Научная статья на тему 'Образовательная программа «Учимся управлять вместе: управляющий совет школы как школа гражданской компетентности»'

Образовательная программа «Учимся управлять вместе: управляющий совет школы как школа гражданской компетентности» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
692
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ / ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ / УПРАВЛЯЮЩИЙ СОВЕТ ШКОЛЫ / КОМИССИИ И КОМИТЕТЫ / ПОДГОТОВКА К УЧАСТИЮ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образовательная программа «Учимся управлять вместе: управляющий совет школы как школа гражданской компетентности»»

ной, более подробной, - которые используются для разных целей;

• доступный язык изложения, ориентированный на неподготовленного пользователя;

• пояснения, как правильно интерпретировать представленные данные (например, использование тезауруса или специального приложения с комментариями);

• наличие сравнительных данных (с собой, в динамике по годам, и с другими школами, муниципалитетом, регионом);

• включение мнений о работе школы участников образовательного процесса - данные опросов родителей, учащихся, сотрудников школы;

• разнообразные способы доведения опубликованных данных до целевой аудитории -Интернет-сайт школы, печатная версия, презентация в рамках встреч и собраний.

Наличие таких разнообразных ресурсов позволяет сравнивать и оценивать работу школ, создаёт основу для осознанного выбора школы родителями, способствует вовлечению общественности в образовательный процесс.

В России процесс всестороннего информирования потребителей образовательных услуг находится в ста-

дии становления. Мы ещё только приобретаем опыт информационного взаимодействия школ, родителей и представителей широкой общественности. Именно поэтому нам не следует оставлять без внимания позитивный зарубежный опыт в этой области. Мы должны учиться не только на своих ошибках, но и на чужих успехах.

Список источников

1. Доклад о мировом развитии 2004 года. Как повысить эффективность услуг для бедного населения. М.: Весь мир, 2004.

2. Вальдман И.А. Ключевые аспекты качества образования: уроки международного опыта. - М.: Московский центр качества образования, 2009.

3. Политика, основанная на знании: опыт Англии и Шотландии.- М.: Университетская книга, 2006.

4. Donald R. Winkler. Strengthening Accountability in Public Education. EQUIP2 Policy Brief. Washington, D.C.: AED, 2004.

5. Maribel Sevilla and Winkler Don. 2003. “Information for Accountability in Decentralized Education: Implementation of Report Cards.” Draft EQUIP2 Policy Brief. Washington, D.C.: AED.

6. Ana Florez Guio, Ray Chesterfield and Carmen Siri. The CERCA School Report Card: Communities Creating Quality Education. Washington, D.C.: AED, 2006.

7. Jo Anne Anderson. Accountability in Education. Education policy series. UNESCO, 2005.

Автор предлагает образовательную программу, направленную на подготовку участников образовательного процесса к компетентному участию в деятельности комиссий и комитетов управляющего совета школы.

Гладик Владимир Адамович,

зам. директора по учебно-воспитательной работе

ГОУ СОШ № 1945 г. Москва s1945@mail.ru

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «УЧИМСЯ УПРАВЛЯТЬ ВМЕСТЕ: УПРАВЛЯЮЩИЙ СОВЕТ ШКОЛЫ КАК ШКОЛА ГРАЖДАНСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ»

Как подготовить учащихся 10-11 классов и их родителей к участию в деятельности комиссий и комитетов управляющего совета школы?

Ключевые слова: образовательная программа; управленческие знания и умения, нормативно-правовые документы, демократические органы управления, управляющий совет школы, комиссии и комитеты, подготовка к участию.

Образовательная программа «Учимся управлять вместе» предназначена для учащихся 10-11 классов, родителей школьников и направлена на их подготовку к компетентному участию в деятельности комиссий и комитетов управляющего совета школы.

Необходимость разработки данной образовательной программы и ее внедрения в жизнедеятельность школы обусловлена рядом причин:

Во-первых, современная стратегия развития российского образования предполагает расширение уча-

стия педагогов, школьников, их родителей в выработке, принятии и реализации решений актуальных проблем школьной жизни. Так, в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» в качестве одного из важнейших приоритетов провозглашено развитие отечественного образования в качестве открытой государственно-общественной системы, в которой должно специально выделяться и согласовываться государственная и общественная составляющие в деятельности всех управленческих структур в системе образования.

Во-вторых, одной из существующих форм общественного участия в управлении школой являются управляющие советы, которым вменяется выполнение не вспомогательных (совещательных, благотворительных), а собственно управленческих функций. Однако следует признать, что старшеклассники и их родители, являющиеся членами управляющего совета школы или принимающие участие в его деятельности, не готовы в полной мере компетентно выполнять управленческие функции, эффективно влиять на выработку и реализацию ключевых управленческих решений в жизнедеятельности школы. Данное обстоятельство может стать одним из существенных факторов дискредитации этого государственно-общественного органа стратегического управления школой.

В-третьих, современные социально-экономические изменения в жизни российского государства, формирование и развитие гражданского общества требуют, чтобы система образования формировала сознательного гражданина, активно и эффективно участвующего в демократическом процессе, а образовательное учреждение представляло собой место образования и развития не только детей, но и взрослых членов местного сообщества. Проектирование школьного сообщества как демократического государства предполагает вовлечение учащихся, их родителей и учителей в формирование правового пространства школы, создание и принятие норм внутришкольной жизни; инициацию создания школьных законов и процедур их подготовки, обсуждения и принятия; выборы школьного со-управления и организацию его эффективного функци-онирования1.

Организация жизни школьного сообщества как демократического государства инициирует востребованность гражданских качеств и умений школьников, возникновение ситуаций необходимости проявления гражданской активности, побуждающей обращаться к совместно принятым нормам, законам и поступать в соответствии с ними. Это предполагает:

- Создание поля деятельности, способствующего самоопределению и самореализации личности школьника как гражданина правового государства посредством формирования правового пространства школы в соответствие с базовыми демократическими ценностями, взаимодействующего с другими пространствами школьной жизни: учебным, трудовым, игровым.

1 Прутченков А.С. Государственно-общественное управление образованием / А.С. Прутченков, Т.Г. Новикова: Учебная программа курса повышения квалификации. - М.: АПКиППРО, 2006. - 25 с.

- Формирование ценностных установок учащихся и учителей на демократические и правовые отношения посредством определения правовых норм жизнедеятельности школы, учителя, ученика и их личностное присвоение.

- Формирование понимания школьным сообществом связи и зависимости законодательства и законотворчества в школьном правовом пространстве с правовыми нормами российского законодательства и мирового сообщества.

- Использование школьного законодательства в решении управленческих задач и при разрешении конфликтов; создание в школе условий, обеспечивающих постоянные упражнения демократического правового поведения.

Цель образовательной программы «Учимся управлять вместе: управляющий совет школы как школа гражданской компетентности»: сформировать у старшеклассников и родителей элементарные управленческие знания и умения, необходимые для компетентного участия в деятельности управляющего совета как демократического органа управления жизнедеятельностью школы.

Задачи:

1. Сформировать исходные знания нормативноправовых документов, регламентирующих деятельность управляющего совета школы; представления о сущности и основных полномочиях управляющего совета; о создании и организации комиссий и комитетов управляющего совета.

2. Сформировать исходные умения, необходимые для работы в качестве школьных управляющих: подготовку, обсуждение и принятие решений; разработку нормативно-правовых документов; организацию публичных выступлений; эффективную коммуникацию с другими членами совета, администрацией, педагогами, родителями, ученическим сообществом; конструктивную организацию деятельности управляющего совета по различным направлениям.

3. Способствовать формированию мотива старшеклассников и их родителей на активное и сознательное участие в деятельности управляющего совета как демократического органа управления жизнедеятельностью школы.

4. Способствовать развитию гражданской компетентности старшеклассников, участвующих непосредственно в деятельности совета или реализации его социальных программ, акций и проектов.

Целевая группа: Первая группа: старшеклассники, являющиеся действующими и потенциальными общественными управляющими, и учащиеся старших классов, проявляющие интерес к деятельности управляющего совета школы и принимающие участие в реализации различных социальных проектов, акций и программ, инициируемых и патронируемых советом.

Вторая группа: родители обучающихся, действующие и потенциальные общественные управляющие, не являющиеся профессионалами сферы образования.

Третья группа: представители учредителя, кооптируемые в совет, руководители и педагоги школы

Срок обучения - 10 дней.

Объем программы - 15 часа.

Режим занятий - по 1,5 часа еженедельно в четверг с 19.00 до 20.30.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п Наименование модулей и тем Всего часов В том числе Форма контроля

Лекции Деловые игры Семи- нары

1 2 3

1. Теоретические и нормативно-правовые основы государственнообщественного управления системой образования. 1,5 1,5 текущий

1.1 Государственно-общественное управление как особый тип управления школой. 0,5 0,5

1.2. Сущность и назначение управляющего совета общеобразовательного учреждения. 1 1

КРУГЛЫЙ СТОЛ № 1 «Управляющий совет школы: школа гражданственности». 1,5 1,5 текущий

2. Организация деятельности управляющего совета общеобразовательного учреждения. 1,5 1,5 текущий

2.1. Структура, основные принципы, механизмы формирования состава управляющего совета общеобразовательного учреждения. 0,5 0,5

2.2. Алгоритм создания и основные направления управляющего совета в общеобразовательном учреждении. 1 1

КРУГЛЫЙ СТОЛ № 2 «Полномочия управляющего совета: право некомпетентного большинства или компетентное делегирование ответственности». 1,5 1,5 текущий

3. Организации работы комиссий управляющего совета. 1,5 1,5 текущий

3.1. Планирование работы управляющего совета. 1 1

3.2. Документооборот и делопроизводство совета 0,5 0,5

КРУГЛЫЙ СТОЛ № 3 «Школа и родители: «посторонним (в том числе и родителям) вход запрещен» или «союзники и соратники» 1,5 1,5 текущий

4. Внутренние и внешние коммуникации управляющего совета общеобразовательного учреждения. 1,5 1 0,5 текущий

4.1. Взаимодействие органов самоуправления общеобразовательного учреждения. 1 1

4.2. Школьные общественные фонды как механизмы привлечения дополнительного финансирования образования. 0,5 0,5

КРУГЛЫЙ СТОЛ № 4 «Школьное образование: сфера влияния общества или тяжелое бремя государства» 1,5 1,5 текущий

5. Основы социально-педагогического проектирования и мониторинг деятельности органов государственно-общественного управления. 1,5 1,5 текущий

5.1. Управление проектами в социально-педагогической деятельности. 1 1

5.2. Публичный отчет общеобразовательного учреждения как основной механизм анализа качества работы совета. 0,5 0,5

КРУГЛЫЙ СТОЛ № 5 «Управляющий совет нашей школы: очевидные проблемы и перспективные направления деятельности» 1,5 1,5 текущий

Итого: 15 4 7,5 3,5

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

МОДУЛЬ № 1. Теоретические и нормативно-правовые основы государственно-общественного управления системой образования (1,5 ч.).

ТЕМА № 1.1. Государственно-общественное управление как особый тип управления школой (0,5 ч.).

Основные положения Концепции модернизации российского образования до 2010 года о роли общественности в управлении образованием. Создание условий для формирования открытой государственнообщественной системы образованием. Принципы и механизмы действенного активного участия общественности в управлении образованием. Меры, направленные на развитие образования как открытой и единой государственно-общественной системы.

Общеобразовательная школа как система и объект государственно-общественного управления. Понима-

ние школы как сложной открытой системы, особой социальной организации. Школьное сообщество и коллектив школы. Необходимость, возможности и ограничения участия общественности в реализации функций внутришкольного управления. Проблема и варианты делегирования общественности управленческих полномочий и ответственности учредителя и администрации школы. Условия успеха реализации общественностью функций и задач управления школой. Социальная активность школы как условие стимулирования участия общественности в решении проблем образования. Общественно активные школы.

Существенные отличия государственно-общественного управления в сфере образования от государственного управления. Заинтересованные стороны сферы общего образования и их интересы. Понятие о государственной и общественной составляющих управления. Сильные и слабые стороны государствен-

ной и общественной составляющих управления, желательность объединения сильных и компенсации слабых сторон в едином государственно-общественном управлении.

Мотивация участия общественности в управлении образованием. Основные сферы общественного участия в управлении образованием: участие в выработке образовательной политики, участие в выработке общественного мнения об образовании, формировании и принятии образовательными учреждениями и системами социального заказа на образование и формировании образовательных программ и программ развития, участие в ресурсном обеспечении образования, участие в контроле и оценке условий жизнедеятельности образовательных систем и учреждений, хода и результатов образовательного процесса.

Правовые основы участия гражданского общества в управлении образованием в Российской Федерации. Проблематика государственно-общественного управления образованием в Законе РФ «Об образовании», Законе РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Законе РФ «Об общественных объединениях», Типовом положении об общеобразовательном учреждении. Уровень реализации действующих правовых норм о государственно-общественном характере управления образованием в реальной обраковательной практике. Необходимость и основные направления обновления нормативно-правовых оснований, регламентирующих общественное участие в управлении образованием. Формальный и фиктивный характер создания и деятельности общественных органов управления при сохранении ведомственног о монополизма.

ТЕМА № 1.2. Сущность и назначение управляющего совета общеобразовательного учреждения (1 ч.).

Управляющий совет как новый орган государственно-общественного управления. Отличия управляющего совета от попечительских советов, советов школы, других органов самоуправления. Управляющий совет как орган по преимуществу стратегического управления школы, определяющий основные перспективы ее развития. Условия эффективного вхождения управляющих советов в широкую школьную практику. Другие формы участия родительской общественности в решение школьных проблем. Компетенция управляющего совета, взаимодействие с другими органами самоуправления в образовательном учреждении.

Значимость точного соблюдения правовых норм при создании управляющего совета школы, легитимности формирования совета. Предупреждение нарушения правовых норм. Комплекс нормативного обеспечения управляющих советов. Анализ проектов нормативных актов федерального уровня, регламентирующих создание и деятельность управляющих советов. Локальные акты образовательного учреждения, имеющего управляющий совет. Рекомендуемые изменения в Уставе общеобразовательного учреждения, позволяющие образовать управляющий совет в существующем правовом контексте. Важность конкрет-

ного и легитимного определения полномочий управляющего совета.

Соотношение полномочий управляющего совета и директора, администрации школы. Эксклюзивная компетенция и полномочия каждой из сторон, общие и «пересекающиеся» компетенции и полномочия. Полномочия управляющего совета как органа стратегического управления школой. Полномочия управляющего совета в области содержания и организации образовательного процесса. Полномочия управляющего совета в сфере ресурсного, в том числе - финансового обеспечения школы. Постепенное освоение полномочий управляющим советом. Значение позиции администрации и педагогического коллектива школы в полноценном освоении и эффективном использовании полномочий совета.

КРУГЛЫЙ СТОЛ № 1 «Управляющий совет школы: школа гражданственности» (1,5 ч.).

Насколько необходимо и эффективно участия родительской общественности в решение школьных проблем? В чем вы видите преимущества и недостатки управляющего совета как коллективного органа стратегического управления школой? Решение каких проблем жизнедеятельности школы нуждается в участии общественности? Какова роль учащихся, их родителей и учителей в формировании правового пространства школы, создании и принятии норм внутришкольной жизни, в проектировании школьного сообщества как демократического государства.

МОДУЛЬ № 2. Организация деятельности управляющего совета общеобразовательного учреждения (1,5 ч.).

ТЕМА № 2.1. Структура, основные принципы, механизмы формирования состава управляющего совета общеобразовательного учреждения (0,5 ч.).

Состав управляющего совета школы, основные категории членов совета - представители родителей (законных представителей) обучающихся, сотрудников школы, учредителя, обучающихся на старшей ступени школы. Количественный состав совета и представительство в нем различных категорий членов, квоты. Выборы, назначение и кооптация как механизмы формирования состава управляющего совета. Возможности и ограничения для конкретных категорий лиц по вхождению в управляющий совет школы и по председательству в совете. Инициирование создания управляющего совета. Роль директора школы, инициативной группы. Внесение изменений в Устав школы. Организация выборов в совет. Выборы от родителей, сотрудников, учащихся. Предвыборная кампания. Порядок голосования. Назначение членов управляющего совета от учредителя. Кооптация дополнительных членов управляющего совета. Регистрация совета. Общественные начала в работе управляющего совета. Возможность компенсации расходов, понесенных членами совета при выполнении ими своих обязанностей.

Требования к общественному управляющему. Этика работы Управляющего совета. Конфликты, их предупреждение и разрешение. Слабая мотивация

общественности к участию в управлении образованием. Роль государственной составляющей управления и профессионалов образования в создании условий для усиления участия общественности в управлении образованием.

ТЕМА № 2.2. Алгоритм создания и основные направления управляющего совета в общеобразовательном учреждении (1 ч.).

Основные этапы создания Совета (нормативное обеспечение, методическое обеспечение, экспериментальная апробация, обучение участников образовательного процесса). Первые шаги вновь созданного управляющего совета. Выборы председателя и секретаря совета.

Основные направления деятельности управляющего совета. Изменения и дополнения к уставу общеобразовательного учреждения; согласование компонента образовательного учреждения государственного стандарта общего образования по представлению руководителя общеобразовательного учреждения; утверждение программы (плана) развития общеобразовательного учреждения; режим работы общеобразовательного учреждения; решение о введении единой формы и источники финансирования; рассмотрение сметы бюджетного финансирования и согласование сметы расходования дополнительных средств; представление учредителю для назначения на должность руководителя общеобразовательного учреждения и т.д.

КРУГЛЫЙ СТОЛ № 2 «Полномочия управляющего совета: право некомпетентного большинства или компетентное делегирование ответственности» (1,5 ч.).

Насколько необходимо участие управляющего школы в изменении школьного компонента, в утверждении программы развития общеобразовательного учреждения, в обсуждении сметы бюджетного финансирования и согласовании сметы расходования дополнительных средств?

МОДУЛЬ № 3. Организация работы комиссий управляющего совета (1,5 ч.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ТЕМА № 3.1. Планирование работы управляющего совета (1 ч.).

Методы анализа состояния и проблем управления образовательным учреждением с позиции государственно-общественного управления. Анализ заинтересованных сторон. Анализ достижений. Проблемный анализ. Определение достигнутого в образовательном учреждении уровня государственнообщественного управления. Моделирование изменений в школе, роста ее общественного престижа, расширения социальных связей и отношений как главных результатов управления. Моделирование содержания и форм общественного участия в управлении общим образованием. Распределение полномочий и ответственности между государственной и общественной составляющими управления. Разработка и запуск некоммерческих социально-образовательных проектов. Проектирование конкурсов, акций, инициатив.

ТЕМА № 3.2. Документооборот и делопроизводство совета (0,5 ч.).

Делопроизводство и документация совета. Протоколирование заседаний совета.

КРУГЛЫЙ СТОЛ № 3 «Школа и родители: «посторонним (в том числе и родителям) вход запрещен» или «союзники и соратники» (1,5 ч.).

Насколько необходимо и возможно участие родителей в жизнедеятельности школы? Плюсы и минусы такого участия для самих родителей и школы. Особенности позиций школьников и родителей в управляющем совете.

МОДУЛЬ № 4. Внутренние и внешние коммуникации органов самоуправления (1,5 ч.).

ТЕМА № 4.1. Взаимодействие органов самоуправления общеобразовательного учреждения (1 ч.).

Взаимоотношения управляющего совета с администрацией школы, педагогическим коллективом, органами школьного самоуправления (педагогическим советом, ученическим комитетом, родительским комитетом и т.п.). Неготовность работников образования к установлению диалога и равноправного партнерства с общественностью и передаче общественности определенных властных полномочий и ответственности.

Роль и возможности школьных средств массовой информации в создании и функционировании ученического самоуправления. Школьная стенгазета. Школьное радио. Школьное телевидение. Школьная компьютерная сеть. Взаимодействие школьных СМИ с местными средствами массовой информации. Система подготовки школьных журналистов. Интернет-сайты как средство коммуникации органов школьного самоуправления.

ТЕМА № 4.2. Школьные общественные фонды как механизмы привлечения дополнительного финансирования программ деятельности школьных общественных объединений (0,5).

Правовые основы создания школьных общественных фондов. Организационно-правовые формы создания советов. Специфика их деятельности. Обзор опыта деятельности школьных общественных фондов.

КРУГЛЫЙ СТОЛ № 4 «Школьное образование: сфера влияния общества или тяжелое бремя государства» (1,5 ч.).

Каковы причины, заставляющие государственную власть взаимодействовать с неправительственными организациями в области образования. Каковы мотивы основных контрагентов социального партнерства в сфере образования: органы государственной власти, бизнес, политические партии, религиозные объединения, профсоюзы, региональные фонды; негосударственные учреждения, занимающиеся воспитанием, образованием, вопросами культуры; органы общественного самоуправления; клубы по интересам; неформальные организации; временные инициативные группы, нацеленные на решение частной проблемы социальной группы или территориального сообщества?

МОДУЛЬ 5. Основы социально-педагогического проектирования и мониторинг деятельности органов государственно-общественного управления (1,5 ч.).

Тема № 5.1. Управление проектами в социальнопедагогической деятельности (1 ч.).

Основы проектной деятельности. Типы и виды проектов. Специфика проектирования в социальной сфере. Специфика проектирования в педагогической деятельности. Алгоритм проектной деятельности. Возможности образовательного учреждения в решении местных социальных проблем. Формы участия образовательного учреждения в решении местных социальных проблем. Информирование школьников о социальных проектах и специфике проектной деятельности. Формирование проектных команд.

Подготовка проекта силами школьников (изучение состояния местного сообщества, выбор социальной проблемы, изучение возможностей своей команды, определение цели и задач социального проекта, составление плана работы, составление рабочего графика, определение обязанностей в команде, определение ресурсов и источников их получения, составление бюджета, разработка системы оценки проекта, обучение членов команды, формирование общественного мнения). Реализация проекта (составление предложений по проекту, поиск деловых партнеров, проведение официальных переговоров, получение необходимых ресурсов, проведение плановых мероприятий, оценка и контроль выполнения плана, корректировка хода реализации проекта, анализ результатов работы над проектом, информирование общественности).

Тема № 5.2. Публичный отчет образовательного учреждения как основной механизм анализа качества работы совета (0,5 ч).

Анализ и оценка качества и эффективности работы управляющего совета школы. Критерии оценки (самооценки) эффективности работы управляющего совета школы. Итоговый анализ работы управляющего совета за учебный год и более широкие периоды деятельности. Структура публичного отчета образовательного учреждения.

КРУГЛЫЙ СТОЛ № 5 «Управляющий совет нашей школы: очевидные проблемы и перспективные направления деятельности» (1,5 ч.).

Возможные пути усиления влияния учащихся школы на деятельность управляющего совета. Готовы ли школа и я к совместной управленческой деятельности.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Специфика содержания данной программы заключается в том, что слушателям предлагается овладеть не только нормативно-правовыми основами государственно-общественного управления образованием, понять структуру, принципы и основные этапы создания управляющего совета, но и принять активное участие в моделировании различных управленческих процессов, связанных с организацией деятельности совета. В связи с этим программа предусматривает слайдовые презентации по всем модулям и темам курса, проблемные лекции-беседы, в ходе которых участники имеют право и возможность высказывать свою точку зрения.

«Круглые столы», завершающие освоение содержания каждого модуля, предоставляют возможность участникам высказать свою точку зрения, продемонстрировать знания по содержанию той или иной темы, сформировать мотив на освоению следующих модулей программы.

Для эффективного проведения курсов активно используются мультимедийные презентации, компьютерная техника, аудио- и видеозаписи, а также ресурсы всемирной сети Интернет.

ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Бочкарев В.И. Директору школы о самоуправлении. - М.: Владос, 2001. - 192 с.

2. Гусаров В.И. Государственно-общественное управление системой образования. - Самара: Изд-во «НРЦ», 2005. -215 с.

3. Методические рекомендации по развертыванию и организации деятельности управляющих советов/ Под ред. А.М. Моисеева; руководитель проекта А.А. Пинский. - М.: Готика, 2005. - 180 с.

4. Общественно-активные школы: образование ребенка как субъекта демократии: Хрестоматия/Ред.-состав. ГБ. Корнетов. - Москва-Владимир: Калейдоскоп, 2007. -288 с.

5. Пинский А.А. Общественное участие в управлении школой: Школьные советы. - М.: Альянс-Пресс, 2004. - 416 с.

6. Прутченков А.С. Государственно-общественное управление образованием / А.С. Прутченков, Т.Г. Новикова: Учебная программа курса повышения квалификации. -М.: АПК и ППРО, 2006. - 25 с.

7. Руководство для членов школьных Управляющих советов: Методическое пособие / Ред. А.А. Пинский. - М.: Вер-дана, 2006. - 232 с.

8. Седельников А.А. Управляющий совет - гражданское участие в управлении образованием. - М.: Чистые пруды, 2008. - 32 с.

9. Создание школьных Управляющих советов: Сборник методических материалов / Под ред. А.А. Пинского. - Москва. Альянс-Пресс, 2004. - 90 с.

10. Усиление государственно-общественного характера управления в сфере общего образования: Уч. пособ. -М.: МГОУ, 2003. - 292 с.

11. Учебно-методические материалы по организации деятельности управляющих советов / Под ред. А.М. Моисеева. - М., 2004. - 162 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.