Научная статья на тему 'Разработка модели государственно-общественного управления в автономных образовательных учреждениях'

Разработка модели государственно-общественного управления в автономных образовательных учреждениях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
771
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / УПРАВЛЯЮЩИЙ СОВЕТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Журавлева Александра Викторовна

В статье представлены подходы к созданию модели государственно-общественного управления в автономных образовательных учреждениях. Рассмотрен механизм функционирования Управляющего совета автономного образовательного учреждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Журавлева Александра Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разработка модели государственно-общественного управления в автономных образовательных учреждениях»

ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ

J

Журавлева Александра Викторовна

директор МАОУ СОШ № 140 г. Екатеринбург

V

РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННООБЩЕСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В АВТОНОМНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

S_____________________________________________________________________________с

Аннотация. В статье представлены подходы к созданию модели государственно-общественного управления в автономных образовательных учреждениях. Рассмотрен механизм функционирования Управляющего совета автономного образовательного учреждения.

Ключевые слова: государственно-общественное управление, автономное образовательное учреждение, управляющий совет.

Актуальность становления и развития государственно-общественного управления отечественным образованием обусловлена рядом факторов.

Первая группа факторов - внутрироссийские - определяется требованиями государства, закрепленными в законодательстве, а также заинтересованностью общества в демократизации и развитии государственно-общественного характера управления образованием [6,8,9].

Вторая группа факторов - внешние. На Россию все возрастающее влияние оказывают происходящие в мире процессы глобализации -экономической, политической и культурной интеграции человечества, следствием которых является становление и развитие гражданского общества, гражданских институтов, стимулирующих инициативу, творчество и самодеятельность человека во всех сферах его жизнедеятельности [10,14].

Все эти факторы ориентируют школу на демократизацию и гуманизацию, государственно-общественный характер управления образовательным учреждением [7].

Суть деятельности системы государственно-общественного управления в современном образовательном учреждении состоит в объединении интересов государства и общества в решении проблем обучения, воспитания и развития подрастающего поколения с учетом социальных, культурных особенностей, традиций муниципалитета.

В целом, целью создания системы государственно-общественного управления системой образования является постановка проблемы функционирования и развития образования в центр внимания общественности, расширение коллегиальных, демократических форм управления, воплощение в жизнь государственно-общественных принципов управления; развития социального партнерства в системе образования как путь решения актуальных проблем развития и модернизации образования через внедрение механизма общественного управления.

Для достижения поставленной цели системой образования должны быть решены следующие задачи:

• уточнение миссии образовательного учреждения в социуме;

• развитие системы подготовки всех категорий общественных управляющих - членов органов государственно-общественного управления;

• увеличение масштабов информирования населения о возможностях общественного участия в управлении, результатах работы органов государственно-общественного управления, реализации мер, направленных на повышение мотивации граждан к участию в управлении образовательным учреждением;

• обеспечение эффективного взаимодействия различных уровней и форм общественного участия в управлении, развитие сетевого взаимодействия участников государственно-общественного управления;

• внедрение технологии проектного менеджмента в управленческую деятельность [3,13].

В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» указывается, что «от того, как будет устроена школьная действительность, какой будет система отношений школы и общества, насколько интеллектуальным и современным мы сможем сделать общее образование, зависит благосостояние наших детей, внуков, всех будущих поколений». В новом законе «Об образовании» в статье «Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования» декларируется «демократический характер управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями» (гл. 1, ст. 3). «Управление образовательной организацией строится на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности» (гл. 3, ст. 26) [9]. Таким образом, для целенаправленной работы по управлению образовательным учреждением, повышению его уровня развития требуется грамотная, научная организация системы государственно-общественного управления, причем на данный момент это можно обозначить, как стратегическое направление развития современной школы.

Разрабатываемая в МАОУ СОШ № 140 г. Екатеринбурга в рамках сетевого взаимодействия инно-

18

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2014

ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ

вационно-активных ОУ ФЭП АПК и ППРО (г. Москва) [3,4,5,13,14,15], модель государственно-общественного управления образовательным учреждением направлена на обеспечение демократического характера управления школой, формирование ее открытости и инвестиционной привлекательности.

Модель государственно-общественного управления строится на основе следующих принципов:

• открытости (вся работа органов самоуправления должна быть открытой для каждого члена коллектива и обеспечивать получение каждым из них оперативной и достоверной информации);

• равноправия (все участники школьного соуправления должны иметь равные права субъектов школьной жизни, право решающего голоса при принятии того или иного решения в своем коллективе);

• выборности (в соответствии с ним органы соуправления приобретают соответствующие полномочия в результате полномочных выборов);

• демократии (предполагается вовлечение в самоуправленческую деятельность всех участников образовательного процесса);

• законности (необходимость неукоснительного следования органов соуправления положениям Конституции РФ и другим государственным правовым актам, уставу школы и ее локальным нормативным документам);

• целесообразности (деятельность органа соуправления должна быть направлена на реализацию потребностей и интересов детей, их родителей и педагогов);

• представительства (первичные коллективы должны иметь своих представителей в избираемых ими органах соуправления);

• гуманности (органы соуправления должны действовать на основе нравственных ценностей народов России, меры ответственности и наказания должны быть строгими, но гуманными, не унижать достоинство взрослого или ребенка);

• коллегиальности и персональности (коллегиальное принятие управленческих решений и обеспечение персональной ответственности за выполнение каждого решения);

• совета и согласия (перед принятием решения необходимо советоваться, принимать решение на основе согласия всех или большинства членов органа соуправления);

• распределения полномочий (четкое распределение властных полномочий и ответственности между всеми органами школьного соуправления);

• отчетности (все избранные органы соуправления и их члены регулярно, не реже одного раза в полугодие отчитываются перед своими избирателями о проделанной ими работе и ее результатах.

Системными эффектами расширения общественного участия в формировании образовательной политики МАОУ СОШ № 140 и управления образовательным учреждением являются [1,2,11,12,16]:

• привлечение в образовательное учреждение дополнительных ресурсов;

• обеспечение материально-технического развития образовательного учреждения;

• удовлетворение актуальных образовательных запросов семьи и общества;

• разрешение возникающих конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса;

• рост интереса и активности родителей, обучающихся, представителей общества к участию в управлении школой, помощи образовательному учреждению;

• принятие (повышение) ответственности общественности в отношении школы;

• рост доверия общества к школе, результатам ее деятельности, улучшение имиджа школы;

• расширение социального партнерства;

• развитие культуры управления (менеджмента) в образовательном учреждении;

• рост качества образования как следствие влияния привлечения общественности к оценке и стимулированию качества образования;

• разрешение возникающих конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса и обеспечение защиты образовательного учреждения;

• повышение открытости системы образовательного учреждения для преодоления корпоративно-профессиональной замкнутости системы в определении содержания образования, стандартов деятельности системы образования и оценке её результативности;

• повышение интереса и активности родителей, обучающихся, представителей общества к участию в управлении образовательным учреждением;

• реализация права субъектов образовательного процесса (учителей, обучающихся, их родителей) в управлении образовательным учреждением.

В ходе реализации модели получат распространение следующие ценности:

• соблюдение законности в деятельности всех органов государственно-общественного управления школой;

• реализация и защита прав и законных интересов участников образовательного процесса;

• приоритетность для систем управления образованием качества образования и качества жизни обучающихся;

• добровольность участия общественности в государственно-общественном управлении образовательным учреждением;

• участие общественных органов в управлении всеми направлениями деятельности образовательного учреждения;

• сохранение разумного баланса государственной и общественной составляющих в системе государственно-общественного управления школой;

• открытость и доступность информации о государственно-общественном управлении образовательным учреждением;

• принятие решений на основе достоверной информации о деятельности школы;

• контроль за соблюдением прав участников образовательного процесса.

Управление МАОУ СОШ № 140 основано на сочетании принципов единоначалия с демократичностью школьного уклада. Блок-схема структуры государственно-общественного управления в МАОУ СОШ № 140 представлена на рис. 1.

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2014

19

ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ

Родительская

конференция

Управляющий совет

\

Ученическая

конференция

Педагогический

совет

Общешкольный родительский совет

РВС - разновозрастной совет

Инновационнометодический совет

Родительское

собрание

Собрание класса

Методические

объединения

Родители

Учащиеся

Наблюдательный

совет

Временные творческие группы

Трудовой коллектив

Социальные

партнеры

Собрание трудового коллектива

Профком

Организации по защите прав ребенка

общественность

Рис.1.Блок-схемаструктурыгосударственно-общественногоуправленияОУ

Характеристика органов системы государственно-общественного управления МАОУ СОШ № 140

ОБЩЕШКОЛЬНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ УПРАВЛЯЮЩИЙ СОВЕТ

ОСНОВАНИЕЛЕГИТИМНОСТИ ОСНОВАНИЕ ЛЕГИТИМНОСТИ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Действует на основании Устава ОУ, Положения об Общеш- Действует на основании Устава ОУ, Положения об Управля-

кольной конференции. ющем совете, Положения о выборах в Управляющий совет,

ПОЛНОМОЧИЯ приказаучредителя.

• принятие Устава, изменений и дополнений; ПОЛНОМОЧИЯ

• заслушивание и утверждение отчета руководителя учреж- • принимает решения по утверждению программы развития ОУ;

дения по итогамучебногои финансовогогода; • утверждает учебный план, образовательные программы,

• определение приоритетных направлений деятельности уч- режим работы;

реждения, принципов формирования и использования его •содействуетпривлечению внебюджетных средств;

имущества; •участвует в распределении стимулирующего фонда;

• образование совещательных органов учреждения и прекра- • утверждает планфинансово-хозяйственной деятельности;

щение их полномочий. • рассматривает жалобы и заявления участников

ПОРЯДОКФОРМИРОВАНИЯ образовательногопроцесса.

Выборы представителей от работников, родителей, учащих- ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ

ся. Выборыпредставителей от работников, родителей, учащихся.

Члены Управляющегосовета (по должности). Директор (по должности). Представитель учредителя (назна-

СОСТАВ чается учредителем). Кооптированные члены.

• члены Управляющего совета, представители учащихся - СОСТАВ

по одному от каждой параллели старшей ступени, работни- • представитель учредителя;

ков - 1/3,родителей -1/3, общественности -1/3. •директор;

СТРУКТУРА • представители учащихся -по одному от каждой параллели

• председатель; старшейступени;

• секретарь. • работников - 1/3; • родителей - 1/3; • общественности - 1/3. СТРУКТУРА • председатель; • секретарь; • комиссии.

20

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2014

ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ

ОБЩЕЕ СОБРАНИЕ ТРУДОВОГО КОЛЛЕКТИВА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ

ОСНОВАНИЕ ЛЕГИТИМНОСТИ ОСНОВАНИЕ ЛЕГИТИМНОСТИ

Действует на основании Устава ОУ, Положения об Общем со- Действует на основании Устава ОУ, Положения о Педагоги-

брании трудового коллектива. ческом совете.

ПОЛНОМОЧИЯ ПОЛНОМОЧИЯ

• принимает Устав школы, изменения к нему; • обсуждает и выбирает учебный план, программы, УМК;

• утверждает коллективный договор; • организует работу по повышению квалификации педагогов,

• вносит предложения по членству в Управляющий совет; распространению передового опыта;

• обсуждает проекты локальных актов по вопросам, касаю- • решает вопросы о допуске к экзаменам, переводе учащихся

щихся интересов работников; в следующий класс, выдаче аттестатов об образовании;

• обсуждает и принимает Правила внутреннего трудового • решает вопрос о рекомендации к различным видам поощ-

распорядка. рения;

ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ • определяет направления взаимодействия ОУ с государ-

Все члены трудового коллектива, для которых ОУ является ственными и общественными организациями и др.

основным местом работы. ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ

СОСТАВ Все педагоги ОУ по должности.

Все члены трудового коллектива, для которых школа являет- СОСТАВ

ся основным местом работы. Все педагоги ОУ.

СТРУКТУРА СТРУКТУРА

• председатель; • председатель ПС;

• секретарь. • секретарь ПС.

ИННОВАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ СОВЕТ УЧЕНИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

ОСНОВАНИЕ ЛЕГИТИМНОСТИ ОСНОВАНИЕ ЛЕГИТИМНОСТИ

Действует на основании Устава школы, Положения о Мето- Действует на основании Устава школы, Положения об Учени-

дическом совете, Программы развития школы. ческой конференции.

ПОЛНОМОЧИЯ ПОЛНОМОЧИЯ

• согласует программы, планы; • выбирает членов органов ученического самоуправления;

• создает систему методических услуг, направленных на по- • вносит предложения по планированию работы;

вышение качества и эффективности образования; • выдвигает кандидатуры в Управляющий совет;

• создает условия для научно-практической работы педагогов; • выдвигает предложения по организации деятельности ОУ;

• способствует развитию педагогического творчества и методи- • защищает права учащихся.

ческому обеспечению повышения квалификации педагогов; ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ

• транслирует педагогический опыт. Активы 5-11 классов.

ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ СОСТАВ

• заместители директора по должности; Активы 5-11 классов.

• руководители МО по должности. СТРУКТУРА

СОСТАВ • председатель;

• заместители директора по должности; • секретарь.

• руководители МО по должности.

СТРУКТУРА

• руководитель МС;

• секретарь МС.

УЧЕНИЧЕСКИЙ СОВЕТ РОДИТЕЛЬСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

ОСНОВАНИЕ ЛЕГИТИМНОСТИ ОСНОВАНИЕ ЛЕГИТИМНОСТИ

Действует на основании Устава школы, Положения об Уче- Действует на основании Устава школы, Положения о Роди-

ническом совете. тельской конференции.

ПОЛНОМОЧИЯ ПОЛНОМОЧИЯ

• выступает от имени учащихся при решении вопросов жизни • вносит предложения в план работы школы;

школы; • делегирует членов из числа родителей в Управляющий со-

• изучает и формулирует мнение школьников по вопросам вет;

школьной жизни; • вносит предложения в Программу развития школы;

• представляет позицию учащихся в органах управления школой; • вносит предложения по организации режима работы шко-

• разрабатывает предложения по совершенствованию учеб- лы;

но-воспитательного процесса; • взаимодействует с общественными организациями по во-

• изучает интересы и потребности школьников в сфере вне- просам пропаганды школьных традиций, уклада школьной

учебной деятельности, создаёт условия для их реализации; жизни, семейного воспитания;

• содействует разрешению конфликтных вопросов. • утверждает состав общешкольного родительского комите-

ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ та.

На выборной основе из числа учащихся 8-11 классов сроком ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ

на 1 год. Делегаты от родительских коллективов классов.

СОСТАВ СОСТАВ

Избранные представители из числа учащихся 8-11 классов. 5-7 человек от каждого класса.

СТРУКТУРА СТРУКТУРА

• председатель; • председатель;

• секретарь; • секретарь.

• руководители и члены комитетов.

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2014

21

ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ

ОБЩЕШКОЛЬНЫЙ РОДИТЕЛЬСКИЙ КОМИТЕТ ОСНОВАНИЕ ЛЕГИТИМНОСТИ

Действует на основании Устава школы, Положения о Родительском комитете.

ПОЛНОМОЧИЯ

• содействует обеспечению оптимальных условий для организации учебно-воспитательного процесса;

• координирует деятельность классных РК;

• проводит разъяснительную и консультативную работу среди родителей (законных представителей) обучающихся об их правах и обязанностях;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• оказывает содействие в проведении общешкольных мероприятий;

• совместно с администрацией школы контролирует организацию и качество питания, медицинского обслуживания;

• оказывает помощь в организации и проведении общешкольных родительских собраний.

ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ

Председатели родительских комитетов классов.

СОСТАВ

Один представитель от РК класса.

СТРУКТУРА

• председатель;

• секретарь.

СОЦИАЛЬНЫЕ ПАРТНЕРЫ ОСНОВАНИЕ ЛЕГИТИМНОСТИ

Действуют на основании Устава школы, Положения об Управляющем совете.

ПОЛНОМОЧИЯ

• содействуют обеспечению оптимальных условий для организации учебно-воспитательного процесса;

• оказывают содействие в работе по защите прав участников образовательного процесса;

• оказывают содействие в организации и ведении финансово-экономической деятельности, привлечении средств;

• участвуют в работе комиссий Управляющего совета;

• оказывают содействие в подготовке и организации общешкольных мероприятий;

• оказывают содействие в реализации права общеобразовательного учреждения выступать арендатором и арендодателем.

ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ

Кооптация в члены школьного Управляющего совета представителей местного сообщества.

СОСТАВ

• выпускники, окончившие МАОУ СОШ № 140;

• представители работодателей, чья деятельность прямо или косвенно связана со школой или территорией, на которой оно расположено;

• представители организаций образования, науки и культуры;

• граждане, известные своей культурной, научной, общественной деятельностью

В рамках проекта создания собственной системы государственно-общественного управления МАОУ СОШ № 140 разрабатывается подпроект «Разработка модели управляющего совета МАОУ СОШ № 140» Управление МАОУ СОШ №140 осуществляется в соответствии с законодательством РФ и Уставом школы и строится на принципах единоначалия и самоуправления, автономности школы. Основной формой государственно-общественного управления образовательным учреждением должен стать коллегиальный орган, состоящий из избранных, назначенных членов и имеющий управленческие полномочия по решению

и согласованию значимых вопросов функционирования и развития образовательного учреждения - управляющий совет.

Управляющий совет формируется с использованием процедур выборов, делегирования и кооптации. Избираемыми членами управляющего совета могут быть представители от родителей (законных представителей) обучающихся, представители от работников учреждения, представители от обучающихся 3-й ступени общего образования. В состав управляющего совета входят руководитель (директор) учреждения, а также делегируемый представи-

Рис.1. Структурная модель управляющего совета

22

Муниципальноеобразование: инновации иэксперимент №1,2014

ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ

Заместитель председателя Управляющего совета

Комиссия по работе с родителями и местным сообществом

Рис.2. Функциональная схема управляющего совета

тель учредителя. Данные процедуры определяются положениями о порядке выберов, о по|эядке кооптации [12].

Структурная модельуправляющего совета пррд-ставлена следующим оррз;зом (еис.1):

Способ формиряеаньу упрлеаоющего cтйeтл задан таким образом, что в процедурах его формирования (выборах, нтзндеeнии,корптaции) пр едусме-трено больше гаранти й для pеaлтяoгo участия субъектов образовательниго прoцeрcт в вьПорйк сто-х представизелей.

Основные функцил yтсaвляющeгo coвдер:

• согласование компонента образовательного учреждения федеральногь государотв-нного oПйпйoвоттлинoеo стандарта («школлного кoмпoртпта») и прoфолт- 0^ чения;

• утверждение программы иaззития учтрждиноо;

• согласование выбора учебин^я дз ои<^J^s^ рргяатнло-ванных (допущенных) Министерством образования и науки РФ;

• установление режима занятий обучающихся по представлению педагогического совета, в том числе продолжительность учебной недели (пятидневная или шестидневная), время начала и окончания занятий;

• решение о введении (отмене) единой в период занятий формы одежды обучающихся;

• рассмотрение жалоб и заявлений обучающихся, родителей (законных представителей) на действия (бездействие) педагогического и административного персонала учреждения;

• содействие привлечению внебюджетных средств для обеспечения деятельности и развития учреждения;

• согласование по представлению руководителя учреждения заявки на бюджетное финансирование и сме-тыpacxoеовaния средств, полученных учреждением от уставнс5й прсросящей дохой деятельности р из иных внeTюажятныд иcточнопoв;

• cпmспйвьнис ваятая- в ^эдзу yуpe}едптиeм оакрепленных за ним объектов собственности;

• заслушивание отчета руководителя учреждения по итогам учебного и финансового года;

• засам отреине воп|эо со в ссздан ия здоровые и безопасных условий обучения и воспитания в учреждении.

С функциональной точки зрения схема управляющего аазеер яыглядит следующим образом (ойс. 2):

Таким образом, предложенная для апробации оодель yпpпатсюlцeгo ровета шнслы выатлряeт сле-дяющ^^ Шснкции:

• стратегические: участвует в разработке стратегии развития школы, определении целей и политики в области образования, наблюдает за тем, насколько выбранная стратегия обеспечила прогресс;

• координационные: координирует деятельность всех членов образовательного процесса и решение финансовых вопросов;

• информационные: готовит публичный отчет управляющего совета школы по итогам учебного года, размещает его на сайте образовательного учреждения и в СМИ (рис.3).

При создании управляющего совета решается целый комплекс взаимосвязанных задач:

1. Поиск оптимального варианта взаимоотношений и взаимодействия между управляющим советом и органами самоуправления.

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2014

23

ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ

-*

-*

-+

Рис.З.Реализация информационных функций в модели управляющего совета школы

2. Привлечение упралляющего совеиа к решению зклач

медеанизеции ания.

3. Разработка информационного, методического, консультативного обеспечения деятельности управляющего советс.

4. ОПибщецоси раепноитраллние опытз еаботес диаз-лзющиве совете шеллы.

Одним из важных вопросов функционирования совета является вопрос о критериях и показателях оценки деятельности органа государственно-обще-

ееианнсго улраеленис, позезняющза ифсрмировать плхдсзавлевил ековестпеиитЗ отоаибл его работы. В качестве варианта внутришкольного мониторинга р нашещ слщчае оспользщфнее лледоющсе фитерии, ковзеыз итинккны опрелалитл мерее иoзчeйствия е слепсеиуисетин упзалляющего аовктаи юостиже-ниях МАОУ СОШ № 140.

Для сбора и подготовки материалов мониторинга создается рабочая группа управляющего совета. Помимо подбораии зучения необходимых докумен-

Критерии Показатели

1. Создание модели и стратегии внедрения управляющего совета в практику работы школы • количество переработанных или вновь созданных локальных актов шко-лы(в процентахот общегоколичества); • качественное ведение документации (удовлетворительно - неудовлетворительно); • периодичность заседаний (количество); • выбор рассматриваемых вопросов по направлениям (процент охвата).

2. Обеспечение эффективного использования различных ресурсов для достижения целей программыразвитияшколы • степень участия совета в решении вопросов управления школой (самоа-нализучастниковУС)(удовлетворительно-неудовлетворительно); • количество организованных и проведенных мероприятий, акций, внесенных предложений(количество); • положительнаядинамикаучастияв конкурсахи проектах (количество); • количество обращений или решений совета, оказавших влияние на результат деятельности школы.

3. Информирование участников учебно-воспитательного процесса и общественности о дея-тельностиУС • создание личной странички совета на официальном сайте школы (количество зарегистрированных); • обновление школьного стенда «Управляющий совет информирует» (периодичность).

4. Реализация финансово-экономических и организационно-управленческих механизмов сти-мулированиякачества образования • привлечение и увеличение количества источников финансирования (ко-личествоисточников,сумма).

5. Развитие системы общественного наблюдения • выступления общественности в качестве внешних экспертов (количество представителей, количество мероприятий).

24

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2014

ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ

тов совета и его комиссий, группа проводит беседы с председателем, членами совета, опросы администрации, педагогов, родителей.

Результаты мониторинговых исследований используются при анализе деятельности управляющего совета и образовательного учреждения, а также в публичном отчете школы.

Разработанная МАОУ СОШ № 140 модель государственно-общественного управления образовательным учреждением позволяет максимально эффективно привлечь широкие слои общественности в реальное стратегическое управление школой, при этом соблюдая баланс полномочий между коллегиальным управлением и единоличным руководством. Внедрение данной модели позволит развивать принципы демократизации и гуманизации управления образовательным учреждением: демократизация

школьного уклада, использование потенциала родителей и социальных партнеров образовательного учреждения в качестве главного ресурса развития школы

Литература

1. Валамина О. В., Давыдова Н. Н. Реализация модели общественно-активной школы в рамках социально-образовательного проекта «Гражданин» // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 1. С.9-15.

2. Вариативные модели школьных Управляющих советов в России: создание, деятельность, сопровождение: сборник / Под ред. А. М. Моисеева; руководитель проекта А.А. Пинский. М., 2005.

3. Давыдова Н. Н. Сетевое взаимодействие школ, ориентированных на инновационное развитие // Народное образование. 2012. № 1. С.88-94.

4. Давыдова Н. Н. Управление процессами самоорганизации ОУ // Образование и наука. 2010. № 11. С.23-32.

5. Давыдова Н. Н., Федоров В. А. Управление развитие образовательных учреждений на основе сетевого подхода // Педагогический журнал Башкортостана. 2012. № 4. С.15-23.

6. Дьячковский М. В., Варламова А. И. Семейные союзы как форма общественного управления образова-

нием // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 3. С.38-41.

7. Загвязинский В. И. Стратегические ориентиры развития отечественного образования и пути их реализации // Образование и наука. 2012. № 4. С.3-12.

8. Новикова Т. Г., Новиков А. Е. Роль объединений, общественных организаций, союзов и ассоциации в повышении инновационной активности в образовании // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. № 6. С.53-58.

9. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон. [Электрон. ресурс]. URL: М1р://минобрнауки.рф/до-кументы/2974 (Дата обращения: 1.02.2014).

10. Образовательная политика и общество: мысли о новом этапе реформы // Тенденции развития образования: 20 лет реформ, что дальше?: материалы VI научн.- практ. конф. М., 2010.

11. Пинский А. А. Общественное участие в управлении школой: на пути к школьным управляющим советам // Вопросы образования. М.: ГУ-ВШЭ, 2004. № 2. C.12-45.

12. Реализация в образовательных учреждениях государственно-общественного управления образованием: создание и развитие деятельности институтов общественного участия в управлении образованием: Материалы обл. научн.- практ. конф. Материалы в помощь организаторам школьных управляющих советов / Сост. А. М. Моисеев, С. Г. Косарецкий. [Электрон. ресурс]. URL: http:// www.gouo.ru/inform/practice1/book15.pdf (Дата обращения: 1.02.2014).

13. Сиденко А. С. От опытно-поисковой деятельности - к исследованию // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 2. С.34-41.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Сиденко Е. А. Мастер-класс: «Инновационная деятельность учителя в условиях введения ФГОС второго поколения» // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2010. № 4.

15. Сиденко Е. А. Основные затруднения учителей при переходе на ФГОС второго поколения. // Эксперимент и инновации в школе. 2012. № 2.

16. Татаркин А. И. Системный подход к модернизации пространственного развития Российской Федерации // Образование и наука. 2012. № 1, С.26-34.

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2014

25

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.