Научная статья на тему 'Миссионерский путь священномученика Андроника (Никольского)'

Миссионерский путь священномученика Андроника (Никольского) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
117
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
священномученик Андроник (Никольский) / История Церкви / Русская Православная Церковь / Японская Православная Церковь / святитель Николай Японский / патриарх Сергий (Страгородский). / holy martyr Andronik (Nikolsky) / Church History / Russian Orthodox Church / Japanese Orthodox Church / St. Nicholay of Japan / Patriarch Sergiy (Stragorodsky).

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Иван Григорьевич Горбунов

Статья посвящена миссионерской деятельности священномученика Андроника (Никольского) (1870–1918), архиепископа Пермского и Кунгурского. В статье на основании архивных материалов и опубликованных источников рассматриваются особенности миссионерского служения архиепископа Андроника за границей, в Японской духовной миссии, под началом архиепископа Николая Японского, а также в России, в период трудов владыки поочередно в Новгородской, Омской и Пермской епархиях. Автор касается вопроса возможного преемства архиепископом Андроником миссионерской практики равноапостольного Николая Японского, и акцентирует внимание на личных миссионерских качествах священномученика Андроника. Именно японский период жизни священномученика Андроника является основой его дальнейшей просветительской деятельности. Особенное значение имела практика домашнего общения с верующими, благодаря которой священномученик Андроник укрепился в навыке живого духовного попечения о каждом члене своей паствы через церковные проповеди, частные беседы, совместные формы душеполезного досуга, создание содружеств ревнителей веры, обществ трезвости, народных школ, через печать религиозных листовок и многое другое.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Missionary Way of the Holy Martyr Andronik (Nikolsky)

The article is devoted to the missionary activity of the holy martyr Andronik (Nikolsky) (1870–1918), the archbishop of Perm and Kungur. Based on archival materials and published sources, the article discusses the features of the missionary ministry of archbishop Andronik abroad, in the Japanese Spiritual Mission, under the supervision of archbishop Nicholay of Japan, as well as in Russia, during the period of Andronik’s labors in the Novgorod, Omsk and Perm dioceses. The author addresses the issue of possible succession by the archbishop Andronik of the missionary practice of Equal-to-the-Apostles Nicholay of Japan, and focuses on the personal missionary qualities of the holy martyr Andronik. It is the Japanese period of the life of the holy martyr Andronik that is the basis of his further enlightenment. The practice of home communication with believers was of particular importance, thanks to which the holy martyr Andronik strengthened himself in the skill of living spiritual care for each member of his flock through sermons, private conversations, joint forms of soulful leisure, the creation of communities of zealots of faith, sobriety societies, public schools, through the printing of religious flyers etc.

Текст научной работы на тему «Миссионерский путь священномученика Андроника (Никольского)»

DOI: 10.24411/2587-8425-2019-10013

Миссионерская деятельность Русской Православной Церкви

И.Г. Горбунов

миссионерский путь свлщенномученика андроника (никольского)

Статья посвящена миссионерской деятельности священномученика Андроника (Никольского) (1870-1918), архиепископа Пермского и Кунгурского. В статье на основании архивных материалов и опубликованных источников рассматриваются особенности миссионерского служения архиепископа Андроника за границей, в Японской духовной миссии, под началом архиепископа Николая Японского, а также в России, в период трудов владыки поочередно в Новгородской, Омской и Пермской епархиях. Автор касается вопроса возможного преемства архиепископом Андроником миссионерской практики равноапостольного Николая Японского, и акцентирует внимание на личных миссионерских качествах священномученика Андроника. Именно японский период жизни священномученика Андроника является основой его дальнейшей просветительской деятельности. Особенное значение имела практика домашнего общения с верующими, благодаря которой священно-мученик Андроник укрепился в навыке живого духовного попечения о каждом члене своей паствы через церковные проповеди, частные беседы, совместные формы душеполезного досуга, создание содружеств ревнителей веры, обществ трезвости, народных школ, через печать религиозных листовок и многое другое.

Ключевые слова: священномученик Андроник (Никольский), История Церкви, Русская Православная Церковь, Японская Православная Церковь, святитель Николай Японский, патриарх Сергий (Страгородский).

Исследование миссионерской деятельности священномученика Андроника (Никольского) важно по нескольким причинам. Во-первых, недопустимо оставлять без внимания труды человека, всей своей жизнью показавшего пример подлинного исповедания православной веры. Во-вторых, просветительская деятельность архиепископа Андроника не исчерпывается только пермским периодом его жизни, являющимся расцветом его деятельности. Чрезвычайно важны его ранние миссионерские труды.

Миссионерская деятельность священномученика Андроника началась еще в стенах Ардонской Александровской миссионерской семинарии, куда он был назначен в 1896 г. на должность инспектора и преподавателя гомилетики. По сравнению с другими духовными школами главной и особенной целью Александровской семинарии была подготовка православных миссионеров для христианизации жителей Осетии. Несмотря на сугубо миссионерскую направленность учебного процесса Ардонской духовной школы, по данным за 1896 г.1, желающих обучаться в её стенах было больше, чем она могла принять. Примечательно, что преподавателем основных профильных предметов назначили молодого выпускника Московской духовной академии иеромонаха Андроника (Никольского). Уже сам этот факт является свидетельством о его исключительном педагогическом и миссионерском таланте. Однако всего спустя год пребывания в Ардоне, отец Андроник вместе с архимандритом, впоследствии Патриархом Московским и всея Руси Сергием (Страгородским) в сентябре 1897 г. отправляется в Японию.

Иван Григорьевич Горбунов — чтец, магистр богословия, аспирант кафедры Церковной истории Санкт-Петербургской духовной академии (gorbunov-ivan@hotmail.com).

1 Дамаскин (Орловский), игум. Житие священномученика Андроника (Никольского), архиепископа Пермского // Андроник (Никольский), архиеп. Творения. Тверь, 2004. Книга I: Статьи и заметки. С. 8.

Дружба иеромонаха Андроника с архимандритом Сергием (Страгородским) началась ещё во время обучения в Московской духовной академии. Архимандрит Сергий сразу заметил предрасположенность молодого иеромонаха к миссионерству, и эта тема стала основным предметом их разговоров. Побывавший в первый раз в 1890— 1891 гг. в Японии архимандрит Сергий от всей души переживал за дальнейшую участь Японской Православной Церкви, разделяя свои переживания по этому вопросу со своим собеседником — иеромонахом Андроником. Дальнейшее назначение отца Андроника на служение в Японскую духовную миссию произошло отчасти благодаря влиянию именно архимандрита Сергия, привившего своему товарищу любовь к Японии. Отец Сергий, находясь в России, писал письма преосвященному Николаю Японскому, в которых настойчиво рекомендовал принять на службу его товарища, на что владыка Николай, привыкший к ленивым и безответственным помощникам, реагировал скептически, сомневаясь в благонадежности иеромонаха Андроника. Вот как он отзывался об этом: «Советовал оставить мысль о служении здесь, ибо нет у него миссионерского призвания — по всему видно»2. Однако опасения архиепископа Николая не оправдались, поскольку иеромонах Андроник проявил себя очень хорошо, и впоследствии произвел на владыку Николая самое благоприятное впечатление. Следует заметить, что сам отец Андроник с трепетом ожидал своего прибытия в Японию, переживая о том, как он возьмется за такое великое дело, «не имея за собой ничего, кроме некоторого желания трудиться с добрым намерением и на добро всем, по слову Божию»3. Несмотря на волнение, проповедник с большим усердием приступил к своим первоочередным обязанностям — изучению языка и местных обычаев.

Забегая вперед, заметим, что дальнейшее миссионерское служение архимандрита Сергия и иеромонаха Андроника во многом зависело от уроков равноапостольного Николая, которые он давал намеренно, посвящая своих помощников в тонкости миссионерского дела, и ненамеренно — собственным примером. В своих воспоминаниях отец Андроник пишет, что преосвященный Николай, несмотря на постоянную занятость, регулярно уделял время молодым миссионерам, передавая им свой миссионерский опыт. В этих беседах святитель рассказывал об особенностях проповеди среди японцев, о том, как воодушевлять людей и воодушевляться предметом проповеди самому, чему нужно уделять особенное внимание в деле проповеди. При этом владыка Николай касался не только практической стороны вопроса, но и духовной, напоминая о том, что проповедник служит не ради личной выгоды, не ради духовной миссии и государства, а ради Христа, являясь продолжателем Его дела. Из этого тезиса святителя выходил следующий: если человек делает дело Христово,

2 Дневники святого Николая Японского: в 5 т. / Сост. К. Накамура. Т. 3. СПб.: Гиперион, 2004. С. 311.

3 Андроник (Никольский), архиеп. Миссионерский путь в Японию // Его же. Творения. Тверь, 2004. Книга I: Статьи и заметки. С. 65.

Священномученик Андроник (Никольский) (1870-1918)

ему не следует ничего бояться4. Вероятно, что эти слова святого Николая отец Андроник сделал своим девизом, самоотверженно исповедуя Христа всей своей жизнью.

Деятельная жизнь начальника миссии и его поучительные беседы оказали на отца Андроника самое благоприятное воздействие. Имея от природы слабое здоровье, он, подражая своему наставнику, проявлял удивительную энергичность и самозабвенно трудился, изучая японский язык с утра до вечера, делая перерывы лишь для того, чтобы посетить православных японцев вместе с архимандритом Сергием (Страгородским). Эти посещения представляли собой хождение по домам христиан, где миссионеры не только имели возможность проповедовать, но и налаживать добросердечные отношения с гостеприимными японцами. Очень скоро, уже спустя три месяца по прибытии, отец Андроник освоил японский язык настолько хорошо, что стал не только самостоятельно посещать христиан, но и совершать богослужения на японском языке. Миссионер проявлял высокую жертвенность в своем послушании. Несмотря на слабое здоровье, он без малейшего возмущения обходил целые кварталы, чтобы рассказать людям о Христе. Домой он возвращался лишь поздним вечером и совсем без сил. Владыка и в будущем никогда не изменял долгу своего служения, относясь к нему с высокой ответственностью и богобоязненностью.

Отец Андроник стремился подражать своему учителю и основывал свое бла-говествование на уроках архиепископа Николая. Это заметно при сравнении их проповеднических методов. В частности, их схожесть выражается прежде всего в получении представления о духовном состоянии человека, его интересах и склонностях, а впоследствии и других сведений, например, о семье, жизненных условиях, материальном благополучии и т. д. И владыка Николай и отец Андроник организовывали свою проповедь с учётом общего состояния каждого человека, каждый из них пытался быть не только духовным учителем, но и другом для своей паствы.

Примечательно, что даже миссионерские заметки ученика и учителя удивительно похожи по своей структуре. Это сходство выражается в фиксировании авторами крупных и мелких насущных проблем, рядом с которыми они тут же предлагают подробные описания методов их решения и оставляют свои замечания касательно практической и духовной стороны миссионерского дела. Также авторы делятся своим настроением и дальнейшими планами по миссии. По обыкновению, большинство их заметок соответствуют этой схеме.

Владыка Николай видел основную миссионерскую задачу отца Андроника в работе с молодыми людьми, будущими проповедниками и катехизаторами. Начальник миссии, памятуя об инспекторском опыте отца Андроника в Александровской семинарии, не раз высказывал своё желание об организации им катехизаторской школы в Осаке и будущем учреждении духовной семинарии. Однако этот замысел не было суждено осуществить отцу Андронику, поскольку он покинул

4 Там же. С. 197.

Иеромонах Андроник (Никольский) и архимандрит Сергий (Страгородский). Япония, 1898 г.

Японию в 1899 г. по состоянию своего здоровья5. Семинария была организована только в 1913 г.6 усилиями преосвященного Сергия (Тихомирова), будущего митрополита Японского.

Священномученик Андроник посетил Японию и второй раз. Он возвратился туда в 1906 г., когда был назначен епископом на кафедру города Киото. Однако пробыл там только до 1907 г., после чего вернулся в Россию, из-за болезни сердца7.

Первый японский период жизни священномученика Андроника является основой его дальнейшей просветительской деятельности. Это справедливо потому, что сам владыка Андроник, обладая талантом к миссионерству, получил возможность совершенствовать свои способности под руководством мудрого и опытного наставника, каким для него оказался архиепископ Николай Японский. В этом особое значение имела практика домашнего общения с верующими. Благодаря ей, иеромонах Андроник укрепился в навыке живого духовного попечения о каждом члене своей паствы и в самоотверженном служении Церкви. Став епископом, он вновь объединил почти исчезнувшую общину христиан Киото, привлекая людей своей участливостью и любовью к ним, конечно же, не без собственных их усилий. Впоследствии епископ Андроник в своих «Письмах архиерея к иереям» будет давать духовенству Новгородской епархии наставления о подобной практике проповеди, когда пастырь отдает все силы своему служению и делу катехизации. Сюда владыка относит любые возможности общения пастыря с пасомыми, разновидности которых он приводит в большом количестве: церковные проповеди, частные беседы, совместные формы душеполезного досуга, создание содружеств ревнителей веры, обществ трезвости, народных школ, печать религиозных листовок и многое другое. «Да всего и не перечислить, что может помочь священнику христиански устраивать приходскую жизнь»8, — в заключение пишет владыка.

Свой первый архипастырский опыт владыка Андроник применил на Новгородской земле, где с 1908 по 1913 гг. являлся викарием9. Своё служение преосвященный Андроник начал с поездок по приходам Тихвинского викариатства. Очень важно, что эти поездки не были строгими приходскими ревизиями. Владыка устраивал их на манер японской деятельности, ежедневно проводя многие часы в публичных проповедях и в частных беседах с православными прихожанами. Эти поездки епископа Андроника по православным приходам епархии производили огромное впечатление на верующих. Люди чувствовали любовь владыки и пытались ответить на неё разными способами, кто как мог: подарками, теплыми словами, своим временем. Простые крестьяне оставляли свои дела, чтобы встретить владыку, всенародно готовились к его приезду. Общественная любовь к своему пастырю являлась главным показателем успешной проповеди преосвященного Андроника.

Сам владыка видел в русском народе великий духовный потенциал. Он верил, что народная вера, несмотря на недостаток христианского просвещения, способна оживить дух русского народа и в будущем изменить его к лучшему.

В целом, преосвященный Андроник направлял свой взор на будущее Православия и России. Через его проповеди красной нитью проходит призыв к воспитанию детей.

5 Климат Японии был крайне неблагоприятен для сердечного заболевания отца Андроника — в климатических условиях Японии его болезнь только прогрессировала. По свидетельству святителя Николая Японского, заболевание отца Андроника было семейным.

6 В Осака находился первый класс семинарии, остальные пять находились в Токио.

7 Карпук Д. А. История взаимоотношений святителя Николая Японского с Санкт-Петербургскими митрополитами (1860-1912гг.) // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2018. № 2. С. 135.

8 Дневники святого Николая Японского: в 5 т. / Сост. К. Накамура. Т. 1. СПб.: Гиперион, 2004. С. 423.

9 Фактически епископу Андронику приходилось выполнять проповеднические и административные обязанности Новгородского архиепископа Гурия (Охотина). См.: Дамаскин (Орловский), игум. Житие священномученика Андроника (Никольского), архиепископа Пермского... С. 15.

Являясь председателем Новгородского епархиального училищного и Миссионерского советов10, он лично занимался сбором пожертвований для устроения детских церков-но-приходских школ, а также всячески поощрял деятельность институтов религиозно-нравственного народного просвещения, в частности Новгородского епархиального братства Святой Софии11.

Особенное внимание епископ Андроник обращал на борьбу с недугом пьянства. В этом направлении он проводил активную миссионерскую работу, занимая уже Омскую епископскую кафедру12. Вместе с Омским Епархиальным Братством трезвости преосвященный Андроник организовал епархиальный праздник, посвященный трезвости и борьбе с пьянством, после которого обратился ко всему духовенству Омской епархии с призывом устраивать приходские сообщества трезвости, которые бы возглавляли сами приходские священники. Таким образом владыка боролся не только с народным пьянством, но и с распространением этого недуга среди священства.

Владыка не боялся устраивать публичные выступления против торговли алкоголем и выступать за закрытие питейных заведений. Этим он вызывал массу недовольства в обществе и даже наживал себе врагов. Однако его не волновало стороннее мнение, и своими проповедями он привлекал к борьбе за трезвость не только священство, но и способных к этому мирян, особенно врачей и педагогов, руководствуясь в этом выборе их высоким общественным авторитетом.

Преосвященный Андроник осознавал, что для успеха проповеди необходимо воплощать её в жизнь, реализовывать её идеи повсеместно и общими усилиями. Полнее всего он воплотил этот замысел, находясь на Пермской кафедре, которую занимал с 30 июля 1914 г. по 20 июня 1918 г. Он осуществлял максимально обширную проповедническую деятельность как в Перми, так и в области, привлекая к проповеди пермское духовенство и местных проповедников. Именно здесь владыка особенно плотно приступил к делу народного просвещения. Подобно своему учителю архиепископу Николаю Японскому, который с целью привести ко Христу всю языческую Японию самоотверженно проповедовал среди японцев слово Божие, архиепископ Андроник насаждал православный дух среди своих же соотечественников с тем, чтобы не только проповедовать Евангелие, но и, через изменение мыслей русского человека, изменить судьбу всей России. Именно глобальная цель благополучия и высоты нравов русского народа была главным ориентиром в перво-святительской деятельности владыки Андроника.

Революционные события, в то время происходившие в России, прямо противоречили попыткам архиепископа достичь народного благополучия. Они не оставили равнодушным Пермского первосвятителя, который публично выражал сопротивление большевистской власти. Вначале же владыка поддерживал Временное правительство, призывая к этому свою паству. Так, владыка издал распоряжение в храмах Пермской епархии возносить молитвенное прошение «О Богохранимей Державе Российстей и о Благоверном Временном Правительстве ея»13, а также призывал духовенство и народ подчиняться Временному правительству, в связи с чем 19 марта 1918 г. в кафедральном Спасо-Преображенском соборе Перми под предводительством архиепископа Андроника произошла народная торжественная присяга на верность службы Российскому государству14. В этот период владыка явил высшую форму своей миссионерской и исповеднической деятельности. В своем

10 См.: РГИА. Ф. 796. Оп. 439. Д. 87.

11 Новгородские епархиальные ведомости. 1911. № 1-2. С. 259.

12 Назначение на Омскую и Павлодарскую кафедру произошло 8 марта 1913 года. См.: РГИА. Ф. 796. Оп. 439. Д. 87.

13 Пермские ведомости. 1917. № 53. С. 4

14 Марченко А. Н, Нечаев М. Г. Отношение высшей церковной иерархии к февральской революции на примере пермской епархии // Вестник ПНИПУ. Культура. История. Философия. Право. 2018. № 1. С. 93.

письме к обер-прокурору Св. Синода В. Н. Львову он писал: «.боюсь только Единого Бога, как страшного Мздовоздаятеля, и боюсь Его. Не боюсь высказывать власти верноподданическую правду, пока это не поздно»15. Бесстрашие владыки перед советской властью и его антибольшевистская деятельность были наказаны: архиепископ Андроник был арестован и впоследствии, 20 июня 1918 г., расстрелян.

Миссионерская деятельность архиепископа Андроника (Никольского) являет собой образец пастырского и исповеднического служения. Основы миссионерской практики, полученные архиепископом Андроником в период его катехизаторской и, впоследствии, епископской деятельности в Японии, стали основой для его дальнейших трудов в России. Полученный им проповеднический опыт и впечатления от личного деятельного примера архиепископа Николая Японского владыка Андроник перенес на российскую землю, что предположительно — не принимая во внимание его личных катехизаторских способностей — и послужило причиной всемерной и всесторонней организации его проповеднической деятельности. В некотором роде подобный комплексный и дерзновенный подход к просветительской деятельности являются прямым следствием уроков равноапостольного Николая.

источники и литература

1. Андроник (Никольский), архиеп. Миссионерский путь в Японию // Его же. Творения. Тверь, 2004. Книга I: Статьи и заметки.

2. ГАРФ. Ф. 550. Оп. 1. Д. 96. // Из письма обер-прокурору Св. Синода В. Н. Львову епископа Пермского и Кунгурского Андроника (Никольского).

3. Дневники святого Николая Японского: в 5 т. / Сост. К. Накамура. Т. 1. СПб.: Гиперион, 2004.

4. Дневники святого Николая Японского: в 5 т. / Сост. К. Накамура. Т. 3. СПб.: Гиперион, 2004.

5. Карпук Д. А. История взаимоотношений святителя Николая Японского с Санкт-Петербургскими митрополитами (1860-1912 гг.) // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2018. № 2. С. 130-138.

6. Марченко А. Н., Нечаев М. Г. Отношение высшей церковной иерархии к февральской революции на примере пермской епархии // Вестник ПНИПУ. Культура. История. Философия. Право. 2018. № 1. С. 90-97.

7. Новгородские епархиальные ведомости. 1911. № 1-2.

8. Пермские ведомости. 1917. №53.

9. РГИА. Ф. 796. Оп. 439. Д. 87 // Формулярный список о службе иеромонаха Андроника (Никольского).

10. Дамаскин (Орловский), игум. Житие священномученика Андроника (Никольского), архиепископа Пермского // Андроник (Никольский), архиеп. Творения. Тверь, 2004. Книга I: Статьи и заметки.

Ivan Gorbunov. Missionary Way of the Holy Martyr Andronik (Nikolsky).

Abstract: The article is devoted to the missionary activity of the holy martyr Andronik (Nikolsky) (1870-1918), the archbishop of Perm and Kungur. Based on archival materials and published sources, the article discusses the features of the missionary ministry of archbishop Andronik abroad, in the Japanese Spiritual Mission, under the supervision of archbishop Nicholay of Japan, as well as in Russia, during the period of Andronik's labors in the Novgorod, Omsk and Perm dioceses. The author addresses the issue of possible

15 EAP$. 550. On. 1. fl. 96. n. 13-14.

succession by the archbishop Andronik of the missionary practice of Equal-to-the-Apostles Nicholay of Japan, and focuses on the personal missionary qualities of the holy martyr Andronik. It is the Japanese period of the life of the holy martyr Andronik that is the basis of his further enlightenment. The practice of home communication with believers was of particular importance, thanks to which the holy martyr Andronik strengthened himself in the skill of living spiritual care for each member of his flock through sermons, private conversations, joint forms of soulful leisure, the creation of communities of zealots of faith, sobriety societies, public schools, through the printing of religious flyers etc.

Keywords: holy martyr Andronik (Nikolsky), Church History, Russian Orthodox Church, Japanese Orthodox Church, St. Nicholay of Japan, Patriarch Sergiy (Stragorodsky).

Ivan Grigoriyevich Gorbunov — Master of Theology, Graduate student of the Department of Church History of the St. Petersburg Theological Academy (gorbunov-ivan@hotmail.com).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.