Научная статья на тему 'Краткий обзор миссионерского служения священномученика Иоанна Восторгова'

Краткий обзор миссионерского служения священномученика Иоанна Восторгова Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
49
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Русская Православная Церковь / миссионерское служение священномученика Иоанна Восторгова / город Тифлис / Приамурская / Забайкальская и Иркутская епархия / Поездки по Китаю / Корее / Манчжурии / Японии / дополнили поездки по Сибири. Командировка в Среднюю Азию (Семиреченскую и Семипалатинскую епархии). Миссионерский съезд в Иркутске. Миссия / Иоанн Восторгов / приходская миссия / проповедничество / печатные слова / братства / миссионерские съезды / общественные движения. / the Russian Orthodox Church / missionary ministry of the Hieromartyr John Vostorgov’s / the city of Tiflis / the Amur / Trans-Baikal and Irkutsk dioceses / Trips to China / Korea / Manchuria / Japan / supplemented trips to Siberia. Business trip to Central Asia (Semirechensk and Semipalatinsk diocese). Missionary Congress in Irkutsk. Mission / John Vostorgov / parish mission / preaching / printed words / fraternities / missionary congresses / social movements.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ефимов А. Б.

В данной статье рассматривается миссионерское служение священномученика Иоанна Восторгова в системе образования, в проповедничестве и в печатном слове, в организации миссионерских братств, миссионерских съездов, в общественно-патриотических организациях и движениях, которым он умел придать миссионерское направление, наконец, в оживлении деятельности Православного Миссионерского общества, во внешней миссии и в других областях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A brief overview of the missionary ministry of the Hieromartyr John Vostorgov’s

This article examines the missionary ministry of the Hieromartyr John Rapture in the educational system, in preaching and in the printed word, in the organization of missionary brotherhoods, missionary congresses, in socio-patriotic organizations and movements, to which he was able to give a missionary direction, finally, in reviving the activities of the Orthodox Missionary Society, in the external mission and in other areas.

Текст научной работы на тему «Краткий обзор миссионерского служения священномученика Иоанна Восторгова»

DOI: 10.24412/2226-0773-2021-10-9-1342-1353

Краткий обзор миссионерского служения священномученика Иоанна Восторгова

А.Б. Ефимов

Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет

127051, г. Москва, Лихов пер. 6, стр. 1

Orthodox St. Tikhon humanitarian University

Likhov side street, 6, build. 1, Moscow 127051 Russian

e-mail: missioner2017pstgu@gmail.com

Ключевые слова: Русская Православная Церковь, миссионерское служение священномученика Иоанна Восторгова, город Тифлис, Приамурская, Забайкальская и Иркутская епархия, Поездки по Китаю, Корее, Манчжурии, Японии, дополнили поездки по Сибири. Командировка в Среднюю Азию (Семиреченскую и Семипалатинскую епархии). Миссионерский съезд в Иркутске. Миссия, Иоанн Восторгов, приходская миссия, проповедничество, печатные слова, братства, миссионерские съезды, общественные движения.

Key words: the Russian Orthodox Church, missionary ministry of the Hieromartyr John Vostorgov’s, the city of Tiflis, the Amur, Trans-Baikal and Irkutsk dioceses, Trips to China, Korea, Manchuria, Japan, supplemented trips to Siberia. Business trip to Central Asia (Semirechensk and Semipalatinsk diocese). Missionary Congress in Irkutsk. Mission, John Vostorgov, parish mission, preaching, printed words, fraternities, missionary congresses, social movements.

Резюме: В данной статье рассматривается миссионерское служение священномученика Иоанна Восторгова в системе образования, в проповедничестве и в печатном слове, в организации миссионерских братств, миссионерских съездов, в общественно-патриотических организациях и движениях, которым он умел придать миссионерское направление, наконец, в оживлении деятельности Православного Миссионерского общества, во внешней миссии и в других областях.

Abstract: This article examines the missionary ministry of the Hieromartyr John Rapture in the educational system, in preaching and in the printed word, in the organization of missionary brotherhoods, missionary congresses, in socio-patriotic organizations and movements, to which he was able to give a missionary direction, finally, in reviving the activities of the Orthodox Missionary Society, in the external mission and in other areas.

[Efimov A.B. A brief overview of the missionary ministry of the Hieromartyr John Vostorgov’s]

Русское миссионерство в конце XIX - начале XX века находилось в расцвете. Священномученик Иоанн на гребне этой волны потрудился во многих основных направлениях миссии: в приходском и епархиальном миссионерстве, в системе образования, в проповедничестве и в печатном слове, в организации миссионерских братств, миссионерских съездов, в общественно-патриотических организациях и движениях, которым он умел придать миссионерское направление, наконец, в оживлении деятельности Православного Миссионерского общества, во внешней миссии и в других областях.

Первый период жизни и трудов его проходил в Ставропольском крае (до 1894 года). Он родился в семье потомственных священников в 1864 году. По окончании Ставропольского духовной семинарии был оставлен преподавателем, а затем в 1887 году был рукоположен в священники в поселок Киприльский, где проживало много староверов. Обращаясь к прихожанам на первом служении, о. Иоанн сказал: «…тяжесть пастырства увеличивается у вас здесь особыми обстоятельствами. Среди вас - раскольники в большем числе, чем вы; священника в этом поселке доселе не было, и это в продолжении целых ста лет! Сколько у вас колеблющихся! Как не привыкли многие из вас к храму и пастырю! Приход новый, и все надо заводить вновь: храм, школу, все порядки церковные» (Иоанн Восторгов, сщмч., 1995. Пастырь и пасомые: 3). В первые годы пастырства молодой священник на свои личные сбережения достроил и обеспечил необходимой утварью храм, открыл церковно-приходскую школу (в том числе и для детей старообрядцев), общество трезвости и наладил катехизаторскую работу на приходе».

В 1990 году он уже наблюдатель ЦПШ благочинеского округа и преподаватель Ставропольской семинарии. При прощании со своим приходом он сказал: «С высоты этого священного места, в этом св. храме я неустанно учил вас … Вы стали лучше, богобоязненнее, привыкли ходить в храм; меньше стало у вас пьянства, обманов, многие закоренелые грешники покаялись, многие и староверы, больше ста человек, признали истину св. Церкви, присоединились к православию. За год как много мы пережили в церковной жизни!» (Иоанн Восторгов, сщмч., 1995. Пастырские заветы: 7). В следующему году он уже настоятель домовой церкви при мужской гимназии, в 1894 году - законоучитель в женской гимназии в Елизаветполе.

В Ставропольский период он приобретает опыт приходской миссии и миссии в учебных заведениях. Здесь им организуются в приходах ЦПШ, общества трезвости, библиотеки, прихожане приучаются к религиозной церковной, а также общественной и миссионерской жизни.

В 1897 году он переводится в Тифлис законоучителем женской гимназии и настоятелем домовой церкви св. Ольги. Вскоре он преподает и в мужской гимназии. В 1900 году в Тифлисе им открыта первая ЦПШ, в которой вскоре уже обучалось более 500 детей, причем около 20 % это были дети сектантов (ГАРФ. Ф. 9452. ОП. 1. Д. 3). О. Иоанн в своих трудах так писал об этом опыте: «И миссионерская сторона дела заслуживала внимания. Детей сектантов в школах было около 20 %. Пусть они сближаются с православной Церковью, пусть видят любовь к ним и заботливость о них. Не может быть, чтобы потом на любовь они не ответили любовью… Пусть они не перейдут в православие, но несомненно, под влиянием того, что они в школе видят и слышат, у них в будущем уже не будет таких нелепых представлений о православной Церкви, которые мы нередко видим у сектантов и которые намеренно поддерживаются и распространяются в темной массе этих несчастных, отпавших от родной Церкви, их наставниками и руководителями. Истина же прежде всего имеет защиту и оправдание в себе самой: ее достаточно только показать…открыто и беспристрастно - и это уже миссионерство» (Иоанн Восторгов, сщмч., 1995. Кукийские церковно-приходские школы в гор. Тифлисе: 73).

Тифлисский период служения его начинается под руководством и покровительством выдающегося миссионера архиепископа Флавиана (Городецкого затем митрополита Киевского). Через год он уже редактор «Духовного вестника Грузинского экзархата». Он член нескольких просветительских структур - общества ревнителей русского исторического просвещения в память Императора Александра III (Тифлисский филиал). В 1903 году Кавказский отдел Императорского Русского географического общества избрал его своим постоянным членом, а Тифлисский отдел Православного Императорского-Палестинского общества сделал секретарем (ГАРФ. Ф. 9452. ОП. 1. Д. 3).

В 1901 году он направлен К.П. Победоносцевым в г. Урмию с ревизией Урминской миссии. По результатам его отчета весь состав миссии был отозван в Россию и туда направлен новый состав во главе с о. Кириллом (Смирновым), в будущем митрополитом и местоблюстителем святителя Тихона.

Указом Св. Синода о. Иоанн в 1905 году направлен в отдаленные епархии Приамурскую, Забайкальскую и Иркутскую. В эти годы в отдаленные сибирские епархии идет переселенческое движение из Центральной России и число переселенцев превышает 250 тысяч человек в год. Остро недостает приходов, храмов, священников. В Приамурской епархии возникали села и приходы корейцев, переселенцев из Кореи. Отец Иоанн в отчете дает рекомендации как улучшить тяжелую жизнь далеких приходов. Отметим, что к 1917 году в Приморье действовало 180 корейских школ.

В 1906 году отец Иоанн переводится в Москву под покров митрополита Владимира (Богоявленского), с которым он уже потрудился вместе в Тифлисский период своего служения. Ему 42 года, и он имеет богатый опыт миссионерского служения. Москва и Россия еще не успокоились после кровавых событий 1905 года, и он включается в общественно-патриотическое народное движение, считая, что спасение Отечества основано на преданности народа вере православной и православному царю.

Он - член Русской Монархической Партии (председатель В.А. Гринмут) и Союза Русского Народа, начинает издавать газеты «Церковность» и «Русская земля», а затем и Московские Церковные ведомости. Он пишет: «Свобода» печати с начала 1905 года и особенно после 17-го октября, обратилась в такую разнузданность и в такую фанатичную ненависть против всякой религии, что Русь святая сразу превзошла все страны Запада… Там увидите глумление над христианством и полное отрицание заслуг его в истории России» (Иоанн Восторгов, сщмч., 1995. Поход против религии и христианства: 352).

Отец Иоанн считал, что поход социалистов против самодержавия есть одновременно поход против веры православной: «Блаженны вы, члены патриотических союзов, если сознаете и в главу вашего вероисповедания и ваших стремлений ставите заботу о том, чтобы Россия, наша великая, милая, бесконечно дорогая нам Россия, осталась и пребывала вовеки Русью святой! Только в ее святости - посвященности Богу, только в ея православии и слиянии с Церковью Христовой могут быть осмыслены, и возвышены, и укреплены вечным освящением и силою и образ ея государственного строения - самодержавие, и ея национальные… задачи, интересы, стремления» (Иоанн Восторгов, сщмч., 1995. Русь Святая: 606).

Тогда же он становится активным помощником митрополита Владимира, председателя Православного Миссионерского Общества и ездит в командировки по епархиям. В 1906 - он объездил Самарскую и Симбирскую епархии, а в следующем году командировали по 24 епархиям Центральной России. В письмах обер-прокурору П.П. Извольскому раскрывается грустная панорама церковной и миссионерской жизни епархий. Одно из писем начинается словами: «Пишу частно, доверительно, и, дай Бог, - ошибаюсь…» (Мраморнов, 2009). В следующем году он направлен наблюдателем по делам переселенцев в 10 сибирских епархий. Одновременно, как член Особого совещания при Святейшем Синоде по миссионерским делам, он ведет подготовку 4-го миссионерского съезда в Киеве. На съезде он делал два доклада. О борьбе с сектами в удаленных епархиях и об опасности идей социализма для молодежи. «Относительно социализма во всех его различных учениях можно с полной справедливостью сказать, - пишет он, - что он великую ложь преподносит людям, завернутую в малую правду; больше того, он дает смертельный яд в позолоченной и сладкой пилюле» (Иоанн Восторгов, сщмч., 1998. Берегись обманных речей: 16).

Отец Иоанн обращал внимание на то, что социализм и христианство не имеют ничего общего. «Раз социализм отрицает Бога, душу, бессмертие, свободу духовную в человеке, постоянные правила нравственности, то он должен обратиться к единственному средству воздействия на человека - к насилию. Иного выхода для него и быть не может. Этим социализм резко отличается от христианства» (Иоанн Восторгов, сщмч., 1998. Христианство и социализм: 113).

«Борьба с опасностью сектантства должна вестись, так сказать, по всей линии церковной жизни. В числе мер борьбы нужно указать и усиление полемической литературы, и образование особых кружков ревнителей православия, оживление деятельности религиозно-просветительских и миссионерских братств, объединение дела миссии при Святом Синоде, вообще оживление церковной жизни. Но первое место, бесспорно, должны занимать оживление, усиление и правильная организация положительного церковного учительства пастырей в храме и приходе» (Иоанн Восторгов, сщмч., 1995. Положительное церковное учительство: 428).

Отец Иоанн подробно показывает, как организовать катехизаторскую работу «в приходах, зараженных сектантством и расколами»: обучение основам православной веры, личностный подход к каждому прихожанину, каждой православной семье, посещающей храм. Большое внимание уделяется именно изучению и толкованию Святого Писания в приходах. О. Иоанн обращает внимание на религиозное одичание народа. «Пока народ по старой традиции посещает храм, его можно учить. Но когда он будет оставлять храмы пустыми, тогда и при желании учить его вере это будет слишком трудно… Тогда откроется простор для страшного мужицкого нигилизма и широкое поле для всякого рода сектантства» (Иоанн Восторгов, сщмч., 1995. Положительное церковное учительство: 428).

Съезд одобрил все 15 тезисов доклада о. Иоанна.

Поездки по Китаю, Корее, Манчжурии, Японии дополнили поездки по Сибири. Доклады о поездках были одобрены Св. Синодом и завершились аудиенцией у императора, который поддержал проекты оживления церковной миссии в переселенческих епархиях и создание Братства Воскресения Христова, которое открыл митрополит Владимир в январе 1909 года. В первый год Братство создало 25 проповеднических и миссионерских кружка. О. Иоанн организует в Москве пастырско-миссионерские курсы для будущих священников и учителей в переселенческой епархии. Были отправлены сотни людей на миссионерское слушание.

Преосвященнейший Евлогий (Грибановский) вспоминает: «Политика Столыпина поставила перед Церковью трудную задачу духовного обслуживания переселенческого движения, с которой Церковь хорошо справилась. Я имею в виду деятельность протоиерея Восторогова… он справился отлично. Кандидатов в священники набирал из способных псаломщиков и сельских учителей. Я познакомился с его деятельностью, съездив специально для этого в Москву» (Евлогий (Георгиевский), митроп., 1994: 184-185).

В 1910 году состоялась командировка в Среднюю Азию (Семиреченскую и Семипалатинскую епархии). Для дальневосточных епархий создаются курсы псаломщиков в Москве, в Хабаровске и в Тобольске, пастырско-миссионерские курсы, выпустившие более 500 священников и псаломщиков.

На открытии миссионерского съезда в Иркутске о. Иоанн сказал: «Вопрос о постановке внутренней миссии в Сибири, таким образом - вопрос новый, но в то же время неотложный… Вместе с тем, новое дело - учреждение в районах русского переселения новых приходов ежегодно не менее ста, построение церквей, учреждение новых монастырей с религиозно-просветительными и миссионерскими целями, то есть дело, лично на меня возложенное теперь и я надеюсь, найдет в сердце поддержку и руководство, и съезд может воспользоваться столь крупным церковным делом, как ежегодное открытие приходов в таком количестве и монастырей, в своих целях ко благу миссии, т.е. ко благу Св. Церкви» (Иоанн Восторгов, сщмч., 1995: 501).

Сразу же после Общесибирского миссионерского съезда о. Иоанн выступил на Совещании представительств монархической организаций Сибири. В своей речи он изложил задачи патриотов-монархистов на местах. В Москве пастырь открывает Высшие Богословские женские курсы, а позже, по благословению митрополита Московского Владимира становится их руководителем.

В 1910 году о. Иоанн становится Председателем совета по управлению Московским епархиальным домом. Зимой 1911 года он едет в г. Бари для покупки участка для храма и дома паломников.

С переводом в Москву свт. Макария (Невского) деятельность о. Иоанна еще расширяется. Он - настоятель храма Покрова на Рву, отходит от руководства политических организацией и все силы обращает на издательскую деятельность. Это прежде всего: «Церковность», «Московские церковные ведомости», «Патриот», «Православный благовестник», «Русская земля» и другие. С приходом Временного правительства, а затем большевиков, о. Иоанн продолжал служить и проповедовать как прежде, призывал верующих объединятся для защиты Церкви: «Вы, пасомые, должны составить около пастырей дружину, которая обязана в единстве всецерковном бороться за веру и Церковь». В слове к священникам увещевал: «Есть область - область веры и Церкви, где мы, пастыри, должны быть готовы на муки и страдания, должны гореть желанием исповедничества и мученичества…» (Светозарский, 1992: 38).

Он был арестован 31 мая 1918 года в своей квартире (Пятницкая 18, кв.1) и 23 сентября 1918 года расстрелян на Ходынском поле вместе с епископом Ефремом (Кузнецовым) и другими. «Умер доблестной смертью христианского мученика. - писал в своих воспоминаниях митрополит Евлогий (Георгиевский) - Перед расстрелом напутствовал и ободрял своих братьев, тоже обреченных на смерть…» (Евлогий (Георгиевский), митроп., 1994: 184-185).

Остановимся подробнее на писательских и издательских трудах о. Иоанна. В послесловии к пятому тому его трудов, изданных при его жизни, он говорит: «…читатель увидит, в каких условиях мне приходилось работать: мне приходилось говорит в разных городах Кавказа, Сибири, Китая, Кореи Японии, Дальнего Востока, Камчатки, в путешествиях по России, во время Миссионерских курсов, в водовороте общественных настроений богатого тревожными событиями периода 1905-1910 гг. и т.д.»

Четвертый том - «Статьи по вопросам миссионерским, педагогическим и публицистическим 1887-1912 годов» содержит тринадцать отчетов по внутренней и внешней миссиям. В работе «Из путешествия по Сибири» 1909 года раскрывает проблемы переселенцев в России, а посещение Кореи, Монголии, Китая, Японии обнажили духовные нужды внешней миссии. В статьях отображено состояние дел по епархиям: нехватка священнослужителей, регентов, псаломщиков, отсутствие богослужебной литературы, усилившаяся сектантская и социалистическая агитация.

Пятый том «Социализм при свете Христианства. Теория, практика и история социализма, критика его начал» (1913 г.) содержит анализ социализма, как утопии и антипода христианству. Заканчивает анализ он словами: «Будем надеяться, что мятущийся и глубокий в своей искренности русский дух попадет в настоящее русло и придет к тому источнику, из которого наши лучшие философы - Владимир Соловьев и Достоевский - черпали свое вдохновение. И только лишь в том случае знание и выстраданный опыт интеллигенции оплодотворят Россию, если на знамени своем она крупными буквами напишет: Православие!» (Иоанн Восторгов, сщмч., 1998. Послесловие).

О. Иоанн призывает народ на всеобщую проповедь «русских истинно-народных идеалов»: «За нами Бог за нами правота дела, за нами история, за нами русский народ, а впереди - великое будущее нашего народа! Отстаивайте, берегите великия духовные сокровища России!» (Временник союза русских людей, 1906).

«Под сенью Церкви должно совершиться обновление всей народной жизни. Около церквей должны возникнуть и больница, и училище, и судебно-сберегательное товарищество, и склад сельскохозяйственный, и библиотека с читальней, и богадельня. Нам думается, что приход есть то зерно горчичное, которое разрастаясь, может обратиться в дерево, осеняющее всю землю Русскую» (ГАРФ. Ф. 9452. ОП. 1. Д. 43).

В газете «Церковность» и других печатались художественные рассказы о. Иоанна. Один из рассказов был посвящен чудесному посещению ангелов крещенного алеута Иоанна Смиренникова на острове Акун. Издавался им и православный журнал для подростков «Потешный». Самым влиятельным изданием являлась газета «Русская земля» (1906-1915 гг.) (издатель А.С. Суворин).

В краткой статье невозможно описать все направления миссионерского служения отца Иоанна, поэтому ограничимся лишь перечислением новых направлений его трудов:

- образовательное и воспитательное для детей и молодежи, прежде всего ЦПШ

- проповеди всегда и везде, организация в Москве внебогослужебных бесед, народных хоров и проповедей по воскресеньям в больших храмах, где собиралось до тысячи верующих

- подготовка учителей, катехизаторов, церковно-священнослужителей, народно-миссионерские курсы и другие

- организация братств и братских организаций

- организация Епархиального дома как миссионерского центра, труды в Православном Миссионерском обществе

- организация и проведение 4-го Миссионерского съезда в Киеве (1908 г) и Миссионерского съезда в Иркутске

- труды по созданию храмов и миссионерских монастырей в Сибири (после путешествия рекомендовал в Сибири создать 61 монастырь)

- общественно-государственное строительство

- привлечение женщин к миссионерскому служению, женские богословские курсы

- организация и ведение миссии в средствах массовой информации, издательская просветительская деятельность

- систематическая, апологетическая, антисектантская деятельность, направленная прежде против социализма и атеизма

- труды по организации перевода Св. Писания на русский язык и издания его.

- мученическая кончина, которая была есть и будет вершиной его миссионерского свидетельства о вере и Церкви

Отец Иоанн бесконечно любил нашу Родину, и, заканчивая, приведем одно из многочисленных его слов о России.

«Россия призвана быть орудием Христовой Церкви, она исторически и географически была поставлена и предназначена к тому, чтобы быть светом для языков, и расширение ее пределов было часто не только бесполезно, но вредно для нее политически, но необходимо для ее апостольско-просветительного назначения и призвания. Иначе она задохнулась бы в пределах узких своих земных интересов и была бы народом-карликом, а не народом-великаном, которому судил Господь великое и мировое дело, великое и мировое призвание» (Иоанн Восторгов, сщмч., 1998).

ЛИТЕРАТУРА

Евлогий (Георгиевский), митроп. 1994. Путь моей жизни: Воспоминания. М.: Издательский отдел Всецерковного Православного Молодежного Движения, Московский рабочий. 622 c.

ГАРФ. Ф. 9452. ОП. 1. Д. 3. «Послужные списки И.И. Восторгова».

ГАРФ. Ф. 9452. ОП. 1. Д. 43. «Материалы IV Всероссийского съезда (1908 г.)».

Мраморнов А.И. 2009. «Пишу частно, доверительно и, дай Бог, - ошибаюсь...» (Письма протоиерея Иоанна Восторгова обер-прокурору Св. Синода П.П. Извольскому 1907-1908 гг.) [Электронный ресурс]. Богослов.ru: научный богословский портал. - URL: https://bogoslov.ru/article/456983 [08.10.2021]

Иоанн Восторгов, сщмч. 1995. Пастырь и пасомые. - В кн.: Полное собрание сочинений: В 5-ти т. Протоиер. И. Восторгов. Репр. изд. СПб.: Цар. Дѣло, 1995-1998. Т. 1.: Проповеди и поучительные статьи на религиозно-нравственные темы (1889-1900 гг.). 1995. 890 с.

Иоанн Восторгов, сщмч. 1995. Пастырские заветы. - В кн.: Полное собрание сочинений: В 5-ти т. Протоиер. И. Восторгов. Репр. изд. СПб.: Цар. Дѣло, 1995-1998. Т. 1.: Проповеди и поучительные статьи на религиозно-нравственные темы (1889-1900 гг.). 1995. 890 с.

Иоанн Восторгов, сщмч. 1995. Русь Святая. - В кн.: Полное собрание сочинений: В 5-ти т. / Протоиер. И. Восторгов. Репр. изд. - СПб.: Цар. Дѣло, 1995-1998. Т. 3.: Проповеди и поучительные статьи на религиозно-нравственные темы (1906-1908 гг.). 1995. 794 с.

Иоанн Восторгов, сщмч. 1995. Положительное церковное учительство. - В кн.: Полное собрание сочинений: В 5-ти т. Протоиер. И. Восторгов. Репр. изд. СПб.: Цар. Дѣло, 1995-1998. Т. 4.: Статьи по вопросам миссионерским, педагогическим и публицистическим (1887-1912 гг.). 1995. 654.

Иоанн Восторгов, сщмч. 1995. Значение и задачи общемиссионерского сибирского съезда. - В кн.: Полное собрание сочинений: В 5-ти т. Протоиер. И. Восторгов. Репр. изд. СПб.: Цар. Дѣло, 1995-1998. Т. 4.: Статьи по вопросам миссионерским, педагогическим и публицистическим (1887-1912 гг.). 1995. 654. с.

Иоанн Восторгов, сщмч. 1995. Кукийские церковно-приходские школы в гор. Тифлисе. - В кн.: Полное собрание сочинений: В 5-ти т. Протоиер. И. Восторгов. Репр. изд. СПб.: Цар. Дѣло, 1995-1998. Т. 4.: Статьи по вопросам миссионерским, педагогическим и публицистическим (1887-1912 гг.). 1995. 654.

Иоанн Восторгов, сщмч. 1995. Поход против религии и христианства. - В кн.: Полное собрание сочинений: В 5-ти т. Протоиер. И. Восторгов. Репр. изд. СПб.: Цар. Дѣло, 1995-1998. Т. 4.: Статьи по вопросам миссионерским, педагогическим и публицистическим (1887-1912 гг.). 1995. 654.

Иоанн Восторгов, сщмч. 1998. Берегись обманных речей. - В кн.: Полное собрание сочинений: В 5-ти т. Протоиер. И. Восторгов. Репр. изд. СПб.: Цар. Дѣло, 1995-1998. Т. 5: Социализм при свете Христианства. 1998. 716 с.

Иоанн Восторгов, сщмч. 1998. Христианство и социализм. - В кн.: Полное собрание сочинений: В 5-ти т. Протоиер. И. Восторгов. Репр. изд. СПб.: Цар. Дѣло, 1995-1998. Т. 5: Социализм при свете Христианства. 1998. 716 с.

Иоанн Восторгов, сщмч. 1998. Послесловие. - В кн.: Полное собрание сочинений: В 5-ти т. Протоиер. И. Восторгов. Репр. изд. СПб.: Цар. Дѣло, 1995-1998. Т. 5: Социализм при свете Христианства. 1998. 716 с.

Речи о. Иоанна Восторгова и кн. А.Г. Щербатова на Всероссийском съезде русских людей 6-го апреля 1906 г. в Москве // Временник союза русских людей. 1906. № 3.

Светозарский А. 1992. Пастырь добрый. Жизнеописание прот. Иоанна Восторгова. - Глаголы жизни. 1: 37-55.

Поступила / Received: 18.11.2021

Принята / Accepted: 25.11.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.