Подготовка научно-и.д. симонов-емельянов, педагогических кадров:
профессор, заведующий кафедрой опыт эффективного
решения
В статье поднимаются актуальные вопросы сохранения и воспроизводства научно-педагогических кадров в вузах, повышения престижа труда вузовского педагога. На протяжении многих лет в МИТХТ удается успешно решать кадровые проблемы благодаря целенаправленной политике и разработанной системе подходов и организационных мероприятий.
Ключевые слова: научно-педагогические кадры, кадровая политика, обучение и формирование личности преподавателя.
В нашей стране как никогда остро стоят вопросы кадрового обеспечения и сохранения кадрового резерва, без решения которого невозможно укрепление и развитие государства, претворение в жизнь самых смелых замыслов, да и просто стабильная эффективная работа отрасли, предприятия. Перевод экономики России на инновационные рельсы требует подготовки нового поколения кадров с мышлением, ориентированным на решение профессиональных проблем в новых экономических условиях [1-3]. «Кадры решают все» - это актуально и сегодня! Модернизируя содержание и технологии подготовки современных специалистов, следует думать о тех, кто призван ее вести, - о научно-педагогических работниках российских вузов как основном стержне кадровой политики государства. Снижение уровня профессорско-преподавательского состава вузов может привести к необратимым последствиям и общей деградации образовательной системы, что в принципе недопустимо.
В связи с этим на первый план выходит проблема сохранения и воспроизводства педагогических кадров в вузах, повышения престижа труда вузовского педагога в целом. Опыт эффективного решения этой проблемы накоплен в МИТХТ им. М.В. Ломоносова.
На протяжении вот уже 110 лет в стенах одного из старейших химико-технологических вузов страны трепетно сохраняют традиции и развивают новые направления в области химико-технологического образования, наукоемких технологий, подготовки специалистов и научно-педагогических кадров. В этом заслуга выдающихся ученых-педагогов, создавших фундаментальные научнопедагогические школы, которые динамично развиваются и в настоящее время. Перечисление только нескольких славных имен вызывает законное чувство гордости и признательности: В.И. Вернадский, А.Н. Несмеянов, Я.К. Сыркин, Н.Д. Зелинский, С.С. Медведев, К.А. Андрианов, И.Л. Кнунянц, И.В. Тананаев, Н.П. Федоренко, В.И. Гольданскийи др.
С 1900 г. на Московских высших женских курсах, из которых вышел наш вуз, преподавал весь цвет научной мысли и педагогики начала века. И сегодня в МИТХТ работает один из самых квалифицированных научно-педагогических коллективов среди технических академий и университетов России. В академии обучаются 4500 студентов и аспирантов, и им преподают 119 профессоров, докторов наук, и 218 доцентов, кандидатов наук. Такая высокая концентрация ученых-педагогов на одного обучающегося позволяет гово-
рить об уникальности учебного процесса в МИТХТ им. М.В. Ломоносова.
Успехи академии в образовательной, научной и инновационной деятельности, ее международный авторитет и широкая мировая известность, несомненно, являются заслугой в первую очередь профессоров, доцентов и преподавателей, создавших неповторимую творческую научно-образовательную среду. Доброжелательная и благоприятная атмосфера делового и человеческого общения преподавателей со студентами и между собой формирует необходимые условия для развития личности, целенаправленного мотивированного профессионального роста, достижения требуемого уровня профессиональной компетенции. Другая составляющая этого процесса - комплексная, системная работа с научно-педагогическими кадрами. Главная задача сегодняшнего дня - вовремя подготовить достойную смену нашим ветеранам и органично ввести молодых преподавателей в научно-образовательный процесс.
Кадровая политика в академии - это система подходов, взглядов и организационных мероприятий, направленных на решение вопросов, связанных с формированием и функционированием научно-педагогического коллектива, а также с перспективами развития преподавательского корпуса.
В основу кадровой политики МИТХТ положены десять основных принципов:
1) формирование доброжелательной высокоинтеллектуальной образовательной среды для творческой самореализации преподавателя;
2) создание современной материально-технической, методической и информационной базы для подготовки научно-педагогических кадров;
3) индивидуальный подход к личности преподавателя и оценке его работы;
4) информирование преподавателей о перспективах их профессионального и должностного роста;
5) четкие критерии, соответствие которым обеспечивает должностной рост;
6) технология обучения по системе «step-by-step» для наиболее полного раскрытия возможностей и способностей каждого сотрудника;
7) поэтапный контроль и оценка научно-методического уровня преподавателя;
8) реализация преподавательских навыков в учебной практике как критерий качества подготовки преподавателя;
9) систематическое повышение квалификации;
10) использование мер морального и материального поощрения для повышения мотивации и приверженности корпоративным ценностям.
Системная работа в этой области координируется аттестационно-кадровой комиссией (АКК), возглавляемой ректором. Она проводится по следующим основным направлениям: критический анализ состояния кадрового состава на разных уровнях (академия, факультет, кафедра), формирование
резерва и оценка возможностей претендентов; различные формы индивидуальной подготовки преподавателя; сохранение, пополнение и ротация кадров; аттестация и повышение квалификации педагогических и научных работников; контрольные функции.
Можно выделить два принципиально разных направления подготовки и адаптации педагогических кадров. Первое связано с подготовкой преподавателей для общих кафедр (химии, физики, математики, иностранного языка и др.), второе - для инженерных и специальных кафедр.
Молодых преподавателей для общих кафедр академия в течение длительного времени привлекала из ведущих университетов России. Наиболее тесное сотрудничество и дружественные связи академия установила в этом плане с Московским государственным университетом им. М.В. Ломоносова, Московским государственным лингвистическим университетом, Московским педагогическим государственным университетом. При отсутствии государственного распределения персональная работа с выпускниками других вузов - потенциальными преподавателями для общих кафедр академии -представляет серьезные трудности. Однако нам удавалось успешно решать эти задачи; за последние годы более 30 молодых преподавателей моложе 30 лет (около 10% от общей численности) пополнили штат академии и продолжают сегодня работать в стенах МИТХТ.
Ректоратом академии 10 лет назад было принято принципиальное решение о подготовке на ряде общих кафедр преподавателей из своих же выпускников. С этой целью были открыты пять магистерских программ по направлению «Химия» и новые специальности: «Прикладная математика», «Прикладная информатика», «Метрология, стандартизация и сертификация». В
учебные планы подготовки (вузовский компонент) были дополнительно внесены новые дисциплины по психологии, педагогическому мастерству, а также большой объем педагогической практики. Все это способствует формированию у будущих вузовских педагогов соответствующих профессиональных качеств. Только за последние пять лет было подготовлено 17 молодых преподавателей для кафедр высшей и прикладной математики, неорганической химии, физической химии, коллоидной химии и других. Это значительно повысило аккредитационный показатель академии по количеству преподавателей до 30 лет, который составил более 14%. Такой подход, пожалуй, впервые для технических вузов позволил в основном справиться с проблемой дефицита молодых кадров и их адаптации к условиям работы. Тем самым решается и важная государственная задача трудоустройства выпускников высших учебных заведений, создаются дополнительные рабочие места для молодых выпускников МИТХТ им. М.В. Ломоносова и формируется элита научных и преподавательских кадров.
Подготовка преподавателей для специальных кафедр в высшей школе России, как правило, ведется в самих учебных заведениях. Это длительная по времени систематическая работа, предполагающая поэтапное обучение и формирование личности преподавателя за счет внутренних резервов кафедры, научно-педагогических школ или сложившегося высокопрофессионального коллектива преподавателей. Полная технологическая картина подготовки научно-педагогических кадров представляет собой поэтапный профессиональный рост от магистра до профессора. Следует отметить, что государство работу по подготовке и поддержке молодых преподавателей стало частично финансировать толь-
ко в последние годы - в рамках национального проекта «Образование», целевых программ Минобрнауки РФ, Президентских стипендий и грантов.
В целом, как показывает наша практика, подготовка элитных преподавательских кадров - это весьма затратная высокоинтеллектуальная, наукоемкая технология, которая может быть реализована только в условиях единства научного и образовательного процессов.
Технология подготовки молодых преподавателей для специальных и инженерных кафедр в академии включает следующие основные стадии: отбор студентов (претендентов) на старших курсах; оценка уровня начальной подготовки; зачисление на преподавательскую должность по приказу ректора на 1 год (испытательный срок); работа под руководством профессора или ведущего доцента в течение года на кафедре по индивидуальному плану; анализ и оценка дальнейших перспектив работы; объявление конкурса на вакантную должность ассистента и прохождение конкурсного отбора по системе аттестации кадров МИТХТ им. М.В. Ломоносова и далее по принятой у нас схеме.
Система аттестации ППС разработана на базе регламентирующих документов, внедрена в академии с 1994 г. и является важнейшей составляющей подготовки кадров. В ней введены критерии для отбора претендентов на должности преподавателей и научных сотрудников всех уровней, определяющие возможность их продвижения по служебной лестнице, а также указаны критерии соответствия ученым званиям «доцент» и «профессор», которые неукоснительно
соблюдаются. Последнее особенно важно, поскольку МИТХТ предоставлено эксклюзивное право на присвоение ученых званий профессора и доцента по кафедре, и мы должны быть последовательными и принципиальными в этом вопросе.
Разработанное «Положение о требованиях к должностям и ученым званиям...» доведено до каждого сотрудника академии, и молодой магистр или ассистент хорошо знает и понимает, что он конкретно должен сделать в области учебной, учебно-методической, научной работы и в течение какого времени, для того чтобы в итоге достичь вершины и стать профессором.
Большое значение в академии придается планированию подготовки преподавательских кадров по двум основным направлениям: научно-исследовательскому и учебно-методическому. По представлениям кафедр составляется перспективный пятилетний план защит кандидатских и докторских диссертаций, выполнение которого контролируется учеными советами факультетов и АКК. Повышение научной квалификации и эрудиции, производство новых знаний в процессе исследовательской работы является обязательным требованием к профессорско-
преподавательскому составу МИТХТ, позволяющим обеспечить единство учебного процесса и научной деятельности. Только за последние 10 лет сотрудниками академии на диссертационных советах МИТХТ было защищено 29 докторских и 253 кандидатские диссертации, а преподавательский корпус пополнился молодыми высококвалифицированными кадрами. С сожалением следует отметить, что позиция ВАК РФ о назначении только одного руководителя по кандидатской диссертации лишает начинающих доцентов возможности приобретать навыки руководства диссертационными работами аспирантов в тесном контакте с именитыми профессорами.
Статистика показывает, что коэффициент, учитывающий отношение количества кандидатов наук к докторам, у нас постепенно снижается и сегодня составляет 8,7 (ранее - 10). Этот важный показатель вселяет определенный оптимизм и позволяет прогнозировать рост численности докторов-профессоров - элиты научно-педагогических кадров.
Другая важная составляющая - педагогическое мастерство и методическая работа, на практике формирующие личность преподавателя в течение всей педагогической деятельности, - постоянно совершенствуется и находится в творческом развитии. В академии создан Центр педагогического мастерства, кафедра образовательных технологий и систем, проводятся мастер-классы, тренинги, семинары и конференции, посвященные основам методической работы, в которых принимают участие профессиональные педагоги-методисты, в том числе и приглашаемые из ведущих вузов страны. На них рассматриваются различные аспекты психологии общения как между преподавателями и студентами, так и между самими препо-
давателями, вопросы педагогической этики, методические приемы построения лекций и изложения материала, использования информационных технологий - всего того, что составляет фундамент становления молодого преподавателя. Практическая ежедневная работа молодых педагогов в студенческих аудиториях под контролем опытных преподавателей-мето-дистов, ее доброжелательный анализ, постепенно накапливаемый опыт и обмен опытом с коллегами способствуют также формированию личности преподавателя.
За последние годы наблюдается тенденция к сокращению времени подготовки элитных кадров - доцентов и профессоров - без снижения качества. Как правило, защита кандидатских диссертаций в области химической технологии и получение ученого звания доцента сейчас занимает не более 5 лет (ранее 8-10 лет), а докторских диссертаций и ученого звания профессора - не более 10 лет (ранее 15 лет).
В МИТХТ им. М.В. Ломоносова уже более 10 лет эффективно действует программа поддержки молодых преподавателей и ученых, затрагивающая разные аспекты их жизни и деятельности. Каждый год 50-60 молодых сотрудников получают персональную материальную поддержку (ежегодно на это выделяется более 1,5 млн. рублей), молодым преподавателям предоставляются служебные квартиры, организуются целевые стажировки для повышения квалификации, в том числе и за рубежом (Швейцария, Норвегия, Польша, Германия, США), поощряется защита диссертаций. Комплексная поддержка молодых сотрудников способствует привлечению новых преподавательских кадров, стимулирует создание благоприятных условий для их работы и позволяет осуществлять не-
прерывную направленную ротацию кадров.
Система повышения квалификации преподавателей и научных сотрудников как внутри вуза, так и в других организациях четко отлажена. Работа планируется на 5 лет, при этом учитываются их индивидуальные особенности и потребности, а также решаемые задачи на каждом этапе подготовки. Согласно положению все сотрудники проходят повышение квалификации один раз в 5 лет. Однако, помимо стажировок в профессиональной области, для всех преподавателей в МИТХТ систематически проводятся семинары по многоуровневой системе образования, системе менеджмента качества, информационным технологиям, по вопросам рационального использования компьютерной техники в учебном процессе и научной деятельности и т.д. Все это способствует постоянному развитию и совершенствованию преподавательского корпуса и повышению его профессионального уровня.
Сохранение традиций, научно-педагогических школ, особой творческой воспитательно-образовательной среды невозможно без единства мудрости, знаний и опыта старшего поколения преподавателей и энергии, энтузиазма молодых. Ротация кадров является одной из наиболее сложных этических проблем высшей школы. В академии она решается с учетом индивидуальных особенностей конкретной личности по известному
принципу - «не навреди». Практика перевода старшего поколения преподавателей на 0,5 и 0,25 ставки или в разряд консультантов - одно из направлений, позволяющих высвобождать ставки, привлекать молодежь и сохранять необходимый баланс опытных и молодых кадров.
Оптимизация и сбалансированность преподавательского состава по должностям и званиям, возрастным показателям - предмет пристального внимания руководства академии, деканов и заведующих кафедрами. Ведь все наши достижения в сфере научной и образовательной деятельности, авторитет МИТХТ в российской химикотехнологической высшей школе, востребованность выпускников и доверие абитуриентов - несомненная заслуга профессорско-преподавательского коллектива академии. Поэтому администрация считает обязательным и моральное стимулирование педагогического труда. В вузе введены почетные звания «Почетный профессор МИТХТ», «Почетный доктор наук МИТХТ», «Почетный работник МИТХТ». Портреты обладателей званий размещены в галерее, которая является частью музейного комплекса
академии. На заседаниях Ученого совета в торжественной обстановке вручаются дипломы докторов наук и аттестаты профессоров, дипломы лауреатов и медали научно-технических выставок, олимпиад, различных конкурсов.
Авторитетные научно-педагогические школы, высокая квалификация профессорско-преподавательского состава позволяют академии решать нестандартные задачи и находиться на передовых рубежах российского высшего образования, науки и техники.
Литература
1. Мосичева И.А., Шестак В.П., Соколова М.В., Застрожнова Е.М. Кадры высшей квалификации для инновационной России // Высшее образование в России. 2010. №2. С. 3-11.
2. Медведев В., Татур Ю. Подготовка препо-
давателей высшей школы: компетент-ностный подход // Высшее образование в России. 2007. № 11. С. 46-56.
3. Жураковский В.М., Сазонова З.С. Подго-
товка преподавателя высшей школы -стратегическая задача // Высшее образование в России. 2004. № 4. С. 38-44.
SIMONOV-EMELIANOV I. TRAINING OF INSTITUTE SCIENTIFIC-PEDAGOGICAL STAFF
The key problem of the article is training of a new generation of institute scientific-pedagogical personnel Moscow State Academy of Fine Chemical Technology has managed to succeed in solving staff problems due to purposeful reasonable politics and the adjusted system of organizational steps.
Keywords: institute pedagogical staff, personnel politics, scientific-educational environment.
О.А. ВОЛЬНЯКОВА, доцент Л.В. ЮРКИНА, доцент
Роль внеаудиторной работы в формировании базовых компетенций специалиста-
технолога
В статье изложен опыт организации внеучебной деятельности, построенной на идее всесторонне развитой личности. Изложены основные положения воспитательной концепции МИТХТ, которые реализуются в различных видах внеаудиторной деятельности.
Ключевые слова: воспитательная концепция вуза, система внеучебной деятельности, творческая самореализация личности студента.
Современные стратегии подготов-
ки специалистов нацелены на достижение ими высокого уровня профессиональных знаний в единстве с устойчивой мировоззренческой и гражданской позицией, сформировавшимися нравственными и эстетическими ценностями, развитой политической и правовой культурой. В рамках инновационной модели образования предполагается формирование не просто человека, имеющего багаж знаний и умений в определенной сфере деятельно-
сти, но воспитание творческой личности, способной учиться в течение всей жизни.
Один из путей решения этой проблемы - возвращение в образовательную систему идеи разносторонне и гармонично развитой личности. Именно таким путем пошла наша академия. Эта классическая идея хорошо согласуется с нетрадиционным - компе-тентностным - подходом к стандартизации содержания образования, выдвинутым в проектах стандартов тре-