Научная статья на тему 'Личность в образовательном процессе'

Личность в образовательном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2682
246
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ / САМООБРАЗОВАНИЕ / SELF-EDUCATION / CIVIC SPIRIT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Заворотнева Наталия Кирилловна, Томашевская Елена Юрьевна

В статье рассмотрена роль образования в процессе становления личности и ее самореализации. Большое внимание уделяется гражданскому образованию как неотъемлемой части образовательного процесса. Акцент сделан на совершенствовании образовательного уровня, высоких профессиональных навыках и компетентности личности с целью ее успешности и конкурентоспособности на рынке труда.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the present paper, the role of education in the course of personality becoming and self-fulfillment is analyzed. A great attention is paid to civic education as an integral part of the learning process. An emphasis is laid on improvement of the level of education, high professional skills and competence of a person with respect to the wellness and competitiveness at the labor market.

Текст научной работы на тему «Личность в образовательном процессе»

13. Landeszentrale fuer politische Bildung Baden Wuerttemberg. Beutelsbacher Konsens. - URL: https://www.lpb-bw.de/beutelsbacher-konsens.html HDI (Human Development Index). http://hdr.undp.org/en/content/human-development-index-hdi

14. Human Development Report UNDP (2016). Human Development for Everyone. -URL: http://hdr.undp.org/en/content/download-and-read-latest-human-developmentreport-2016-human-development-everyone

15. McGillivray M., White H. Measuring development? The UNDP's human development index, Journal of International Development. - 2006. - Vol. 5. - No. 2.

16. Milani L. Lettera a una professoressa. - Firenze: LEF, 1996.

17. Papisca A., Mascia M. The Declaration on the right to peace is in the pipeline to the General Assembly of the United Nations. - URL: http://unipd-centrodirittiumani.it/it/.pubblicazioni/The-Declaration-on-the-right-to-peace-is-in-the-pipeline-to-the-General-Assembly-of-the-United-Nations/1138 United-Nations, Statistics division, Demographic and Social Statistics, https://unstats.un.org/unsd/demographic/

18. Rockstrom, J. et al. A safe operating space for humanity. Nature. - 2009. -461(7263). - P. 472-475.

19. Sudhir A., Sen A.K. (1996). Human Development: Concepts and Priorities. United Nations Development Programme, Office of Development Studies United Nations Decade of Education for Sustainable Development - URL: http://www.unesco.org/en/esd/

20. United Nations (2014). Transforming our world: the 2030 Agenda for Sustainable Development. - URL: https://sustainabledevelopment.un.org/post2015/ transformingourworld. Last access to the websites April 2017.

Заворотнева Наталия Кирилловна

учитель первой категории ОШ №11,

(г.Макеевка, ДНР) Томашевская Елена Юрьевна

кандидат экономических наук ГОУ ВПО «Донецкий педагогический институт»

(г. Донецк, ДНР)

УДК 378

ЛИЧНОСТЬ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ PERSONALITY IN THE LEARNING PROCESS

В статье рассмотрена роль образования в процессе становления личности и ее самореализации. Большое внимание уделяется гражданскому образованию как неотъемлемой части образовательного процесса. Акцент сделан на совершенствовании образовательного уровня, высоких профессиональных навыках и компетентности личности с целью ее успешности и конкурентоспособности на рынке труда.

Ключевые слова: личность, образование, гражданственность, самообразование.

In the present paper, the role of education in the course of personality becoming and self-fulfillment is analyzed. A great attention is paid to civic education as an integral part of the learning process. An emphasis is laid on improvement of the level of education, high

professional skills and competence of a person with respect to the wellness and competitiveness at the labor market.

Key words: personality, education, civic spirit, self-education.

Потребность образования лежит в каждом человеке; народ любит и ищет образования, как любит и

ищет воздух для дыхания.

Л. Н. Толстой

В настоящее время образовательная система нацелена на формирование активной личности, с позитивным мышлением, направленным на сохранение и приумножение не только материальных ценностей, но и духовных. Такой человек правильно определяет жизненные цели, избегает крайностей как коллективизма, так и индивидуализма. В этой связи крайне важным представляется воспитание личности в системе образовательного процесса. Культ образования, как бы пафосно это не звучало, должен объединять все слои населения, начиная с младшего школьного возраста и заканчивая взрослыми. Если страна не в состоянии поддерживать приоритетность развития образования, то о прогрессе и будущности речи быть не может.

В теоретических трудах великих педагогов прошлого Я. А. Коменского, Д. Локка, И. Г. Песталоцци [3] еще в XVII веке заложены теоретические основы светского, обращенного к запросам жизни образования. В трудах Я. А. Коменского «Великая дидактика» и «Всеобщий совет» он особое внимание обращает на развитие человеческой личности. В своей работе «Лабиринт света и рай сердца» он изобразил человека путником, проходящим по лабиринту жизни; чтобы его успешно пройти, человек должен приобрести приносящее общественную пользу образование. И. Г. Песталоцци в труде «О народном образовании и индустрии» пишет, что нужен народ, умственные способности и нравственное сознание которого развиваются посредством образования [3, с. 313-314].

Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский считал, что духовную полноту и насыщенность жизни может дать только широкое, разностороннее образование, пытливое познание мира, активное стремление к знанию, радость знания [7, с. 65]. Такие известные ученые-педагоги, как С. Т. Шацкий, П. П. Блонский, Н. А. Рубакин выделяли первостепенную роль обучения в развитии личности и обращались к вопросам ее самообразования.

Понятие личности неразрывно сязано с существованием общества, в котором формируется система взглядов на мир, на место человека в нем и смысле его жизни и деятельности. Сегодня психология трактует личность как социально-психологическое образование, которое формируется благодаря жизни человека в обществе. По мнению А. Н. Леонтьева, личность в психологии обозначает системное (социальное) качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее меру представленности общественных отношений индивида [4]. Одной из сторон

личности является запас имеющихся у человека знаний, навыков, умений и привычек, что определяется подготовленностью к различным видам деятельности, уровнем ее развития, ее опытом. Эта сторона формируется путем обучения и научения (самостоятельный процесс формирования знаний, умений и навыков).

Процесс становления личности принято называть социализацией, которая поначалу происходит в семье, а в дальнейшем - в организациях и учреждениях, где приобретаются знания и осуществляется приобщение к ценностям мировой цивилизации, т.е. человек получает образование, что в словаре С. И. Ожегова [6, с. 349] растолковывается как обучение, просвещение, а также совокупность знаний, полученных специальным обучением.

Целью данной статьи является рассмотрение роли образования в процессе становления личности и ее самореализации в свете вызовов ХХ1 столетия.

Совершив экскурс в историю педагогической науки, отметим, что проблема формирования яркой личности рассматривалась как важнейшая задача образования еще в Х1Х веке. Известный русский педагог П. Ф. Каптерев [2, с. 82-83] по этому поводу писал следующее: «Разумным и истинным образование не станет до тех пор, пока не перестанут искать для него основ вне воспитываемой личности, вне самостоятельной и творческой работы ее сознания».

В последнее время мировое сообщество развивается не в сторону материальных ценностей, а в сторону расширения интеллектуальной деятельности и творчества на основе знаний. Информационный взрыв и развитие технологий создают условия, при которых преимущество принадлежит людям, имеющим высокопрофессиональные знания и информационную компетентность. Система образования должна всемерно реагировать на потребности общества. Глобализация постоянно выдвигает требования как к личности, так и к системе образования. Одно из главных требований к образованию - развитие информационных навыков, способности учиться и ориентироваться в мире знаний, гарантировать доступность информационных технологий всем членам общества.

В процессе обучения современная школа в состоянии дать только небольшую часть информации, которую должна обработать личность. Поэтому школа должна ориентироваться не на регламентированную порцию знаний, а на то, чтобы научить обучающегося отбирать и систематизировать знания, а значит уметь применять их на практике. Безусловно, главное требование образования - обеспечить развитие информационных умений, способности учиться и ориентироваться в мире знаний, развивать культурные компетенции. Важной приметой нашего времени являются изменение во всех сферах деятельности и жизни вообще. Поэтому человеку недостаточно полученных ранее профессиональных знаний и приходится учиться постоянно.

Современное общество может достичь положительных результатов лишь путем перехода к обучению на протяжении всей жизни. Следовательно, системе образования необходимо иметь такую структуру и формы обучения, которые обеспечивают непрерывность образовательного процесса.

На данный момент все больших масштабов приобретает получение дополнительного образования, предоставляется возможность дистанционного обучения, чему способствует широкое введение в высшей и общеобразовательной школе компьютерных технологий. Система образования должна четко реагировать на потребности общества, что определяется государственным стандартом образования, направленным на обеспечение воспитания и социализацию обучающихся, их самоидентификацию посредством личностно и общественно значимой деятельности, социального и гражданского становления. Современное мировое развитие требует соответствующей реакции от системы образования, что выражается в укреплении интегральности личности при сохранении и развитии ее особенностей и конкурентных возможностей, а также в ориентации на современную экономику, на новые достижения в науке и технике.

Одним из приоритетов в образовательном процессе является гражданское образование личности. Актуальность данного вопроса обусловлена тем, что формирование гражданского общества в период общественно-политических трансформаций является насущной потребностью.

Гражданское образование в последние годы занимает одно из центральных мест в современной педагогической практике. Внедренное в систему обучения и воспитания, оно предусматривает формирование знаний, моральных ценностей, идеалов и убеждений, что способствует формированию культуры гражданственности. Существуют различные концепции гражданского образования, рассматривающие как развитие патриотизма, так и способы формирования системы ценностей и мотивации личности для выполнения своего гражданского долга.

В ряде случаев гражданское образование имеет специфические свойства. Например, в Японии в стенах школы формируется уважение к труду и политическому устройству государства, а в Южной Корее культивируют уважение к традициям. В Африке и Латинской Америке среди самых актуальных проблем гражданского образования преобладают моральные ценности.

До 1917 года, в дореволюционный период, вопросы гражданского образования и воспитания молодежи рассматривались известными русскими педагогами К. Ушинским и П. Каптеревым [1, с. 63]. По их мнению «школа может правильно развиваться, жить правильной жизнью только при условии, если она служит делу воспитания человека. А поскольку в реальной жизни человек является гражданином своего народа и членом общества, то школа должна, воспитывая человека, воспитывать и гражданина». Выдающиеся

советские педагоги и государственные деятели А. Луначарский, Н. Крупская,

A. Макаренко рассматривали гражданское образование в первую очередь как классовое [5].

В ХХ ст. гражданскому образованию большое внимание уделял

B. А. Сухомлинский [8], рассматривая воспитание черт гражданственности в контексте гуманизма. Еще в начале ХХ века А. Макаренко [5, с. 36] рассматривал гражданственность как основу целостной личности. Первоочередным условием формирования гражданина выдающийся педагог считал воспитание такого человека, который нашему обществу нужен.

Гражданское образование является важным компонентом демократических преобразований и способствует развитию политической культуры, формированию гражданской компетентности, правовых знаний, политических умений, осознанию демократических принципов и приоритетов прав человека, что обеспечивает стабильное развитие общества.

В настоящее время система гражданского образования чрезвычайно актуальна, что обусловлено реалиями современной политической жизни. Идеи гражданского просвещения, заложенные в документах обучающих учреждений, способствуют как развитию личности, так и общества в целом. Образование в современном мире немыслимо без самосовершенствования личности с целью ее успешности и конкурентоспособности, что подтверждается процессами, происходящими как в обществе, так и в экономике.

Актуально звучат для нашего времени слова А. П. Чехова: «Нужны умные, образованные люди; по мере приближения человечества к лучшей жизни число этих людей будет увеличиваться, пока они не составят большинство» [9].

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что на формирование личности непосредственно влияет образование, его уровень и качество. Важнейшим приоритетом в развитии общества и гарантии его процветания будет усовершенствование системы образования и воспитания личности в процессе обучения, что гарантирует перспективы государства.

ЛИТЕРАТУРА

1. Каптерев П. Ф. История русской педагогики / П. Ф. Каптерев // Педагогика. - 1996. -№3. - С. 55-65.

2. Каптерев П. Ф. Новая русская педагогия, ее главнейшие идеи, направления и деятели / Каптерев. - СПб, 1914. - С. 82-83.

3. Коменский Я. А. Педагогическое наследие (сост. В. М. Кларин, А. Н. Джуринский) / Я. А. Коменский, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци. -М. : Педагогика, 1987. - 416 с.

4. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения / А. Н. Леонтьев. - М. : Педагогика, 1983. - Т 1. - 385 с.

5. Макаренко А. С. Воспитание гражданина / А. С. Макаренко. - М. : Просвещение, 1988. - 304 с.

6. Ожегов С. И. Словарь русского языка / под ред. чл.-корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой /

C.И. Ожегов. - 20-е изд., стереотип. - М. : Рус. яз., 1988. - 750 с.

7. Сухомлинский В. А. О воспитании [сост. и авт. вступит. очерков С. Соловейчик] В.А. Сухомлинский. - М. : Политиздательство, 1975. - 272 с.

8. Сухомлинский В. А. Рождение гражданина / В. А. Сухомлинский. - М. : Молодая гвардия, 1971. - 305 с.

9. Цитаты, высказывания и афоризмы Чехова [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.anton-chehov.info/vyiskazyivaniya-aforizmyi-chexova.html - Заголовок с экрана.

Кидина Лилия Михайловна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры управления образованием и педагогики, ВУЗ «Республиканский институт повышения квалификации инженерно-педагогических работников»

(г. Донецк, ДНР)

УДК 378.1

ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГОВ К ПЕРЕХОДУ НА НОВЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ

READINESS OF EDUCATORS TO ADOPTION OF THE NEW STATE

EDUCATIONAL STANDARDS

Данная статья посвящена проблеме готовности педагогических работников Донецкой Народной Республики к переходу на новые Государственные образовательные стандарты и пути оказания помощи им. Представлен краткий обзор результатов исследования готовности педагогов среднего профессионального образования к переходу на новые Государственные образовательные стандарты.

Ключевые слова: профессионализм, компетентность, Государственные образовательные стандарты, готовность, педагог.

This article is devoted to the problem of the Donetsk People's Republic educators' readiness to adoption of the new state educational standards and ways of facilitation to them. A short review of the research results of secondary professional vocational educational educators' readiness to adoption of the new state educational standards is presented.

Keywords: professionalism, competence, state educational standards, readiness, educator.

Актуальность проблемы. Сегодня наше общество претерпевает стремительные перемены: в политическом, экономическом, социальном аспектах. В условиях кризисов и катаклизмов, которые мы не раз переживали, именно педагог всегда становился главным оплотом и хранителем лучших духовных ценностей. И сегодня от профессионализма педагогов и руководителей образовательных учреждений зависит судьба подрастающего поколения и государства в целом. Цитируя Джона Кеннеди, который говорил, что прогресс страны не может быть быстрее прогресса ее образования, надо отметить, что в эпоху становления и развития молодого

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.