Научная статья на тему 'Альберт Владимиров: «в президенты университета может идти только тот, кто наелся властью»'

Альберт Владимиров: «в президенты университета может идти только тот, кто наелся властью» Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
255
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Газохимия
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Альберт Владимиров: «в президенты университета может идти только тот, кто наелся властью»»

Ж ИНТЕРВЬЮ

БИОГРАФИЯ

Альберт Владимиров родился 3 июля 1939 г. в г. Вологде. Окончил с отличием Московский институт нефтехимической и газовой промышленности им. И.М. Губкина по специальности «Машины и аппараты химических производств» (1963), кандидат технических наук, профессор. Член правления Российского союза ректоров, член коллегии Рособрнадзора, член Совета по присуждению премий Правительства РФ в области науки и техники, член совета Союза нефтегазопромышленников России, член бюро НТС ОАО «Газпром», заместитель председателя Российского национального комитета по мировым нефтяным конгрессам, член правления Международной топливно-энергетической ассоциации, главный редактор журнала «Химия и технология топлив и масел», член редколлегии журналов «Нефть, газ и бизнес», «Мир науки, техники и образования», «Надежность и сертификация оборудования для нефти и газа», «Известия вузов. Нефть и газ». Действительный член Российской инженерной академии, Российской академии естественных наук, Международной академии топливноэнергетического комплекса. Опубликовано более 200 научных работ и учебных пособий для вузов. Подготовлено 6 кандидатов наук. Лауреат Государственной премии РФ в области науки и техники (2003). Лауреат премии Правительства РФ в области образования (2007). Заслуженный работник высшей школы РФ (2004). Награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» 4-й степени (2000), «Дружбы» (2009) и «Знак Почета» (1986), медалями РФ. Заслуженный деятель науки Республики Башкортостан, Республики Татарстан, Республики Саха (Якутия). Почетный работник топливно-энергетического комплекса, Почетный работник газовой промышленности, Почетный нефтяник. Лауреат премий академика И.М. Губкина (1996, 2000, 2004), РАЕН, ВЦСПС.

8 ГАЗОХИМИЯ НОЯБРЬ-ДЕКАБРЬ 2009

■ НАШ САЙТ В ИНТЕРНЕТЕ: WWW.GAZOHIMIYA.RU ЛЙЦД~^И

Альберт Владимиров:

«В президенты университета может идти только тот, кто наелся властью»

Владимиров Альберт Ильич — президент известнейшего учебного заведения — Российского государственного университета нефти и газа имени И.М. Губкина. Эту должность он получил год назад, а до этого пятнадцать лет управлял огромным хозяйством, где девять тысяч только одних студентов, в качестве ректора. Более полувека судьба этого человека связана с нефтегазовой отраслью. За время его руководства научно-педагогическому коллективу вуза удалось сделать много нового и интересного, утвердить свой имидж и занять достойное место среди нефтегазовых вузов России. О том, как менялась за это время жизнь студентов, преподавателей, науки, страны, мы говорили с Альбертом

Ильичом накануне Нового года.

— Альберт Ильич, вот уже год как Вы занимаете должность президента университета. Как Вы себя чувствуете в новой роли? Чем Ваши обязанности отличаются от обязанностей ректора?

— Должность президента была введена недавно. Есть несколько задач, которые ставило государство, вводя такую должность в вузах, — во-первых, как использовать на благо общества громадный потенциал, который есть у старшего поколения,

УІ

Мы ведь знаем, что зачастую смена власти в вузе приводит к различным коллизиям в коллективе. А президент должен стать гарантом полноценной деятельности вуза. И я бы еще добавил, он должен быть хранителем традиций вуза и задавать направление его развития

их опыт, понимание развития в целом системы образования и данного учебного заведения. Раньше бывало так, что ректор, отработав многие годы в этой должности, после завершения работы переходил на должность профессора или зав. кафедрой и начинал заниматься более узким направлением. Но у него еще достаточно большой потенциал, который необходим вузу и который можно было бы активно использовать. И во-вторых, задача у президента — сохранять ту творческую атмосферу в вузе, которая уже создана. Мы ведь знаем, что зачастую смена власти в вузе приводит к различным коллизиям в коллективе. А президент должен стать гарантом полноценной деятельности вуза. И я бы еще добавил, он должен быть хранителем традиций вуза и задавать направление его развития.

— Выборная ли это должность?

— Сначала предполагалось, что президента избирает ученый совет вуза. Но потом процедура несколько изменилась. Ректор университета вносит свое предложение на должность президента в Федеральное агентство по образованию. Агентство после рассмотрения данной кандидатуры вносит свое предложение в ученый совет университета, который на своем заседании тайным голосованием решает вопрос о кандидатуре президента университета. После избрания президента Агентство заключает с ним договор на пятилетний срок его работы в этой должности.

— В каждом ли вузе есть такая должность?

— Это каждый университет решает сам. Не обязательно, что она есть в каждом университете. По крайней мере, в ведущих университетах научные коллективы согласились и ввели в устав университета должность президента. В том числе и наш университет. Когда я переизбирался

НОЯБРЬ-ДЕКАБРЬ 2009 ГАЗОХИМИЯ 9

Ж ИНТЕРВЬЮ

с должности ректора, на общей конференции единогласно прозвучало: «Да, Альберт Ильич, продолжайте!», а потом Ученый совет единогласно поддержал предложение Агентства.

и газовая

промышленность

ПОСТОЯННО

тал. Устал от ответственности за жизнь, деятельность и состояние многотысячного коллектива — она давит.

— Не жалко было уходить после 15 лет работы ректором?

— Мне в этом году исполнилось 70 лет — это много. Поверьте мне. Ты уже не 30-летний, и даже не 40-летний. Силы не те. Да и застоя в научной или производственной организации быть не должно. Когда очень много лет один и тот же руководитель — всегда застой: в кадрах, в идеях. Должна быть смена. Пять лет слишком мало, ни один руководитель за это время ничего не сможет сделать. 10 лет — это хороший срок. У меня получилось 15 лет. Уже под конец я просто ус-

всегда — Как сейчас изменилась Ваша жизнь? С чего

теперь начинается день?

Hjr* — У меня постоянная работа с руководите-

лями кафедр, руководителями направлений, учеными, студенческим активом. Многое, что задумал еще будучи ректором, не сумел довести до конца. На каждом ученом совете достаточно активен, когда нужно, ненавязчиво говорю свою позицию, подсказываю. В президенты может идти только тот, кто наелся властью.

V)

Мне в этом году исполнилось 70 лет — это много. Поверьте мне. Ты уже не 30-летний, и даже не 40-летний. Силы не те. Да и застоя в научной или производственной организации быть не должно. Когда очень много лет один и тот же руководитель — всегда застой: в кадрах, в идеях. Должна быть смена

— Какие установились взаимоотношения с нынешним ректором?

— В вузе исполнительный руководитель один — ректор. Не может быть двоевластия. Если ты не наелся этой властью — ни в коем случае не должен идти на президента. Это, в какой-то степени, дипломатическая работа. На ней я год. Не командую, но подсказываю, работаю с людьми, помогаю решать внутренние проблемы в коллективе. Вполне доволен сложившейся обстановкой.

— Альберт Ильич, а каким ректором Вы были сами?

— Я принимал так много решений. Иногда уставал от того, что не было интересных инициа-

10 ГАЗОХИМИЯ НОЯБРЬ-ДЕКАБРЬ 2009

ЛИЦА Ж

тивных предложений от коллег, и был вынужден все делать сам. Хотя за ректорские свои годы никого не наказал. Никто не может «похвастаться», что имеет от меня взыскание. Часто сотрудник сам уходил, если видел, что не справляется, не соответствует тем требованиям, которые предъявлял руководитель к этому направлению.

У)

Основная масса студентов — не москвичи, в наборе этого года 80% иногородних. К нам едут поступать ребята социально активные, которые понимают, что полученное в университете образование позволит им иметь в дальнейшем хорошую работу и достаток для семьи. Среди поступающих в этом году — абитуриенты из 71 региона

— Ваша жизнь вот уже почти 50 лет связана с РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина. Как все начиналось?

— Я все эти годы был непосредственным участником жизни РГУ. Пришел сюда в 1958 году студентом. И вот уже 51 год связываю жизнь с этими стенами. Все годы оставался в составе преподавательского коллектива: был ассистентом, старшим преподавателем, профессором, заведующим кафедрой. Кроме научно-педагогической работы занимался и общественной. Был в этом коллективе секретарем комитета комсомола, председателем профкома, секретарем партийного комитета. Три года занимал должность секретаря Октябрьского райкома партии г. Москвы, куда входила и первичная партийная организация Академии наук СССР 7 лет работал в отделе науки и учебных заведений ЦК КПСС, 5 лет в Совете министров СССР. Моя последняя должность — заведующий отделом образования, культуры и здравоохранения аппарата Совета министров СССР И я оказался последним секретарем партийного комитета аппарата Совета министров СССР

— Альберт Ильич, у Вас за многие годы научной деятельности и руководства университетом сложились какие-то личные правила жизни, которые важны были бы молодым людям? Простые правила жизни. Что и как надо делать, чтобы добиться успеха. Изменились ли сами студенты за это время?

— В группе, в которой учился, было 25 человек. Из них 3 поступили после школы, остальные — после армии или производства. И это совершенно другое студенчество. Я 1939 года рождения, довоенного, из семьи военнослужащего. Войну встречали на границе, отец погиб, мама с нами — детьми бежала. Мама тоже умерла рано, в 1950-м году. С 1949 г. я учился в суворовском училище, семь лет. Была большая тяга к получению знаний. Очень здорово помогал комсомол в воспитании многих моих личных качеств. Отбросьте идеологические штампы и посмотрите, чем тогда комсомол занимался: воспитание нравственности, коллективизма, патриотизма, ответственности за труд, учебу, за своих коллег. Раньше бывало, если не подскажешь коллеге, то счита-

лось, что ты нарушаешь какие-то нравственные принципы студенческого товарищества. Как же без подсказок, шпаргалок? А сегодня изменилось — студент переживает только за себя. Что касается тяги к знаниям, то она не изменилась; правда, если в университет его насильно не загнали родители. Но у нас сейчас таких немного. Основная масса студентов — не москвичи, в наборе этого года 80% иногородних. К нам едут поступать ребята социально активные, которые понимают, что полученное в университете образование позволит им иметь в дальнейшем хорошую работу и достаток для семьи. Нефтяная и газовая промышленность постоянно развиваются. Значит и полученные ими знания будут всегда нужны. Среди поступающих в этом году — абитуриенты из 71 региона, т.е. практически вся Россия.

— За время Вашего управления вузом, какие родились новые направления?

— Например, конференция «Новые технологии в газовой промышленности». В ней всегда участвует много наших студентов, аспирантов, магистрантов. А знаете, как пришла идея этой конференции? В 1994 г. проходил Мировой газовый конгресс в Милане. Выступление российских делегатов на молодежной секции конфе-

НОЯБРЬ-ДЕКАБРЬ 2009 ГАЗОХИМИЯ 11

Ж ИНТЕРВЬЮ

Среди

ренции было очень слабым. Научными коллективами страны было представлено много интересных разработок, мы все-таки лидирующие в этой области. Но молодежная секция подкачала.

Ехали обратно очень расстроенные. И мы втроем — я, ректор университета им. Губкина, Гриценко Александр Иванович, директор ВНИИГАЗа и Дмитриевский Анатолий Николаевич, директор Института проблем нефти и газа РАН — ехали в машине из Милана в Рим и думали, как сделать так, чтобы организовать в России систему молодежных конкурсов по газовой тематике. Вернувшись, мы написали втроем большую служебную записку на имя Вяхирева Рема Ивановича, в то время председателя правления РАО «Газпрома», о целесообразности создания и проведения во всех производствен-

выпускников

мэо Москвы Юрии Лужков, МЫ СИИ

одну кафеДР^

оканчивали

оборУАоваНИЯ

нефтегазо-

переработки

Кафедра газохимии продолжает развиваться. Выпускники кафедры «заточены» именно на эту позицию — на газохимию, они востребованы. На кафедре за эти годы защищены две докторские и 12 кандидатских диссертаций, подготовлено более 50 магистров и 200 инженеров по газохимии

ных коллективах Газпрома и научнопроизводственных структурах, которые работают на газовую промышленность, конференций молодых ученых, специалистов и студентов по проблемам газовой промышленности. Предложили проводить раз в два года на базе РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина общероссийскую конференцию за счет финансирования со стороны Газпрома. Вынесли это предложение на рассмотрение правления Газпрома. Было принято положительное решение. И вот с 1995 года раз в два года мы проводим эти конференции — сначала региональные в регионах газодобычи и переработки, а потом всероссийскую в стенах университета. Едут на нее со всей страны. На конференции обычно бывает представлено 500-600 докладов, сейчас уже более 20 вузов принимают в ней участие — МГУ, МИФИ, МФТИ, все нефтегазовые вузы страны и многие другие, которые занимаются этой проблематикой. Из этих ребят потом 90% будут работать в нефтегазовой отрасли и развивать ее.

В этом году, когда выступал на открытии конференции, сказал участникам: «Дам вам один совет. Внимательно прислушивайтесь к тем вопросам, которые будут вам задавать члены оргкомитета, руководители секций и представители Газпрома. Может быть, даже глупый, на ваш взгляд,

12 ГАЗОХИМИЯ НОЯБРЬ-ДЕКАБРЬ 2009

ЛИЦА Ж

вопрос подвигнет на что-нибудь и повлияет на ваш подход в понимании решения рассматриваемой проблемы». Вспоминаю Володю Якушева, который как молодой специалист выступал на первой конференции, а месяц назад он защитил докторскую диссертацию во ВНИИГАЗе. Да и других примеров много.

— Наш журнал называется «Газохимия». Расскажите, пожалуйста, о том, почему пришла идея создать кафедру с аналогичным названием? Насколько востребованы ее выпускники? Есть ли будущее у газохимической отрасли?

— Газохимии и газопереработки как научного подразделения высшей школы в России, да и в мире не было. У нас была кафедра технологии переработки нефти и газа. Но возникла необходимость создать кафедру, которая взяла бы на себя кристаллизующую позицию по проблемам газохимии. Приняли волевое решение — кафедре быть. Встал вопрос — кто возглавит? Мы понимали, что если не будет во главе личности, которая может притянуть к себе научное сообщество, то дело не пойдет. Знали, что в академии наук есть член-корреспондент РАН А.Л. Лапидус. Нашел возможность встретиться с Альбертом Львовичем и объяснить ему, что такое высшая школа, поговорили о проблемах подготовки специалистов для отрасли и о том, какой след в истории отечества можно оставить после себя, будучи основателем отечественной научно-педагогической школы. Он попросил время на раздумье. К тому времени А.Л. Лапидус уже был членом-корреспондентом РАН. В Институте органической химии имени Н.Д. Зелинского РАН у него была большая лаборатория, хороший научный коллектив. Тогда я

встретился второй раз и опять объяснил, что у нас есть возможность, все, что он наработал, систематизировать, чтобы начать подготовку специалистов по газохимии, разрабатывать научные проблемы, связанные с полным использованием природного газа. Ведь когда берешь молодого человека, у которого есть желание учиться, помогаешь ему стать специалистом на производстве — это тебе не статью писать. Я благодарен, что Альберт Львович согласился. Сейчас А.Л. Лапидус использует базу института органической химии и для учебно-научной деятельности кафедры. Многие наши аспиранты, магистранты работают там в лаборатории, сразу попадая в среду настоящей академической науки.

НОЯБРЬ-ДЕКАБРЬ 2009 ГАЗОХИМИЯ 13

Ж ИНТЕРВЬЮ

Сразу после

JU-SS-

нас6ыпавозпо*е«

Кафедра газохимии продолжает развиваться. Выпускники кафедры «заточены» именно на эту позицию — на газохимию, они востребованы. На кафедре за эти годы защищены две докторские и 12 кандидатских диссертаций, подготовлено более 50 магистров и 200 инженеров по газохимии. Сегодня все уже поняли, что газохимия — это новое важное направление в науке.

— Какими достижениями выпускников Вы можете гордиться?

— Я горжусь всеми 85 тысячами выпускников университета. Среди наших выпускников много известных людей — например, мэр Москвы Юрий Михайлович Лужков, мы с ним одну кафедру оканчивали — оборудования нефтегазопереработки. Он часто вспоминает свои студенческие годы и рассказывает об университете, вспоминая своих преподавателей. Академик РАН Дмитриевский Анатолий Николаевич — директор института проблем нефти и газа РАН, тоже наш выпускник; член-корреспондент РАН Гриценко Александр Иванович, много лет занимавший должность директора ВНИИГАЗа — гордость университета и отрасли. У нас есть порт-

ответственность за

VP специалистов нефтегазового

профиля В стране

У)

ретная галерея университета — там 350 портретов — Герои труда, лауреаты Ленинской премии, лауреаты государственных премий, заслуженные деятели науки — все эти люди своими делами прославляют и создают имидж нашему университету. Например, известное Бованенковское месторождение названо в честь нашего выпускника — геофизика В. Бованенко, который его открыл. В музее университета есть стенд «Их именами названы». Именами выпускников университета названы города, месторождения. Около 40 фамилий. И я горжусь всеми выпускниками нашего Губкинского университета.

— Где сейчас трудятся выпускники?

— Нет ни одной компании мира и России, где-бы не трудились наши выпускники. 85 тысяч выпускников, в том числе подготовлено более 5 тысяч иностранных специалистов для 106 стран мира. Например, как-то прихожу в ООО «Орен-бурггазпром» в контору бурения и спрашиваю: «Кто из вас оканчивал Губкинский университет»? А у нас есть филиал в г. Оренбурге. Три четверти встали. Во ВНИИГАЗе сейчас среди сотрудников — более 50% выпускники университета им. Губкина. Мы уникальны. 17 апреля 1930 г. был подписан приказ о расформировании Московской горной академии им. Сталина и на базе академии были созданы Московский горный институт, Московский нефтяной институт, Московский институт черных металлов, Геологоразведочный институт, Институт цветных металлов и золота, и Торфяной. Директором Московского нефтяного института было решено назначить академика Губкина Ивана Михайловича. Последний пункт приказа звучал так: «Учитывая

огромные заслуги академика И.М. Губкина в деле организации высшей школы по подготовке инженерно-технических кадров, присвоить вновь организуемому Московскому нефтяному институту имя И.М. Губкина». Вуз с самого начала носил имя своего директора, выдающегося советского нефтяника-геолога. Таких прецедентов не было и нет. История

Ивана Михайловича была уникальна. Он пришел в геологию в 30 лет, до этого был сельским учителем, затем окончил Петербургский горный институт. Он стоял у истоков нефтегазовой геологии Советского Союза. А с 1998 г. мы носим нынешнее название — Российский государственный университет нефти и газа имени И.М. Губкина, являясь базовым вузом нефтегазового комплекса России.

Используя междисциплинарный подход, мы учим студентов работать и управлять разработкой скважины в команде, когда за одним рабочим столом сидят буровик, разработчик, химик, экономист, другие специалисты и совместно решают ту проблему, которая возникает на конкретном месторождении

14 ГАЗОХИМИЯ НОЯБРЬ-ДЕКАБРЬ 2009

ЛИЦА Ж

— Что Вы можете рассказать об инновационной деятельности специалистов разных факультетов?

— Как только наш вуз был создан, на нас сразу была возложена ответственность за уровень подготовки специалистов нефтегазового профиля в стране. Сначала мы подчинялись Министерству нефтяной промышленности СССР и министерство определяло, какие кафедры открыть, какое руководство назначить. В 1946 г. нас передали в систему Министерства высшего образования СССР, закрепив за нами статус ведущего нефтегазового вуза. Сегодня все основные нефтегазовые вузы страны — это наши бывшие филиалы:

Уфимский, Ухтинский, Альметьевский. Университет много помог в становлении Тюменского нефтегазового университета. Мы возглавляем учебно-методическое объединение вузов нефтегазового профиля. Главная обязанность научнопедагогического коллектива университета перед промышленностью, системой образования, перед страной — определять, чему учить и как учить, за нами разработка государственных стандартов, перспективы подготовки специалистов. Мы разрабатываем учебные планы и программы подготовки инженеров-нефтяников и газовиков. Каждый год ученые университета издают 70-80 учебников, по которым учатся студенты в стране.

Два года назад проходил всероссийский конкурс «Приоритетный национальный проект «Образование», который мы выиграли. Мы выполнили очень интересную работу — «Развитие профессиональных компетенций в новой среде обучения — в виртуальной среде профессиональной деятельности». Промышленность нам дала геолого-гидродинамическую историю трех нефтегазовых месторождений. На основании этих данных нами были созданы виртуальные нефтегазовые месторождения, разработаны разнообразные программы по их освоению. В проекте участвовали 14 кафедр. Имеющиеся на кафедрах автоматизированные рабочие места специалиста объединены в единый центр по управлению разработкой месторождения и используются при подготовке специалистов на старших курсах. Используя междисцип-

НОЯБРЬ-ДЕКАБРЬ 2009 ГАЗОХИМИЯ 15

Ж ИНТЕРВЬЮ

линарныи подход, мы учим студентов работать и управлять разработкой скважины в команде, когда за одним рабочим столом сидят буровик, разработчик, химик, экономист, другие специалисты и совместно решают ту проблему, которая возникает на конкретном месторождении. Создать нужно было все учебно-методическое обеспечение. Написать и свести все воедино было очень сложно. Мы сделали то, чего пока нет не только ни в одном вузе России, но и в мире.

Все тяжелее

становится передавать

инженеру

ииипедомтельда»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

кухню — не1

своевременной

смены

— Каким Вы видите будущее университета? Есть ли тревога или, наоборот, позитивное настроение?

— Если в ближайшее время государство не изменит отношение к его главной фигуре вуза — преподавателю

и его престижу, то придется искать профессоров на Западе.

Потому как держимся мы еще пока на запасах советской системы образования. И сейчас важно, не потерять нашу главную ценность — научнопедагогические школы. Все тяжелее становится передавать инженерную и исследовательскую кухню — нет своевременной смены. Не успеешь подготовить кандидата или доктора наук, как его уже готовы переманить нефтегазовые структуры.

И я их понимаю, потому что зарплата ассистента в вузе 8 тыс. руб., у профессора — 20 тыс., у заведующего кафедрой — 25 тыс. Основная часть преподавателей стареет. Сейчас в институте более 40 процентов профессорско-преподавательского состава старше 60 лет. Необходимо хотя бы ведущим научно-педагогическим школам создать несколько другие условия, чтобы не потерять их навсегда. ЕХ

Беседовала Елена Володина

Использованы фото из архива музея РГУ нефти и газа

16 ГАЗОХИМИЯ НОЯБРЬ-ДЕКАБРЬ 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.