Научная статья на тему 'Методологические основы деятельности управляющего совета как демократичного органа внутришкольного управления'

Методологические основы деятельности управляющего совета как демократичного органа внутришкольного управления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
427
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / УПРАВЛЯЮЩИЙ СОВЕТ ШКОЛЫ / МЕТОДОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ / ЗАКОНОМЕРНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ШКОЛОЙ / ПАРТИСИПАТИВНОСТЬ (ДЕМОКРАТИЧНОСТЬ) УПРАВЛЕНИЯ / ПРИНЦИПЫ ВНУТРИШКОЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ / ПРИНЦИП КОНСЕНСУСА / ПРИНЦИП КОЛЛЕКТИВНОГО ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ / ПРИНЦИП УЧАСТИЯ В УПРАВЛЕНИИ СУБЪЕКТОВ ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ И ДЕЛЕГИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ / ПРИНЦИП АВТОНОМИЗАЦИИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гладик Владимир Адамович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методологические основы деятельности управляющего совета как демократичного органа внутришкольного управления»

Управляющие советы уже имеют свою непростую историю в современном школьном образовании. Завершается этап неосознанного и интуитивного применения тех или иных средств и приемов управления. Настоятельно требуется взвешенное теоретическое осмысление методологических основ деятельности управляющего совета. Автор представляет и комментирует наиболее существенные объективные закономерности и принципы управления, которые должны осознанно учитываться всеми субъектами управления школой.

Гладик Владимир Адамович,

зам. директора по учебно-воспитательной работе

ГОУ СОШ № 1945 г. Москва s1945@mail.ru

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПРАВЛЯЮЩЕГО СОВЕТА КАК ДЕМОКРАТИЧНОГО ОРГАНА ВНУТРИШКОЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Какие закономерности и принципы управления должны знать и учитывать в своей деятельности члены управляющего совета, чтобы превратить этот орган в подлинный субъект демократичного внутришкольного управления?

Ключевые слова: государственно-общественное управление; управляющий совет школы, методология управления, закономерности управления школой, партисипативность (демократичность) управления, принципы внутришкольного управления, принцип консенсуса, принцип коллективного принятия решения, принцип участия в управлении субъектов школьной жизни и делегирование полномочий,принцип автономизации.

«Свобода и плюрализм в образовании; демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений» - эти принципы государственной политики в области образования провозглашены во второй статье Закона РФ «Об образовании».

Данные принципы получили развитие в других стратегических документах. Например, во втором разделе «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» в пункте 2.6. «Приоритетов образовательной политики» написано: «В процессе модернизации образования предстоит обеспечить, во-первых, открытость образования как государственно-общественной системы и, во-вторых, переход от патерналистской модели к модели взаимной ответственности в сфере образования, к усилению роли всех субъектов образовательной политики и их взаимодействия. Необходимо расширить участие общества в выработке, принятии и реализации правовых и управленческих решений в образовании. Этот процесс должен обеспечиваться как соответствующей нормативно-правовой базой, так и реальными механизмами действенного общественного участия в развитии образования».

Учитывая специфику школы как социальнокультурного института, можно утверждать, что общественная составляющая является атрибутивным признаком внутришкольного управления. Школа - одновременно и элемент структуры, подвластный государ-

ственному управлению, и частица общественной жизни. В тоже время следует признать, что общественные структуры остаются неразвитыми в школе. Происходит это по многим объективным и субъективным причинам: отчасти из-за простого нежелания такого партнёрства со стороны государственных структур, из-за незрелости современных гражданских сообществ. В условиях развития демократии и расширения практики соуправления школа должна всё больше опираться на общественные организации. Это поможет совершить переход от политики патронажа, патернализма и доминирования государственного над общественным к их конструктивному оппонированию и взаимодействию. Поэтому современная задача демократизации управления состоит в том, чтобы в результате конструктивного диалога школы, гражданского общества и государства интегрировать усилия всех этих субъектов на основе их реальной заинтересованности в развитии образования. Такая связь должна осуществляться в каждой школе на основе её самостоятельного определения и выбора модели соуправления. Движущим механизмом изменения станет не комплекс особых разрешительных норм и положений, а материальное или финансовое поощрение со стороны государства тех школ, в которых продуктивное взаимодействие субъектов образования наиболее развито.

В качестве примера подобного стимулирования развития государственно-общественного управления

можно привести порядок и критерии конкурсного отбора общеобразовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы, которые использовались в рамках Приоритетного национального проекта «Образование».

Одним из ведущих критериев участия в конкурсе было обязательное требование наличия у школы органа государственно-общественного управления, которое «позволит обеспечить реализацию конечной цели национального проекта - сделать систему образования более открытой, прозрачной и приблизить ее к интересам и потребностям граждан»1.

Критерии отбора общеобразовательных учреждений также включали «демократически-ориентированный» критерий: сочетание принципов единоначалия с демократичностью школьного уклада. Опять о развитии общественно-государственного управления в общеобразовательном учреждении судят, прежде всего, по наличию и составу органов общественного управления, а также по переданным им полномочиям.

Существенным моментом является включение в управление школьной жизнью всех участников образовательного процесса - учащихся, родителей, педагогов. Соответственно, оценивалось наличие: разных органов общественного управления, отражающих интересы каждой из этих групп, а также наличие единого Совета образовательного учреждения; управляющего совета; попечительского совета; полномочий на принятие самостоятельных решений у отдельных органов общественного самоуправления (рекомендательные решения, консультативноэкспертные решения, право вето на решения администрации и др.); динамики развития форм участия общественности в принятии управленческих решений; нормативной базы по общественному самоуправлению в школе; формы, обеспечивающие доступность и открытость информации о ситуации в школе (школьная пресса, сайт или страничка в Интернете, ежегодные отчеты, открытые школьные доклады перед школьным сообществом и др.); практики выявления общественного мнения по наиболее важным вопросам школьной жизни с помощью социологических опросов, интервьюирования, «горячих линий», дней открытых дверей, форумов на школьном сайте и других мер работы с общественностью и получения обратной информации; раздела по демократизации управления в программе развития образовательного учреждения.

В качестве количественных измерителей данного критерия использовались показатели численности участия представителей различных групп (родителей,

1 Методические рекомендации по реализации в регионах Приоритетного национального проекта «Образование» по направлениям «Порядок и критерии конкурсного отбора общеобразовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы» и «Порядок конкурсного отбора лучших учителей общеобразовательных учреждений для денежного поощрения за высокое педагогическое мастерство и значительный вклад в образование». -М.: АПК и ППРО, 2006. - С.29

учащихся, учителей, социальных партнеров школы) в органах общественно-государственного управления.

Показателем эффективности системы общественно-государственного управления школой стали данные о результатах работы органов общественного управления и системы в целом:

- решение реальных проблем образовательного учреждения;

- улучшение материально-технических условий работы школы;

- финансовая и кадровая поддержка учреждения образования;

- количественные показатели поддержки администрацией школы различных инициатив, исходящих от учителей, учащихся, родителей, социальных партнеров школы, свидетельствующих о реальном функционировании демократических механизмов управления.

В результате проведения общественной экспертизы поддерживались школы, активно реализующие демократические принципы управления школой: переходящие к общественно-государственному управлению, имеющие децентрализованные организационные структуры управления школой, активно привлекающие к участию в управлении родителей, учителей, учащихся, социальных партнеров; имеющие организационную культуру, базирующуюся на демократических ценностях и традициях школьной жизни2.

Почти двадцать лет назад в коллективной монографии, написанной под редакцией Т.И. Шамовой, указывалось: «Школьный коллектив - явление чрезвычайно сложное и многогранное. Он состоит из множества различных коллективов и объединений, и демократизация школьной жизни властно требует создания такого коллективного органа, который бы объединял и координировал деятельность и устремления всех этих разнохарактерных коллективных образований»3. Действительно, управляющий совет может выступить в качестве одного из эффективных инструментов государственно-общественного управления школой.

В настоящее время в системе образования г. Москвы накоплен богатый и разнообразный опыт деятельности различных моделей управляющих советов. В средней школе № 1945 (директор - канд. эконом. наук, Демин С.В.) Юго-Западного округа г. Москвы сложился свой вариант государственно-общественного управления, который, с нашей точки зрения, в большей степени учитывает особенности жизнедеятельности нашей школы, менталитет ее коллектива учащихся, родителей и педагогов. Так, в Уставе школы зафиксировано, что высшим органом самоуправления школы является совет школы, который:

- утверждает основные направления деятельности школы;

- принимает устав школы, изменения и дополнения к нему;

- создаёт постоянные и временные комиссии по различным направлениям работы, определяет их полномочия;

2 Методические рекомендации по реализации ... - С. 42-44

3 Внутришкольное управление: Вопросы теории и практики / Под ред Т.И. Шамовой. - М.: Педагогика, 1991. - С. 23

- утверждает планы и программы развития школы;

- определяет порядок работы школы;

- определяет языки, изучаемые в школе;

- утверждает направления расходования внебюджетных средств;

- заслушивает отчёт директора, отдельных работников;

- решает конфликтные ситуации;

- вносит предложения об открытии классов различного уровня и направленности;

- представляет работников к различным видам поощрений, включая материальные;

- представляет на утверждение директору школы правила внутреннего трудового распорядка, положение о премировании, правила поведения обучающихся и иные локальные акты.

В нашей школе совет состоит из 11 человек, представителей педагогических работников - 5 человек, председателя родительского комитета школы, трёх представителей родительских комитетов классов (по одному от родительской общественности каждой ступени образования) и обучающихся старших классов -1 человек. В совет школы входит по должности директор школы, который является его председателем.

Совет школы собирается не реже 2 раз в год. Члены совета школы выполняют свои обязанности на общественных началах и избираются: представители педагогических работников - на педагогическом совете школы, представители родительской общественности - на заседании родительского комитета школы, от обучающихся старших классов - общим собранием старшеклассников. Член совета школы может быть выведен из него решением органа, или собрания его избравшим, если на его заседании присутствуют более половины его состава, и за него проголосовало более 2/3 присутствующих. Решения совета школы являются обязательными для всех членов коллектива школы.

Особенность нашей организационной структуры управления (См.: Схема) заключается в том, что наряду с советом школы в целях развития демократического, государственно-общественного характера управления у нас создан управляющий совет.

Управляющий совет формируется из представителя органа, осуществляющего управление в сфере образования (по согласованию), всех членов совета школы, председателей попечительских советов, представителей органов местного самоуправления (по согласованию), общественных организаций и образовательных учреждений, сотрудничающих со школой.

Разграничения полномочий между администрацией и различными общественными формированиями определяется Уставом СОШ (п. 72 Типового положения)

Управляющий совет выполняет следующие функции:

- утверждение положения о своей деятельности в рамках сферы компетенции;

- осуществление контроля за соблюдением законодательной и нормативной базы деятельности школы;

- координация усилий школы, семьи и представителей других организаций по различным вопросам, в том числе по воспитанию, учебной деятельности, развитию материально-технической базы, информатизации и обеспечению комплексной безопасности;

- проведение работы по профилактике социального неблагополучия детей;

- разработка предложений по установлению режима занятий обучающихся, в том числе продолжительность учебной недели (пятидневная или шестидневная), времени начала и окончания занятий;

- решение о введении (отмене) единой в период занятий формы одежды для обучающихся;

- рассмотрение жалоб и заявлений обучающихся, родителей (законных представителей) на действия (бездействие) педагогического и административного персонала школы, а также на действия (бездействие) других участников образовательного процесса;

- содействие привлечению внебюджетных средств для обеспечения деятельности и развития школы;

- согласование по представлению директора школы заявки на бюджетное финансирование и сметы расходования средств, полученных школой от уставной приносящей доход деятельности и из иных внебюджетных источников;

- согласование на сдачу в аренду школой закрепленных за ней объектов собственности;

- заслушивание отчета директора школы по итогам учебного и финансового года;

- рассмотрение вопросов создания здоровых и безопасных условий обучения и воспитания в школе.

Управляющий совет может также при наличии оснований ходатайствовать перед директором школы о расторжении трудового договора с педагогическими работниками и работниками из числа административного персонала.

Управляющий совет несет ответственность перед учредителем и вышестоящим органом, осуществляющим управление в сфере образования, за своевременное принятие и выполнение решений, входящих в его компетенцию. Директор школы вправе самостоятельно принимать решение в случае отсутствия решения управляющего совета в установленные сроки. Управляющий совет проводит свои заседания по мере необходимости, но не реже одного раза в год.

Следует признать, что деятельность нашего управляющего совета носит стартовый характер, однако уже сейчас возникла потребность в выявлении краеугольных методологических оснований как внутришкольно-го управления вообще, так работы управляющего совета в частности. Еще В.Л. Лекторский и B.C. Швырев признавали: «До поры до времени деятельность может осуществляться на основе неосознанного применения тех или иных средств и приемов на определимом этапе; однако, когда деятельность усложняется, такое ее осуществление становится невозможным. Достижение исходных целей деятельности в этой ситуации требует осознания и исследования ее средств и регулятивов»1.

При определении методологических основ внутришкольного управления традиционно определяют закономерности данного процесса. Закономерность управления школой «представляет собой отражение наиболее прочных, существенных, общих, необходимых, повторя-

1 Лекторский В.А. Методологический анализ науки / В.А. Лекторский, В.С. Швырев // Философия, методология, наука. - М.: Наука, 1962. - С. 7

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2010

ю

оо

Управление ГОУ СОШ № 1945 осуществляется в соответствии с Законом РФ «Об образовании»,

Уставом ГОУ СОШ № 1945 и другими нормативными документами; строится на принципах единоначалия и самоуправления (п. 68 Типового положения)

Представители государственных, управленческих, муниципальных органов, общественных организаций, образовательных и других учреждений

Администрация школы

Совет школы

Управляющий совет школы

Педагогический совет Родительский комитет 4 ► Ученическое

самоуправление < ► Попечительские советы

Научно-методический совет Методические объединения и кафедры Аттестационная комиссия Профсоюзная организация

Спортивный совет Совет Ветеранов Комиссии по различным вопросам Другие формирования

Разграничения полномочий между администрацией и различными общественными формированиями определяется Уставом СОШ (п. 72 Типового положения)

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИЯМИ

ющихся, объективных связей и отношений, возникающих и проявляющихся в ходе осуществления управленческой практики».1 В качестве ведущей закономерности внутриш-кольного управления должна выступать партисипатив-ность (демократичность) управления, которая предполагает вовлечение субъектов образовательного процесса в определение проблем, формулирование целей, выбор эффективных средств их выполнения, контроль реализации планов и установление ситуаций успеха или неудач.

Данная закономерность, по мнению С.Г. Воровщи-кова, обусловлена рядом причин:

- Во-первых, коллективной сущностью педагогической деятельности, которая нуждается в адекватном управлении, позволяющем выяснить точку зрения большинства педагогов, объединить педагогический талант и усилия всех учителей на решение общих проблем.

- Во-вторых, повышением самостоятельности образовательных учреждений, которая императивно предполагает использование методов управления, способствующих «выращиванию» и развитию педагогических инноваций в самом школьном коллективе, исходя из специфики проблем конкретной школы.

- В-третьих, направленностью традиционных методов управления прежде всего на стабилизацию образовательного процесса, их неспособностью превратить педагогический коллектив в подлинный субъект внутришкольного управления, вовлеченный в решение актуальных для всех производственных проблем.

- В-четвертых, сложность и инновационный характер решения проблемы образовательного процесса требуют активизации и интеграции творческого потенциала всего педагогического коллектива, что в большей степени возможно при партисипативном управлении.2

Опора на эту закономерность обязательно требует, чтобы педагоги были вовлечены во все этапы управленческого цикла: от определения степени важности проблемы по развитию компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности до анализа эффективности выполнения коллективно принятых решений. Это в свою очередь предполагает предельную открытость любой управленческой, учебно-методической информации, с которой заранее должен познакомиться каждый член педагогического коллектива.

Помимо закономерностей важнейшее значение в методологии управления имеют принципы управления, которые синтезируют в себе объективность закономерностей управления и характерные черты реальной управленческой практики. Еще А. Файоль дал образное определение принципов управления: «Без принципов мы во тьме, в хаосе; без опыта и меры, даже с наилучшими принципами, мы тоже в трудном положении. Принцип - это маяк, помогающий ориентироваться: служить он может только тем, кто знает

1 Конаржевский Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управления. - М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1999. - С 103

2 Воровщиков С.Г. Учебно-познавательная компетентность старшеклассников: состав, структура, деятельностный компонент: Монография. - М.: АПК и ППРО, 2006. - С. 22

путь в порт».3 Обычно под принципами внутришколь-ного управления подразумеваются основные руководящие положения, на которые ориентируется руководитель в процессе управления школой. Ю.А. Конаржевский выделил следующие принципы, заметив при этом: «По сути дела в определенной степени принципы вытекают из закономерностей, хотя их состав не обязательно должен соответствовать составу закономерностей. Одна закономерность может реализовываться в нескольких принципах»:4

Принцип консенсуса. Демократизация внутриш-кольного управления и всей жизни школы неизбежно приведут к формированию самостоятельных взглядов, точек зрения на те или иные стержневые вопросы жизни школы. Разномыслие - движущая сила развития. Трибуна управляющего совета позволит не только высказать различные точки зрения, но обсудить и учесть их, привести коллектив к согласию.

Принцип коллективного принятия решения -это один из инструментов демократизации управления, основанный на вере в то, что люди не хотят быть вечными исполнителями. Управляющий совет создает для участников коллективного принятия решений эффект сопричастности как с этапом продуцирования, обсуждения и утверждения, так и с этапов выполнения разработанных мер по решению общих проблем.

Принцип участия в управлении субъектов школьной жизни и делегирование полномочий. Это важнейший принцип, лежащий в основе демократизации всей школьной жизни и процесса управления ею. В специфических условиях школы самодеятельность и инициатива учителей, родителей может проявиться только при условии их участия в управлении школой, что дает возможность учителю почувствовать себя хозяином школы, несущим ответственность за все, что в ней происходит.

Принцип автономизации управления является одним из важнейших инструментов демократизации внутришкольного управления; посредством создания комиссий и временных групп управляющего совета происходит формирование группы линейных менеджеров; повышается конкретизация и компетентность управленческого процесса.5

Дальнейшая конкретизация принципов предполагает разработку вытекающих из них требований к деятельности управляющего совета, его взаимодействию с другими органами управления, структурными подразделениями и управленцами школы. Одно несомненно: стабильная деятельность управляющего совета, возрастание его реальной роли в школьной жизни, проявление его как показателя зрелости гражданского общества должно опираться на взвешенное теоретическое осмысление методологических основ внутришкольного управления.

3 Управление - это наука и искусство/ А. Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тейлор, Г. Форд. - М.: Республика, 1992. - С. 42

4 Конаржевский Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управления. - М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1999. - С 107

5 Конаржевский Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управления. - М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1999. - С 107-120

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.