Научная статья на тему 'МИССИОНЕРСКОЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ДУХОВНО ВРЕДНЫМ КУЛЬТУРНЫМ ЗАИМСТВОВАНИЯМ В СЕКУЛЯРНОМ ОБЩЕСТВЕ: ПРОБЛЕМЫ И СТРАТЕГИЯ (НА ПРИМЕРЕ ПРАЗДНИКА ХЭЛЛОУИН)'

МИССИОНЕРСКОЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ДУХОВНО ВРЕДНЫМ КУЛЬТУРНЫМ ЗАИМСТВОВАНИЯМ В СЕКУЛЯРНОМ ОБЩЕСТВЕ: ПРОБЛЕМЫ И СТРАТЕГИЯ (НА ПРИМЕРЕ ПРАЗДНИКА ХЭЛЛОУИН) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Хэллоуин / религиозное мировоззрение / секуляризм / школьное образование / миссия / инокультурные заимствования / традиции / наука / Halloween / religious worldview / secularism / school education / mission / foreign cultural borrowings / traditions / science

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Васильев Денис Викторович

В данной статье рассматривается ряд актуальные миссионерских вызовы в сфере защиты общества от неоправданного и духовно вредного заимствования инокультурных элементов в условиях информационной среды, невосприимчивой к доводам религиозного благочестия. Приведены встреченные на практике трудности, предложены пути их преодоления. К основным выводам можно отнести следующие: все самое лучшее, что встречается в человеческом обществе, не может не быть совместимым с традицией богопочитания; между христианским мировоззрением и добросовестной научной и образовательной деятельностью присутствует множество связей, в том числе историко-генетических; творческое использование этих связей составляет содержание стратегически успешной миссионерской и апологетической работы на современном этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MISSIONARY COUNTERING OF SPIRITUALLY UNSAFE CULTURAL BORROWINGS IN THE SECULAR SOCIETY: PROBLEMS AND STRATEGY (ON THE EXAMPLE OF HALLOWEEN FESTIVAL)

The article deals with a set of actual missionary challenges in the field of society’s countering of some unnecessary and spiritually unsafe cultural borrowings in an information environment, that is unperceptive to arguments, derived from the religious piety. A number of actual difficulties is described along with the ways of overcoming them. The main findings include the following: every best trait of the society is inevitably compatible with the religious tradition; the Cristian worldview along with scrupulous science and education feature a vast number of interconnections, including those of historical and genetic nature; the creative usage of such interconnections underlies every modern strategically successive missionary and apologetic activity.

Текст научной работы на тему «МИССИОНЕРСКОЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ДУХОВНО ВРЕДНЫМ КУЛЬТУРНЫМ ЗАИМСТВОВАНИЯМ В СЕКУЛЯРНОМ ОБЩЕСТВЕ: ПРОБЛЕМЫ И СТРАТЕГИЯ (НА ПРИМЕРЕ ПРАЗДНИКА ХЭЛЛОУИН)»

УДК - 2.762

Васильев Денис Викторович, иерей

Старший преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин Новосибирской православной духовной семинарии

МИССИОНЕРСКОЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ДУХОВНО ВРЕДНЫМ КУЛЬТУРНЫМ ЗАИМСТВОВАНИЯМ В СЕКУЛЯРНОМ ОБЩЕСТВЕ: ПРОБЛЕМЫ И СТРАТЕГИЯ (НА ПРИМЕРЕ П РАЗДН И КА ХЭЛЛОУИ Н)

Аннотация. В данной статье рассматривается ряд актуальные миссионерских вызовы в сфере защиты общества от неоправданного и духовно вредного заимствования инокультурных элементов в условиях информационной среды, невосприимчивой к доводам религиозного благочестия. Приведены встреченные на практике трудности, предложены пути их преодоления. К основным выводам можно отнести следующие: все самое лучшее, что встречается в человеческом обществе, не может не быть совместимым с традицией богопочитания; между христианским мировоззрением и добросовестной научной и образовательной деятельностью присутствует множество связей, в том числе историко-генетических; творческое использование этих связей составляет содержание стратегически успешной миссионерской и апологетической работы на современном этапе.

Ключевые слова: Хэллоуин, религиозное мировоззрение, секуляризм, школьное образование, миссия, инокультурные заимствования, традиции, наука.

Vasilyev Denis V., priest

MISSIONARY COUNTERING OF SPIRITUALLY UNSAFE CULTURAL BORROWINGS IN THE SECULAR SOCIETY: PROBLEMS AND STRATEGY (ON THE EXAMPLE OF HALLOWEEN FESTIVAL)

senior lecturer of the Humanitarian sciences' department of the Novosibirsk Orthodox Theological Seminary

Abstract: the article deals with a set of actual missionary challenges in the field of society's countering of some unnecessary and spiritually unsafe cultural borrowings in an information environment, that is unperceptive to arguments, derived from the religious piety. A number of actual difficulties is described along with the ways of overcoming them. The main findings include the following: every best trait of the society is inevitably compatible with the religious tradition; the Cristian worldview along with scrupulous science and education feature a vast number of interconnections, including those of historical and genetic nature; the creative usage of such interconnections underlies every modern strategically successive missionary and apologetic activity.

Keywords: Halloween, religious worldview, secularism, school education, mission, foreign cultural borrowings, traditions, science.

Современная российская правовая система декларирует секулярный характер общества [8, ст. 14]. Соответственно, воззрения верующих на те или иные аспекты общественной жизни не являются руководством к действию государственной власти и должны выдерживать конкуренцию со стороны вне- или антирелигиозного мировоззрения. Это, в частности, означает, что апелляция к вероучению во многих случаях социального взаимодействия является проигрышной стратегией. В России ситуация усугубляется исторически

сложившимися особенностями самого общества, находящегося под влиянием пусть конкурирующих между собой, но одинаково враждебных по отношению к религии мировоззренческих систем [13]. В среде, находящейся под влиянием таких систем, любая аргументация, основанная на религиозной традиции, может отметаться без рассмотрения как «противоречащая разуму», «несовместимая со здравым смыслом», «антинаучная» [6]. В связи с этим при противодействии духовно вредным явлениям в светской среде миссия, по мнению автора, должна опираться на доводы к рассудку, логике и понятию общественного блага. Вместе с тем, данная установка безусловно не предполагает «соглашательства», «вероотступничества», «предательства традиции», «модернизма»: мы исходим из того, что все самое лучшее, что встречается в человеческом обществе, — жизнеутверждающее, прогрессивное, подлинно разумное, — не может не быть совместимым с традицией богопочитания [14, а 22]. Понятно, что данный подход предполагает наличие у лица, выступающего в качестве миссионера, обширного кругозора и жизненного опыта.

В настоящей работе излагается опыт автора по выстраиванию миссионерской стратегии в отношении празднования Хэллоуина, навязываемого учащимся одной из средних школ.

Прежде всего, необходимо указать ряд шагов, которые нами расцениваются как ошибки в выстраивании диалога с апологетами духовно вредных традиций.

Во-первых, категорически недопустима опора в ходе полемики на непроверяемую информацию и информацию из недостоверных источников. Так, в православной среде встречается утверждение о том, что празднование Хэллоуина горячо одобряется последователями сатанизма со ссылкой на автора «черной Библии» Шандора Ла Вея (см., напр., [5]). К сожалению, конкретная ссылка на высказывание одного из основоположников современного сатанизма не приводится, что автоматически обесценивает данный аргумент в глазах «научно мыслящих» оппонентов. Есть, между прочим, у этого аргумента и еще один недостаток, очевидный на этот раз именно верующим: неуместность некритическое отношения к свидетельству религиозной группы, вполне официально считающей своим покровителем отца лжи (Ин. 8,44). Не стоит сбрасывать со счётов и склонность маргинальных групп легитимизировать себя в общественном пространстве через ассоциацию с социально значимыми явлениями, личностями и т. п. [9].

Во-вторых, тесно связана с проблемой достоверности источников и попытка выдать за научный консенсус представление о вредности Хэллоуина, в частности, широко представленное в православной интернет-среде негативное заключение доктора психологических наук проф. В. В. Абраменковой (см., напр., [3]). Необходимо понимать, что в данном случае мы имеем дело не с выражением истины в последней инстанции, а с более или менее обоснованным экспертным мнением. Такая ситуация обуславливается самой природой психологии как гуманитарной науки: ее выводы в принципе нестроги, обусловлены разностью подходов (см., напр., [18]). Соответственно, существуют альтернативные мнения не менее авторитетных специалистов, утверждающих, в частности, что временное ассоциирование себя с отрицательным героем естественно и важно для самопознания и самоконтроля (см., напр., [16]); что подход, при котором перевоплощение ребенка в персонажа игры устойчиво, — непозволительное упрощение; что карнавальная культура (а Хэллоуин в нынешнем виде — это, несомненно, карнавал [17]) — форма хранения и передачи социокультурных народных ценностей. Иными словами, авторитет православных авторов оказывается противопоставлен выводам таких общепризнанных авторитетов, как Д.С. Лихачев, М.М. Бахтин, С.С. Аверинцев (напр., [4], [11]), что не добавляет миссионеру убедительности.

В-третьих, необходимо учитывать, что на стороне апологетов духовно вредных явлений может быть, как ни странно, сам образовательный процесс. Рассматриваемый Хэллоуин, к примеру, входит в множество образовательных программ по английскому языку как второй по популярности праздник в англосаксонском мире, а интерактивные занятия с учащимися, к которым относится костюмированное действо на праздник, суть неотъемлемая

часть современных образовательных технологий. Соответственно, покушение на чужеродное торжество может подаваться и как вмешательство в дело народного образования.

Неприятной, но, к сожалению, бесспорной приметой современной образовательной действительности является то, что способов директивно воспрепятствовать празднованию Хэллоуина (так же, как, например, Дня святого Валентина, прямо называемого в православной среде «Днем блуда и непотребства», и некоторых прочих) не существует: либеральная общественная парадигма прямо враждебна любым запретам вне зависимости от степени их обоснования (а общезначимое, бесспорное обоснование, как мы видели, в данном и похожем случаях невозможно). Единственным способом предотвратить насаждение привлекательных, но духовно вредных нововведений является системное пропагандистское воздействие на всех участников культурного процесса. И здесь миссионеру, несомненно, есть что предъявить.

Начнем с того, что дихотомия «можно-нельзя» недостаточна для выстраивания перспективы в жизни и деятельности: для продуктивного, осмысленного житья в мире и в отдельной квартире необходимы более прочные основания. Например, на понятие блага, как его понимает философская традиция (в частности, аристотелевская) — состояние общества, при котором граждане счастливы [15]. А тот же Аристотель утверждал, что счастье зависит от способности различать добро и зло [Там же]. И при том, что в современной России критерии их различения не зафиксированы, всё же нельзя не отметить, что по ряду аспектов, мощно влияющих на жизнь социума, в обществе наблюдается консенсус де-факто. Скажем, понятие о прекрасном (эстетика). При принципиальном отсутствии раз и навсегда зафиксированных правил (иначе культурный, творческий процесс никуда бы ни шел) подавляющее большинство респондентов ответит, что пушистый кот с клубочком, спящий младенец в чепчике, конь с развевающейся гривой, закат над озером, со вкусом накрытый стол — это «красиво». Насекомые, членистоногие, земноводные, суровые горные или глухие таежные пейзажи воспринимаются в целом гораздо хуже. А расчлененный труп, гниющее мясо, частично лишенное покровов, лужи крови, внутренности, экскременты — это «обсценно», «отвратительно» и «ужасно». Психологи подсказывают, что страх, отвращение (брезгливость) — это защитные механизмы человека [7]. То есть понятия прекрасного-уродливого (так же, как достойного-позорного, справедливого-несправедливого, равенства-иерархии и т. д.) стоят на страже общественного здоровья. «Неизмеримые мерила» общественной жизни, называемые ценностями, пронизывают все сферы жизни: общественный уклад, особенности политического строя, всевозможные традиции. И вот с этой точки зрения, на наш взгляд, Хэллоуин предстает весьма уязвимым.

Прежде всего, при том, что allhallows' eve — день всех святых и поминовения усопших, акцентированная и в масс-медиа, и в учебниках традиция своего рода вакханалии с масками, переодеваниями, гримом, мелким и крупным вандализмом, антицерковными выходками и прочими нечестивыми радениями — сравнительно недавняя, восходит к началу XX века и к конкретному месту — к США. Массовая миграция из Европы в Америку с «завозом» традиций, помноженная на местную коммерческую жилку превратило западный День всех святых в прибыльное предприятие, которое к тому же пропагандируется как праздник вседозволенности и раскрепощенности. Само празднование, выдержанное в эстетике сатанинского шабаша, может представлять зрелище, не предназначенное для малолетних [19].

Далее, не является миссионерски непоколебимой и позиция о вхождении духовно вредных явлений в школьную программу. Если руководствоваться упомянутым пониманием блага, то использование западных (или подготовленных с участием Запада, грантовых) источников для обучения в российской школе должно предваряться учительской цензурой. И если исключение той или иной темы из учебника вне компетенции учителя, то как и в каком объеме ее подать, решает в конечном счёте именно он. Соответственно, знакомство с «ключевой» традицией англосаксонской культуры, на наш взгляд, вполне может ограничиться текстом про Хэллоуин, тестом на понимание темы, списком лексики, упражнением на заполнение пропусков в предложениях.

Вообще, вопрос о приобщении к тем или иным традициям изучаемого народа ставит, на наш взгляд, вопрос о неравнозначности таковых. Скажем, как указывалось выше, современная традиция празднования Хэллоуина — не английская, а американская и к тому же откровенно коммерческая, что подтверждается массовыми рекламными кампаниями любых продавцов товаров и услуг под праздник. В качестве же, безусловно, аутентичной, но совершенно неприемлемой для школьного образования можно привести флотские традиции Британии (напомним, флот для Британии — важнейшая опора внешней политики на протяжении веков: достаточно вспомнить такие имена, как Дрейк, Нельсон, Кук, Ченслор, Худ...), всем взрослым, вероятно, известные в интерпретации, приписываемой У. Черчиллю [2]. С другой стороны, нелишним будет напомнить о существовании по-настоящему позитивных традиций, скажем, о церковно-государственном празднике Великобритании, Сретении Господнем (Candlemas). Данное торжество, помимо ярких материальных признаков (угощение конфетами, блинчиками, выбором королей и королев праздника) обладает очень светлым культурным наполнением — символом этого дня была свеча, образ надежды, победы над тьмой.

Наконец, одним из важнейших аспектов взаимодействия миссионера с преподавательской корпорацией является постоянное и упорное подчеркивание глубокого единства целей церковного и светского просвещения. Именно общепризнанные, глубоко укорененные в культуре России ценности, привнесенные крещением Руси (мир как разумно устроенная система; ответственное, «хозяйское» отношение к природе, справедливость как высший закон; неприкосновенность человеческой жизни; трепетное отношение к женщине и ребенку; недопустимость правового произвола; уважение к власти; милосердие к падшим и нищим) сделали возможными появление образцовой, значимой в мировом масштабе русской культуры [12]. Вселенная в христианском понимании есть космос, «прозрачный» для разума, упорядоченный и покорный человеческому гению; человек — царь природы, изначально предназначенный к славной и светлой судьбе [10]. В результате даже в XX веке, вошедшем в историю крупнейшими антирелигиозными экспериментами, с 1901 по 2000 г., большинство лауреатов Нобелевской премии являлись христианами (65,4 % всех Нобелевских премий). При этом большая часть из них не гуманитарии, как того можно было ожидать: 72,5 % химиков, 65,3 % физиков, 62 % медиков [1].

Таким образом, важная миссионерская работа по противодействию духовно вредным культурным явлениям, являясь весьма сложной и требовательной к уровню миссионера, вместе с тем, на наш взгляд, отнюдь не является безнадежной: между христианским мировоззрением и добросовестной научной и образовательной деятельностью присутствует множество связей, в том числе историко-генетических. Поиск и умелое использование этих связей составляет содержание стратегически успешной миссионерской и апологетической работы на современном этапе. Добросовестность в оценке мировоззренческих и научных концепций и подборе иллюстративного материала; уважительное отношение к сфере компетенций оппонентов; трезвое понимание пределов собственных полномочий; адекватное представление о мировоззренческой ситуации в стране в целом и на местах; познания в области философии, истории и культурологии — вот инструменты, необходимые для конструктивного диалога с представителями науки и светского образования.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Baruch A. Shalev. 100 Years of Nobel Prizes. Atlantic Publishers & Distributors, 2003.

2. The origins of "Rum, sodomy and the lash" — Churchill's alleged quip about British naval tradition... [Электронный ресурс] // This day in quotes [сайт]. 2012.

URL: http://www.thisdayinquotes.com/2010/08/rum-sodomy-and-lash-winston-

churchills.html (Время обращения: 12.04.2022).

3. Абраменкова В.В. О психологических и духовно-нравственных последствиях проведения школьных мероприятий под названием «Хеллоуин» [Электронный ресурс] //

Азбука воспитания: Статьи о православном воспитании детей [сайт]. [2017]. URL: https://azbyka.ru/deti/o-psihologicheskih-i-duhovno-nravstenny-h-posledstviyah-provedeniya-shkol-ny-h-meropriyatij-pod-nazvaniem-hellouin (Время обращения: 12.04.2022).

4. Аверинцев С.С. Бахтин и русское отношение к смеху // От мифа к литературе: Сборник в честь 75-летия Е. М. Мелетинского. — М., 1993. — С. 341-345.

5. Антон ЛаВей: Я в шоке от того, что христиане празднуют Хэллоуин [Электронный ресурс] // Econet [сайт]. — URL: https://econet.ru/articles/175055-anton-lavey-ya-v-shoke-ot-togo-chto-hristiane-prazdnuyut-hellouin (Время обращения: 12.04.2022).

6. Балашов Л. Религия — антинаука [Электронный ресурс] // Проза. Ру [сайт]. [2013]. -URL: https://proza.ru/2013/11/11/1299 (Время обращения: 12.04.2022).

7. Естественные системы защиты организма [Электронный ресурс] // Безопасность детей [сайт]. — URL: https://bezopasnost-detej.ru/spravochnik-zashchita-detej/21-e/ 32-estestvennye-sistemy-zashchity-organizma (Время обращения: 12.04.2022).

8. Конституция Российской Федерации : [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01 июля 2020 г.]. — Текст : электронный // Официальный интернет-портал правовой информации. — URL: http://www.pravo.gov.ru (Время обращения: 12.04.2022).

9. Конышева К.В., Струк Н.М. Теоретические подходы к анализу новых маргинальных групп // Вестник ИрГТУ. — 2014. — №2 (85). С. 215-219.

10.Кураев А., диак. Церковь и рождение научной традиции [Электронный ресурс] // wpogosov.narod.ru [сайт]. —

URL: http://wpogosov.narod.ru/kuraev.html (Время обращения: 12.04.2022).

11.Лихачев Д.С., Панченко А.М. "Смеховой мир Древней Руси", М., Наука, 1976.

12.О влиянии христианства на жизнь русского народа: Речь, произнес. на торжеств. акте в зале Тул. дворян. собр. 15-го июля 1888 года / [Соч.] Преп. Тул. духов. семинарии Николая Троицкого. — Тула : тип. Н.И. Соколова, 1888. — 40 с.

13.Патриарх Кирилл заявил о возрождении стереотипов советского атеизма [Электронный ресурс] // Интерфакс [сайт]. 2021. —

URL: https://www.interfax.ru/russia/750618 (Время обращения: 12.04.2022).

14.Пауль Тиллих. Систематическая теология. Т. I-II. М.; СПб.: Университетская книга, 2000. 463 с.

15.Пащыев Ш.Б. Аристотель о высшем благе как цели самосовершенствования человека // Вестник науки и творчества. — 2016. — №5 (5). — С. 374-377.

16.Сивкова Е. «Злой» и «страшный» Хэллоуин: чем он полезен для психики [Электронный ресурс] // Psychologies.ru - официальный сайт журнала Psychologies (Психолоджис) [сайт].

URL: https://www.psychologies.ru/articles/zloy-i-strashnyiy-hellouin-chem-on-polezen-dlya-psihiki/ (Время обращения: 12.04.2022).

17.Тихонова, А. А. Святки и Хэллоуин: архетипическое единство и различие праздничных народных традиций// Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. — 2016.— №3 (71). — С. 99-107.

18.Ушкова Е.Н. Трансформация эталона научности в психологии // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. — 2011 — №2 (12). С. 256-266.

19.Шевчук О.А. Хэллоуин [Электронный ресурс] // Суеверие.нет [сайт]. URL: https://sueverie.net/hjellouin.html (Время обращения: 12.04.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.