Научная статья на тему 'Опыт позитивного переосмысления духовно чуждых культурных заимствований на примере праздника Хэллоуин'

Опыт позитивного переосмысления духовно чуждых культурных заимствований на примере праздника Хэллоуин Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
25
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Хеллоуин / секуляризм / школьное образование / миссия / инокультурные заимствования / традиции / наука / индоктринация / перехват повестки / Halloween / secularism / school education / mission / foreign cultural borrowings / traditions / science / indoctrination / agenda capturing

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Васильев Денис Викторович

В данной статье отмечаются особенности текущей религиозной ситуации в Российской Федерации, препятствующие эффективной борьбе с духовно чуждыми культурными заимствованиями, а также предлагается нестандартный подход к ситуации в духе церковной миссии перехват повестки в ходе нежелательной индоктринирующей деятельности. К основным выводам можно отнести следующие: мирный характер христианской проповеди не исключает использования полемических приёмов, направленных на нейтрализацию духовно вредных элементов культурных заимствований. Мировая православная культура предоставляет все основания для такой нейтрализации в духе исторически проверенных миссионерских подходов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Васильев Денис Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

An attempt of positive rethinking of spiritually alien cultural borrowings on the example of Halloween festival

The article deals with some peculiarities of the current religious situation in Russian Federation, that undermine any effective countering of spiritually alien cultural borrowings. A non-standard approach to the situation – agenda capturing during unwanted indoctrination based on typical church mission modus operandi is offered. The main findings include the following: peaceful ecclesiastical teachings do not necessarily rule out the polemic techniques aimed at neutralizing any spiritually unsafe elements of the cultural borrowings. The global orthodox culture substantiates such neutralization in the vein of the historically approved missionary methods.

Текст научной работы на тему «Опыт позитивного переосмысления духовно чуждых культурных заимствований на примере праздника Хэллоуин»

УДК 260.1, 265.33

Васильев Денис Викторович, иерей

Новосибирская православная духовная семинария Старший преподаватель 633103, Новосибирская область, г. Обь, Военный городок, 127

Опыт позитивного переосмысления духовно чуждых культурных заимствований на примере

праздника хэллоуин

Аннотация: В данной статье отмечаются особенности текущей религиозной ситуации в Российской Федерации, препятствующие эффективной борьбе с духовно чуждыми культурными заимствованиями, а также предлагается нестандартный подход к ситуации в духе церковной миссии - перехват повестки в ходе нежелательной индоктринирующей деятельности. К основным выводам можно отнести следующие: мирный характер христианской проповеди не исключает использования полемических приёмов, направленных на нейтрализацию духовно вредных элементов культурных заимствований. Мировая православная культура предоставляет все основания для такой нейтрализации в духе исторически проверенных миссионерских подходов.

Ключевые слова: Хеллоуин, секуляризм, школьное образование, миссия, инокультурные заимствования, традиции, наука, индоктринация, перехват повестки.

Vasilyev Denis V., priest

Novosibirsk Theological Orthodox Seminary Senior lecturer 633103, Novosibirsk oblast, Ob, Voenny Gorodok, 127

AN attempt of posiTIVE RETHINKING oF spiRITuALLY ALIEN cultural borrowings ON the example

of halloween festival

Abstract: The article deals with some peculiarities of the current religious situation in Russian Federation, that undermine any effective countering of spiritually alien cultural borrowings. A non-standard approach to the situation - agenda capturing during unwanted indoctrination - based on typical church mission modus operandi is offered. The main findings include the following: peaceful ecclesiastical teachings do not necessarily rule out the polemic techniques aimed at neutralizing any spiritually unsafe elements of the cultural borrowings. The global orthodox culture substantiates such neutralization in the vein of the historically approved missionary methods.

Key words: Halloween, secularism, school education, mission, foreign cultural borrowings, traditions, science, indoctrination, agenda capturing.

Несомненно, что праздник Хэллоуин представляет собой духовное заимствование. Это кельтский по происхождению1, христианский по замыслу2, но, к сожалению, англо-саксонский по реализации праздник, который, несмотря на специфичность его культурного содержания, широко представлен в современной культуре России3. Имеется в виду как культура потребления (реклама, торговые акции), так, к сожалению, и культура образования, а именно изучение английского языка в российской школе. По нашему мнению, беспокойство должна вызывать пропаганда идей Хэллоуина среди одной из наиболее беззащитных категорий учащихся — младших школьников.

Проблема в том, что на данном историческом этапе Хэллоуин — несомненная манифестация зла: традиции празднования Хэллоуина находятся между примитивнейшим язычеством (ничем не сдерживаемое сребролюбие) и откровенным сатанизмом (символика смерти, разложения, демонических сил)4. По мнению ряда исследователей, подвергать малолетних навязчивому воздействию подобной системы ценностей опасно для их духовного, нравственного и интеллектуального развития5.

В связи с этим, на наш взгляд, положительно интерпретировать навязывание американизированного празднования Хэллоуина гражданам, происходящим из семей, живущих в поле православной культуры, невозможно.

Вместе с тем, исключить его из культурного и образовательного поля на современном историческом этапе нельзя в силу как педагогической индифферентности школьных работников, так и наличной культурной ситуации в целом6. Попытки церковных властей, служителей и православных родителей противодействовать распространению Хэллоуина (как и иных духовно опасных явлений) воспринимаются антицерковно настроенной общественностью как вмешательство Церкви в жизнь светского общества. Изменение данного обстоятельства может занять сколь угодно долгое время.

Вместе с тем, на наш взгляд, говорить о бессилии верующих перед лицом антихристианской мировоззренческой системы в данном случае не стоит. У Церкви есть многовековой опыт позитивного переосмысления духовно опасных языческих традиций. И это не просто миссионерско-полемический ход: представление о необходимости направления онтологически неизбежного7, но подверженного греховным искажениям богоискательства в правильное (православное) русло — неотъемлемая примета христианской проповеди со времён апостола Павла8 (напр., его речь в Ареопаге — Деян. 17:15-34).

Важно, что Хэллоуин, несмотря на современный облик, предоставляет прочные основания для подобного переосмысления, будучи изначально наполненным христианским содержанием: первоначально, в ходе христианской миссии среди кельтов, он замышлялся как навечерие Дня всех святых9.

Соответственно, рассматриваемый праздник может стать удачным поводом для свидетельства об объединительной и цивилизующей роли христианства в британской культуре.

Важно свидетельствовать, что само понятие «культура» онтологически несовместимо с ориентацией на демонические сущности и энергии в силу их принципиального бого- и человеконенавистничества10. В отношении явлений, проистекающих из подобной ориентации, уместно скорее употребление термина «антикультура»: «...все, что подпадает под феномен и понятие антикультуры в юридической лексике и

1 См., напр.: Хэллоуин / Михайлова Т. А. // Хвойка — Шервинский. — М. : Большая российская энциклопедия, 2017.

2 Там же.

3 Подробнее об этом см., напр.: Васильев Денис Викторович, иерей. Миссионерское противодействие духовно вредным культурным заимствованиям в секулярном обществе: проблемы и стратегия (на примере праздника Хэллоуин) // Новосибирский временник: Электронный журнал Новосибирской православной духовной семинарии / гл. ред. прот. Павел Кизюн - Обь: Новосибирская православная духовная семинария, 2022. - № 2. - 110 с. - С. 77 - 82.

4 Шевчук О.А. Хэллоуин [Электронный ресурс] // Суеверие.нет [сайт]. URL: https://sueverie.net/hjellouin.html (Время обращения: 23.05.2023).

5 Абраменкова В.В. О психологических и духовно-нравственных последствиях проведения школьных мероприятий под названием «Хеллоуин» [Электронный ресурс] // Азбука воспитания: Статьи о православном воспитании детей [сайт]. [2017]. - URL: https://azbyka.ru/ deti/o-psihologicheskih-i-duhovno-nravstenny-h-posledstviyah-provedeniya-shkol-ny-h-meropriyatij-pod-nazvaniem-hellouin (Время обращения: 23.05.2023).

6 Васильев Денис Викторович, иерей, указ. соч. С. 78.

7 Пауль Тиллих. Систематическая теология. Т. I-II. М.; СПб.: Университетская книга, 2000. С. 22.

8 См. об этом, напр., Чуйко В.А. Эволюция народных праздников в контексте христианских духовных ценностей (на материале народной обрядности центральной Украины) // Культура. Духовность. Общество. 2014. №10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/evolyutsiya-narodnyh-prazdnikov-v-kontekste-hristianskih-duhovnyh-tsennostey-na-materiale-narodnoy-obryadnosti-tsentralnoy-ukrainy (Время обращения: 23.05.2023).

9 Прокопюк Олег Николаевич Появление праздника Хэллоуин в России и его влияние на подрастающее поколение // Труды Белгородской духовной семинарии. 2017. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/poyavlenie-prazdnika-hellouin-v-rossii-i-ego-vliyanie-na-podrastayuschee-pokolenie (Время обращения: 23.05.2023).

10 См. об этом, напр.: Люди погибели - Сатанизм в России: попытка анализа. М.: Издание Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры, 2000.

законодательстве рассматривается именно как антикультурные феномены, разрушающие пространство культуры народов, наций, общежитие законопослушных, именно культурных граждан»11.

Кроме того, нам представляется целесообразным привлечение к такого рода свидетельству детей в рамках законодательства, рамок благочестия и здравого смысла.

Так, в рамках такого свидетельства вполне возможно использование возможностей, предоставляемых навязываемой учащимся на Хэллоуин атмосферой карнавала12. В частности, не существует причин, препятствующих подготовке соответствующих миссионерских костюмов вместо обсценных.

Дети могут предстать перед сверстниками и учителями в образе святых, каковых в истории Великобритании периода единой Православной Церкви множество (не менее 95013). Полагаем, с церковно-практической и этической точек зрения подобное перевоплощение ничем не хуже традиционных рождественских или пасхальных сценок. Естественно, ребёнок, отправляющийся в школу в образе святого, должен получить от родителей соответствующее наставление о надлежащем поведении.

Дополнительным важным миссионерским фактором, несомненно, должно стать изучение учащимися житий тех святых, образ которых они принимают, хотя бы в минимальном объёме (Прп. Варсонофий Оптинский: «Самым поучительным чтением являются Жития святых; здесь не дается теоретических знаний, но представляются живые примеры подражания Христу Спасителю»14). Интересным образом, из всех участников праздника именно «святые», и только они, будут соответствовать школьному определению Хэллоуина как культурно-образовательного мероприятия («...воспитание у детей интереса и доброжелательного отношения к изучаемому языку, к культуре, традициям и обычаям народа, говорящего на английском языке, повышение мотивации к его изучению»15): действуя, пусть и бессознательно, на базе тезиса о христианстве как культурном начале в английской истории (в отличие от демонических сил как непримиримых противников любой созидательности), маленькие христиане, в отличие от своих сверстников с иным мировоззрением, имеют возможность действительно прикоснуться к частицам, а то и к истокам, подлинной английской культуры.

Возможное противодействие организаторов миссионерским действиям в этой атмосфере будет выглядеть неприкрытой дискриминацией и абсурдным навязыванием деструктивной культурной атрибуции в пику конструктивной.

Таким образом, на наш взгляд, становится возможным говорить если не о перехвате повестки, то, как минимум, о придании происходящему существенно более правильного направления: разнузданная манифестация зла превращается в типичную житийную сцену, в которой праведники проходят свой жизненный путь, окружённые сонмами бесов («Если бесы внезапно появятся в воздухе, желая навести ужас, не надо бояться и смущаться от их угроз, но прилежнее молиться. Они устрашают, испытывая, обращают ли на них внимание или совершенно презирают. Некий святой так усердно молился в пустыне, что совсем не обращал внимания на бесов. Они даже поднимали его в воздух и трясли, но не могли оторвать его ум от горячей молитвы»16).

Наконец, данный подход, на наш взгляд, снимает трагическое противоречие между православным мировоззрением учащихся и навязыванием им со стороны учебного заведения участия в явно антихристианском мероприятии: Хэллоуин, повествующий о борьбе сил света с силами зла, — это «православный» Хэллоуин.

11 Культура и антикультура: сборник научных трудов по материалам Международной научно-методологической конференции «Селивановские чтения» / науч. ред. Л. Н. Захарова, Л. Н. Шабатура. - Тюмень : ТИУУ 2021. С. 273.

12 Тихонова, А. А. Святки и Хэллоуин: архетипическое единство и различие праздничных народных традиций// Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2016.— №3 (71).

13 Филипс А, прот. Святые Англии [Электронный ресурс] // Православие.™ [сайт]. URL: https://www.pravoslavie.ru/30935.html (Время обращения: 23.05.2023).

14 Варсонофий Оптинский прп. Симфония к беседам преподобного оптинского старца Варсонофия [Электронный ресурс]. - URL: https://www. optina.ru/lec_vars/32/#1 (Время обращения: 23.05.2023). Подробнее см., напр.: Дергалев Сергий Митрофанович. Духовное чтение как средство исцеления ума // Труды Белгородской духовной семинарии. 2021. №12. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/duhovnoe-chtenie-kak-sredstvo-istseleniya-uma (Время обращения: 23.05.2023).

15 Фетисова Г.Н. Проект внеклассного мероприятия «Halloween's Traditions» [Электронный ресурс] // Инфоурок [сайт]. URL: https://infourok.ru/ konspekt_meropriyatiya_po_teme_helloum_4-7_klassy-124169.htm (Время обращения: 23.05.2023).

16 Основы духовной жизни по славянскому «Добротолюбию». - М. : ОЛМА-ПРЕСС, 2002. (ПФ Красный пролетарий). - 175, [10] с. - - URL: https://stsl.ru/lib/book9/gl3-3.htm (Время обращения: 23.05.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.