ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ШШШШ
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В МНОГОУРОВНЕВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ СОВРЕМЕННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ
И. Д. Симонов-Емельянов, профессор Московской государственной академии тонкой химической технологии им. М. В. Ломоносова,
В. А. Соломонов, проректор по учебно-методической работе Московской государственной академии тонкой химической технологии им. М. В. Ломоносова, доцент,
А. К. Фролкова, ректор Московской государственной академии тонкой химической технологии им. М. В. Ломоносова, профессор
Многоуровневая структура построения образовательных профессиональных программ открывает широкие возможности для реализации интеграционных процессов в учебном процессе. В статье рассмотрены основные направления интеграции, реализуемые в Московской государственной академии тонкой химической технологии им. М. В. Ломоносова.
Среди основных стратегических задач, стоящих перед российской экономикой, одной из важнейших является использование научного и технологического потенциала страны для развития высоких наукоемких технологий. Решение данной задачи требует постоянного притока в науку и производство молодых специалистов, способных как к проведению научных исследований высочайшего уровня, так и к практической реализации новейших разработок. Это в значительной степени определяет важность последовательной модернизации образовательной системы России.
Коллектив ученых-педагогов и методистов Московской государственной академии тонкой химической технологии (МИТХТ) им. М. В. Ломоносова еще в 1989 г. в рамках системного подхода к построению образовательных профессиональных программ приступил к разработке новой концепции и созданию системы нового поколения подготовки кадров в области наукоемких химических технологий, которая в большей степени соответствовала бы задачам, условиям и требованиям времени. Одним из основополагающих принципов построения такой системы подготовки кадров был выдвинут принцип многоуровневости1.
Система подготовки кадров в области современных наукоемких химиче-
© И. Д. Симонов
ских технологий нового поколения была разработана и успешно внедрена в МИТХТ. Она вобрала в себя все то лучшее, что имеют российская высшая школа и мировая практика в области химико-технологического образования, а 15-летний опыт работы по данной системе доказал ее надежность, перспективность, высокую эффективность и жизнеспособность в условиях рыночной экономики. Для реализации системы была создана соответствующая организационная структура, которая открыла новые возможности для внедрения в учебновоспитательную деятельность вуза интеграционных процессов, являющихся одной из важных составляющих современного образовательного процесса. Данная структура включает в себя шесть образовательных уровней (рисунок). Каждый уровень характеризуется специфическими целями и задачами, эффективное решение которых возможно только с использованием интеграционных процессов.
Под интеграцией в области образовательной деятельности будем понимать систему установления связей, взаимовыгодного сотрудничества и кооперации между вузом и партнерами, направленную на формирование качественно новой среды обучения, повышение качества образования и экономию затрат на подготовку специалистов.
■Емельянов, В. А. Соломонов, А. К. Фролкова, 2006
№ 1, 2006
Вид образования Уровень Продолжитель -ность обучения Наименование программы Документ об образовании
Послевузовское образование Профессиональный уровень 3 — получение высшей научной квалификации 3 года Докторантура Диплом доктора наук
Профессиональный уровень 2 — получение на учно -пе д а гогической квалификации 2—3 года Аспирантура Диплом кандидата наук
Вторая ступень высшего образования Профессиональный уровень 1 — специальная подготовка 2 года — магистратура Магистратура или высшая инженерная школа Дмплом магистра
1,5 года — высшая инженерная школа Диплом мнженера
Первая ступень высшего образования Образовательный уровень 2 — фундаментальная общепрофессиональная подготовка 2 года Бакалавриат Диплом бакалавра
Образовательный уровень 1 — фундаментальная общеобразовательная подготовка 2 года Д о неполном высшем профессиональном образовании
Довузовское образование Образовательный уровень 0 — профилированная общеобразовательная подготовка 2 года (10—11-й классы) Полное среднее образование Аттестат о (полном) среднем общем образовании
Многоуровневая структура подготовки кадров в области наукоемких химических технологий
В МИТХТ научно-методически обоснованы и реализованы несколько основных направлений интеграции.
Первое направление — интеграция с профильными общеобразовательными школами, лицеями, гимназиями, колледжами и техникумами. Оно позволяет на ранней стадии сориентировать школьников-абитуриентов, привить им интерес к естественным наукам, дать дополнительные знания и целенаправленно подготовить их к обучению в вузе, а также сформировать наиболее качественный контингент студентов I курса. В рамках этого направления при МИТХТ были созданы химическая школа, колледж, факультет довузовской подготовки. Опыт работы в течение 30 лет дока-
зал высокую эффективность такой работы. В частности, конкурс в академию в последние годы составляет не менее 2— 3 чел. на место; от 30 до 50 % студентов I курса были подготовлены к поступлению в рамках совместных программ обучения.
Единый учебный план, внедренный в МИТХТ на первом образовательном уровне, облегчил сопряжение образовательных программ средней и высшей школы и позволил разработать новые рабочие планы обучения. Здесь успешно работают учебно-методические комплексы «академия — школа», где в течение 3 лет идет углубленное изучение математики, химии, физики и начертательной геометрии по согласованным
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
учебным планам и программам. На младших курсах академии формируется отдельный поток «А» в количестве 100 студентов, которые обучаются по ускоренной программе и получают дипломы бакалавров на год раньше обычных студентов. Проведенный анализ показал, что до 98 % этих студентов в срок оканчивают вуз и получают дипломы о высшем образовании по наиболее сложным образовательным профессиональным программам. Низкий процент отчислений студентов данной категории является результатом их целевой мотивации, отбора и эффективного обучения в учебно-методических комплексах «академия — школа».
Второе направление — интеграция с высшими учебными заведениями России. Многоуровневая структура построения и реализации основных образовательных программ позволяет академии осуществлять организованный прием не только на I, но и на III и V курсы. Студентам других вузов предоставляется возможность продолжить обучение в МИТХТ. Распределение студентов по образовательным профессиональным программам, изучаемым на втором образовательном уровне (III—IV курсы), проводится на II курсе в весеннем семестре. У студентов есть 1,5—2 года для принятия окончательного решения вопроса выбора образовательной профессиональной программы в МИТХТ или о переходе в другой вуз, с учетом индивидуальных способностей и пожеланий.
На второй ступени высшего образования подготовка инженерных кадров (по 14 специальностям) и магистров (по 20 программам) осуществляется в основном по целевым запросам на базе бакалаврской подготовки в течение 1—1,5 или 2 лет соответственно. Студенты получают возможность выстраивать индивидуальную траекторию обучения в зависимости от способностей и спроса на потребительском рынке труда.
На образовательные программы второй ступени могут быть приняты студен-
ты других вузов, получившие диплом бакалавра по такому же или по близкому по содержанию направлению бакалавриата. В последние годы число студентов, приходящих в академию на III и
V курсы из других вузов, значительно возросло и составило 10—15 %. Заключение договоров между МИТХТ и вузами об интеграции в области образовательной деятельности позволяет сделать этот процесс более стабильным и управляемым.
Третье направление — интеграция с ведущими институтами Российской академии наук и с государственными научными центрами России.
Практически со всеми профильными институтами Российской академии наук МИТХТ установлены и развиваются с положительной динамикой партнерские взаимовыгодные отношения. Создание базовых кафедр, привлечение в образовательный процесс лучших российских ученых и научных академических школ позволили сформировать новую уникальную образовательную среду, которая возникает только в результате совместных усилий ученых РАН, ГНЦ РФ и ученых-педагогов вуза. Организация интеграционных процессов проходит значительно легче при наличии общих научных интересов.
Следует отметить, что вузу без интеграции практически сложно или невозможно организовать современную подготовку специалистов, требующую кооперации и координации научных знаний из разных областей (например, при подготовке биохимиков и биотехнологов требуются знания химии, биологии, биохимии и биофизики, медицины, химических и биологических технологий). Наиболее эффективна такая интеграция на профессиональных уровнях 1 и 2 (студенты V и
VI курсов, аспиранты), когда обучение ведется фактически по индивидуальным учебным планам и программам. В этом случае подготовка осуществляется в научных лабораториях академических институтов, используются уникальное
№ 1, 2006
оборудование, приборная база и новейшие методики, а также приоритетная научная тематика.
С помощью интеграции удается создать такие условия, в которых с минимальными затратами можно готовить химиков-исследователей (магистров) высокого уровня, воспитывать творческую личность, полностью адаптированную к будущей профессиональной деятельности. Как правило, в этом случае положительно и целенаправленно решается вопрос трудоустройства молодого специалиста. До 85 % выпускаемых магистров, подготовленных в рамках программ интеграции, либо остаются в аспирантуре, либо начинают свою трудовую деятельность в профильных институтах РАН или ГНЦ Рф.
Четвертое направление — интеграция с крупными концернами, компаниями, научно-производственными объединениями, проектными институтами, заводами и фирмами. В рамках этого направления осуществляются обучение и целевая подготовка специалистов по скорректированным планам и программам, выполнение квалификационных работ по заданиям партнеров по интеграции в рамках договорных отношений; использование финансовых возможностей, лабораторной и производственной базы партнеров для обучения, проведения практик и исследовательских работ; привлечение научных школ МИТХТ к совместным работам в рамках научноисследовательских проектов, договоров о творческом сотрудничестве и хозяйственной деятельности; повышение квалификации сотрудников фирм и преподавателей МИТХТ.
Помимо подготовки высококлассных специалистов и их целевого распределения ставятся задачи по формированию тесных связей вуза с производством и расширению сотрудничества в рамках взаимовыгодной хозяйственной деятельности. Внедрение достижений научных школ вуза в производство проходит более эффективно, так как в этом процессе активную роль играют научно-техни-
ческие кадры партнеров — выпускники вуза.
На примере факультета химии и технологии редких элементов и материалов электронной техники МИТХТ можно проиллюстрировать эффективность проводимых интеграционных мероприятий. Так, в рамках интеграции с 25 основными партнерами на 8 базовых кафедрах и в Учебном центре ФГУП «НИИ Полюс» в последние годы было целевым образом подготовлено 177 магистров и 238 инженеров-химиков-технологов. Во всех отзывах потребителей отмечаются высокий уровень фундаментальной и специальной подготовки молодых специалистов, их умение быстро адаптироваться к конкретным условиям работы и владение необходимыми практическими навыками.
В течение многих лет академия осуществляет целевой прием абитуриентов и подготовку инженеров для горно-металлургического комбината «Норильский никель». Выпускники академии занимают ведущие места как в управлении компанией, так и в организации производства. Компания «Норильский никель» в 2004 г. создала на базе МИТХТ целевую научно-исследовательскую лабораторию, оснащенную по последнему слову техники, для выполнения специальной программы исследований учеными ведущей научной школы академии в области технологии редких и рассеянных элементов, а также профинансировала целевую подготовку магистров и инженеров.
В условиях рыночной экономики крупные компании, концерны и фирмы могут выбирать партнеров по интеграции по результатам проведения тендеров с участием не только российских учебных заведений. МИТХТ был выигран международный тендер по подготовке магистров в области нефтехимии и нефтепереработки для компании «ЮКОС». Гибкая образовательная технология позволила академии по индивидуальному плану обучения в течение 1—2 лет подготовить 16 магистров мирового уровня. Расходы по организации учебного про-
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
цесса, оборудованию аудиторий современной техникой, приобретению компьютерного класса взяла на себя компания. Совершенно очевидно, что такая интеграция взаимовыгодна, высокоэффективна и позволяет в кратчайшие сроки получить квалифицированные кадры, сэкономить время и средства.
Реализация интеграционных процессов на всех образовательных уровнях приводит к повышению качества образовательного процесса за счет:
— формирования новой уникальной среды обучения;
— улучшения материально-технического и учебно-методического обеспечения образовательного процесса;
— повышения научно-технического уровня и квалификации профессорско-преподавательского состава вуза;
— целевой подготовки обучающихся с учетом их индивидуальных способностей;
— углубленной фундаментальной научной, инженерной и специальной подготовки на всех образовательных уровнях;
— отбора талантливых и способных студентов для обучения по наиболее сложным образовательным программам в области наукоемких технологий.
Благодаря интеграции достигается значительная экономия средств государственного бюджета, выделяемых на подготовку современных специалистов. Она позволяет в полной мере раскрыть и реализовать все достоинства многоуровневой организационной структуры построения образовательных профессиональных программ и сформировать в вузе качественно новую образовательную среду, основными отличительными признаками которой являются:
— единство научного и учебного процессов;
— наукоемкость содержания и технологий обучения;
— развитая инфраструктура образовательного процесса;
— индивидуализация процесса обучения;
— повышенная мотивация и развивающий характер обучения студентов;
— независимый и поэтапный контроль качества обучения;
— адаптированность специалистов к запросам рынка труда.
Система интеграции в области высшего образования на государственном уровне пока еще не создана, однако отдельные ее элементы практически реализуются в передовых высших учебных заведениях России2. Одно из них, МИТХТ им. М. В. Ломоносова, многие годы успешно ведет подготовку специалистов, эффективно управляя интеграционными процессами в области химикотехнологического образования.
В течение последних 15 лет экспериментально проверены, дополнены и скорректированы нововведения в образовательный процесс, подтверждена высокая эффективность многоуровневой системы с использованием в качестве одной из составляющих образовательного процесса интеграции, реализуемой на различных образовательных уровнях и ступенях. За этот период академия осуществила 12 выпусков бакалавров по 6 направлениям, 10 выпусков магистров по 22 программам и 11 выпусков специалистов по 15 специальностям. В значительной степени благодаря интеграционным процессам МИТХТ удается поддерживать высокий уровень образования, подготовки современных специалистов-про-фессионалов и обеспечивать дальнейшее развитие образовательного процесса в сложившихся экономических условиях.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 См.: Тимофеев В. С. Концепция и опыт реализации многоуровневой системы высшего технического образования / В. С. Тимофеев, В. А. Соломонов, А. К. Фролкова. М., 2002.
2 См.: Стронгин Р. Опыт интеграции образования и науки / Р. Стронгин, Г. Максимов // Высшее образование в России. 2005. № 1. С. 3—14 ; Лукашенко М. Вертикальная интеграция в системе образования / М. Лукашенко // Там же. 2002. № 3. С. 10—24 ; Бахарев Н. Колледж и вуз: опыт интеграции / Н. Бахарев, А. Гордеев // Там же. 1999. № 1. С. 69—70.
Поступила 16.08.05.