Научная статья на тему 'Есть только одно благо — знание и только одно зло — невежество'

Есть только одно благо — знание и только одно зло — невежество Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
702
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Газохимия
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Есть только одно благо — знание и только одно зло — невежество»

Есть только одно благо — знание и только одно зло — невежество

МИТХТ отмечает юбилей — 11О лет со дня образования

День химика не только относится к числу самых любимых и веселых праздников в академии, но и обладает множеством традиций, которые каждое поколение сохраняет и преумножает. Например, каждый год День химика проводится под символом одного элемента таблицы Менделеева, а символом самого первого праздника был элемент номер один — водород. Выпускники химических факультетов неизменно востребованы и в науке, и в промышленности, и в бизнесе. Насколько верно это утверждение, мы говорили накануне праздника с ректором Московской государственной академии тонкой химической технологии (МИТХТ) имени М.В. Ломоносова — профессором, доктором технических наук Аллой Константиновной Фролковой.

— Алла Константиновна, День химика всегда отмечается ярко и весело. К тому же этот год для вашей Академии юбилейный — 110 лет со дня образования. Какие мероприятия запланированы на этот раз?

— Для нас это не только День химика, но и День науки, который мы проводим уже много лет, традиция началась еще до войны. В этом году состоится уже 62-я научно-техническая конференция, посвященная 110-летию МИТХТ. Ведь наша академия — один из старейших вузов России, она ведет свою историю от Московских высших женских курсов, которые были организованы 1 июля 1900 года. На конференции будут работать 32 секции по всем направлениям наших научных исследований. Одновременно с этим проводится работа жюри при поддержке префектуры Западного административного округа. Подводятся итоги, вручаются премии и дипломы лауреата Дня науки. Мы выпускаем журнал «Вестник МИТХТ», который включен в перечень Высшей аттестационной комиссии. Один из номеров традиционно бывает посвящен итогам конференции. Материалы пишут студенты, особенно магистры, которые планируют поступать в аспирантуру. Стараемся публиковать все научные разработки наших молодых ученых.

— Вы тоже закончили МИТХТ?

— Да, я выпускница 1977 года. Я поступала в МГУ на химфак, но не хватило баллов. А в приемной комиссии сидели представители МИТХТ и агитировали нас поступать к ним.

Вот и я в 1971 году сдала документы в нашу академию, отучилась пять с половиной лет по специальности «Химическая технология основного органического и нефтехимического синтеза» (в настоящее время — «Технология органических веществ»). В 1977 году поступила в аспирантуру, в 1980-м защитила кандидатскую диссертацию и стала работать в МИТХТ. Сначала на должности научного сотрудника, потом ассистента, доцента. В 2000 году защитила докторскую диссертацию, стала проректором. В 2005-м была избрана ректором и с тех пор работаю в этой должности.

— Сейчас во всех вузах России есть так называемые конъюнктурные факультеты, куда поступают молодые люди, стремящиеся получить модную на данный момент профессию. 10 лет назад все были помешаны на маркетинге и рекламе, а сегодня все популярней становится такая сфера, как Government Relations. В вашей академии какие факультеты сейчас наиболее престижны?

— В 90-х годах прошла волна, когда многие институты стали называться классическими университетами. Мы в 1993 году получили статус академии. Это было сделано сознательно, потому что университет, академия и институт отличаются количеством профилей подготовки. В университете может быть и медицинский профиль, и гуманитарный и даже театральный. Вот МГУ открыл факультет телевидения наряду с научными и техническими специальностями.

БИОГРАФИЯ

Фролкова

Алла Константиновна

Родилась 10 апреля 1953 года е г. Кизляре Грозненской области в семье служащих. В 1977 году окончила с отличием Московский институт тонкой химической технологии им. М.В. Ломоносова. В 1980 году защитила кандидатскую диссертацию, в 2000 г. — докторскую диссертацию. Ученая степень доктора технических наук присуждена в июне 2000 года. Ученое звание профессора присвоено е 2001 году. Общий стаж — 31,5 год, научно-педагогический стаж — 29,5 лет, стаж педагогической работы — 25 лет.

Работает в МИТХТ им. М.В. Ломоносова с 1980 года, занимала должности инженера, м.н.с., ассистента, доцента, проректора по учебной работе. Научно-педагогический стаж — 29,5 лет, весь стаж работы в МИТХТ им. М.В. Ломоносова. В настоящее время является ректором академии (избрана повторно на конференции научно-педагогических работников, утверждена в должности Рособразованием и профессором кафедры Химии и технологии основного органического синтеза. А.К. Фролкова — председатель Ученого совета МИТХТ им. М.В. Ломоносова. Фролкова А.К. является высококвалифицированным специалистом в области теоретических основ и технологических принципов разделения многокомпонентных многофазных смесей органических продуктов. Она является лауреатом премии международной академической издательской компании «МА-ИК-НАУКА» за цикл научных публикаций в журнале «Теоретические основы химической технологии» РАН (1997). В 2007 г. А.К. Фролкова совместно с коллективом соавторов стала лауреатом премии Правительства РФ в области образования за создание научно-практической разработки «Российский инновационный учебно-научный комплекс для подготовки кадров в области биотехнологии» для образовательных учреждений высшего профессионального образования.

28 газохимия май-июнь 2010

Сегодня МИТХТ — современный динамично

V V

развивающийся химико-технологический вуз, коллектив которого насчитывает около 4000 студентов, аспирантов, слушателей, более 1000 работников, в том числе 440 преподавателей и 130 научных сотрудников

Мы не ставили перед собой задачу расширить круг направлений подготовки ради статуса университета. У нас есть основное направление — химическая технология, к ней примыкают все остальные специальности: стандартизация, сертификация, инженерная защита окружающей среды, экономика, прикладная информатика, прикладная математика. Можно сказать, что у нас в академии моноподготовка.

Сейчас у нас 10 факультетов. Кроме традиционных инженерного и естественно-научного факультетов, есть факультет химии и технологии редких элементов и материалов электронной техники; факультет химии, физики и технологии переработки полимеров; факультет биотехнологии и органического синтеза, информационно-управленческий профиль представлен на факультете менеджмента, экономики и экологии и другие. Мы очень рады, что к нам идут ребята, мотивированые в основном на химию, на химическую технологию.

В отличие от многих других вузов, у нас общий прием в академию. Ребята поступают, учатся год-полтора по одинаковым программам, а потом выбирают дальнейшую специализацию. Из технологических факультетов наиболее востребован факультет биотехнологии и органического синтеза. Пользуются большим интересом кафедры химии и технологии биологически активных соединений, биомедицинских и фармацевтических технологий. Ребят привлекает возможность синтезировать новые лекарства. У нас, например, разрабатывались новые противоопухолевые, противотуберкулезные препараты.

— Много споров по-прежнему возникает в связи с Единым государственным экзаменом. Как Вы считаете, насколько объективно отражает ЕГЭ уровень подготовки школьника?

— Мне кажется, нельзя дать однозначный ответ на этот вопрос. Некоторые считают, что тест — это определенный примитив и ЕГЭ не может в полной мере выявить уровень подготовки школьников.

Действительно, из школы часто приходят ребята с низким уровнем знаний, хотя результаты ЕГЭ у них при этом вроде неплохие. В прошлом году, хотя мы и набирали студентов на 570 мест, и приняли сверх нормы еще 59 человек, выяснилось, что у 15-20% из них есть определенные проблемы в освоении дисциплин, которые наши преподаватели помогают решить в первый год обучения. Наша система единого набора в академию привлекает абитуриентов, потому что есть возможность подумать и определиться.

Но я хочу сказать, что в принципе ЕГЭ нас не испугал. Мы работаем со всеми, кто приходит и хочет учиться.

— В последнее время в образовательных учреждениях стало популярным делать акценты не на багаж знаний студента, а на умение логически мыслить и делать выводы. Дескать, это важнее, чем забивать голову датами, константами, формулами. Необходимо уметь быстро ориентироваться в огромном потоке информации и уметь ею пользоваться. Каково Ваше мнение на этот счет?

— Мне кажется, во все времена способность мыслить ценилась достаточно высоко. У нас есть некоторые дисциплины, например в магистратуре, когда профессор разрешает студенту при сдаче экзаменов пользоваться всеми материалами. Потому что, вы совершенно правы, студент должен показать основы понимания предмета и, прежде всего, умение размышлять. Но с другой стороны, с чем нельзя не согласиться, нужно тренировать свои умственные способности. А как? Не зря же в школе задавали учить стихи наизусть. Память должна вмещать много программных знаний и быстро отбирать из них необходимую на данный момент информацию.

Мы учились по старым образовательным стандартам, они были нацелены на академическую составляющую. Кто-то знал хорошо математику, кто-то химию — один шел заниматься математическим моделированием, другой — экспериментальной работой. Но теперь наше государство ста-

ЛИЧНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ

д.т.н., профессор, является автором более 200 научных публикаций, 2 монографий имеет 47 публикаций по проблемам высшего профессионального образования; под руководством Фролковой А.К. защищены: 7 кандидатских и 30 магистерских диссертаций, подготовлено 100 инженеров; действительный член Международной академии Высшей школы; лауреат премии Правительства РФ в области образования; награждена медалью «В память 850-летия Москвы»; нагрудным знаком «Почетный работник высшего профессионального образования РФ»; почетной грамотой Минобрнауки.

ОБЩЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

член Совета ректоров вузоЕ Москвы и Московской области;

член Совета ректоров ВУЗов ЗАО г Москвы; член экспертного совета ВАК;

член аттестационной комиссии по вопросам присвоению ученых званий Рособрнадзора; член экспертных советов по химической и нефтехимической промышленности ГД РФ и РСПП;

член экспертного совета по законодательному обеспечению образования комитета по науке и образованию Совета Федерации РФ; член редколлегии журнала «Химические технологии»; член диссертационного совета по защитам докторских диссертаций № Д21 2.1 20.02.

Студент должен показать основы понимания предмета и, прежде всего, умение размышлять

вит вопрос об оптимизации государственных расходов на высшее профессиональное образование. Мы должны готовить специалистов под конкретное рабочее место и обязаны их формировать по образовательным стандартам третьего поколения. Специалист должен быть востребован работодателем.

— Есть ли в вашей академии структура для координации взаимодействия в среде «образование — наука — производство»?

— Сейчас много говорится о профессиональных стандартах. Их разработкой занимаются большие компании. Есть профессиональные стандарты, например, СИБУРа, ЛУКОЙЛа. Это совокупность неких требований к своему персоналу. У каждой корпорации есть свои представления, что должен уметь и знать работник. Но мы не можем делать полную корреляцию под интересы конкретного работодателя, иначе будем давать предметы узко. Мы должны учить масштабнее, давать фундамент, определенную базу знаний. Поэтому сейчас много говорят о том, что нужно гармонизировать образовательные и профессиональные стандарты. Именно этим мы и занимаемся.

В настоящее время много работаем с нашими потенциальными работодателями. Их у нас достаточно — это Российская

академия наук, родственные институты, крупные производственные компании. Они нам все помогают: есть спонсорская поддержка, в РАН мы пользуемся их кадровым потенциалом институтов и материально-технической базой для прохождения практики. Всех активно привлекаем к работе в государственных аттестационных комиссиях, где защищаются квалификационные работы. Наших выпускников с удовольствием берут и академические институты, и все институты химической направленности в Москве. Неплохо устраиваются выпускники полимерного факультета, так как в столице есть институты этого профиля и в Подмосковье эта отрасль хорошо представлена. Если говорить об отрасли, институты есть по всем направлениям, — и по живым системам, и по нанотехнологиям, и по наноматериа-лам, и по нашим органическим вопросам. Институты есть, а производства, к сожалению немного.

Наиболее яркий пример, который можно привести сегодня, — это развитие производства удобрений. Это действительно наиболее динамично развивающая отрасль. Недавно на одном из заседаний в Российском союзе химиков обсуждалась эта тема. И перспективы очень позитивные. У нас в России есть нефтепереработка, газопереработка, а вот уже более глубокая переработка — это проблема. Мы пока еще по-прежнему продаем сырье. Остается

Московская государственная академия тонкой химической технологии (МИТХТ) имени М.В. Ломоносова в 2010 году будет отмечать 110 лет со дня своего основания, которым является 1 июля 1900 г., когда в Москве были учреждены Высшие женские курсы (МВЖК) университетского типа, готовившие женщин для преподавательской, научной и практической работы

только надеяться, что ситуация в промышленности изменится. Ведь у нас в стране уже есть технологии и специалисты, способные получать из этого сырья продукцию более высоких переделов. Не зря мы называемся академией тонкой химической технологии и изучаем вопросы глубоких синтезов.

В свое время у нас были контакты с Уфимским нефтеперерабатывающим заводом, ребята проходили там практику. Сотрудничаем с СИБУРом. Мне нравится их девиз — искусство тонких преобразований. Компания СИБУР — лидер нефтехимии России с полным охватом отраслевого цикла: газопереработки, производства мономеров, пластиков, каучу-ков, минеральных удобрений, шин и резинотехнических изделий, а также переработки пластмасс, занимается более глубокой переработкой. На днях мы обсуждали строительство нового химического предприятия в Тобольске, и они ставили перед нами задачу подготовки для них кадров. Конечно, хочется с Газпромом начать работать, но пока, к сожалению, у нас нет ни одного эффективного контакта.

— Л переработка газа из угольных пластов — это ваша тема?

— У нас это направление не очень развито. Были работы А.Н. Башкирова, Н.С. Печуро на кафедре нефтехимического синтеза, искусственного жидкого топлива. Но это давние работы. Кафедры у нас с традициями, существуют уже по 70-80 лет, многие из них созданы еще в 30-х годах, а то и раньше. Хотя газохимией хотелось бы заняться, потому что это перспективное направление.

— Вот уже 10 лет в РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина успешно работает кафедра газохимии. Не планируете ли вы создать такую кафедру? Ведь проблемы газопереработки и газохимии становятся все более актуальными для России.

— Я ставила задачу перед педагогическим составом: чем мы можем быть полезны газохимикам? У нас в МИТХТ очень сильная каталитическая школа, ведутся исследования различных катализаторов. Пока это только идея, хотя, теоретически, мы готовы. У нас 24 магистерские программы, и по каждой учится не более 10 человек, то есть возможна индивидуальная подготовка специалистов. Учеба в магистратуре в этом смысле очень удобна, так как у каждого в разработке своя тематика. Можно развивать более узкие перспективные направления в рамках этих программ. То есть руководитель — профессор, доктор наук формирует под себя новое направление в рамках уже существующих кафедр и начинает готовить специалистов в этой области. Это может быть предметная двухгодичная подготовка после бакалавриата по определенному направлению.

— Много выпускников из других вузов поступают в вашу аспирантуру?

— В этом году из 65 поступивших в нашу аспирантуру почти половина пришли из других вузов. Происходит обмен, динамическое равновесие. Чуть ли не треть выпуска наших магистров идет в академическую аспирантуру. Мы в МИТХТ создали условия, когда ребята могут сдать, обучаясь в магистратуре, кандидатские экзаме-

май-июнь 2010 газохимия 33

ИСТОРИЯ

В 1918 г. МВЖК были преобразованы во 2-й московский государственный университет, химико-фармацевтический факультет которого начал готовить специалистов-химиков. В 1 930 г. 2-й МГУ был разделен на три самостоятельных вуза, преемником химико-фармацевтического факультета стал химико-технологический институт, получивший в 1931 г наименование — Московский институт тонкой химической технологии. 7 мая 1 940 г институту было присвоено имя М.В. Ломоносова за большие научные достижения и подготовку специалистов, в 1971 г. он награжден орденом Трудового Красного Знамени, в 1 993 г. получил статус академии и наименование — Московская государственная академия тонкой химической технологии (МИТХТ) им. М.В.Ломоносова.

Фтпко-химичг-сюй имелпуть

Ьисишхъ Женских'!-. Курсииъ н'ь Москп Ь

Кафедры у нас с традициями, существуют уже по 70-80 лет, многие из них созданы еще в 30-х годах, а то и раньше

ны по языку и по философии. Аспирантура работает достаточно эффективно. В целом по стране защит диссертаций в срок или через год после окончания обучения происходит мало. Условно говоря, процентов 38-40. А у нас 60-70, а в некоторые годы и до 8096 доходит.

—Ллла Константиновна, можно ли, по Вашему мнению, говорить о соответствии уровня высшей школы в нашей стране потребностям политического и социально-экономического развития России?

— Сегодня совершенно меняется структура высшего образования. Сейчас инженерная подготовка, к сожалению, сокращается. Будет ограниченный список с перечнем специальностей, который утверждает Правительство Российской Федерации, — это оборонные, некоторые химические, связанные с взрывчатыми веществами, с энергонасыщенными соединениями, и медицинские. Например, специальностей, по которым мы учились, уже не будет. Все они все перейдут в направление магистерской подготовки. И там уже будут учить и проектной, и инженерной деятельности. То есть немножко расширяется понятие магистратуры, а в то же время количе-

ственный набор в магистратуру по стране станет меньше.

Идет, к сожалению, дифференциация вузов. Уже есть и национальные университеты, и исследовательские университеты, и вузы, реализующие инновационные программы. Государство делает на них ставку, а это в основном гиганты — вузы с большим числом студентов. Но мы занимаем особую позицию. Мы считаем, что в небольшом вузе легче дойти до каждого студента, обеспечить более качественный индивидуальный подход.

— Необходимость интеграции России в европейское и общемировое образовательное пространство становится все более очевидной. Принимается ли в расчет данное обстоятельство в процессе модернизации высшей школы?

— Да, конечно. У нас очень хорошие связи с Лозаннской технической школой (Швейцария). По договору мы отправляем туда стажеров, вот и сейчас уезжает группа из восьми человек. Совместно проводили российско-швейцарский научно-методический семинар по многоуровневому образованию и два семинара, связанные с научными интеграционными контактами. Мы гордимся таким престижным партнером.

У академии был большой трехлетний контракт с Университетом г. Трондхейм, Норвегия. Надеемся, это партнерство продолжится и дальше. Будут совместные научные исследования, обмен профессорами и студентами.

Активно сотрудничаем с Университетом г. Пардубице в Чехии, с Харбинским университетом в Китае. Необходимо показывать себя на внешней арене. К сожалению, иностранные аспиранты к нам не очень стремятся. В советские времена у нас обучались венгры, немцы, поляки, румыны. Сейчас в основном едут из стран Востока, Вьетнама и Южной Америки. Я считаю, что для развития европейских контактов у нас есть необходимый потенциал. Надо просто уметь себя позиционировать, заявить о себе.

Ведь тем, кто приезжает, наша система очень нравится. Накануне Рождества 2009 года мы принимали швейцарскую делегацию, в составе которой были госсекретарь, посол, пять ректоров швейцарских вузов. На семинаре студенты сделали научные доклады на английском языке. Потом был концерт — наш хор пел рождественские песни. Уезжали они с чувством приятного удивления: «Это ваши студенты так поют? Это у ваших студентов такой уровень научных исследований?» У нас есть что показать. Наш студенческий хор стал серебряным призером на Пятых всемирных хоровых играх в Австрии в прошлом году, и мы очень гордимся этими успехами.

— Не является тайной, что раньше часть аспирантов и студентов, которые действительно хотели заниматься наукой, уезжали за рубеж. Изменилось ли положение сейчас? Не превратилась ли ваша академия в «кузницу» химиков для поставки их за границу?

— Всего в академии учатся 3500 студентов. Выпускаем мы обычно 520 человек. Из них человек 20 по разным направлениям отправляем на кратковременную стажировку за границу. Обычно уезжают с целью повысить квалификацию — сделают научную работу и возвращаются.

Да, действительно было время, когда ребята уезжали, и мы этот процесс не могли даже контролировать. И сейчас порой бывает, что человек закончил обучение, и мы дальше ничего не знаем о его судьбе, поскольку никто особенно своими планами не делится. У нас есть ребята, которые работают за границей, работают долго, но возвращаются. Но это тоже единичные случаи. Если говорить об «утечке мозгов», то этого процесса нет. Может, в какой-то другой отрасли это и происходит, ну например, среди электронщиков. А химики у нас очень способные ребята. Часто бывает, что за границей они занимают более низкие должности при соответствующих уровнях оплаты. И если это молодые ребята, полные сил, они пони-

мают, что здесь у них гораздо лучше перспективы. Хотя, несомненно, кто-то бывает остается там и сейчас, и это единицы. Но я, честно говоря, что-то таких случаев не припомню.

— Как Вы считаете, какими чертами характера должен обладать студент, чтобы в дальнейшем быть успешным?

— Современная молодежь по-деловому, прагматично относится к получению знаний и овладению навыками — все в копи-лочку. Любое свидетельство об окончании курсов, об освоении какого-то метода — все в дальнейшем может пригодиться. Они в этом смысле молодцы! Студентам часто приходится подрабатывать, а по специальности устроиться очень трудно, особенно за границей. Вот они просят дать им рекомендацию у профессора, которого знают за рубежом, получают эту рекомендацию и едут с ней устраиваться на какие-то дополнительные стажировки или курсы. Сами повышают свою квалификацию. А теперь это очень важно — какой объем материала прослушал, какие отметки в аттестате, какие дополнительные спецкурсы посетил. Сейчас на это обращают внимание и студенты, и работодатели. ГХ

ПОЗДРАВЛЯЕМ

Редакционная коллегия нашего журнала искренне поздравляет всех химикоЕ с профессиональным праздником, ректора Аллу Константиновну Фролкову преподавателей, сотрудников и всех студентов МИТХТ — с наступающим 110-летним юбилеем академии. Желаем новых открытий, синтеза уникальных веществ и производства нужных материалов, не разрушая тем самым естественный природный баланс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.