Научная статья на тему 'Развитие научно-исследовательской деятельности в педагогическом вузе'

Развитие научно-исследовательской деятельности в педагогическом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
873
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА / ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НИР / RESEARCH ACTIVITIES / COMPREHENSIVE PROGRAM / PRIORITY AREAS OF SCIENTIFIC RESEARCH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шукшина Татьяна Ивановна, Замкин П. В.

В статье рассмотрены вопросы развития научных исследований в Мордовском государственном педагогическом институте им. М.Е. Евсевьева. Описаны приоритетные научные направления развития педагогического вуза, которые связаны с исследованием проблем подготовки научно-педагогических кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шукшина Татьяна Ивановна, Замкин П. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of research activities at the pedagogical university

The article deals with the development of research activities at the Mordovia State Pedagogical Institute named after M.E. Evseviev. We describe the priority research areas of university teaching, which relate to problems of training scientific-pedagogical personnel.

Текст научной работы на тему «Развитие научно-исследовательской деятельности в педагогическом вузе»

владеющих современными образовательными технологиями,обеспечивающих высокое качество образования в Республике Мордовия и Приволжском федеральном округе на основе интеграции науки и образовательной практики. Дополнительное финансирование из федерального бюджета позволит вузу качественно решать проблемы образования в регионе, обозначенные в «Стратегии социально-экономического развития Республики Мордовия на период до 2025 года» и в «Рес-

публиканской целевой программе развития образования в Республике Мордовия на 2011-2015 годы».

KADAKIN V. THE HISTORY AND THE CURRENT STATE OF THE MORDOVIAN STATE PEDAGOGICAL INSTITUTE NAMED AFTER M.E. EVSEVIEV

This article contains a brief summary of the history of the Mordovian State Pedagogical Institute named after M.E. Evseviev. Particular attention is paid to characterizing the current state of teaching, research, innovation and educational work at the university. There is the analysis of the scientific and educational environment of innovative pedagogical university in this article. The problems and prospects of the development of the MordGPI are indicated.

Key words: pedagogical university, teacher education, innovation infrastructure of the university, the program of strategic development.

Т.И. ШУКШИНА, профессор, проректор по научной работе П.В. ЗАМКИН, канд. пед. наук, начальник отдела послевузовского образования

Развитие научно-исследовательской деятельности в педагогическом вузе

В статье рассмотрены вопросы развития научных исследований в Мордовском государственном педагогическом институте им. М.Е. Евсевьева. Описаны приоритетные научные направления развития педагогического вуза, которые связаны с исследованием проблем подготовки научно-педагогических кадров.

Ключевые слова: научно-исследовательская деятельность, комплексная программа, приоритетные направления НИР.

Успешное развитие современного вуза, его статус во многом определяются эффективностью научно-исследовательской и на-

учно-инновационной деятельности. В значительной степени благодаря научной работе достигается необходимый уровень

квалификации педагогических кадров, насыщается передовыми достижениями науки образовательный процесс, развиваются компетенции и творческие качества студентов, формируется их интерес к процессу обучения и будущей профессиональной деятельности.

Организационная структура научных подразделений МордГПИ включает кафедры как основные учебно-научные подразделения, отдел послевузовского образования и организации НИР, сектор аспирантуры и докторантуры, сектор организации научно-исследовательской работы, научно-образовательные и научно-практические центры, научно-исследовательские и научно-образовательные лаборатории, научно-образовательный комплекс. Кроме того, функции координации, привлечения и сопровождения молодежи в научно-исследовательской деятельности выполняют Совет молодых ученых и Студенческое научное общество. Это позволяет качественно проводить исследования по всем направлениям и видам научной работы.

Развитие научно-исследовательской деятельности в институте осуществляется в рамках Комплексной программы научно-исследовательских работ «Развитие научного потенциала вуза » на 2009-2013 гг. Основными задачами программы являются:

■ участие в Федеральных целевых программах, региональных программах и конкурсах в соответствии со «Стратегией социально-экономического развития Республики Мордовия на период до 2025 года», а также в реализации приоритетных национальных проектов;

■ координация фундаментальных, поисковых и прикладных научных исследований, научно-технических разработок, проводимых в институте;

■ экспертиза и обоснование приоритетных направлений научных исследований; создание необходимых условий для организации и проведения научных исследований;

■ научно-методическое, информационное, финансовое, кадровое обеспечение и сопровождение научных исследований;

■ коммерциализация результатов на-учныхисследований и разработок, внедрение результатов в практику, в том числе в образовательный процесс вуза;

■ активизация научной деятельности через мотивирование и стимулирование научных исследований профессорско-преподавательского состава, сотрудников и студентов института;

■ обеспечение развития вуза в соответствии с инновационной образовательной программой;

■ повышение качества подготовки специалистов в институте.

Программа реализуется по следующим направлениям.

1. Организация и проведение фундаментальных исследований по приоритетным направлениям. Основной целью этого блока комплексной программы является укрепление научных школ и развитие фундаментальных исследований в институте.

2. Организация и проведение приклад-

ных исследований и осуществление разработок по приоритетным направлениям научных исследований в институте. В рамках данного направления финансируется проведение прикладных научных исследований, позволяющих внедрить результаты в социально-экономическую сферу и образовательную практику.

3. Развитие инфраструктуры научной и инновационной деятельности института. Реализация данного направления предполагает научно-организационное и методическое обеспечение интеграции научной и образовательной деятельности, разработку моделей интегрированных научно-образовательных, научно-производственных структур и комплексов.

4. Привлечение талантливой молодежи в сферу науки, образования и высоких технологий. Реализация направления нацелена на повышение эффективности процесса подготовки научно-педагогических и научных кадров путем создания благоприятных условий для отбора и привлечения талантливой молодежи в сферу науки и образования. В рамках программы осуществляется финансовая и материально-техническая поддержка в проведении молодыми учеными, аспирантами, соискателями, студентами научных исследований, в организации научно-технических мероприятий молодых ученых (конференций, семинаров, школ, олимпиад, мастер-классов, презентаций, экспедиций и пр.). Каждое отдельное мероприятие связано с научно-организационным и научно-методическим обеспечением студенческой науки в институте (созданием структур научно-исследовательской деятельности студентов - объединений, обществ, школ, клубов, центров, лабораторий и др., разработкой программ и методического обеспечения и др.). Существенная часть финансирования направлена на развитие мобильности молодых ученых (организацию и проведение стажировок на базе ведущих научных и образовательных учреждений, командировок с це-

лью участия в научных мероприятиях и проведения исследований).

5. Организация и проведение научно-технических мероприятий. Целью направления является повышение качества и уровня организуемых институтом научно-технических мероприятий (научных конференций, форумов, семинаров, школ, мастер-классов, выставок, конкурсов и т.п.).

6. Издательские проекты. За счет средств программы финансируется подготовка и издание монографий, отражающих результаты проведенных фундаментальных и прикладных исследований, сборников научных статей, учебников, учебно-методических пособий и учебно-методических комплексов, необходимых для обеспечения образовательного процесса.

7. Структура, содержание и качество подготовки специалистов в институте. Основными мероприятиями здесь являются: учебно-методическое обеспечение реализации образовательных программ подготовки бакалавров и магистров, направлений (специальностей) дополнительного профессионального образования; разработка вузовского компонента образовательных стандартов подготовки бакалавров и магистров и методики его экспертизы; совершенствование содержания и методики подготовки педагога по новым специальностям педагогического образования; совершенствование и реализация инновационной образовательной программы вуза, оценка результатов ее внедрения.

В тематическом плане НИР для концентрации усилий профессорско-преподавательского состава, докторантов, аспирантов и студентов института научная деятельность осуществляется по 11 комплексным направлениям, которые в соответствии с государственным рубрикатором научно-технической информации (ГРНТИ) могут быть представлены следующим образом: педагогика и образование; история и философия науки; педагогическая психология; теория и история литературы; язы-

кознание; история, этнография и археология; биология и физиология; физика; механика жидкости и газа; математика; органическая химия.

Более 25 тем научных исследований поддержано финансированием за счет средств ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг. Ряд тем разрабатываются в рамках АВЦП «Развитие научного потенциала высшей школы». В ходе реализации исследовательских проектов получены существенные результаты в различных областях научного знания и социогуманитарной практики.

Так, профессором Н.Ф. Беляевой и доцентом В.В. Мирошкиным в рамках проекта «Культурный диалог в полиэтничном пространстве» проводятся исследования исторического опыта и современного состояния межкультурного взаимодействия народов России в рамках традиционных социальных институтов на примере Республики Мордовия. В ходе исследования сформировано теоретико-методологическое обоснование условий оптимального воспроизводства традиционно-обрядовой культуры как средства формирования благоприятного фона для межкультурного диалога; определена специфика межкультурной коммуникации в полиэтничной среде на примере Республики Мордовия; создана модель единого поля понимания разных образов мира, общим для которых будет переход идеи чужого в идею другого, концепция выстраивания межэтнических отношений на основе обращения к позитивному опыту и использования лучших практик в современных условиях, технология формирования и распространения идей духовного единства, межэтнической солидарности и взаимопонимания как легитимной основы российского патриотизма и сограждан-ства; изучены особенности процесса этнической идентификации, идентификаций личности в условиях полиэтничной среды.

Значительная доля фундаментальных и

прикладных исследований проводится в области естественных наук. Так, в рамках научного направления «Исследование адап-тационныхпроцессов в биологических системах» профессором О.С. Шубиной и ее аспирантами на базе научно-исследовательской лаборатории цифровой микроскопии изучается влияние антропогенных факторов на молекулярно-клеточные механизмы адаптации живых организмов. По проблематике исследования проведена Всероссийская с международным участием научно-практическая Интернет-конференция «Окружающая среда: экологические и медицинские проблемы» (г. Саранск, 15-16 ноября 2011 г.).

Профессором Н.Г. Тактаровым в руководимой им научно-исследовательской лаборатории «Математическое моделирование » совместно с коллективом молодых ученых построена математическая модель поверхностных волн в жидкостях, взаимодействующих с электрическим полем на пористом основании при малых толщинах жидкости и пористой среды; выведено дисперсионное уравнение, описывающее распространение поверхностных волн в жидкости, взаимодействующей с электрическим полем на пористом основании при малых толщинах жидкости и пористой среды; представлена графическая интерпретация взаимосвязи входящих в дисперсионное уравнение параметров и дан ее анализ; выведено уравнение формы поверхно-

сти, по которой распространяются вышеописанные волны. Проведена Всероссийская с международным участием научно-практическая конференция «Математика и математическое моделирование ». Ведется работа над тремя кандидатскими диссертациями.

Для объединения и координации усилий подразделений института по проведению научных исследований и образовательной работы в области гуманитарных и естественных наук в 2008-2009 гг. в вузе созданы научно-образовательные центры «Гуманитарные науки и образование» и «Естественно-научное образование». Научно-образовательные центры (НОЦ) являются организационной формой интеграции и координации усилий учебного, научного и инновационно-внедренческого потенциала подразделений института для совместных действий в образовательной и научной областях, включая международную деятельность и популяризацию научных знаний. В их работе принимают участие все факультеты, кафедры, центры, лаборатории и другие подразделения института, ведущие научные исследования и организующие учебный процесс по тематике научно-образовательных центров.

Целью НОЦ является высококачественная подготовка молодых специалистов и специалистов высшей квалификации в области гуманитарных и естественных наук на основе:

■ интеграции научно-педагогического потенциала подразделений института в проведении фундаментальных, поисковых и прикладных научных исследований, коммерциализации их результатов;

■ разработки методического обеспечения образовательного процесса, новых программ, технологий и методов, развивающих и объединяющих научные исследования и учебный процесс;

■ развития международного сотрудничества.

В рамках федеральной целевой програм-

мы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 20092013 гг. участниками НОЦ «Гуманитарные науки и образование» выполнен проект «Методология, теория и практика проектирования гуманитарных технологий в образовании». В исследовании приняли участие 48 ученых и преподавателей, из них 25 аспирантов и 11 докторантов. По результатам проекта опубликовано 35 монографий, 63 статьи в журналах, рекомендованных ВАК, 12 учебно-методических пособий, 10 сборников материалов научно-практических конференций; защищены докторские и кандидатские диссертации.

На базе НОЦ «Гуманитарные науки и образование » регулярно проводятся научные стажировки для молодых ученых в рамках мероприятия 1.4. - «Развитие внутрироссийской мобильности научных и научно-педагогических кадров путем выполнения научных исследований молодыми учеными и преподавателями в научно-образовательныхцентрах» - ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы. Только за последние два года научные стажировки прошли более 120 молодых ученых и педагогов ведущих вузов России.

Данная форма совместной научно-инновационной деятельности оказалась весьма продуктивной. В частности, молодыми учеными проведены три всероссийские с международным участием научно-практические конференции, подготовлены сборники материалов по итогам работы конференций; опубликовано более 130 статей в журналах из перечня ВАК РФ; изданы девять монографий; подготовлены учебные пособия и учебно-методические материалы; получены и зарегистрированы в Роспатенте результаты интеллектуальной деятельности (базы данных); успешно защищены три кандидатские диссертации.

Для оптимизации процесса проведения научных исследований в институте создано 12 научно-исследовательских и науч-

но-образовательных лабораторий. Задачами деятельности НИЛ являются:

■ формирование устойчивого научного коллектива, межкафедральных творческих исследовательских групп;

■ повышение научно-педагогической квалификации профессорско-преподавательского состава вуза путем планирования, организации и стимулирования научно-исследовательской деятельности;

■ систематическое проведение исследований и разработок в различных областях науки и практики;

■ расширение сферы апробации и презентации научных результатов в конкурсах на соискание государственных заказов, грантов, стипендий, оплачиваемых НИР, хоздоговорных НИР;

■ активизациядеятельности экспертного сообщества по научному проектированию, изданию научных трудов, представлению учебных изданий к присвоению грифов УМО, НМС и Минобразования и науки РФ;

■ совершенствование системы подготовки студентов к осуществлению научно-исследовательской деятельности,овладения ими методологией и методикой научного поиска.

Значимым направлением деятельности кафедр и инновационных структурных подразделений института является научно-методическое сопровождение программы «Центр коллективного пользования "Мордовский базовый центр педагогического образования (МБЦПО)"», которое связано с решением таких задач, как мониторинг образовательной среды; обеспечение преемственности образовательных и профессиональных программ различных ступеней системы образования; информационное, психолого-педагогическое и научно-методическое сопровождение учебного процесса; разработка новых образовательных программ; переподготовка и повышение квалификации педагогических работников и управленческих кадров на базе института и ведущих отечественных и зарубежных

образовательных учреждений; поддержка талантливых и одаренных учащихся и студентов; удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья.

Формами научно-методической деятельности, помимо изучения, обобщения передового педагогического опыта, проведения научно-методических конференций, семинаров, круглых столов, являются сотрудничество с образовательными учреждениями региона и города Саранска, руководство инновационными образовательными программами и консультирование педагогических работников по их реализации, работа ППС в составе советов, комитетов, экспертных групп, конкурсных комиссий и др.

В институте происходит постепенная диверсификация источников внешнего финансирования: возросло количество тем, финансируемых Минобрнауки РФ; сложились устойчивые связи с Министерством образования и Министерством науки, информатизации и новыхтехнологий Республики Мордовия; вуз вошел в региональную целевую научно-техническую программу. Профессорско-преподавательским составом института выполняются гранты российских научных фондов (РГНФ, РФФИ), гранты и региональный заказ Правительства Республики Мордовия, договоры с различными организациями; ряд НИР осуществляются за счет спонсорской помощи.

Привлечение внешних источников финансирования вузовской науки - это не только возможность материального стимулирования вузовского преподавателя, выполнения трудоемких и затратных работ, но и один из важнейших аккредитацион-ных показателей вуза.

Результаты НИР преподавателей института находят свое отражение в публикациях в центральной и региональной печати. За период с 2007 по 2011 гг. опубликовано 150 монографий, более 450 учебников, учебных и учебно-методических пособий, 148 сборников научных трудов, более 4300 научных

статей по материалам конференций, свыше 560 статей в высокорейтинговых журналах. Около 70 монографий, учебников, учебных пособий направлены на конкурсы Минобразования, Правительства РФ, Поволжского отделения РАО и др., получено свыше 30 премий, дипломов и наград.

Большинство подготовленных преподавателями учебных пособий и методических рекомендаций издаются на базе редакци-онно-издательского центра института, который оснащен современным полиграфическим оборудованием. Обладая необходимой базой и лицензией на издательскую деятельность, институт выпускает значительное количество учебной, методической и научной литературы для обеспечения учебного процесса и НИР преподавателей и сотрудников вуза.

Информационное сопровождение и апробация результатов научно-исследовательской деятельности в институте осуществляются на страницах научно-методических журналов «Гуманитарные науки и образование» и «Учебный эксперимент в образовании». Журналы являются площадкой для обсуждения учеными-экспертами, педагогическими работниками системы образования, представителями органов управления образования, а также потребителями образовательных услуг результатов масштабного научно-образовательного эксперимента, связанного с созданием и развитием центра коллективного пользования «Мордовский базовый центр педагогического образования».

Институт активно аккумулирует и распространяет результаты своих научных исследований. Так, в 2011 г. на базе Морд-ГПИ проведены конференции и семинары международного и всероссийского уровней с международным участием. Среди них: традиционные Евсевьевские чтения, Осов-ские педагогические чтения на тему «Образование в современном мире: новое время -новые решения», Всероссийская научно-практическая конференция с международ-

ным участием «Образование и воспитание младших школьников в условиях поликультурного региона», Международный Интернет-семинар «Новое в преподавании иностранныхязыков» и некоторые другие.

Политика института в сфере международного сотрудничества направлена как на увеличение количества научных центров и университетов, с которыми осуществляется сотрудничество, так и на расширение направлений научно-педагогического сотрудничества. Преподаватели и студенты вуза принимают участие в проведении совместных научных исследований, а также в организации конгрессов, конференций, симпозиумов, научных стажировок и других мероприятий. Одним из перспективных направлений международного сотрудничества является создание с участием иностранных партнеров структурных подразделений как учебного, так и научного профиля (центров, лабораторий и т. п.).

В институте создана система подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации. Послевузовское профессиональное образование осуществляется по 28 научным специальностям в аспирантуре и трем специальностям в докторантуре. Это позволяет обеспечить квалифицированными кадрами большинство кафедр института. Многие выпускники аспирантуры, защитившие диссертацию в срок, трудоустраиваются в вузе.

Сегодня одной из приоритетных задач является выявление и привлечение талантливой молодежи - студенчества, аспирантов, докторантов, молодых преподавателей - в научную сферу. В 20082009 гг. были заложены правовые основы организации внутриинститутского поиска талантливой молодежи, в частности, утверждены: Положение о Студенческом научном обществе; Положение о Совете молодых ученых; Положение о проведении ежегодного внутривузовского конкурса «Лучший аспирант года»; Положение о проведении ежегодного конкурса «Лучший

студент-исследователь года»; Положение о конкурсе научно-исследовательских работ студентов.

Для вовлечения молодежи в сферу науки и образования институт предпринимает ряд мер:

• обеспечение взаимодействия фундаментальной и прикладной науки с образовательным процессом на всех его стадиях, включая использование результатов совместных научно-исследовательских работ в лекционных курсах, экспериментальной базы - для выполнения учебно-исследовательских, лабораторных, курсовых и дипломных работ, производственной и преддипломной практики;

• привлечение квалифицированных сотрудников научных организаций к чтению спецкурсов и руководству учебно-исследовательскими, курсовыми и дипломными работами, практикой студентов и стажировкой аспирантов;

• трудоустройство выпускников в образовательные учреждения, учреждения культуры, физической культуры и спорта, в научно-исследовательские центры, научные парки и др.;

• создание условий для повышения мобильности молодых ученых: расширение международного сотрудничества в области гуманитарных наук и образования путем выполнения контрактов, участия в научно-образовательных центрах, в работе международных конференций; взаимодействие с профильными университетами, международными научными и образовательными организациями и фондами для организации международного обмена сотрудниками, студентами и молодыми учеными;

• популяризация научных знаний, проведение школьных, вузовских олимпиад, научно-практических конференций студентов, аспирантов, молодых ученых, мастер-классов и выставок, стимулирование талантливой молодежи к построению профессиональной карьеры в области гуманитарных наук и образования.

Особое внимание уделяется деятельности Совета молодых ученых, являющегося центральным органом, объединяющим научную молодежь института в целях осуществления совместной деятельности и выражения ее интересов в профессиональной и научной сферах. Усилиями СМУ проведены Всероссийские научно-практические конференции молодых ученых: «Молодежь и наука: проблемы современного образования » (2009 г.) и «Инновации в науке и образовании: молодежные инициативы» (2010 г.) и др.

Одним из важнейших условий формирования в вузе конкурентоспособной личности является развитая и эффективная система научно-исследовательской деятельности студентов. Ведь известно, что НИРС, как логическое продолжение учебно-исследовательской деятельности, существенно усиливает интерес к изучаемой дисциплине. Продуктивность НИРС обусловлена ориентацией на стратегическую задачу - создание реальных условий для активного включения студентов в исследовательскую деятельность. И здесь следует иметь в виду, что создание развивающей среды, способствующей формированию этого опыта, возможно, если: во-первых, со студентами установлены отношения сотрудничества и сотворчества; во-вторых, преобладает фасилитирующее общение преподавателя со студентами; в-третьих, развивается индивидуальное научное творчество студентов. А это во многом зависит от каждого преподавателя, заведующего кафедрой и декана.

Наиболее активными формами НИРС в институте являются: научная работа студентов по индивидуальным планам в ходе выполнения курсовых и дипломных работ (проектов); занятия студентов в научных объединениях, в работе Научного студенческого общества; участие в научных конкурсах, конференциях, семинарах, смотрах, выставках, олимпиадах, в работе экс-педиций;привлечение студентов к выпол-

нению кафедрами работ по госбюджетной и хоздоговорной тематике; публикация результатов НИРС в региональной, всероссийской и международной печати.

Массовой формой состязательных мероприятий системы НИРС в институте являются факультетские и институтские предметные олимпиады и конкурсы по специальности, в которых в совокупности участвует примерно 80% студентов дневного отделения и 20% студентов заочного отделения. Традицией стало проведение институтских туров олимпиад по педагогике, иностранному языку, психологии, философии, информационным технологиям, проблемам истории и пр.

Студенческое исследовательское сообщество стремится быть в курсе научной жизни республики, его представители активно участвуют в деятельности Республиканского отделения Всероссийского союза молодых ученых. В настоящее время СНО объединяет более 200 студенческих

научныхобъединений (исследовательских групп, кружков, лабораторий и др.), в научно-исследовательской и проектной работе которых задействовано 1700 студентов.

В целом следует отметить необходимость дальнейшего совершенствования и развития организационно-педагогической системы подготовки студентов к научной деятельности, которая стала бы необходимым условием качественного отбора аспирантов и в конечном счете - эффективного воспроизводства научных и научно-педагогических кадров.

SHUKSHINA T, ZAMKIN P. DEVELOPMENT OF RESEARCH ACTIVITIES AT THE PEDAGOGICAL UNIVERSITY

The article deals with the development of research activities at the Mordovia State Pedagogical Institute named after M.E. Evseviev. We describe the priority research areas of university teaching, which relate to problems of training scientific-pedagogical personnel. Key words: research activities, comprehensive program, priority areas of scientific research.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.