Научная статья на тему 'Письма священномученика протоиерея Иоанна Восторгова святителю Тихону, Патриарху Московскому и всея России (вступ. Ст. , Публ. И примеч. Смоляковой И. Н. )'

Письма священномученика протоиерея Иоанна Восторгова святителю Тихону, Патриарху Московскому и всея России (вступ. Ст. , Публ. И примеч. Смоляковой И. Н. ) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
290
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИССИОНЕРСКОЕ ОБЩЕСТВО / ВСЕРОССИЙСКИЙ СВЯЩЕННЫЙ СОБОР / МИТРОПОЛИТ МАКАРИЙ (НЕВСКИЙ) / МИТРОПОЛИТ ПЛАТОН (РОЖДЕСТВЕНСКИЙ) / ПОКРОВСКИЙ СОБОР НА КРАСНОЙ ПЛОЩАДИ / ОБЩЕСТВО РАСПРОСТРАНЕНИЯ РЕЛИГИИ В ВОЙСКАХ / Л. М. ДОБРОНРАВОВ / METROPOLITAN MAKARIY (NEVSKIY) / METROPOLITAN PLATON (ROZDESTVENSKY) / THE SOCIETY OF THE RELIGION’S DISTRIBUTION IN ARMIES / L.M. DOBRONRAVOV / THE MISSIONARY SOCIETY / THE ALL-RUSSIA CHURCH LOCAL COUNCIL OF 1917-1918 / THE CATHEDRAL OF THE VIRGIN PROTECTRESSON THE RED AREA

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Смолякова Инна Николаевна

Данная публикация предлагает неизвестные ранее письма видного московского протоиерея Иоанна Восторгова, адресованные Московскому митрополиту, а затем Святейшему Патриарху Тихону в августе декабре 1917 г. В письмах поднимаются актуальные вопросы церковной жизни в революционную эпоху.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Смолякова Инна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The publication offers the unknown letter offamous Moscow archpriest John Vostorgovto HolyPatriarchTikhon (theMoscow metropolitanin that time) in August -December, 1917. In letters the actual questions of the church life under revolution were raised. The publication of I. Smolyakova.

Текст научной работы на тему «Письма священномученика протоиерея Иоанна Восторгова святителю Тихону, Патриарху Московскому и всея России (вступ. Ст. , Публ. И примеч. Смоляковой И. Н. )»

Вестник ПСТГУ

II: История. История Русской Православной Церкви.

2012. Вып. 2 (45). С. 75-84

Письма священномученика протоиерея Иоанна Восторгова святителю Тихону, Патриарху Московскому и всея России

Данная публикация предлагает неизвестные ранее письма видного московского протоиерея Иоанна Восторгова, адресованные Московскому митрополиту, а затем Святейшему Патриарху Тихону в августе — декабре 1917 г. В письмах поднимаются актуальные вопросы церковной жизни в революционную эпоху.

Публикуемые ниже письма к святителю Тихону относятся к последнему году жизни священномученика Иоанна Восторгова (1864—1918). Они дополняют ранее введенные в научный оборот письма протоиерея Иоанна к Патриарху Тихону1. Протоиерей Иоанн Восторгов — настоятель Покровского собора на Красной площади, талантливый миссионер, блестящий и неутомимый проповедник и апологет. Тридцать лет он прослужил синодальным миссионером-проповедником, и, по его собственным словам, «исполнял поручения и совершал поездки исключительной трудности и даже сопряженные с большой опасностью для жизни (в Персию, Монголию, Маньчжурию, Китай, Корею, Японию, на Сахалин, Камчатку, много раз по Закавказью и 10 раз по Сибири, Средней Азии и Дальнему Востоку)»2. Кроме того, о. Иоанн трудился на должности Окружного наблюдателя церковных школ Поволжских и Приуральских епархий, состоял в Совете Миссионерского общества. После февральской революции о. Иоанн был практически лишен возможности вести миссионерскую деятельность. Будучи по натуре необыкновенно энергичным человеком, он не мог с этим примириться. Письма пастыря отражают одновременно испытываемые им и горечь, и горячее желание благовествовать3. Вновь и вновь он ищет способы продолжить служение миссионера. Спустя год о. Иоанн свидетельствовал Евангельскую истину как священномученик, войдя одним из первых в сонм новомучеников Российских. В конце мая 1918 г. ВЧК организовала провокацию и, выдвинув клеветнические обвинения, арестовала протоиерея Иоанна. Он был заключен сначала во внутренней тюрьме на Лубянке, затем переведен в Бутырскую тюрьму, откуда его 5 сентября (23 августа ст. ст.) вместе с другими приговоренными к расстрелу привезли на Братское кладбище. Отец Иоанн первым подошел к могиле и обратился к остальным осужденным, призывая их с несомненной верой в милосердие Божие принести последнюю жертву.

Хотя на страницах писем поднимаются животрепещущие вопросы церковного строительства, они не изобилуют новыми фактами. Не это делает переписку ценным источником. Письма протоиерея Иоанна обнаруживают подробности, о которых лишь косвенно можно догадываться из других источников. Внимательному читателю станут ясны некоторые мотивы и предпосылки готовящихся церковных решений, тонкости взаимоотношений между духовными лицами, отдельные факты биографии священномученика, его стремления и сомнения. А то обстоятельство, что адресатом писем является митрополит, впоследствии Патриарх Тихон, святитель Московский, подтверждает, что их значение трудно переоценить.

Письма протоиереем Иоанном написаны от руки, №1—4 — автографы на именном бланке. Документы публикуются по ксерокопиям подлинников. Текст писем передается в новой орфографии, с соблюдением пунктуации автора, сокращения раскрыты в квадратных скобках. Письма датируются по старому стилю.

Вступительная статья, публикация и примечания И. Н. Смоляковой

№ 1

Благодарственная записка протоиерея Иоанна Восторгова митрополиту Московскому Тихону

26 августа 1917 г.

Москва

Сердечно благодарю Вас за позволение поднести Вам этот дар4. Прошу благословения и молитв.

Ваш покорный послушник протоиерей Иоанн Восторгов ЦИА ПСТГУ. Ф. Патриарха Тихона. Д. 3. Л. 164.

№ 2

Письмо протоиерея Иоанна Восторгова митрополиту Московскому Тихону о делах Миссионерского общества и о своей дальнейшей деятельности

11 сентября 1917 г.

Москва

Ваше Высокопреосвященство,

Милостивый Отец и Архипастырь,

Возлюбленный Владыко!

Знаю, как у Вас стеснено время, и поэтому не смею беспокоить Вас личным докладом. Пишу — это для Вас удобнее; все же для прочтения как-нибудь время хоть поздно вечером найдется.

Журнал Мисс[ионерского] Общ[ества]5 от 4 авг[уста] с. г. с моим докладом я предоставил для прочтения Митрополиту Платону5 как председателю] Совета по утверждению и распространению православной веры — при Св[ятейшем] Синоде. Сегодня он меня вызвал, журнал возвратил и сказал мне, что совершен*

но согласен с высказанными там суждениями.

Сегодня же посетил меня Архиеп[ископ] Иркутский Иоанн7, Председатель] Отд[ела] о внешн[ей] миссии на Соборе8, и пригласил принять участие в Отделе. При этом заявил, что Отдел официально обратился, по Наказу, к секретарю Собора с просьбою вызвать сведущее лицо от Совета Мисс[ионерского] Общества, по его избранию. Думают, в число избранных, если их будет несколько, попаду я для доклада всяких справок. Архиепископ Иоанн и архим[андрит] Гурий9, заранее мною ознакомленные с содержанием моего доклада Совету Мисс[ионерского] Общества, — и они оба согласились с ним вполне.

Наконец, сегодня же прислал для прочтения Преосвящ[енный] Мефодий Оренбургский10 свой проект о Центральном Управлении внешней миссии — и проект этот, без предварительного уговора, оказался совпадающим с предположениями моего доклада Совету Мисс[ионерского] Общества.

Итак, придется скоро для избрания представителя в Соборный Отдел по внешней миссии созвать пленарное заседание Совета Мисс[ионерского] Общества, и я почтительно прошу позволения о дне заседания спросить у Вас по телефону. Причины же назначения заседания я выше выяснил.

Еще просьба: Нельзя ли Вашим авторитетным словом поторопить А. А. Осец-кого11 к рассмотрению нашего ходатайства о продаже дома Мисс[ионерского] Общества. Идет зима, у нас нет топлива, а ведь нам придется по договору на свой счет отапливать дом, а на это уйдет вся сумма аренды по нынешним ценам.

Простите, что Вас беспокою. Простите за дальнейшую мою приписку, чисто интимного, личного характера, притом совершенно секретного. Я не могу и не хочу скрывать от Вас как своего архипастыря ничего, тем более, что Вы ласково отнеслись ко мне, и, кроме того, тут вопрос, в решении которого Ваш совет и указания Ваши могут оказаться окончательными и важнейшими.

Митрополит Платон, прибыв ко мне на квартиру, по глубокому секрету предложил мне епископство в Закавказье, со включением Урмии, Карса и Эре-вани, с учительством в Тифлисе, с поручением дела миссии. Потом предложил второе место — в Америке, епископство Канадское, на случай предположительного отозвания из Америки Архиеп[ископа] Евдокима12 и избрания на место его епископа Александра13. Я ответа не дал. Сыновне Вам говорю, что, конечно, мне душно и тесно замкнуться только в рамки работы в Соборе св. Василия Блаженного. Если я не получу должности, хотя и совершенно бесплатно, Наблюдателя миссионерских учреждений и школ при Совете Мисс[ионерского] Общества; — а мне показалось, что Вы не особенно сочувствуете такому назначению, — то мне придется уйти из Совета Мисс[ионерского] Общества, так как одна канцелярия без живого дела и разъездов для моего психического склада совершенно невыносима. Христа ради не подумайте, что я ставлю какой-то ультиматум. Я, с одной стороны, выявляю мою психологию и положение, а с другой — знаю, что

* Здесь и далее подчеркнуто протоиереем Иоанном Восторговым.

77

по соображениям тактики и теперешней «конъюнктуры» всех идей, движений, лиц и событий, — и Вы не всегда вольны поступать так, как Вам самому хочется. Но с делом можно не спешить, если впереди иметь надежды. Если же их нет и быть не может, тогда, конечно, мне придется искать какого-либо другого простора мятущейся и жаждущей работы моей душе. Моя мечта могла бы сбыться и в назначении Наблюдателем миссий и школ, и в том проекте, который хотел осуществить бывший митроп[олит] Московский Владыко —Макарий14: в моей работе в Покровском монастыре15, где я как Управляющий] миссионерским монастырем с полным правом и возможностью был бы таким же работником по Миссионерскому Обществу, помогая Архипастырю и в других чисто миссионерских делах.

Простите за прямоту и искренность моего обращения. Я уже месяц его обдумывал, ибо предложение Высокопреосвященного] Платона последовало месяц назад. Но теперь меня торопят. Итак, если Вы скажете, что мне лучше остаться в Москве, я останусь, заключив из Вашего решения, что в будущем я могу, хоть и не скоро, когда будут благоприятные обстоятельства, уповать на сродную мне работу здесь, если же Вы этого не можете сказать, то мне придется искать выходов в другом направлении. Но скрывать от Вас я ничего не хотел. Простите и благословите.

Вам с любовью покорный послушник Протоиерей Иоанн Восторгов

ЦИА ПСТГУ. Ф. Патриарха Тихона. Д. 3. Л. 165-168.

№ 3

Письмо протоиерея Иоанна Восторгова митрополиту Московскому Тихону о встрече с митрополитом Макарием (Невским) и об Обществе распространения религии в войсках

30 сентября 1917 г.

Москва

Секретно

Ваше Высокопреосвященство,

Возлюбленный многочтимый Владыко

Сообщаю Вам те или другие сведения, не навязывая никаких решений, а только для осведомления Вашего. Может быть, что и окажется Вам полезным. Сам имею в виду только благо Церкви и престиж своего архипастыря, тоже для блага Церкви.

1. Приезжал ко мне митроп[олит] Макарий с еп[ископом] Арсением16 на собрание «Церковности»17. Уединился митрополит со мною и дал мне прилагаемое свое обращение сначала в черновом виде. Я высказался, что в нем смешаны два предмета: общий принципиальный вопрос о выборах и обидах епископам18 и личный интерес митроп[олита] Макария. Убедил старца последнее выбросить,

о своем преемнике дать добрый отзыв и дать заверение, что лично он, митрополит Макарий, со своей участью примирился. Убедил его все выбросить о Московском съезде, избравшем митрополита, и дополнить суждениями о вреде для Церкви выборного начала для епископов и для пресвитеров.

Оказалось, он одно из моих предложений принял, а другое, что я советовал выбросить, оставил, и получилась мешанина горше прежнего.

Я посылаю Вам, однако, доставленную мне писцом старца копию его бумаги, — для Вашего сведения наперед, на случай подачи такого заявления*.

2. Общество, о котором я Вам говорил, Владыко, которое имеет целью агитацию религии в войсках, требует осторожного и очень осторожного к себе отношения. Я предпочитаю дать деньги, но лично не принимать участия. Люди там неуравновешенные и сами себе приносят вред из лишней болтовни. Сущность его очень скоро будет вскрыта. О цельности воззрений его руководителей в области чисто религиозной мало говорит смешение воедино православия еп[ископа] Андрея19 с Востоковым20 и народных социалистов, и христианских социалистов. Это соединение железа и глины рассыплется.

3. Идет лично против Вас какая-то неуловимая агитация. Захватывает она круг Московского духовенства, мирян, но волны я вижу и на Соборе. Уединенный и заключенный в своем домашнем узилище, не могу никак вскрыть ее центр и определить точно нити, причины и реальные цели. Однако почитаю долгом об этом Вас осведомить. Предположений своих — они есть — не высказываю: сам в них не уверен, боюсь греха, чтоб не обвинить кого-либо напрасно.

Простите, благословите.

Вам со всею и благодарною любовью покорный Протоиерей Иоанн Восторгов

ЦИА ПСТГУ. Ф. Патриарха Тихона. Д. 3. Л. 169-171.

№ 4

Письмо протоиерея Иоанна Восторгова Святейшему Патриарху Тихону с поздравлением в связи с избранием на Патриарший престол

5 ноября 1917 г.

т

Ваше Святейшество,

Святейший наш Первопастырь,

Досточтимейший Владыко

Не знаю, когда Бог приведет меня лично принести Вам поздравления и приветствия, но сердце не терпит и требует хоть несколькими строками утрудить внимание Ваше и выразить Вам благоговейную любовь и преданность.

* Прилагаемое заявление митрополита Макария не сохранилось. Вероятно, речь идет

о заявлении митрополита Макария на имя Св. Патриарха Тихона, опубликованном в труде епископа Арсения (Жадановского) (см.: Митрополит Макарий Невский // Арсений (Жаданов-ский), еп. Воспоминания. М.: ПСТБИ, 1995. С. 203).

79

Пишу поздним вечером, возвратившись из молитвенного собрания, бывшего в нашем храме. Я говорил и беседовал о патриаршестве, и мы закончили беседу многолетствованием Вашего Святейшества, нашего Верховного Пастыря. Знаем, что в тяжкие времена Господь жребием указал Вам взойти на превознесенный престол патриарший. Знаем, что, может быть, великие скорби и мученичество Вас ждут, как оного Ермогена. Но потому-то мы и молимся со слезами о Вас Богу, да укрепит Он Вас, да сохранит, да соделает крепкостоятельным адамантом веры и благочестия, и духовным знаменем...*

ЦИА ПСТГУ. Ф. Патриарха Тихона. Д. 3. Л. 172. В правом верхнем углу помета рукой Св. Патриарха Тихона: «ответил».

№ 5

Письмо протоиерея Иоанна Восторгова Святейшему Патрирху Тихону о положении митрополита Макария (Невского), крестном ходе в Вербное воскресенье и статье Л. М. Добронравова

[не ранее 18 и не позднее 23 декабря 1917 г.]**

т

Ваше Святейшество,

Святейший Владыко

Может быть, в предстоящие дни праздников у Вас найдется небольшой досуг, чтобы ознакомиться с теми приложениями, которые я посылаю при сем письме***.

Рапорт мой на имя митроп[олита] Макария касается трех вопросов: а) о перемене «во имя» приделов нашего Собора, сообразно историческим указаниям, и устроении 12-го престола; от последнего я отказываюсь, а первое и теперь бы поддерживал; б) о крестном ходе в Вербное воскресенье; об этом я лично докладывал Вашему Святейшеству, и мнение мое Вам известно; крестный ход надо бы теперь установить, т. е. восстановить — с восстановлением патриаршества21; в) о богослужении на Лобном месте в первый день Пасхи; и теперь я по этому вопросу из пастырских соображений держусь прежнего мнения.

Если Вам угодно дать ход всем этим делам, то по вопросу о крестном ходе нужно будет, по моему мнению, учредить особую Комиссию. Чтобы Вам яснее было, как проходил вопрос об этом, я прилагаю возражения (дружеские) моих сослуживцев и мои заключения по поводу сих возражений. Почему прилагаемым рапортам я не дал движения? Потому, что не было патриарха, и посему

* Лист с окончанием письма не сохранился.

** Датировано по содержанию. 24 декабря, в Рождественский Сочельник протоиереем Иоанном было написано Святейшему Патриарху Тихону уже следующее письмо (см.: Письма священномученика протоиерея Иоанна (Восторгова) к Святителю Тихону / Публ. протоиерея В. Воробьева, О. Косик // Богословский сборник. Вып. 6. М., 2000. С. 274—276).

*** Приложения не сохранились.

не назрела особо настоятельная нужда; потому, что я не хотел на первых порах служения в Соборе (чрез полгода после моего назначения22) чем-либо огорчить сослуживцев и помешать нашему причтовому единению, которое теперь, слава Богу, окрепло и утвердилось; потому еще, что я знал нерешительность митрополита, к тому же в то время ко мне настроенного недружелюбно (его добрые ко мне отношения проявились гораздо позднее, после моего вдовства23, и не сразу, а с 1916 года).

2. Посылаю письма митрополита Макария. Тяжело старцу. Я к нему питаю благодарные чувства за благожелательные отношения в последние годы и за то, что он сумел возвыситься над личными чувствами мстительности после моих неблагоприятных для него докладов по случаю ревизий Томской церковноучительской школы в 1905, 1907 и 1909 гг., по которым (ревизиям) от Томского архиепископа требовались неприятные объяснения, а самая школа в конце концов была закрыта... В четверг 28 декабря я хочу навестить старца в его одиночестве. Нельзя ли было бы, в случае освобождения Томской кафедры, м[итрополита] Макария назначить титулярным Томско-Алтайским митрополитом, с местом жительства и областью управления в Алтае (Бийске), а Томской епархии предоставить право выбора первого викария, коему и вручить управление Томской епархией, кроме Алтая? Преосвященный Анатолий, говорят, может пройти в Одессу, а может быть, не получит ли назначения в одну из беженских епархий24. Все это, конечно, только мои гадания, но, может быть, чем-либо прикажете утешить старца25?

3) Посылаю типичную для нынешнего времени ст[атью] Добронравова26. Может быть, удосужитесь пробежать. Она взята из сентябрьского, недавно вышедшего номера журнала «Современный] мир», (орган с[оциалистов]-д[емократов] меньшевиков)27. Видимо, писал ее богослов. Статья злобная. Но как арсенал всех выпадов против Церкви и христианства она симптоматична. Я думаю выступить по поводу ее в «Церковности», в собрании — устно, в журнале — печатно. Посему осмелюсь потом попросить о возвращении мне статьи. Ее слабые стороны — противоречия, компилятивность, неопределенность, расплывчатость (особенно во второй части, где автор был просто подавлен обилием сделанных и записанных выдержек из прочитанных книг, при отсутствии выводов и центральной мысли) — все это полезно и благовременно использовать, особенно имея в виду нашу полуинтеллигентную толпу.

«Церковность» я все-таки издаю, и номера Рождеств[енский] и новогодний Вам вышлю. «Церковность» снова возвращается к прежнему спокойному и положительному пастырскому тону.

Позвольте закончить письмо глубокою благодарностью Вашему Святейшеству за молитвенное общение с нашими богомольцами Покровского Собора 17 декабря. Без фраз и условностей скажу, что действительно утешили Вы воистину благочестивых наших духовных детей. Вы сами не могли этого не заметить. Поверьте, мы не хотели являть пред Вами никакой разовой стороны, а имели в виду только духовное созидание наших обычных богомольцев. От взора моего не ускользнуло, что, даже взявши к нам в Собор посох, Вам поднесенный, Вы хотели показать мне внимание. Это так нежно, так духовно, проникновенно.

Спасибо Вам. Спасибо Вам, наш общий дорогой Владыко и Верховный Пастырь!

Простите и благословите.

Вам с любовью покорный послушник протоиерей Иоанн Восторгов

ЦИА ПСТГУ. Ф. Патриарха Тихона. Д. 3. Л. 178-181. В правом верхнем углу первого листа помета рукой Св. Патриарха Тихона: «ответил».

Примечания

1 См.: Письма священномученика протоиерея Иоанна (Восторгова) к Святителю Тихону / Публ. прот. В. Воробьева, О. Косик // Богословский сборник. Вып. 6. М., 2000. С. 268-288.

2 Рапорт протоиерея Иоанна Восторгова Святейшему Патриарху Тихону 15 марта 1918 г. // Там же. С. 284-285.

3 Рапорт от 15.03.1918 г., один из самых последних документов, вышедших из-под пера протоиерея Иоанна, целиком посвящен просьбе возложить на него миссионерскую работу (см.: Там же. С. 284-286).

4 Протоиерей Иоанн Восторгов преподнес митрополиту Московскому Тихону, видимо, ко дню его тезоименитства и возведения в сан митрополита (13.08.1917 г.), архиерейский посох.

5 Миссионерское общество было создано и торжественно открыто в 1865 г. в Санкт-Петербурге, в 1868 г. главное управление Общества из-за внутренних нестроений было перенесено в Москву под начало Московского митрополита. В 1870 г. святителем Иннокентием (Вениаминовым) был составлен проект нового устава Православного Миссионерского общества и состоялось торжественное возобновление его деятельности в России. Главная цель Общества заключалась в том, чтобы содействовать православным миссиям в обращении в православие «обитающих в пределах Российской империи нехристиан». Обществом издавались миссионерские журналы, и с 1884 г. начали созываться миссионерские съезды, были изданы их труды. 25.08.1906 г. митрополит Московский Владимир (Богоявленский) как председатель Общества ввел о. Иоанна Восторгова в качестве члена в состав Совета Общества, где он исполнял должность управляющего канцелярией. Подробнее о ПМО см.: Нестеров С. В. Архимандрит Макарий (Глухарев) и создание в России Миссионерского общества // Ежегодная Богословская конференция ПСТБИ: Материалы. М.: ПСТБИ, 2000. С. 427-434.

6 Платон (Рождественский П. Ф.; 1866-1934), митрополит, в 1917 г. именовался митрополитом Тифлисским и Бакинским, экзархом Кавказским.

7 Иоанн (Смирнов Ф. И.; 1857-1918), архиепископ, занимал Иркутскую кафедру с 1916 г. вплоть до кончины 03(16).12.1918 г.

8 Всероссийский Священный Собор — первый с конца XVII в. Поместный Собор Православной Российской Церкви, открывшийся 15 (28) августа 1917 г. в Успенском соборе Московского Кремля. Всего на Собор было избрано и назначено по должности 564 члена. После выборов Председателя Собора, которым стал святитель Тихон, Собор приступил к организации отделов. Было создано 22 отдела и три совещания при соборном Совете. Собор заседал больше года, до 7 (20) сентября 1918 г., проведя три сессии и приняв ряд определений и постановлений. Последние касались важнейших вопросов реорганизации строя церковного управления, правового положения Церкви, епархиального управления и приходской жизни и других.

9 Гурий (Степанов А. И., 1880-1938), архимандрит, впоследствии архиепископ. С 1906 г. доцент КазДА. В 1906-1907 гг. преподавал на миссионерских курсах при КазДА, в 1910 г. работал на Миссионерском съезде, с 1910 г. экстраординарный профессор. С 1912 г. архимандрит, с 1916 г. доктор церковной истории, член Всероссийского Священного Собора 1917-1918 гг. по избранию от монашествующих.

10 Мефодий (Герасимов М. Л.; 1856-1931), архиепископ. С 24.12.1912 до 02.08.1914 г. епископ Томский и Алтайский, с 1914 г. Оренбургский и Тургайский, с 1918 г. архиепископ.

11 Осецкий А. А. — директор Хозяйственного управления Святейшего Синода.

12 Евдоким (Мещерский В. И., 1869-1935) с 29.07.1914 г., архиепископ Алеутский и Североамериканский. В 1917-1918 гг. покинул Америку для участия во Всероссийском Священном Соборе в Москве. 18.11.1918 г. назначен на Нижегородскую кафедру. Впоследствии перешел в обновленческий раскол.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13 Александр (Немоловский А. А.; 1876-1960), епископ. В 1909 г. поставлен во епископа Аляскинского, викария Алеутской епархии, в 1916 г. переведен на новообразованную Канадскую кафедру. В 1917 г. переехал в Нью-Йорк и возглавил Североамериканскую епархию.

14 Макарий (Парвицкий-Невский М. А.; 1835-1926), митрополит. Более 50 лет (с 1855 г.) провел в миссионерском служении на Алтае, пройдя путь от учителя и миссионерского сотрудника Алтайской миссии до ее начальника в сане архимандрита (1883), а затем в святительском сане продолжал трудиться на этом поприще. С 1884 г. епископ Бийский, с 1891 г. Томский и Семипалатинский. 25.11.1912 г. Высочайшим рескриптом назначен на Московскую митрополию. 20.03.1917 г. постановлением Святейшего Синода под давлением обер-прокурора Временного правительства В. Н. Львова митрополит Макарий был уволен за преклонностью лет на покой. Святителю не разрешили жить в Троице-Сергиевой лавре, а местом пребывания определили подмосковный Николо-Угрешский монастырь Московской епархии. Митрополит Макарий, лишенный возможности проповедовать и вести преподавательскую деятельность, тяготился таким положением и сам называл его «заточением».

15 Покровский мужской монастырь в Москве основан в 1635 г. царем Михаилом Федоровичем. В 1870 г., с учреждением митрополитом Иннокентием Православного Миссионерского Общества преобразован в Покровский миссионерский монастырь. При нем был создан Миссионерский институт для подготовки монашествующих, желающих направиться в просветительские миссии. Миссионерский институт активно работал только во времена архиерейства свт. Иннокентия, подготовив несколько десятков миссионеров. Митрополит Макарий специальным представлением от 22 апреля 1916 г. предложил Святейшему Синоду возвести о. Иоанна по принятии монашества в сан епископа. Возможно, митрополит Макарий рассчитывал возобновить эту деятельность путем назначения викарного епископа управляющим Покровским монастырем.

16 Арсений (Жадановский А. И.; 1874-1937), епископ. С 08.06.1914 г. епископ Серпухов-ский, викарий Московской епархии, председатель миссионерского братства во имя свт. Петра, был сыновне близок к митрополиту Макарию, вел с ним переписку, составил его жизнеописание (см.: Митрополит Макарий Невский // Арсений (Жадановский), еп. Воспоминания. М.: ПСТБИ, 1995. С. 186-246).

17 «Церковность»: Приложение к журналу «Православный благовестник» — еженедельная православно-народная газета, издаваемая протоиереем Иоанном Восторговым в Москве с 1911 по 1918 г. («Православный благовестник» — издание Православного Миссионерского общества).

18 С подачи обер-прокурора В. Н. Львова были смещены с занимаемых кафедр многие архиереи (например, митрополит Питирим (Окнов), архиепископ Тихон (Никаноров) и другие), а пустующие кафедры замещались путем выбора кандидатов на епархиальных съездах.

19 Андрей (князь Ухтомский А. А.; 1872-1937), епископ, с 1913 г. Уфимский и Мензелин-ский. Приветствовал февральскую революцию 1917 г. В марте 1917 г. приехал из Уфы в Петроград, затем в прифронтовую полосу рядом с Двинском и Ригой, служил и проповедовал в войсках. В 1917 г. вошел в состав нового Святейшего Синода. В 1918-1919 гг. окормлял духовенство армии адмирала А. В. Колчака.

20 Востоков Владимир Игнатьевич (1868-1957), до революции священник церкви св. Никиты Мученика в Замоскворечье в Москве. Был переведен в Уфимскую епархию к епископу Андрею (Ухтомскому). Избран членом Всероссийского Священного Собора 1917-1918 гг. от Уфимской епархии, вернулся в Москву. В Гражданскую войну уехал на юг России, где был духовником и проповедником армии генерала П. Н. Врангеля. Эмигрировал.

21 Крестный ход в Москве в Вербное воскресенье не состоялся, однако был организован грандиозный ход к стенам Кремля в праздник перенесения мощей свт. Николая 9 (22) мая 1918 г.

22 Настоятелем Покровского собора протоиерей Иоанн Восторгов был назначен митрополитом Макарием 31.05.1913 г.

23 Супруга протоиерея Иоанна Елена Евпловна (урожденная Маковкина) скончалась в начале 1915 г.

24 Анатолий (Каменский А. В.; 1863-1925), епископ. С 02.08.1914 г. возглавлял Томскую и Алтайскую кафедру. В июне 1920 г. был назначен архиепископом Иркутским и Верхолен-ским.

25 19.08.1920 г. Священный Синод вынес определение о пожизненном бытии состоящему на покое митрополиту Макарию — митрополитом Алтайским, о чем Св. Патриарх Тихон уведомил владыку личным письмом. Подробнее см.: Митрополит Макарий Невский // Арсений (Жадановский), еп. Воспоминания. С. 207-208.

26 Добронравов Леонид Михайлович (1887-1926), писатель, журналист, актер, режиссер. Окончил СПбДС и юридический факультет Юрьевского университета. Писал и выступал по вопросам Церкви. Вскоре после революции покинул Россию, в эмиграции писал под псевдонимом Леон Донич.

27 См.: Добронравов Л. М. Церковь и государство // Современный мир. 1917. №7/9. С. 1-64, 2-я паг.

Ключевые слова: Миссионерское Общество, Всероссийский Священный Собор, митрополит Макарий (Невский), митрополит Платон (Рождественский), Покровский собор на Красной площади, Общество распространения религии в войсках, Л. М. Добронравов.

The Letters of the Holy Martyr Archpriest John Vostorgov to Holy hierarch Tikhon, the Patriarch Moscow and All Russia

The publication offers the unknown letter offamous Moscow archpriest John Vostorgovto HolyPatriarchTikhon (theMoscow metropolitanin that time) in August — December, 1917. In letters the actual questions of the church life under revolution were raised. The publication of I. Smolyakova.

Keywords: the Missionary Society, the All-Russia Church Local Council of 1917-1918, metropolitan Makariy (Nevskiy), metropolitan Platon (Rozdestvensky), the Cathedral of the Virgin Protectresson the Red area, the Society of the religion’s distribution in armies, L.M. Dobronravov.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.