Научная статья на тему 'Демократизация муниципальной образовательной системы: управленческий аспект'

Демократизация муниципальной образовательной системы: управленческий аспект Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
680
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Трушакова Н. И.

В статье рассматривается проблема демократизации управления образованием как приоритетная задача развития муниципальной образовательной системы на современном этапе. Тема связана с проблемой качества образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Трушакова Н. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Democratization of the Municipal Education System: Management Aspect

The article focuses on the ways in which the democratization processes influence the modern educational system management. The problems to be analyzed are closely connected with the quality of the modern educational system

Текст научной работы на тему «Демократизация муниципальной образовательной системы: управленческий аспект»

УДК 74.202.5 Н.И. Трушакова, аспирантка, ЗабГГПУ

ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ: УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Научные интересы: развитие муниципальной образовательной

системы на современном этапе

В статье рассматривается проблема демократизации управления образованием как приоритетная задача развития муниципальной образовательной системы на современном этапе. Тема связана с проблемой качества образования ■

N. Trushakova, graduate, ZabSPUH (Zabaykalsky State Pedagogical University of Humanities)

DEMOCRATIZATION OF THE MUNICIPAL EDUCATION SYSTEM:

MANAGEMENT ASPECT

The article focuses on the ways in which the democratization processes influence the modern educational system management. The problems to be analyzed are closely connected with the quality of the modern educational system ■

* * *

В письме Министерства образования РФ от 03.08.01. № 22-06-1024 «О международной научно-практической конференции «Государственно-общественное управление общеобразовательными учреждениями» отмечается, что «в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 35) управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями носит демократический, государственно-общественный характер и строится на принципах единоначалия и самоуправления». Одним из приоритетов развития современного российского образования является совершенствование его государственно-общественного управления, модернизация которого началась на всех уровнях образования, но ещё недостаточно

разработан теоретический, научнометодический и практический инструментарий.

В настоящее время право на существование имеют различные формы самоуправления: совет образовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, конференция, педагогический совет, органы ученического самоуправления и другие. Органы внутришкольного самоуправления отстаивают интересы и права отдельных групп участников образовательного процесса: учащихся - ученические комитеты, советы старшеклассников, советы выпускников, родителей - родительские комитеты школы и классов, педагогов - педагогические и методические советы. Созданные в последнее время попечительские советы, в

основном, помогают в решении финансовохозяйственных вопросов, улучшении условий обучения.

Основными принципами при работе с теми или другими формами самоуправления, по утверждению Н.Ф. Дика, являются:

- планомерная работа по формированию мотивации родителей (попечителей, спонсоров) к объединению и участию в решении проблем образовательного процесса;

- поддержка инициативы родителей (попечителей, спонсоров);

- добровольность участия, гласность участия;

- адресность и чёткое целевое использование оказания всех видов помощи;

- регулярная отчётность и ведение финансово-бухгалтерской отчётности и делопроизводства (1).

На современном этапе развития образования, когда определена приоритетная задача: обеспечение качества образования

- к выделенным принципам необходимо добавить ещё некоторые, разработка которых началась на разных уровнях и в разных системах образования. Например, переход образовательной деятельности ОУ в режим оказания образовательных услуг требует нового механизма управления, создания новых гражданских институтов. Выделяя основные проблемы управления современной школой, П.И. Третьяков, В.П. Панасюк, О.Г. Прикот, В.Н. Виноградов отмечают, что большие изменения должны произойти в системе контроля за качеством образовательных услуг, образовательных программ, качеством условий и результата. К контролю необходимо подключить общественнопрофессиональные советы, выполняющие общественную экспертизу качества образовательных программ, расширить роль самоконтроля учащихся за качеством результатов обучения посредством использования портфолио (4). В настоящее время контроль за качеством образовательных программ осуществляется в период аттестации обра-

зовательного учреждения органом, проводящим аттестацию. Родительская общественность, если и знакома с содержанием образовательной программы, то в оценке её качества не участвует. Контроль за качеством условий проводится в соответствии с требованиями процедуры лицензирования. Качество результатов образования оценивается с позиции академических критериев успеваемости, качества знаний, количества медалистов, участников и победителей олимпиад, процента поступивших в вузы и в меньшей степени учитывается индивидуальная удовлетворённость субъектов образовательного процесса. Поэтому назрела необходимость в постепенном расширении полномочий общественного характера управления за счёт создания разветвлённой структуры участия общественности в управлении, повышения правовой компетентности родителей во взаимодействии с образовательными учреждениями, постепенного перехода взаимодействия ОУ с социальным окружением на договорные отношения, развитие правовой культуры учащихся (1).

Реализация этих направлений позволит постепенно в ходе повышения правового сознания различных субъектов образовательного процесса передать часть управленческих полномочий общественности, родителям и учащимся. В этом случае эффективный результат образования, удовлетворяющий требованиям общенациональной системы качества образования (ОСОКО) и удовлетворяющий образовательный запрос субъектов образовательного процесса, станет результатом интеграции взаимодействия образовательного учреждения и социального окружения (В.П. Панасюк, 2).

Создание системы государственнообщественного управления позволит создать сбалансированную систему разделения ответственности за результаты образовательного процесса, задачами которого можно считать создание системы общественного контроля за качеством результата обра-

зовательного процесса (муниципальная экзаменационная комиссия, общественный экспертный совет родителей); создание общественно-профессионального совета по аттестации программ дополнительного образования в рамках локальной системы образования в районе. С этой целью выделяются основные критерии реализации названных задач: создание разветвлённой системы школьного самоуправления качеством образования (педагоги, учащиеся, родители, общественность, в том числе выпускники, проверившие на деле качество полученного ими образования); включённость в состав органов самоуправления наиболее авторитетных представителей власти, бизнеса, общественности; коллегиальное решение проблем развития системы образования в районе. Инструментами проведения контроля можно считать государственную аттестацию качества работы ОУ; общественную экспертизу качества деятельности ОУ; общественный мониторинг оценки качества образования. Качественно оценить уровень и эффективность образования смогут только потребители образовательных услуг, поэтому необходимо обеспечить условия для функционирования новых демократических институтов. Для целенаправленной работы в этом направлении необходим независимый орган, осуществляющий контроль. Как утверждают А.И. Адамский, О.Г. Прикот, В.Н. Виноградов, им может быть Управляющий совет, в состав которого должны входить родители учеников, старшеклассники, представители местных властей, бизнес-структур, общественность и т.д. Идея создания управляющих советов - это следующий серьёзный шаг в практической реализации принципа демократизации управления образованием. Управляющий совет является общешкольным внутренним органом управления. Конечно же, управляющий совет не призван заменить директора, завучей, учителей школы - он должен их конструктивно дополнить. Управляющий

совет школы - это коллегиальный орган, призванный решать в первую очередь задачи стратегического управления школой: в каких направлениях развивать школу, как сделать её успешной, как привлекать и расходовать школьные средства и т.д. (4).

Управляющий совет обладает гораздо большими полномочиями, чем родительский или попечительский советы. Он может участвовать в распределении не только внебюджетных средств, но и государственного финансирования с целью направления этих средств на поддержку качественного образования, создания условий для повышения качества образования, а также, что особенно важно и ответственно, может принимать решения по распределению средств на стимулирующую часть оплаты труда педагогов, обеспечивающих качественное образование учащихся в соответствии с современными требованиями. Решения Управляющего совета считаются обязательными к исполнению. Кроме того, по определению Л.М. Пла-хова, совет сможет обсуждать программы развития школы, режим работы ОУ, анализировать качество условий организации образовательного процесса и способствовать улучшению этих условий, критериально оценивать качество результата (3).

Повсеместное введение управляющих советов в школах планируется с 2007 г., поэтому важно создать необходимую нормативно-правовую базу, обеспечить подготовку руководителей создаваемых советов, институционально разработать критерии оценки качества образования и подготовить независимых экспертов (1). К сожалению, на сегодняшний день гражданские институты не готовы к оценке деятельности учреждений образования, качества представляемых образовательными учреждениями услуг, качества реализуемых в учреждении образовательных программ и другое.

Таким образом, новая форма общественного самоуправления - Управляющий совет - один из способов обеспечения демо-

кратического, государственно-обществен-

ного характера управления образованием. Однако состав и полномочия этого важного органа управления на сегодняшний день ещё окончательно не определены. Дискуссии по данной проблеме продолжаются. О некоторых из них говорит А.И. Адамский, ректор Института проблем образовательной политики «Эврика», который считает, что в совет должны быть включены влиятельные, референтные, авторитетные люди из местного сообщества, а также выпускники школ (1). В любом случае, демократизация образовательных систем началась на всех уровнях. Предлагаем рассмотреть некоторые особенности демократизации управления в нашем районе.

Процесс демократизации управления муниципальной образовательной системой -это достаточно сложный и многоаспектный процесс, включающий в себя формирование двух базовых направлений в управлении: государственного и общественного, а также формирование трех направлений в самоуправлении: педагогического, ученического и родительского, в том числе, социального окружения в целом.

2003-2004 гг. стали временем преобразования государственной составляющей структуры управления муниципальной образовательной системой. Нами создана новая модель организационной структуры Управления образования, представленная четырьмя уровнями:

1) уровень начальника управления -стратегический уровень управления;

2) уровень заместителя начальника управления - стратего-тактический уровень управления);

3) уровень специалистов - уровень системно-оперативного управления;

4) технологический уровень - финансово-хозяйственная группа.

Новая модель, как нам представляется, в полной мере соотносится с новыми целями, стоящими перед муниципальной образова-

тельной системой, и обеспечивает социальную функцию образования. Выстроенная модель позволяет решать основные задачи управления современными образовательными системами, большинство из которых выделены Т.И. Шамовой, П.И. Третьяковым, Н.П. Капустиным:

- реализовывать государственную политику в области образования на территории района и обеспечивать взаимодействие государства и общества в сфере управления образованием;

- разрабатывать нормативы бюджетного финансирования образования в части, определенной Законом РФ «Об образовании», и регулировать имущественные отношения в системе образования района;

- осуществлять анализ и прогнозирование процессов, происходящих в образовательной системе, осуществлять правовое регулирование деятельности образовательной системы;

- осуществлять контроль за соблюдением государственных стандартов, реализацией прав детей на получение общего образования в муниципальных образовательных учреждениях;

- создавать условия для повышения квалификации, проведения аттестации управленческих и педагогических кадров (7).

В соответствии с Концепцией демократизации управления общим образованием в России и провозглашенными направлениями модернизации процесса управления нами проведена корректировка деятельности Коллегии Комитета образования как совещательного и законодательного органа и совета руководителей образовательных учреждений как органа самоуправления руководителей образовательных учреждений.

Коллегия разрабатывает и утверждает программы развития образования в районе, принимает муниципальные нормативноправовые документы, регламентирующие деятельность ОУ и управления образования, осуществляет экспертное оценивание нововведений, опытно-экспериментальной дея-

тельности, устанавливает статус приоритетных педагогических экспериментов, утверждает новые проекты по моделированию воспитательной деятельности в образовательных учреждениях, отслеживает их реализацию.

Совет руководителей участвует в изучении и оценке тенденций развития системы образования района, в разработке программы развития района, заслушивает отчеты руководителей образовательных учреждений по реализации образовательных программ, экспериментальной работы, организует обмен опытом работы, способствует открытию в районе различных видов образовательных учреждений и вариативных (профильных) классов, участвует в разработке порядка аттестации учреждений образования, в определении критериев оценки деятельности руководителей ОУ и в целом ОУ.

Одним из органов педагогического самоуправления в районе является Ассоциация ОУ, которая создана с целью сотрудничества по вопросам развития образования, сетевого взаимодействия, обмена опытом, объединения ресурсов и т.д. Ассоциация оказывает неоценимую помощь руководителям ОУ в организации профильного обучения и предпрофильной подготовки в муниципальной образовательной сети. В настоящее время представители Ассоциации занимаются вопросами оценивания качества образования, подбором, разработкой диагностического и мониторингового инструментария.

Наиболее развитая и самоуправляемая подсистема - это система педагогического самоуправления. Именно эта подсистема призвана сегодня моделировать содержание образования с учетом вариативности образования, обновлять технологии, методы, формы обучения, воспитания, развития, управления, выводить качество образования на более высокий уровень. На муниципальном уровне система педагогического самоуправления представлена районной

конференцией педагогических работников и районными методическими объединениями педагогических работников.

Конференции педагогических работников проводятся один-два раза в год: это, как правило, научно-практические, практические конференции, традиционные августовские конференции. Каждая педагогическая конференция - это открытая трибуна для педагогов, импульс к совершенствованию педагогической деятельности.

Второе базовое направление в управлении - общественная составляющая - представлена в образовательной системе района муниципальным Попечительским советом, деятельность которого, в основном, направлена на решение финансово-хозяйственных проблем. На современном этапе важно пересмотреть структуру и задачи общественных органов управления, поэтому процесс моделирования и проектирования продолжается.

Важным этапом в процессе моделирования демократической системы управления муниципальной системой образования стала для нас работа по формированию системы ученического самоуправления. Самоуправление даёт возможность подросткам попробовать себя в различных социальных ролях, накопить опыт общения, испытать ответственность за свои поступки. По утверждению А.Н. Тубельского, ученическое самоуправление в сочетании с другими формами и методами воспитания является эффективным средством формирования социальной активности, инициативы и самодеятельности учащихся. Органы ученического самоуправления существуют в школах уже на протяжении длительного времени, но, чтобы ученическое самоуправление развивалось в соответствии с современными требованиями, необходимо этим процессом управлять. Многое для этого уже сделано. С 2001 г. в районе организуется работа летних лагерей актива при школах по программе «Лидер», а с 2007 г. планируется организовывать рабо-

ту лидерской смены в загородном лагере, а затем из подготовленных детей сформировать состав районного совета старшеклассников.

В 2006 г. проведён первый слёт активистов органов школьного ученического самоуправления. На слёте состоялся обмен опытом, обозначились основные проблемы, определились инициативные, творческие ребята, которые могут войти в состав районного совета старшеклассников, организация деятельности которого спланирована участниками слёта.

Формирование системы родительского самоуправления на муниципальном уровне - особая забота всех управленцев. На уровне образовательных учреждений органы родительского самоуправления представлены родительскими комитетами, которые, в основном, занимаются контролем за качеством условий организации учебновоспитательного процесса. Однако этого на современном этапе недостаточно. Необходимо сформировать новый орган самоуправления родителей. Им может стать районная родительская конференция, задачи которой определены нами следующим образом:

- всемерное укрепление связи семьи, образовательных учреждений и общественности;

- привлечение родительской общественности к активному участию в жизни ОУ;

- привлечение родительской общественности к оцениванию качества образования;

- оказание помощи в осуществлении дополнительного образования детей;

- содействие в укреплении материально-технической базы, в совершенствовании учебно-методического комплекса.

Важно, чтобы родители ощущали себя влиятельными людьми в школе, в дошкольном учреждении, людьми, способными оказывать позитивное воздействие на образовательный процесс, оценивать уровень и качество подготовки выпускников, качество образования. Однако в настоящее время

родители только обучаются работать в новых условиях.

Базовым направлением в стратегии развития государственно-общественного управления муниципальной образовательной системой является организация деятельности общественных органов управления образованием, в которых были бы представлены все участники образовательного процесса. На уровне ОУ таким органом являются Управляющие советы, создание которых началось в образовательных учреждениях, а на муниципальном уровне им может стать районный совет по образованию.

Сегодня, когда уже созданы некоторые общественные органы управления на территории района, можно выделить определенные этапы формирования и развития органов общественного управления образованием на муниципальном уровне.

Первый этап (2003-2004 гг.) - подготовительный, информационно-аналитический, формирующий, основополагающий, на котором большую роль сыграл орган управления образованием района. Данный этап включил в себя анализ состояния государственно-общественного управления образованием на муниципальном уровне и в ОУ района, определение целей, задач, принципов формирования государственно-общественного управления на муниципальном уровне. Комитет образования района не только активно включился в процесс создания общественных органов управления, но и явился инициатором появления таких органов.

Второй этап (2005-2006 гг.) - нормотворческий, этап формирования нормативно - правового поля, позволяющего начать формирование системы демократического, государственно-общественного управления образованием на муниципальном уровне.

Следующий этап (2007-2008 гг.) -этап социологических исследований и моделирования, перевод системы управления в новое качество, внесение изменений в

структуру управления образовательной системой района. На этом этапе разрабатывается Концепция демократизации управления системой образования района.

На сегодняшний день в организованной работе по формированию системы демократического, государственно-общественного управления муниципальной образовательной системой вычленяются проблемы, над решением которых предстоит работать:

- во-первых, Комитету образования совместно с районным советом по образованию необходимо четко распределить полномочия между органом управления образованием, коллегией, советом руководителей образовательных учреждений и районным советом по образованию;

- во-вторых, Комитету образования совместно с районным советом по образованию необходимо продумать способы активизации работы районного совета по образованию, обновить подходы к формированию структуры совета, к определению необходимых комиссий, как временных, так и постоянных;

- в-третьих, Комитету образования совместно с районным советом по образованию необходимо направить усилия на организацию деятельности, позволяющей достичь оптимального качества образования, научиться оцениванию результативности образовательного процесса.

Таким образом, считаем необходимым отметить, что организуемая на территории района деятельность по построению демо-

кратической системы управления подтвердила, что разрабатываемая нами модель управления муниципальной образовательной системой может быть эффективной и станет таковой, если родители, общественность, социальное окружение осознают особую значимость организованной деятельности, необходимость существования новых демократических институтов, позволяющих конструктивно влиять на качество образования в районе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дик, Н.Ф. Государственно-общественное управление общеобразовательными учреждениями: административное управление образованием / Н.Ф. Дик. - Ростов-н/Д: Феникс, 2006. -С. 320.

2. Панасюк, В.П. Школа и качество: выбор будущего / В.П. Панасюк. - Санкт-Петербург, 2003.

3. Плахова, Л.М. Как сделать хорошую школу?! / Л.М. Плахова. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2002. - С. 160.

4. Прикот, О.Г. Управление современной шко-

лой. Выпуск 9: Проектное управление развитием образовательной организации / Научно-

методическое пособие // О.Г. Прикот, В.Н. Виноградов. - Ростов-н/Д: Учитель, 2006. - С. 256.

5. Третьяков, П.И. Регион: Управление образованием по результатам. Теория и практика / П.И. Третьяков. - М.: Новая школа, 2001. - С. 880.

6. Шамова, Т.И. Управление образовательными системами. / Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко, Г.Н. Шибанова. - М.: Академия, 2002. - С. 320.

7. Шамова, Т.И. Управление образовательными системами. / Т.И. Шамова, П.И. Третьяков, Н.П. Капустин. - М.: Владос, 2002. - С. 384.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.