9. Фролкова А.К, Соломонов В.А. Построение многоуровневой структуры образовательных профессиональных программ высшей школы // Высшее образование: вызовы Болонского процесса и ВТО / Под ред. В.П. Колесова, Е.Н. Жильцова, П.Н. Ломанова. М.: Экономический факультет МГУ, ТЭИС, 2007. 409 с.
10. Тимофеев В.С., Соломонов В.А. Какая система высшего образования нужна России? // Сб. трудов II Меж-
дународного научно-методического симпозиума «Современные проблемы многоуровневого образования», Ростов-на-Дону: Изд. центр ДГТУ, 2007. С. 4-13.
11. Тимофеев В.С, Фролкова А.К.., Серафимов Л.А. Химическая технология, экономика и экология // Безопасность жизнедеятельности. 2003. № 3. С. 31-34.
12. Андреев А. Знания или компетенции? // Высшее образование в России. 2005. №2. С. 3-11.
SOLOMONOVV. ABOUT MULTI-LEVEL STRUCTURE OF BASIC EDUCATIONAL PROGRAMS
Existing structure of M.V. Lomonosov Moscow State Academy of Fine Chemical Technology education-professional complex is represented. This structure has proved its validity, has shown its effectiveness in specialist training on high technologies and its ability to respond adequately to employment market. New elements in bi-level higher education are disclosed.
Keywords: higher professional education, multi-level structure, education programs, professional levels.
В.В. ФОМИЧЕВ, профессор, проректор по научной работе В.Д. ЮЛОВСКАЯ, доцент, заведующая НИС
Наука как основа подготовки высококвалифицированных специалистов
В МИТХТ создана и развивается научно-образовательная среда, субъектами которой являются штатные научные сотрудники, ведущие исследования по всем направлениям подготовки кадров.
Ключевые слова: научные сотрудники, научно-исследовательская работа, научная работа студентов.
В нашем вузе образование традиционно идет нога в ногу с развитием науки, требованиями промышленности и безопасности страны. В 80-е годы прошлого столетия в пяти проблемных лабораториях МИТХТ работало порядка 900 научных сотрудников. К сожалению, их число за годы перестройки и реформ сократилось в семь раз, что явилось следствием ряда причин, в том числе и отношения к научным кадрам как некоторому вспомогательному
персоналу в вузе. Мы считаем такой подход в корне неверным. По данным статистического сборника Минобрна-уки РФ, в 2008 г. в штате научно-педагогических работников вузов научные сотрудники, включая специалистов и работников сферы научного обслуживания, составляли всего 5% от общего научно-педагогического штата Рособ-разования [1]. Что неоправданно мало. Перевод высших учебных заведений в ранг бюджетных организаций или ав-
тономных образовательных учреждений только усложнит эту ситуацию.
Вузы естественно-научного и технологического профиля обладают сложной современной научной и технической приборной базой (специальными стендами, высокоточным и высокочувствительным оборудованием), для работы с которой требуются квалифицированные специалисты. Осваивать приемы, новые методики и обучать им студентов и аспирантов могут только профессионалы, работающие на этом оборудовании постоянно. Отсюда вытекает необходимость содержания штатных научных сотрудников за счет средств из стабильного источника. Эти кадры невозможно сохранить при финансировании за счет грантов, программ, хозяйственных договоров, имеющих непостоянный характер.
Тематический план, в рамках которого в настоящее время осуществляется финансирование штата научных сотрудников, является базой, создающей в вузе научно-образовательную среду. Он включает поисковые фундаментальные разработки, которые получают дальнейшее развитие в грантах, госконтрактах и хозяйственных договорах. Работы проводятся в основном на кафедрах под руководством профессоров, но стержневым звеном исполнителей являются научные сотрудники, имеющие, как правило, ученую степень. Студенты и аспиранты естественным образом вливаются в состав научных групп и составляют их значительную часть. Только таким образом формируются и развиваются научные школы вуза.
Сочетание науки и образования позволяет готовить специалистов на современном уровне, побуждает студентов к научным исследованиям, формирует выпускника вуза как человека, специалиста и руководителя, заинтересованного в продвижении современ-
ных достижений науки в производство, переводе экономики нашей страны на инновационные рельсы. Благодаря единству научного и образовательного процессов студентов можно привлекать к научной работе уже на младших курсах. Как правило, в дальнейшем она перерастает в магистерские диссертации, а затем и в исследовательские работы аспирантов. В 2005 г. в структуре академии создан Исследовательский университет МИТХТ, в рамках которого реализуются образовательные программы второй образовательной ступени (авторские программы магистратуры и высшей инженерной школы), программы послевузовской подготовки (аспирантура) и докторантура. Назначение этой структуры - подготовка уникальных высококвалифицированных кадров в инновационной научно-образовательной среде на основе консолидации кадровых, материально-технических, информационных ресурсов.
Научно-исследовательские работы выполняются на всех специальных, выпускающих и общих кафедрах и про-
водятся по основным направлениям, связанным с профилем подготовки, по 23 магистерским программам и 15 направлениям подготовки специалистов. Количество преподавателей и студентов, принимающих участие в выполнении научных исследований с оплатой, составляет более 500 человек. Сюда следует добавить и самый активный отряд молодых исследователей - 160 аспирантов.
Профессорско-преподавательский коллектив МИТХТ обладает высокой квалификацией. По числу преподавателей, имеющих ученые степени и звания (80% от общего числа ППС), вуз находится в первой десятке из 183 российских вузов.
У нас работают следующие признанные научной общественностью ведущие научные школы:
■ «Разработка технологии получения наноразмерных форм лекарственных препаратов направленного действия на основе соединений липидной природы» (руководитель - академик РАМН В.И. Швец);
■ «Синтез и изучение супрамоле-кулярных структур на основе порфи-ринов, пептидов, углеродов и липидов для моделирования природных энергопереносных систем и создания новых высокоэффективных лекарственных препаратов» (руководитель - проф. А.Ф. Миронов);
■ «Разработка и реализация принципов создания ресурсо- и энергосберегающих технологий на примере разработки совмещенного процесса производства высокооктановых добавок к моторным топливам изомеризацией фракции н-углеводородов С5-С6 » (руководитель - проф. Л.А. Серафимов);
■ «Гетерогенные полимерные системы с регулируемой фазовой структурой в процессах синтеза и переработки» (руководитель - проф. В.Н. Кулезнев).
Главным направлением НИР академии является разработка основ ресур-со- и энергосберегающих технологий по приоритетным направлениям развития науки, техники и технологий, а также по критическим технологиям.
Живые системы: биомедицинские и фармтехнологии, препараты лекарственного назначения.
Рациональное природопользование: фундаментальные основы переработки и утилизации техногенных отходов; фундаментальные основы технологии новых материалов.
Энергетика и энергосбережение: фундаментальные основы энерго- и ресурсосберегающих технологий.
Перечень НИР ежегодно включает в себя 120-130 фундаментальных и прикладных тем с нарастающим объемом финансирования от 34 млн. руб. в 2005 г. до 124 млн. руб. в 2009 г. В 2009 г. работы выполнялись по 27 грантам РФФИ, 23 государственным контрактам в рамках Федеральных целевых программ, 29 хозяйственным договорам. В МИТХТ создан центр теоретических основ нанотехнологии и научный центр по нанотехнологии, объединяющий ученых разных кафедр, работающих в этой научной области.
Мы гордимся тем, что аккредитаци-онные показатели научной деятельности МИТХТ намного превышают нормативные и даже перекрывают соответствующие показатели для университетов. Так, число отраслей науки, для которых выполняются научные исследования в МИТХТ, равняется 9 (для академий норматив равен двум). Объем фундаментальных и прикладных научных исследований на единицу ППС составляет 298 тыс. руб., что более чем в 20 раз превышает критериальный показатель для академий.
Эффективность проводимой научно-исследовательской работы отражает издательская и патентно-лицен-
зионная деятельность. За последние тям химических и технических наук пять лет издано 40 монографий, 2190 (рис. 1). В срок кандидатские диссер-
1,3%
Рис. 1. Структура контингента аспирантов по отраслям наук
статей, в том числе в ведущих научных отечественных и зарубежных изданиях, представлено более 2500 тезисов докладов на международных, всероссийских, вузовских научных и научно-практических конференциях и симпозиумах. Учеными академии по результатам научных исследований за период 2005-2009 гг. получено 68 патентов и подано 75 заявок на патент.
Высокий уровень изобретательской деятельности характеризует кафедру технологии переработки пластмасс. Профессор В.Н. Кулезнев, автор открытия «Свойство жидких смесей полимеров в области расслаивания », имеет более 80 авторских свидетельств и патентов. Под руководством заведующего кафедрой профессора И.Д. Симонова-Емельянова (45 авторских свидетельств и патентов) разработаны новейшие технологии переработки высоковязких, высоконаполненных полимерных композиционных материалов.
Прием в аспирантуру за пять лет увеличился в полтора раза, и в 2009 г. на бюджетные места было принято 62 человека. Среди них 55 человек закончили в год поступления магистратуру МИТХТ (25% от выпуска магистров). 86% от числа зачисленных в аспирантуру распределяются по специальнос-
тации в последние годы защищают 5070 % аспирантов от приема, что существенно превышает средние показатели по стране. По общероссийским статистическим данным, доля аспирантов, защитивших диссертации в срок от числа закончивших аспирантуру, составила в 2008 г. 38,4% для химических и 26,0% для технических наук [1]. В МИТХТ это значение за последние три года находится в диапазоне 65-80%.
Своевременная защита аспирантами кандидатских диссертаций - во многом результат наличия в МИТХТ признанных научных школ, современной материально-технической базы, собственной издательской базы (журнал «Вестник МИТХТ» входит в перечень изданий, рекомендованных ВАК), функционирования 8 докторских диссертационных советов по 17 специальностям, предоставления научной стажировки перед поступлением в аспирантуру, а в ряде случаев и после её окончания, реализации программы материальной поддержки аспирантов и докторантов. Кроме того, возможность сдачи кандидатских экзаменов по философии и иностранному языку во время обучения в магистратуре позволяет освободить время на 1-м году аспирантуры для ведения научной работы.
Образовательная составляющая подготовки кадров высшей квалификации поддерживается на современном уровне. Разработаны оригинальные учебные планы послевузовского профессионального образования и учебные программы дисциплин по всем имеющимся специальностям. Регулярно проводится семинар «Актуальные вопросы современной науки», научный семинар «Ионные жидкости в химии и химической технологии». Большое внимание уделяется педагогической практике аспирантов.
Наши аспиранты принимают активное участие в выполнении НИР. Они подают заявки на конкурсы грантов, направляют материал на выставки, на международные и российские конференции и симпозиумы. За последние годы аспиранты МИТХТ получали стипендии Президента РФ и Правительства РФ, гранты Президента РФ, стипендии имени выдающихся ученых нашей академии, были стипендиатами программы «Михаил Ломоносов»
DAAD, фирмы «Родиа» (Франция) и организации INTAS. Молодые ученые были удостоены медалей РАН, ВВЦ, а также призовыми местами на общероссийских и международных конференциях.
Введение специальностей и специализаций в контексте подготовки кадров высшей квалификации требует использования в научно-образовательном процессе приборов и оборудования нового поколения, в частности, позволяющих проводить структурный, элементный, фазовый анализы, моделировать различные технологические процессы, что особенно актуально для химико-технологических вузов и научных организаций данного профиля. С этой целью в 2001 г. в МИТХТ был создан Межвузовский центр коллективного пользования (ЦКП) «Инструментальный химический анализ и комплексное исследование веществ и материалов». Центр располагается на площади 400 кв. м и обладает современной уникальной приборной базой для решения комплексных исследовательских задач общей стоимостью около 70 млн. руб.
Инновационная деятельность наших ученых направлена на разработку новых соединений, веществ и материалов, получаемых с привлечением химических и биотехнологий.
В соответствии с ФЗ-217 МИТХТ первым в Москве зарегистрировал малые инновационные предприятия: ООО «Научно-производственная фирма "МИКС"» и ЗАО «Центр инновационных биомедицинских технологий». Они позволят расширить технологическую базу для формирования требуемых компетенций специалистов и создать новые рабочие места.
В 2009 г. открыта совместная лаборатория МИТХТ и компании «Сибур-Русские шины». Одновременно эта компания финансирует корпоратив-
ную магистерскую программу целевой подготовки кадров для своих предприятий.
В 2010 г. в рамках НОЦ «Переработка полимеров и материалов на их основе» договором между МИТХТ, НИФХИ им. Карпова и Институтом синтетических полимерных материалов РАН создана лаборатория «Полимерные нановолокна и материалы».
Стратегическими зарубежными партнерами, взаимодействующими с МИТХТ в рамках соглашений о научно-образовательном сотрудничестве, являются Вроцлавский технологический Университет (Польша); Норвежский технологический Университет, Федеральная высшая техническая школа Лозанны (Швейцария), Технический университет г. Росток (Германия), Университет г. Пардубице (Чехия), Университет штата Арканзас (США), Харбинский технический университет (Китай), Ташкентский государственный университет (Узбекистан).
В сентябре 2007 г. академия организовала семинар «Наукоемкие технологии в химическом образовании», поддержанный посольством Швейцарии в России, в декабре того же года состоялась встреча с представительной делегацией Швейцарии во главе с государственным секретарем Швейцарии, заложившая основы сотрудничества в рамках Бо-лонского процесса. В октябре 2009 г. при поддержке посольства Швейцарии в России была проведена международная конференция по водородной энергетике, а в декабре в МИТХТ прошла встреча представителей научной общественности с Послом Швейцарии и со-
трудниками Посольства, на которой обсуждались вопросы, связанные с развитием научных контактов между двумя странами.
Академия получила грант по ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» (на 2009-2013 гг.) на привлечение ученых, работающих за рубежом; заключен госконтракт на выполнение гранта с профессором Федеральной высшей технической школы Лозанны (Швейцария) Любовью Киви-Минскер.
В МИТХТ проводятся научные работы по международным соглашениям и договорам; заключены контракты с такими крупными компаниями и фирмами, как «Дюпон де Немур» (Голландия), «Самсунг» (Южная Корея), «Пи-релли» (Италия).
Научно-исследовательской работой в вузе занимается около 30% студентов дневной формы обучения. Под руководством опытных преподавателей они участвуют в выполнении НИР по грантам отечественных и международных фондов, по научно-техническим программам и хоздоговорам. В 2009 г. 372 студента были указаны соисполнителями в отчетах по НИР. Участие студентов в научной работе по трудовым договорам - это возможность приме-
нить полученные знания на практике, повысить свой профессиональный уровень.
Общая координация научно-исследовательской работы студентов (НИРС) осуществляется Советом по НИРС, входящим в состав Ассоциации молодых ученых (АМУ), и научно-исследовательской частью. Более 400 студентов выполняют НИР на кафедрах академии в рамках научного студенческого общества (НСО) и в 16 научно-образовательных центрах (НОЦ), созданных в МИТХТ за последние годы совместно с институтами РАН и отраслевыми научными организациями. Среди них ИНЭОС им. А.Н. Несмеянова РАН, ИНХС им. А.В. Топчиева РАН, ИБХ им. М.М. Шемякина и им. Ю.А. Овчинникова РАН, ИБХФ им. Н.М. Эмануэля РАН, ИСПМ им. Н.С. Ениколопова РАН, ИФХЭ РАН, НИИЦ «Синтез», Ассоциация «АСПЕКТ», ФГУП «НИФХИ им. Л.Я. Карпова», ФГУП «ГНИИХТЭОС» и др.; во многих из этих организаций успешно работают базовые кафедры. Деятельность НОЦ направлена на формирование наукоемкой образовательной среды для подготовки кадров высшей квалификации путем интеграции учебного процесса и научных исследований [2-4].
С 2002 г. академия ежегодно проводит открытый внутривузовский конкурс студенческих научных работ, включающий в себя конкурс дипломных работ специалистов Высшей инженерной школы (февраль); конкурс на лучшие работы, доложенные на студенческой конференции МИТХТ (май-июнь); конкурс магистерских диссертаций (июнь). В 2010 г. состоится ежегодная 62-я научно-техническая конференция студентов, в которой примет участие около 600 человек. Победители конкурса награждаются премиями и дипломами и имеют возможность опубликовать
результаты своих исследований в «Вестнике МИТХТ».
С 2005 г. МИТХТ является головной организацией по проведению Менделеевского конкурса научных работ студентов в номинации «Химические технологии». За три года в конкурсе приняло участие более 70 наших студентов, из них 32 человека получили медали и дипломы.
Работа, проводимая АМУ совместно с Московским студенческим центром, дала возможность в 2010 г. направить восемь студентов по линии международных обменов в институты Германии на летнюю производственную стажировку по направлениям их подготовки (от 8 до 12 недель).
В 2009 г. в МИТХТ им. М.В. Ломоносова прошла третья молодежная научно-техническая конференция «Наукоемкие химические технологии», номинированная на участие в программе У.М.Н.И.К. Благодаря активному участию в выполнении научных исследований и качественным докладам на конференции наши молодые сотрудники и в этот раз выиграли гранты на финансирование НИР в рамках этой программы.
Созданная инфраструктура научной деятельности позволяет МИТХТ готовить лучших в стране химиков-технологов, востребованных промышленностью, институтами РАН, крупными компаниями. Мы убеждены, что все положительные результаты, достигнутые академией, возможны лишь при сохранении научно-образовательной среды, одной из важнейших составляющих которой являются штатные научные сотрудники, ведущие исследования по всем направлениям подготовки кадров. Кроме того, введение научных сотрудников в основной штат высшего учебного заведения делает работу в вузе для молодых специалистов более привлекательной.
Литература
1. Научный потенциал вузов и научных орга-
низаций Федерального агентства по образованию. 2008: Стат. сб. СПб.: Изд-во СПБГЭТУ «ЛЭТИ». 2009. 194 с.
2. Юловская В.Д, ФомичевВ.В. Роль НОЦ
в повышении качества подготовки студентов при многоуровневом образовании // XIX международная научная конференция ММТТ: Сб. трудов научно-методического симпозиума. Ростов-н/Д, 2006. Т. 11. С. 55-57.
3. Yulovskaja V., Fomichev V. Integration as a
basis for creation of knowledge-intensive educational environment. High-Tech in Chemical Education (Sharing Best Practices of Leading European and Russian Technical Universities). Самара, 2007. С.66-68.
4. Юловская В.Д. Научно-образовательные
центры — одна из инновационных составляющих многоуровневого образования // XXI международная научная конференция ММТТ: Сб. трудов научно-методического симпозиума. Ростов-н/Д, 2008. Т. 11. С. 45—46.
FOMICHEV V, YULOVSKAYA V. SCIENTIFIC-EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS THE BASIS FOR TRAINING HIGHLY SKILLED SPECIALISTS
Scientific-educational environment that has been created at Moscow State Academy of Fine Chemical Technology the authors consider to be the basis for training highly skilled specialists. Scientific researchers are the important part of scientific-educational environment as they allow to engage students in scientific work and to train future scientific staff. Keywords: researchers, scientific research work, students' research work.