Научная статья на тему 'Миссия школы в условиях создания школ-комплексов'

Миссия школы в условиях создания школ-комплексов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
612
197
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИССИЯ / ШКОЛА-КОМПЛЕКС / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ИННОВАЦИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сиденко Алла Степановна, Яшина Галина Алексеевна

В статье обсуждается объединяющая роль миссии в условиях создания школ-комплексов. При слиянии в комплекс образовательных учреждений миссия новой школы должна в объединенном коллективе обсуждаться, приниматься, а может быть, и разрабатываться заново. Рассматриваются этапы формирования миссии, действующие факторы, задачи, решаемые руководителем школы-комплекса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сиденко Алла Степановна, Яшина Галина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Миссия школы в условиях создания школ-комплексов»

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Сиденко Алла Степановна

профессорФГАОУДПОАПК иППРО, Яшина Галина Алексеевна

директор ГБОУ Школа №64 г.Москва

J ^

МИССИЯ ШКОЛЫ

В УСЛОВИЯХ СОЗДАНИЯ ШКОЛ-КОМПЛЕКСОВ

л__________________________________________с

Аннотация. В статье обсуждается объединяющая роль миссии в условиях создания школ-комплексов. При слиянии в комплекс образовательных учреждений миссия новой школы должна в объединенном коллективе обсуждаться, приниматься, а может быть, и разрабатываться заново. Рассматриваются этапы формирования миссии, действующие факторы, задачи, решаемые руководителем школы-комплекса.

Ключевые слова: миссия, школа-комплекс, организационная инновация, инновационная система.

Среди разнообразия внедряемых в Российское образование анноваций осдбвю дстнедьсость приобретает инновация, связанная со школами-ком-плексими. Кенепредесюно втеирии днсосаций[2,й], инновициодсаясостема образоваееядсого тчеижде-ния представляет собой единство: технологических,

экондмсчеекио, педигогимеддие и идгaнизaрсoнаыx исюовоц ио.

В настоящее время с введением организацион-едй инноввции,и имтнго: иоздин1^р^«)л-кемш^^и^^^ ввжнм ссгоите, зоо измеоенидйоаm^о мк ог^^мды тов приводит к изменению состояния всей системы.

Рис.1.Инновационная системаобразовательногоучреждения

(изпрезентацииТ. Г. Новиковой,В. А. Сологуб)

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2014

15

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Школьная команда должна быть готова к тому, что создание комплекса потребует пересмотра применяемых компьютерных и телекоммуникационных технологий; усилится эффект введения новых экономических механизмов стимулирования инновационной деятельности и оплаты труда педагогов; потребуются новые методы, приемы, технологии преподавания, потребуется работа и над миссией новой школы-комплекса.

Напомним, что миссия школы (организации) -смысл, основное назначение существования организации. При слиянии в комплекс образовательных учреждений миссия новой школы должна в объединенном коллективе обсуждаться, приниматься, а может быть, и разрабатываться заново. Руководителю школы-комплекса необходимо понимать, что миссия не формулируется в один момент. Руководитель не сможет в одиночку обдумать эти идеи и распространить их в коллективе.

Процесс формирования миссии учреждения включает три основных этапа - подготовку, формулирование, развитие (пересмотр) [1,9,10].

Подготовка. Прежде всего, необходимо определить влияющие на миссию внешние и внутренние факторы.

К внешним относятся следующие:

• требования и ожидания рынка по отношению к выпускникам - промышленность, учебные заведения;

• особенности окружающего социума - специфика образовательных учреждений, наличие учреждений дополнительного образования и т.д.;

• цели и результаты работы интегрируемых образовательных учреждений, из которых приходят ученики; детских садов, из которых приходят воспитанники;

• изменения на рынке труда;

• требования федеральных стандартов второго поколения и др.

Внутренние факторы следующие:

• взгляды и убеждения учителей, воспитателей и других работников школы, детского сада;

• уровень профессионального мастерства работников интегрируемых образовательных учреждений;

• состав учеников школы, воспитанников детского сада;

• организационная культура интегрируемых образовательных учреждений;

• материально-техническая и финансовая обеспеченность;

• взгляды попечителей школы, учеников, родителей, воспитанников;

• традиции и прошлый опыт интегрируемых образовательных учреждений;

• восприимчивость к инновационным процессам [8].

При анализе внешних и внутренних факторов

руководителю и возглавляемой им команде по подготовке и формулированию миссии необходимо помнить, что вышеперечисленные факторы различны по способности к изменениям, следовательно, сте-

пень влияния на них со стороны команды может быть различной.

В процесс подготовки миссии необходимо вовлечь как можно больше работников интегрируемых образовательных учреждений, учеников, родителей, общественности. С этой целью проводятся опросы, анкетирование, тестирование всех заинтересованных сторон. Это особо важно в плане обеспечения мотивирующей функции цели - миссии.

Формулирование должно быть основано на анализе внутренних и внешних факторов, результатов опросов, анкетирования. Важно, чтобы словесная интерпретация помогала четко формулировать цели школы-комплекса.

Развитие и пересмотр. Миссия - это такая целевая установка, к которой приходится все время возвращаться. С одной стороны, развитие организации можно сверять с миссией, а с другой, можно увидеть, сохраняет ли миссия свою актуальность или ее нужно адаптировать к изменившимся обстоятельствам [10].

Условием успешной разработки и реализации миссии школы в условиях создания школ-комплексов является наличие слаженной школьной команды педагогов и руководителей [5,6,7].

Здесь будет важна работа руководителей по созданию системы условий для мотивации педагогов школы к инновационной деятельности, учитывающей:

• недостаточный лично-значимый опыт творческой деятельности учителей в условиях интеграции коллективов;

• недостаточное владение учителем технологией проектирования инновационной деятельности;

• синдром эмоционального выгорания учителя.

Руководителю важно решить задачи:

Задача 1. Активизация личностно-значимой творческой деятельности педагога.

• Комплексная диагностика личностно-профессиональных предпочтений педагогов.

• Презентация личностно-значимого опыта творческой деятельности в контексте личностно-ориентированной, гуманной педагогики.

• Разработка карты успешности педагогов школы с учетом их актуальной зоны развития и определение их зоны ближайшего развития.

• Обеспечение сетевого взаимодействия педагогов по проблеме.

• Коллективное принятие критериев успешности педагогов в инновационной деятельности.

Задача 2. Овладение эффективными технологиями проектирования инновационной деятельности.

• Организация повышения квалификации педагогов в режиме «обучающей организации».

• Организация повышения квалификации педагогов в режиме самообразования.

• Организация повышения квалификации педагогов в режиме практикумов, мастер-классов, вебинаров.

16

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2014

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Задача 3. Создание условий для стабильного эмоционального фона в педагогическом коллективе.

• Тренинги эффективного педагогического общения.

• Тренинг управления конфликтами.

• Практикум овладения инновационными технологиями управления (психотерапевтический подход, су-первизия, технология рефлексивного управления, коучинг).

• Овладение техниками релаксации.

Такая работа, проводимая на внутришкольном уровне, будет способствовать формированию у педагогов способностей к инновационной деятельности, к успешной работе в условиях изменения состояния всей педагогической и управленческой системы образовательного учреждения, к реализации миссии школы-комплекса.

В работах В. С. Лазарева -доктора психологических наук описывается инновационная деятельность школы, раскрывается модель введения инноваций в образовательных учреждениях [2,3]. Модель определяет последовательность и содержание действий по введению инноваций в школе, а также их цели и ожидаемые результаты. Она предусматривает пять этапов разработки и осуществления программы модернизации существующей в школе образовательной системы, адаптируя которые к нашей ситуации, можем сформулировать:

1. Формирование рабочей группы по разработке проекта модернизированной образовательной системы школы-комплекса и органов управления программой реализации проекта.

2. Определение необходимых изменений в существующей образовательной системе школы для создания школы-комплекса.

3. Выработка и согласование с коллективом педагогов миссии школы-комплекса.

4. Разработка проекта образовательной системы школы-комплекса.

5. Разработка плана-графика создания образовательной системы школы-комплекса.

6. Реализация запланированных изменений в образовательной системе школы-комплекса.

В заключение хотелось бы перефразировать высказывание В. С. Лазарева [2], из которого следует

вывод, что развитие школы-комплекса определяется как процесс качественных изменений в составляющих ее компонентах и ее структуре, вследствие которых школа-комплекс должна приобрести способность достигать более высоких, чем прежде, результатов образования, а иначе, какой смысл в комплексах. И очень важным на этом пути перемен является миссия новой школы.

Литература

1. Вопросы подготовки менеджеров образования: управление изменениями: Учеб. пособие для системы дополнительного профессионально-педагогического образования / Авт. кол.: Т. Г. Бедешко, А. В. Зеленцова, А. Н. Кузибецкий и др.; под ред. А. Н. Кузибецкого. Волгоград: Перемена, 1998. 132 с.

2. Лазарев В. С. Системное развитие школы. М.: Педагогическое общество России, 2002. 304 с.

3. Лазарев В. С. Влияние педагогического коллектива на результат инновационной деятельности // Эксперимент и инновации в школе. 2009. № 5.

4. Новиков А. М. Структура педагогической деятельности // Инновационные проекты и программы в образовании. 2010. № 4.

5. Сиденко А. С. Инновационный потенциал педагогов // Народное образование. 2013. № 1. С.121-126.

6. Сиденко А. С. Секреты продуктивного профессионального общения при введении ФГОС второго поколения в школе: от теории к практике // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. № 6. С.65-77.

7. Сиденко А. С. О модели подготовки школ к реализации ФГОС второго поколения // Образование и наука. 2012. № 1. С.3-16.

8. Сиденко Е. А. О некоторых теоретических аспектах формирования у работников образования мотивации достижения // Инновационные проекты и программы в образовании. 2012. № 4. С.35-48.

9. Табарданова Т. Б. Особенности планирования деятельности инновационного образовательного учреждения // Инновационные проекты и программы в образовании. 2009. № 1.

10. Табарданова Т. Б. Управление инновационными процессами в образовании // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2008. № 4.

Муниципальное образование: инновации и эксперимент

№4, 2014

17

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.