Научная статья на тему 'О многоуровневой структуре основных образовательных программ'

О многоуровневой структуре основных образовательных программ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
395
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ УРОВНИ / HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION / MULTI-LEVEL STRUCTURE / EDUCATION PROGRAMS / PROFESSIONAL LEVELS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соломонов Валерий Александрович

В статье представлена сложившаяся структура образовательно-профессионального комплекса МИТХТ, которая прошла проверку временем, показала свою эффективность в подготовке специалистов по наукоемким технологиям и способна адекватно реагировать на требования рынка труда. Рассмотрены новые элементы в варианте двухуровневого высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About multidlevel structure of basic educational programs

Existing structure of M.V. Lomonosov Moscow State Academy of Fine Chemical Technology education-professional complex is represented. This structure has proved its validity, has shown its effectiveness in specialist training on high technologies and its ability to respond adequately to employment market. New elements in bi-level higher education are disclosed.

Текст научной работы на тему «О многоуровневой структуре основных образовательных программ»

В.А. СОЛОМОНОВ, доцент, проректор по учебно -методической работе

О многоуровневой структуре основных образовательных программ

В статье представлена сложившаяся структура образовательно-профессионального комплекса МИТХТ, которая прошла проверку временем, показала свою эффективность в подготовке специалистов по наукоемким технологиям и способна адекватно реагировать на требования рынка труда. Рассмотрены новые элементы в варианте двухуровневого высшего образования.

Ключевые слова: высшее профессиональное образование, образовательные программы, профессиональные уровни.

В мировой практике построения образовательных систем можно найти различные варианты выделения образовательных уровней, или образовательных ступеней. Выбор варианта построения структуры образовательной системы зависит от конкретных исторических условий и действующих в стране традиций в области образования [1-2].

В Российской Федерации в начале 90-х гг. ХХ в. происходили глубокие процессы политического и социально-экономического переустройства общества. В образовательной сфере возникла потребность в быстром реагировании на изменения рынка труда. В результате одновременно в ряде вузов стали разрабатываться подходы к созданию гибких образовательных структур. В 1991 г. инициативу вузов поддержали органы управления высшим образованием. Целесообразность введения многоуровневых программ подготовки специалистов была впервые рассмотрена на заседании коллегии Государственного комитета РСФСР по делам науки и высшей школы в мае 1991 г. При научно-методическом центре ГКНВШ РСФСР была создана рабочая группа из представителей вузов, результатом работы которой стал проект Положения о многоуровневой струк-

туре высшего образования в Российской Федерации.

Постановлением Комитета по высшей школе Министерства науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации № 13 от 13.03.92 г. было введено в действие Временное положение о многоуровневой структуре высшего образования в Российской Федерации. В этом Положении в наиболее полном виде отражена концепция многоуровневой структуры образовательных программ

высшего профессионального образования. Впоследствии органами управления образованием страны работа над документами, регламентирующими вопросы реализации многоуровневой структуры высшего образования, была перенесена в учебно-методические объединения вузов по группам направлений и специальностей. Это привело к тому, что вузы-инициаторы, оказавшись в одиночестве в разных учебно-методических объединениях вузов, не смогли отстоять в полном объеме подходы, изложенные во Временном положении. Во всех последующих нормативных документах: Государственном образовательном стандарте [3], Законе о высшем и послевузовском профессиональном образовании [4] - многоуровневая система высшего образования не рассматривается в качестве основной в Российской Федерации, а механизмы ее реализации в должной степени не раскрываются.

Во Временном положении о многоуровневой структуре высшего образования в Российской Федерации и в Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации № 940 от 12 августа 1994 г., были даны новые для высшей школы России подходы к формированию основных образовательных программ [5]. Образовательные программы высшей школы должны были обеспечить широкую общепрофессиональную подготовку студентов, сформировать их способность к самостоятельной, творческой работе по овладению проблемно-ориентированными базами знаний. Вводились различные по сложности, срокам обучения и уровню получаемой квалификации образовательные программы. Студенту предоставлялась возможность выбора основных образовательных программ

при условии соответствия его подготовки аттестационным требованиям к обучению по выбранной программе.

Предполагалось увеличение числа лиц, получающих базовое высшее образование, что должно было обеспечить рост образованности населения. Для обеспечения качества базового высшего образования вводились государственные требования к содержанию и качеству этого образования.

Цикл специальной профессиональной подготовки был очерчен в достаточно коротких временных границах (не более 2-3-х лет), чтобы высшая школа могла гибко и оперативно реагировать на потребности рынка труда в специалистах по номенклатуре специальностей, характеру будущей профессиональной деятельности, уровню квалификации. Вузам передавалось право определять значительную долю содержания специальной подготовки с учетом мнения работодателя. Для подготовки высококвалифицированных специалистов вводился конкурсный отбор студентов, желающих и способных овладеть более высоким уровнем образования с удлинением общего срока обучения до 6 лет.

Структура высшего образования России приближалась к наиболее известным образовательным системам зарубежных стран [6], что создавало новые возможности для сравнения уровней образования и признания эквивалентности дипломов.

МИТХТ осуществил переход на многоуровневую структуру образовательных программ в период с 1991 по 1997 гг. Опыт реализации многоуровневого химико-технологического образования отражен в публикациях [710]. На рис. 1 представлена структура образовательно-профессионального комплекса МИТХТ, сложившаяся в вузе к началу 2006/07 учебного года.

На первых двух образовательных

АСПИРАНТУРА (послевузовское образование, специальная подготовка) Кандидат наук, 3 года

Конкурсное зачисление в аспирантуру

ПОЛНОЕ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ 3. (вторая ступень, специальная подготовка)

ВЫСШАЯ ИНЖЕНЕРНАЯ ШКОЛА Специалист (инженер), 1,5 года _________(14 специальностей)_________

МАГИСТРАТУРА Магистр, 2 года (20 программ)

Конкурс по специальностям и магистерским программам

БАЗОВОЕ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ (первая ступень, второй образовательный уровень)

2. Бакалавр по направлению, 2 года (6 направлений)

Конкурс по направлениям бакалавриата

ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

(первая ступень, первый образовательный уровень)

Единый учебный план ____________1. Диплом о неполном высшем образовании, 2 года___

Конкурсное зачисление в академию

ПОЛНОЕ СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ Аттестат о среднем образовании, 2 года

Профилированная полная средняя школа (Х-Х классы)

Факультет довузовской подготовки (Х-ХІ классы)

Конкурсный отбор

ОСНОВНАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА (9 КЛАССОВ)

Рис. 1. Структура образовательно-профессионального комплекса МИТХТ

им. М.В. Ломоносова

уровнях студенты получают фундаментальную подготовку по направлениям бакалавриата. В учебный план первых двух лет обучения входит одинаковый набор обязательных учебных дисциплин для студентов всех технических направлений бакалавриата. В конце второго курса проводится аттестация студентов, в ходе которой студенты распределяются по направлениям бакалавриата. Направление дальнейшей подготовки определяется на основе желания студента, его учебного рейтинга и квот, установленных Ученым советом на очередной учебный год.

Фундаментальная подготовка по направлениям на втором образовательном уровне (на 3-м и 4-м курсах) включает инженерную подготовку,

изучение базовых естественно-научных дисциплин по выбранному направлению, экономических дисциплин и основ специальности.

Обучение на третьем уровне осуществляется, как правило, с учетом профиля будущей работы специалиста (технолог, конструктор,исследователь и т.п.).

Новыми элементами в предложенном варианте многоуровневого высшего технического образования являются:

■ выделение двух образовательных уровней в образовательных профессиональных программах бакалавриата;

■ широта подготовки на первом образовательном уровне;

■ повышение требований к студентам при переходе на следующий образовательный уровень;

■ перенос специальных дисциплин преимущественно на третий, профессиональный уровень;

■ подготовка на базе бакалавриата как магистров, так и специалистов;

■ индивидуализация подготовки специалистов с учетом пожеланий обучающихся и требований работодателей;

■ прохождение студентами конкурсного отбора для продолжения обучения по программам следующего образовательного уровня.

В течение 1991-1997 гг. мы придерживались подходов, изложенных во Временном положении о многоуровневой структуре высшего образования в Российской Федерации. Предполагалось, что подготовка специалистов будет вестись на третьем образовательном уровне, а основой подготовки бакалавров будет являться общенаучная и общепрофессиональная подготовка.

При переходе экономики России на рыночные принципы объективно необходима более широкая фундаментальная подготовка студентов при обучении по программам бакалавриата с последующей специализацией в магистратуре или в высшей инженерной школе (специалитете). Обучение по программам бакалавриата - это, во-первых, удовлетворение потребностей личности в развитии и получении высшего образования и, во-вторых, создание базы знаний, умений и навыков для дальнейшей специальной подготовки в максимально широкой области путем различных форм обучения или самообразования.

Предложенный вариант построения многоуровневых образовательных профессиональных программ был рассчитан прежде всего на подготовку специалистов по наукоемким техноло-

гиям, к которым относится большинство химических технологий [11]. Для разработки и реализации наукоемких технологий нужны специалисты с обширным и глубоким фундаментальным образованием. Так, будущие химики-технологи изучают цикл математических и естественно-научных дисциплин, в который в большом объеме входят не только высшая математика, информатика, физика, но и, в отличие от других направлений, различные химические дисциплины. Кроме того, химики-технологи должны иметь хорошую инженерно-технологическую подготовку, ориентированную на тонкую переработку, часто на молекулярном уровне, природного и техногенного сырья и получение огромного числа разнообразных химических продуктов.

Все студенты дневного отделения МИТХТ с 1996/1997 учебного года обучаются по многоуровневым основным образовательным программам. В магистратуру поступает около одной трети от числа принятых на первый курс (250 чел. в 2009 г.). В 2006 г. была проведена презентация образовательнопрофессионального комплекса МИТХТ с участием представителей Минобразования России. В 2007 г. 6 преподавателей МИТХТ в составе авторского коллектива получили Премию Правительства Российской Федерации в области образования.

Концепция ступенчатой подготовки кадров в МИТХТ была утверждена 21 января 1991 г., а переход на многоуровневую структуру образовательных программ завершен в 1996/1997 учебном году. Таким образом, в отдельных вузах Российской Федерации введение двухуровневой системы высшего образования было успешно выполнено еще до начала реализации в Европе Болонского процесса.

Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010

На презентации многоуровневой системы подготовки кадров

годы в качестве ожидаемого конечного результата ее выполнения предусматривает увеличение доли учебных заведений, реализующих программы двухуровневого профессионального образования с 15 до 70%. Это означает, что период экспериментов заканчивается и в качестве основной системы в вузах России будет использоваться многоуровневая система высшего образования.

Накопленный в МИТХТ опыт работы в условиях многоуровневой структуры образовательных программ позволяет предложить наименее затратный путь перехода на эту систему. Следует обратить внимание на два момента в области подготовки кадров в высшей школе, достаточно ярко проявившихся в последние годы. Во-первых, высшее образование стало массовым. Число вузов возросло, а контингент учащихся старших классов, наоборот, сократился. В вузы сегодня поступают абитуриенты с сильно различающимся уровнем подготовки и способностей. Во-вторых, на рынке, наряду со специалистами, подготовленными к созданию и внедрению новых технологий, требуются кадры, способные обес-

печить получение качественной продукции на основе действующих производств. Таким образом, на современном рынке востребованы две большие группы работников: специалисты «локомотивного» типа и специалисты «адаптивного» типа [12].

Образовательные профессиональные программы для подготовки специалистов «локомотивного» типа должны иметь солидную фундаментальную составляющую, быть направлены на развитие способностей к научно-техническому творчеству, готовить к реализации инноваций. Образовательные профессиональные программы для подготовки специалистов «адаптивного» типа должны иметь практическую направленность и удовлетворять текущие запросы рынка труда.

В связи с внесением изменений в законодательство Российской Федерации в части установления уровней высшего профессионального образования Федеральным законом № 232-ФЗ от 24 октября 2007 г. в российских вузах с 2010 г. будет реализовываться преимущественно двухуровневая система высшего образования, предусмат-

ривающая подготовку бакалавров и магистров. Возможная многоуровневая структура основных образовательных программ представлена на рис. 2.

мы академического бакалавриата готовят к обучению в магистратуре по программам локомотивного типа. Программы прикладного бакалавриата

Рис. 2. Многоуровневая структура основных образовательных программ

На 1-м (или на 1-м и 2-м курсах в зависимости от уровня школьной подготовки) студенты изучают общенаучные дисциплины, являющиеся фундаментом для нескольких направлений бакалавриата. При этом формируются их профессиональные предпочтения и выявляются их потенциальные возможности. В конце 1-го курса проводится распределение студентов по видам (прикладной или академический) и направлениям бакалавриата. Програм-

обеспечивают получение дополнительной квалификации, востребованной на рынке труда. В случае необходимости для отдельных студентов общая продолжительность программ прикладного бакалавриата может быть увеличена до 5 лет.

Студенты, успешно завершившие обучение по программам прикладного бакалавриата, как правило, будут поступать в магистратуру после периода практической деятельности. Широта и фундамен-

тальность подготовки в бакалавриате позволит им выбирать направления для обучения в магистратуре в соответствии с их текущими жизненными целями.

Предложенный вариант многоуровневой структуры основных образовательных программ позволяет сохранить лучшие традиции высшей школы России: широкую фундаментальную подготовку, развивающее обучение, сочетание учебного процесса и научных исследований, большой объем практик. Такая структура высшего образования полностью удовлетворяет положениям Болонской декларации и способна адекватно реагировать на требования рынка труда.

Литература

1. Исследовательские университеты США:

механизм интеграции науки и образования / Отв. ред. В.Б. Супяна.— М.: Магистр. 399 с.

2. Ледгар Дж. Обзор системы образования

Австралии // Высшее образование в Европе. Т. XXI, № 4, 1997. С. 117-132.

3. Государственный образовательный стан-

дарт высшего профессионального

образования. — Постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. № 940. 10 с.

4. Комментарий к Федеральному Закону «О

высшем и послевузовском профессиональном образовании». М.: Информационно-издательский дом «Филинъ»; Юридический Дом «Юстицинформ», 1998. 368 с.

5. Кинелев В.Г. Объективная необходимость. История, проблемы и перспективы реформирования высшего образования России. М.: Республика, 1995. 328 с.

6. Галаган А.И., Прянишникова О.Д. Уровни образования, степени и дипломы учебных заведений в зарубежных странах: Обзорный доклад / Под ред. акад. МАН ВШ А.Я. Савельева. М.; НИ-ИВО, 2002. 24 с.

7. Тимофеев В.С., Соломонов В.А., Фрол-

кова А.К. Концепция и опыт реализации многоуровневой системы высшего технического образования. М.: МИТХТ. 2002. 47 с.

8. Симонов-Емельянов И.Д., Соломонов

В.А., Фролкова А.К. Интеграционные процессы в многоуровневой образовательной системе подготовки современных специалистов. // Интеграция образования. 2006. № 1. С. 40—44.

9. Фролкова А.К., Соломонов В.А. Построение многоуровневой структуры образовательных профессиональных программ высшей школы // Высшее образование: вызовы Болонского процесса и ВТО / Под ред. В.П. Колесова, Е.Н. Жильцова, П.Н. Ломанова. М.: Экономический факультет МГУ, ТЭИС, 2007. 409 с.

10. Тимофеев В.С., Соломонов В.А. Какая система высшего образования нужна России? // Сб. трудов II Меж-

дународного научно-методического симпозиума «Современные проблемы многоуровневого образования», Ростов-на-Дону: Изд. центр ДГТУ, 2007.

С. 4-13.

11. ТимофеевВ.С., Фролкова А.К, Серафимов Л.А. Химическая технология, экономика и экология // Безопасность жизнедеятельности. 2003. № 3. С. 31-34.

12. Андреев А. Знания или компетенции? // Высшее образование в России. 2005. №2. С. 3-11.

SOLOMONOVV. ABOUT MULTI-LEVEL STRUCTURE OF BASIC EDUCATIONAL PROGRAMS

Existing structure of M.V. Lomonosov Moscow State Academy of Fine Chemical Technology education-professional complex is represented. This structure has proved its validity, has shown its effectiveness in specialist training on high technologies and its ability to respond adequately to employment market. New elements in bi-level higher education are disclosed.

Keywords: higher professional education, multi-level structure, education programs, professional levels.

В.В. ФОМИЧЕВ, профессор, проректор по научной работе В.Д. ЮлОвСКАЯ, доцент, заведующая НИС

Наука как основа подготовки высококвалифицированных специалистов

В МИТХТ создана и развивается научно-образовательная среда, субъектами которой являются штатные научные сотрудники, ведущие исследования по всем направлениям подготовки кадров.

Ключевые слова: научные сотрудники, научно-исследовательская работа, научная работа студентов.

В нашем вузе образование традиционно идет нога в ногу с развитием науки, требованиями промышленности и безопасности страны. В 80-е годы прошлого столетия в пяти проблемных лабораториях МИТХТ работало порядка 900 научных сотрудников. К сожалению, их число за годы перестройки и реформ сократилось в семь раз, что явилось следствием ряда причин, в том числе и отношения к научным кадрам как некоторому вспомогательному

персоналу в вузе. Мы считаем такой подход в корне неверным. По данным статистического сборника Минобрнауки РФ, в 2008 г. в штате научно-педагогических работников вузов научные сотрудники, включая специалистов и работников сферы научного обслуживания, составляли всего 5% от общего научно-педагогического штата Рособразования [1]. Что неоправданно мало. Перевод высших учебных заведений в ранг бюджетных организаций или ав-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.