более существенны на 18 с (от 0,57 до 0,39 с). Среди девушек, характеризующих КГ-2 итоговые результаты улучшились более существенно на 16 с (от 1,16 до 1,00 с), хотя у испытуемых девушек, представляющих ЭГ-2 улучшение более существенны на 23 с (от 1,15 с до 0,52 с). Между тем, у юношей ЭГ-3, исходные результаты которых были наиболее высокими, итоговые данные улучшились примерно, как и у контрольной группе юношей КГ-1, хотя на более значительно высоком уровне, но только на 9 с (от 0,40 до 0,31 с).

Аналогичные данные получены при характеристике преодоления дистанции 100 м вольным стилем. Таким образом, полученные данные показали более прочное формирование навыков плавания у курсантов, сочетающих, как обязательные, так и факультативные занятия в процессе профессионального обучения в условиях вуза. При этом, количество посещаемых курсантами обязательных и факультативных занятий, способствуют более прочному формированию навыков плавания, по результатам сдачи ими нормативов по плаванию в существующих Государственных тестах (1996) и типовой программе физического воспитания студентов вузов (1996).

Выводы.

а) результаты исследования показали, что курсантов-юношей ОНМА в большей мере характеризует то, что большинство из них до 55 % умеют хорошо плавать, а

15 % всё таки плавать не умеют, при этом 42 % научи-

Таблица 1

Результаты опроса по наличию формирования навыков плавания у юношей ОНМА (1 курс)

Вопросы опроса курсантской молодёжи по наличию навыков плавания - юн. градация ответов всего

Умеете ли Вы плавать: да - слабо - не умею, в % 55 30 15 100

Научились плавать: с помощью, на уроках в школе, самостоятельно, в % 33 25 42 100

Владеете народными или спортивными способами в/с, брасс, на спине, в % 45 20 35 100

Предпочитаете плавать на короткие, средние или длинные дистанции, в % 48 32 20 100

Доводилось ли Вам плавать с учетом времени, всегда, иногда, нет, в % 18 26 56 100

Вас интересует плавание: вид отдыха, прикладной, занятий спортом, в % 44 36 20 100

Сколько раз в неделю Вы хотите посещать бассейн: 1, 2, 3, в % 27 40 33 100

Таблица 2

Результаты опроса по наличию формирования навыков плавания у девушек ОНМА (1 курс)

Вопросы опроса курсантской молодёжи по наличию навыков плавания - дев. градация ответов всего

Умеете ли Вы плавать: да - слабо - не умею, в % 40 35 25 100

Научились плавать: с помощью, на уроках в школе, самостоятельно, в % 38 35 27 100

Владеете народными или спортивными способами в/с, брасс, на спине, в % 25 30 45 100

Предпочитаете плавать на короткие, средние или длинные дистанции, в % 28 42 30 100

Доводилось ли Вам плавать с учетом времени, всегда, иногда, нет, в % 10 36 54 100

Вас интересует плавание: вид отдыха, прикладной, занятий спортом, в % 46 42 12 100

Сколько раз в неделю Вы хотите посещать бассейн: 1, 2, 3, в % 57 30 13 100

Таблица 3

Результаты формирования навыков плавания у курсантов на 1-2 годах обучения (на примере плавания вольным стилем 50 и 100 м и средней скорости плавания - с/с)

Испытуе- мые п Исходные данные Заня- тия Итоговые данные Параметры отличия данных, с/с, р

КГ-1 юн. 15 50-100м, 0,55-2,24 с 16 50-100м, 0,47-2,05 с 50-100м, 8-19 с, 1,06- 0,80 р=0,05

ЭГ-1 юн. 15 50-100м, 0,57-2,05 с 32 50-100м, 0,39-1,33 с 50-100м, 18-32 с, 1,28- 1,07 р=0,05

КГ-2 дев. 15 50-100м, 1,16-3,16 с 16 50-100м, 0,60-2,44 с 50-100м, 16-32 с, 1,00- 0,60 р=0,05

ЭГ-2 дев. 15 50-100м, 1,15-2,50 с 32 50-100м, 0,52-2,21 с 50-100м, 23-29 с, 0,96- 0,70 р=0,05

ЭГ-3 юн. 15 50-100м, 0,40-1,33 с 64 50-100м, 0,31-1,06 с 50-100м, 9-27 с, 1,61- 1,52 р=0,05

лись плавать самостоятельно, избрали способ плавания вольным стилем до 45 % и 48 % предпочитают плавать на короткие дистанции, хотя до сих пор 56 % плавали без учета времени, отдавая предпочтение плаванию до 44 %, как виду отдыха на воде, при этом до 40 % хотели посещать бассейн до 2 раз в неделю для улучшения формирования навыков плавания.

б) наряду с этим, курсантов-девушек ОНМА в большей мере характеризует то, что большинство из них до 40 % умеют хорошо плавать, а 25 % всё таки не владеют

навыками плавания, хотя 38 % научились плавать с помощью родителей или близких людей, большинство из них избрали способ плавания на спине до 45 % и 42 % предпочитают плавать на средние дистанции, хотя до сих пор 54 % плавали без учета времени, отдавая предпочтение плаванию, как виду отдыха на воде 46 %, при этом до 57 % хотели бы посещать бассейн до 1 раз в неделю для улучшения своей плавательной подготовленности в процессе обучения на 1-2 курсах.

в) исходные данные по состоянию навыков пла-

вания среди курсантов вуза показывают, что на дистанции 50 м вольным стилем, у юношей контрольной и экспериментальной групп они почти не отличаются (0,55 и 0,57 = 0,2 с), хотя на 100 м отличия оказываются более существенные (2,24 и 2,05 = 0,19 с). У девушек контрольной и экспериментальной групп эти отличия также менее существенны на 50 м (1,16 и 1,15 = 0,01 с), хотя на 100 м оказались более значительны (3,16 и 2,50 = 0,26 с). При этом, у юношей, составивших контингент экспериментальной группы ЭГ-3, исходные результаты оказались более высокими, как на 50 м (0,40 с), так и на 100 м (1,33 с).

г) итоговые данные, представляющих юношей КГ-1 в плавании на 50 м вольным стилем улучшились на 8 с (от 0,55 до 0,47 с), а у юношей ЭГ-1, эти отличия оказались более существенны на 18 с (от 0,57 до 0,39 с) в результате посещения ими соответственно 16 и 32 учебных занятий по плаванию. Среди девушек, характеризующих КГ-2 итоговые результаты улучшились более существенно на

16 с (от 1,16 до 1,00 с), хотя у испытуемых девушек, представляющих ЭГ-2 улучшение более существенны на 23 с (от 1,15 с до 0,52 с) в результате посещения ими соответственно 16 и 32 учебных занятий по плаванию. Между тем, у юношей ЭГ-3, исходные результаты которых были наиболее высокими, итоговые данные улучшились примерно, как и у контрольной группе юношей КГ -1, хотя на более значительно высоком уровне, но только на 9 с (от

0.40.до 0,31 с). Таким образом, различные двигательные режимы в процессе физического воспитания при обучении навыков плавания, с помощью разного количества посещаемых, соответственно 16, 32 и 64 учебных занятий, способствуют и более высокому определенному уровню их проявления, как у юношей, так и особенно у девушек, что ещё раз подчеркивает их значимость в обеспечении более высокой степени их формирования на первых годах обучения с учетом исходных данных и пола испытуемых.

Дальнейшие исследования в избранном направлении следует сконцентрировать на изучении особенностей проявления гендерного фактора среди курсантов на более старших годах обучения и на момент завершения профессионального обучения в вузе, что будет способствовать выяснению уровня формирования некоторых сторон их профессиональной пригодности к предстоящей деятельности на водных акваториях.

Литература:

1. Абсалямов ТМ. Научное обеспечение подготовки пловцов: педагогические и медико-биологические исследования / ТМ. Абсалямов, ТС. Тимакова. - М.: Физкультура и спорт, 1983. - 191 с.

2. Булгакова Н.Ж. Спортивное плавание: учебник для вузов физ. культуры / Н.Ж. Булгакова, В.З. Афанасьев, А.Р. Воронцов, Л.П. Макаренко, С.Н. Морозов, В.Р Соломатин, Е.А. Ширковец. - М.: ФОН, 1996. - 430 с.

3. Булгакова Н.Ж. Плавание: учебник для вузов / Н.Ж. Булгакова, В.З. Афанасьев, Л.П. Макаренко, С.Н. Морозов, О.И. Попов, И.В. Чеботарева. - М.: Физкультура и спорт, 2001. - 400 с.

4. Вайцеховский С.М. Книга тренера / С.М. Вайцеховский. - М.: Физкультура и спорт, 1971. - 312 с.

5. Викулов А.Д. Плавание: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А.Д. Викулов. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 368 с.

6. Вржесневский И.В. Плавание: учеб. для средних физкультур. учеб. заведений / И.В. Вржесневский. - М.: Физкультура и спорт,

1969. - З07 с.

7. Ганчар И.Л. Плавание: теория и методика преподавания: учебник для факультетов физической культуры педагогических вузов и университетов Беларуси, Украины и Российской Федерации / И.Л. Ганчар. - Мн: Экоперспектива, Четыре четверти, 1998. - 352 с., ил.

8. Ганчар И.Л. Изменение рейтинга стран-участниц всемирных Универсиад по плаванию / И.Л. Ганчар, А.И. Ганчар, А.Н. Фо-мичов //Педагогіка, психологія та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту. - 2002. - № 24. - С. 54 - 62.

9. Ганчар И.Л. Теория преподавания плавания: технологии обучения и совершенствования: Часть I: монография / И.Л. Ганчар. - Одесса: Астропринт, 2006. - 512 с.

10. Ганчар И.Л. Методика преподавания плавания: технологии обучения и совершенствования: Часть II: учебник для студентов вузов Украины, Беларуси, Молдовы и Российской Федерации по специальности «Физическое воспитание и спорт» / И.Л. Ганчар. - Одесса: Друк, 2006. - 696 с.

11. Ганчар И.Л. Плавание: теория и методика преподавания спортивно-педагогического совершенствования: Часть III: учебное пособие для студентов вузов Украины, Беларуси, Молдовы и Российской Федерации по специальности «Физическое воспитание и спорт» / И.Л. Ганчар. - Одесса: Друк, 2007. - 816 с.

12. Ганчар И.Л. Изучение динамики рейтинга выступления сильнейших пловцов на всемирных Универсиадах с 1959 по 2005 гг. / И.Л. Ганчар, А.И. Ганчар, ГС. Солоненко //Sesiunea anuala de comunikari stiintifice cu participare internationale “Edukatiel Fizice si Sportului in slujba vietii si a pervomantei umane”: Brasov, marte 2007. - Brasov: Editura Universitatii «Transilvania», 2007. - P. 260-265.

13. Железняк Ю.Д. Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Ю.Д. Железняк, В.А. Кашкаров, И.П. Кравцевич и др. / под ред. Ю.Д. Железняка. - М.: Академия, 2002. - З84 с.

14. Гречанников В.Н. Система оценки спортивных результатов в плавании как фактор совершенствования учебно-тренировочного процесса: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / В.Н. Гречанников; ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта. - Л., 1983. - 22 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Иванченко Е.И. Теория и практика спорта: уч. пос.: В З ч. - Ч. 1. / Е.И. Иванченко. - Мн., 1996. - 1З0 с.

16. Иванченко Е.И. Теория и практика спорта: уч. пос.: В З ч. - Ч. 2. / Е.И. Иванченко. - Мн., 1997. - 180 с.

17. Иванченко Е.И. Теория и практика спорта: уч. пос.: В З ч. - Ч. З. / Е.И. Иванченко. - Мн., 1997. - 240 с.

18. Короп Ю.А. Женское плавание: особенности и перспективы / Ю.А. Короп, Ю.А. Кононенко. - К.: Здоров’я, 1983. - 112 с.

19. Платонов В.Н. Плавание: учебник / В.Н. Платонов, ТМ. Абсалямов, М.М. Булатова, Н.Ж. Булгакова и др. - К.: Олимпийская литература, 2000. - 495 с.

20. Lewin G.(red.) u. a. Shwimmsport: Ein Lehrbuch for Trainer, Ubb-ngsleiter und Sportlehrer. - Berlin: Sportverlag, 1982. - 271 p..

21. Maglischo Ernest W. Swimming Even Faster: A Comprehensive Guide to the Science of Swimming. - Mayfield Publishing Company, Moutain View,California,1993. - 755 p.

22. Schramm E. (red.) u. a. Sportschwimmen: Hochschullerbuch - Berlin: Sportverlag, 1987. - 330 p.

23. Schubert M. Sports illustrated competitive swimming: technigues for champions. - New York, 1990. - 238 p.

24. Walter G. Schwimmen von A bis Z /Gesamtred. - Berlin: Sportverlag, 1985. - 95 s.

25. Wilke Kurt. Anfanger Schwimmen: Training-Technik-Taktik. - Ro-wohlt, sport ro, ro, ro, 1997. - 185 p.

26. Wilke Kurt. Schwimmsport Praxis: Offizielles Lehrbuch des Deut-schen Sohwimm - Verbandes. - Rowohlt, sport ro, ro, ro, 1997. - 382 p.

27. Положення про державні тести і нормативи оцінки фізичної підготовленості населення України: затверджено постановою Кабінету Міністрів України від 15 січня 1996 р. № 80.

28. Положення про організацію фізичного виховання і масового спорту у вищих навчальних закладах: наказ Міністерства освіти і науки України № 4, від 11.01.2006 р.

29. Закон України «Про фізичну культуру і спорт» від 24 грудня 1993 р. - К., 1993. - 22 с.

30. Єдина спортивна класифікація України з плавання на 2009-2012 рр. - К., 2009.

Поступила в редакцию 18.02.2011 г.

Ганчар Алексей Иванович [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.