Научная статья на тему 'Коррекция параметров оценки гендерных отличий результатов по плаванию в государственных тестах физической подготовленности населения Украины'

Коррекция параметров оценки гендерных отличий результатов по плаванию в государственных тестах физической подготовленности населения Украины Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
151
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТРЕЗОК ПЛАВАНИЯ / ДИСТАНЦИИ / РЕЗУЛЬТАТ / МУЖЧИНЫ / ЖЕНЩИНЫ / ПАРАМЕТРЫ ОЦЕНКИ / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ТРЕБОВАНИЙ / ВіДРіЗОК ПЛАВАННЯ / ДИСТАНЦії / ЧОЛОВіКИ / ЖіНКИ / ПАРАМЕТРИ ОЦіНКИ / НАСТУПНіСТЬ ВИМОГ / SEGMENT OF SWIMMING / DISTANCES / RESULT / MEN / WOMEN / PARAMETERS OF ESTIMATION / SUCCESSION OF REQUIREMENTS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ганчар Алексей Иванович

Показаны особенности оценивания навыков плавания у представителей разного пола и возраста. Выявлены возможности коррекции параметров оценивания подготовленности населения на различных дистанциях плавания. Рассмотрены недостатки и противоречия государственных тестов. Показаны сходства и различия оцениваемых уровней плавательной подготовленности населения. Предложены параметры оценивания нормативов плавательной подготовленности. Разработаны направления унификации нормативных требований в оценке уровня достигнутой плавательной подготовленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ганчар Алексей Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Correction of estimation parameters of gender differences of results in swimming at the state tests of physical readiness of the population of Ukraine

The features of evaluation of skills of swimming for the representatives of different floor and age are rotined. Possibilities of correction of parameters of evaluation of preparedness of population are exposed on different distances of swimming. Failings and contradictions of state tests are considered. Likenesses and distinctions of estimated levels of swimming preparedness of population are rotined. The parameters of evaluation of norms of swimming preparedness are offered. Directions standardization of normative requirements are developed in the estimation of level of the attained swimming preparedness.

Текст научной работы на тему «Коррекция параметров оценки гендерных отличий результатов по плаванию в государственных тестах физической подготовленности населения Украины»

Коррекция параметров оценки гендерных отличий результатов по плаванию в государственных тестах физической подготовленности населения украины

Ганчар А.И.

Одесская национальная морская академия

Аннотации:

Показаны особенности оценивания навыков плавания у представителей разного пола и возраста. Выявлены возможности коррекции параметров оценивания подготовленности населения на различных дистанциях плавания. Рассмотрены недостатки и противоречия государственных тестов. Показаны сходства и различия оцениваемых уровней плавательной подготовленности населения. Предложены параметры оценивания нормативов плавательной подготовленности. Разработаны направления унификации нормативных требований в оценке уровня достигнутой плавательной подготовленности.

Ключевые слова:

отрезок плавания, дистанции, результат, мужчины, женщины, параметры оценки, преемственность требований.

Ганчар О.І. Корекція параметрів оцінки гендерних відмінностей результатів по плаванню в державних тестах фізичної підготовленості населення України. Показано особливості оцінювання навичок плавання у представників різної статі й віку. Виявлено можливості корекції параметрів оцінювання підготовленості населення на різних дистанціях плавання. Розглянуто недоліки й протиріччя державних тестів. Показано подібності й розходження оцінюваних рівнів плавальної підготовленості населення. Запропоновано параметри оцінювання нормативів плавальної підготовленості. Розроблено напрямки уніфікації нормативних вимог в оцінці рівня досягнутої плавальної підготовленості.

відрізок плавання, дистанції, результат, чоловіки, жінки, параметри оцінки, наступність вимог.

Ganchar A.I. Correction of estimation parameters of gender differences of results in swimming at the state tests of physical readiness of the population of Ukraine.

The features of evaluation of skills of swimming for the representatives of different floor and age are rotined. Possibilities of correction of parameters of evaluation of preparedness of population are exposed on different distances of swimming. Failings and contradictions of state tests are considered. Likenesses and distinctions of estimated levels of swimming preparedness of population are rotined. The parameters of evaluation of norms of swimming preparedness are offered. Directions standardization of normative requirements are developed in the estimation of level of the attained swimming preparedness.

segment of swimming, distances, result, men, women, parameters of estimation, succession of requirements.

введение.

Уровень и степень формирования прикладных навыков плавания среди различных слоев населения Украины на современном этапе развития системы физического воспитания характеризуется различной возможностью преемственного улучшения ими своих результатов, начиная от первоначальных этапов обучения плаванию до возможного совершенствования своих результатов при выполнении ими массовых спортивных разрядов. Исходя из объективной необходимости всяческого поощрения проведения профилактической работы в данном направлении, всё большую информативность и значимость для специалистов по физическому воспитанию и спорту приобретают реальные и достоверные сведения о существующих возможностях достижения более высоких результатов представителями различного пола, возраста и подготовленности при обучении и дальнейшем совершенствовании у них двигательных навыков плавания [1-5]. Поэтому интересы многих ученых и специалистов направлены на дальнейшее обоснование и разработку более эффективных технологий обучения и совершенствования навыков плавания в разных возрастных группах с учетом гендерного подхода на основе объективных критериев оценивания достижения ими определенного уровня их формирования в процессе профессионального обучения и совершенствования в различных звеньях существующей системы народного образования. Теоретический анализ и обобщение литературных источников отечественных и зарубежных авторов, касающихся вопросов развития и совершенствования навыков плавания, показывает доминирующее внимание, которое уделяют они в основном: поиску вариантов улучшения техники существующих способов плавания, выявления эффективности © Ганчар А.И. , 2010

используемых методик обучения, целенаправленного проведения спортивного отбора для оптимальной тренировки спортсменов различной квалификации в разных возрастных группах.

Вместе с тем, каких-либо конкретных и достоверных сведений о динамике отличий в оценке показателей формирования прикладных навыков плавания среди разных групп населения в существующих публикациях по теории и методике физического воспитания и спорта практически отсутствуют [6-17]. Хотя имеются отдельные публикации по особенностям тренировки в женском плавании, как отечественных авторов [18, 19], так и в зарубежной печати [20-26]. Исходя из этого, для специалистов и любителей плавания, наибольший интерес представляют особенности проявления существующих отличий в динамике оценивания результатов представителей разного пола и возраста по объективным критериям достижения ими определенных уровней плавательной подготовленности, изложенных в Государственных тестах и нормативах оценки физической подготовленности населения Украины при выполнении типовой программы физического воспитания студентами вузов [27, 28].

Направленность данной темы исследования связана с планом НИР ОНМА и МОН Украины на 2008-2010 гг., регистрационный № 0108Ш01487.

Цель, задачи работы, материал и методы.

Изучая эту достаточно актуальную проблему, нами избран соответствующий объект исследования: динамика плавательной подготовленности представителей разного пола и возраста на этапах формирования навыков плавания.

Предмет исследования: особенности проявления сходства и различий оценивания уровня и степени формирования навыков плавания у представителей разного

пола и возраста по градациям нормативных требований Положения о государственных тестах и нормативах оценки физической подготовленности населения Украины.

Цель исследования: оценить должный уровень и степень формирования навыков плавания у лиц мужского и женского пола на разных дистанциях по результатам достижения ими разной плавательной подготовленности при выполнении требований государственных тестов и нормативной оценки физической подготовленности населения Украины.

Основными задачами явились: а) выявление сходства и отличий в нормативах плавательной подготовленности у представителей мужского и женского пола на различных дистанциях по требованиям государственных тестов и нормативов оценки физической подготовленности населения Украины; б) внедрение наиболее существенных результатов проведенного исследования в практику физического воспитания и спорта для возможного улучшения показателей плавательной подготовленности в разных возрастных группах на различных дистанциях. Основными методами проведения исследования явились: теоретический анализ литературных

источников, обобщение документальных материалов, математическая статистика.

Результаты исследования.

При рассмотрении нормативных требований по плаванию, изложенных в действующих государственных тестах и нормативах оценки физической подготовленности населения Украины для оценивания достигнутого уровня формирования прикладных навыков плавания у представителей разной подготовленности на различных дистанциях, нами получены результаты средних отрезков дистанции и средней скорости плавания, которые характерны участникам заплывов доступными существующими способами плавания по степени владения навыками плавания с учетом гендерного фактора (табл. 1).

В таблице 1 приведены рекомендуемые результаты показателей плавания в преодолении разных дистанций различными способами среди мальчиков и девочек для выполнения ими нормативов, предусмотренных для 6-и летнего возраста. Так для получения 5 баллов необходимо проплыть 12,5 м, для 4-х баллов - 10 м, для 3 баллов

- 7,5 м, для 2 баллов - 5 м, а для получения 1 балла - 2,5 м. Средний результат преодоления отрезков дистанции

Таблица 1

Изменение параметров оценки уровня и степени формирования прикладных навыков плавания по существующим требованиям Государственных тестов и нормативов оценки физической подготовленности населения Украины

Градация населения по Гендерные Нормативы (м, мин/с), баллы Средний

навыку плавания отличия 5 4 3 2 1 результат

школьники - 6 лет мальчики 12,5 10 7,5 5 2,5 7,5

10

девочки 12,5 7,5 5 2,5 7,5

школьники - 7 лет мальчики 15 12,5 10 7,5 5 10

15 10 10

девочки 12,5 7,5 5

школьники - 8 лет мальчики 15 12,5 10 7,5 5 10

15 10 10

девочки 12,5 7,5 5

школьники - 9 лет мальчики 15 12,5 10 7,5 5 10

15 10 10

девочки 12,5 7,5 5

школьники - 10 лет мальчики 15 12,5 10 7,5 5 10

15 10 10

девочки 12,5 7,5 5

школьники - 11 лет мальчики 15 12,5 10 7,5 5 10

15 10 10

девочки 12,5 7,5 5

школьники - 12 лет мальчики 15 12,5 10 7,5 5 10

15 10 10

девочки 12,5 7,5 5

школьники - 13 лет мальчики 15 12,5 10 7,5 5 10

15 10 10

девочки 12,5 7,5 5

школьники - 14 лет мальчики 15 12,5 10 7,5 5 10

15 10 10

девочки 12,5 7,5 5

школьники - 15 лет мальчики 75 50 30 20 15 38

75 50 30 20 15 38

девочки

школьники - 16 лет юноши 75 50 35 20 15 39

75 50 35 20 15 39

девушки

школьники - 17 лет юноши 100 75 50 25 - 62,5

100 75 50 25

девушки - 62,5

призывники - 18 лет мужчины 100 75 50 25 - 62,5

женщины 100 75 50 25 - 62,5

студенты вузов с 19 лет мужчины 100 75 50 25 - 62,5

женщины 100 75 50 25 - 62,5

лица старшего мужчины 100 75 50 25 - 62,5

возраста женщины 100 75 50 25 - 62,5

*военнослужащие, 100 мужчины 2 год 1,50 2,00 2,20 2,35 2,50 2,19

м с учетом мужчины офицеры 1,45 2,00 2,15 2,30 2,45 2.15

времени женщины 2,10 2,30 2,50 3,00 3,30 2,48

*Примечания: мужчины - 2 год службы; офицеры мужчины и женщины - 1 возрастной группы.

составляет только 7,5 м.

Вместе с тем, начиная с 7-и летнего возраста по 14-и летний возраст существующим Положением предусмотрены абсолютно одинаковые требования в оценке уровня формирования прикладных навыков плавания: у мальчиков и девочек зафиксирован одинаковый уровень оценки достижений: 5 баллов - 15 м, 4 балла - 12,5 м, 3 балла - 10 м, 2 балла - 9,5 м, 1 балл - 5 м.

Средний результат преодоления отрезков дистанции для рассматриваемого диапазона возраста с 7 до 14 лет составляет только 10 м.

Наряду с этим для 15-и до 16 лет у юношей и девушек предусмотрены, хотя одинаковые, но уже более высокие уровни оцениваемых параметров: 5 баллов

- 75 м, 4 балла - 50 м, 3 балла - 30 м, 2 балла - 20 м, 1 балл - 15 м. Средний результат преодоления отрезков дистанции составляет 38 и 39 м, соответственно для 15 и 16 лет.

И только с 17-и летнего возраста для юношей и девушек до 18-19-и летних призывников и студентов, а также лиц старшего возраста среди женщин и мужчин предусмотрены, хотя одинаковые, но более высокие уровни оцениваемых параметров: 5 баллов - 100 м, 4 балла - 75 м, 3 балла - 50 м, 2 балла - 25 м.

Хотя получение 1 балла в предлагаемых требованиях Государственных тестов и нормативов, почему-то даже не предусмотрено для объективного оценивания степени формирования прикладного навыка плавания у лиц рассматриваемого диапазона возраста, а средний результат преодоления ими отрезков дистанции составляет только - 62,5 м.

Вместе с тем, только для военнослужащих существующим Положением предусмотрено плавание с учетом времени на 100 м вольным стилем: для мужчин 2-го года срочной службы - 5 баллов - 1,50 с, 4 балла - 2,00 с, 3 балла - 2,20 с, 2 балла - 2,35 с, 1 балл

- 2,50 с, а средний результат преодоления дистанции составляет - 2,19 с. Для мужчин-офицеров первой возрастной группы, предусмотрены более высокие оцениваемые результаты: 5 баллов - 1,45 с, 4 балла - 2,00 с, 3 балла - 2,15 с, 2 балла - 2,30 с, 1 балл - 2,45 с, а средний результат преодоления дистанции составляет

- 2,15 с. Наиболее низкие показатели, существующим Положением рекомендованы для женщин первой возрастной группы - 5 баллов - 2,10 с, 4 балла - 2,30 с, 3 балла - 2,50 с, 2 балла - 3,00 с, 1 балл - 3,30 с, а средний результат преодоления дистанции составляет - 2,48 с.

Таким образом, обобщенное отличие оцениваемых результатов в плавании мальчиков и девочек на уровне достижения диапазона от 6 до 7 лет составляет 7,5 м. Хотя с 8-и лет до 14 лет существующим Положением предусмотрена практически одинаковая оценка уровня формирования навыка плавания в пределах 10 м, что противоречит действительности на практике. Общеизвестно, что в этот возрастной период происходит достаточно интенсивное и существенное развитие, как важнейших морфологических и функциональных качеств организма подростков, так и показателей физического развития, особенно ростовых и весовых данных.

Только с 15-и до 16-и летнего возраста существующим Положением рекомендовано оценивать плавание

на 75 м - 5 баллов, 50 - 4 балла, 30-35 - 3 балла, 20 - 2 балла, 15 - 1 балл: средний результат преодоления отрезков дистанции составляет только 38-39 м. Хотя с 17-и летнего возраста для юношей и девушек до 18-19-и летних призывников и студентов, а также лиц старшего возраста среди женщин и мужчин предусмотрены одинаковые, но более высокие уровни оцениваемых параметров: 5 баллов - 100 м, 4 балла - 75 м, 3 балла

- 50 м, 2 балла - 25 м, а получение 1 балла, почему-то даже не предусмотрено: средний результат преодоления отрезков дистанции составляет только 62,5 м. Средний ременной норматив на 100 м по существующему Положению, рекомендованный для военнослужащих первой возрастной группы составляет: для мужчин -2,19 с, для офицеров - 2,15 с, для женщин - 2,48 с.

Отмеченное явление представляет собой одно из негативных тенденций в оценке достигнутого уровня физической и плавательной подготовленности подрастающего поколения, изложенных в рассматриваемых требованиях и нормативах: с 6 лет до 14 лет практически отсутствует преемственность оценки результатов, т.к. оцениваемые показатели практически одинаковы для изучаемого диапазона возраста. Кроме того у юношей и девушек с 17 лет до представителей лиц старшего возраста не предусмотрено наличие оцениваемого параметра для получения 1 балла, хотя как показывает практика, в этом наиболее низком диапазоне находиться подавляющее большинство ученической и студенческой молодёжи.

Обучаясь во многих вузах Украины, количество которых достигает более 800 единиц, юноши и девушки по существующей программе физического воспитания имеют определенные гарантии для полноценного формирования прикладных навыков плавания, как на обязательных (в сетке часов расписания) занятиях, так и на факультативных, самостоятельных занятиях в свободное от учебы время на спортивных базах учебных заведений. Исходя из этого, будет полезна и необходима предлагаемая корректировка существующей системы преемственной оценки уровня и степени формирования прикладных навыков плавания по разработанной коррекции требований Государственных тестов и нормативов оценки физической подготовленности населения Украины (табл. 2).

На основе проведенных исследований по изучению плавательной подготовленности различных групп населения (п=680), осуществленных на базе плавательного бассейна Одесской национальной морской академии, получены сведения с 2007 по 2010 гг., которые позволяют провести должную коррекцию оцениваемого уровня и степени формирования прикладных навыков плавания у представителей разных возрастных групп среди мальчиков и девочек, юношей и девушек, мужчин и женщин. Предлагаемая корректировка нормативных требований существующих Государственных тестов по плаванию для объективной оценки физической подготовленности населения Украины, позволяет осуществить соблюдение преемственности в формировании навыков плавания и достижении необходимого уровня формирования прикладной плавательной подготовленности среди разных групп

Таблица 2

Преемственность оценки уровня и степени формирования прикладных навыков плавания по коррекции требований Государственных тестов и нормативов оценки физической подготовленности населения Украины

Градация населения по Гендерные Нормативы (м, мин/с), баллы Средний

навыку плавания отличия 5 4 3 2 1 результат

школьники - 6 лет мальчики, п=10 12,5 10 7,5 5 2,5 7,5

девочки, п=10 12,5 10 7,5 5 2,5 7,5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

школьники - 7 лет мальчики, п=10 15 12,5 10 7,5 5 10

девочки, п=10 15 12,5 10 7,5 5 10

школьники - 8 лет мальчики, п=10 17,5 15 12,5 10 7,5 12,5

девочки, п=10 17,5 15 12,5 10 7,5 12,5

школьники - 9 лет мальчики, п=10 20 17,5 15 12,5 10 15

девочки, п=10 20 17,5 15 12,5 10 15

школьники - 10 лет мальчики, п=10 22,5 20 17,5 15 12,5 17,5

девочки, п=10 22,5 20 17,5 15 12,5 17,5

школьники - 11 лет мальчики, п=10 25 22,5 20 17,5 15 20

девочки, п=10 25 22,5 20 17,5 15 20

школьники - 12 лет мальчики, п=10 30 25 22,5 20 17,5 22,5

девочки, п=10 30 25 22,5 20 17,5 22,5

школьники - 13 лет мальчики, п=10 40 30 25 22,5 20 27,5

девочки, п=10 40 30 25 22,5 20 27,5

школьники - 14 лет мальчики, п=10 50 40 30 25 22,5 33,5

девочки, п=10 50 40 30 25 22,5 33,5

школьники - 15 лет мальчики, п=10 75 50 40 30 25 44

девочки, п=10 75 50 40 30 25 44

школьники - 16 лет юноши, п=10 100 60 50 40 30 56

девушки, п=10 100 60 50 40 30 56

школьники - 17 лет юноши, п=10 100 75 60 50 40 65

девушки, п=10 100 75 60 50 40 65

призывники - 18 лет юноши, п=10 100 85 75 60 50 74

девушки, п=10 100 85 75 60 50 74

студенты вуза, 100 м мужчины, п=120 1,45 1,55 2,05 2,15 2,25 2,05

с учетом времени женщины, п=50 2,15 2,25 2,35 2,45 2,55 2,35

лица старшего возраста, мужчины, п=50 1,50 2,00 2,10 2,20 2,30 2,10

100 м с учетом времени женщины, п=50 2,20 2,30 2,40 2,50 3,00 2,40

*военнослужащие, 100 м мужчины, п=50 1,55 2,05 2,15 2,25 2,35 2,15

с учетом офицеры, п=50 1,40 1,50 2,00 2,10 2,20 2,00

времени женщины, п=50 2,10 2,20 2,30 2,40 2,50 2,30

*Примечания: мужчины - 2 год службы; офицеры - мужчины и женщины - 1 возрастной группы.

населения.

Оцениваемые уровни плавательной подготовленности предусмотрены для получения от 5 до 1 балла во всех исследуемых группах населения, начиная от детей, подростков, молодёжи и взрослых в постепенном и преемственном возрастании норм и требований от младшего до старшего возраста. Причем преемственные временные нормативы в преодолении дистанции 100 м вольным стилем предусмотрены уже для студентов вузов и лиц старшего возраста, наряду с контингентом военнослужащих, которые имели место в ранее существующих параметрах, но с некоторой коррекцией оцениваемых диапазонов.

Предложенная система корректировки оценки достигнутого уровня формирования прикладных навыков плавания, позволяет объективно изучить эффективность используемых средств и методов физического воспитания и спорта в осуществлении полноценной физической подготовленности подрастающего поколения и взрослых, которая возможна при внедрении в многочисленных звеньях существующей системе народного образования.

Выводы:

а) существующие на практике требования и норма-

тивы оценки степени формирования прикладных навыков плавания в Государственных тестах, объективно имеют целый ряд недостатков и противоречий: с 7-и летнего возраста до 14-и летнего для обучающихся в системе школьного образования рекомендованы одинаковые критерии оценки их плавательной подготовленности - только от 15 до 5 м плавания отрезков дистанции; с 14 лет до 16 лет ярко выражена тенденция нарушения принципа постепенного усложнения выполнения упражнений - от 15 до 75 м; от 17-и летнего возраста до лиц старшего возраста отсутствует оценка в 1 балл, которая характеризует часто наблюдаемую на практике низкую степень формирования прикладных навыков плавания; временные нормативы предлагаются только для военнослужащих.

б) показаны сходства и различия оцениваемых уровней плавательной подготовленности среди представителей разного пола, возраста на различных отрезках дистанции, что способствует унификации нормативных требований в преемственной оценке уровня достигнутой плавательной подготовленности: для лиц школьного возраста и призывников - предусмотрено одинаковое преодоление отрезков и дистанции плавания с постепенным, преемственным увеличением их

длины - от 12,5 м до 100 м без учета времени; для студенческой молодёжи будет объективно достижимо выполнение последовательной градации временных нормативов - у юношей - от 1,45 с до 2,25 с, а у девушек - от 2,15 с до 2,55 с при плавании доступными способами плавания на дистанции 100 м; для лиц старшего возраста свойственна стабилизация достигнутого уровня формирования прикладных навыков плавания, которая отражает их преемственную оценку у мужчин - от 1,50 с до 2,30 с, а у женщин - от 2,20 до 3,00 с в преодолении ими дистанции 100 м; для военнослужащих следует предусмотреть оценку стабильного уровня состояния прикладных навыков плавания от предыдущих этапах их формирования на 2-м году службы - от 1,55 с до 2,35 с, у офицеров - от 1,40 с до 2,20 с, а у женщин - от 2,10 с до 2,50 с.

в) полученные данные внесут существенный вклад в дальнейшее совершенствование оценочной функции программного обеспечения системы физического воспитания и спорта на основе гендерного подхода при обучении и совершенствовании навыков спортивного плавания среди обучающихся в системе народного образования, физического воспитания и спорта: появляется возможность оптимальной коррекции нормативных требований по плаванию с учетом преемственной градации возможности их выполнения, от более низкого уровня формирования прикладных навыков плавания, до более высокой степени достижения их владением при выполнении посильных временных нормативов для различных групп населения.

г) предложенные параметры оценивания нормативов плавательной подготовленности позволяют объективно оценить уровень доступных требований с учетом гендерного подхода у представителей разных возрастных групп по степени физической готовности, обучающихся в различных звеньях системы народного образования, физического воспитания и спорта.

Дальнейшие исследования в избранном направлении следует сконцентрировать на изучении особенностей проявления гендерного фактора среди сильнейших пловцов-участников чемпионатов Мира и Европы, регулярно проходящих, как на длинной (50 м), так и на короткой воде (25 м), а также на Олимпийских играх и всемирных Универсиадах, что позволит выяснить степень его определенного, доминирующего влияния на результаты в спортивном плавании на основе объективных критериев выполнения нормативов не только Единой спортивной классификации Украины, но и других параметров физической подготовленности населения, включая уровень состояния плавания среди пловцов-ветеранов.

Литература:

1. Абсалямов Т. М. Научное обеспечение подготовки пловцов: Педагогические и медико-биологические исследования. / Т. М. Абсалямов, Т. С. Тимакова. - М.: Физкультура и спорт, 1983. -191 с., ил.

2. Булгакова Н.Ж. Спортивное плавание: Учеб. для вузов физ. культуры. / Булгакова Н.Ж., Афанасьев В.З., Воронцов А.Р. - М.: ФОН, 1996. - 430 с.

3. Булгакова Н.Ж. Плавание: Учеб. для вузов. / Булгакова Н.Ж. Афанасьев В.З., Макаренко Л.П. - М.: Физкультура и спорт, 2001. - 400 с., ил.

4. Вайцеховский С.М. Книга тренера. / С.М. Вайцеховский. - М.: Физкультура и спорт, 1971. - 312 с., ил.

5. Викулов А.Д. Плавание: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. / А.Д. Викулов. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 368 с., ил.

6. Вржесневский И.В. Плавание: Учеб. для средних физкультур. учеб. заведений. - Изд. 2-е, перераб. и доп. / И.В. Вржесневский.

- М.: Физкультура и спорт, 1969. - 307 с., ил.

7. Ганчар И.Л. Плавание: теория и методика преподавания: Учебник для факультетов физической культуры педагогических вузов и университетов Беларуси, Украины и Российской Федерации. / И.Л. Ганчар. - Мн: Экоперспектива, Четыре четверти, 1998. - 352 с., ил.

8. Ганчар И.Л. Изменение рейтинга стран-участниц всемирных Универсиад по плаванию / Ганчар И.Л., Ганчар А.И., Фоми-чов А.Н. // Педагогіка, психологія та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту: зб. наук. пр. / за ред. С.С. Єрмакова. - Х.: ХДАДМ (ХХПІ), 2002. - № 24. - С. 54 - 62.

9. Ганчар И.Л. Теория преподавания плавания: технологии обучения и совершенствования: Часть I: монография. / И.Л. Ганчар.

- Одесса: Астропринт, 2006. - 512 с, ил.

10. Ганчар И.Л. Методика преподавания плавания: технологии обучения и совершенствования: Часть II: учебник для студентов вузов Украины, Беларуси, Молдовы и Российской Федерации по специальности «Физическое воспитание и спорт». / И.Л. Ганчар. - Одесса: Друк, 2006. - 696 с., ил.

11. Ганчар И.Л. Плавание: теория и методика преподавания спортивно-педагогического совершенствования: Часть III: учебное пособие для студентов вузов Украины, Беларуси, Молдовы и Российской Федерации по специальности «Физическое воспитание и спорт». / И.Л. Ганчар. - Одесса: Друк, 2007. - 816 с., ил.

12. Ганчар И.Л. Изучение динамики рейтинга выступления сильнейших пловцов на всемирных Универсиадах с 1959 по 2005 гг. / Ганчар И.Л., Ганчар А.И., Солоненко ГС. // Sesiunea anuala de comunikari stiintifice cu participare internationale “Edukatiel Fizice si Sportului in slujba vietii si a pervomantei umane”: Brasov, marte 2007. - Brasov: Editura Universitatii «Transilvania», 2007. - P. 260-265.

13. Железняк Ю.Д. Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование: учебное пособие для студентов высших учебных заведений /Железняк Ю.Д., Кашкаров В.А., Кравцевич И.П.

- М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 384 с., ил.

14. Гречанников В.Н. Система оценки спортивных результатов в плавании как фактор совершенствования учебно-тренировочного процесса: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта. / Гречанников В.Н. - Л., 1983. - 22 с.

15. Иванченко Е.И. Теория и практика спорта: Учеб. пособие: В 3 ч. - Ч. 1. / Е.И. Иванченко. - Мн., 1996. - 130 с., ил.

16. Иванченко Е.И. Теория и практика спорта: Учеб. пособие: В 3 ч. - Ч. 2. / Е.И. Иванченко - Мн., 1997. - 180 с., ил.

17. Иванченко Е.И. Теория и практика спорта: Учеб. пособие: В 3

ч. - Ч. 3. / Е.И. Иванченко - Мн., 1997. - 240 с., ил.

18. Короп Ю.А. Женское плавание: Особенности и перспективы. / Ю.А. Короп, Ю.А. Кононенко. - К.: Здоров'я, 1983. - 112 с.

19. Платонов В.Н. Плавание: Учебник. / Платонов В.Н., Абсалямов Т.М., Булатова М.М. - К.: Олимпийская литература, 2000. - 495 с., ил.

20. Lewin G. u. a. Shwimmsport: Ein Lehrbuch for Trainer, Ubbngsleiter und Sportlehrer. / Lewin G. u. a. - Berlin: Sportverlag, 1982. - 271 p., ill.

21. Maglischo Ernest W. Swimming Even Faster: A Comprehensive Guide to the Science of Swimming. / Maglischo Ernest W. - Mayfield Publishing Company, Moutain View,California,1993. - 755 p.

22. Schramm E. u. a. Sportschwimmen: Hochschullerbuch. / Schramm E. u. a. - Berlin: Sportverlag, 1987. - 330 p., ill.

23. Schubert M. Sports illustrated competitive swimming: technigues for champions. / Schubert M. - New York, 1990. - 238 p., ill.

24. Walter G. Schwimmen von A bis Z /Gesamtred. / Walter G. - Berlin: Sportverlag, 1985. - 95 s., ill.

25. Wilke Kurt. Anfanger Schwimmen: Training-Technik-Taktik. / Wilke Kurt. - Rowohlt, sport ro, ro, ro, 1997. - 185 p., ill.

26. Wilke Kurt. Schwimmsport Praxis: Offizielles Lehrbuch des Deutschen Sráwimm. / Wilke Kurt. - Verbandes. - Rowohlt, sport ro, ro, ro, 1997. - 382 p., ill.

27. Положення про державні тести і нормативи оцінки фізичної підготовленості населення України: затверджено постановою Кабінету Міністрів України від 15 січня 1996 р. № 80.

28. Положення про організацію фізичного виховання і масового спорту у вищих навчальних закладах: наказ Міністерства освіти і науки України № 4, від 11.01.2006 р.

Поступила в редакцию 03.06.2010г.

Ганчар Алексей Иванович [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.