Научная статья на тему 'ОПЫТ СОСТАВЛЕНИЯ МИССИОНЕРСКОГО КАЛЕНДАРЯ'

ОПЫТ СОСТАВЛЕНИЯ МИССИОНЕРСКОГО КАЛЕНДАРЯ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
44
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
миссия / краеведение / традиция Церкви / церковный календарь / новомученики / святые покровители / профессиональный праздник / mission / local history / tradition of the Church / church calendar / new martyrs / patron saints / professional holiday

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Андрей Николаевич Лебедев

Настоящая статья посвящена описанию опыта составления миссионерского календаря. В своей структуре он разделяется на Богослужебную, общественную и просветительскую направленность сведений. Практическое значение календаря в том, чтобы больше было миссионерских поводов в общественном пространстве делиться знаниями о православной традиции, обсуждать различные вопросы на темы событий календаря, пробовать проводить праздники в своих приходах, воскресных школах, семьях, в кругу друзей, на предприятиях и в любой профессиональной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE IN COMPILING A MISSIONARY CALENDAR

This article is devoted to the description of the experience of compiling a missionary calendar. In its structure, it is divided into Liturgical, public and educational orientation of information. The practical significance of the calendar is that there are more missionary reasons in the public space to share knowledge about the Orthodox tradition, discuss various issues on the topics of calendar events, try to spend holidays in their parishes, Sunday schools, families, friends, businesses and any professional environment

Текст научной работы на тему «ОПЫТ СОСТАВЛЕНИЯ МИССИОНЕРСКОГО КАЛЕНДАРЯ»

Ипатьевский вестник. 2022. №1 (17). С. 116-127 Ipatievsky vestnik. 2022. №. 1 (17). Р. 116-127.

церковь и время

Научная статья

УДК 266(471.342)

DOI: 10.24412/2309-5164-2022-1-

Опыт составления миссионерского календаря

Андрей Николаевич Лебедев, Костромская духовная семинария, г. Киров, Россия urzumsobor@mail.ru

Аннотация. Настоящая статья посвящена описанию опыта составления миссионерского календаря. В своей структуре он разделяется на Богослужебную, общественную и просветительскую направленность сведений. Практическое значение календаря в том, чтобы больше было миссионерских поводов в общественном пространстве делиться знаниями о православной традиции, обсуждать различные вопросы на темы событий календаря, пробовать проводить праздники в своих приходах, воскресных школах, семьях, в кругу друзей, на предприятиях и в любой профессиональной среде.

Ключевые слова: миссия, краеведение, традиция Церкви, церковный календарь, новомученики, святые покровители, профессиональный праздник.

Для цитирования: Лебедев А. Н., прот. Опыт составления миссионерского календаря // Ипатьевский вестник. 2022. № 1. С. 116-127. Ь«рБ:// doi.org/10.24412/2309-5164-2022-1-116-127

© Лебедев А.Н., 2022. 116

Протоиерей Андрей Николаевич Лебедев, Костромская духовная семинария, г. Киров, Россия /

Archpriest Andrey Nikolaevich Lebedev, Kirov, graduate of Kostroma Theological Seminary

CHURCH AND TIME

Scientific article

Experience in compiling

a missionary calendar

Andrey N. Lebedev, Kostroma Theological Seminary, Kirov, Russia urzumsobor@mail.ru

Abstract. This article is devoted to the description of the experience of compiling a missionary calendar. In its structure, it is divided into Liturgical, public and educational orientation of information. The practical significance of the calendar is that there are more missionary reasons in the public space to share knowledge about the Orthodox tradition, discuss various issues on the topics of calendar events, try to spend holidays in their parishes, Sunday schools, families, friends, businesses and any professional environment.

Keywords: mission, local history, tradition of the Church, church calendar, new martyrs, patron saints, professional holiday,

For citation: Lebedev A. N., archpriest. Experience in compiling a missionary calendar // Ipatievsky vestnik. 2022. № . 1. Р. 116-127 (In Russian). https:// doi.org/10.24412/2309-5164-2022-1-116-127

ТА ЦЕРКОВЬ, внутри которой мы живем, возникнув изначально на почве восточной культуры (культуры Пятикнижия), получив Новый завет непосредственно от Самого Христа, тем не менее на протяжении двух тысяч лет испытывала сильнейшее влияние со стороны культур, не менее древних, чем иудейская, но не имеющих отношения ни к Библии, ни к христианству. Русская Православная Церковь, являясь частью Церкви Христовой, не избежала подобного влияния. Часть подобных символов, образов, представлений и традиций она получила от Византийской Церкви, выросшей из языческой римско-эллинской почвы. Часть проникла в нее непосредственно от народов Руси, принявших христианство, но не забывших ту языческую культуру, которая была для них родной. Жизнь православной общины стала определяться святцами, закрепившимися за днями годового круга церковными праздниками и датами чествования святых. Позднее появляются новые светские дни памяти государственных и общественных событий. При опыте составления подобного миссионерского календаря можно опираться на издания: «Пастырско-миссионерский календарь: настольный справочник для духовенства, миссионеров и церковных людей»1 и «Вятская епархия. Историко-географическое и статистическое описание»2.

1 Пастырско-миссионерский календарь: настольный справочник для духовенства, миссионеров и церковных людей. — С.- Петербург: В. М. Скворцов, 1908. — [2], VIII, 504 с.; 19 см. — [Электронный ресурс]. — URL: http://www.prlib.ru/Lib/Pages/item.aspx?itemid=4424 (дата обращения 04.04.2019).

2 Вятская епархия. Историко-географическое и статистическое описание (с картою вятской губернии), Кибардин Н. В., Шабалин В. И. — Вятка: 1912 г. 669 стр. [Электронный ресурс]. — URL: ftp://ftp.herzenlib.ru:3333/000480941.pdf (дата обращения 04.04.2019).

Актуальность темы обусловлена тем, что церковный календарь при всей своей стройности, законченности, при том, что, казалось бы, учтены все стороны соприкосновения Бога и человека, никогда не был застывшей и неизменной формой. Только реагируя на социальные, политические изменения в стране и шире — эпохи, календарь остается активной функциональной системой. Даже при попытке издания Русской Православной Церкви «Православной Энциклопедии», статей о вятской истории и традициях в ней остается масса «белых пятен», требующих дополнения и уточнения на местном материале.

Эта тема важна не только в рамках церковной истории. Интерес к ней постоянно проявляют светские историки, краеведы, экскурсоводы, поэтому нам важно показать церковное осмысление событий и традиций местной истории православия, а также просветительского осмысления событий светского общественного календаря. Источником исследования является издание Миссионерского календаря земли Вятской на 2019 год1.

Идея миссионерского календаря состоит в том, чтобы он стал ежедневным спутником жизни в дополнение к православному, краеведческому или патриотическому календарю.

Календарь: миссионерский аспект.

Любой христианский праздник характеризует, по сути, образ жизни и мышления Церкви, т.е. ее жизненно важное качество, ибо он, образно говоря, есть переживание и ощущение Божественных сил, действующих в человеческом естестве после Воплощения и Воскресения Иисуса Христа. Далее, он запечатлевает живую связь Св. Церкви с Царствием Божиим, а также участие всего человечества и всего мира в Божественной жизни. Каждый праздник указывает также на истинную роль человека и мира или на их конечное предназначение. Собственно, праздник есть церковное событие, в котором познается действие Божественной жизни в мире и спасение как факт настоящего и одновременно будущего времени. Кроме того, праздник выявляет новое качество христианской жизни, а именно: духовное ликование, веселие и радость о дарованном нам через Иисуса Христа спасении. Любой праздник предполагает исповедание того, что «исполнь вся земля славы Его» (Ис. 6:3), так что человек таинственно познает красоту Премудрости Божией, мир славных дел Божиих и сам становится зрителем и свидетелем Божественной жизни и величия: «Приидите и видите дела Божия» (Пс. 45:9). Ведь Бог творит Свои дела для того, чтобы человек действительно и истинно в них участвовал; в этом, собственно, высшее назначение всякого церковного праздника.

Праздник имеет не только откровенный, богоявленный характер, но и в важнейшей степени — воспитательный. Таким образом, христианин живет праздником. Это проявляется прежде всего в живом славословии и благодарении, т.е. в непрерывной хвале: «Пою Богу моему, дондеже есмь... Аз же воз-веселюся о Господе» (Пс. 103:33-34). Поэтому его земная жизнь должна стать истинным образом небесной радости, живой иконой торжества в Царствии Божием! Это приглашение есть не просто надежда на будущее, но историче-

1 Миссионерский календарь земли Вятской. — Киров, издательство «Веси», 2019, — 435 с. 118

ская реальность нашей жизни, которая способна и должна через церковный праздник ежедневно преображать нас: так будем же праздновать, ибо Господь «прежде возлюбил нас» (1Ин. 4:1p)1.

В настоящее время многие из нас даже не задумываются о значении присутствия в своей жизни праздников, поэтому необходимо было исследовать, каково значение торжеств в судьбах как народа в целом, так и для отдельного человека в прошлом и настоящем времени. Сейчас наиболее остро стала рассматриваемая проблема, так как происходит, с одной стороны, постепенный отход от старых советских праздников, с другой, — стремительный,? например, ведение Дня народного единства—4 ноября или «большие зимние каникулы» после Нового года. На взгляд автора, является важным показать влияние праздников на сознание людей, на их жизнь, какое влияние оказывала общественная жизнь на торжества, выявление места религиозных праздников в жизни людей, а так как мы живет в век глобализации, — какое влияние оказывают зарубежные праздники.

Эпоха Петра I стала временем рождения в России гражданских праздников. Среди них можно назвать празднество встречи Нового года (в ночь на 1 января), празднество в честь победы русского оружия, морского и сухопутного. Их роль заключается в воспитании у людей чувства патриотизма, любви к императору, в укреплении боевого духа армии, в приобщении к европейской культуре. С выходом в Европу» в русскую культуру стали проникать западные традиции.

Праздники играли большую социальную роль в жизни русского народа. Прежде всего, они способствовали консолидации людей, живших в одном селе, деревне, городском квартале. Праздник, на который сходилась вся ближняя и дальняя родня, способствовал укреплению родственных связей, развитию родственной взаимопомощи. Праздник нес определенное образовательное значение. Общение позволяло узнавать новости, обмениваться впечатлениями, получать знания о далеких странах и народах. Праздник давал передышку в тяжелом труде крестьянина или ремесленника. Он отвлекал людей от будничных забот, семейных неприятностей, жизненных трудностей2.

В основе всякого миссионерского делания заложен принцип, отраженный в евангельском тексте: «Шедше убо научите вся народы...». Этот евангельский текст, которым завершается повествование о земной жизни Христа Спасителя, является основополагающим, оправдывающим, объясняющим Христианскую миссию и побуждающим к Христианской миссии. Когда мы читаем этот текст, мы обращаем внимание на следующие его части: «Шедше убо научите.». В основе миссии — научение. «Вся народы», — т. е. ко всем нужно обращать это научение. И такое научение нужно сопровождать крещением — крещением во имя Святой Троицы. Но мы почти никогда не обращаем внимание на первое слово — «Шедше». «Идите и научите». Именно это слово определяет специфику того, что мы называем христианской миссией, в отличие от всякого катехизи-

1 Панагопулос Иоанн. Смысл, содержание и богословие церковных праздников — [Электронный ресурс]. — URL: https://lib.pravmir.ru/library/readbook/429 (дата обращения 04.04.2019).

2 Алекса Д. В. Значение праздников в жизни людей // Научное сообщество студентов: междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. II междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3. — [Электронный ресурс]. — URL: sibac.info/sites/default/files/conf/file/stud_3_2.pdf (дата обращения 04.04.2019).

ческого научения. Чем отличается просто проповедь от миссионерской проповеди? Именно тем, что миссионерская проповедь всегда связана с динамикой, с движением. Если вы обращаете свое слово к людям, двигаясь к ним, идя им навстречу, то вот такое обращение и такое научение является миссионерским. Если вы просто обращаетесь к людям, ожидая, что они к вам придут и составят вашу аудиторию, — будь то в зале или в храме.., мало ли где, — вы занимаетесь не столько миссией, сколько научением. Итак, движение навстречу человеку, слушающему слово, и означает миссионерскую миссию1.

Миссионерское значение календаря в том, чтобы больше было миссионерских поводов для общения и дел — не только в Богослужении священникам, мирянам, но и в общественном пространстве всем жителям и гостям нашей области. Это исследование истории храмов и праздников, исчезнувших и сохранившихся, делиться знаниями о православной традиции, обсуждать различные вопросы на темы событий календаря, пробовать проводить наши праздники в своих приходах, воскресных школах, семьях, кругу друзей, на предприятиях и любой профессиональной среде.

Содержание Миссионерского календаря.

В ходе изучения разрозненных материалов по истории Православия на вятской земле о храмах, святых и подвижниках назрела необходимость систематизации сведений. Оптимальной формой работы на первоначальном этапе стал календарь-ежегодник событий и памятных дат.

Начало было положено в 2003 году выпуском настенного календаря Памятные даты Уржумского благочиния Вятской епархии, издаваемый как приложение к газете Уржумского района Кировской области «Кировская искра». По мере сбора информации он стал не вмещать всей информации и с 2009 года выходил в формате отдельного книжного издания, а его копии размещались в электронном варианте на сайте Уржумского собора. С 2011 года стал выходить отдельно Календарь новомучеников земли Вятской, и пробная версия Календаря памятных дат Уржумской и Вятской земли. С 2013 уже все объединённые календари о Вятской земле выходят под общим изданием и до сих пор ежегодно издаются как проект Вятский Летописец.

Рассмотрим части Миссионерского календаря2, исходя из Богослужебной, общественной и просветительской направленности сведений. Содержательно календарь состоит из 3-х основных направлений: 1) богослужебное, 2) церковно-общественное, 3) церковно-просветительское. Остановимся более подробно на каждом из этих направлений.

1. Богослужебное направление. В рамках этого раздела указываются, какие формы бытования совершает или совершала Православная Церковь на канонической территории.

1 См.: Митрополит Смоленский и Калиниградский Кирилл. Выступление на Втором всецер-ковном съезде епархиальных миссионеров [Электронный ресурс]. — URL: Ип:р://портал-миссия.рф/blog/2009/07/12/mitropolit-smolenskij-i-kalinigradskij-kirill-vystuplenie-na-vtorom-vsecerkovnom-sezde-eparxialnyx-missionerov-noyabr-1999-g/ (дата обращения 04.04.2019).

2 Миссионерский календарь земли Вятской. — Киров, издательство «Веси», 2019, — 435 с.

1.1. Храмы, часовни и монастыри Вятской Митрополии. В календаре указаны построенные деревянные или каменные православные религиозные сооружения в границах территории современной области, в особых случаях и иных за пределами области в других регионах России и Зарубежья:

1.1.1. Размещены сведения о престольных праздниках (в честь каких двунадесятых или великих праздников или памяти святых освящены Престолы). Жирным курсивом указаны: ныне действующие храмы, часовни и монастыри, где регулярно или периодически совершаются Богослужения: Божественная Литургия или на период реставрации или строительства молебны и панихиды. Курсивом указаны: ныне разрушенные, не действующие или престольные праздники, в честь которых ранее были освящены храмы, часовни и монастыри. Также указаны название населенного пункта согласно современному наименованию в реестре населенных пунктов Кировской области (в случае упоминания в документах иных, ранее принятых наименований в скобках указываются дореволюционные топонимы). Празднования указаны в дни церковной памяти согласно официальному календарю Русской Православной Церкви1. Также указаны дополнительные дни памяти согласно календарю сайта «Древо» — открытой православной энциклопедии2, где помимо официальных дней памяти указаны и местночтимые дни памяти или память в иных Поместных Православных Церквях. Особые случаи, когда упоминаются иные храмы и часовни, связанные с местными святыми или чтимыми иконами.

1.1.2. Краткие исторические сведения о храмах, часовнях и монастырях: время постройки, даты перестройки (или постройки вновь с тем же наименованием), даты освящения, даты закрытия или разрушения зданий. Цель для Богослужебного почитания: совершение торжественных Вечерни, Утрени, Божественной Литургии и (или) праздничных молебнов в дни престольных праздников.

1.2. Дни памяти местных и чтимых святых. Помимо общецерковных святых есть местночтимые прославленные святые. Отдельный важный блок — это выявление и внесение в календарь новомучеников и исповедников Церкви Русской. Также указаны места служения, написанные святые иконы, построенные в честь них храмы или установленные Поклонные кресты.

1.3. Иконы чудотворные или чтимые местно. В каждой земле прославлен чудесами и внесен в общецерковные календари ряд святых икон, которые и указаны в календаре, а также дни их памяти, время явления и краткое описание события. Также повсеместно распространены общерковные чтимые образы, принесенные из других мест или чтимые местно на приходах епархии.

1.4. Пребывание святых мощей. Указаны святые, чьи святые мощи пребывают на территории области. Отдельная важная информация указана о пребывании частиц общецерковных святых мощей на приходах епархии.

1 Патриарший календарь на 2019 год. М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2018. — 496 с.

2 Православный календарь на сайте «Древо». — [Электронный ресурс]. — URL: https://drevo-info.ru/calendar.html (дата обращения 04.04.2019).

1.5. Крестные ходы. В календаре указаны дни прохождения Всероссийских, епархиальных или местных Крестных ходов по территории области. Указаны время появления традиции, при известности причины проведения, продолжительность, маршрут и святыни. Также указываются Крестные ходы, которые ранее проходили на территории епархии.

1.6. Святые источники. На территории области находится большое количество святых источников, почитание которых увеличивается. Также находятся новые, ранее заброшенные источники, которые благодаря исследованиям вновь возрождаются из небытия.

1.7. Дни памяти праведников, подвижников благочестия и архипастырей, священнослужителей и мирян.

1.7.1. Подвижники благочестия. В настоящее время продолжается сбор материалов о праведниках, подвижниках благочестия и репрессированных священнослужителей и мирян для прославления в лики святых. Так в календаре отражены дни памяти таких почитаемых угодников Божиих, в дни памяти которых совершаются крестные ходы и панихиды.

1.7.2 Почитаемые почившие архипастыри, пастыри, монашествующие и миряне. Также в рамках календаря указаны дни памяти живших или служивших на территории всех архипастырей, известных пастырей и монашествующих, оказавших значительно влияние на духовную жизнь региона. Указаны и места служения, и в чем состоял их вклад.

1.7.3 Известные здравствующие архипастыри, пастыри, монашествующие и миряне. Также указаны дни рождения (в ряде случаев и дни Тезоименитства) ныне здравствующих—всех архипастырей, известных пастырей и монашествующих, оказавших значительно влияние на духовную жизнь региона.

1.8. Новые церковные праздники. В традиции Русской Православной Церкви есть устоявшиеся праздники, такие как День православной молодежи (15 февраля), Всероссийский день трезвости (11 сентября) или День православного казака (1 сентября). В нашем календаре также собираются новые традиции, которые пока не стали повсеместными, но становятся все более известными.

1.9. Церковные традиции приходов. Новое направление в структуре календаря — это обобщение разных Богослужебных практик служения приходов, а они становятся новыми церковными традициями, которые все больше распространяются в рамках России.

2. Церковно-общественное направление. В данном разделе представлены традиции, которые могут совершаться как в храме, так и чаще всего в иных общественных местах. Как правило, инициаторами данных событий являются общественные организации и профессиональные союзы.

2.1 Дни памяти святых покровителей профессий. В рамках календаря ведется сбор сведений о святых, внесенных в святцы Русской Православной Церкви, в дни памяти которых совершаются особые Богослужения, как покровителям разных профессий, так и по случаю профессиональных праздников.

Дни общественных молебнов или панихид по случаю общественных, воинских или исторических событий.

Дни церковно-общественных празднеств. В ряд церковных праздников учреждены государственно-общественные праздники, это День народного единства (4 ноября); День Крещения Руси (28 июля); День семьи, любви и верности (8 июля) и ряд других. Но есть ряд новых инициатив, которые могут стать совместными мероприятиями.

2.2.2 Дни памяти воинской славы и памятные дни воинской доблести. В нашей стране активно ведет деятельность Российское военно-историческое общество, которое соединяет традиции советского, дореволюционного и современного почитания воинских праздников и событий.

Так в нашем церковном календаре закреплена традиция совершать 9 мая в День воинской славы России — День Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов Богослужения. Это Молебен благодарственный Спасителю о даровании победы в войне и Панихида о погибших воинах ВОВ 1941-1946. Но мы мало знаем, что дни таких общественных служений были и ранее до октябрьского переворота 1918 года, теперь традиции начинают возвращаться в нашу жизнь.

2.2.3 Дни памяти святых и церковных праздников как своеобразные профессиональные праздники. Возрождаются традиции и появляются новые, когда, нет официального утверждения святых и дней памяти святых икон как покровителей профессий, но сами люди выходят с инициативами общественных Богослужений. Эти дни мы обязаны принимать в свой календарь как миссионерский повод для Богослужений и общения с людьми по значимому для них поводу.

2.2.4. Молебны по особым случаям событий в жизни человека. Существуют традиции, которые ранее были в жизни прихожан и ныне вновь возвращаются, или появляются новые. Ранее молебнами были освящены все события сельхоз-работ крестьянина, это освящение выгона скота (6 мая) или освящение меда и овощей. В наше время, сохраняя максимально эти традиции, надо вводить в жизнь и новые.

2.2.5. Панихиды по особым случаям в жизни человека. Существуют традиции, которые ранее были в жизни прихожан и ныне вновь возвращаются, или появляются новые. Ранее мы служили панихиды только в День памяти жертв советских репрессий (30 октября) или День участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф и памяти жертв этих аварий и катастроф (26 апреля). В наше время дни таких служб существенно расширились. Это возможности для миссионерского свидетельства.

3. Церковно-просветительское направление. В данном разделе указаны дни памяти членов Царских домов, известных людей, оказавших влияние на Вятскую землю и вятских земляков, и иные события и традиции, которые не вошли в общественную Богослужебную практику Церкви, но имеют огромный миссионерский потенциал общественного диалога с государством и обществом по сохранению и развитию православной цивилизации в нашем регионе и России целом.

3.1. Знаменитые земляки, связанные с православной цивилизацией. В календаре указаны даты кончины (в ряде случаев и дни рождения) известных

земляков, жизнь которых была связана с территорией и не противоречила явно христианским ценностям.

3.2. Жизнь известных людей на Вятской земле. В календаре указаны даты кончины (в ряде случаев и дни рождения) известных людей, жизнь которых была связана с Вятской землей или оказала на нее позитивной влияние и не противоречила христианским ценностям.

3.3. Жизнь замечательных людей культуры, искусства и иных сфер православной цивилизации, оказывающих влияние на повседневность. В календаре указаны даты кончины (в ряде случаев и дни рождения) известных людей, жизнь которых хотя и не была связана с местной землей, но все равно оказала или оказывает на нее позитивное влияние.

3.4. Монархические события и события жизни особ Царского дома в России. В большинстве своем многие христиане считают себя сторонниками монархии в России, но не многие знают дни памяти членов Императорской фамилии и события, связанные с дореволюционной эпохой. Поэтому важно показывать дни памяти и исторически просвещать наших прихожан и подрастающее поколение.

3.5. Даты профессиональных и положительно ориентированных праздников. С каждым годом растет число различных профессиональных союзов, и участники их обращаются в Церковь за благословением в этот день, а так же и мы можем поздравить их благими пожеланиями и через это начать человеческое общение, что даст возможность для христианского благовестия. Почти каждый день в календаре отмечаются дни памяти различных профессий, где было возможно, — их исторические предпосылки, а так же русское происхождение. Также указаны международные, всемирные, общероссийские и кировские праздники.

3.6. Национальные и народные праздники проживающих на вятской земле этносов и народов. На момент переписи населения 2010 года в Кировской области проживало более 100 различных национальностей. В нашем календаре указаны те праздники, которые соотносятся с христианским календарем.

3.7. Субкультуры. Можно так определить понятие: субкультура — это такие объединения людей, которые не противоречат ценностям традиционной культуры, а дополняют её1. В нашем календаре мы указываем часть праздников и традиций субкультур, которые можно поддержать в рамках наших ценностей.

3.8. Религиозные и патриотические события Российской истории на Вятке и вятское участие Российской истории. Это большой пласт малоизученных вопросов, которые требуют еще глубоко осмысления и изучения, но многие уже отражены в нашем календаре.

3.8.1. Религиозные события. В истории Вятской епархии множество событий, которые не отражены в церковном календаре, но имеют важное значение для формирования православных традиций и мировоззрения.

3.8.2. Патриотические события. Вятская земля принимала участие во многих событиях России и разделяла радости и горести своей страны.

1 Козлов Н. В. Субкультура [Электронный ресурс]. — URL: https://www.psychologos.ru/articles/ view/subkultura (дата обращения 04.04.2019).

3.9. Топонимика и скульптурное наследие. На территории установлены различные памятники, названы парки и улицы в честь выдающихся деятелей эпохи.

Заключение

Сегодня мы нуждаемся именно в миссии, мы нуждаемся в религиозном просвещении. Конечно, мы нуждаемся в проповеди, — обновленной проповеди, рассчитанной на современного человека, неприспособленной к категориям мира сего, рассчитанной на психологию, на сознание современного человека, чтобы люди с удовольствием, с интересом слушали проповедь священника, но в первую очередь, мы нуждаемся в проповеди, связанной с движением навстречу людям, то есть, с подлинной христианской миссией.

В силу трагических обстоятельств истории XX века, по сути «вырубались» все аспекты духовной жизни, и эти пробелы пытается восполнить издание «Миссионерский календарь земли Вятской на 2019 год». Молодое поколение с пеленок, а более взрослое — «тихой сапой», как говорится в современном мире, подвергается систематичной умышленной дезориентации в нравственном пространстве. Наша высокая цель — помочь людям в познании доставшейся нам по наследству веры и традиций предков. Данный проект отразил не только историю и традиции вплоть до наших дней, памятую, что уже через 5-10 лет современность станет прошлым.

Для дальнейшего обобщения материала назрела необходимость создания полноценных статей, что сложно реализовать в рамках одного печатного издания. Так появился сайт «Вятская переправа» — http://vyatkapereprava.ru/. На нем выкладываются более полные статьи о событиях, фото и видео — это позволяет говорить о формировании Православной Энциклопедии православной цивилизации на Вятской земле.

В целях распространения накопленных знаний и дополнения сведений календаря еженедельно по четвергам в 15.00 в рамках библиотеки православной культуры «Благовест» г. Кирова проходит клуб «Вятская Переправа».

В планах—подготовка и издание большого справочника о новомучениках и исповедниках земли Вятской, на сегодняшний день известно об именах 97 святых, живших, трудившихся или претерпевших гонения на территории Вятской епархии. Отдельных ежегодных справочных изданий о памятных датах и историко-статистического описания приходов Вятской епархии.

Также есть надежда, что данная работа послужит примером составления новых календарей и для написания отдельных исследований как в Костромской земле, так и в других регионах России и Зарубежья.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Библия: Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Российское Библейское Общество. — М., 2005. — 1296 с.

2. Миссионерский календарь земли Вятской. Киров: Веси, 2019. — 435 с.

3. Энциклопедия земли Вятской: в 10 т. Т. 6: Знатные люди: (Биогр. словарь)/ Сост. С. П. Кокурина. Киров, 1996. — 539 с.

4. Патриарший календарь на 2019 год. М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2018, — 496 с.

5. Алекса Д. В. Значение праздников в жизни людей // Научное сообщество студентов: междисциплинарные иследования: сб. ст. по мат. II междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: sibac. info/sites/default/files/conf/file/stud_3_2.pdf (дата обращения 04.04.2019).

6. Вятская епархия. Историко-географическое и статистическое описание (с картою вятской губернии), Кибардин Н. В., Шабалин В. И. Вятка: 1912 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: ftp://ftp.herzenlib. ru:3333/000480941.pdf (дата обращения 04.04.2019).

7. Пастырско-миссионерский календарь: настольный справочник для духовенства, миссионеров и церковных людей. С.- Петербург: В. М. Скворцов, 1908. — [2], VIII, 504 с.; 19 см. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.prlib.ru/Lib/Pages/item.aspx?itemid=4424 (дата обращения 04.04.2019).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Православный календарь на сайте Древо. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://drevo-info.ru/calendar.html (дата обращения 04.04.2019).

9. Козлов Н. В. Субкультура [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.psychologos.ru/articles/view/subkultura (дата обращения 04.04.2019).

10. Митрополит Смоленский и Калиниградский Кирилл. Выступление на Втором всецерковном съезде епархиальных миссионеров. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://портал-миссия.рф/blog/2009/07/l2/ mitropolit-smolenskj-i-kalinigradskij-kirill-vystuplenie-na-vtorom-vsecerkovnom-sezde-eparxialnyx-missionerov-noyabr-1999-g/ (дата обращения 04.04.2019).

11. Панагопулос Иоанн. Смысл, содержание и богословие церковных праздников [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://lib.pravmir.ru/ library/readbook/429 ((дата обращения 04.04.2019).

REFERENCES

1. Bibliya: Knigi Svyashchennogo Pisaniya Vetkhogo i Novogo Zaveta. Rossiyskoye Bibleyskoye Obshchestvo. — M., 2005. — 1296 s. (In Russian).

2. Missionerskiy kalendar' zemli Vyatskoy. Kirov: Vesi, 2019. — 435 s.

3. Entsiklopediya zemli Vyatskoy: v 10 t. T. 6: Znatnyye lyudi: (Biogr. slovar')/ Sost. S. P. Kokurina. Kirov, 1996. — 539 s. (In Russian).

4. Patriarshiy kalendar' na 2019 god. M.: Izdatel'stvo Moskovskoy patriarkhii Russkoy Pravoslavnoy Tserkvi, 2018, — 496 s. (In Russian).

5. Aleksa D. V. Znacheniye prazdnikov v zhizni lyudey // Nauchnoye soobshchestvo studentov: mezhdistsiplinarnyye isledovaniya: sb. st. po mat. II mezhdunar. stud. nauch.-prakt. konf. № 3. [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: sibac.info/sites/default/files/conf/file/stud_3_2.pdf (data obrashcheniya 04.04.2019). (In Russian).

6. Vyatskaya yeparkhiya. Istoriko-geograficheskoye i statisticheskoye opisaniye (s kartoyu vyatskoy gubernii), Kibardin N. V., Shabalin V. I. Vyatka: 1912

g. [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: ftp://ftp.herzenlib.ru:3333/000480941. pdf (data obrashcheniya 04.04.2019). (In Russian).

7. Pastyrsko-missionerskiy kalendar': nastol'nyy spravochnik dlya dukhovenstva, missionerov i tserkovnykh lyudey. S.-Peterburg: V. M. Skvortsov, 1908. — [2], VIII, 504 s.; 19 sm. — [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: http://www.prlib.ru/ Lib/Pages/item.aspx?itemid=4424 (data obrashcheniya 04.04.2019). (In Russian).

8. Pravoslavnyy kalendar' na sayte Drevo. [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: https://drevo-info.ru/calendar.html (data obrashcheniya 04.04.2019). (In Russian).

9. Kozlov N. V. Subkul'tura [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: https://www.psychologos.ru/articles/view/subkultura (data obrashcheniya 04.04.2019). (In Russian).

10. Mitropolit Smolenskiy i Kalinigradskiy Kirill. Vystupleniye na Vtorom vsetserkovnom s»yezde yeparkhial'nykh missionerov. [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: http://portal-missiya.rf/blog/2009/07/12/mitropolit-smolenskij-i-kalinigradskij-kirill-vystuplenie-na-vtorom-vsecerkovnom-sezde-eparxialnyx-missionerov-noyabr-1999-g/ (data obrashcheniya 04.04.2019). (In Russian).

11. Panagopulos Ioann. Smysl, soderzhaniye i bogosloviye tserkovnykh prazdnikov [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: https://lib.pravmir.ru/library/ readbook/429 ((data obrashcheniya 04.04.2019). (In Russian).

Статья поступила в редакцию 16.12.2021; одобрена после рецензирования: 20.01.2022; принята к публикации 27.01.2022.

The article was submitted 16.12.2021; approved after reviewing: 20.01.2022; accepted for publication 27.01.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.