МИТХТ - пионер отечественного многоуровневого образования
Московская государственная академия тонкой химической технологии (МИТХТ) - один из старейших российских вузов, ведущих свою родословную с учреждения 110 лет назад уникального для нашей страны и всего мира учебного заведения - Высших женских курсов университетского типа (МВЖК). Открытые 1 июня 1900 г. в порядке общественной инициативы - как социальная инновация с целью расширения участия женщин в политической жизни, курсы обозначили важнейшую веху в развитии отечественной системы высшего образования по пути к гендерному равенству. Дальнейшие организационные преобразования МВЖК были подчинены логике постреволюционной политики советского государства в области культурного и хозяйственного строительства. В 1918 г. в контексте культурной революции, для обеспечения доступа к образованию широких масс, на базе курсов был создан 2-й Московский государственный университет. В начале 1930-х гг. для решения задач индустриализации был запущен процесс формирования системы высшего профессионального образования - создания сети самостоятельных отраслевых вузов. Так началась собственная история МИТ ХТ как преемника химико-фармацевтического факультета 2-го МГУ.
7 мая 1940 г. Московскому институту тонкой химической технологии присво-еноимя М.В. Ломоносова, в 1971 г. он награжден орденомТрудового Красного Знамени, в 1993 г. получил статус академии и наименование «Московская государственная академия тонкой химической технологии им. М.В. Ломоносова» (МИТХТ). При этом известная во всем мире аббревиатура «МИТХТ» не только сохранилась как фирменный знак вуза, но и превратилась в его «торговую марку ». Эта марка весьма престижна: осуществляя подготовку кадров в приоритетных областях (живые системы, в том числе биотехнологии и нанобиотехнологии; синтез и переработка полимеров; технологии редких и рассеянных элементов; ката-
лиз; энерго- и ресурсосберегающие технологии и др.) - МИТХТ занимает стабильно высокие места в рейтинге химико-технологических вузов страны.
Сегодня коллектив академии насчитывает около 4000 студентов, аспирантов, слушателей, более 1000 работников, в том числе 440 преподавателей и 130 научных сотрудников. 81% профессорско-преподавательского состава имеют ученые степени и звания, в том числе 25% - докторов наук и профессоров. Это один из самых высоких показателей среди российских вузов.
МИТХТ является лидером в области многоуровневой подготовки кадров, с 1991 г. вуз реализует подготовку магистров и специалистов на базе бакалавриата. Практически 20-летний опыт работы научно-методических коллективов академии в этом направлении использован при формировании современной нормативной базы российского высшего образования. За вклад в разработку многоуровневой системы образования трем авторским коллективам МИТ ХТ присуждены Премии Правительства РФ.
Магистратура МИТХТ включает 23 авторские образовательные программы и является одной из самых представительных среди вузов России. Доля магистров в ежегодном выпуске молодых специалистов составляет около 40%. Данный показатель является на сегодняшний день наивысшим среди технических вузов страны. Выпуск магистров за эти годы составил около 2500 чел.
Для подготовки элитных кадров создан Исследовательский университет МИТХТ, объединяющий магистратуру, высшую инженерную школу, аспирантуру, докторантуру и 16 научно-образовательных центров с институтами РАН, ГНЦ, промышленными компаниями. В МИТХТ функционирует приборный центр коллективного пользования, в котором установлено уникальное аналитическое оборудование стоимостью свыше 50 млн. руб., используемое научными сотрудниками, аспирантами и студентами академии и других вузов.
Инновационная научно-образовательная среда позволяет не только получать высококачественные научные результаты, но и обеспечивать подготовку специалистов высшей квалификации по 25 специальностям через докторантуру и аспирантуру. В академии работают 8 докторских диссертационных советов. Выпуск аспирантов в срок с защитой диссертаций составляет 60-70%. По этим показателям МИТХТ также занимает лидирующие позиции в системе высшего профессионального образования РФ.
За последние пять лет финансирование научно-исследовательских работ возросло в 7 раз. На одного преподавателя приходится около 60 тыс. руб. в год, что во много раз перекрывает аккредитационные показатели. Только в 2009 г. НИР выполнялись по более чем 120 грантам, государственным контрактам, хозяйственным договорам.
МИТХТ им. М.В. Ломоносова располагает современной материально-технической базой, обеспечивающей организацию учебного процесса и научных исследований на высоком, конкурентоспособном уровне. В состав комплекса академии входят 9 учебно-лабораторных корпусов, в которых имеются поточные (на 250-300 мест каждая) аудитории, оснащенные современными мультимедийными средствами, более 200 учебных и научных лабораторий с новейшей аппаратурой. Каждая специальная и общая кафедра, помимо этого, имеет свой аудиторный фонд.
Важнейший элемент вузовской инфраструктуры - фундаментальная библиотека со студенческим читальным залом, залом научной литературы, компью-
терным залом с выходом в сеть Интернет, рассчитанная на 220 рабочих мест. Есть актовый зал на 600 мест с необходимым сценическим оборудованием.
В МИТХТ организована и успешно функционирует система воспитательной работы. Созданы студенческие советы в общежитиях, результативно работает студенческий профком. Более 30 творческих, военно-патриотических и спортивных коллективов студентов приносят славу нашему вузу, участвуя в престижных фестивалях, конкурсах, соревнованиях как у нас в стране, так и за рубежом. Три общежития на 2100 мест позволяют разместить всех иногородних обучающихся. Академия располагает современным спортивным комплексом с универсальным и специализированными спортивными залами, скалодромом международного уровня, крытыми беговыми дорожками.
На базе академии работают Государственный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов химической, микробиологической и медицинской промышленности, Институт дистанционного обучения.
По своему потенциалу, показателям работы, перспективам развития и влиянию на систему российского высшего профессионального образования МИТХТ им. М.В. Ломоносова является уникальным химико-технологическим вузом всероссийского масштаба и, по существу, представляет собой экспериментальную площадку по отработке научно-образовательных инноваций.
На вопросы редакции отвечает ректор академии, доктор технических наук, профессор А.К. ФРОЛКОВА.
- Алла Константиновна! Многоуровневая образовательная система, о которой сегодня так много говорят, реализуется в вашем вузе с 1991 г. Что позволило МИТХТ значительно опередить процесс законодательного перехода высшего образования страны на уровневую систему подготовки кадров?
- Идея перехода на многоуровневую систему родилась еще в 1989 г. и была оформлена решением Ученого совета. В определенной степени коллектив искал свой путь развития в трудные 90-е годы, и, как показала практика, мы выиграли, реализовав (по заданию Госкомвуза) оригинальную трехуровневую структуру образовательных программ. А далее мы стали активными участниками многих инновационных разработок Госкомвуза, Минобразования, Минобрнауки, в частности, по внедрению рейтинговой системы оценки знаний сту-
дентов, кредитно-модульной системы. Из последних достижений - разработка по заданию УМО федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки бакалавров и магистров «Биотехнология».
Все это стало возможным благодаря высокому научно-методическому потенциалу преподавателей академии, наличию научно-исследовательской лаборатории проблем высшей школы, кафедры образовательных систем и технологий. В 2006 г. в МИТХТ была проведена презентация нашей многоуровневой образовательной системы, которая получила высокую оценку представителей Минобрнауки РФ, директоров институтов РАН, различных компаний, успешных выпускников МИТХТ, участвовавших в мероприятии. По вопросам модернизации высшего химико-технологического образования мы опубликовали более 100 статей и тезисов докладов. Отрадно, что наш опыт использован при формировании современной нормативной базы российского образования и отмечен Премией Правительства в 2007 г. В 2009 г. МИТХТ получил и успешно выполнил государственное задание на повышение квалификации преподавателей высшей школы по вопросам уровневого образования.
Таким образом, с точки зрения перехода на уровневое образование вуз обладает сегодня явным конкурентным преимуществом.
Время не стоит на месте. Реформирование высшей школы продолжается. Так, переход к обучению по стандартам третьего поколения предоставляет больше степеней свободы при формировании содержания вузовской составляющей. Здесь, с одной стороны, может проявиться уникальность наших научно-педагогических школ, а с другой - есть возможность учета мнения работодателей о наборе профессиональных компетенций, которыми должен обладать молодой специалист. Мы считаем, что весьма продуктивными будут совместные усилия вузов и потенциальных работодателей по гармонизации образовательных и профессиональных (корпоративных) стандартов. Наша работа с компанией «Сибур» это подтверждает. Методически очень интересным представляется исследование проблемы корреляции конкретной компетенции с совокупностью конкретных знаний разных дисциплин. Необходимо создавать условия для отработки компетенций на практике, в том числе в учебно-научно-производственных комплексах. У нас есть возможности, и мы готовы продолжить системную работу в этом направлении.
По существу, МИТХТ долгие годы являлся и сейчас остается вузом, выполняющим роль экспериментальной площадки по отработке научно-образовательных инноваций. В настоящее время обсуждается проект нового закона «Об образовании в Российской Федерации», ст. 25 которого предполагает такой статус вуза, и мы по праву можем претендовать на его получение.
- Что делает академия для обеспечения гарантий качества подготовки специалистов и качества учебного процесса?
- Это очень важный аспект деятельности вуза, поскольку требует рассмотрения всех составляющих педагогической системы, которые связаны не только прямыми, но и обратными связями. Как раз обратные связи (в виде результатов опросов, анкетирования и пр.) и предоставляют нам информацию об удовлетворенности всех наших партнеров (абитуриентов, родителей, студентов, преподавателей, работодателей) результатами нашей работы. Мы активно работаем с абитуриентами, в том числе и с целевым набором, на факультете довузовской
подготовки, в учебно-методическом комплексе «Школа - МИТХТ». Наша многоуровневая структура образовательных программ через трехступенчатый отбор создает мощную развивающую, мотивирующую, конкурентную среду, что, несомненно, «работает» на повышение качества подготовки. И наконец, качество подготовки выпускника достигается за счет единого научно-образовательного процесса в МИТХТ и широкомасштабной интеграции с потенциальными работодателями. Значительная часть студентов, обучающихся в магистратуре и высшей инженерной школе, выполняют квалификационные работы, по существу, на закрепленных за ними рабочих местах по конкретной тематике, что сокращает и период адаптации молодого специалиста.
И другой важный момент, связанный с обеспечением качества учебного процесса. С 2008 г. МИТХТ имеет сертифицированную по ИСО 9001:2000 систему менеджмента качества образовательной деятельности. Сертификации предшествовала многоплановая работа. В 2006 г. мы приняли активное участие (наряду с 15 ведущими вузами России) в реализации программы Рособрнадзора «Апробация, доработка и внедрение в образовательных учреждениях ВПО типовой модели системы качества образовательного учреждения». МИТХТ является постоянным членом Международной общественной организации «Международная ассоциация качества». В последние три года было проведено широкомасштабное обучение администрации и преподавателей вопросам менеджмента качества. Как руководитель могу сказать, что основополагающие документы СМК (миссия вуза, политика руководства, цели в области качества) позволяют более эффективно планировать работу и управлять вузом. Ежегодно мы проводим SWOT-анализ нашей деятельности, выявляем сильные и слабые стороны, оцениваем риски и возможности. Это очень полезная информация для разработки стратегии и тактики функционирования вуза в современных условиях.
Ежегодные аудиты внутривузовской системы менеджмента качества подтверждают нашу профессиональную состоятельность и, несомненно, являются гарантом качества образовательной деятельности МИТХТ.
- Как складывается ситуация с востребованностью ваших выпускников на рынке труда? Какую роль вы отводите в этом плане малым инновационным предприятиям?
- Мы работаем с выпускниками предметно, предоставляя им реальные места для трудоустройства. В МИТХТ давно функционирует отдел содействия трудоустройству выпускников, с 2006 г. ежегодно проводятся ярмарки вакансий (Дни карьеры). Количество заявок от предприятий и организаций (как правило, 700800) превышает количество выпускников. Можно отметить стабильно высокий уровень востребованности специалистов по специальностям «Химическая технология органических веществ», «Химическая технология природных энергоносителей и углеродных материалов», «Химическая технология высокомолекулярных соединений», «Биотехнология», «Стандартизация и сертификация», «Химическая технология редких элементов и материалов на их основе», «Технология переработки пластических масс и эластомеров».
Почти все магистры и около 60% специалистов трудоустраиваются по профилю своей подготовки, часть магистров продолжает обучение в аспирантуре МИТХТ и других организаций. Хочется отметить, что за счет выпускников нашей магистратуры мы весьма ощутимо пополнили штат ППС и научных сотруд-
ников молодыми кадрами. Это реальный путь воспроизводства научно-педагогических школ!
В наших ближайших планах - создание совместно с работодателями инновационных структур для развития и практической апробации профессиональных компетенций, позволяющих обеспечить высокий уровень конкурентоспособности выпускников на рынке труда. Для реализации идей молодых исследователей, педагогов, студентов и аспирантов в МИТХТ создан Молодежный бизнесцентр, который научит их продвижению своих идей на рынок и внедрению в реальное производство. В этом плане малые инновационные предприятия также весьма перспективны. Кстати, в соответствии с 217-ФЗ у нас зарегистрировано первое в Москве малое инновационное предприятие - ООО «Научно-производственная фирма “МИКС”» (зарегистрировано 13.01.2010), ведется работа по регистрации ЗАО «Центр инновационных биомедицинских технологий». Создание МИП позволит расширить технологическую базу для подготовки специалистов и создаст новые рабочие места.
- А как, на Ваш взгляд, воспринимаются работодателями изменения в высшей школе? Что необходимо предпринять, чтобы взаимодействие с работодателем принесло ожидаемые результаты?
- Мы часто обсуждаем вопросы модернизации высшего профессионального образования с нашими деловыми партнерами, и, думаю, они располагают необходимой информацией для оценки сценариев развития кадрового потенциала своего предприятия, компании. Сегодня в интересах будущего необходимо следующее:
• понимание ситуации и осознание факта, что к 2014 г. на рынок труда выйдет работник, имеющий квалификацию бакалавра;
• срочные совместные усилия по проектированию образовательных программ профессиональной направленности, которые сформируют компетенции, необходимые работодателю;
• создание профессиональных стандартов и их сопряжение с образовательными стандартами, анализ процесса «Управление персоналом» в рамках СМК предприятий, компаний, фирм с целью выработки общих требований и подходов;
• реализация новых прикладных магистерских программ, в которых до 80% содержания может формироваться по заказу работодателя под определенный набор компетенций. Эти магистерские программы по большинству направлений должны заменить программы подготовки дипломированных специалистов (инженеров);
• поддержка работодателем новых форм взаимодействия с вузами, позволяющих создавать на различных площадках инновационные практикумы, тренажеры, центры коллективного пользования оборудованием и пр. для проявления необходимых компетенций;
• оценка перспектив создания совместных малых предприятий, в которых будут отрабатываться компетенции специалистов.
- Алла Константиновна, как ректор, в чем Вы видите основную цель взаимодействия вуза с работодателем?
- Я бы выделила три основные цели такого взаимодействия, причем взаимодействия взаимовыгодного.
1. Сохранение и воспроизводство научно-педагогических школ как необходимое условие возобновления интеллектуальных ресурсов и обеспечения безопасного и устойчивого развития конкретного предприятия, отрасли, страны.
2. Создание целевой системы подготовки кадров разного уровня, обеспечивающей конкурентоспособность отечественных компаний и отрасли в целом.
3. Использование научно-образовательного потенциала вуза для решения оперативных и стратегических задач отрасли, повышения квалификации и переподготовки кадров.
А задачи, работающие на достижение поставленных целей, и формы делового партнерства весьма разнообразны и традиционны. Перечислю часть из них, реализованную работодателями в МИТХТ: создание корпоративных магистерских программ, участие представителей отрасли в учебном процессе, предоставление баз практики, создание научно-образовательных центров, базовых кафедр, совместных лабораторий и на их базе - перспективных рабочих мест, финансовая поддержка талантливых студентов целевыми стипендиями, выделение средств на учебно-научное оборудование, электронную библиотеку, обустройство мультимедийных аудиторий и др.
- В названии вашего вуза «химические технологии » соседствуют с необычным, можно сказать, поэтичным прилагательным «тонкие». Почему?
- Если обратиться к словарям Даля, Ожегова, Ефремовой, то сочетание «тонкая (fine) химическая технология» можно трактовать как «выполненная мастерски, изящно, тщательно», с глубоким пониманием скрытых, не сразу заметных подробностей. На мой взгляд, исторически такое название института объясняется характером объектов, которые изучали наши студенты, - это были малотоннажные химико-фармацевтические технологии, технологии платиновых металлов и редкоземельных элементов.
Ярким примером тонких химических технологий являются разрабатываемые в последние годы химические нанотехнологии - процессы получения веществ в виде наноразмерных частиц или наноструктурных материалов. Очевидно, что разработка подобных процессов требует глубочайшего проникновения в природу веществ, понимания механизмов и знания закономерностей процессов, протекающих с их участием, а также создания специального оборудования, средств контроля и управления. Поэтому тонкие химические технологии - это всегда наукоемкие технологии. Это «высокие технологии», Hi-tech.
Поэтому название нашего вуза и на заре его создания, и особенно сейчас подчеркивает своеобразие МИТХТ и актуальность наших образовательных программ, которые реализуются по приоритетным направлениям науки и техники.
- Алла Константиновна, как бы Вы ответили на вопрос абитуриента: «Почему нужно учиться в МИТХТ?»
- Я бы выделила семь причин, по которым сегодня почетно и престижно учиться в Московской государственной академии тонкой химической технологии им. М.В. Ломоносова - старейшем химико-технологическом вузе с богатыми традициями. Это:
1) образовательные профессиональные программы мирового уровня;
2) индивидуальный подход к каждому студенту;
3) высокопрофессиональные преподаватели (80% имеют ученые степени и звания);
4) участие студентов, начиная с 1-го курса, в современных научных разработках;
5) стажировки в ведущих компаниях и вузах России и Европы (Швейцария, Норвегия, Польша, Германия, Чехия);
6) гарантированное трудоустройство (12 институтов РАН, «Сибур», «Норникель», научно-промышленный комплекс Москвы и области);
7) возможность творческой самореализации студентов (КВН - в центральной лиге, хор - серебряный призер V Всемирных хоровых игр в Австрии, танцевальные коллективы МИТХТ - участники фестивалей в Риме, Париже, Вроцлаве).
В 2010 г. мы отметим 110-летие Московской государственной академии тонкой химической технологии им. М.В. Ломоносова, в 2011 г. - 300-летие Михаила Васильевича Ломоносова. Приглашаю будущих студентов МИТХТ отметить эти юбилейные даты вместе с нами!