Научная статья на тему 'Письма священномученика Вениамина, митрополита петроградcкого, святителю Тихону, Патриарху Московскому и всея России (вступ. Ст. , публ. И примеч. И. Н. Смоляковой)'

Письма священномученика Вениамина, митрополита петроградcкого, святителю Тихону, Патриарху Московскому и всея России (вступ. Ст. , публ. И примеч. И. Н. Смоляковой) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
431
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕТРОГРАДСКАЯ ЕПАРХИЯ / ПЕТРОГРАДСКАЯ КОНТОРА СВ. СИНОДА / АЛЕКСАНДРО-НЕВСКАЯ ЛАВРА / АЛЕКСАНДРО-НЕВСКОЕ БРАТСТВО / СОВЕТ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ / ЕПИСКОП ПРОКОПИЙ (ТИТОВ) / ЕПИСКОП ГЕННАДИЙ (ТУБЕРОЗОВ) / ЕПИСКОП АМВРОСИЙ (ЛИБИН) / THE COUNCIL OF PEOPLE’S COMMISSARS / BISHOP PROCOPIUS (TITOV) / BISHOP GENNADY (TUBEROZOV) / BISHOP AMBROSE (LIBIN) / THE PETROGRAD DIOCESE / THE PETROGRAD BUREAU OF THE HOLY SYNOD / ALEXANDER NEVSKY LAVRA / ALEXANDER NEVSKY BROTHERHOOD

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Смолякова Инна Николаевна

Данная публикация предлагает неизвестные ранее письма священномученика Вениамина (Казанского), митрополита Петроградского, адресованные Московскому митрополиту, а затем Святейшему Патриарху Тихону в сентябре 1917 г. июле 1918 г. В письмах поднимаются актуальные вопросы церковной жизни в революционную эпоху.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Letters of the Holy Martyr Benjamin, Metropolitan of Petrograd to Holy hierarch Tikhon, the Patriarch Moscow and All Russia (the publication of I. Smolyakova)

The publication offers the unknown letter metropolitan Benjamin to Holy Patriarch Tikhon (the Moscow metropolitan in that time) in September, 1917 July, 1918. In letters the actual questions of the church life in the revolutionary era were raised.

Текст научной работы на тему «Письма священномученика Вениамина, митрополита петроградcкого, святителю Тихону, Патриарху Московскому и всея России (вступ. Ст. , публ. И примеч. И. Н. Смоляковой)»

Смолякова Инна Николаевна, науч. сотр. Научно-исследовательского отдела Истории Русской Православной Церкви ПСТГУ 3089533@mail.ru

Письма священномученика Вениамина, митрополита Петроградского, святителю Тихону, Патриарху Московскому и всея России

Данная публикация предлагает неизвестные ранее письма священномученика Вениамина (Казанского), митрополита Петроградского, адресованные Московскому митрополиту, а затем Святейшему Патриарху Тихону в сентябре 1917 г. — июле 1918 г. В письмах поднимаются актуальные вопросы церковной жизни в революционную эпоху.

Настоящей публикацией впервые вводятся в научный оборот письма, отправленные митрополиту, а затем Святейшему Патриарху Тихону митрополитом Петроградским Вениамином в течение первого года его пребывания на кафедре. Первое из публикуемых писем написано в начале сентября 1917 г.1, вскоре после возведения владыки в сан митрополита, через три месяца после избрания его главой Петроградской епархии. Покои столичного архиерея находились в Свято-Троицкой Александро-Невской Лавре, которая, однако, за два дня до интронизации была изъята из его управления и подчинена Св. Синоду. Новый статус, реформирование лавры и одновременно набирающие обороты революционные события в северной столице сильно изменили уклад жизни обители. Как следствие, одной из главных тем писем Петроградского митрополита Перво-святителю становятся размышления, порожденные внутренними нестроениями главной святыни Петрограда, ее внешними обстояниями и притеснениями. Материалы дополняют картину церковной жизни города в первый послереволюционный год, содержат сведения об истории зарождения церковно-общественных организаций. В переписке обсуждаются подробности визита святителя Тихона в Петроград и митрополита Вениамина в Москву. Учитывая, что события этих исторических месяцев достаточно глубоко изучены современными исследовате-лями2, ценность публикуемых ниже документов видится в том, что они отражают отношение к происходящему Петроградского архиерея. Взгляд владыки Вениамина на канву событий изнутри, его эмоциональная оценка повседневности и конфликтов неожиданно обнаруживают их неоднозначность. Некоторые письма носят более официальный характер, другие являются «исповедью сердца». Раз-

1 Последнее из писем митрополита Владимира, отложившееся в фонде Патриарха Тихона, датированное 12(25) сентября 1918 г., было опубликовано ранее (см.: «Приспело время подвига...»: Документы Священного Собора Российской Церкви 1917—1918 гг. о начале гонений на Церковь / Сост., автор вступ. статьи Н. А. Кривошеева. М.: ПСТГУ, 2013. С. 380—388.

2 О судьбе Александро-Невской Лавры см., например: Шкаровский М. В. Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра. М.: Арт-Деко, 2013.

думья священномученика над возникшими коллизиями дышат прямотой и искренностью, его вопросы и доводы полны сыновним доверием и братской любовью к Святейшему Патриарху. Документы интересны, конечно, не только в свете детального изучения переломных моментов в судьбе святынь С.-Петербурга. Они являются замечательным источником для дополнения штрихов к духовно-нравственному портрету самого автора, его отношения к своему служению. Документы публикуются по правилам современной орфографии и пунктуации, сокращения раскрыты в квадратных скобках. В датировке за основу принят старый (юлианский стиль), используемый автором. В документах, созданных позднее 1 февраля 1918 г., дата по новому стилю приводится в круглых скобках.

Вступительная статья, публикация и примечания И. Н. Смоляковой

№ 1

Прошение митрополита Вениамина митрополиту Московскому Тихону о проведении праздничного богослужения 8 сентября в церкви Преображения Господня с. Преображенского Московской епархии

6 сентября 1917 г.

t

Ваше Высокопреосвященство.

Не осмеливаясь Вас беспокоить, прошу принять письмо Ольги Ник[олаевны] Макаровой1 — это во-первых, во-вторых, благословите мне послужить

8 сент[ября] литургию и, если будет благовременно, сказать поучение в Преображенской церкви с. Преображенского2, как об этом просят настоятель и прихожане оттуда. Они просили об этом Вас, но Вам нельзя. Ко мне же обращаются будто бы потому, что есть связь у них с Петроградом, так как от них пошел Преображенский полк. Вероятно, что их надоумил архим[андрит] Никанор3. Во всяком случае, служить в этот великий праздник я очень желал бы, поэтому благословите послужить.

Прошу Ваших молитв покорнейший послушник Вашего Высокопреосвященства Митрополит Вениамин

P.S. Ризницу, свиту — всё это они приготовят. 1917. Сент[ября] 6.

ЦИА ПСТГУ. Фонд Патриарха Тихона. Д. 1. Л. 81—81 об. Ксерокопия подлинника. Автограф митрополита Вениамина. Вверху листа резолюция Св. Патриарха Тихона: «Разрешить».

№ 2

Письмо митрополита Вениамина Святейшему Патриарху Тихону о положении Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры

13 января 1918 г.

т

Ваше Святейшество.

Спаси Христос за праздничный привет. О семье Кочуровых4 имею заботу и надеюсь устроить ее довольно хорошо. Указ о Лавре вызывает много недоумений. Едва ли он может быть выполнен. Св. Синод не желает входить в интересы Лавры5. Бог и св[ятой] благоверный князь будет ему судьею, особенно тем членам, которые так много пользовались гостеприимством обители. Донесение преосвящен[ного] Прокопия6 отчасти уже открыло то, что Св. Синод готовит Лавре. Он не в силах ее защитить, как не защитил своей типографии7, а епархия имеет эти силы и надеется свое достояние отстоять8. Прилагаю копии своего заявления в Совет Народных Комиссаров*.

Посылаю дело об избрании Финляндского Преосвященного**.

Испрашиваю Ваших святых молитв и благословения, покорнейший послушник

Митрополит Вениамин

1918.

Янв[аря] 13.

ЦИА ПСТГУ. Фонд Патриарха Тихона. Д. 1. Л. 82—82 об. Ксерокопия подлинника. Автограф митрополита Вениамина на собственном бланке.

№ 3

Заявление митрополита Вениамина в Совет Народных Комиссаров

6 января 1918 г.

Копия

В Совет Народных Комиссаров в Петрограде.

В газетах — «Дело Народа»9 за 31 декабря минувшего 1917 года и в других — был напечатан рассмотренный Советом Народных Комиссаров проект декрета по вопросу об отделении Церкви от государства10.

осуществление этого проекта угрожает большим горем и страданиями православному русскому народу.

* См. следующий документ. Опубликовано открытое письмо было 10 января. См. Прибавление к Церковным Ведомостям. 1918. № 1. С. 24—25.

** Документ в фонде отсутствует.

Вполне естественно, как только православные жители г. Петрограда узнали об этом, стали сильно волноваться. Волнения могут принять силу стихийных движений. Вера, горячее настроение искреннего сердца, затронутое в своих святых переживаниях, не может замкнуться только во внутреннем страдании. Оно рвется наружу и может вылиться в бурных движениях и привести к очень тяжелым последствиям. Никакая власть не сможет удержать его.

Я, конечно, уверен, что всякая власть в России печется только о благе русского народа и не желает ничего делать такого, что бы вело к горю и бедам громадную часть его.

Считаю своим нравственным долгом сказать людям, стоящим в настоящее время у власти, предупредить их, чтобы они не приводили в исполнение предполагаемого проекта декрета об отобрании церковного достояния. Православный русский народ никогда не допускал подобных посягательств на его святые храмы. И ко многим другим страданиям не нужно прибавлять новых.

Думаю, что этот мой голос будет услышан, и православные останутся со всеми их правами — чадами Церкви Христовой.

Вениамин, Митрополит Петроградский и Гдовский.

№ 68.

6 января 1917 года.

Г. Петроград.

ЦИА ПСТГУ. Фонд Патриарха Тихона. Д. 12. Л. 1—1 об. Ксерокопия копии на собственном бланке. Машинопись.

№ 4

Письмо митрополита Вениамина Святейшему Патриарху Тихону о положении Петроградской Конторы Св. Синода

21 февраля (6марта) 1918 г.

т

Ваше Святейшество, Святейший Отец и Архипастырь.

Со специальной оказией шлю это письмо. Радость наша по поводу Вашего приезда в Петроград не исполнилась11. Скорбим.

Со дня на день, ожидая перерыва сообщения с Москвой, прошу указаний и распоряжений на случай нашего пленения12, каковые и прошу вручить нашему посланцу.

В каком положении по упразднении Святейшего Синода оказывается его Петроградская Контора?

Мы находим нужным под тем или другим наименованием сохранить ее и расширить круг ее дел. Она могла бы быть сосредоточием церковного управления епархиями, оказавшимися во владении немцев. Иначе эти епархии окажутся брошенными на произвол судьбы, и не будут иметь никакого представитель-

ства для отстаивания их интересов. Такие и подобные мысли предносятся. Необходимо назначить содержание и отпустить средства чиновникам и канцелярии Конторы. Подробный доклад готовится, но когда он приготовится и дойдет до Вас, Бог знает.

Поэтому я прошу, не ожидая его, сделать те или другие распоряжения, так как время не терпит.

Положение синодских чиновников, корпорации Академии, Царскосельского училища ужасны. Помочь им епархия не может, так как ей нужно содержать духовно-учебные заведения, Консисторию, а между тем поступления сокращены, и текущие счета в банке закрыты.

Прошу благословения, молитв и указаний Вашего Святейшества.

Ваш покорнейший послушник Митрополит Вениамин

1918. Февр[аля] 21

Р. 8. Что Вы думаете делать с преосвящен[ным] Прокопием. Он пока исполняет обязанности наместника.

ЦИА ПСТГУ. Фонд Патриарха Тихона. Д. 1. Л. 83—84. Ксерокопия подлинника. Автограф митрополита Вениамина.

№ 5

Письмо митрополита Вениамина Святейшему Патриарху Тихону о церковной жизни в Петроградской епархии и о нестроениях в Александро-Невской Лавре

Не ранее 26марта (8 апреля) и не позднее 6 (19) апреля 1918г.*

Ваше Святейшество, Милостивый Архипастырь и Отец.

Много есть такого, о чем бы потребно непосредственно, лично доложить Вашему Святейшеству, но обстоятельства текущей церковной жизни Петроградской епархии никак не позволяют покинуть Петроград, так как неизвестно, вернешься ли в него, да и позволят ли это сделать.

Жизнь церковная бьется у нас очень интенсивно, да иначе нельзя. Как только она несколько начинает успокаиваться, сейчас же усиливаются нападения на Церковь. Больших несколько сорганизовали, теперь начинаем развивать детские организации. При Братстве приходских советов13 открыли Союз детей и молодежи, охватывающий союзы при приходах. Центром христианской просветительской деятельности в детском мире при-Лаврского региона является Исидоровское училище14. Там на детские собрания приходится до 1000 детей. С ними занимаются церковным пением, религиозными беседами, гимнастикой,

* Датировано по содержанию.

естествознанием и т. п. Привлечены к работе педагогические силы Семинарии, Училища Духовн[ого]15 и Исидоровского. На Пасху в четверг организуется дет-

ский крестный ход в Лавру, а в тех частях Петрограда, откуда далеко, напр[имер]

на Васильевском острове, там будут районные крестные ходы. В Посту я служил в разных церквях Петрограда Преждеосвященные литургии, на которые собирались дети, иногда и причащались, напр[имер] у Благовещ[ения] на Вас[ильевском] Остр[ове]16, в Князь Влад[имирском] соб[оре] на Петроград-

ской17. В Благовещ[ение] служил молебен в Павловском Институте, где пели уча-

щиеся18, в субботу, 7 апр[еля], буду служить в Мариинском Институте19. Много

скорбей, но есть и утешения.

При домовых церквах образовалось множество приходов, что внесет, да уже внесло, большое оживление в церковную жизнь. Православные люди берегут свои святыни. Меня балуют своим вниманием до Кронштадта включительно. В Великом Посту я обратил особенное внимание на посещение храмов и кроме вторника каждый вечер где-нибудь служу, равным образом в среду и пятницу. Народ в большом множестве стекается на эти службы.

На днях в Москву, наверное, прибыл Преосвящен[ный] Прокопий. Ваше Святейшество, я буду писать откровенно, может быть, несколько резко, но сердце мое болело и болит за Лавру, около которой и в которой я прожил почти

23 года.

Все начинания Вл. Н. Львова20 несли только разруху в церковную жизнь, то же нужно сказать и про реформу Лавры.

Раньше было плохо и порядка не было, а за время временного Собора21 совсем все расстроилось и запуталось. По получении указа о назначении меня настоятелем Лавры и об увольнении от настоятельства Преосвященного Про-копия, я просил его исполнять пока обязанности наместника в ожидании распоряжений относительно его от Вашего Святейшества и из чувства деликатности, в то же время я хотел и поприсмотреться, как пойдет дело22. Мое глубокое убеждение, что наместник, а особенно в Алекс[андро]-Невск[ой] Лавре, может быть только архимандрит, а епископ-наместник неудобен. Мое отношение было полно внимания, и я хотел, чтобы такое отношение было и ко мне, и я, как настоятель, стоял в курсе Лаврской жизни. Преосвящен[ному] наместнику я указал час, когда он может приходить по делам Лавры.

Такие посещения, по-моему, должны быть почти ежедневные. Два месяца показали, что жизнь Лавры, как шла раньше, так и теперь мимо меня. Случайные, по большей части для меня в неудобное время, приемы посетителей, звон к службе, редкие официальные посещения не вводили меня в жизнь Лавры и не давали возможности стоять в курсе дел. Образовавшееся братство при Лавре23 во время ее автономии, так и оставалось автономным. Мне неизвестен до сих пор состав его Палаты. Собрания и чтения назначались без всякого ведома и я узнавал [о них] или случайно, прочитав везде по Лавре развешенные объявления, или в день чтения или накануне, когда уже об этом везде объявлено, услыхав от Преосвящен[ного] Прокопия. Собрания братства носили явно какой-то конспиративный характер, что потом и обнаружилось. Положение Преосвящен[ного] Прокопия было, конечно, не совсем приятное: из настоя-

телей в наместники. Это чувствовалось и мною. Молодой настоятель во всех торжественных случаях служил сам. Являясь к воскресным и праздничным службам в собор, где устроил настоятельское место на бывшем царском, облачаюсь в мантию и стою там. На первой неделе ко всем службам: повечериям, утреням, часам являясь к началу, ходил я неопустительно, стоял на церкви, читал канон Андрея Критского в соборе, служил литургии Преждеосвященных Даров. Введенные в Лавре по пятницам Пассии тоже служил я сам и проповедовал. В интересах дела я иначе поступить не мог. Все это не могло быть, конечно, приятно Преосвящен[ному] Прокопию. Тем более, что мы разных школ: я — Петроградской, а он — Преосвящен[ного] Антония Харьковского24 и старается ему во всем подражать, выражая свои суждения не стесняясь, даже в церкви, особенно по части службы. Отклики доходили до меня. Особенно, что заставило меня обратить на все это внимание, было то, что началась агитация. Так во время 3[-й] Пассии сестры братчицы вели агитацию, почему это служит Митропо[лит], а не Преосвящен[ный] Прокопий.

Дела Лавры все расстраивались и расстраивались. Денежные суммы не проверены за прошлый год и последние два, а теперь уже три, месяца настоящего года. У уволенного Св. Синодом казначея25 не только не принято казначейство и он не освобожден от этой должности, но даже им не сдана ризница. В моем присутствии эконом26 тридцать тысяч рублей не знал, куда положить, так как казначей не принимает, так как наместником никаких распоряжений не сделано. В последнее время Духовный Собор хотел уничтожить трапезу и начать выдавать братии деньги на руки. Дома стали забирать просто по бездеятельности Собора, положение безвыходное. Опасность — все отберут по бесхозяйственности. Я позвал Преосвящен[ного] Прокопия и сказал ему, что так дело идти не может. Должна быть одна воля. Лаврские относятся к нему то как к наместнику, то как к Настоятелю, что для них выгоднее. Преосвящен[ный] пожелал поехать в Москву. Я благословил. Мы с миром расстались.

Преосвящен[ный] Геннадий, который теперь временно председательствует в Соборе и управляет Лаврой27, говорит, что целые горы бумаг, люди приходят, требуют ответа по ним, не получают, озлобляются.

По вступлении в должность я запросил, что сделано во исполнении указа

Св. Синода по ревизии28, и мне в течение двух месяцев никакого ответа Собор не дал.

Мне хотелось установить, что сделано, чтобы дальше продолжать его исполнение. Со вступлением Преосвященн[ого] Геннадия дело сразу стало двигаться. Прошу убедительно назначить наместником представляемого мною отца архимандрита Алексия29.

От Преосвященного Прокопия в наследство осталось сахарное дело, которое сравнительно благополучно проходит, а мог бы быть разгром Лавры. Он благословил, конечно, без моего ведома, сложить в одной из пустых келий 150 пудов сахара, привезенного в Лаврские склады и принадлежащего Продовольственному комитету. По Лавре пошел говор, что это сахар, пожертвованный в пользу Лавры. В один день явились служители, отобрали у эконома ключи и стали сахар делить между собой. Даже принял участие член Собора иерод[иакон] Василий30.

Прибыл наряд красноармейцев, арестовал сахар, компанию сахарников, деливших его. Последних подержали несколько дней под арестом. Лавре угрожала опасность, что пойдут с обыском по всем помещениям. Но Бог миловал. Некоторое время ворота были закрыты и никого не выпускали.

Похоронили казаков на площади у собора, захотели и красноармейцы на другой. Отказать было нельзя. Могила казаков налицо. Я должен был разрешить похоронить убитого при стычке с грабителями православного красноармейца. Хоронили его со священником, очень хотели и с крестом на могиле31.

По отъезде Преосвящен[ного] Прокопия пришлось иметь столкновение с женщинами-братчицами, которые, вероятно, беспокоят и Ваше Святейшество, хотя по их уставу митрополиту принадлежит право всегда распустить все их Братство. Бог с ними. Без огорчений нельзя. Контору ликвидируем.

Прошу указаний: ко мне обращаются из Псковской епархии, не занятой немцами, по церковным делам. Особенно плохо положение Крыпецкого мона-стыря32. Там какие-то нестроения. Официальное представление пойдет. Сношений со Псковом нет и я нахожу невозможным отталкивать их от себя. Благословите дать указания по этому поводу.

Простите и благословите Ваше Святейшество.

Прошу Ваших молитв, указаний, распоряжений.

Ждем с нетерпением в Петрограде Вашего приезда.

Вашего Святейшества Милостивого Архипастыря и Отца

Покорнейший послушник Митроп[олит] Вениамин

ЦИА ПСТГУ. Фонд Патриарха Тихона. Д. 1. Т. 1. Л. 92—99. Ксерокопия подлинника. Автограф митрополита Вениамина.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

№ 6

Поздравительное письмо митрополита Вениамина Святейшему Патриарху Тихону на праздник Пасхи

17 (30) апреля 1918 г.

т

Христос Воскресе.

Ваше Святейшество, Благостнейший Архипастырь и Отец.

Почтительнейше, сыновне приветствую Вас, Ваше Святейшество, с Праздником Светлого Христова Воскресения. Воскресший Господь да преисполнит радости сердце Ваше, в нас, архипастырях и пастырях, да возбудит и укрепит св. ревность о благе Церкви о спасении пасомых, а в душе русского народа воскресит и оживит погасшую веру и любовь к своим национальным православным святыням.

Прошу молитв, благословения и руководства.

Вашего Святейшества Милостивого Архипастыря и Отца покорнейший послушник Митрополит Вениамин

1918 Апр[еля]17

ЦИА ПСТГУ. Фонд Патриарха Тихона. Д. 1. Л. 85. Ксерокопия подлинника. Автограф митрополита Вениамина на собственном бланке.

№ 7

Письмо митрополита Вениамина Святейшему Патриарху Тихону

о предстоящей поездке в Москву и о праздновании Светлого Христова Воскресения в Петрограде

23 апреля (6 мая) 1918 г.

т

Ваше Святейшество, Милостивейший Архипастырь и Отец.

Христос Воскресе.

Получив возможность поехать в Москву, чтобы лично поприветствовать Ваше Святейшество со Светлым Христовым праздником и доложить о положении церковных дел в Петрограде, прошу благословения на эту поездку. Из Петрограда я предполагаю выехать в Фомино воскресенье, в 9 час[ов] веч[ера] со скорым поездом, а обратно из Москвы в среду. Возможность поездки, по-видимому, обеспечивать* будут представители Казанского собора за получением св. мощей Патриарха Ермогена, что им было обещано33. От Казанского собора едут: настоятель34, дьякон, при[хожанин] Либин35, который имел счастье лично быть у Вас, может быть, и вездесущий граф Н. Ф. Гейден36.

Благословите, Ваше Святейшество, где-нибудь нам приютиться. Мое имущество находится в Семинарии.

Страстную неделю провели, встретили и Св. Пасху с народом верующим.

В четверг устрояем детский крестный ход. В пятницу празднуем Живонос-ному Источнику у о. Вас[илия] Акимова37 и совершаем исхождение на Неву, в воскресенье Фомина уверения поднимаем кресты и иконы и идем крестным ходом по всему Петрограду.

Лавра в Великий Пост, страстную неделю наполнилась народом в большей степени, чем в былое время. Хор Тернова восстановили38. Братчики, которые Вам надоедали, вводятся в церковную семью Петрограда. Вчера я был у них на собрании, буду во вторник для открытия собств[енно] братства и отбирания от них обещания, так как они требующегося по уставу обета у св. мощей Алекс[андра]

* В тексте: «обеспечена».

Невс[кого] еще не давали, и укажу им дело, а не те разговоры и пересуды, которыми они занимались.

Прошу молитв и благословения Вашего Святейшества,

Ваш покорнейший послушник Митроп[олит] Вениамин

1918. Апр[еля] 23.

ЦИА ПСТГУ. Фонд Патриарха Тихона. Д. 1. Л. 86—88. Ксерокопия подлинника. Автограф митрополита Вениамина на собственном бланке.

№ 8

Сопроводительное письмо митрополита Вениамина Святейшему Патриарху Тихону к проекту церемониала предстоящего пребывания Святейшего Патриарха Тихона в Петрограде

25 мая (7 июня) 1918 г.

т

Ваше Святейшество, Досточтимый Владыка и Отец.

Чрез нашего посла Николая Ксенофонтовича39 посылаю церемониал Вашего пребывания у нас*. В дополнение к нему считаю нужным сообщить, что в Любани встретит особая депутация во главе с Преосвященным Артемием40. Ввиду выраженного Вами желания посетить Кронштадт на это отводится день субботы. Ждем с нетерпением приезда Вашего, Владыка. Петроград живет этим ожиданием41.

Прошу молитв и благословения Вашего Святейшества,

покорнейший Ваш послушник Митрополит Вениамин

1918. Мая 25.

ЦИА ПСТГУ. Фонд Патриарха Тихона. Д. 1. Л. 89. Ксерокопия подлинника. Автограф митрополита Вениамина.

* Документ в фонде отсутствует.

№ 9

Письмо митрополита Вениамина Святейшему Патриарху Тихону о своем предстоящем приезде в Москву 16—19 июля ст. ст.

13 (26) июля 1918 г.

т

Ваше Святейшество, Благостнейший Отец и Архипастырь.

Благословите в понедельник, 16 июля ст[арого] ст[иля], приехать в Москву, но только на несколько дней, чтоб к 20 июля быть в Петрограде, так как положение Петрограда не позволяет мне оставить его на продолжительное время. Прежде всего воздам честь Собору42, Вашему Святейшеству представлю адреса, доложу о церковных делах Петроградских, Рижских, о положении духовно-учебных заведений и т. п.

Где и как я устроюсь в Москве на эти дни, не знаю. Буду только просить милостивого распоряжения Вашего Святейшества прислать на Николаевский вокзал к приезду поезда, с которым и Вы ехали из Петрограда, утром в понедельник лошадку.

Меня, уже как бы по обычаю, сопровождает неутомимый Ник[олай] Ксеноф[онтович], с которым на сей раз предполагаем съездить в Новый Иеру-

салим43.

Прошу молитв и благословения Вашего Святейшества,

покорнейший послушник Митрополит Вениамин

1918. Июля 13/26

ЦИА ПСТГУ. Фонд Патриарха Тихона. Д. 1. Л. 90—91. Ксерокопия подлинника. Автограф митрополита Вениамина на собственном бланке. В верхнем правом углу л. 90 резолюция Св. Патриарха Тихона: «Остановиться у меня. П[атриарх] Т[ихон]»

Примечания

1 Ксерокопия рукописного подлинника письма Ольги Николаевны Макаровой свт. Тихону от 23 июня 1917 г. содержится в ЦИА ПСТГУ (см.: Фонд Патриарха Тихона. Д. 4. Л. 282). Автор письма поздравляет свт. Тихона с «новым высоким и радостным назначением» на московскую кафедру и просит позволения посетить его в Москве.

2 Церковь Преображения Господня на Преображенской площади в Москве. В XVII в. в селе Преображенском был сформирован Преображенский полк; в 1747 г. на его полковом дворе была поставлена деревянная Петропавловская церковь с престолом Спаса Преображения. В 1763—1768 гг. воздвигнута каменная церковь Спаса Преображения. В 1964 г. Преображенский храм был взорван.

3 Никанор (Кудрявцев Николай Павлович; 1884—1923), архимандрит, с 1911 г. — настоятель Никольского единоверческого монастыря, располагавшегося в с. Преображенском, с 1921 г. — единоверческий епископ Богородский, викарий Московской епархии.

4 Речь идет о семье священномученика протоиерея Иоанна Александровича Кочурова (1871—1917). Отец Иоанн с 1916 г. служил вторым священником в Екатерининском соборе Царского Села. 30.10.1917 г., во время артиллерийского обстрела Царского Села большевиками, о. Иоанн участвовал в крестном ходе, во время которого произнес проповедь, призывая народ к спокойствию. 31.10.1917 г., когда отряды большевиков вступили в Царское Село, о. Иоанн был выведен на окраину города и там расстрелян. В 1994 г. причислен к лику свя-щенномучеников для общего церковного почитания. Митрополит Вениамин оказал семье новомученика материальную помощь.

5 В соответствии с указами Св. Синода от 26 мая и 14 декабря 1917 г. Лавра подчинялась непосредственно Св. Синоду, имела особого настоятеля в сане епископа или архимандрита. Настоятелем Лавры не мог быть назначен Петроградский епархиальный или викарный епископ. Управлялась Лавра Духовным собором, при этом казначей, эконом, ризничий, благочинный, духовник не являлись членами собора и имели только право совещательного голоса. Об указе от 14.12.1917 г. см. также док. № 5. В данном письме митрополит Вениамин, вероятно, также имеет в виду готовящееся распоряжение властей об отобрании помещений Лавры.

6 Прокопий (Титов Петр Семенович, 1877—1937), священномученик, епископ, с 1914 г. — епископ Елисаветградский, викарий Херсонский и Одесский. Назначен и. о. наместника Лавры 06.05.1917 г., прибыл в Петроград 27.05.1917 г. С 14.12.1918 г. настоятель Александро-Невской Лавры. 26.01.1918 освобожден от настоятельства, назначен епископом Николаевским, викарием Одесской епархии. По указу Св. Синода от 27.01.1918 г. епископ Прокопий освобожден от настоятельства Лаврой, но оставался в должности настоятеля до апреля 1918 г. (подробнее см. документ № 5). С июня 1925 г. архиепископ Одесский и Николаевский. Неоднократно арестовывался и отбывал заключение. Последний раз арестован в ссылке в Узбекской ССР в 1937 г., расстрелян 23.11.1937 г. Канонизирован на Архиерейском Соборе РПЦ в 2000 г.

7 Синодальная типография была закрыта 3 января 1917 г., до издания декрета об отделении Церкви от государства.

8 Действительно, после издания Народным Комиссариатом государственного призрения 13.01.1918 г. распоряжения о реквизиции жилых помещений Лавры и покоев митрополита и последующих попыток 16—19 января занять Лавру, верующие Петрограда сумели ее отстоять. Кроме того, на собрании Братства приходских советов Петрограда и епархии, состоявшемся 11 января в здании Исидоровского епархиального училища под председательством митрополита Вениамина, была вынесена и направлена в Смольный резолюция протеста по поводу захвата синодальной типографии (см.: Прибавления к Церковным ведомостям. 1918. № 1. С. 24).

9 «Дело Народа» — ежедневная политическая и литературная газета, центральный орган партии эсеров, издавалась в Петрограде с 15(28).03.1917 по 10(21).06.1918 г. Редактор Василий Васильевич Сухомлин.

10 Декрет СНК об отделении церкви от государства и школы от церкви был в окончательной редакции издан 23.01(5.02)1918 г. В нем, в частности, провозглашалась отмена права собственности у церковных организаций. Все имущество, ранее принадлежащее РПЦ, объявлялось народным достоянием.

11 В связи с борьбой вокруг Лавры на 31 января 1918 г. был намечен приезд Св. Патриарха Тихона в Петроград, но Первосвятитель заболел, и его поездка в северную столицу в то время не состоялась.

12 В феврале 1918 г. после окончания перемирия возобновилось наступление германских войск по всем фронтам. На Северном фронте немцами были заняты города Псков, Ревель, Борисов, создалась угроза оккупации Петрограда.

13 Братство приходских советов создано в августе 1917 г. для координации деятельности приходских советов епархии. Председатель — протоиерей Николай Рудинский. В 1920 г. Братство преобразовалось в Общество православных приходов Петрограда.

14 Исидоровское епархиальное женское училище располагалось на Невском проспекте, д. 176. Основано в 1870 г. при Александро-Невском Доме призрения бедных духовного звания, для обучения девочек из духовного сословия. В шестиклассном училище дополнительный пе-

дагогический седьмой класс был двухгодичным, выпускницы становились учительницами церковно-приходских школ. Училищная церковь во имя прп. Исидора Пелусиота была закрыта в декабре 1921 г.

15 На территории Лавры находилось Александро-Невское духовное училище, образованное при реформе духовно-учебных заведений в 1809 г. из двух низших классов академии. После введения в 1868 г. нового устава училище стало четырехклассным. На втором этаже училищного корпуса располагалась церковь во имя свт. Павла Исповедника.

16 Церковь Благовещения на Васильевском острове. Каменный храм построен в 1750— 1762 гг. Самый большой храм в Петрограде по количеству приделов, семипрестольный. Закрыт в 1936 г., передан общине верующих в 1992 г.

17 Князь-Владимирский собор на Петроградской стороне, каменный пятикупольный трехпрестольный храм, построен в 1766—1789 гг. С 1912 по 1919 г. настоятель — протоиерей Леонид Богоявленский. В 1918 г. в соборе митрополитом Вениамином в сослужении епископа Нарвского Геннадия впервые в Петрограде было совершено торжественное богослужение Всем святым, в земле Российской просиявшим. С 1922 г. собор был обновленческим, впоследствии передан православной общине. В 1938—1941 гг. являлся кафедральным собором, резиденцией митрополита Ленинградского Алексия (Симанского).

18 Павловский институт благородных девиц, основанный императором Павлом I, — закрытое семиклассное учебное заведение для девочек из обедневших дворянских семей, преимущественно сирот, дочерей офицеров и служащих в военном ведомстве. Выпускницы получали диплом со званием домашней учительницы. Институт с 1851 г. располагался на Знаменской улице. Институтская церковь была освящена во имя святых апостолов Петра и Павла, находилась на последнем, четвертом, этаже. За каждым классом было закреплено определенное место в храме. Девочки сами пели на клиросе, читали за псаломщика. Иконы в храме были украшены пеленами, вышитыми руками воспитанниц.

19 Мариинский институт — закрытое сиротское учебное заведение для воспитания девиц среднего сословия, организованное и содержавшееся на средства императрицы Марии Федоровны. С 1837 г. находился в новом здании близ Таврического сада, по адресу: Кирочная ул, 54. На третьем этаже был устроен храм равноап. Марии Магдалины.

20 Владимир Николаевич Львов (1872-1930(34?), обер-прокурор Св. Синода (02.03.191724.07.1917), член Всероссийского Поместного собора. Инициировал издание указа Временного правительства об изменении состава Святейшего Синода. Благодаря В. Н. Львову некоторые епископы Русской Церкви были уволены со своих кафедр.

21 В связи с проведением ревизии Лавры в мае 1917 г. Духовный собор Лавры был распущен и вместо него в соответствии с распоряжениями Св. Синода был сформирован временный Духовный собор под председательством наместника епископа Прокопия.

22 16.01.1917 г. на многолюдном собрании верующих единодушно было принято предложение отправить в Москву к Патриарху особую делегацию с просьбой восстановить митрополита Вениамина в правах настоятеля Александро-Невской Лавры и осведомить Патриарха о положении в Петрограде. 27 января вышел официальный указ Св. Синода о назначении митрополита Вениамина священноархимандритом и настоятелем обители с освобождением епископа Прокопия от настоятельства.

23 Александро-Невское братство при Лавре было создано богомольцами и насельниками Лавры после попытки со стороны властей захватить обитель. В ночь с 19 на 20 января на собрании было принято решение организовать из мирян и монашествующих православное братство для отстаивания интересов обители и охраны церковного достояния.

24 Антоний (Храповицкий Алексей Павлович, 1863-1936), митрополит, с 1914 г. — архиепископ Харьковский и Ахтырский. Первый из трех кандидатов на Патриарший престол. С 1918 г. — митрополит Киевский и Галицкий. С 1920 г. в эмиграции. С 1922 г. — первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей, председатель Зарубежного Архиерейского Синода.

25 Казначей архимандрит Геннадий был уволен с занимаемой должности указом Св. Синода от 14.12.1917.

26 Вероятно, имеется в виду иеромонах Платон, назначенный экономом в январе 1918 г.

27 Геннадий (Туберозов Александр Владимирович, 1875—1923), епископ, с марта 1914 г. — епископ Нарвский, третий викарий, а с июня 1917 г. — второй викарий Петроградской епархии. После того как епископ Прокопий в начале апреля 1918 г. был вызван на заседание Поместного собора в Москву и в Петроград уже не вернулся, владыка Вениамин временно возложил обязанности председательствующего в Духовном Соборе на правах наместника на викарного епископа Нарвского Геннадия. Пробыл наместником Лавры лишь три месяца, затем 2 февраля 1920 г. был назначен епископом Псковским и Порховским, в 1922 г. за борьбу с обновленцами подвергался гонениям и арестам.

28 По указу Св. Синода от 6 мая 1917 г. ревизионная комиссия проводила проверку с 18 мая и продолжала ее до июля, а по некоторым делам — до осени 1917 г. 14 декабря 1917 г. последовал указ Синода о результатах состоявшейся всесторонней ревизии обители. Для исправления положения Синод предписывал провести целый ряд мер в различных областях лаврской жизни: «Обратить особливое внимание на упорядочивание богослужений и тре-боисправлений, строго держаться церковного устава, проводить решительные меры против поспешности, небрежности и сокращения в совершении божественной литургии, молебнов и панихид и вывести из употребления лаврскими хорами певчих песнопений итальянского стиля, а ввести в лаврское употребление пение строго церковного характера, <...> озаботиться широкой организацией за лаврскими богослужениями проповеди, религиозно-нравственных чтений и бесед с народом, <...> озаботиться привлечением в состав братии Лавры ученого монашества, оказывая этому всякое содействие и помощь, <...> учредить новый особый орган для упорядочения обширного и сложного хозяйства Лавры и для заведования и отчетности по оному под наименованием Хозяйственного управления Лавры» (цит. по: Шкаровский М. В. Александро-Невская Лавра в год революционных потрясений// Христианское чтение. 2010. № 1. С. 18-19).

29 Алексий (Житецкий Алексей Григорьевич, ок. 1869-1924), архимандрит, с 1915 г. — архимандрит, настоятель Пафнутьево-Боровского монастыря. Член Всероссийского Поместного собора от монашествующих. С декабря 1919 г. — епископ Боровский, викарий Калужской епархии. Член ВСЦ при Св. Патриархе Тихоне. 4 апреля 1918 г. владыка Вениамин подал в Священный Синод представление о назначении наместником Лавры архимандрита Алексия, но решение этого вопроса было отложено.

30 Иеродиакон Василий (Пахомов), впоследствии эконом Александро-Невской Лавры.

31 После этого случая начались захоронения красноармейцев на монастырском дворе перед папертью Свято-Троицкого собора. Первоначально это почетное для представителей новой власти место захоронения называлось красноармейской, а потом коммунистической площадкой.

32 Савво-Крыпецкий Иоанно-Богословский монастырь Псковской губернии. Основан в XV в. прп. Саввой Крыпецким. В 1918 г. монастырское имущество реквизировано, из обители отрядом красноармейцев был уведен скот, увезены все запасы продуктов, игумен и часть монашествующих арестованы. Вскоре монастырь закрыт, постройки занял совхоз. В 1990 г. возвращен Церкви.

33 Гермоген (Ермоген), ок. 1530-1612), священномученик, Патриарх Московский и всея Руси (1606-1612). С 1654 г. мощи сщмч. Ермогена находятся в Большом Успенском соборе Московского Кремля. В 1918 г. настоятель Казанского собора в Петрограде протоиерей Философ Орнатский в подклети собора устраивал подземный храм во имя сщмч. Ермогена. В этом храме предполагалось поместить Казанский образ Божией Матери и иконы святых, имена которых носили мученически пострадавшие митрополит Владимир (Богоявленский), протоиереи Иоанн Кочуров и Петр Скипетров. Св. Патриарх Тихон во время своего посещения Петрограда совершил Божественную литургию в Казанском соборе на праздник Вознесения Господня (31.05(13.06) 1918). После литургии был совершен крестный ход с Казанской иконой Божией Матери и с ковчегом со святыми мощами сщмч. Ермогена, переданными в дар из Москвы для вновь устраиваемого подземного храма. Придел сщмч. Ермогена был освящен митрополитом Вениамином в январе 1921 г. См. также след. примечание.

34 Философ Николаевич Орнатский (1860-1918), священномученик, протоиерей (1898), с 1913 г. — настоятель Казанского собора в Петрограде. В августе 1917 г. по его инициативе было учреждено Братство приходских советов Петрограда и Петроградской епархии, в январе организованы крестные ходы из всех храмов города к Александро-Невской Лавре и общий крестный ход от Лавры к Казанскому собору в защиту обители. Протоиерей Философ был во главе делегации духовенства и мирян в Москву, выступил с докладом о сложившейся обстановке в Петрограде и прошением усвоить митрополиту Вениамину наименование настоятеля Лавры. В марте 1918 г. в зале Общества распространения религиозно-нравственного просвещения под председательством о. Философа состоялся съезд духовенства и мирян Петроградской епархии, на котором в согласии с решениями Поместного собора были выработаны меры по защите святынь Лавры от поругания. В 1918 г. о. Философ с сыновьями расстрелян на берегу Финского залива. Подробнее о нем см.: Преображенский Николай, прот. Настоятель Казанского собора священномученик протоиерей Философ Орнатский // Сборник материалов научно-практической конференции к 200-летию кафедрального собора Казанской иконы Божией Матери «Казанский собор — храм и памятник российской воинской славы» / Ред. М. В. Шкаровский. СПб.: Галерея, 2012. С. 224-236.

35 Николай Ксенофонтович Либин (1878-1937), выпускник СПбУ (1901), присяжный поверенный, с декабря 1917 г. член совета Братства приходских советов. С 1919 г. — диакон, с 1920 г. — священник, с 1921 г. — протоиерей Казанского собора Петрограда. С 1928 г. — архимандрит Амвросий, наместник Александро-Невской Лавры, с 1929 г. — епископ Лужский, викарий Ленинградской епархии. Несколько раз арестовывался, отбывал наказание. Расстрелян.

36 Николай Федорович Гейден (1956-1919), граф, генерал-лейтенант (1906), товарищ председателя Русского собрания (1906-1914). Монархист, политический деятель, староста Казанского собора. Занимал ответственные посты в различных благотворительных организациях. В августе-декабре 1918 г. находился под арестом.

37 Василий Александрович Акимов (1864-1942), протоиерей (1903), церковно-общественный деятель, с 1898 г. — настоятель Покровского храма в Большой Коломне С.-Петербурга. В 1896-1917 гг. — штатный член Училищного Совета при Св. Синоде. Несколько раз арестовывался. Скончался в ссылке, в Астрахани.

38 С 1894 г. лаврским хором руководил заслуженный регент Иван Яковлевич Тернов. В апреле 1917 г. его старший помощник И. В. Семенов с группой певчих митрополичьего хора создали исполком, отстранили регента от управления хором и вступили в конфликт с администрацией Лавры. В мае 1917 г. на общем собрании митрополичьего и братского хоров был поставлен ультиматум руководству Лавры: лаврский хор отказывался участвовать в богослужениях впредь до исполнения их требований. 8 мая 1917 г. И. Я. Тернов был вынужден подать прошение об увольнении. Забастовку и конфликт удалось преодолеть только к зиме 1917— 1918 гг. Дисциплина в митрополичьем хоре была восстановлена, исполком ликвидирован, и И. Тернов вновь назначен регентом. Подробнее о нестроениях в лаврском хоре см.: Шкаровский М. В. Александро-Невская Лавра в год революционных потрясений // Христианское чтение. 2010 № 1. С. 12-15.

39 Либин Николай Ксенофонтович. О нем см. примеч. 35.

40 Артемий (Ильинский Александр Матвеевич, 1870-1937), епископ, с 30.07.1917 — епископ Лужский, викарий Петроградской епархии. В 1922 г. перешел в обновленческий раскол, обновленческий «митрополит Петроградский и Ладожский». В 1923 г. по покаянии принят в сущем сане, с 1930 г. — епископ, с 1937 г. — архиепископ Тобольский. 21 мая 1918 г. в Духовный собор Лавры поступил утвержденный митрополитом Вениамином церемониал встречи, пребывания и проводов Св. Патриарха Тихона. Комиссию по подготовке и наблюдению за соблюдением церемониала было поручено возглавить епископу Артемию.

41 Св. Патриарх Тихон посетил Петроград с 28.05(10.06) по 4(17).06 1918 г., два дня провел в Александро-Невской Лавре. Кроме Лавры Первосвятитель совершил богослужения в Исакиевском и Казанском соборах, участвовал в крестном ходе, посетил Кронштадт. И везде он встречал радость и поклонение верующих, а в Братстве приходских советов состоялось его чествование. См. также примеч. 33.

42 С 19.06 (2.07) 1918 г. в Москве проходила третья сессия Всероссийского Поместного собора.

43 Имеется в виду Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь Московской губ. Основан в 1656 г. патриархом Никоном как его подмосковная резиденция. По замыслу основателя, монастырь должен был воссоздать образ храма Гроба Господня на московской земле. Закрыт в 1919 г. Вновь открыт как музей в 1959 г. С 1994 г. является действующим ставропиги-альным мужским монастырем.

Ключевые слова: Петроградская епархия, Петроградская контора Св. Синода, Александро-Невская Лавра, Александро-Невское братство, Совет Народных Комиссаров, епископ Прокопий (Титов), епископ Геннадий (Туберозов), епископ Амвросий (Либин).

The Letters of the Holy Martyr Benjamin, Metropolitan of Petrograd to Holy hierarch Tikhon, the Patriarch Moscow and All Russia

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The publication of I. Smolyakova

The publication offers the unknown letter metropolitan Benjamin to Holy Patriarch Tikhon (the Moscow metropolitan in that time) in September, 1917 — July, 1918. In letters the actual questions of the church life in the revolutionary era were raised.

Keywords: The Petrograd diocese, The Petrograd Bureau of the Holy Synod, Alexander Nevsky Lavra, Alexander Nevsky brotherhood, The Council Of People's Commissars, Bishop Procopius (Titov), Bishop Gennady (Tuberozov), Bishop Ambrose (Libin).

Список литературы

1. Бовкало А. А. Св. митр. Вениамин в послереволюционные годы по архивным документам и воспоминаниям // Ежегодная Богословская конференция ПСТБИ: Материалы 1999. М., 1999. С. 306-314.

2. Преображенский Н., прот. Настоятель Казанского собора священномученик протоиерей Философ Орнатский // Сб. материалов научно-практической конференции к 200-летию кафедрального собора Казанской иконы Божией Матери «Казанский собор — храм и памятник российской воинской славы» / Ред. проф. М. В. Шкаровский. СПб.: Галерея, 2012. С. 224-236.

3. Шкаровский М. В. Александро-Невская Лавра в год революционных потрясений (1917-1918) // Христианское чтение. 2010. № 1. С. 6-33.

4. Шкаровский М. В. Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра. М.: Арт-Деко, 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.