Научная статья на тему 'Научная и общественная деятельность протоиерея М. П. Путинцева'

Научная и общественная деятельность протоиерея М. П. Путинцева Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
245
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / БЕРЁЗОВ / ТОБОЛЬСКИЙ СЕВЕР / МИССИОНЕРСТВО / НАУЧНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH / BEREZOV / NORTH OF TOBOLSK REGION / MISSIONARY WORK / SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Цысь Ольга Петровна

В статье раскрываются основные вехи жизненного и творческого пути протоиерея Михаила Петровича Путинцева. Показывается его вклад в изучение прошлого и настоящего сибирской земли, в постановку и решение стоявших перед Русской Православной церковью миссионерских задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC ACTIVITIES AND PUBLIC WORK OF PROTOIREUS MIKHAIL PETROVICH PUTINCEV

The article aims to present the milestones in the life and career of Protoireus Mikhail Petrovich Putincev. The research focuses on his contribution to exploring the past and the present of Siberia, solving missionary-related tasks which had faced the Russian Orthodox Church.

Текст научной работы на тему «Научная и общественная деятельность протоиерея М. П. Путинцева»

ББК 66.1 YAK 330.8

о.п. иысь

О.Р. TSYS

НАУЧНАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОТОИЕРЕЯ М.П. ПУТИН0ЕВА

SCIENTIFIC ACTIVITIES AND PUBLIC WORK OF PROTOIREUS MIKHAIL PETROVICH PUTINCEV

В статье раскрываются основные вехи жизненного и творческого пути протоиерея Михаила Петровича Путинцева. Показывается его вклад в изучение прошлого и настоящего сибирской земли, в постановку и решение стоявших перед Русской Православной церковью миссионерских задач.

The article aims to present the milestones in the life and career of Protoireus Mikhail Petrovich Putincev. The research focuses on his contribution to exploring the past and the present of Siberia, solving missionary-related tasks which had faced the Russian Orthodox Church.

Ключевые слова: русская Православная церковь, Берёзов, Тобольский север, миссионерство, научно-просветительская деятельность.

Key words: The Russian Orthodox Church, Berezov, North of Tobolsk Region, missionary work, scientific and educational activities.

9 мая 1892 г. жители Берёзова торжественно отметили 300-летие родного города и одновременно 100-летие местного Воскресенского собора, 180-летие «Северной миссии». Несколькими днями ранее, 14 апреля, в честь торжества была получена от епархиального архиерея епископа Тобольского и Сибирского Иустина (Полянского) в благословение городу и его жителям икона Николая Чудотворца и палица с его изображением.

Празднование началось 8 мая с заупокойных литургий и панихид в обоих храмах Берёзова в честь царя Фёдора Иоанновича, в правление которого был основан город, Ермака Тимофеевича, воеводы Никифора Тра-ханиотова и казаков, участвовавших в строительстве Берёзовской крепости, посещавших Берёзов Тобольских архипастырей, городского духовенства, членов семей князей Меньшиковых и Долгоруковых, бывших здесь в ссылке, всех православных горожан. На следующий день город был украшен гирляндами из кедровых ветвей, ёлками, национальными флагами. Над западными воротами церковной ограды были установлены щиты с цифрами «300», «180», «100». В храмах совершаются торжественные литургии. Духовенство служило в новых бархатных облачениях, пожертвованных членом Военного совета, генералом от инфантерии Герасимом Алексеевичем Колпаковским [4, с. 85].

После благодарственных молебнов крестный ход с участием духовенства, городской администрации, учащихся школ, «боголюбивых жителей богоспасаемого града» из собора отправился к могилам князей Меньшиковых и Долгоруковых для заупокойной литии. «На четырёх окраинах города читаны были Евангелия, возглашаемы ектеньи и совершено осенение святым крестом города четыре стороны света» [33, с. 282].

Праздник завершился 10 мая вечером «юбилейной беседой» в здании женского училища, в ходе которой учащиеся и горожане ознакомились с основными вехами истории Берёзова, биографиями бывших в городе «знатных узников», историей уездного училища. Лекции сопровождались пением учениками духовных и патриотических гимнов и закончилось исполнением «Боже, царя храни» [10, с. 257].

Так прошли для берёзовцев дни, ознаменовавшие начало широко распространённой в наше время традиции празднования круглых дат. Поводом для тройного юбилея стали научные изыскания Берёзовского благочинного, кафедрального протоиерея Михаила Петровича Путинцева.

Михаил Петрович родился в 1843 г. в Омске. Образование получил в Сибирском кадетском корпусе, который закончил в 1862 году. С 1848 г. по 1877 г. законоучителем в этом военном учебном заведении являлся известный исследователь истории церкви А.И. Сулоцкий. Вероятно, не без влияния наставника складывались мировоззрение и будущие интересы М.П. Путинцева. В эти же годы в Сибирском кадетском корпусе обучались Николай Фёдорович Анненский (1843 - 1912 гг.) - впоследствии известный статистик, экономист, деятель народнического движения, редактор журнала «Русское богатство» [11, с. 6 - 7]; генерал-лейтенант, историк сибирского казачества, краевед, общественный деятель Георгий Ефремович Катанаев (1848 -1921 гг.) [8, с. 573]. Несколькими годами ранее из стен корпуса вышли основоположник сибирского областничества Г.Н. Потанин, казахский просветитель Ч.Ч. Валиханов. Таким образом, формирование личности М.П. Путинце-ва происходило в окружении творческих, одарённых, образованных людей, к числу которых следует отнести как многих педагогов, так и учеников Сибирского кадетского корпуса.

После выпуска М.П. Путинцев служил офицером Сибирского казачьего войска в звании хорунжего. В 1866 г. перешёл в духовное ведомство [2, с. 305].

В 1872 г. на территории вновь присоединённых среднеазиатских владений организуется Туркестанская епархия (административный центр -г. Верный, ныне - г. Алма-Ата). После прибытия в Верный епархиального архиерея Софонии (Сокольского) М.П. Путинцев назначается членом духовной консистории. У него, как и у других сотрудников епархиального управления не было достаточного опыта для того, чтобы наладить работу консистории. Приходилось полагаться на помощь владыки, о чем у М.П. Путинцева сохранились самые тёплые воспоминания [24]. Вскоре Михаил Петрович направляется в г. Кульджу - столицу Илийского султаната, временного присоединённого к России в результате похода 1871 года. «С увеличением числа русских в Кульдже старый храм стал слишком тесен, поэтому было решено возвести новый каменный храм. Он был заложен летом 1875 г. и освящён 17 марта 1877 г. по благословению Туркестанского архипастыря, в ведение которого отошёл этот приход. Храм был освящён местным протоиереем М. Путинцевым во имя святого пророка Ильи» [19, с. 61].

Вероятно, в это время М.П. Путинцев поддерживает личное знакомство с генерал-губернатором Семиреченской области Г.А. Колпаковским -российским военачальником, на заре своей карьеры в 1855 - 1858 гг. в чине майора занимавшим должность управляющего Берёзовским округом Тобольской губернии [32, с. 226].

О бескорыстной заботе Михаила Петровича в просвещении своих земляков свидетельствовал А.И. Сулоцкий: «...в Омске собор и составил, и умножает свою библиотеку одними собственными средствами и платы за право пользования ею никогда не требовал и не требует. Указать, как на исключение в этом случае, можно только на. священника Михаила Путинцева, который в благодарность за снабжение его в течение нескольких лет духовными книгами из соборной библиотеки в пользу её выписал несколько хороших изданий, дотоле не значившихся в её каталоге» [44, с. 347].

В октябре 1881 г. М.П. Путинцев назначается сотрудником Алтайской миссии, начинает проповедовать христианство кочевникам - калмыкам, алтайцам. Сопровождая преосвященного Томского Владимира (Петрова)*, он

*В конце 1865 г. руководителем Алтайской миссии стал архимандрит Владимир Петров, работавший там до 1883 г. и проявивший себя достойным продолжателем трудов Макария Глухарёва. В 1880 г. архимандрит Владимир был рукоположен в епископа Бийского, викария Томской епархии.

побывал в Улале, где располагался главный стан миссии: «.моё посещение миссионерской женской обители 21 ноября того же 1881 года также весьма памятно для меня: в этот день я там удостоился отслужить литургию в качестве сослужащего помощнику начальника миссии о. архимандриту Макарию» [38, с. 24]. М.П. Путинцев поддерживал переписку с новым Туркестанским архипастырем Александром (Кульчицким), епископом Феофаном Затворником (Говоровым) [45, с. 105 - 107]. В течение шестнадцати лет М.П. Путинцев состоял в переписке с архиепископом Владимиром (Петровым), после 1883 г. занимавшим должности епархиального архиерея в Ставрополе, Нижнем Новгороде, Казани [12, с. 201]. Долгая жизнь в среде иноверцев на окраине Российского государства, общение с выдающимися архипастырями дали Михаилу Петровичу неоценимый опыт миссионерской работы.

В июне 1890 г. протоиерей переводится на Север Западной Сибири настоятелем Берёзовской Богородице-Рождественской церкви [34, с. 290; 43, с. 15]. В этой должности Михаил Петрович пробыл до июля следующего года. Затем местом служения становится Воскресенский собор г. Берёзова, на него возлагаются обязанности благочинного 2-х городских и 11-ти окружных церквей. С января 1894 гг. М.П. Путинцев назначается настоятелем Низовской миссии. Местом пребывания оставался г. Берёзов [6, с. 105]. С марта 1891 г. по август 1892 г. протоиерей являлся законоучителем Бе-рёзовского уездного училища [16, с. 135; 46], председателем уездного отделения епархиального училищного совета [41, с. 407]. На некоторое время М.П. Путинцев переводился в Тобольск священником Христорождественской церкви, что, возможно, было связано с необходимостью подготовки к изданию биографического сборника «Архипастыри Тобольской епархии».

Следующий этап жизненного пути М.П. Путинцева связан с работой в противомусульманской Киргизской миссии.

Киргизскую степь, включённую в состав Тобольской и Томской епархий, занимали казахи, которые в источниках того времени именовались «киргизами-кайсаками». Предложения о необходимости учреждения проти-вомусульманской миссии среди казахов были сделаны ещё архимандритом Владимиром (Петровым). В августе 1891 г. в Св. Синод направляется ходатайство об учреждении православной миссии среди тюркских «инородцев», кочующих в Акмолинской и части Семипалатинской областях. Указом от 30 апреля 1894 г. № 1922 было разрешено открыть «православную миссию среди киргиз, населяющих Тобольскую епархию.» [15, с. 248]. Её организация и финансирование возлагаются на Тобольский комитет Русского Православного миссионерского общества и миссионерское отделение при Братстве св. вмч. Дмитрия Солунского. Киргизскую степь Акмолинской области курировало два стана православной миссии - Акмолинский и Атбасарский, третий - Кар-калинский - располагался в Семипалатинской области. Предполагалось, что каждый стан должен быть укомплектован миссионером - священником и его помощником - псаломщиком, который будет ещё совмещать обязанности школьного учителя и переводчика. В Акмолинский стан в сентябре 1894 г. миссионером направляется благочинный Берёзовских церквей протоиерей М.П. Путинцев, имевший опыт миссионерской работы в Кульдже и на Алтае. Одновременно на него возлагаются функции старшего миссионера, представлявшего от себя и своих сотрудников отчёты по делам миссии. Сообщение о новом назначении Михаила Петровича публикуется в августовском номере «Тобольских епархиальных ведомостей» [5, с. 192]. Новый руководитель готовил инородцев-мусульман к крещению постепенно и основательно, заботился об усвоении ими основных христианских истин. Вскоре усилиями протоиерея состоялись первые обращения в православие нескольких мусульман [36; 37].

С 4 августа 1899 г. отец Михаил настоятелем храма в г. Кокпекты Зайсанского уезда Семипалатинской области с жалованьем 320 руб. в год [17, с. 195]. За заслуги по духовному ведомству Михаил Петрович был награждён набедренником, скуфьей, камилавкой, наперсным крестом. Распо-

ряжением военного министерства от 14 апреля 1899 г. протоиерей М.П. Пу-тинцев наделяется потомственным земельным участком [42]. Умер Михаил Петрович 31 января 1902 г. в г. Зайсане в должности настоятеля местной Александро-Невской церкви.

На Тобольском севере М.П. Путинцев пробыл всего несколько лет, но за этот короткий срок оставил след в его истории. Творческий, любознательный, талантливый человек, каким, без всякого сомнения, был М.П. Путинцев, прибыв в овеянный историей, мифами, легендами административный центр Нижнего Приобья, не мог не заглянуть в глубины его прошлого, как это в своё время сделали такие знаменитые исследователи как Г.Ф. Миллер, Н.А. Абрамов, А.И. Сулоцкий.

Оказавшись здесь, Михаил Петрович изучает доступную ему научную литературу, знакомится с хранящимися в Берёзове историческими свидетельствами и документами. К числу наиболее ценных источников, использовавшихся М.П. Путинцевым при создании своих сочинений [31; 34], следует отнести «Описание Берёзовского края» Н.А. Абрамова, брошюру А.И. Сулоцко-го «Княжна Екатерина Алексеевна Долгорукая в ссылке в Берёзове и в монашестве в Томске», рукописную тетрадь Н.А. Абрамова «Сказание о древних и примечательных иконах, хранившаяся в Берёзовском Воскресенском соборе.

Выводы протоиерея о времени появления города основывались, прежде всего, на следующем фрагменте из сочинения Н.А. Абрамова: «Казаки, отправленные в 1592 году из России царём Фёдором Иоанновичем, для завоевания северной Сибири, шли через ущелья уральских гор... Достигши вогульского городка Лопынг-уш, при реке Сыгве, впадающей в Сосву, они основали там первое укрепление, Ляпинское. Разделившись здесь на отряды, они построили ещё шесть других укреплений: в Юильском, Сартыньинском, в Ка-зымском, в Берёзовском, в Обдорске и Кодском городках» [1, с. 361 - 362].

Кончено, сейчас можно усомниться в правомерности подобной датировки, восходящей вероятно к «Сибирскому летописцу» 1715 года. Однако время основания первых сибирских городов до сегодняшнего дня является предметом дискуссий. Высказывались суждения о том, что Берёзов был заложен ещё в 80-е гг. XVI века [13, с. 71]. В ряде источников, таких как: «Описание о поставлении городов и острогов в Сибири.», «Летописец Тобольский.», «История о Сибирския земли.» - утверждается, что город возник в 1591 году [Подробнее см.: 40]. Поэтому вполне простительна возможная неточность в вопросе, не имевшем в исторической науке вполне определённого и однозначного ответа. Но в чем можно не сомневаться, так это в искреннем стремлении М.П. Путинцева заинтересовать прошлым небольшого северного городка, как его жителей, так и широкую общественность, поддерживать патриотические настроения сибиряков, побуждать к переменам общественной самодеятельности.

Мнение берёзовского протоиерея породило дискуссию, развернувшуюся на страницах местных периодических изданий [7; 9]. Автор, скрывшийся под псевдонимом «К. Б. Г.», посчитал нужным указать автору юбилейных публикаций на ряд слабых мест в его аргументации, прежде всего на то, что с полной уверенностью о существовании Берёзова мы можем говорить только лишь со времени строительства крепости воеводой Никифором Траханио-товым осенью 1593 года [9]. М.П. Путинцев, не опровергая указанного факта как общепризнанного, утверждал, что Н.В. Траханиотовым был заложен город на месте уже существовавшего казачьего укрепления [30, с. 493; 34, с. 286].

Основой для празднования 100-летия главного храма г. Берёзова послужил проведённый М.П. Путинцевым зимой 1891 г. анализ хранившихся в архиве собора церковных летописей, клировых ведомостей, «Памятной книги». Протоиерей пришёл к выводу, что необходимо «на основании существующих неопровержимых данных, признать годом освящения Берёзов-ского Воскресенского Собора 1792 год» [34, с. 290]. «К. Б. Г.» отметил, что датой открытия Воскресенского собора в таком официальном издании как

«Календарь Тобольской губернии на 1889 г.» называется 1759 год. На это последовало вполне резонное возражение М.П. Путинцева, что «Календарь» составляется на основе сведений, сообщаемых духовной консисторией, которая в свою очередь черпает информацию из клировых ведомостей. Научные изыскания и проверка получаемых данных не входит в задачи консистории. В клировых ведомостях собора действительно написано, что «церковь построена тщанием прихожан в 1759 году». Однако указанная дата не подтверждается историческими источниками и не отражена в историографии. Свою мысль протоиерей подкрепляет ссылками на Н.А. Абрамова, Г.Ф. Миллера и П. Буцинского, а также показаниями «Памятной книги» или «Летописи» Берёзовского Воскресенского собора, составленной в 1846 г. настоятелем храма протоиереем Иоанном Заборовским [34, с. 289]. В этом вопросе аргументация М.П. Путинцева являлась более убедительной. Точкой отсчёта для 180-летней годовщины «Северной миссии» стало начало массового крещения язычников Тобольского севера святителем Феодором (Филофеем Ле-щинским) в 1712 году.

Несмотря на высказанные возражения, по ходатайству Берёзовского благочинного и под его непосредственным руководством 9 мая 1892 г. с разрешения епископа Иустина (Полянского) в Берёзове торжественно отмечается описанный выше тройной юбилей. Перед празднованием была «возобновлена и выкрашена» за счёт города могила графа И.А. Остермана: «кругом неё палисадник, среди которого крест, выкрашенный белой краской. На кресте буквы А и О с короной» [18, с. 31]. Вероятно такой же «реставрации» подверглись и другие захоронения знатных узников.

У горожан сложилось самое доброе отношение к Михаилу Петровичу. Особенно наглядно оно проявлялось на фоне сравнения с другим священнослужителем Берёзова - Иваном Голошубиным*, вызывавшим их резкое неприятие. Так, в прошении в Св. Синод с просьбой о «смещении с должности» настоятеля протоиерея И.С. Голошубина от 2 февраля 1893 г. высказывается сожаление, что «достойный уважения во всех отношениях» протоиерей «без всякого его желания распоряжением епархиального начальства переведён в августе месяце минувшего года в Тобольский собор» [20, с. 204].

Царивший в Обдорской миссии на рубеже 80 - 90-х гг. XIX в. хаос, низкая квалификация, отсутствие нравственных качеств, необходимых для пастырского служения среди «инородцев» у её сотрудников, поставили настоятеля протоирея М.П. Путинцева в очень сложное положение. В серии рапортов на имя епархиального архиерея Агафангела (Преображенского) им предлагается ряд мер, направленных на совершенствование работы миссии. В частности, по его мнению, нужно было создать возможности для более регулярного общения миссионеров с язычниками и новокрещёными, для чего разместить одного из помощников начальника миссии в Шурышкарских юртах. М.П. Путинцев считал, что особое внимание следует обратить на миссионерскую школу, «сделать её, так сказать, своим любимым детищем и вести её под своим бдительным надзором и руководством» [39, с. 224], освободить дьякона от обязанностей учителя. Кроме того, предлагается отделить деятельность миссии от службы по приходу, и главное - решить кадровую проблему. В качестве достойной кандидатуры на должность помощника настоятеля протоиереем предлагается дьякон И. Егоров - человек энергичный, творческий, душой болевший за дело просвещения « инородцев», и, кроме того, выпускник учительской семинарии [14, с. 221 - 222]. Усилия Михаила Петровича не пропали даром. Вскоре дьякон И. Егоров был рукоположен в священники, вторым помощником настоятеля назначается священник Василий Герасимов - известный в последствии своими археологическими исследованиями у села Щекурья.

*Голошубин Иван Степанович (1866 - 1922) - священник, писатель, краевед, собиратель фольклора. Родился в Тобольске в семье офицера, окончил Тобольскую духовную семинарию. Автор «Справочной книги Омской епархии», Омск, 1914.

Двумя годами ранее М.П. Путинцев с целью оживления миссионерской и просветительской работы предлагал учредить в Берёзове викарное епископство: «Весьма нужен епископ Берёзовский для миссионерских целей на севере епархии, но с непременным условием иметь ему резиденцию в Берё-зовском же крае, где существующие миссии находятся в весьма печальном положении и где пребывание преосвященного викария, в качестве начальника миссий, подобно тому, как это имеет место на Алтае и в Забайкалье, послужило бы к оживлению просветительной деятельности миссий, пробудило бы от нравственной спячки и бездеятельности сельское духовенство низов-ского края.» [31, с. 504].

Однако стараний одного отца Михаила было явно недостаточно, чтобы существенно поправить дело. В декабре 1893 г. Берёзовский уезд посетил Тобольский губернатор Н.М. Богданович. Он указал на недостатки работы «Ни-зовской миссии», отметив, что «даже таких редких качеств ума и сердца, как о. протоиерей Михаил Путинцев» не имеет никакой возможности успешно заведовать одновременно благочинием и миссией [6, с. 109 - 110; 15, с. 252].

Кроме того, при посещении Берёзова различными путешественниками протоиерей выполнял роль «гида», знакомившего с достопримечательностями находившегося в его ведении собора, о чем сохранились свидетельства современников. «Настоятель собора о. Путинцев весьма любезно показал нам имеющиеся в соборе древности, как-то: икону Михаила Архангела, работы XVI века, ризы Меньшикова и Долгорукого с Андреевскими звёздами и образ Божией Матери, очень чтимый местными жителями» [18, с. 176].

Усилиями протоиерея предпринимается попытка возобновить чествование берёзовцами святого Епифания, епископа Кипрского. С первых лет существования города его жители в самых тяжёлых ситуациях обращались за помощью к иконе с ликом святого. В 1891 г. в Берёзове из-за нехватки сена началась падеж скота и как следствие - голод: «многие бедняки едва пропитывались». Поэтому в день памяти святителя Епифания 12 мая по инициативе М.П. Путинцева на берегу Северной Сосьвы было совершено торжественное молебствование с «водосвятием и коленопреклоненной молитвой» при громадном стечении жителей города [31, с. 502 - 503].

1 апреля 1891 г. в Санкт-Петербурге отмечалось 50-летие службы государю императору Г.А. Колпаковского. М.П. Путинцев от имени духовенства Берёзова и всех жителей города направил генералу поздравление с памятным событием. Юбиляр «удостоил протоиерея милостивым ответом, в котором. просил сообщить ему подробно о степени благосостояния гор. Берёзо-ва, о его храмах и жителях» [32, с. 226]. Просьба была немедленно исполнена. Причт храма и староста собора послали генералу в знак благословения икону Божией матери «Всех Скорбящих радости», брошюру М.П. Путинцева о предстоящем праздновании 300-летия города и 100-летия Воскресенского собора. В 1892 г. к празднику свят. Пасхи из Санкт-Петербурга были получены три посылки, содержавшие подарки от генерала и его жены общей стоимостью 500 рублей: два полных священнических облачения и два дьяконских стихаря «из прекрасного пунсового с золотом бархата», белая священническая риза и такой же дьяконский стихарь. Своими силами приобрести подобные предметы для собора, прихожане вряд ли бы смогли [32, с. 227 - 228].

К сожалению, Михаил Петрович проработал в Берёзове не очень долго. Думается, что задержись он здесь ещё на несколько лет, работу Обдорской миссии смогли бы наладить гораздо раньше, чем это удалось сделать иеромонаху Иринарху (Шемановскому). Деятельность М.П. Путинцева на Тобольском севере всего лишь эпизод в его биографии, но опытному миссионеру, просвещённому пастырю важно было выполнить главную задачу - привлечь внимание губернских чиновников самого высокого ранга, епархиальных властей, общественности к проблемам края, его историческому наследию. Вероятно, он также хотел оставить о себе добрые благодарные воспоминания жителей Берёзова, стремился продолжить активную научно-просветительскую работу, которая являлась органической частью его творческой натуры.

Несомненный интерес представляют и другие публикации по истории церкви, жизнеописания её деятелей, созданные М.П. Путинцевым. Прежде всего, следует упомянуть о серии биографических очерков, посвящённых архипастырям, священнослужителям, оставившим след в изучении прошлого сибирской земли [21; 22; 24; 25; 26; 27; 29]. Со многими из них М.П. Путинцев встречался лично. Поэтому собственно исследовательский труд переплетается с воспоминаниями автора, личными впечатлениями, оставшимися от нескольких лет сотрудничества или же просто кратких встреч. С огромной теплотой и признательностью Михаил Петрович отзывается о епископе Туркестанском Софонии (Сокольском), высоко оценивая нравственные качества и духовный авторитет архиерея: «Преосвященный Софония был прямодушен, и никогда ни пред каким лицом не стеснялся высказывать иногда горькую правду. Таков был он даже в отношении высокопоставленных в служебной и общественной жизни особ... в среде Туркестанского образованного общества владыка пользовался полным уважением, как старец строгой жизни и архипастырь мудрый и учительный... преосвященный Софония действовал на паству и личными беседами и наставлениями, и побуждением приходских священников к усиленной просветительной деятельности. Для того, при обозрении епархии, преосвященный останавливался во всех русских селениях, где даже не было ни церкви, ни часовни, долго и вразумительно беседовал с собравшимся народом, убеждал его к исправлению жизни и нравственности, экзаменовал взрослых и детей в знании заповедей и главнейших молитв, учил правильно полагать крестное знамение и т.п.» [24].

Обобщающий труд, посвящённый биографиям Тобольских и Сибирских архипастырей, не утративший своего значения и поныне, был написан Михаилом Петровичем в Берёзове по поручению преосвященного Иустина и издан в Омске в 1892 году [35]. На полутора сотнях страниц сборника изложены краткие жизнеописания 33 архиереев - от Киприана (Старорусенкова) (1620 - 1624 гг.) до Иустина (Полянского) (1889 - 1893 гг.). Книга вскоре переиздаётся на Афоне русским Пантелеймоновским монастырем.

Другая группа работ, созданных М.П. Путинцевым - различного рода путевые заметки, корреспонденции, в которых автор часто выходит за рамки описания увиденного, а старается дать широкую панораму интересующих его событий и явлений [23; 28]. Так, в выдержавшем несколько изданий сборнике, посвящённом Алтайской миссии [38], автор рассказывает как о жизни и деятельности отдельных миссионеров, так и о различных святынях, особо почитаемых в крае, методах обращения в христианство местных язычников, делится личными впечатлениями от посещения женского монастыря около Улалы и др. Фактически в брошюре излагается краткая история миссии. Хотя работа написана с традиционных для церковной историографии того времени прови-денциалистских позиций, тем не менее, текст отличается живостью и образностью изложения, точностью этнографических и психологических описаний.

Стоит согласиться с мнением В.К. Белобородова в его характеристике северных городов Тобольской губернии XIX в.: «Дефицит общественной активности если и преодолевался отчасти, то непродолжительными всплесками, благодаря энергии отдельных людей, приезжавших на службу, таких, как Берёзовский военно-окружной начальник Г.А. Колпаковский или педагог Н.А. Абрамов» [3, с. 118]. Одним из них являлся, без всякого сомнения, протоиерей М.П. Путинцев - инициатор и организатор ряда мероприятий, ожививших культурную жизнь края.

В целом же следует указать на то, что заслуги таких людей как М.П. Путинцев (в отличие, например, от Н.А. Абрамова, А.И. Сулоцкого, И.С. Шема-новского) в становление науки и просвещения на сибирской земле до настоящего времени недооценены в отечественной историографии и краеведении. Предстоит ещё немало сделать, чтобы выявить и отметить их вклад в развитие Тобольского Севера, что могло наблюдаться, как в попытках перевести решение стоявших в то время перед регионом культурно-просветительских, социально-экономических задач в практическую плоскость, так и в выявлении и теоретической постановке стоявших перед его жителями проблем.

Литература

1. Абрамов, Н.А. Описание Берёзовского края [Текст] / Н.А. Абрамов // Записки Русского географического общества. - СПб., 1857. - Кн. XII. - С. 328 -448.

2. Авторы публикаций об Югре в западносибирской и уральской периодике. 1857 - 1960 гг.: материалы к биографическому словарю [Текст] / сост.

B.К. Белобородов, Т.В. Пуртова. - Ханты-Мансийск, 2008. - 446 с.

3. Белобородов, В.К. Обитаемое прошлое: книга негромких приключений [Текст] / В.К. Белобородов. - Тюмень, 2011. - 256 с.

4. Епархиальные известия [Текст] // Тобольские епархиальные ведомости (далее - ТЕВ). - 1892. - № 9 - 10. - С. 85 - 87.

5. Епархиальные известия [Текст] // ТЕВ. - 1894. - № 16. - С. 191 - 194.

6. Иринарх, иеромонах. История Обдорской Духовой миссии 1854 - 1904 [Текст] / Иринарх, иеромонах. - М., 1906. - 188 с.

7. К. Кое-что о Берёзовском округе и г. Берёзове [Текст] / К. // Сибирский листок: 1890 - 1894 / сост. В. Белобородов (при участии Ю. Мандрики). - Тюмень, 2003. - С. 209 - 211.

8. Катанаев [Текст] // Сибирская советская энциклопедия. Б. м. 1930 - 1931. Т. II : З - К. 1152 стлб.

9. К. Б. Г. Историческая справка по поводу юбилея г. Берёзова [Текст] / К. Б. Г. // Тобольские губернские ведомости. - 1892. - № 15.

10. Кое-что о Берёзовском округе и городе Берёзове [Текст] // Сибирский листок: 1890 - 1894 / сост. В. Белобородов (при участии Ю. Мандрики). - Тюмень, 2003. - С. 256 - 258.

11. Корнев, В.П. Анненский Николай Фёдорович [Текст] / В.П. Корнев // Видные деятели отечественной статистики. - М., 1993. - С. 6 - 7.

12. Материалы для истории Тобольской иерархии и для характеристики Сибирского миссионерства [Текст] // ТЕВ. - 1899. - № 10. - С. 200 - 204.

13. Миненко, Н.А. Хождение за «Камень». Начало Азиатской России: новая версия [Текст] / Н.А. Миненко // Родина. - 2000. - № 5. - С. 64 - 71.

14. Отношение протоиерея М. Путинцева архиепископу Агафангелу с предложением о реорганизации миссии [Текст] // Из истории Обдорской миссии: Источники / сост. вступ. ст., коммент. В.Я. Темплинг. - Тюмень, 2004. -

C. 221 - 222.

15. Отчёт о деятельности Тобольского епархиального православно-церковного братства святого вмч. Димитрия Солунского за 1893/4 [Текст] // ТЕВ. - 1894. -№ 22. - С. 241 - 252.

16. Памятная книжка Западно-Сибирского учебного округа на 1891/92 [Текст]. -Томск, 1892. - 255 с.

17. Памятная книжка Семипалатинской области на 1900 год [Текст]. - Семипалатинск, 1900. - Вып. IV - 289 с.

18. Поездка на Северный Урал летом 1892 года: Составил по дневникам гг. Сы-ромятникова и Андреева Н. Подревский [Текст]. - Тюмень, 2004. - 224 с.

19. Поздняев Д., свящ. Православие в западном Китае [Текст] / Д. Поздняев // Встреча. - 1997. - № 2 (5). - С. 60 - 64.

20. Прошение в Святейший Синод прихожан Берёзовского Воскресенского собора о смещении с должности настоятеля протоиерея священника И. Голо-шубина [Текст] // Православные приходы Берёзовского края в XIX - начале XX. (Материалы для истории местных сообществ Азиатской России) / сост., вступ. ст. и комм. С.В. Турова. - Тюмень, 2004. - С. 204 - 205.

21. Путинцев, М. Воспоминание о высокопреосвященном Варлааме, бывшем архиепископе Тобольском [Текст] / М. Путинцев // Христианское чтение. -СПб. - 1876. - № 11/12. - С. 674 - 692.

22. Путинцев, М., Черта из жизни святителя Игнатия Брянчанинова [Текст] / М. Путинцев // Душеполезное чтение. - 1878. - Апрель. - С. 488 - 493.

23. Путинцев, М. Из Алтайских преданий [Текст] / М. Путинцев // Семипалатинские областные ведомости. - 1883. - № 24, 25, 26.

24. Путинцев, М. Воспоминания о покойном архиепископе Туркестанском Со-фонии [Текст] / М. Путинцев // Душеполезное чтение. - 1884. - Ноябрь. -С. 249 - 285 ; Декабрь. - С. 383 - 423.

25. Путинцев, М. Протоиерей Александр Иванович Сулоцкий [Текст] / М. Путинцев // Душеполезное Чтение. - 1885. - № 5. - С. 66 - 93.

26. Путинцев, М. Митрополит-схимонах Феодор, просветитель сибирских язычников [Текст] / М. Путинцев // Душеполезное Чтение. - 1887. - Январь.

27. Путинцев, М. Протоиерей Стефан Яковлевич Знаменский [Текст] / М. Путинцев / Душеполезное чтение. - 1888. - № 1. - С. 73 - 92.

28. Путинцев, М. Из станицы Баян-Аульской, Семипалатинской области [Текст] / М. Путинцев // ТЕВ. - 1888. - № 15 - 16. - С. 339 - 343.

29. Путинцев, М. Сказания о некоторых сибирских подвижниках благочестия [Текст] / М. Путинцев. - М., 1889. - 38 с.

30. Путинцев, М. К празднованию 300-летия г. Берёзова [Текст] / М. Путинцев // ТЕВ. - 1891. - № 23 - 24. - С. 492 - 494.

31. Путинцев, М. Святыни и исторические могилы города Березова [Текст] / М. Путинцев // ТЕВ. - 1891. - № 23 - 24. - С. 495 - 514.

32. Путинцев, М. Корреспонденции [Текст] / М. Путинцев // ТЕВ. - 1892. -№ 9 - 10. - С. 226 - 228.

33. Путинцев, М. Юбилейное торжество в г. Берёзове [Текст] / М. Путинцев // ТЕВ. - 1892. - № 13 - 14. - С. 279 - 283.

34. Путинцев, М. Ответ на статью: «Историческая справка по поводу юбилея города Берёзова» [Текст] / М. Путинцев // ТЕВ. - 1892. - № 13 - 14. - С. 284 - 295.

35. Путинцев, М. Тобольская епархия. Ч. 2. От. I : Архипастыри Тобольской епархии [Текст] / М. Путинцев. - Омск, 1892. - 158 с.

36. Путинцев, М. Поучение по случаю крещения магометанина [Текст] / М. Пу-тинцев // ТЕВ. - 1895. - № 4. - С. 61 - 63.

37. Путинцев, М. Письмо из Киргизской миссии [Текст] / М. Путинцев // ТЕВ. -1895. - № 4. - С. 63 - 72.

38. Путинцев, М. Алтай. Его святыни. Миссионерство. Дивные пути Промысла Божия в обращении язычников в христианство. Воспоминания о почивших миссионерах [Текст] / М. Путинцев - М., 1905. - 60 с.

39. Рапорт протоиерея М. Путинцева архиепископу Агафангелу об улучшении миссионерского дела в Низовской миссии [Текст] // Из истории Обдорской миссии: Источники / сост. вступ. ст., коммент. В.Я. Темплинг. - Тюмень, 2004. - С. 222 - 224.

40. Резун, Д.Я. К истории «поставления» городов и острогов в Сибири [Текст] / Д.Я. Резун // Сибирские города XVII - нач. XX века. - Новосибирск, 1981. -С. 35 - 57.

41. Реестр учебным руководствам и пособиям склада Берёзовского уездного отделения Тобольского епархиально-училищного совета, сданным бывшим председателем сего отделения протоиереем Михаилом Путинцевым наблюдателю школ Берёзовского округа священнику Иоанну Голошубину [Текст] // Православные приходы Берёзовского края в XIX - начале XX. (Материалы для истории местных сообществ Азиатской России) / сост., вступ. ст. и коммент. С.В. Турова. - Тюмень, 2004. - С. 407 - 409.

42. Сборник правительственных распоряжений по казачьим войскам. Т. XXXV За 1899 год [Текст]. - СПб., 1900. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://greybooks.ru/catalog/product_mfo.php?products_id=5805.

43. Список церквей Тобольской епархии, с обозначением состоящих при них священно-церковно-служителей, составленный 28 декабря 1890 года [Текст] // ТЕВ. - 1891. - № 1 - 2. - С. 8 - 18.

44. Сулоцкий, А.И. Церковные библиотеки Тобольской епархии; библиотека Омского Воскресенского собора [Текст] / А.И. Сулоцкий // Соч. : в 3 т. Т. 1 : О церковных древностях Сибири / под ред. В.А. Чупина. - Тюмень, 2000. -С. 343 - 348.

45. Феофан Затворник, епископ. Письма к протоиерею Михаилу Путинцеву [Текст] / Феофан Затворник // Душеполезное чтение. - 1895. - Ч. 1. - С. 105 -107.

46. Циркуляры по Западно-Сибирскому учебному округу [Текст]. - 1892. - № 10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.