Humanity space International almanac VOL. 6, No 3, 2017: 568-582
Переосмысление работы епархиальных миссионерских отделов: деятельность Синодального миссионерского отдела
Т. Макеева1, А.Б. Ефимов2
1-2 Образовательное частное учреждение высшего образования «Православный
Свято-Тихоновский гуманитарный университет»
115184, г. Москва, ул. Новокузнецкая д. 23 стр. 5а
Private educational institution of higher education "Saint Tikhon's Orthodox
University of Humanities"
Novokuznetskaya str., 23, building 5a, Moscow 115184 Russia 2e-mail: [email protected]
Ключевые слова: миссионер, апологет, проповедник, издатель, прот. Иоанн Восторгов.
Key words: missionary, apologist, preacher, publisher, prot. Joanne Vostorgov. Резюме: Описывается путь возрастания и становления выдающегося миссионера священномученика протоиерея Иоанна Восторгова. Изучаются особенности его миссионерских, проповеднических и издательских трудов. Abstract: The way of growth and formation of the outstanding missionary of the holy martyr John Vostorgov is described. Features of his missionary, preaching and publishing work are studied.
[Makeeva T.1, Efimov A.B.2 Missionary, publishing and preaching work of the holy martyr John Vostorgov]
Возрождение внутренней церковной миссии, ее традиций, а также поиск методов и способов ее ведения во многом опирается на опыт дореволюционных миссионеров. Достойным примером для наследования является миссионерская деятельность священномученика Иоанна Восторгова (19641918). Священномученик Иоанн Восторгов - личность с незаурядными организационными способностями, талантом проповедника-миссионера и писателя не единожды привлекала к себе внимание исследователей и публицистов. Результатом их деятельности стало то немногое количество написанных и опубликованных работ в научно-исследовательских и церковных изданиях, составивших ядро воссозданного образа православного пастыря-патриота. Особого внимания заслуживают работы, отобразившие в себе путь становления сщмч. Иоанна Восторгова от инспектора приходских школ до
известного проповедника, советника по делам миссии и доверенного лица царя-страстотерпца Николая II. Биографические труды о нем, изданные отдельными книгами в периодических церковных журналах, таких авторов как А. Светозарский, Л.Ф. Павликова, прот. М. Польский, свщ. Афанасий Гумеров, заслуживают должного уважения и внимания. Однако, многогранность личности сщмч. Иоанна Восторгова в них лишь отчасти отражена ввиду сложности исторического момента. Общественная деятельность прот. Иоанна детально исследована в диссертационной работе А. В. Струкова (2010 г). Именно в ней впервые была осуществлена попытка заполнить пробел исторических реалий, в которых жил и работал на последнем этапе своей жизни пастырь. Объективная оценка крайне правых монархических движений помогла воссоздать целостную картину, где отобразились мировоззренческие взгляды миссионера.
Однако, есть темы, которые не поднимались и не анализировались ранее, например, писательская и издательская деятельность последних лет жизни священномученика Иоанна Восторгова (она являлась для миссионера основной после снятия с должностей в ряде политических и общественных организаций).
Источники, которые использовались при написании данной работы можно условно отнести к трем группам: ранее не опубликованные материалы, материалы, опубликованные при жизни протоиерея и материалы, изданные после прославления священномученика Иоанна Восторгова.
К первой группе относятся документы фонда Государственного архива Российской Федерации № 9452 «Восторгов Иоанн Иоаннович, протоиерей», куда входят доклады, отчеты, прошения, записи, проекты и рукописи проповедей. Эти материалы помогли воспроизвести принципы организации образовательных и просветительских учреждений, открытых под руководством священника.
Ко второй группе относятся материалы отдела периодической печати Российской государственной
библиотеки. Дореволюционные издания газет и журналов, издаваемых под непосредственным руководством прот. Иоанна
Восторгова и труды, выпущенные в свет книгоиздательством «Верность», помогли открыть миру проповеди и рассказы никем ранее не исследованные.
В третью группу вошли: репринтное издание полного собрание сочинений в 5 томах, куда вошли статьи, речи, проповеди и выступления сщмч. Иоанна Восторгова, а также научные работы, книги, статьи о нем. К опубликованным работам следует отдельно отнести книгу, написанную на основе документальных источников «Правда жизни и веры. Житие и труды священномученика Иоанна Восторгова» (Гумеров, 2003: 366).
Кратко опишем Жизненный путь священномученика Иоанна Восторгова. Иоанн Иоаннович Восторгов - уроженец станицы Кавказская Кубанской области родился 30 января 1864 года. Его отец Иоанн Восторгов - священник, мать Татьяна Ксенофонтовна - домохозяйка. Дед Александр (по отцовской линии) был профессором богословия во Владимирской духовной семинарии. Иоанн Восторгов поступил в Ставропольское духовное училище, а по окончанию стал в нем преподавать русский и церковно-славянский языки, получил должность надзирателя за воспитанниками и там же принял сан священника. После рукоположения был определен в Михайло-Архангельский храм поселка Киприльский.
В конце октября 1894 года о. Иоанн Восторгов принимает на себя обязанности законоучителя в 1-й классической женской гимназии в Елизаветполе, где позже (в августе 1896 года) становится секретарем Педсовета.
С сентября 1895 года о. Иоанн Восторгов - член Елизаветпольского отделения Грузинского Епархиального Училищного совета. После перевода в г. Тифлис в июле 1897 года он получил должность законоучителя в женской гимназии памяти Великой княгини Ольги Федоровны и священник в домовой церкви св. равноап. кн. Ольги. А с 1898 г начинает преподавать Закон Божий и в мужской классической гимназии этого же города. В 1900 году в Тифлисе, при поддержке местного миссионерского братства и стараниями о. Иоанна была открыта первая церковно-приходская школа. Ее особенностью стало совместное обучение детей разных вероисповеданий. Она
расположилась в трущобах возле железнодорожного вокзала, и стала настолько востребована, что в скором времени количество учащихся в ней возросло до трехсот человек. С ноября 1889 года о. Иоанн Восторгов - законоучитель в открытой им же церковно-приходской школы, позже, в 1890 г. выполнял обязанности наблюдателя церковно-приходских школ в Кубанской епархии. Его усердие и трудолюбие стали поводом для дальнейшего назначения законоучителем в Ставропольскую мужскую семинарию, где в августе 1891 года он стал настоятелем домовой церкви при гимназии (Гумеров, 2003: 16).
Пастырская ,проповедническая, просветительская и социальная работы сщмч. Восторгова, сформировалась в ставропольский период его жизни. Ценнейший организационный и преподавательский опыт, полученный в эти годы, стал тем камнем, на котором была построена крепость духовной миссии Православной Церкви. В кавказский, а затем и московский периоды жизни сщмч. Восторгов проявил себя как настоящий патриот, верный сын Отечества и апологет христианской веры.
С ноября 1900 года по июль 1901 года о. Иоанн Восторгов возглавлял православный приход Покровской церкви в Тифлисе и миссионерскую школу при нем. 6 января 1901 года Владыкой Флавианом (Городецким), архиепископом Карталинским и Кахетинским был возведен в сан протоиерея. С февраля 1901 года о. Иоанн получает свой первый издательский опыт, редактируя «Духовный вестник Грузинского экзархата».
На новом месте о. Иоанн Восторгов вместе с единомышленниками создает региональные отделения просветительских обществ. Так, в мае 1900 года, благодаря проделанной им работе, начинает действовать Общество ревнителей русского исторического просвещения в память Императора Александра III (Тифлисский филиал). В 1903 году Кавказский отдел Императорского Русского географического общества избрал его своим постоянным членом, а Тифлисский отдел Православного Императорского Палестинского общества сделал секретарем.
Указом обер-прокурора (Победоносцева) в августе 1901 года о. Иоанн Восторгов был направлен в г. Урмию, где провел
грандиозную работу по сбору сведений о состоянии дел Российской православной духовной миссии и предоставил доклад об этой командировке Святейшему Синоду. Принципиальность и безукоризненное выполнение возложенных обязательств повлекло за собой новые поездки в ближайшие епархии. В декабре 1904 года он посетил Ставрополье и Владикавказ, где наблюдал за работой церковноприходских школ иных вероисповеданий и проводил ревизию епархиальных училищных советов, а в июле того же года с такой же целью побывал в Ардонской духовной семинарии.
А в 1905 года о. Иоанн в качестве ревизора уже был командирован в отдаленные епархии России: Приамурскую, Забайкальскую и Иркутскую.
Московский период пастырского служения 1905-1918гг о. Иоанна Восторгова, стал самым насыщенным и плодовитым. Попав в Первопрестольную в сорокадвухлетнем возрасте, о. Иоанн уже обладал необходимыми знаниями и опытом, которые помогли ему в борьбе с разгулом атеистической и социалистической пропаганды и нападками на Православную Церковь, где талант богослова-апологета начал многократно приумножаться и в январе 1905 года о. Иоанн становится епархиальным и антисектантским проповедником-миссионером. Тогда же он включается в работу миссионерского Братства святого Петра Митрополита, основной целью которого было издание и распространение книг и брошюр о церковном расколе, возврат христиан в лоно православной церкви (РГБ. Ф. 039).
В августе 1906 года Всероссийское Миссионерское общество принимает о. Иоанна в свои члены. С этого момента он возглавляет многие миссионерские поездки и командировки по епархиям России и за ее пределами. Они дали обширный материал для развития и оживления внутренней миссии Церкви.
В июне 1906 года прот. Иоанн Восторгов редактирует, а затем и выпускает старейший церковный журнал «Московские Церковные ведомости». С июня и по декабрь 1906 года службу в редакции он совмещает с работой в Предсоборном присутствии, где в составе второго отдела, трудится над подготовкой материалов о епархиальном устройстве и статусе
Грузинской Православной Церкви и других.
О. Иоанн преданно служил Отечеству не только на миссионерском поприще. В 1905 году о. Иоанн становится членом Русской Монархической Партии, а в конце 1907 года протоиерей возложил на себя обязанности Председателя Русского Монархического Собрания и возглавил Русский Монархический Союз.
22 августа 1907 года сверхштатный член Училищного совета при Святом Синоде Иоанн Восторгов был обер-прокурором Св. Синода Извольским командирован в города Тверь, Москву, Рязань, Тамбов, Воронеж, Ярославль, Вологду, Вятку, Калугу, Владимир, Кострому, Нижний Новгород, Казань, Симбирск, Самару, Саратов, Пензу, Ставрополь, Кавказский, Екатеринбург, Новочеркасск, Харьков, Курск, Орел, Тулу «для ознакомлении на месте с состоянием миссионерского дела в соответствующих названным городам епархиям и для доклада о сем Св. Синоду». Кроме доклада о состоянии и деятельности миссионерских школ прот. Иоанн Восторгов сообщал священноначалию и о политических пристрастиях некоторых духовных лиц, совмещение которых и выполнение священнических обязанностей считал несовместимыми. Выводы, которые он делает, не были утешительны: «ни миссии, ни школы миссионерской в собственном смысле здесь нет: все в зачатке и все ждет организации». Удивительно, но как раз в это же время о. Иоанн просит обер-прокурора Св. Синода «открыть мне доступ к должности окружного наблюдателя... возвратить меня к любимому мною церковно-школьному делу» (записки к Извольскому). «Левые» представители епархиального духовенства прятались за «казенными стенами» (светских учебных заведений), с агитационной литературой семинаристы знакомятся от своих же старших товарищей по учебе. Часто случалось так, что из 50 выпускников семинарии ни один не становился сельским священником. Причин для этого было много: нищета, пьянство сельских жителей, в некоторых епархиях приводили к откровенному «изгнанию» из селений (с помощью сожжений домов) священнослужителей, поведение которых становилось таким же девиантным, как и общества в целом. Ситуация требовала немедленного решения проблем,
единства и согласованности действий, разработки новых методов и средств внутренней миссии Церкви. Таким образом, кроме ревизионных функций, о. Иоанн докладывал о наиболее проблемных, на его взгляд, явлениях в жизни епархий Русской Церкви. К таковым относится и вопрос миссии в епархиях с частичным мусульманскими населением. Власть на местах часто симпатизировала «экономически выгодному» мусульманству: муллу содержать легче, чем притч церковный. Случаи отступничества и ухода в раскол в южных епархиях, где не было должного миссионерского просвещения, не были редкостью. Иногда счет шел на тысячи душ.
16 февраля 1908 года, прот. Иоанн Восторгов получил приказ о своем назначении членом Особого Совещания при Святейшем Синоде по миссионерским делам. Энергично выполняя свои обязанности, он выступил инициатором и одним из организаторов проведения 4-го Миссионерского съезда в Киеве. На его открытии протоиерей выступил с двумя апологетическими докладами. Первый - о борьбе с сектами в удаленных епархиях, второй - об опасности идей социализма для молодежи.
О. Иоанн в январе 1908 г. посещает епархии Сибири и Дальнего Востока, где церковное и школьное обучение организует построение зданий школ и храмов. Он пишет: «необходимо строить церковно-учительскую школу во Владивостоке, для корейцев катехизаторскую школу, Далее нужна катехизаторская школа в Харбине для манжуро-монгольской миссии. Миссионерская и проповедническая часть всюду «хромает».
В Хабаровске, Никольске Уссурийском во Владивостоке, Харбине, Чите о. Иоанн ежедневно проповедовал, служил, проповедовал. Народу было множество, особенно в Харбине и Чите, где истосковались по мудрому церковному Слову. В Иркутске было принято решение собрать Сибирский миссионерский съезд, который состоялся летом июль-август 1910 г.
Для успеха православной миссии по докладу о. Иоанна потребовалось:
- укрепление законодательной основы деятельности
церкви за счет принятия закона о вероисповедании, повышение правового статуса православных миссионеров, открытие должностей антисектантских миссионеров;
- совершенствование церковной организации в переселенческих епархиях, увеличение числа епархий;
- улучшение материального положения миссии.
О Пекинской миссии прот. Иоанн писал так «Слухи оттуда один ужаснее другого. Все внимание приковано к деньгам, доходам, постройкам. китайцев не крестят, венчают только русских. Священников недостаточно, требы исполняют приезжающие иеромонахи». Недоверие к правящему там епискому обосновано, прот. Иоанн ходотайствует Св. Синоду о его замене на более доброго. «Тогда бы разрешилась атмосфера злобы и всеобщего недовольства». «Впрочем пишу частно, доверительно, и быть может, - и дай Бог, чтобы было так, -ошибаюсь». Таким образом командировки и инспекции стали ответом на события Первой русской революции, а его записки и доклады председателю Св. Синода Извольскому содержат богатый материал для оживления и построения внутренней и внешней миссии Православной Церкви.
В феврале 1908 г. было учреждено Особое Совещание по вопросам внутренней и внешней миссии при Святейшем Синоде под председательством митр. Владимира (Богоявленского). Св. Синодом были изданы новые «Правила об обустройстве внутренней миссии Православной Русской Церкви», который явились результатом работы Предсоборного Присутствия и Особого Совещания при Св. Синоде.
«Идея органической миссии» должна осуществляться так: 1) верующий народ (общества и организации) 2) приходские пастыри (первый миссионер - пастырь, в основном - на приходах, которые заражены сектанством), и 3) специальными миссионерами (епархиальными и уездными, в обязанности входила поддержка и укрепление первых двух, а также объединение с другими миссионерскими учреждениями). Все три миссии подчинялись епархиальным миссионерским советам, которые организовывались повсеместно, что вело к их самостоятельности и давало возможность проводить местные, миссионерские съезды, краевые, региональные.
Программа укрепления веры в народе и подъема приходской жизни в центральной России частично решалась с помощью братств.
Примером может служить Братство во имя Воскресения Христова. Организовано 1908 г. в Москве Председатель митр Владимир (Богоявленский). В управлении братства состояли видные церковные деятели, занимавшиеся миссионерской работой в епархии: Айвазов И.Г., прот Васильев, прот Игорь Полянский, священник И.И. Смирнов, архимандрит Новоспасского монастыря Макарий, викарии: епископ Можайский Василий (Преображенский), Серпуховской Анастасий (Грибановский) и прот. Иоанн (Восторгов).
Уставом на Братство были возложены задачи:
1) повышение религиозной грамотности верующих через доступное изложение основ православного вероучения;
2) борьба с религиозным сектантством, атеизмом, вредными церковными учениями (материализмом и социализмом);
3) создание кружков мирян-проповедников;
4) оказание помощи храмам и церковным школам переселенческих епархий Сибири и Дальнего Востока.
Материальная основа деятельности братства -собственные производства, издательское дело, распространение печатных изданий. Численность братств от нескольких десятков - до сотен человек. Братства устраивали в приходах народно-миссионерские курсы, собирали богослужебную утварь, необходимую литературу, временные храмы, таким образом, решалась одновременно задача миссионерских кадров и их обеспечение. Это дало возможность сохранить и закрепить православие в отдаленных и особенно проблематичных епархиях Дальнего Востока.
На Соборе 1917-18гг Братства рассматривались как одна из желательных форм церковго-общественной жизни в новых условиях.
Прот. Иоанн Восторгов принимал живое участие в трезвеническом движении. В частности в «Замоскворечким обществе трезвости» (храмы Флора и Лавра на Зацепе, Воскресения Христова в Кадашах, Никитской церкви на
Татарской ),которое входило в епархиальное общество борьбы с народным пьянством, а оно - в состав Всероссийского братства трезвости под председательством митр Владимира (Богоявленского). Общая численность более 500 человек.
Цель - борьба с народным пьянством, сквернословием и др пороками и грехами. Объективно выражалось во взаимопомощи в болезнях, несчастиях, безработице и других тяготах жизни.
Также по результату инспекторской поездки по дальнему Востоку и Сибири является создание и издание прот Иоанн пособия «Народно-Миссионерские и Катехизаторские курсы» (1911 г.) и организует в Москве пастырско-миссионерские курсы для будущих священников и учителей церковноприходских школ переселенческих епархий. Открывая в Москве краткосрочные пастырско-миссионерские курсы по подготовке священников и преподавателей для переселенческих епархий из числа добровольцев, а затем, организовав Высшие Богословские женские курсы, он готовил кадры апологетов и заложил основы новой апологетики, в первую очередь, направленную против сектантов и новых идеологических врагов Церкви в лице социал-демократов. Катехизаторские курсы, открытые в Москве под патронажем прот. Иоанна Восторгова, и действовавшие с 15 октября 1909 по 15 февраля 1910 года подготовили и выпустили 105 человек (Восторгов, 1995: 483), которые во время обучения вели пастырскую практику - проводили разъяснительные беседы с раскольниками и сектантами, сотрудничали с миссионерско-просветительскими обществами, участвовали в организации паломнических поездок к святыням. Краткосрочные катехизаторские курсы в Москве, а затем и на местах в отдаленных епархиях, Высшие Богословские женские курсы выпустили кадры, которые укрепили Православную Церковь на удаленных рубежах в мятежное революционное время.
В 1910 году пастырь открывает Высшие Богословские женские курсы, а позже, по благословлению митрополита Московского Владимира (Богоявленского) становится их руководителем (в 1913 они были преобразованы в Женский миссионерский институт). Так, женщинам, окончившим
богословско-педагогические курсы, было разрешено под патронатом священников преподавание в гимнастических классах всех предметов, кроме математики (ГАРФ. Ф. 9425.ОП. 1. Д. 17.Л. 8).
В мае 1911 года отец Иоанн курирует курсы по подготовке псаломщиков для служения в переселенческих епархиях Сибири и Дальнего Востока. Прот. Иоанн Восторгов, как опытный миссионер, понимал, что подготовка священнослужителей на местах более эффективна, чем в далекой столице. Так, в июле 1912 года в Тобольске, а в августе и в Хабаровске начали свою работу пастырско-миссионерские курсы на местах. На них было подготовлено более 500 священников и 100 псаломщиков.
В 1913 году отец Иоанн уходит из «черносотенного движения» и все свои таланты отдает на служение, защиту Церкви Христовой. Именно в этот период протоиерей начинает активно заниматься издательской деятельностью.
В годы первой мировой войны пастырь уделял много внимания делам милосердия и заботе о раненых. Патриотические проповеди того времени сохранились в изданиях «Вопросы религии и православия в современной великой войне» (1915 г.) и «Во дни войны. Голос пастыря-патриота».
В 1915 году отец Иоанн тайным голосованием возглавил Московский столичный Совет благочинных. Несмотря на политическую нестабильность, церковная жизнь шла своим чередом. В 1917 году о. Иоанн получил должность секретаря Миссионерского Отдела Святейшего Синода. Каждое воскресенье он служил молебны на Красной площади под стенами Кремля, занятого большевиками, пастырь призывал верующих христиан объединяться в «дружины пасомых» для защиты Церкви. Слова, поучения и проповеди того времени о. Иоанн публикует в издаваемой им газете «Церковность», которая выходит вплоть до самого ареста священника. 31 мая 1918 года по надуманному обвинению, о. Иоанн был арестван (https://zamos.ru, 2013). Основанием для заключения являлась подготовка продажи Епархиального дома (к тому времени уже захваченному большевиками) и передача вырученных средств
на восстановление монархии. На допросах во Внутренней тюрьме ВЧК, а затем и в Бутырке, священник твердо отрицал свою вину. Содержание под стражей продлилось почти 3 месяца.
22 августа 1918 года Следственная комиссия Революционного трибунала ВЦИК приговорила прот. Иоанна Восторгова к смертной казни. Утром 23 сентября 1918 сентября на Ходынском поле священника расстреляли. В патерике новоканонизированных святых об священномученике Иоанне Восторгове отмечено: «Умер о. Иоанн, как и жил: непоколебимым в вере мужественным исповедником» (Патерик новоканонизированных святых, 2003: 198).
На Братском кладбище близ церкви Всех Святых во Всехсвятском установлен мемориальный крест «Памяти мучеников. Протоирей Иоанн Восторгов, епископ Ефрем. Расстреляны 23 августа 1918 года».
В 1981 году пастырь был причислен к лику святых Русской Зарубежной Церковью, а в 2000 году Русской Православной Церковью.
Вся жизнь сщмч. Иоанна Восторгова прошла в служении Православию, Царю и Отечеству. Его путь не затерялся во времени, прот. Иоанн Восторгов не только сам без усталости трудился на ниве Господней, он взрастил целое поколение миссионеров.
Итогом двадцатилетней миссионерской деятельности стало издание Полного собрания сочинений протоиерея Иоанна Восторгова в 5 томах (1913-1916гг.) «Читатель увидит, в каких условиях мне приходилось работать: мне приходилось говорить в разных городах Кавказа, Сибири, Китая, Кореи, Японии, Дальнего Востока, Камчатки, в путешествиях по России, во время Миссионерских курсов, в водовороте общественных настроений богатого тревожными событиями периода 1905-1910 г и т. д.» (Восторгов, 1995: 716).
В него вошли лучшие писательские труды сщмч. Иоанна Восторгова - проповеди, поучительные статьи, богословские труды, ранее частично напечатанные в таких журналах и газетах, как: «Церковные Ведомости», «Московские Церковные Ведомости», «Московские Ведомости», «Кавказ»,
«Церковность», «Русская Земля», «Вестик Грузинского Экзархата», «Епархиальные Ведомости» и многих других. Изначально о. Иоанн планировал издать все проповеди, которые были напечатаны в СМИ, но не случилось - Февральская революция 1917 г. разрушила планы.
Время, написания статьей совпало с миссионерскими поездками сщмч. Иоанна Восторгова по России, в которых он сталкивался с агитацией социалистов-революционеров, которая изначально была направлена на разрушение государственности, а затем и пропаганду атеизма.
Цикл из тринадцати статей-отчетов по внутренней и внешней миссии «ИЗ ПУТЕШЕСТВИЯ ПО СИБИРИ» (1909 г., 3-й том) раскрывает проблемы переселенцев в России, а посещение Кореи, Монголии, Китая, Японии обнажили духовные нужды внешней миссии.
Пятый том «Социализм при свете Христианства. Теория, практика и история социализма, критика его начал» заключает пятитомник Полного собрания сочинений прот. Ионна Восторгова. Кроме статей-проповедей, которые вошли в состав Полного собрания сочинений и были изданы при жизни сщмч. Иоанна Восторгова, следует отметить цикл художественных рассказов из жизни миссионеров, которые не были известны многочисленной публике и преимущественно печатались в христианском журнале «Церковность».
Издательская деятельность пастыря занимает видное место в его тудах,
О. Иоанн Восторгов высоко ценил печатное слово в деле просвещения. «В широкие круги народа, - писал он, - проникает теперь печать - книги, журналы, особенно же листки и газеты. Великое благо - печать честная, трудовая, нравственная. Великое зло - печать лживая, натравливающая на зло, против религиозного, противоправительственного» (Восторгов, 1995: 115-116). Книгоиздательство «Верность», открытое прот. Иоанном на деньги благотворителей, издавало большую часть его статей, проповедей, художественных рассказов московского периода пастырского служения (Нетужилов, 2010).
Во время своего существования (1910-1917 гг.) в издательстве печатались газеты «Русская земля», «Вече»,
журналы «Верность», «Церковность», православный детский журнал «Потешный», выходили в свет большими тиражами книги, листки и брошюры патриотического содержания, которые рассылались по православным храмам и приходам (Нетужилов, 2010).
ЛИТЕРАТУРА
Восторгов И. сщмч. 1995. Слава Божия. - ПСС. Т. 3: 115-116.
Восторгов И. сщмч. 1995. Пастырские курсы в Москве. - ПСС. Т. 4: 483.
Восторгов И. сщмч. 1995. Послесловие. - ПСС. Т. 5: 716.
ГАРФ. Ф. 9452. «Восторгов Иоанн Иоаннович, протоиерей». ОП. 1. Д. 1.
«Личные документы Восторгова (1900-1916)». ГАРФ. Ф. 9452. ОП. 1. Д. 2. «Наградные свидетельства, грамоты, адреса,
пригласительные билеты и др. (1900-1916)». ГАРФ. Ф. 9452. ОП. 1. Д. 3. «Послужные списки И. И. Восторгова». ГАРФ. Ф. 9452. ОП. 1. Д. 11. «Проповеди Восторгова И.И. (рукописи,
машинопись, печатный материал)». ГАРФ. Ф. 9452. ОП. 1. Д. 13. «Проповеди прот. И. И. Восторгова». ГАРФ. Ф. 9452. ОП. 1. Д. 17. Л. 8 «Иоанн Восторгов. Материалы о женских
богословских курсах в Москве». ГАРФ. Ф. 9452. ОП. 1. Д. 43. «Материалы IV Всероссийского съезда (1908)». ГАРФ. Ф. 9452. ОП. 1. Д. 17.Л. 8 «Иоанн Восторгов. Материалы о женских
богословских курсах в Москве». Гумеров А. свящ. 2004. Правда веры и жизни. Житие и труды священномученика Иоанна Восторгова. М.: Сретенский монастырь. 366 с.
Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви (2 февраля 2016 года) [Электронный ресурс]. -URL: http://www.patriarchia.ru. Иоанн (Восторгов), православный святой. 2013. [Электронный ресурс]. - URL: https://zamos.ru.
Нетужилов К.Е. 2010. Формирование системы церковной периодической системы в России 19 - начала20 веков: историко-типологический анализ: Дис. д-ра фил. наук. СПб. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. 2008.
[Электронный ресурс]. - URL: http://www.patriarchia.ru. Павликова Л.Ф. 2000. Протоиерей Иоанн Иоаннович Восторгов. - Записки
отдела рукописей. № 51: 309-311. Патерик новоканонизированных святых: священномученик Петр (Зверев): священномученик Иоанн Восторгов. Альфа и омега. Ученые записки общества для распространения Священого Писания в России. Москва. 2003. С. 174-199.
Польский М. протопресв. 1994. Пастырь и паства. Прот. И. Восторгов. -Журнал Московской патриархии. № 4.
Польский М. протопресв. 1995. Прот. М. Польский. - В кн. Новые мученики Российские. Москва.
РГБ. Ф. 039. Братство св. Петра-митрополита. Братство св. Петра-митрополита Московского: архивный фонд, 1872-1916.
Светозарский А. 1997. Отче наш, Иоанне, моли Бога за нас! - Памятники отечества: Иллюстрированный альманах Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. № 37(1): 23.
Светозарский А. 1992. Пастырь добрый. Жизнеописание протоиерея Иоанна Восторгова. - Глаголы жизни. № 1(2): 37-38.
Струков А.В. 2010. Общественная деятельность протоиерея Иоанна Восторгова: Дис....канд. ист. наук: 07.00.02. М. 221 с.
ЦГА Москвы. Ф. 2261. - Канцелярия коммисара Временного правительства по гор. Москве». ОП. Д. 371 «О возможности ареста прот. И. И. Восторгова».
Получена /Received: 30.06.2017 Принята/Accepted: 05.07.2017