Научная статья на тему 'Подготовка научно-педагогических кадров: опыт эффективного решения'

Подготовка научно-педагогических кадров: опыт эффективного решения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
333
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ / КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА / ОБУЧЕНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ / INSTITUTE PEDAGOGICAL STAFF / PERSONNEL POLITICS / SCIENTIFIC-EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Симонов-емельянов Игорь Дмитриевич

В статье поднимаются актуальные вопросы сохранения и воспроизводства научно-педагогических кадров в вузах, повышения престижа труда вузовского педагога. На протяжении многих лет в МИТХТ удается успешно решать кадровые проблемы благодаря целенаправленной политике и разработанной системе подходов и организационных мероприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Training of institute scientific-pedagogical staff

The key problem of the article is training of a new generation of institute scientific-pedagogical personnel Moscow State Academy of Fine Chemical Technology has managed to succeed in solving staff problems due to purposeful reasonable politics and the adjusted system of organizational steps.

Текст научной работы на тему «Подготовка научно-педагогических кадров: опыт эффективного решения»

Подготовка научно-и.д. симонов-емельянов, педагогических кадров:

профессор, заведующий кафедрой опыт эффективного

решения

В статье поднимаются актуальные вопросы сохранения и воспроизводства научно-педагогических кадров в вузах, повышения престижа труда вузовского педагога. На протяжении многих лет в МИТХТ удается успешно решать кадровые проблемы благодаря целенаправленной политике и разработанной системе подходов и организационных мероприятий.

Ключевые слова: научно-педагогические кадры, кадровая политика, обучение и формирование личности преподавателя.

В нашей стране как никогда остро стоят вопросы кадрового обеспечения и сохранения кадрового резерва, без решения которого невозможно укрепление и развитие государства, претворение в жизнь самых смелых замыслов, да и просто стабильная эффективная работа отрасли, предприятия. Перевод экономики России на инновационные рельсы требует подготовки нового поколения кадров с мышлением, ориентированным на решение профессиональных проблем в новых экономических условиях [1-3]. «Кадры решают все» - это актуально и сегодня! Модернизируя содержание и технологии подготовки современных специалистов, следует думать о тех, кто призван ее вести, - о научно-педагогических работниках российских вузов как основном стержне кадровой политики государства. Снижение уровня профессорско-преподавательского состава вузов может привести к необратимым последствиям и общей деградации образовательной системы, что в принципе недопустимо.

В связи с этим на первый план выходит проблема сохранения и воспроизводства педагогических кадров в вузах, повышения престижа труда вузовского педагога в целом. Опыт эффективного решения этой проблемы накоплен в МИТХТ им. М.В. Ломоносова.

На протяжении вот уже 110 лет в стенах одного из старейших химико-технологических вузов страны трепетно сохраняют традиции и развивают новые направления в области химико-технологического образования, наукоемких технологий, подготовки специалистов и научно-педагогических кадров. В этом заслуга выдающихся ученых-педагогов, создавших фундаментальные научнопедагогические школы, которые динамично развиваются и в настоящее время. Перечисление только нескольких славных имен вызывает законное чувство гордости и признательности: В.И. Вернадский, А.Н. Несмеянов, Я.К. Сыркин, Н.Д. Зелинский, С.С. Медведев, К.А. Андрианов, И.Л. Кнунянц, И.В. Тананаев, Н.П. Федоренко, В.И. Гольданскийи др.

С 1900 г. на Московских высших женских курсах, из которых вышел наш вуз, преподавал весь цвет научной мысли и педагогики начала века. И сегодня в МИТХТ работает один из самых квалифицированных научно-педагогических коллективов среди технических академий и университетов России. В академии обучаются 4500 студентов и аспирантов, и им преподают 119 профессоров, докторов наук, и 218 доцентов, кандидатов наук. Такая высокая концентрация ученых-педагогов на одного обучающегося позволяет гово-

рить об уникальности учебного процесса в МИТХТ им. М.В. Ломоносова.

Успехи академии в образовательной, научной и инновационной деятельности, ее международный авторитет и широкая мировая известность, несомненно, являются заслугой в первую очередь профессоров, доцентов и преподавателей, создавших неповторимую творческую научно-образовательную среду. Доброжелательная и благоприятная атмосфера делового и человеческого общения преподавателей со студентами и между собой формирует необходимые условия для развития личности, целенаправленного мотивированного профессионального роста, достижения требуемого уровня профессиональной компетенции. Другая составляющая этого процесса - комплексная, системная работа с научно-педагогическими кадрами. Главная задача сегодняшнего дня - вовремя подготовить достойную смену нашим ветеранам и органично ввести молодых преподавателей в научно-образовательный процесс.

Кадровая политика в академии - это система подходов, взглядов и организационных мероприятий, направленных на решение вопросов, связанных с формированием и функционированием научно-педагогического коллектива, а также с перспективами развития преподавательского корпуса.

В основу кадровой политики МИТХТ положены десять основных принципов:

1) формирование доброжелательной высокоинтеллектуальной образовательной среды для творческой самореализации преподавателя;

2) создание современной материально-технической, методической и информационной базы для подготовки научно-педагогических кадров;

3) индивидуальный подход к личности преподавателя и оценке его работы;

4) информирование преподавателей о перспективах их профессионального и должностного роста;

5) четкие критерии, соответствие которым обеспечивает должностной рост;

6) технология обучения по системе «step-by-step» для наиболее полного раскрытия возможностей и способностей каждого сотрудника;

7) поэтапный контроль и оценка научно-методического уровня преподавателя;

8) реализация преподавательских навыков в учебной практике как критерий качества подготовки преподавателя;

9) систематическое повышение квалификации;

10) использование мер морального и материального поощрения для повышения мотивации и приверженности корпоративным ценностям.

Системная работа в этой области координируется аттестационно-кадровой комиссией (АКК), возглавляемой ректором. Она проводится по следующим основным направлениям: критический анализ состояния кадрового состава на разных уровнях (академия, факультет, кафедра), формирование

резерва и оценка возможностей претендентов; различные формы индивидуальной подготовки преподавателя; сохранение, пополнение и ротация кадров; аттестация и повышение квалификации педагогических и научных работников; контрольные функции.

Можно выделить два принципиально разных направления подготовки и адаптации педагогических кадров. Первое связано с подготовкой преподавателей для общих кафедр (химии, физики, математики, иностранного языка и др.), второе - для инженерных и специальных кафедр.

Молодых преподавателей для общих кафедр академия в течение длительного времени привлекала из ведущих университетов России. Наиболее тесное сотрудничество и дружественные связи академия установила в этом плане с Московским государственным университетом им. М.В. Ломоносова, Московским государственным лингвистическим университетом, Московским педагогическим государственным университетом. При отсутствии государственного распределения персональная работа с выпускниками других вузов - потенциальными преподавателями для общих кафедр академии -представляет серьезные трудности. Однако нам удавалось успешно решать эти задачи; за последние годы более 30 молодых преподавателей моложе 30 лет (около 10% от общей численности) пополнили штат академии и продолжают сегодня работать в стенах МИТХТ.

Ректоратом академии 10 лет назад было принято принципиальное решение о подготовке на ряде общих кафедр преподавателей из своих же выпускников. С этой целью были открыты пять магистерских программ по направлению «Химия» и новые специальности: «Прикладная математика», «Прикладная информатика», «Метрология, стандартизация и сертификация». В

учебные планы подготовки (вузовский компонент) были дополнительно внесены новые дисциплины по психологии, педагогическому мастерству, а также большой объем педагогической практики. Все это способствует формированию у будущих вузовских педагогов соответствующих профессиональных качеств. Только за последние пять лет было подготовлено 17 молодых преподавателей для кафедр высшей и прикладной математики, неорганической химии, физической химии, коллоидной химии и других. Это значительно повысило аккредитационный показатель академии по количеству преподавателей до 30 лет, который составил более 14%. Такой подход, пожалуй, впервые для технических вузов позволил в основном справиться с проблемой дефицита молодых кадров и их адаптации к условиям работы. Тем самым решается и важная государственная задача трудоустройства выпускников высших учебных заведений, создаются дополнительные рабочие места для молодых выпускников МИТХТ им. М.В. Ломоносова и формируется элита научных и преподавательских кадров.

Подготовка преподавателей для специальных кафедр в высшей школе России, как правило, ведется в самих учебных заведениях. Это длительная по времени систематическая работа, предполагающая поэтапное обучение и формирование личности преподавателя за счет внутренних резервов кафедры, научно-педагогических школ или сложившегося высокопрофессионального коллектива преподавателей. Полная технологическая картина подготовки научно-педагогических кадров представляет собой поэтапный профессиональный рост от магистра до профессора. Следует отметить, что государство работу по подготовке и поддержке молодых преподавателей стало частично финансировать толь-

ко в последние годы - в рамках национального проекта «Образование», целевых программ Минобрнауки РФ, Президентских стипендий и грантов.

В целом, как показывает наша практика, подготовка элитных преподавательских кадров - это весьма затратная высокоинтеллектуальная, наукоемкая технология, которая может быть реализована только в условиях единства научного и образовательного процессов.

Технология подготовки молодых преподавателей для специальных и инженерных кафедр в академии включает следующие основные стадии: отбор студентов (претендентов) на старших курсах; оценка уровня начальной подготовки; зачисление на преподавательскую должность по приказу ректора на 1 год (испытательный срок); работа под руководством профессора или ведущего доцента в течение года на кафедре по индивидуальному плану; анализ и оценка дальнейших перспектив работы; объявление конкурса на вакантную должность ассистента и прохождение конкурсного отбора по системе аттестации кадров МИТХТ им. М.В. Ломоносова и далее по принятой у нас схеме.

Система аттестации ППС разработана на базе регламентирующих документов, внедрена в академии с 1994 г. и является важнейшей составляющей подготовки кадров. В ней введены критерии для отбора претендентов на должности преподавателей и научных сотрудников всех уровней, определяющие возможность их продвижения по служебной лестнице, а также указаны критерии соответствия ученым званиям «доцент» и «профессор», которые неукоснительно

соблюдаются. Последнее особенно важно, поскольку МИТХТ предоставлено эксклюзивное право на присвоение ученых званий профессора и доцента по кафедре, и мы должны быть последовательными и принципиальными в этом вопросе.

Разработанное «Положение о требованиях к должностям и ученым званиям...» доведено до каждого сотрудника академии, и молодой магистр или ассистент хорошо знает и понимает, что он конкретно должен сделать в области учебной, учебно-методической, научной работы и в течение какого времени, для того чтобы в итоге достичь вершины и стать профессором.

Большое значение в академии придается планированию подготовки преподавательских кадров по двум основным направлениям: научно-исследовательскому и учебно-методическому. По представлениям кафедр составляется перспективный пятилетний план защит кандидатских и докторских диссертаций, выполнение которого контролируется учеными советами факультетов и АКК. Повышение научной квалификации и эрудиции, производство новых знаний в процессе исследовательской работы является обязательным требованием к профессорско-

преподавательскому составу МИТХТ, позволяющим обеспечить единство учебного процесса и научной деятельности. Только за последние 10 лет сотрудниками академии на диссертационных советах МИТХТ было защищено 29 докторских и 253 кандидатские диссертации, а преподавательский корпус пополнился молодыми высококвалифицированными кадрами. С сожалением следует отметить, что позиция ВАК РФ о назначении только одного руководителя по кандидатской диссертации лишает начинающих доцентов возможности приобретать навыки руководства диссертационными работами аспирантов в тесном контакте с именитыми профессорами.

Статистика показывает, что коэффициент, учитывающий отношение количества кандидатов наук к докторам, у нас постепенно снижается и сегодня составляет 8,7 (ранее - 10). Этот важный показатель вселяет определенный оптимизм и позволяет прогнозировать рост численности докторов-профессоров - элиты научно-педагогических кадров.

Другая важная составляющая - педагогическое мастерство и методическая работа, на практике формирующие личность преподавателя в течение всей педагогической деятельности, - постоянно совершенствуется и находится в творческом развитии. В академии создан Центр педагогического мастерства, кафедра образовательных технологий и систем, проводятся мастер-классы, тренинги, семинары и конференции, посвященные основам методической работы, в которых принимают участие профессиональные педагоги-методисты, в том числе и приглашаемые из ведущих вузов страны. На них рассматриваются различные аспекты психологии общения как между преподавателями и студентами, так и между самими препо-

давателями, вопросы педагогической этики, методические приемы построения лекций и изложения материала, использования информационных технологий - всего того, что составляет фундамент становления молодого преподавателя. Практическая ежедневная работа молодых педагогов в студенческих аудиториях под контролем опытных преподавателей-мето-дистов, ее доброжелательный анализ, постепенно накапливаемый опыт и обмен опытом с коллегами способствуют также формированию личности преподавателя.

За последние годы наблюдается тенденция к сокращению времени подготовки элитных кадров - доцентов и профессоров - без снижения качества. Как правило, защита кандидатских диссертаций в области химической технологии и получение ученого звания доцента сейчас занимает не более 5 лет (ранее 8-10 лет), а докторских диссертаций и ученого звания профессора - не более 10 лет (ранее 15 лет).

В МИТХТ им. М.В. Ломоносова уже более 10 лет эффективно действует программа поддержки молодых преподавателей и ученых, затрагивающая разные аспекты их жизни и деятельности. Каждый год 50-60 молодых сотрудников получают персональную материальную поддержку (ежегодно на это выделяется более 1,5 млн. рублей), молодым преподавателям предоставляются служебные квартиры, организуются целевые стажировки для повышения квалификации, в том числе и за рубежом (Швейцария, Норвегия, Польша, Германия, США), поощряется защита диссертаций. Комплексная поддержка молодых сотрудников способствует привлечению новых преподавательских кадров, стимулирует создание благоприятных условий для их работы и позволяет осуществлять не-

прерывную направленную ротацию кадров.

Система повышения квалификации преподавателей и научных сотрудников как внутри вуза, так и в других организациях четко отлажена. Работа планируется на 5 лет, при этом учитываются их индивидуальные особенности и потребности, а также решаемые задачи на каждом этапе подготовки. Согласно положению все сотрудники проходят повышение квалификации один раз в 5 лет. Однако, помимо стажировок в профессиональной области, для всех преподавателей в МИТХТ систематически проводятся семинары по многоуровневой системе образования, системе менеджмента качества, информационным технологиям, по вопросам рационального использования компьютерной техники в учебном процессе и научной деятельности и т.д. Все это способствует постоянному развитию и совершенствованию преподавательского корпуса и повышению его профессионального уровня.

Сохранение традиций, научно-педагогических школ, особой творческой воспитательно-образовательной среды невозможно без единства мудрости, знаний и опыта старшего поколения преподавателей и энергии, энтузиазма молодых. Ротация кадров является одной из наиболее сложных этических проблем высшей школы. В академии она решается с учетом индивидуальных особенностей конкретной личности по известному

принципу - «не навреди». Практика перевода старшего поколения преподавателей на 0,5 и 0,25 ставки или в разряд консультантов - одно из направлений, позволяющих высвобождать ставки, привлекать молодежь и сохранять необходимый баланс опытных и молодых кадров.

Оптимизация и сбалансированность преподавательского состава по должностям и званиям, возрастным показателям - предмет пристального внимания руководства академии, деканов и заведующих кафедрами. Ведь все наши достижения в сфере научной и образовательной деятельности, авторитет МИТХТ в российской химикотехнологической высшей школе, востребованность выпускников и доверие абитуриентов - несомненная заслуга профессорско-преподавательского коллектива академии. Поэтому администрация считает обязательным и моральное стимулирование педагогического труда. В вузе введены почетные звания «Почетный профессор МИТХТ», «Почетный доктор наук МИТХТ», «Почетный работник МИТХТ». Портреты обладателей званий размещены в галерее, которая является частью музейного комплекса

академии. На заседаниях Ученого совета в торжественной обстановке вручаются дипломы докторов наук и аттестаты профессоров, дипломы лауреатов и медали научно-технических выставок, олимпиад, различных конкурсов.

Авторитетные научно-педагогические школы, высокая квалификация профессорско-преподавательского состава позволяют академии решать нестандартные задачи и находиться на передовых рубежах российского высшего образования, науки и техники.

Литература

1. Мосичева И.А., Шестак В.П., Соколова М.В., Застрожнова Е.М. Кадры высшей квалификации для инновационной России // Высшее образование в России. 2010. №2. С. 3-11.

2. Медведев В., Татур Ю. Подготовка препо-

давателей высшей школы: компетент-ностный подход // Высшее образование в России. 2007. № 11. С. 46-56.

3. Жураковский В.М., Сазонова З.С. Подго-

товка преподавателя высшей школы -стратегическая задача // Высшее образование в России. 2004. № 4. С. 38-44.

SIMONOV-EMELIANOV I. TRAINING OF INSTITUTE SCIENTIFIC-PEDAGOGICAL STAFF

The key problem of the article is training of a new generation of institute scientific-pedagogical personnel Moscow State Academy of Fine Chemical Technology has managed to succeed in solving staff problems due to purposeful reasonable politics and the adjusted system of organizational steps.

Keywords: institute pedagogical staff, personnel politics, scientific-educational environment.

О.А. ВОЛЬНЯКОВА, доцент Л.В. ЮРКИНА, доцент

Роль внеаудиторной работы в формировании базовых компетенций специалиста-

технолога

В статье изложен опыт организации внеучебной деятельности, построенной на идее всесторонне развитой личности. Изложены основные положения воспитательной концепции МИТХТ, которые реализуются в различных видах внеаудиторной деятельности.

Ключевые слова: воспитательная концепция вуза, система внеучебной деятельности, творческая самореализация личности студента.

Современные стратегии подготов-

ки специалистов нацелены на достижение ими высокого уровня профессиональных знаний в единстве с устойчивой мировоззренческой и гражданской позицией, сформировавшимися нравственными и эстетическими ценностями, развитой политической и правовой культурой. В рамках инновационной модели образования предполагается формирование не просто человека, имеющего багаж знаний и умений в определенной сфере деятельно-

сти, но воспитание творческой личности, способной учиться в течение всей жизни.

Один из путей решения этой проблемы - возвращение в образовательную систему идеи разносторонне и гармонично развитой личности. Именно таким путем пошла наша академия. Эта классическая идея хорошо согласуется с нетрадиционным - компе-тентностным - подходом к стандартизации содержания образования, выдвинутым в проектах стандартов тре-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.