Научная статья на тему 'МИССИЯ ОБРАЗОВАНИЯ XXI ВЕКА - НАУЧИТЬ ЧЕЛОВЕКА САМООБРАЗОВАНИЮ ДЛИНОЮ В ЖИЗНЬ'

МИССИЯ ОБРАЗОВАНИЯ XXI ВЕКА - НАУЧИТЬ ЧЕЛОВЕКА САМООБРАЗОВАНИЮ ДЛИНОЮ В ЖИЗНЬ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
423
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ ДЛИНОЮ В ЖИЗНЬ / ОБРАЗОВАНИЕ ШИРИНОЮ В ЖИЗНЬ / САМООБРАЗОВАНИЕ / КОНВЕРГЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНЦИИ / ПРИРОДНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ОДАРЕННОСТИ / ТЕХНОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ ДЛИНОЮ В ЖИЗНЬ / КОМПЕТЕНТНОСТНОЕ ПОЛЕ ЛИЧНОСТИ / ПИРАМИДА САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ / LIFELONG EDUCATION / EDUCATION BY WIDTH IN LIFE / SELF-EDUCATION / CONVERGENCE / COMPETENCES / NATURAL POTENTIAL OF ENDOWMENTS / TECHNOLOGIES OF LIFE LONG EDUCATION / COMPETENCE-BASED FIELD OF THE PERSONALITY / HIERARCHY (PYRAMID) OF SELF-UPDATING OF THE PERSONALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мазунова Л.К., Кудрявцева Е.Л., Пуляевская А.М.

Читателю предлагаются размышления об образовании в информационно-компьютерную эпоху, временная протяженность которого приравнивается к длине человеческой жизни - образование длиною в жизнь. Миссия такого образования видится в развитии у субъектов осознанной саморефлексии и самомотивации, разработке инструментов самообразования и обучению человека пользованию ими.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MISSION OF FORMATION/EDUCATION OF THE 21ST CENTURY - TO TEACH THE PERSON TO LIFE LONG SELF-EDUCATION

Reflections about formation of an information and computer era which temporary extent is equated to length of human life - life long education are offered the reader. The mission of such education seems in development in subjects of a conscious self-reflection and self-motivation, development of instruments of self-education and training of the person in use of them.

Текст научной работы на тему «МИССИЯ ОБРАЗОВАНИЯ XXI ВЕКА - НАУЧИТЬ ЧЕЛОВЕКА САМООБРАЗОВАНИЮ ДЛИНОЮ В ЖИЗНЬ»

Л.К. Мазунова, Е.Л. Кудрявцева, А.М. Пуляевская

МИССИЯ ОБРАЗОВАНИЯ XXI ВЕКА - НАУЧИТЬ ЧЕЛОВЕКА

САМООБРАЗОВАНИЮ ДЛИНОЮ В ЖИЗНЬ

Самообразование - необходимое, постоянное слагаемое жизни культурного, просвещенного человека, занятие, которое сопутствует ему всегда. Сам феномен самообразования порожден кризисом мировой образовательной системы. Оно-то и прокладывает путь к выходу из этого тупика [15].

Аннотация: Читателю предлагаются размышления об образовании в информационно-компьютерную эпоху, временная протяженность которого приравнивается к длине человеческой жизни - образование длиною в жизнь. Миссия такого образования видится в развитии у субъектов осознанной саморефлексии и самомотивации, разработке инструментов самообразования и обучению человека пользованию ими.

Ключевые слова: образование длиною в жизнь, образование шириною в жизнь, самообразование, конвергенция, компетенции, природный потенциал одаренности, технологии образования длиною в жизнь, компетентностное поле личности, пирамида самоактуализации личности.

Постановка проблемы и задачи статьи. Проблема, обсуждаемая в данной статье, связана с системой образования, оказавшейся не способной выполнять своё назначение. «Образование вчерашнего дня» - образование, «готовящее генералов к прошедшей войне» - так характеризуется оно сегодня. Это обусловлено тем, что изменения в обществе происходят настолько быстро, что институт образования, созданный некогда для прогресса общества, не успевая за динамичным миром, превратился в препятствие на пути этого самого прогресса. Дилемма настоящего времени такова: либо остановить прогресс, что невозможно, либо создать модель образования, адаптированную не только к реалиям сегодняшнего дня, но и к ближайшему (и даже отдалённого) будущему, обеспечивать «взращивание» вида Homo sapiens, способного счастливо жить в созданном им мире и разумно управлять им.

В статье планируется рассмотреть три группы вопросов, способствующих, как нам кажется, поиску выхода образования из кризисной ситуации. Первый блок вопросов связан с анализом главных противоречий образования минувшего века, спровоцировавших нынешний системный кризис и необходимость кардинальных перемен в образовании. В качестве одного из серьезных противоречий рассматривается консерватизм института образования, являющийся, с одной стороны, условием его стабильности, а с другой стороны - серьёзным тормозом в развитии общества и всех его институтов. Не осмыслив базовых противоречий, трудно определить возможности оздоровления системы.

Вторая группа вопросов связана с осмыслением мира XXI века или, как его называют, VUCA-мира, в котором фактически находятся все, не осознавая его особенностей. Обращение к этой группе вопросов обусловлено тем, что большинство людей, оказавшись в новом веке, сохранили мироощущение века минувшего и воспринимают всё происходящее вокруг сквозь эту призму, испытывая при этом непонимание, тревогу, страх и даже панику. Знание особенностей нового времени и понимание направления его развития - условие более быстрой и успешной адаптации человека в новой среде.

Третья группа вопросов, тесно примыкающих ко второму блоку, касается новых требований, предъявляемых к человеку нового времени и, соответственно, к образованию как институту «взращивания» Homo sapiens XXI, а также с изложением возможностей, которыми сегодня располагает человек для успешной адаптации в новом мире.

пепп готический журнал апшнортостпнп м 6(85). яо19 эвДаааз

Для однозначности понимания излагаемого далее материала поясним ключевые термины, используемые нами в статье:

- образование длиною в жизнь - процесс непрерывного образования в течение всей жизни человека как диктат информационного века;

- образование шириною в жизнь - образование, акцентирующее внимание не только на постоянстве и непрерывности процесса обучения во времени длиною в жизнь, но и на разнообразии его форм (формальное, неформальное, информальное и др.) [11];

- самообразование - система направленного, разумного формирования человеком различных сторон своего духовного Я; систематическая, организованная и самостоятельная учеба личности; вид свободной духовной деятельности, самый свободный путь к ускоренному саморазвитию; тип свободного экспериментирования, духовного поведения; неформальное бытие человека в знании; новая миссия образования [17];

- конвергенция - процесс взаимодействия, взаимопроникновения, в контексте данной работы речь идет о процессе взаимопроникновения образования и самообразования данных ключевых процессов в жизни человека нового века (как одна из предпосылок вывода образования из кризисного состояния) [12, 6.];

- природный потенциал одаренности - человеческий потенциал нации, интегральная форма многообразных явных и скрытых свойств населения страны, отражающая уровень и возможности развития её граждан при определенных природно-экологических и социально-экономических условиях [9];

- знания, навыки, умения (ЗУНы) - классическая формула процесса познания, важные звенья процесса познания и практического освоения мира, в котором знания являются результатом осмысления, «присвоения» индивидуумом информации, навыки -доведенные до автоматизма способы действия на основе полученных знаний, применяемых в типичных ситуациях, а умения - способность реализации навыков в нетипичных ситуациях для достижения желаемого результата [3];

- компетенции - интегративная способность эффективно действовать для достижения поставленной цели, основывающаяся на личностных и поведенческих характеристиках, на приобретенных и регулярно практикуемых ею ЗУНах; способность к оптимизации информации, исходя из меняющихся условий реализации ЗУНов и ее трансляции для расширения знаний других индивидуумов [7];

- компетенция - интеграция психофизиологических и личностно-поведенческих характеристик человека, обеспечивающих эффективное выполнение сложных видов деятельности, опирающихся на способности системно мыслить, продуктивно виртуально взаимодействовать в команде, эффективно используя все возможные ресурсы для решения задачи [7].

Основная часть. 1. Истоки и причины кризиса в современном образовании. Начиная с 90-х годов прошлого века до сегодняшнего дня общество находится в поиске нового формата системы образования. За истёкшие почти 30 лет сделано уже немало, тем не менее эту сложную проблему нельзя признать решённой. Возможно, система образования и должна оставаться всегда открытой и восприимчивой к постоянным изменениям, модификациям и инновациям. Мы будем говорить лишь о некоторых механизмах, которые, вероятно, станут со временем надёжным фундаментом новой системы образования. Сегодня очевидна взаимосвязь между научно-техническими достижениями страны и системой образования. В результате информационно-компьютерной революции механизм, обеспечивающий эту взаимосвязь, перестал функционировать. Поэтому понимание и устранение причин этого является одним из условий стабилизации системы образования.

ажашшзммшшб®^ проблемы современной психологии и педагогики

Симптомы упомянутой проблемы, ставшие причиной нынешнего кризиса и недееспособности системы образования, проявились уже в 70-х годах прошлого века. В работе Л.Ф. Колесникова, В.Н. Турченко и Л.Г. Борисовой «Эффективность образования» указывается на «переизбыток выпускников по исчезающим профессиям при острой нехватке специалистов по вновь возникающим профессиям: 0,7 млн рабочих мест, требующих высокой производственной культуры и квалификации, заполнить не удаётся» [6, 127]. Французский ученый-физик Луи де Бройль десятилетием раньше отметил, что традиционное преподавание по своей сути склонно к догматизму, оно стремится придать знанию законченный, застывший вид, в действительности же оно всегда временное [2, 343]. И в этом первопричина недееспособности системы образования: завершённое, законченное знание - это всегда знание вчерашнего, если не позавчерашнего дня. В первой половине XX века период технического обновления производства составлял 35-40 лет и получаемый в образовании багаж знаний был достаточным для специалиста на всём протяжении его трудовой деятельности. Сегодня ситуация кардинально изменилась: за изменениями в электронике, вычислительной технике, нано-, био- и /Т-технологиях трудно уследить. Но в образовании же, в плане эффективности, пока мало что изменилось. Об этом свидетельствуют следующие факты: инженеры-конструкторы работают таксистами, выпускники факультетов иностранных языков - банковскими работниками, администраторами в гостиницах, выпускники педагогических вузов - где угодно, но только не в школе, статистика показывает перепроизводство юристов и экономистов, а на заводах по-прежнему дефицит высококвалифицированных специалистов. Воспитатели и педагоги ДОО, учителя школ, преподаватели - ключевые фигуры системы образования, определяющие её эффективность, связаны по рукам и ногам федеральными стандартами, непонятными компетенциями (а потому неосознанными и не принятыми российским сообществом), бесконечным и всегда почему-то срочным бумаготворчеством.

Дошкольники, школьники и студенты продолжают пребывать в статусе субъектов, подвергающихся обучению, регламентируемого жесткими рамками (ФГОС, ОГЭ и ЕГЭ), а отсутствие связи с производственными базами при скудном финансировании и полном отсутствии самофинансирования, не оставляют ни свободы, ни времени для творчества. Следует отметить и бесконечно меняющиеся федеральные государственные образовательные стандарты, не поспевающие за мобильным веком, но предельно загружающие педагогов рутинной работой, не оставляя времени ни на самообразование, ни на живую работу с детьми и молодёжью. Они устаревают уже в момент создания рабочих программ учебных дисциплин (РПД), бесконечно переделываются руками педагогов, в то время как надо осваивать не дисциплины о мире, а реальный, живой мир, привлекая при этом знания дисциплин о мире и воспитывая бережное обращение с ним. Ставшие самоцелью, поднадзорные и унизительные процедуры ОГЭ и ЕГЭ, парализующие интеллект и волю экзаменуемых. И это в то время, когда весь мир переходит к самооцениванию, самоконтролю и взаимооцениванию учениками друг друга и даже к безоценочной системе обучения! Примеры подобных неувязок можно бесконечно множить!

Семья как духовно-нравственная среда формирования личности, первичного выявления природного потенциала ребёнка, сохранения и развития этого потенциала, как и в советское время, продолжает перекладывать всю ответственность за подрастающее поколение на образовательные учреждения. Этим самым ещё более усиливается и без того монопольное право государства единолично решать все насущные вопросы народного образования.

Парадоксально, что в государственных образовательных учреждениях сообщество воспитателей, педагогов, учителей и преподавателей не является государственными служащими со всеми вытекающими последствиями в отношении прав и свобод, материального обеспечения, возможности принятия кардинальных решений по вопросам

П€/1Пготический ЖУРНПЛ СПШНОРТОСТПНП М 6(85). Я019 gSsSsSS

организации и управления образовательным процессом. В то же время государственные образовательные учреждения без поддержки всех структур общества (СМИ, медицины, финансовых структур и др.) и, в первую очередь, семьи не в состоянии справиться в одиночку с оздоровлением системы образования.

Молодые родители, выросшие сами в маленьких семьях и не получившие опыта ухода за младшими братьями и сестрами, не готовы к полноценному отцовству и материнству, к полноценному участию в воспитании собственных детей совместно с образовательными учреждениями.

Наблюдения не со стороны, а в процессе полувековой работы в прежней, советской системе образования, а также в рамках непрерывно реформируемого образования нового времени, дают основания говорить о том, что ключевые проблемы образования, спровоцировавшие кризис системы, не нашли пока удовлетворительного решения. Уровень образования продолжает снижаться, аттестаты зрелости школьников и дипломы специалистов многих вузов девальвируются, статус, права и свободы людей науки и образования, а также служащих в системе образования, по-прежнему не на высоте, как и их материальное обеспечение. Эти факторы являются причиной почти полного отсутствия мужчин и талантливой молодёжи в образовательной отрасли и как одной из причин сохранения всех вышеперечисленных проявлений консерватизма системы. И дело тут не в том, что в вузах плохо обучают, а в том, что статус персонала и традиционная постановка учебно-воспитательного процесса перестали соответствовать объективным требованиям жизни. Всей системе образования необходимо придать опережающий характер, а системе управления образованием - компетентность, мобильность и гибкость.

Решение проблемы опережающего образования, отмечают авторы упоминаемой работы «Эффективности образования», возможно в единственном случае - путём интеграции учения и научного поиска. Интересным в связи с этим является, к примеру, опыт одного из свободных университетов Индии. На втором году обучения студенты самостоятельно ищут себе наставника - профессионала высшего класса - в той сфере деятельности, которой они планируют овладеть. Весь год студент проходит стажировку под руководством своего наставника, постигая теорию и технологию реального производственного процесса, будучи неотрывно связанным с этим живым процессом. Подобные успешные опыты имели и имеют место и в России, важно их обобщить и внедрить в живую практику образования.

Осмысление накопившихся в образовании противоречий и поиск способов их устранения должно быть неразрывно связано с устранением разрушительных процессов в природе (загрязнение среды обитания человека - воды, воздуха, почвы, уничтожение растительного, животного мира, самоуничтожение человека) и привлечением медицины к охране здоровья детства и материнства, поскольку данные факторы ощутимо вредят физическому здоровью и психическому развитию, а также одарённости и рождаемых детей, и подрастающего поколения в целом (ОВЗ, аутизм, неврозы, биологические дефекты мозга и др.).

О том, какой вклад внесло научно-педагогическое сообщество в устранение этих противоречий, речь пойдёт при освещении третьей группы вопросов.

Мир 21 века или VuCA-мир. Образование - понятие многозначное. В данном случае мы имеем в виду образование как социальный институт, созданный для выполнения специфической функции «взращивания» человека в соответствии с исторически фиксируемыми в общественном сознании идеалами. Такими идеалами (эталонами), наслаивающимися друг на друга, были Homo sapiens (человек разумный), Homo ludens (человек играющий), Homo agens (человек действующий), Homo loquens (человек

пробл€мы современной психологии и пеапгогики

говорящий), Нс/mo могаЬ^ (человек нравственный) и др. Порождением информационно-компьютерного века стало новое дополнение к существующим эталонам Homo kyberus (термин введен в 2005 году) [13, 48-49]. Вместе с Homo kyberus появились понятия «киберсоциализированный человек» и «киберсоциализация» (от греч. kebernetike -«искусство управления», от греч. kebernao - «правлю рулём, управляю», от греч. -«кормчий» + англ. socialization). Термин «киберсоциализация» понимается как «виртуальная компьютерная социализация личности», а «киберсоциализированный человек» - как человек, обладающий информационной компетенцией, свободно ориентирующийся в интернет-пространстве и /Т-технологиях [14]. Таким образом, принципиально новым для человека XXI века является необходимость адаптироваться не только в реальном человеческом обществе, но дополнительно ещё и в виртуальной информационно-компьютерной среде. Первый опыт такой адаптации (пока ещё не осмысленной и не управляемой образованием) уже породил массу сложных проблем в интеллектуальной сфере (клиповое мышление в ущерб логическому, мозаичность картины мира и др.), физиологии (проблемы с глазами, c костно-мышечной системой как следствие гиподинамизма), психике (невротизм, виртуально-информационная зависимость) и личностных характеристиках поколения Kyberus.

Одной из серьёзных проблем в этом ряду является проблема взаимодействия поколений, родившихся в докомпьютерную эпоху (учителя, педагоги поколения X и Y) и компьютерную (ученики поколения Z) [15]. Если для первых, учителей XX века, было характерно образное и логическое мышление, ориентация на общую образованность и фундаментальность знаний, работа в кластерах (предметных, понятийных) в условиях дефицита информации и отсутствия гаджетов, планшетов, интернета, усилителей интеллекта, то новое поколение родилось в компьютерно-информационной среде со всеми вытекающими последствиями - клиповость мышления, необходимость фильтровать переизбыток информации, запоминать не информацию, а путь к ней и так далее.

XXI век, подчиняющий первозданную природу своим нуждам, включая и самого человека, получил на Западе наименование «VucA-мир». VUCA - аббревиатуры из четырех слов: volatilitei - изменчивость, ansatitei - неопределённость, kompleksitei -сложность, ambiguitei - неясность, двусмысленность [4]. На Всемирном экономическом форуме [1] были оглашены ожидаемые уже в ближайшем будущем изменения: к 2020 году появятся 186 новых специальностей в 25 отраслях экономики. Это означает, что примерно столько же существующих сегодня профессий будут либо заменены новыми профессиями, либо их выполнение будет передано роботам. В любом случае в России работу потеряют 25% населения. На этом же форуме было заявлено, что эпоха стабильности безвозвратно ушла в прошлое. Нестабильность и изменчивость признаны самой стабильной сущностной характеристикой нового мира.

Если в образовании людей XX века, полученное в вузе образование было вполне достаточным для успешной профессиональной жизни специалиста, то образование человека XXI века будет характеризоваться многими этапами и продолжаться всю жизнь. Это объективная реальность обуславливается информационным бумом, исчезновением одних профессий и появлением новых, роботизацией и автоматизацией. Эти объективные обстоятельства коренным образом меняют точку зрения на все аспекты современного образования, его статус в обществе, сами знания и инструменты познания требуют изменений в устоявшихся представлениях о самом образовании, переосмысления его роли в обществе, роли и функций субъектов образовательного процесса и др. Информационный век с экспоненциально растущим объёмом информации кардинально меняет среду обитания человека, трансформирует и преобразовывает его образ жизни в непрекращающийся процесс познания. Мысль о преобразовании системы образования связана с самообучающимся сообществом, с самообразованием длиною и шириною в

пепп готический журнал Башкортостана м 6(85). яо19 эвДаааз

жизнь, с дополнительной миссией образования - привить навыки самообразования и получить в итоге самообучающееся сообщество.

Рассмотрим феномен самообразования и покажем его отличие от образования. Самообразование определяется как целая система направленного, разумного формирования человеком разных сторон своего духовного Я, как систематическая, организованная и самостоятельная учеба личности; как вид свободной духовной деятельности и свободный путь к ускоренному саморазвитию; как тип свободного экспериментирования духовного поведения и неформальное бытие человека в знании [17]. Во всех этих определениях фигурируют характеристики, как присущие традиционному образованию, например, духовность, системность, систематичность, организованность, всестороннее развитие личности, духовная деятельность, так и уникальные -систематическая (не эпизодическая, а регулярная, продолжающаяся длиною в жизнь), организованная (не кем-то, а самим для себя и с максимальной индивидуализацией к своему Я), самостоятельная учёба (то есть предполагающая наличие самомотивации, самодисциплины, самоорганизации, самооценивания), свободная духовная деятельность (самое ценное, чего нет в нормативной системе образования), самый свободный путь к ускоренному саморазвитию, тип свободного экспериментирования духовного поведения и неформальное бытие человека в знании (так как объекты познания и освоения не навязаны ФГОС, а сознательно выбраны субъектом с учётом своих природных интересов, жизненных целевых установок и наличного потенциала способностей, а приёмы познания, средства, действия и условия также свободно выбраны и адаптированы для познающего субъекта). Три последние важные характеристики, полностью отсутствующие в настоящей системе образования, фактически снимают ключевые противоречия, присущие ей).

Таким образом, феномену самообразования присущи не только все важные характеристики нормативного образования, но дополнительно ещё и ряд уникальных характеристик, обусловливающих возможность самообразования в дальнейшей жизни после завершения базового нормативного образования. Об образовании с таким набором характеристик - свободная духовная деятельность, свободный путь к ускоренному саморазвитию, свободное экспериментирование духовного поведения и неформальное бытие человека в знании - всегда мечтали многие теоретики и практики российского и мирового образования. Эти качества образования как условия выживания человека в УиОЛ-мире XXI века сегодня востребованы эпохой.

В связи с рассматриваемой проблемой необходимо прояснить ещё два вопроса: 1) Как соотносятся в данном контексте понятия образование и самообразование? и 2) Когда и при каких условиях возможно самообразование, как сделать его насущной потребностью современного человека, с помощью каких средств и методов возможно его осуществлять?

При рассмотрении соотношения понятий образование и самообразование уместно использовать два термина - сопряжение и конвергенция. Образование как социальный институт создан для передачи обобщенного человеческого опыта новым поколениям. Если до сих пор диапазон его основной деятельности имел возрастные границы от 3 лет (дошкольное образование) до 25 лет (вузовское образование), то сегодня возрастные границы получения образования исчезают: образование продолжается всю жизнь. При этом возникает достаточно сложная проблема, как обеспечить людям XXI века образование на всём протяжении их жизни, где найти для этого ресурсы. Решение этой проблемы видится сегодня в сопряжении обновленного образования и самообразования. Процесс сопряжения понимается как освоение в рамках обновлённого нормативного образования, технологий самообразования и постепенная передача субъекту, по мере освоения технологий

ажашшзммшшб®^ проблемы современной психологии и пеапгогики

самообразования, ответственности за продолжение собственного образования. Использование технологий самообразования предполагает не только навыки пользования ими, но и набор особых личностных качеств и способностей, которые необходимо уже сегодня культивировать с раннего детства. Это навыки самомотивации, самоорганизации, самоуправления и самодисциплины, наличие развитой способности к самооцениванию результатов собственной деятельности и так далее. Очевидно, что чем раньше субъект приобретёт названные личностные качества и способности (и овладеет технологиями самообразования), тем эффективнее будет протекать его развитие и образование в целом (познание картины мира, самовоспитание). Наличие отмеченных личностных качеств у субъекта образовательного процесса и владение современными технологиями самообразования - ключ к личностному успеху.

Понятие конвергенция многозначно, так как используется в разных сферах жизни. Общие значения - это взаимодействие, взаимопроникновение, связь феноменов, которые развивались самостоятельно. То есть конвергенция означает взаимосвязь, в которой самообразование - ключ к образованию личности на протяжении всей жизни, понимается как последовательный и постепенный процесс трансформации нормативного образования человека, в рамках которого формируются вышеупомянутые личностные качества и осваиваются технологии самообразования длиною в жизнь.

В ответе на первый вопрос фактически заключены и ответы на второй вопрос -когда и при каких условиях следует начинать самообразование? Слово «начинать» не уместно в данном контексте: время до начала освоения самообразования - это уже время опоздания и упущений в освоении этих навыков. Дети, самостоятельно играя, с самого рождения занимаются самообразованием каждую свободную (от опеки взрослых!) минуту. С рождения ребёнка важно создавать условия для проявления самостоятельности, инициативы, творчества, пробуждения интереса ко всем аспектам окружающего реального, а затем и виртуального мира. Вместо опеки в этом аспекте целесообразнее говорить о создании безопасного, соответствующего возрастным интересам и возможностям ребёнка познавательно-деятельностного пространства его жизни. Наличие такого пространства (условие), наполненного соответствующими ресурсами (игрушки, детский реквизит для любого вида деятельности, а также средства, мотивирующие к действиям как структурным элементам деятельности) и есть идеальная технология для приобщения ребёнка к самообразованию. Такая организация образования актуальна для дошкольного возраста, ее цель - развитие комплекса личностных качеств ребёнка как основы для успешного образования на следующей ступени. Здесь используются уже иные инструменты самообразования, например, «Календарь-портфолио дошкольника» [8], «Компетентностное поле личности» (элементарный уровень) [7], совершенствующие личностные качества, необходимые способности и навыки самообразования (подробнее речь об этих инструментах далее).

3. Требования к человеку и образованию УиСА-мира XX/ века. То, каким быть образованию, ответственному за качества человека XXI века, и каким быть человеку, чтобы не оказаться погребённым под грудой проблем, обусловленных его же деятельностью, определяется сегодня двумя факторами - информацией и Интернетом или «всемирной паутиной», «вторым мозгом человека». Информационная среда жизни современного человека диктует принципиально новый образ жизни человека: жизнь в непрерывном процессе познания, жизнь как процесс познания на всём её протяжении с мобильным воплощением познанного в жизнь и созданием нового продукта. Осуществлять такую деятельность невозможно без навыков и умений её поиска в безбрежной информационной «галактике», отбора, фильтрации, хранения, систематизации, презентации, использования, противодействия манипулированию информацией и так далее. Отсюда вытекает важное требование к человеку XXI века - владение информационной компетенцией, а к

пепп готический журнал апшнортостпнп м 6(85). яо19 эвДаааз

образованию - научить этим навыкам и умениям всех субъектов образовательного процесса. Под информационной компетенцией понимается «способность и стремление к оптимальному и целенаправленному аккумулированию, критическому анализу и интерпретации, систематизации и внедрению в свою практику информации как ресурса с учётом специфики каналов передачи и реципиентов» [7].

Необходимость управления ресурсами, которыми располагает каждый человек, то есть информацией, когнитивной нагрузкой, временем, вниманием, эмоциями, мыслями и смыслами, своими физическими данными, природным потенциалом одарённости и так далее, предполагает разумное пользование ими, что, в свою очередь, ставит важную задачу перед новым образованием - развитие способности под названием «ресурсоориентированность». В игротренинге «Компетентностное поле личности» (далее КПЛ) данная компетенция определяется как «способность воспринимать окружающую реальность и её проявления как ресурс, открытый каждому в меру его компетенций, при условии экологичного/ответственного и позитивно развивающего использования» [7].

При больших информационных и эмоционально-психических нагрузках - спутниках информационного века - человеку XXI века не обойтись и без такого качества, как «стрессоустойчивость». В КПЛ данная способность называется «антихрупкостью» и расшифровывается как «способность рассматривать проблему системно и видеть в ней шанс и ресурс для самоактуализации, извлекать пользу из стрессовых ситуаций и быть открытым изменениям (в том числе самооптимизации для интеграции в меняющуюся реальность)» [7].

Следует упомянуть ещё о двух важных способностях, определяющих успешность адаптации человека в XXI веке и развитием которых должно озаботиться новое образование: это, во-первых, способность системного принятия решений и, во-вторых, способность осуществлять продуктивное виртуальное сотрудничество. Первая понимается как «способность принимать решения с учётом развития ситуации в ретроспективе, современности и перспективе, а также саморефлексии, специфики её участников и контекстов на локальном и глобальном уровнях» [7]. Эта способность опосредована интеграцией разных видов мышления - логического, перспективного, критического, дивергентного, цифрового (дигитального) и дизайнерского [7]. В сложном мире постоянных изменений и нестабильности XXI века данная способность является эффективным адаптационным механизмом. Координация способности системного принятия решений со способностью осуществлять продуктивное виртуальное сотрудничество значительно увеличивает эффективность любой деятельности человека. Сегодня способность осуществлять продуктивное виртуальное сотрудничество открывает безграничные возможности для кооперации специалистов любого профиля, любой квалификации, проживающих в любой точке Земли, для осуществления любого проекта. Примером такого сетевого продуктивного виртуального взаимодействия педагогов и учёных 37 университетов дальнего и ближнего зарубежья являются семь Международных лабораторий с распределённым участием (РФ, Казахстан, Германия, Чехия, Испания, Греция), объединенных в единое сообщество головной лабораторией «Инновации в сфере поликультурного образования» при Казанском федеральном университете. Данное научно-педагогическое сообщество успешно участвует в конкурсах грантов (Фонд президентских грантов, РФФИ, Минобрнауки и другие), реализует научные проекты, издаёт статьи, учебно-методические пособия, монографии, ведёт широкую просветительскую деятельность не только в России, но и во всём мире, пропагандирует русский язык и культуру.

ажашшзммшшб®^ проблемы современной психологии и педагогики

Коренная трансформация современного образования, миссия которого - условие и предпосылка привития человеку нового образа жизни - жизни в знании, потребности в знании как духовной пищи (сродни по значимости пищи физической).

Духовность жизни, понимаемая не в смысле религиозности и ритуальности, а в плане содержательной насыщенности, нравственной экологии, эмоциональной глубины и ответственности, пожалуй, сегодня единственный шанс - адаптироваться человеку к быстро изменяемому им же самим миру. Поэтому стратегию современного образования мы видим в конвергенции (сопряжении) образования и самообразования. Смысл этой стратегии - целостное самосозидание человека в духовном, нравственно-этическом, эмоциональном и физическом аспектах. Разумеется, процесс конвергенции того и другого не произойдёт автоматически и не станет массовым и обязательным, как это некогда произошло не само собою в петровскую и екатерининскую эпохи с просвещением российского народа, с установлением регулярного образования. Но в отличии от петровской эпохи, в которую с нулевой отметки (всеобщая безграмотность, массовое неумение читать и писать, отсутствие книг) началось массовое просветительство российского народа, человечество располагает сегодня уникальными, ранее отсутствовавшими инструментами мгновенного доступа к любой информации, в любом количестве, в любое время и любую точку Земли. Всемирная паутина и ПК способны усилить интеллектуальную мощь любого человека, и при этом доступны сегодня каждому. Это также облегчает решение задач самообразования сообщества людей, одновременно выдвигая на передний план задачи формирования у субъекта качеств самомотивации, самодисциплины, самооценивания и прочего.

Задача не из простых. Формально, всё человечество перешло в XXI компьютерно-иформационный век. Однако большая его часть по своему мировоззрению, компетенциям, отношению к жизни и реальности осталась в прошлом веке. По-прежнему транслируются узкопрофессиональные знания, подчас даже не сегодняшнего, а вчерашнего дня, используются репродуктивные способы усвоения этого знания и вчерашний опыт его использования. СМИ выполняют заказ денежной элиты социума, решая проблемы коммерциализации и способствуя превращению образования в пресловутую сферу услуг. Результат такой политики сказывается на человеке, главном продукте образования и показателе духовно-культурного состояния социума в целом. Человек сегодня раздираем внутренними противоречиями и внешними неурядицами, болезнями, конфликтам, страхами от угроз со стороны экологически разрушенной природы, реальными и мнимыми, снижающими психическое и физическое здоровье. Сложившаяся сегодня ситуация выдвигает в качестве первостепенной задачи коренные и мобильные изменения в образовании как кузнице человеческого материала и института формирования человека, способного успешно и счастливо жить в XXI веке.

В связи с такой постановкой вопроса задачу современного регулярного образования можно обозначить, как учить всех учиться самообразованию. Исходя из данных, что все дети рождаются пусть не «гениями», как утверждают А. Эйнштейн и И.В. Ильенков, но, бесспорно, с определенным природным потенциалом одарённости, решение задачи видится в природном потенциале одаренности как источнике неисчерпаемого интереса, мотивации и активности человека. Последнее и есть, образно говоря, рельсы для локомотива самообразования: природный интерес находит выход в потребности к знанию об объекте/предмете интереса, полученное знание стимулирует желание и стремление применить его в своей деятельности, чтобы получить реальный продукт. Таков механизм классического процесса человеческого познания. Оплодотворённый личностным смыслом и подкрепленный успехом в получении нестандартного результата, механизм познания превращается в двигатель саморазвития в непростом процессе взросления и духовного развития человека, несущим веру в

пепп готический журнал Башкортостана м 6(85). zoiv sssssss

безграничные возможности и, как следствие, успех. Очевидно, что реформирование современного образования по такому сценарию теоретически и технологически вполне достижимая цель. Действуя для удовлетворения насущной потребности в определенных знаниях и действиях/деятельностях на их основе через самообразование и экспериментирование с сами собой, со своими субъектными, индивидными и личностными ресурсами, человек реализует сначала свой личный интерес и природные потребности, а затем преобразует и социум в своём ближнем и дальнем окружении. Так преобразуется социум и мир в целом. Именно так мы видим реализацию миссии современного образования: в привитии вкуса к познанию и развитию навыков самообразования у подрастающего поколения. Это и есть путь выхода его из лабиринта бесконечного реформирования.

Какие предпосылки существуют сегодня для выполнения миссии обучения самообразованию? Во-первых, пришло осознание необходимости человеку XXI века образования длиною в жизнь. Следствием этого стало появление многообразия форм образования - государственное и частное образование, формальное, информальное, семейное, дополнительное, самообразование, свободное, инклюзивное образование и так далее. Во-вторых, пришло убеждение, что социум нуждается в образовании, которое опережает развитие науки, техники, социальных институтов, образование с предвидением ближайшего и отдалённого будущего развития мира. В-третьих, определен набор личностных качеств, навыков и способностей, необходимых человеку для адаптации в постоянно меняющемся мире. Это Топ-10 навыков (Soft skills) и КПЛ. Эксперты считают, что сегодня ставку следует делать не на конкретную профессию (существующие профессии исчезают так же быстро, как и появляются новые), а на универсальные компетенции -особый сплав, синтез знаний, многих навыков, умений, личностных качеств и практического опыта. По данным Всемирного экономического форума уже сегодня 85% успеха зависит не от Hand skills (профессиональных навыков), а от Soft skills [18]. К этим десяти необходимым навыкам, умениям и способностям относятся умения принимать решения и решать проблемы; креативность; умения взаимодействовать и управлять людьми, вести переговоры; способность гибко и критически мыслить, обладать развитым эмоциональным интеллектом, а также ориентироваться на сервис [18]. В-четвёртых, уже существуют технологии управления самообразованием длиною в жизнь для дошкольной, начальной школьной и последующих образовательных ступеней. Для дошкольной и начальной школьной ступени - это технология портфолио, воплощённая в пособии «Календарь-портфолио дошкольника» [8]. Пособие апробировано во многих странах мира, также и в России в рамках проекта Фонда Президентских грантов в 2015-2016 годах с 1500 старшими дошкольниками. Пособие сертифицировано и признано лучшим пособием для дошкольной ступени. Начиная с 12 лет, инструментом управления самообразованием предлагается упомянутый выше игротренинговый комплекс «Компетентностное поле личности», включающий «Пирамиду самоактуализации» и диагностирующе-развивающее трехблочное «Меню». Технология разработана международным сообществом в рамках проекта-победителя в конкурсе Фонда президентских грантов в 2017-2018 годах «Игро-мир образования 2035» / EDU-GAMES XXI. В-пятых, научно-педагогическим сообществом, объединённым упомянутой головной Международной лабораторией (Елабужский институт КФУ) разработана целая серия инновационных, модульных игр нового поколения для развития упомянутых выше ТОП-навыков человека XXI века: игротека «Дети мира», «Креативатор», «Квесты». Недавно был издан первый выпуск международного Каталога инноваций в образовании, разработанных педагогами дошкольной, школьной, вузовской и дополнительной систем образования Российской Федерации и зарубежных стран [5].

пробл€мы современной психологии и пеапгогики

Авторы данного каталога - финалисты и победители Международного конкурса образовательных инноваций «Умный мир детства» в 2019 году. В каталоге содержатся готовые продукты, идеи, мотивирующие детей от трех до шестнадцати лет.

Выводы. Время и обстоятельства поставили перед массовым образованием проблемы, требующие оперативного их решения в условиях постоянно меняющегося мира. Следует подчеркнуть, что новые требования к человеку нового века вовсе не означают отказа от прежних ценностей гуманистического образования - духовности, нравственности, фундаментальности, сохранения индивидуальности каждого субъекта образования как высшей ценности и так далее. Высокие темпы изменений всех сторон жизни определяют необходимость в опережающей адаптации человека к ним, предполагают переосмысление всех сторон образования, его целей, содержания и технологий на всех ступенях обучения, начиная с дошкольной. Необходимо рассматривать каждую ступень образования не как самостоятельную, а как элемент, задающий уровень эффективности следующей ступени. В связи с этим следует рассматривать дошкольную ступень не как подготовительную, а как стартовую ступень, определяющую эффективность всех последующих. Это обусловлено тем, что каждый физически и умственно здоровый ребёнок рождается с большим потенциалом исполнительских и творческих способностей, но получают развитие те из них, для которых созданы эффективные внешние условия. И решающим здесь являются сроки начала развития и стимулирующие условия [9].

Перечислим условия, которые, с нашей точки зрения, являются базовыми для организации современной системы образования.

1. Образование в эпоху информационно-компьютерного века должно быть непрерывным и продолжаться всю человеческую жизнь, что обусловлено динамизмом жизни в XXI веке и экспоненциальным ростом научной информации.

2. Значительная часть (до 80%) образования переходит в самообразование, систему которого: методы, приёмы освоения, содержание и самооценивание результатов, ресурсы - ещё предстоит разработать.

3. Естественным становится процесс конвергенции современного образования и нарождающейся системы самообразования, учитывая пункт 1 и пункт 2.

4. Важным звеном подготовки к складывающейся конвергируемой системе образование-самообразование является привитие его субъектам навыков самомотивирования, самодисциплины, самоконтроля, самооценивания и осознанной саморефлексии.

5. Выстраиваемая логика развития личности такова: осознанное семейное воспитание и развитие природного потенциала - регулярное образование, включающее освоение навыков самообразования - образование себя средствами культуры в процессе самостоятельных размышлений, в свободном усвоении избранной области знания -выстраивание общества вокруг себя средствами своей личности [17].

1. Ананьева, Т. Десять компетенций, которые будут востребованы в 2020 году [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.tananyeva.com/single-post/ (Дата обращения: 11.02.2017).

2. Бройль, Л. По тропам науки. - Москва : Изд-во иностранной литературы, 1962. - 408 с.

3. ЗУНы и компетенции. Отличия. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://broad-education.atlassian.net/wiki/spaces/COM/pages/46989317/ (Дата обращения: 14.07.2019).

4. Ивонина, А.И., Чуланова, О.Л., Давлетшина, Ю.М. Современные направления теоретических и методических разработок в области управления: роль soft-skills и hard skills в профессиональном и карьерном развитии сотрудников // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». - Т. 9, №1(2017) [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://naukovedenie.ru/PDF/90EVN117.pdf (Дата обращения: 15.07.2019).

5. Каталог инноваций педагогов России и зарубежья / Составитель Е.Л. Кудрявцева [Электронный ресурс]. Режим доступа : https://game2035.info/katalog-innovacij-pedagogov-vypusk-pervyj/ (Дата обращения: 14.07.2019).

6. Колесников, Л.Ф., Турченко, В.Н., Борисова, Л.Г. Эффективность образования. - Москва : Педагогика, 1991. - 272 с.

7. Крюгер Увэ Инго, Кудрявцева, Е.Л.. Компетентностное поле личности. - Уфа, Изд. «Диалог», 2018.

8. Кудрявцева, Е.Л. Календарь-портфолио дошкольника. - Рига : АРиторика, 2015. - 210 с.

пепп готический журнал Башкортостана м 6(85). zoiv sssssss

9. Мазунова, Л.К., Губайдуллин. М.И. Онтология детской одарённости: монография - Уфа : РИЦ Баш ГУ, 2018. - С. 27.

10. Мазунова, Л.К. Реформа в образовании и Болонский процесс // Актуальные проблемы контрастивной лингвистики, типологии языков и лингвокультурологии в полиэтническом пространстве. Материалы научной конференции. 4.II. - Уфа : РИЦ Баш ГУ, 2011. - С. 114-118.

11. Машарова, Т.В. Образование длиною в жизнь [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.akvobr.ru/obrazovanie_dlinoyu_v_zhizn.html (Дата обращения: 14.07.2019).

12. Пассов, Е.И. Образование как феномен и методика как наука: проблема конвергенции. - ООО: Издатель, Липецк, 2016, - 160 с.

13. Плешаков, В.А. Виртуальная социализация как современный аспект квазисоциализации личности // Проблемы педагогического образования: Сборник научных статей. - Выпуск 21 / Под ред. В.А. Сластёнина, Е.А. Левановой. - М., 2005. С. 48-49.

14. Плешаков, В.А. Киберсоциализация как инновационный социально-педагогический феномен. -Преподаватель XXI век. Общероссийский журнал о мире образования, 3/2009. - С. 32-39.

15. Теория поколений: X, Y, Z - кто они [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://rulesplay.ru/articles/teoriya-pokoleniy-x-y-z-kto-oni/ (Дата обращения: 14.07.2019).

16. Человеческий потенциал [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://ru.wikipedia.org/wiki/ (Дата обращения: 14.07.2019).

17. Что такое самообразование? [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://gekkon12.livejournal.com/4597.html (Дата обращения: 14.07.2019).

18. Soft skills - навыки XXI века: чего больше всего ценят работодатели-драйверы в России и Пермском крае? [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://perm.hse.ru/news/243254110.html (Дата обращения: 15.07.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.