Научная статья на тему 'Формирование научных взглядов на категорию «Внутришкольное управление» в отечественной педагогике'

Формирование научных взглядов на категорию «Внутришкольное управление» в отечественной педагогике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
990
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНУТРИШКОЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ ШКОЛОЙ / РУКОВОДСТВО / УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМОЙ / ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ / ВОЗДЕЙСТВИЕ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОЦЕСС / СИСТЕМА / INNER-SCHOOL RULING / SCHOOL-MANAGEMENT / LEADERSHIP OF A SCHOOL / MANAGING OF AN EDUCATIONAL SYSTEM / INNER-SCHOOL MANAGEMENT / PEDAGOGICAL MANAGEMENT / INFLUENCE / INTERACTION / ACTIVITY / PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цибульникова Виктория Евгеньевна

В статье рассматриваются научные взгляды отечественных ученых на такую категорию, как «внутришкольное управление». Автор приходит к выводу, что на сегодняшний день существуют пять основных подходов к определению данной категории, в которых внутришкольное управление рассматривается как система, деятельность, процесс, воздействие управляющей системы на управляемую, взаимодействие

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forming of scientific views on the category of 'inner-school managementin the national pedagogy

The scientific views of domestic scientists on such category as 'inner-school management' are considered in the article. The author comes to the conclusion that nowadays there are 5 main approaches to definition of the given category, where the 'inner-school managementis considered as a system, activity, process, influence of the managing system on the one which is being managed, interaction.

Текст научной работы на тему «Формирование научных взглядов на категорию «Внутришкольное управление» в отечественной педагогике»

УДК 371.4

ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНЫХ ВЗГЛЯДОВ НА КАТЕГОРИЮ «ВНУТРИШКОЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ» В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ

© В.Е. Цибульникова

В статье рассматриваются научные взгляды отечественных ученых на такую категорию, как «внутришкольное управление». Автор приходит к выводу, что на сегодняшний день существуют пять основных подходов к определению данной категории, в которых внутришкольное управление рассматривается как система, деятельность, процесс, воздействие управляющей системы на управляемую, взаимодействие.

Ключевые слова: внутришкольное управление; управление школой; и руководство; управление образовательной системой; внутришкольный менеджмент; педагогический менеджмент; воздействие; взаимодействие; деятельность; процесс; система.

В педагогике на пути эволюции категории «внутришкольное управление» использовалось множество ее определений: «управление школой», «научное управление школой», «руководство школой», «управление и руководство», «педагогическое управление», «педагогическое руководство», «внутришкольное управление», «внутришкольное руководство», «административное управление», «административное руководство», «управление образовательной системой», «управление учебно-воспитательной работой (процессом)», «внутришкольный менеджмент», «педагогический менеджмент» и др. Первое определение категории, «внутришкольное

управление», появилось в 1971 г., когда М.Г. Захаров в книге «Организация труда директора школы» определил управление школой как оперативную организационную деятельность, целесообразное воздействие на педагогический процесс для выполнения стоящих перед школой задач [1]. Ю.А. Ко-наржевский и B.C. Баймановский (1972 г.) видели «управление школой» как целенаправленное воздействие на педагогический коллектив (а через него на учебно-воспитательный процесс) для достижения максимального результата в области обучения и воспитания [2].

В 1974 г. Н.С. Фиганов определяет «управление школой» как научно обоснованное воздействие на коллективы учителей, учащихся, обслуживающий персонал, родителей и общественность, включающее планирование, организацию, координацию и контроль за их деятельностью для обеспечения оптимальных условий коммунистического воспитания и обучения школьников. В

1975 г. Н.С. Сунцов определяет управление как политэкономическую категорию, вид трудовой деятельности, состоящей из ряда этапов, что позволяет рассматривать управление внутришкольной работой как процесс воздействия управляющей системы на управляемую в целях перевода ее в новое состояние; как систему знаний о закономерностях осуществления учебного процесса и коммунистического воспитания подрастающего поколения.

В 1976 г. В.Г. Мамонтов в работе «Совершенствование деятельности средней общеобразовательной школы в условиях современной НТР» определяет управление как процесс восприятия, преобразования и передачи информации, центральным звеном в котором является акт принятия решений. В этом же году Ю.К. Бабанский приступает к разработке теории оптимизации учебновоспитательного процесса, основанной на методологии системного подхода и общей теории управления. В 1977 г. Г.И. Щукина выделяет понятие «внутришкольное руководство» как регулирование сложных психологических, организационных и методических процессов и отношений, протекающих внутри школы, а Е.С. Березняк определяет понятие «руководство школой» как управление процессом обучения и воспитания, процессом формирования личности человека в духе идеалов коммунизма.

В 1979 г. А.А. Орлов подчеркивает, что управление школой - это сложный процесс, под которым следует понимать сознательное и планомерное воздействие на ее многогранный организм в целом или на его элементы на основе познания и учета объективных за-

кономерностей и тенденций реального педагогического процесса с целью оптимизации всей учебно-воспитательной работы. В 1981 г. В.М. Дегоев говорит об управлении школой как об определении четкой структуры управляющей и управляемой подсистем, обоснованном разделением и кооперацией труда директора школы и его заместителей.

В 1982 г. исследователи проблем внут-ришкольного управления обращали внимание на следующие аспекты: М.И. Кондаков отмечал, что управление школой - это взаимосвязанная организационная структура взаимодействия всех органов управления школой; Н.С. Сунцов обращал внимание на сходство структуры внутришкольного руководства и структуры внутришкольного управления и дал определение научного управления школой как процесса выработки и принятия в оптимальных вариантах научнообоснованных решений и их реализации на основе планирования, организации, контроля, координации работы педагогического коллектива и использования логики; Ю.В. Васильев вводит понятие «педагогическое управление», под которым понимается управление воспитанием и обучением подрастающих поколений, ученый считал, что педагогическое управление гораздо шире внутришкольного управления и управления народным образованием, т. к. оно действует и в семье, и в общественных организациях, и в учреждениях системы повышения квалификации; Ю.К. Бабанский и М.М. Поташник обосновывают необходимость применения идей теории оптимизации к управлению учебно-воспита-тельным процессом и деятельностью педагогического коллектива и определяют «управление учебно-воспитательным процессом» как обеспечение оптимального функционирования системы (учебно-воспитательного процесса) путем установления связей между ее руководителями; А.А. Орлов определяет управление школой как «целенаправленное воздействие на коллективы учителей и учащихся для организации и регулирования их деятельности в учебновоспитательном процессе» [3]; Р.Х. Шакуров, изучая проблемы управления педагогическим коллективом, определил понятие «руководство педагогическим коллективом» как часть внутришкольного управления и под внутришкольным управлением понимал

рычаг, функция которого заключается в организации учебно-воспитательного процесса на уровне современных требований и его регулирование и коррекции с учетом происходящих в обществе изменений.

В 1983 г. М.Л. Портнов говорит об управлении школой как о методе организации общественных отношений, который охватывает совокупность взаимоотношений между людьми, возникающих в процессе выработки, принятия и исполнения решений. В этом же году Н.Д. Буртовой и Б.П. Зязин отмечают, что внутришкольное управление -это целостная, динамическая социальнопедагогическая система, включающая управляющую и управляемую системы, имеющая организационную структуру, в рамках которой осуществляется процесс управления.

В 1984 г. проблема генезиса категории «внутришкольное управление» рассматривается в следующем контексте: Т.А. Ильина дает понятие «внутришкольное управление», под которым понимается деятельность, обеспечивающая планомерное и целенаправленное функционирование сложной динамической системы, включающая в себя получение информации о ходе протекания основных процессов, переработки ее и выдачи соответствующих указаний, направленных на дальнейшее совершенствование объекта управления; Н.А. Сорокин обращается к определению понятия «руководство» и определяет его как деятельность, связанную с осуществлением задач управления непосредственно в работе с людьми и направленную на развитие педагогического и школьного коллектива через формирование сознательных отношений между всеми членами коллектива; В.И. Маслов управление школой рассматривает в контексте управления обучением, под которым видит планирование всех видов обучения, аналитический контроль, проходящий в рамках школы и находящийся в сфере воздействия субъектов управления, в частности директора; П.Т. Фролов внутришкольное управление рассматривает как организацию непосредственного выполнения конкретных задач учебно-воспитательной работы учителя, вытекающих из необходимости реализации программ, разработанных руководством, а руководство педагогическим процессом как обеспечение руководителями школы высокой идейно-поли-

тической направленности всей учебно-воспитательной работы учителя; Б.В. Горячев внутришкольное управление определяет как обеспечение практического осуществления учебно-воспитательного процесса, внеурочной деятельности, совместной деятельности педагогов и учащихся.

В 1985 г. Г.Г. Габдуллин уточняет понятийно-категориальный аппарат внутришкольного управления и отмечает взаимосвязь внутришкольного управления с социальным управлением и кибернетикой, и подчеркивает, что управление школой - это «целенаправленное, планомерное, систематическое организационно-педагогическое воздействие на коллективы школ на основе познания закономерностей педагогического процесса и социального развития коллективов в целях повышения уровня учебно-воспитательной работы и обеспечения коммунистического воспитания учащихся» [4].

В 1986 г. В.Н. Пятин определяет управление школой как деятельность учителя и руководителя школы, направленную на формирование активной личности, а управление учебно-воспитательным процессом как упорядочивание учебно-воспитательного процесса и его совершенствование. В этом же году Б.И. Коротяев разрабатывает теорию управления и руководства школой и раскрывает понятие «управление и руководство школой» в диалектическом единстве этих двух элементов, сохраняя различие между двумя терминами как условное.

В 1987 г. В.И. Бондарь и Е.П. Тонконогая затрагивают проблему управленческой деятельности директора школы по управлению процессом обучения и воспитания. В.И. Бондарь определяет, что «управленческая деятельность - это целенаправленный процесс взаимодействия как личностного плана (взаимодействие личностей), так и дидактического - взаимодействие компонентов, составляющих процесс обучения обучению, т. е. процесс управления преподаванием и обучением». Однако Е.П. Тонконогая под управленческой деятельностью понимает целенаправленное воздействие на объект управления в интересах достижения определенных результатов, т. е. в соответствии с заранее определенными целями.

В 1989 г. Л.Е. Мерзляк дает следующее определение внутришкольному управлению:

это процесс целенаправленного воздействия органа управления на объект управления в интересах поддержания объекта управления или в одном и том же заранее заданном состоянии, или недопущения выхода его за определенные пределы.

В 1990 г. исследователи затрагивали следующие аспекты внутришкольного управления: Ю.В. Васильев утверждает, что объектом педагогического управления является учебно-воспитательный процесс, ученик, коллектив, а не учебно-воспи-тательная работа учителя, характерной особенностью этого объекта становится то, что объект педагогического управления одновременно является и субъектом управления, т. к. обладает сознанием, разумом, волей; иной взгляд на школу как социально-экономическую систему дает В. С. Пикельная, которая утверждает, что управление школой - это социальноэкономический и организационно-педагогический процесс, осуществляемый с помощью различных методов и средств с целью повышения эффективности всего учебно-воспитательного процесса и достижения его оптимальных результатов; Г.Г. Габдуллин поднимает вопрос интенсификации внутришкольного управления, под которым понимается процесс повышения результативности посредством углубления его научной основы, демократизации, ориентации на развитие человеческого фактора, технологической модернизации управленческих функций, с учетом появившихся новых социальных, экономических, организационных и других факторов.

В 1991 г. существовали следующие научные взгляды на внутришкольное управление: Т.И. Шамова отмечает, что управление школой - это активное взаимодействие руководителей школы и других участников педагогического процесса по упорядочению и переводу системы в более качественное состояние. Автор подчеркивает, что «основной целью внутришкольного управления стало создание и постоянное совершенствование условий для получения каждым учеником образования в соответствии с его интересами и потребностями» [5]; М.Л. Портнов определяет управление школой как научную организацию труда и планирование учебно-воспитательной работы учителя и работы школы; В.И. Загвязинский и С. А. Гильманов обращают внимание на то, что управление

школой должно стать иным - более «очеловеченным», гибким, деликатным, ориентированным на соуправление и самоуправление»; М.М. Поташник разрабатывает проблему оптимизации внутришкольного управления: «оптимизировать управление школой - значит выбрать или сконструировать такую систему мер, которая, будучи примененной в условиях конкретной школы, так преобразовала бы структуру и процесс управления, чтобы достигались не любые, не просто лучшие прежних, а максимально возможные конечные результаты деятельности школы при рациональных (нормативных или даже минимально необходимых) затратах времени на управленческую деятельность» [6];

A. А. Орлов отмечает, что «управление школой - это сложный процесс взаимодействия субъекта и объекта управления и обращает внимание на то, что главное назначение процесса управления в школе - целенаправленное воздействие на коллективы людей, участвующих в учебно-воспитательной работе, с целью организации, координации и регулирования их отношений и деятельности;

B.В. Мехедов и В.Н. Скворцов разграничивают понятия «управление» и «руководство», они считают, что управлять можно процессом, а руководить людьми, т. к. главным «производством» в школе является функционирование учебно-воспитательного процесса, то управление относится именно к нему. Под управлением учебно-воспитательным процессом авторы понимают «целенаправленное взаимодействие руководства школы и педагогического коллектива с целью достижения более высокого качественного состояния этого процесса, это совокупность целепола-гания и практических задач регулирования учебно-воспитательной практики в сочетании со способами и средствами ее обеспечения и решения, направленных на достижение оптимально возможных результатов обучения, воспитания и развития учащихся».

К 1992 г. складывается следующая система взглядов на внутришкольное управление: В.И. Гинецинский разрабатывает «обобщенную модель управления школой, опирающуюся на представления, выработанные современной теорией управления (менеджмента)»; А.Г. Каспаржак под управлением учебно-воспитательной работой в школе видит целенаправленное воздействие на педагоги-

ческий коллектив путем планирования, организации, координирования и контроля, имеющее две стороны - контроль и руководство - и направленное на соответствие результатов учебно-воспитательного процесса заявленным целям; М.М. Поташник определяет управление школой как целеустремленную деятельность субъектов, направленную на обеспечение становления, стабилизации, оптимального функционирования и развития школы; Т.И. Шамова сравнивает понятия «менеджмент» и «внутришкольное управление» и отмечает, что целью внутришкольного управления является создание условий для комфортного сотрудничества всех участников педагогического процесса в становлении личности ребенка, что же касается менеджмента, то он разработан для управления в первую очередь бизнесом, конечной целью которого является получение прибыли. Автор приходит к выводу о возможности применения идей менеджмента в педагогической сфере и особенно подчеркивает, что в теории и практике менеджмента хорошо разработана поведенческая сторона деятельности менеджера [7].

В 1993 г. Ю.А. Конаржевский в работе «Менеджмент и внутришкольное управление» сопоставляет между собой понятия «внутришкольное управление» и «менеджмент» и отмечает, что принципиально новый взгляд на управление заложен в ярко выраженной человекоцентрической направленности, где главным ресурсом школы являются люди [8].

В 1994 г. А.В. Гаврилин разводит понятия «управление школой», «педагогическое управление» и «педагогический менеджмент». Под первым он видит такое руководство людьми и использование средств, позволяющее выполнить задачи гуманным, экономичным и рациональным путем, а под педагогическим управлением понимает непрерывное целенаправленное, закономерное развитие системы деятельности, обеспечивающей реализацию коллективной цели.

В 1995 г. были представлены следующие идеи по исследуемой проблеме: совершенно иной взгляд на внутришкольное управление представляет Т.М. Давыденко, она дает следующее определение: «рефлексивное управление школой - полисубъектное диалогическое взаимодействие, в котором обратные

связи осуществляются преимущественно в виде рефлексивных процессов и которое обеспечивает целесообразное направление саморазвития школы на основе собственных тенденций посредством «передачи» участникам педагогического процесса «оснований», позволяющих перевести их с позиции «реагирования» в позицию «интенсивного самоуправляемого развития» [9]; Н.В. Горбунова определяет управление школой как совместную деятельность общешкольного коллектива, обеспечивающую целенаправленность и организованность действия в решении поставленных задач; Б.В. Горячев рассматривает внутришкольное управление с позиции управления обучением и с позиции педагогического управления, которое призвано обеспечить функционирование процесса обучения и воспитания подрастающего поколения и взрослых людей в соответствии с закономерностями, определяемыми педагогическими науками; В.С. Лазарев определяет «управление школой» как деятельность, в которой ее субъект посредством планирования, организации, руководства и контроля обеспечивает организованность совместной деятельности школьного коллектива и ее направленность на достижение образовательных целей и целей развития школы.

В 1997 г. внутришкольное управление рассматривалось учеными со следующих позиций: Л.И. Фишман рассматривает внутришкольное управление в аспекте управления педагогической (образовательной) системой, под которой понимается взаимодействие ее руководителя с обучаемыми, обеспечивающее реализацию образовательных целей (потребностей) обучаемых, общества, государства; И.П. Раченко рассматривает внутришкольное управление как часть общеорганизационного человеческого опыта, деятельность в системе «человек - человек», процесс организации совместной деятельности всех участников образовательного процесса, где целью является обеспечение взаимодействия и эффективного функционирования управляющей и управляемой подсистем школы; В.П. Симонов определяет «педагогический менеджмент» как комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления образовательным процессом, направленный на повышение его эффективности.

В 1998 г. А.Е. Капто подчеркивает, что внутришкольное управление - это совокупность элементов, взаимосвязанных между собой таким образом, что за счет их взаимодействия оказывается возможным осуществление управленческих функций и соответствующих им воздействий на управляемый объект. В 1999 г. С. А. Смирнов отмечает, что управление школой представляет собой систему планирования, организации и контроля деятельности всех структурных элементов школы и определяет «педагогический менеджмент» как теорию, методику, технологию эффективного управления образовательным процессом; Е.Н. Хрыков видит «внутришкольное управление» как деятельность управляющей подсистемы, направленную на создание прогностических, педагогических, психологических, кадровых, материальнофинансовых, организационных, правовых, санитарно-гигиенических, медицинских условий, необходимых для нормального функционирования и развития учебно-воспитательного процесса, позволяющего реализовать цели школы.

В 2000 г. В.П. Сергеева определяет «внутришкольное управление» как обеспечение эффективного использования ресурсов для достижения оптимальных результатов, поддерживая эту точку зрения, В.М. Лизин-ский говорит об управлении развитием школы на ресурсной основе; М.Л. Портнов в управлении школой видит воздействие, основанное на научных принципах и методах, направленное на оптимальную организацию учебно-воспитательного процесса, обеспечивающее наиболее полное соответствие достигнутых результатов с поставленной целью; И.К. Шалаев разрабатывает технологию мотивационного программно-целевого управления; М.М. Поташник поднимает вопрос управления качеством образования и дает сравнительную характеристику традиционного внутришкольного управления и управления качеством образования (как управления по результатам), под которым понимается особое управление, организованное и направленное на достижение определенных, заранее спрогнозированных с возможной степенью точности результатов образования.

В 2001 г. П.И. Третьяков определяет управление образовательной системой как специальную деятельность, в которой субъ-

екты посредством решения управленческих задач обеспечивают организацию совместной деятельности, управляющей и управляемой с подсистем по достижению результативных целей систем и образовательных учреждений. В 2004 г. автор разрабатывает проблему оперативного управления качеством образования в школе, под которым понимает целенаправленный, ресурсообеспеченный, спроектированный образовательный процесс взаимодействия управляемой и управляющей подсистем по обеспечению устойчивого развития качества запрограммированного результата (норм, стандартов и др.). В 2009 г. П.И. Третьяков возвращается к вопросу об управлении школой по результату, начатому им еще в конце 1990-х гг., и отмечает, что управление школой по результатам -это целенаправленное, ресурсообеспеченное взаимодействие управляющей и управляемой подсистем по достижению запрогнозирован-ного результата.

Исследуя вопрос эволюции категории «внутришкольное управление» мы определили пять основных позиций трактовки данной категории, выступающих в качестве основных ориентиров в рассмотрении динамики развития теоретико-методологических основ внутришкольного управления. Во-первых, управление школой определяется как деятельность (Б.В. Горячев, М.Г. Захаров, Т. А. Ильина, Ю.А. Конаржевский, В.С. Лазарев, М.М. Поташник, В.Н. Пятин, И.П. Раченко,

Н.А. Сорокин, П.И. Третьяков, П.Т. Фролов, Е.Н. Хрыков и др.); во-вторых - как процесс (Ю.К. Бабанский, В.И. Бондарь, Г.Г. Габдуллин, В.Г. Мамонтов, Л.Е. Мерзляк, А.А. Орлов,

В.С. Пикельная, М.М. Поташник, И.П. Раченко, П.И. Третьяков и др.); в-третьих - как система (Н.Д. Буртовой, А.В. Гаврилин, Б.П. Зязин, С.А. Смирнов и др.); в-четвертых - как воздействие (В.С. Баймановский, А.Г. Каспаржак, А.Е. Капто, Ю.А. Конаржев-ский, В.И. Маслов, И.Ф. Самсонов, Н.С. Сун-цов, Е.П. Тонконогая, Н.С. Фиганов, И.К. Шалаев и др.); в-пятых - как взаимодействие (Т.М. Давыденко, М.И. Кондаков, В.В. Ме-

хедов, В.А. Сластенин, В.Н. Скворцов, П.И. Третьяков, Л.И. Фишман, Т.К. Чекмаре-ва, Т.И. Шамова и др.). Совпадение точек зрения исследователей на «управление как процесс» и «управление как деятельность» лишь подчеркивается истинностью утверждения Г.П. Щедровицкого: «Процесс - есть динамическая характеристика деятельности».

1. Захаров М.Г. Организация труда директора школы. М., 1971. С. 117.

2. Конаржевский Ю.А., Баймановский В.С. Пути совершенствования управления школой. Челябинск, 1972. С. 4.

3. Орлов А.А. Научные основы управления общеобразовательной школой. М., 1982. С. 6.

4. Габдуллин Г.Г. Организационно-педагогические основы управления общеобразовательной школой. Казань, 1985. С. 10.

5. Внутришкольное управление: Вопросы теории и практики I под ред. Т.И. Шамовой. М., 1991. С. 3.

6. Поташник М.М. Оптимизация управления школой. М., 1991.

7. Менеджмент в управлении школой I Шамо-ва Т.И. [и др.]. М., 1992. С. 3.

8. Конаржевский Ю.А. Менеджмент и внутри-школьное управление. М., 1999.

9. Давыденко Т.М. Рефлексивное управление школой: теория и практика. Москва; Белгород, 1995. С. 87.

Поступила в редакцию 12.09.2009 г.

Tsibulnickova V.E. Forming of scientific views on the category of ‘inner-school management’ in the national pedagogy. The scientific views of domestic scientists on such category as ‘inner-school management’ are considered in the article. The author comes to the conclusion that nowadays there are 5 main approaches to definition of the given category, where the ‘inner-school management’ is considered as a system, activity, process, influence of the managing system on the one which is being managed, interaction.

Key words: inner-school ruling; school-management; leadership of a school; managing of an educational system; inner-school management; pedagogical management; influence; interaction; activity; process; system.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.