Научная статья на тему 'Создание модели повышения инвестиционной привлекательности современной школы'

Создание модели повышения инвестиционной привлекательности современной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
708
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ОУ / МАРКЕТИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / INVESTMENT ATTRACTIVENESS / COMPETITIVENESS OC / MARKETING OF EDUCATIONAL SERVICES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васильева Вера Владимировна

В работе раскрыты основные подходы к маркетинговой деятельности в современном образовательном учреждении. Рассмотрены вопросы создания условий для формирования положительного имиджа образовательного учреждения, внедрения эффективных содержательных технологий, сбалансированных в рамках единого образовательного пространства школы и обеспечивающих высокое качество образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATING A MODEL OF INCREASING THE INVESTMENT ATTRACTIVENESS OF THE MODERN SCHOOL

This paper discloses the main approaches to marketing in a modern educational institution. The problems of creating the conditions for creating a positive image of the educational institutions, implementing effective technology content, balanced in a single educational area schools and providing high quality education.

Текст научной работы на тему «Создание модели повышения инвестиционной привлекательности современной школы»

Теория инновационной деятельности

сиональной самооценки не только с функциональной точки зрения, но и с точки зрения их социокультурной миссии в современном обществе, не совпадающей с сформировавшимися в прошлом стереотипами [3].

Литература

1. Анализ результатов Областного образовательного проекта «Областная контрольная работа» (2006/07 уч. г.). Екатеринбург: ИРРО, 2007. 151 с.

2. Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при Старом поряд-ке/пер. с франц. Я. Ю. Старцева при участии В. А. Бабинцева. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1999. 416 с.

3. Белкин А. С., Сутырина Т. А. Ментально-мессионное направление в образовании. М.: Спутник, 2009. 236 с.

4. Вершинин С. Е., Титова Н. Б. Понятие «социальной ниши» как попытка развития идеи мультикультурализ-ма//Взаимодействие мигрантов и местного сообщества в условиях крупного российского города: сб. науч. от. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2009. С. 7-13.

5. Вишневский Ю. Р., Шапко В. Т. Актуальные теоретико-методологические проблемы социальной инерции//Вестн. УГТУ - УПИ. Сер. Гуманитарные и социально-экономические науки. Актуальные проблемы социологии и ме-

неджмента: сб. науч. ст. Екатеринбург: Изд-во УГТУ -УПИ, 2003. № 4. С. 21-32.

6. Засыпкин В. П. Модернизация педагогического образования в зеркале социологии. Екатеринбург: Гуманитар. ун-т, 2010.

7. Кислов А. Г., Плотникова Е. В. Изоляционизм в профессии педагога//Образование и наука. Изв. УрО РАО. 2011. № 3 (82), с. 92-100

8. Кон И. Социологическая психология: Избр. психолог, труды. М.: Изд-во Моск. псих.-соц. ин-та; Воронеж: МОДЭК, 1999. С. 399-416. [Электрон. ресурс]: Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/konsps/11.php

9. Матвеева Н. А. Социальная инерция: к определению

понятия//Социолог. исследования. 2004. № 4. С. 15-23. [Электрон. ресурс]: Режим доступа: http://www.isras.

ru/files/File/Socis/2004-04/matveeva.pdf

10. Слободчиков В. И. Антропологическая перспектива отечественного образования. Екатеринбург: Издат. отдел Екатеринбург. епархии, 2009. 264 с.

11. Garcia Marcelo Carlos. La formation inicial y permanente de los educadores//Extraido del libro: Consejo Escolar del Estado. Los educadores en la sociedad del siglo XXI. Madrid: Ministerio de Educacion, Cultura y Deporte, 2002. P 161-194.

УДК 364.024

В. В.Васильева

J ^

СОЗДАНИЕ МОДЕЛИ ПОВЫШЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ

Л___________________________________________г

Аннотация. В работе раскрыты основные подходы к маркетинговой деятельности в современном образовательном учреждении. Рассмотрены вопросы создания условий для формирования положительного имиджа образовательного учреждения, внедрения эффективных содержательных технологий, сбалансированных в рамках единого образовательного пространства школы и обеспечивающих высокое качество образования.

Ключевые слова: слова: инвестиционная привлекательность, конкурентоспособность ОУ, маркетинг образовательных услуг.

Abstract. This paper discloses the main approaches to marketing in a modern educational institution. The problems of creating the conditions for creating a positive image of the educational institutions, implementing effective technology content, balanced in a single educational area schools and providing high quality education.

Keywords: words: investment attractiveness, competitiveness OC, marketing of educational services.

В современном мире меняются духовные ценности и экономические условия, что влечет за собой новые вызовы современному образованию. Неопределенность... Что может быть страшнее для любого россиянина, но, одновременно, что может более всего мотивировать к деятельности. Большинство работников современной школы вышли из той эпохи, когда

должностная инструкция завуча по воспитательной работе на Камчатке ничуть не отличалась от обязанностей такого же завуча в Калининграде. Вот уже более 15 лет мы живем в таких условиях, когда учителю можно выбирать учебник или даже самому написать авторскую программу по предмету. Закон «Об образовании» обеспечивает право выбора подходов к оценке

16

Инновационные проекты и программы в образовании 2012/2

Теория инновационной деятельности

ученика. Да и само слово «ученик» приобрело новое значение. Теперь это не тот, кого учит учитель, а тот, кто сам постигает гранит науки и приобретает практические навыки. А еще и выбирает, основываясь на том, что ему интереснее. Внедрение изменений -нелегкая задача, которую приходится в современных условиях решать руководителю образовательного учреждения [4, 5, 6, 7]. Нормативно-подушевое финансирование, ЕГЭ, профильная школа, безотметочное оценивание... Всего и не перечислить. Но и без изменений плохо. Нет движения - школа не развивается. А в новых экономических условиях это означает, что школа теряет ученика и снижает ее индивидуальную привлекательность. Как не пропасть в этих условиях неопределенности?

В последнее время в сфере образования усиливается тенденция нарастания конкурентной борьбы между ОУ за место на рынке образовательных услуг. В сфере общего образования конкуренция не носит столь глобального, тотального и всепроникающего характера, как в бизнесе, но было бы глупо отрицать важнейшую роль конкуренции в развитии не только производства, но и образования, в повышении его качества. По нашему мнению, конкурентоспособная школа - это такая школа, которая не имеет проблем с комплектацией контингента обучающихся, чье имя на слуху, куда стремятся устроиться на работу. Сегодня конкуренция с участием образовательных учреждений уже не является чем-то экзотичным, она стала фактом жизни и требует правильной стратегической ориентации субъектов управления. Школа объективно может участвовать в конкуренции на разных «рынках». А термин «дополнительные (платные) услуги» уже прочно вошел в профессиональный сленг не только в образовании, но и в обществе в целом. При этом родитель становится все более разборчивым и начинает выбирать. Он желает для своего ребенка комфортной и безопасной для психического и физического здоровья среды, успешности, знаний. Кроме того, он хочет, чтобы школа, как и его ребенок, была необычной по статусу, контингенту учащихся, набору образовательных услуг.

Что нужно сделать руководителю, чтобы обучение в образовательном учреждении было привлекательным для родителей? Как сделать так, чтобы удовлетворить потребности всех участников процесса? Как использовать имеющиеся ресурсы, способствующие достижению успеха? Как сделать школу развивающейся, конкурентоспособной? Существует ли алгоритм развития образовательного учреждения от нулевой отметки к более высокой? Ведь не секрет, что стартовые возможности у учреждений весьма разные.

В этих условиях маркетинговая деятельность образовательного учреждения играет значительную роль. В этой связи, с 2007 года в рамках сетевого взаимодействия инновационно-активных образовательных учреждений Уральского региона представляющего собой «... сообщество функциональных пар-

тнеров, управляющих проектированием, разработкой и реализацией интеллектуальных продуктов и новых образовательных услуг с использованием современных информационных технологий» [2, стр. 41] велась системная деятельность по обсуждению и апробированию в ОУ в числе других нововведений и возможностей некоммерческого маркетинга в интересах развития конкурентоспособности ОУ - участников сетевого взаимодействия [1,3, 5].

В работе речь идет о некоммерческом маркетинге, чье функциональное содержание не менее богато, чем у коммерческого маркетинга. Более того, некоммерческий успех у потребителя, который может быть достигнут только с использованием потенциала маркетинга, впрямую ведет и к благоприятному имиджу образовательного учреждения в целом, и к росту государственной поддержки, привлекательности для родителей, для спонсоров, и к собственным коммерческим успехам школы. Именно использование общих подходов социального некоммерческого маркетинга способствовало повышению качества образования в МБОУ СОШ № 165 г. Екатеринбурга. Среди основных принципов маркетинга образования, на которых строится работа в данном направлении в МБОУ СОШ № 165, следует отметить: принцип целесообразности, принцип системного целеполагания, принцип непрерывности, принцип многоуровневости и многопрофильности, принцип многофункциональности, принцип гибкости и универсальности, принцип адаптивности образовательной системы ОУ к внешней среде

Выстраиванию работы нашей школы на основе обозначенных выше стратегии и принципов, использованию современных технологий и социальных сервисов, обеспечению образовательного результата и посвящена данная работа. Цель реализуемого в МБОУ СОШ № 165 проекта: создание условий для формирования положительного имиджа образовательного учреждения, внедрения эффективных содержательных технологий, сбалансированных в рамках единого образовательного пространства школы, и обеспечивающих высокое качество образования. Среди основных задач проекта следует выделить:

1. Повышение инвестиционной привлекательности школы - в первую очередь для учащихся, родителей и персонала.

2. Реализацию перехода к новому качеству образования за счет внедрения в практику деятельности ОУ новых федеральных государственных образовательных стандартов, предпрофильного и профильного обучения, информатизации образовательного процесса.

3. Обеспечение достижения нового качества воспитательной деятельности, эффективности систем профилактики молодежной девиации и зависимого поведения за счет координации усилий ОУ основного и дополнительного образования, развития физкультурно-спортивной работы, программ гражданско-патриотического воспитания и экологического воспитания.

Инновационные проекты и программы в образовании 2012/2

17

Теория инновационной деятельности

4. Создание условий для развития потенциала педагогического сообщества школы.

5. Создание эффективно действующих проектов оздоровления детей и сотрудников школы средствами здоровьесбережения в учебно-воспитательном процессе, координации ведомственных и общественных усилий, дальнейшего развития системы педагогического сопровождения.

Условия успешно реализации маркетинговой программы в ОУ связаны с наполнением маркетинговым содержанием всех бинарных функций управления: информационно-аналитической, мотивационно-целевой, планово-прогностической, организационно-исполнительской, контрольно-диагностической и регулятивнокоррекционной.

В 2007 году администрацией школы был проведен качественный проблемный анализ функционирования школы. Школа имела неразвитую материально-техническую базу (практически отсутствовало бюджетное финансирование), родители учащихся среднего и старшего звена все чаще предпочитали статусные учреждения микрорайона и города, школа была самой обычной школой района. Первостепенной управленческой задачей администрации стала необходимость позитивных перемен. Представим алгоритм действий управленческой команды, в основе которого лежит суть социального маркетинга «процесс планирования и осуществления программ, направленных на создание, построение и поддержание взаимовыгодных отношений с целевыми аудиториями...».

Какие шаги при планировании результатов предприняла команда управления?

Проведенный анализ позволил определить потребности социума и оценить возможности школы; определить желаемый образ; сформулировать миссию своего образовательного учреждения, т. е. пути деятельности для воплощения желаемого; определить цели, задачи деятельности; обозначить внешние и внутренние ресурсы школы; разработать Программу развития.

Большое значение при реализации Программы развития имело ресурсное обеспечение развития школы. Главным ресурсом нашей деятельности стал человеческий ресурс.

Внутренние ресурсы развития школы:

• Экспериментальная деятельность педагогического коллектива

• Научно-методическая служба школы

• Информационная образовательная среда

• Интеллектуальные, творческие, спортивные достижения учащихся

• Профессиональные достижения педагогов

К внешним ресурсам развития школы мы отнесли:

• Научный потенциал Вузов

• Научный потенциал УрО РАО, ИРРО, ИМЦ Кировского района г. Екатеринбурга, Екатеринбургский «Дом учителя» и др. структур

• Социальные партнеры

• Административный ресурс Стратегическое планирование позволило определить приоритеты развития образовательного учреждения:

• Родители - активные участники образовательного процесса

• Сохранение здоровья учащихся

• Выявление и поддержка одаренных детей

• Школа - территория безопасности

• Профессиональный рост педагогов

• Создание материальной базы обучения

• Информатизация образовательной среды

• Расширение внешних связей, поиск потенциальных партнеров

Весь проекты был разбит на следующие этапы:.

1 этап. (2008-2009 гг.)

Начало целенаправленной работы по формированию позитивного имиджа школы.

Основные задачи, которые нужно решать в это время внутри школы:

• выработка педагогическим коллективом совместного видения перспектив, определение и формулировка миссии школы, ее срочных и перспективных целей, составление планов деятельности;

• анализ сложившейся школьной культуры с ее системой ценностей, обычаев, традиций, стилей поведения, ее организационным фольклором (легендами, историями, которые постоянно циркулируют в организации), с ее языком (устойчивыми словосочетаниями - «штампами»), с утвердившимися ритуалами, церемониями;

• выявление ожиданий основных «клиентов» школы - учащихся и их родителей;

• разработка общего стиля (внешних атрибутов образовательного учреждения и этики педагогического взаимодействия).

Внешний имидж в это же время требует следующих действий:

• корректировка визуальных и деятельностных элементов внешней атрибутики для демонстрации духа общности, корпоративности, единения, для формирования узнаваемого на рынке образовательных услуг. Разработка символов школы: досок объявлений, реклам и плакатов на стендах школы, объявлений о кружках, секциях, одежда, стенды с фотографиями лучших учеников, педагогов и учеников, школьные праздничные стенгазеты.

• рекламная продукция, выпускаемая школой, делает упор на уникальность предлагаемых школой услуг, подчеркивает их качественность.

2 этап. (2009-2010) Активное формирование имиджа школы.

Внутренний имидж включает в себя следующее:

• развитие «фирменных знаков», внимание к личным праздникам, совместное празднование, выделение особых праздников школы (день основания школы, День Учителя, Новый Год, 8-е Марта, «День семьи», «День здоровья»;

18

Инновационные проекты и программы в образовании 2012/2

Теория инновационной деятельности

• формирование системы стимулов создания благоприятного имиджа, предполагающей разработку психологических, социальных и экономических механизмов стимулирования заинтересованности членов коллектива в формировании благоприятного имиджа образовательного учреждения;

• создание общего стиля помещений школы -в соответствии с традициями;

• с особенностями деятельности и финансовыми возможностями.

Внешний имидж направлен на следующее:

• изготовление разного рода рекламных средств для актуализации желаемого ИШ: рекламные информационные материалы (листовки, буклеты, бюллетени), сувенирная продукция;

• использование возможностей интернета, радио, телевидения для пропаганды достижений школы;

• начало связей с общественностью, проведение PR-мероприятий: организация дней открытых дверей, презентаций, участие в специализированных выставках, ярмарках образования и т. п.;

• организация мероприятий (собраний, семинаров, конференций) для аудиторий, в которых заинтересовано учебное заведение, курирование воспитательных и образовательных учреждений, осуществляющих воспитание и обучение будущих учащихся, и т. д.;

• создание собственной рекламной площадки на школьном сайте, где будет формироваться благожелательный имидж учреждения в Интернете;

• активная социальная реклама, через наличие и функционирование детских и юношеских организаций, через деятельность по сохранению и укреплению здоровья учащихся, через связи школы с различными социальными институтами, высшими учебными заведениями и т. д., через создание условий для творческого развития;

Акцент в рекламе направлен на стабильность деятельности школы, обеспечение регулярных и продуктивных связей с выпускниками разных лет.

3 этап. (2010-2011 гг.). Поддержка, корректировка и обновление сформированного имиджа школы.

Управление процессом поддержки, корректировки и обновления внутреннего имиджа школы на этом этапе предполагает:

• стимулирование инновационной деятельности, для чего персонал активно задействуется в различных курсах повышения квалификации, перепрофилировании, конкурсах проектов и др.;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• создание новых направлений деятельности, как вписывающихся в общий стиль школы (и активно подающихся именно в этом ключе), так и абсолютно новаторских (здесь возможны два пути: подача нового как хорошо забытого старого, связь с традициями и реклама именно инноваций - это то, что еще никто не делал, не предлагал, мы - первые);

• постоянное поддержание прямой и обратной связи с потребителями образовательных услуг.

Управление внешним имиджем школы на этом этапе нацелено на следующее:

• начало рекламной кампании инновационных проектов;

• расширение различных видов рекламы (использование доступных видов наружной рекламы и рекламы на транспорте; использование фотографий вместе с информацией; изготовление рекламных вещей (ручки, карандаши и пр.), с эмблемой школы, широкая пропаганда достижений, демонстрация наград.

Целевая аудитория

• Воспитанники детских садов и их родители (в контексте выбора школы для получения начального общего образования).

• Интеллектуально одаренные учащиеся 8-11 классов (в контексте выбора ВУЗа для продолжения обучения, организации учебно-исследовательской деятельности по выбранному профилю в партнерстве с научными организациями).

• Учащиеся 8-11 классов, ориентированные на поступление в колледж

(в контексте возможности трудоустройства по окончанию учебного заведения, получения рабочей специальности, осознанного выбора своего профессионального пути, профилактики девиаций).

• Социально-активные учащиеся 1-11 классов.

(в контексте развития культуры, формирования

мировоззрения, основанного на идеях социальной и личной ответственности, развития их социальной активности как формы включения в социум).

• Высококвалифицированные кадры (в контексте выбора места работы).

• Социальные партнеры (высшие, средне-специальные учебные заведения, общественные организации, бизнес-партнеры).

В табл. 1 представлен Календарный план реализации Проекта.

В настоящее время в рамках проекта достигнуты следующие результаты:

• Создано некоммерческое партнерство «Родительский Союз». Благодаря привлечению родителей к управлению школой мы смогли превратить их в активных участников образовательного процесса, а вместе с тем, повысить его качество.

• Школа - городская экспериментальная площадка по внедрению здоровьесберегающих технологий. (Приказ Управления образования города Екатеринбурга № 23-д от 23.10.2007, закончена в 2009 году)

• Школа - член сети инновационно-активных ОУ Уральского региона Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО (г. Москва) по теме: «Создание многополюсной образовательной среды для формирования у школьников способности к осуществлению осознанного выбора»

Инновационные проекты и программы в образовании 2012/2

19

Теория инновационной деятельности

Таблица 1

Календарный план реализации Проекта

с указанием сроков их реализации по этапам и перечнем ожидаемых результатов

Сроки Направления и содержание деятельности Планируемые результаты Критерии результативности Ответственные

1 этап Внутренний имидж май 2008 Анкетирование Выявление ожиданий основных клиентов школы - учащихся и их родителей Обработка анкет и выявление запросов школе родителей и учащихся Руководитель проекта

Сентябрь-октябрь 2008 Педсовет «Перспективы развития школы « Анализ сложившейся школьной культуры, выработка перспектив развития школы, определение миссии школы, её целей и задач, составление плана деятельности, разработка общего стиля учебного заведения Составление плана деятельности, разработка общего стиля учебного заведения Заместитель директора

Октябрь-декабрь 2008 Конкурс проекта «Единая школьная форма» Разработка общего стиля Принятие единой формы Заместитель директора по ВР

Внешний имидж школы Апрель 2008 г Конкурс проектов «Моя школа самая, самая...» среди учащихся школы Разработка проектов учащимися, выявление лучшего из них, использование в качестве рекламы в средствах СМИ Появление рекламы в средствах СМИ Совет Школы

2 этап Внутренний имидж школы сентябрь 2009. Совещание «Наши традиции» Внедрение и укрепление традиций школы среди сотрудников для создания корпоративного духа Заместитель директора по УВР

январь 2009 Заседание рабочей группы «Стимулирование труда работников школы» Корректировка критериев стимулирования труда работников школы Стимулирование оплаты труда

август 2009-август 2010 Создание общего стиля помещений школы Приведение помещений к общему стилю Приведение помещений к общему стилю Заместитель директора по АХЧ

Внешний имидж август 2008-июнь 2010 Работа со средствами СМИ по пропаганде достижений школы Помещение лучших работ детей в газету, на сайт школы, приглашение телевидения на яркие праздники, заметки в газету о достижениях школы Развитие имиджа школы Заместитель директора по ВР

изготовление разного рода рекламных средств для актуализации желаемого имиджа школы рекламные информационные материалы (листовки, буклеты, бюллетени), сувенирная продукция Повышение имиджа школы Руководитель

Совместная деятельность с общественностью Проведение дня открытых дверей, презентаций, участие в выставках, ярмарках образования и т. д. Повышение имиджа школы Совет Школы, Совет школьного самоуправления

Проведение мероприятий для заинтересованной аудитории Проведение собраний, семинаров, конференций, встреч Принятие результатов встреч к сведению Администрация

3 этап внутренний имидж 2010-2011 Инновационная деятельность Курсы повышения квалификации, перепрофили-рование, участие в инновацион-ных проектах Аттестация, присвоение званий Заместитель директора

Внешний имидж 2010-2011 Рекламная деятельность, пропаганда достижений, демонстрация наград Проведение собраний, конференций, встреч с общественностью, реклама на школьном сайте Повышение имиджа школы, спрос на образовательные услуги школы Совет, совет школьного самоуправления

2011 Подведение итогов по проектной деятельности «Имидж школы» Подведение итогов Анализ деятельности по проекту Руководитель проекта

20

Инновационные проекты и программы в образовании 2012/2

Теория инновационной деятельности

• 10-11-е классы работают в сетевой модели сотрудничества с высшими учебными заведениями: УрФУ (УГТУ-УПИ), УрГСХА, УГЛТУ и с ООО «Уральский приборостроительный завод». Учащиеся школы имеют возможность получить рабочую специальность токаря, фрезеровщика в стенах школы

• Школа стала победителем ПНПО «Образование».

• За три последних года педагоги школы подготовили 99 победителей районных, городских, областных олимпиад и НПК.

• За три года 4 педагога стали победителями конкурса « Лучшие учителя России».

• Обеспеченность кадрами - 100%.

• Высокие экономические показатели.

• В школе работают на бюджетной основе 10 кружков и спортивных секций, что позволяет учащимся реализовывать и развивать свои творческие способности.

• При школе функционирует теплица, в которой проводятся экскурсии и уроки для учащихся школы.

• Пришкольный участок школы систематически занимает призовые места в городском смотре - конкурсе «Цветущий город» 2007 г,, 2010 г.

• Школа принимает активное участие во многих районных, городских и областных мероприятиях.

• Постоянно пополняется и обновляется материально - техническая база школы.

В рамках проекта активно используются следующие педагогические технологии:

• Дифференцированного обучения

• Игрового моделирования

• Технологии мастерских

• Метод учебных проектов и проектно-исследовательские технологии

• Технологии Психолого-педагогического сопровождения

• Internet - технологии, в т. ч. технологии дистанционного обучения, технологии Web 2.0

Для оценки результативности проекта используется:

• Психологический мониторинг, позволяющий оценивать изменения, происходящие у участников проекта. Мониторинг проводится по вертикали 1-11 классы, контрольная группа 25% от общего числа учащихся, родителей, педагогов. Используются верифицированные методики. Результаты мониторинга доводятся в форме аналитических справок.

• Контроль реализации проекта, позволяющий фиксировать результаты выполненных работ, произошедшие изменения и корректировать ход реализации проекта проводится ежемесячно в форме отчета за календарные периоды, содержащего информацию по количеству, продолжи-

тельности мероприятий,категории и количеству участников мероприятий, и процентный анализ выше обозначенных пунктов.

• Исследования удовлетворенности целевой аудитории теми формами работы, в которые они были вовлечены и удовлетворенностью работы школы по теме проекта в целом проводится в форме анкетирования. Используются как открытые, так и закрытые вопросы, исследуется как рациональная, так и ассоциативная оценка события, отдельно анализируется каждая форма работы.

• Анализ обратной связи (используется в ходе отдельных практических форм работы). Для получения обратной связи используются различные методы: анкетирование участников мероприятий (семинаров-практикумов, городских семинаров), игровые методы сбора обратной связи, устный опрос участников мероприятия, беседы с участниками мероприятий.

Данные отчеты позволяют оценить эффективность

каждого мероприятия и внести в него соответствующие

доработки.

• Анализ соответствия запланированных рубежных количественных показателей (число партнеров, количество публикаций в СМИ, число семинаров, охват целевых аудиторий и т. д.) фактически достигнутому.

Представляется в форме полугодового и итогового

отчета по проекту.

Литература

1. Давыдова Н. Н. Организационно-управленческая модель взаимодействия образовательных учреждений как фактор инновационного развития регионального образования // Образование и наука. Известия УрО РАО, 2010, № 8 (76), с. 32-42

2. Давыдова Н. Н., Суслов А. А. Управление развитием научно-образовательной сети УрО РАО // Университетское управление № 5 (75), 2011, с. 39-45

3. Давыдова Н. Н., Поляков Л. П. Перевод образовательного учреждения в статус инновационно-активной школы как средство обеспечения роста ее конкурентоспособности // Муниципальное образование: инновации и эксперимент, 2010, № 3, с. 37-41

4. Сиденко А. С., Хмелева В. С. Педагогический эксперимент: понятие и этапы деятельности // Эксперимент и инновации в школе. - 2008. - № 2

5. Сиденко А. С., Хмелёва В. С. Сопровождение экспериментальной и инновационной деятельности экспериментальных площадок // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. - № 4.

6. Сиденко А. С. От опытно-поисковой деятельности -к исследованию // Эксперимент и инновации в школе. -2011. - № 2.

7. Сиденко Е. А. Тренинг мотивации достижения в зарубежной психолого-педагогической практике // Инновационные проекты и программы в образовании - 2010. -№ 5.

Инновационные проекты и программы в образовании 2012/2

21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.