Научная статья на тему 'МИССИОНЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АРХИЕПИСКОПА КАМЧАТСКОГО, КУРИЛЬСКОГО И АЛЕУТСКОГО СВЯТИТЕЛЯ ИНОКЕНТИЯ'

МИССИОНЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АРХИЕПИСКОПА КАМЧАТСКОГО, КУРИЛЬСКОГО И АЛЕУТСКОГО СВЯТИТЕЛЯ ИНОКЕНТИЯ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
38
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИССИЯ / АЛЕУТЫ / СВЯТИТЕЛЬ / ПОСТРИГ В МОНАХИ / СЛУЖЕНИЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Чекрыгин Д.А.

Отец Иоанн, узнав о смерти супруги, принимает монашеский постриг и через недолгое время Священный Синод постановил образовать на островах Русской Америки самостоятельную епархию и назначить на эту новообразованную кафедру монаха Иннокентия, который по завершении заседания был возведен в сан архимандрита. После принятия хиротонии 10 января 1841 г. святитель отправился принимать свои обязанности к берегам Аляски. В пределы своей епархии святитель прибыл лишь через 10 месяцев после хиротонии - 27 сентября 1841 г., где сразу приступил к управлению делами. Епископ всегда находил время для занятия с детьми. Особенно примечательно, что в данный период активно развивалось и храмостроительство на территории епархии. Епархия постепенно улучшалась и росла. Развитие епархии остановили политические события.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MISSIONARY ACTIVITY OF THE ARCHBISHOP OF KAMCHATKA, KURIL AND ALEUT ST. INOKENTY

Father John, upon learning of his wife's death, takes monastic vows and after a short time, the Holy Synod decided to form an independent diocese on the islands of Russian America, and to appoint Monk Innocent to this newly formed chair, who, at the end of the meeting, was elevated to the rank of archimandrite. After receiving ordination on January 10, 1841, the saint went to take his duties to the shores of Alaska. The saint arrived within the boundaries of his diocese only 10 months after his ordination - on September 27, 1841, where he immediately began to manage affairs. The bishop always found time to study with the children. It is especially noteworthy that during this period, church building was actively developing on the territory of the diocese. The diocese gradually improved and grew. The development of the diocese was stopped by political events.

Текст научной работы на тему «МИССИОНЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АРХИЕПИСКОПА КАМЧАТСКОГО, КУРИЛЬСКОГО И АЛЕУТСКОГО СВЯТИТЕЛЯ ИНОКЕНТИЯ»

УДК 27-75

Чекрыгин Дмитрий Алексеевич, магистрант Белгородской духовной семинарии,

Россия, г. Белгород dmytry.chek@gmail.com

Миссионерская деятельность архиепископа Камчатского, Курильского и Алеутского святителя Инокентия

Аннотация: Отец Иоанн, узнав о смерти супруги, принимает монашеский постриг и через недолгое время Священный Синод постановил образовать на островах Русской Америки самостоятельную епархию и назначить на эту новообразованную кафедру монаха Иннокентия, который по завершении заседания был возведен в сан архимандрита. После принятия хиротонии 10 января 1841 г. святитель отправился принимать свои обязанности к берегам Аляски. В пределы своей епархии святитель прибыл лишь через 10 месяцев после хиротонии - 27 сентября 1841 г., где сразу приступил к управлению делами. Епископ всегда находил время для занятия с детьми. Особенно примечательно, что в данный период активно развивалось и храмостроительство на территории епархии. Епархия постепенно улучшалась и росла. Развитие епархии остановили политические события.

Ключевые слова: Миссия, алеуты, святитель, постриг в монахи, служение.

Chekrygin Dmitry Alekseevich magistrant of the Belgorod Theological Seminary,

Russia, Belgorod dmytry.chek@gmail.com

Missionary activity of the Archbishop of Kamchatka, Kuril and Aleut St. Inokenty

Abstract: Father John, upon learning of his wife's death, takes monastic vows and after a short time, the Holy Synod decided to form an independent diocese on the islands of Russian America, and to appoint Monk Innocent to this newly formed chair, who, at the end of the meeting, was elevated to the rank of archimandrite. After receiving ordination on January 10, 1841, the saint went to take his duties to the shores of

Alaska. The saint arrived within the boundaries of his diocese only 10 months after his ordination - on September 27, 1841, where he immediately began to manage affairs. The bishop always found time to study with the children. It is especially noteworthy that during this period, church building was actively developing on the territory of the diocese. The diocese gradually improved and grew. The development of the diocese was stopped by political events.

Key words: Mission, aleuts, saint, ministry, tonsured as a monk, training.

Продолжая исследование о служении св. Инокентия на поприще миссионера, самым значимым вопросом является период образования епархии и деятельность св. Инокентия в качестве епископа Камчатского, Курильского и Алеутского. При рассмотрении данного периода начать необходимо с причины, по которой был принят священный сам епископа. Это происходит в момент, когда о. Иоанн находился с делами в столице, ему пришла новость о том что, 25 ноября 1839 г. скончалась его жена Екатерина. Позже убедившись в том, что его дети окружены заботой и вниманием о. Иоанн поддался на уговоры св. Синода и принял предложенный ему монашеский постриг.

Покровителем в монашеском делании о. Иоанна стал святитель Иннокентий (Кульчицкий) - первый архиерей иркутской кафедры. Постриг же состоялся 29 ноября 1840 г. - его возглавил друг и наставник о. Иоанна - митр. Филарет (Дроздов). На следующий день, 30 ноября 1840 г., св. Синод постановил образовать на островах Русской Америки самостоятельную епархию и назначить на эту новообразованную кафедру монаха Иннокентия, который по завершении заседания был возведен в сан архимандрита.

В декабре 1840 г. священник-миссионер был удостоен аудиенции у императора. Николай Первый желал лично беседовать с о. Иннокентием и после этой беседы, спустя две недели, император утвердил решение Синода о создании новой епархии. И уже 15 декабря 1840 г. в Казанском соборе Санкт-Петербурга архимандрит Иннокентий был хиротонисан во епископа Камчатского, Курильского и Алеутского.

И сразу после принятия хиротонии 10 января 1841 г. святитель отправился принимать свои обязанности к берегам Аляски. После отъезда из Санкт-Петербурга святитель некоторое время пробыл в Москве, где принимал пожертвования для храмов Русской Америки, знакомился и изучал уставы и устроение

общежития монастырей Москвы. Поскольку духовное образование на Аляске ещё не было развито должным образом, новообразованная епархия нуждалось в духовенстве. Здесь святитель отобрал двух священников из числа тех, которые выразили желание ехать с ним. По пути из Москвы на Камчатку епископ по пути заезжал в города и посещал епархии, где он перенимал богатый опыт в управлении паствой от местных архиереев, прислушивался к их советам. Продолжая укомплектовывать кадрами епархию, набрал себе в подчинение еще 11 человек из духовенства[1; 145].

В пределы своей епархии святитель прибыл лишь через 10 месяцев после хиротонии - 27 сентября 1841 г., где сразу приступил к управлению делами. Свою деятельность святитель начал с создания Аляскинского Духовного правления, которое было призвано разрешать кадровые и административные вопросы духовенства епархии [6; 149]. Кроме того, в сане епископа святитель не только не оставил своего миссионерского служение, но принялся за него еще с большим горением. Проповедуя, он совершал длительные путешествия по епархии, охватившей территорию Аляски, Камчатку, Курильские острова и побережье Охотского моря. В связи с протяженностью территории и суровым климатом на территории епархии один её объезд длился от 8 месяцев до полутора года. Только в первые 10 лет служения святитель объехал свою епархию 4 раза. Основной целью архиерея на Аляске было устройство и регулирование работы миссии. Святителю Иннокентию удалось не только восстановить, но и четко наладить работу, о чём он написал в 1848 г. в своем докладе обер-прокурору Протасову [7; 270].

Свою деятельность святитель начал с создания Аляскинского Духовного правления, которое было призвано разрешать кадровые и административные вопросы духовенства епархии. Создание такого органа управления упрощало документооборот и рассмотрение ходатайств епархии, а близость архиерея делало значительно быстрее принятие решений по всем вопросам. Очень важно отметить и то, что изменился порядок и материального обеспечение приходов епархии. По новому порядку средства, выделенные на содержание епархии, распределялись духовным правлением. Таким образом, духовенство епархии освободилось от влияния на их проповедь светских лиц из управления Российско-Американской кампании, которая прежде держала духовенство в острой финансовой зависимости.

Святитель считал, что для просвещения народов Аляски необходимы постоянные миссии в глубине самого материка. Последовательно, за первые пять лет устроения Американской миссии святитель Иннокентий открыл три новых мис-

сионерских стана на полуострове: Нушагакская (1842 г., на р. Нушагак), Квих-пакская (1844 г., в с. Икогмют, на р. Юкон или Квихпак) и Кенайская (1845 г., на полуострове Кенай). Отличительной чертой этих миссий стало их расположение в местах, где почти не было населения, которое исповедовало бы Христианство. Для того, чтобы проповедь была понятна всем народностям, святитель обязывал духовенство не только произносить проповеди на местных языках и наречиях, но и переводить богослужебные тексты, молитвословия, катехизис и св. Писание. Для этого все священнослужители, в т.ч. и приезжающие из России, обязательно изучали язык местного населения [4; 27-30].

На протяжении всего своего служения святитель Иннокентий уделял большое внимание воспитанию и обучению детей новопросвещенных народов, и принимал в этом всегда непосредственное участие [7; 113]. К 1842 г. при каждом храме Аляски действовала церковноприходская школа. Помимо Священного Писания в них преподавалась славянская грамматика, учились правила поведения и обязанности христианина, церковное богослужебное пение [7; 114].

Для того, чтобы воспитанники церковно-приходских школ впоследствии могли стать священнослужителями и миссионерами, было решено открыть духовную семинарию. Для устройства семинарии в 1844 году было решено объединить два духовных училища, устроенных святителем в Новоархангельске, и материковой части епархии - г. Петропавловск. Местом устроения семинарии стал центр епархии - г. Новоархангельск. Для семинаристов было выстроено отдельное здание на архиерейском дворе. Деньги на материальное обеспечение семинарии выделялись Св. Синодом. Учебный план семинарии был составлен по примеру семинарии г. Иркутска, которая прежде готовила миссионеров на все северные территории страны. Особенностью семинарии стало изучение не только языков местных наречий, но и углубленное изучение медицины.

На воспитанников и выпускников семинарии возлагались большие надежды -именно они должны были укомплектовать штат епархии и продолжить дело миссионеров, приехавших сюда из России. Однако возложенные на воспитанников и выпускников семинарии большие надежды не оправдались. В силу особенностей развития местных народностей, лишь у немногих находились качества для пастырского и миссионерского служения. Уровень духовности местного населения был слабым, а из-за особенностей умственного развития большинство воспитанников не смогло освоить преподаваемую им программу. Вследствие этого так и не была разрешена кадровая проблема приходов Аляски.

Следует заметить, что одним из отличительных моментов в деятельности владыки, было то, что, несмотря на заботы о епархии, епископ всегда находил время для занятия с детьми. Устроенные им Церковные школы способствовали не только повышению качества культуры и образования на острове, но и способствовало распространению и укреплению позиций христианства среди коренных народов. В Новоархангельске, при храме Архангела Михаила, построенном в 1848-1849 гг. по проекту святителя Иннокентия были устроены библиотека и приют для детей-сирот. В окрестностях города был выстроен по указанию святителя еще один храм - во имя Живоначальной Троицы в 1849 г. его прихожанами являлись индейцы-тлинкиты, проживающие за городской стеной [7; 158].

Следует отметить, что как упоминалось выше, из-за суровости условий жизни всего к 1850 г. на Аляске действовало девять церквей, к которым было прикреплено 35 часовен, четыре из которых были уже самостоятельными приходами, и это уже было высоким пастырским достижением в этих местах. Большая часть церквей и часовен были новыми, устроенными в период пребывания здесь святителя Иннокентия. К этим приходам, по состоянию на 1860 г. относилось 12007 христиан: «из них русских 784 (576 мужчин и 208 женщин), креолов 1676 (соответственно 853 и 823), алеутов - 4391, кускоквигмютов - 1395 и т.д.» [10; 240].

На весьма обширную территорию с многочисленной паствой приходилось всего девять священников, два диакона и около 20 псаломщиков [3; 34].

Продолжая наше исследование, мы остановимся на том факте, что св. Синод спустя 2 года деятельности св. Инокентия в сане епископа добавил в состав епархии также область Якутии [4; 10]. И как следовало понимать - это была огромная территория не освоенных земель, где проживало около двухсот тысяч местных жителей, во многих районах которой, еще не ступала нога миссионера [5; 51]. За этим последовал указ Синода о перенесении кафедры в г. Якутск, где в Спасском монастыре была устроена архиерейская резиденция. Это решение стало неслучайным, поскольку положение в области было плачевным: согласно сведениям на 1821 г. весь клир Якутской области состоял из 2 протоиереев, 38 священников, 6 диаконов, 27 дьячков и 40 пономарей [11; 20]. И в связи с этим священнослужители на данной территории были вынуждены обслуживать огромные территории - посещая прихожан, они преодолевали территории свыше 500 км. В связи с данными обстоятельствами в отдаленных участках своих приходов они появлялись один раз в год, что негативно отражалось на духовном состоянии паствы. В среднем на одного священника приходилось около 4000 человек прихожан.

В связи с данной проблемой и с целью хоть как-то изменить ситуацию в более благоприятную сторону, епископ Иннокентий вынужден был искать поддержки у местных властей. 5 июня 1852 г. епископ Иннокентий представил возглавлявшему на тот момент земли восточной Сибири генерал-губернатору Н. Муравьёву-Амурскому «Записку о разных предметах, касающихся церквей и причтов по Якутской области» [6]. Данное письмо представляло собой проект устроения церковной жизни на территориях Восточной Сибири и Русской Америки, а также привлечения новых священников-миссионеров.

Перейдем теперь к другой стороне миссии святителя Иннокентия, это - богослужение на якутском языке, которое возымело огромное значение в вопросе просвещения народов Якутии. После того как это случилось, якуты массово изъявляли желание креститься. Далее просвещение народов Якутии приобрело свой размах в 1855 году, когда Святейший Синод был вынужден разрешить духовенству совершать массовые крещения.

Особенно примечательно, что в данный период активно развивалось и храмо-строительство на территории этого края. А в большинстве деревень возводились часовни, в которых был устроен алтарь, а к концу XIX в. почти все они были освящены по чину храма.

Происходящие перемены в церковной жизни Якутии требовали пристального внимания и постоянного присутствия святителя. Данные обстоятельства не позволяли ему надолго покидать Якутск, что несомненно шло в ущерб приходам, которые находились на Аляске. В 1857 г. он совершил свою последнюю поездку на Аляску с целью обозрения приходов.

Дальнейшее развитие событий привело к тому, что в 1858 году епархию ждало очередное одно укрупнение - в ее состав вошли территории Амурского края, что увеличило территорию на 449 500 км [2; 16]. И принимая во внимание отдаленность Амурского края от резиденции, а также огромную территорию епархии, каждая из которых требовала личного присутствия архиепископа для решения накопившихся вопросов, святитель ходатайствовал перед св. Синодом о учреждении викарианств в его епархии. Для большего удобства в перемещении святитель пожелал перенести кафедру епархии на Амур и подготовил для Синода проект [1; 149]. В дальнейшем, рассмотрев все прошения святителя Иннокентия, св. Синод в 1858 г. благословил считать кафедрой архиепископа Камчатского, Курильского и Алеутского архиерея г. Благовещенск. Таким образом, была перенесена кафедра в г. Благовещенск, был заложен новый храм в честь Благовещения Пресвятой

Богородицы. В дальнейшем только за один год в крае было построено и освящено 11 храмов, а за последующие 5 лет их количество в Приамурье достигло 28. Строительство храмов на территории этого края являлось ярким, необычным событием - до сих пор здесь не было ни одного храма и часовни [9; 65].

Далее на развитие епархии и миссионерского служения повлияли политические события XIX века - это продажа Аляски. Данное историческое решение явилось страшным ударом для молодой, еще неокрепшей Церкви на русских окраинах. Святитель Иннокентий, понимавший, что устроенная его трудами церковь нуждалась в обеспечении и заботе извне, поэтому был очень расстроен этой новостью. После перехода Аляски под юрисдикцию США Русская Православная Церковь смогла сохранить все материальное имущество, ранее принадлежавшее ей. Однако в целом положение церкви значительно ухудшилось [8; 229].

Святитель Иннокентий как общественный деятель и любящий свою отчизну человек активно участвовал и в общественно-политической жизни общества. Своими трудами на благо Родины святитель заслужил себе высокий, а местами и непререкаемый авторитет среди ближайшего окружения генерал-губернатора Сибири Н.Н. Муравьева-Амурского. Многие мысли Иннокентия о необходимости изменений в положении духовенства и его роли в обществе вошли в официальные документы генерал-губернатора Восточной Сибири.

Таким образом, в 1867 г. закончился период рассвета православной миссии на Аляске. Однако православие здесь утвердилось и окрепло, во многом благодаря стараниям Св. Иннокентия, который способствовал просвещению населения на этих территориях и заботился о пастве Русской Америки даже будучи уже митрополитом Московским.

Литература

1. Архимандрит Евлогий (Смирнов). Жизнь и апостольские труды митрополита Иннокентия (Вениаминова) (1797-1879).- ЖМП, 1975, № 3, с. 58-65.

2. Барсуков, И.П Творения Иннокентия митрополита Московского. Книга вторая. [электронный ресурс]. / И.П. Барсуков // Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/ Innokentij_Moskovskij/tvorenija-innokentija-mitropolita-moskovskogo-kniga-vtoraja/

3. Барсуков, И.П. Иннокентий, Митрополит Московский и Коломенский по его сочинениям, письмам и рассказам современников.[электронныйресурс] // Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/books/original/18554/01003596109.pdf

4. Григорьев, Д. прот. От древнего Валаама до Нового Света. Русская Православная Миссия в Северной Америке. - М., 2007. - С. 27 - 28.

5. Гуляева, Е.П. Деятельность святителя Иннокентия (Вениаминова) по изданию переводов церковных книг на якутский язык в Москве в 1853 - 1859 гг. - М., 2013.

6. Иванов, А. Православие в Америке ЖМП. - М., 1955. - № 1.

7. Иннокентий (Вениаминов), митр. Записка о разных предметах, касающихся церквей и причтов по Якутской области. Научное наследие России. - http:// books.e-heritage.ru/book/10071786.

8. Климент (Капалин), митр. Русская Православная Церковь на Аляске до 1917 г. - М., 2009. - С. 149.

9. Максим (Рыжов), игумен. Русский человек: Апостол северных народов святитель Иннокентий, митрополит Московский. - М.: Изд - во Русской православной Церкви, 2012. - 224 с.

10. Фёдорова, С.Г. Русское население Аляски и Калифорнии. - Москва : Наука, 1971. - 260 с.

11. Фиалкин В. Святитель Иннокентий, митрополит Московский, и его миссионерская деятельность-ЖМП, 1979, № 3, с 70-71; № 4, с. 73-77; № 5, с. 73-77; № 6, с. 68 -77.

12. Шишигин, Е.С. Якутская епархия (краткий исторический очерк и проблемы возрождения). - Мирный: Мирнинская городская типография, 1997. - 80 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.