Научная статья на тему 'МИССИОНЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕОСВЯЩЕННОГО ДИОНИСИЯ (ХИТРОВА), ЕПИСКОПА УФИМСКОГО И МЕНЗЕЛИНСКОГО'

МИССИОНЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕОСВЯЩЕННОГО ДИОНИСИЯ (ХИТРОВА), ЕПИСКОПА УФИМСКОГО И МЕНЗЕЛИНСКОГО Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
141
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИССИОНЕРСТВО / УФИМСКАЯ ЕПАРХИЯ / АРХИЕПИСКОП ДИОНИСИЙ (ХИТРОВ) / MISSIONARY / UFA DIOCESE / ARCHBISHOP DIONYSIUS (KHITROV)

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ергин Юрий Викторович, Чушкина С.Е.

С 1883-го по 1896 год Уфимской епархией и Епархиальным комитетом православного миссионерского общества при владыке Дионисии (Хитрове) открылось свыше 100 церковно-приходских школ; в православие перешли 263 башкира, 315 татар и присоединились к нему около 2000 раскольников. Таким образом, к концу XIX века в Уфимской епархии было около 150 тысяч крещеных инородцев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MISSIONARY ACTIVITY OF THE PREVIOUS DIONISIUS (KHITROVA), BISHOP OF UFIM AND MENZELI

From 1883 to 1896, more than 100 parochial schools were opened by the Ufa Diocese and the Diocesan Committee of the Orthodox Missionary Society under Bishop Dionysius (Khitrov); 263 Bashkirs and 315 Tatars went over to Orthodoxy and about 2,000 dissenters joined him. Thus, by the end of the 19th century there were about 150,000 baptized foreigners in the Ufa diocese.

Текст научной работы на тему «МИССИОНЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕОСВЯЩЕННОГО ДИОНИСИЯ (ХИТРОВА), ЕПИСКОПА УФИМСКОГО И МЕНЗЕЛИНСКОГО»

Ю.В. Ергин, С.Е. Чушкина

МИССИОНЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕОСВЯЩЕННОГО ДИОНИСИЯ (ХИТРОВА), ЕПИСКОПА УФИМСКОГО И МЕНЗЕЛИНСКОГО

Ключевые слова: миссионерство, Уфимская епархия, архиепископ Дионисий (Хитров).

Аннотация: С 1883-го по 1896 год Уфимской епархией и Епархиальным комитетом православного миссионерского общества при владыке Дионисии (Хитрове) открылось свыше 100 церковно-приходских школ; в православие перешли 263 башкира, 315 татар и присоединились к нему около 2000 раскольников. Таким образом, к концу XIX века в Уфимской епархии было около 150 тысяч крещеных инородцев.

С момента добровольного вхождения Башкирии в состав России (1557 год) на территории края стало распространяться православие: сначала оно было религией исключительно русского населения, устремившегося в Башкирию с колонизаторскими целями, а затем охватило и инородцев1, населявших башкирские земли. Развитию миссионерства препятствовало отсутствие самостоятельного церковного управления: в разное время эта территория входила в состав Казанской, Вятской, Оренбургско-Уфимской епархии с кафедрой в Уфе (1799), и только в 1859 году в Оренбурге была основана особая кафедра, после чего епархия стала называться Уфимской.

Миссионерская деятельность любого государства обычно разделяется на внешнюю и внутреннюю миссии: первая подразумевает воцерковление (дословно -«первое введение во храм») за пределами православного пространства (в нашем случае -России), а внутренняя миссия направлена на укрепление православия внутри этого пространства. В 1865 году существовавшие в России внутренние духовные миссии (Алтайская, Киргизская, Забайкальская, Камчатская, Енисейская, Якутская) объединились с внешними (Японская, Американская) в общий центр - Миссионерское общество для содействия распространению христианства между язычниками, располагавшийся в Петербурге. В 1869 году главное управление Миссионерского общества перенесли в Москву, переименовав в Православное миссионерское общество. Поэтому обычно считают, что оно возникло именно в 1869 году и связывают этот факт с инициативой государыни Марии Александровны (1824-1880), супруги императора Александра II, стараниями которой в России стали учреждаться всесловные женские учебные заведения, женские епархиальные училища, общества Красного Креста и епархиальные комитеты Миссионерского общества (в 1875 году они были уже в 22 епархиях). Впоследствии, вплоть до 1917 года, Миссионерское общество постоянно находилось «под августейшим ея Императорского Величества Государыни Марии Федоровны» покровительством.

В Уфимской епархии Комитет православного миссионерского общества был открыт 21 ноября 1878 года общим собранием под председательством преосвященного Никанора (Бровковича) [13]. До этого миссионерская деятельность была сосредоточена лишь на эпизодическом открытии небольшого числа школ для инородческих детей и на не совсем успешной борьбе с расколом: к моменту открытия Комитета миссионерского общества владыкой Никанором таких школ было всего восемнадцать, а для борьбы с расколом существовало лишь одно, сравнительно небольшое Златоустовское Свято-Троицкое братство (1868), деятельность которого сводилась в основном к организации публичных диспутов с раскольниками («заблудшимися») и распространению среди них

педагогический журнпл бпшнортостпнп м 4(77). яо1в э^эЖэЖ&б

соответствующей литературы [14; 18; 23; 28; 29]. Уже в 1880-1881 годах владыка Никанор и возглавляемый им Епархиальный комитет православного миссионерского общества открыли в инородческих поселениях Белебеевского уезда два миссинерских училища, после чего началось более эффективное воздействие на крещеных инородцев путем отправления богослужения на их родных языках с поучениями в церквах и домах рукоположенными из их же среды священниками [18]. И все же число последних было для того времени не просто очень небольшим, а, скорее, даже совершенно недостаточным. Преосвященный Никанор (Бровкович) в связи с катастрофической нехваткой в Уфимской губернии духовных лиц, знающих инородческие языки, обратился к известному педагогу, директору Казанской учительской семинарии Н.И. Ильминскому2 с просьбой рекомендовать из ее воспитанников лиц для замещения вакансий в инородческих приходах Уфимской епархии.

Дионисий (Хитров), епископ Уфимский и Мензелинский (1818-1896)

О тревожном положении в Уфимской епархии, связанном с массовым «отпаданием» от христианства и «возвращением» в прежнюю веру, говорилось в отчете Уфимского епархиального комитета за 1881 год: «В конце 1881 года началось

беспримерное явление "отпадания в мусульманство" целых общин христиан Белебеевского и Стерлитамакского уездов. "Отпало" от христианства до 100 семейств в деревне Кандыбеково Белебеевского уезда, до 200 семейств в деревне Мелеузовской Стрелитамакского уезда» [21]. А вот как охарактеризовал состояние миссионерского дела в Уфимской епархии Н.А. Гурвич (1828-1896), чиновник особых поручений при уфимском губернаторе, товарищ председателя Миссионерского общества со дня открытия его в 1778 году: «Шла постоянная неравносильная борьба: с одной стороны пропаганда мулл, фанатичная и сильная со всеми подспорьями и при вполне благоприятных пропаганде обстоятельствах, во всеоружии, а с другой стороны - беспомощное, можно сказать, противоборство миссионерства. И вот дошло до того, что в 70-е годы стали отпадать в магометанство целые селения и едва ли не волости крещеных инородцев, особенно в Мензелинском уезде, и если бы не поспел наш Миссионерский комитет на помощь бессильной стороне, то едва ли осталось бы много крещеных инородцев в нашей епархии».

Наше небольшое исследование посвящено малоизвестной деятельности епископа Дионисия (Хитрова) [14; 20; 29], назначенного 12 декабря 1883 года после перемещения Никанора (Бровковича) на Одесскую и Херсонскую кафедру епископом Уфимским и Мензелинским (на которой он находился почти до самой смерти, последовавшей 8 октября 1896 года в Москве).

Дионисий (в миру Димитрий Васильевич Хитров) родился 22 октября (3 ноября) 1818 года в селе Хитрово Данковского уезда Рязанской губернии в семье священнослужителя, пономаря Василия Ивановича. В 1828-1829 годах он - ученик приходских классов города Данкова; в 1830-м был переведен в низшее отделение Данковского духовного училища, где получил первоначальное образование и фамилию Хитров от названия села, в котором родился. В раннем возрасте Димитрий осиротел (мать умерла в 1832 году, отец - в следующем) и остался круглым сиротой фактически без каких-либо средств с существованию. В августе 1834 года после сдачи «с похвалой» экзаменов в училище Димитрий Хитров был переведен в Рязанскую духовную семинарию, по окончании которой (в 1840 году; «по 1-му разряду» со званием студента) Указом Святейшего Синода в числе десяти лучших воспитанников был направлен на миссионерское служение3 в Иркутскую епархию. Видя в этом жребии служение Богу, Димитрий Хитров вступил в брак и в январе 1941 года вместе с супругой отправился в Сибирь.

Лишь в марте того же года Димитрий Хитров, испытав немало лишений и неприятностей в пути, прибыл в Иркутск, немедленно явился к тогдашнему архиепископу Нилу (Исаковичу), который назначил его на свободную вакансию священника Преображенской церкви города Якутска, отстоящего севернее Иркутска еще на 3000 верст. В то время в Иркутске довольно долго находился миссионер преосвященный Иннокентий (Вениаминов): только что хиротонизированный в епископа Камчатского, Курильского и Алеутского, он ехал в свою епархию, но, задержавшись из-за весенней распутицы, был вынужден в ожидании проездного пути остановиться в Иркутске. Свободный по этой причине от дел, Иннокентий (Вениаминов) принял предложение преосвященного Нила (Исаковича) совершать посвящение воспитанников духовных семинарий, прибывавших на службу в Иркутск из разных российских епархий. От руки его принял посвящение и Димитрий Хитров, сначала в диаконы (16 марта 1841 года), а потом (6 апреля того же года) и во священники церкви Преображения Господня города Якутска. Знаменательно и то, что от того же равноапостольного мужа Димитрий Хитров примет впоследствии и пострижение в монашество (с именем Дионисий), а позднее - и хиротонию во епископы (9 февраля 1868 года). Указанное обстоятельство послужило первым шагом к знакомству и дальнейшему сближению двух выдающихся священников-миссионеров.

педагогический журнпл бпшнортостпнп м 4(77). гогв э^эЖэЖ&б

В мае 1841 года, после весенней распутицы, проповедники Евангелия разъехались из Иркутска каждый на свое делание: преосвященный Иннокентий - в Новоархангельск (Ситха) на Аляске, столицу российских владений в Северной Америке, бывшую в то время резиденцией Русской православной церкви, а отец Димитрий - в Якутск, где и начал свое миссионерское служение. Какие впечатления и тревоги вызвал в отце Хитрове вид Якутска, он кратко описал впоследствии в своих «Автобиографических записках» [5]. Преосвященный Иннокентий, прибывший в Якутск несколькими часами позже (оба ехали пока по одной дороге), благословляя о. Димитрия, сказал: «Заклинаю тебя Богом употребить все свои силы и старания на перевод священных книг на местный язык». «Я ответствовал, - говорит преосвященный Дионисий в своих «Автобиографических записках», - как могу приняться за такое дело, во исполнение которого не имею ни сил, ни способностей, ни знания?» «Молись, - сказал Иннокентий, - Богу, "его сила в немощах совершается"» [выделено Дионисием, авторы].

Естественно, что в первые годы служения о. Димитрий не знал якутского языка. У него были большие трудности и в исполнении поста, поскольку в Якутии не было ни хлеба, ни рыбы, ни каких-либо других привычных продуктов. Он, как и другие священники, был вынужден во время выезда в епархию во все времена года питаться исключительно мясом и молоком. Основной задачей пастырского служения в Сибири для о. Димитрия стало просвещение и пастырское окормление якутов, тунгусов и чукчей, проживавших на обширной якутской земле.

В 1844 году по мысли иркутского архиепископа Нила (Исаковича) был составлен проект устройства двух походных церквей для удовлетворения религиозных потребностей крещеных инородцев Якутской области, поскольку при их кочевой жизни постоянные церкви устроить было нельзя. Этот проект получил 15 апреля 1844 года Высочайшее утверждение, причем повелено было при каждой церкви быть двум священникам и двум причетникам с постоянным пребыванием их в Якутске. Обязанностью миссионеров этих церквей было утверждение в правилах христианской веры и нравственности как русских, проживавших в Якутской области4, так и крестившихся якутов, а также просвещение язычников [5]. Устроено было две церкви: первая во имя святого Николая Чудотворца (Николаевская церковь), к деятельности которой для просвещения племен от реки Индигирки до Анадыря была отнесена северо-восточная часть Якутской области, а второй походной церкви, названной в честь Благовещения Богородицы (Благовещенская церковь), был указан путь по реке Лене до реки Оленек и крайних инородческих кочевьев.

С июня 1841-го по июль 1844 года о. Димитрий был преподавателем греческого языка в городе Якутске. Затем он стал первым священником Николаевской, а с июля 1849 года - Благовещенской походных церквей. 1 июля 1848 года перед назначением на вторую должность «за многотрудное, полезное и усердное служение при походной церкви» о. Димитрий Хитров был награжден бархатной фиолетовой скуфьею. В своей «Автобиографии» он пишет, что «каждый год совершал перемещение до 10 тысяч верст», посещая все приходы Верхоянского и Колымского округов, а также такие отдаленные места Якутской области, как край Оймяконский, Аллах-Юнь, Нелькан и кочевья тунгусов, скитавшихся в верховьях реки Олекма. Вот только небольшая часть трудностей этих разъездов: «По нескольку месяцев сряду мы кочевали по снегу под открытым небом при трескучих морозах, отчего некоторые из нас, священников, преждевременно сходили в могилу, а другие, страдая несколько лет от цинги, до конца расстроили свое здоровье». В 1845 году о. Хитров совершил с Николаевской походной церковью поездку к охотским тунгусам, которые до этого не знали совершенно христианского богослужения. Указом Св. Синода от 31 декабря 1851 года он был возведен в звание миссионера и уже в следующем, 1852 году, предпринял поездку в четыре с половиной тысячи верст через

Оленек, Вилюйск, Олекминск и ряд других мест, результатом которой стало крещение нескольких сотен младенцев и около трех тысяч взрослых.

По благословлению архиепископа Иннокентия (Вениаминова) отец Димитрий хорошо изучил нравы, обычаи и языки коренного населения Якутской и Камчатской областей. Поэтому неудивительно, что когда в 1853 году был создан Комитет по переводу священных и богослужебных книг на якутский язык, его председателем стал о. Димитрий Хитров. Первоначально предположено было обратиться в Казань к известному педагогу, директору Казанской учительской семинарии Н.И. Ильминскому, чтобы взять для образца татарские переводы священных и богослужебных книг, в которых господствовал тогдашний книжный язык и было много арабских и персидских слов. Н.И. Ильминский написал преосвященному Иннокентию обширное письмо, изложив свои правила перевода, особенно настаивая на том, что в переводах христианских книг для инородцев нужно иметь в виду, прежде всего, переложение на их язык мыслей, а не отдельных слов, причем обязательным должно быть соблюдение своеобразного склада и характера инородческих языков. Вот как об этом вспоминал сам Н.И. Ильминский в своих «Письмах к обер-прокурору Св. Синода К.П. Победоносцеву» (1898 год): «Мои соображения как раз совпали с мыслями преосвященного Иннокентия, и он через о. Хитрова прислал мне ласковый отзыв и благословление».

Отец Димитрий Хитров, возведенный к тому времени (с 1 января 1857 года) по представлению архиепископа Иннокентия (Вениаминова) за свои особенные миссионерские заслуги в сан протоиерея Средне-Колымской Покровской церкви Якутского викариатства, уже занялся составлением азбуки и грамматики якутского языка на основе кириллицы и за три года (Переводческий комитет завершил свою деятельность к концу 1856 года) перевел на якутский язык, используя греческий, славянский и русский тексты, большинство книг Священного Писания. Вот как И.А. Гончаров в сочинении «Фрегат Паллада» (1879, том 2) рассказал о деятельности Якутского переводческого комитета, возглавлявшегося Дионисием (Хитровым): «Все духовные силы здесь, в Якутске, знают якутский язык. Перевод священных и богослужебных книг вчерне уже завершен. Когда я был в Комитете, там занимались окончательным переводом Евангелия от Матфея. Каждое слово и выражение строго взвешивалось и повторялось всеми членами Комитета. Почтенных отцов нередко затруднял недостаток слов в якутском языке для выражения многих, не только нравственных, но и вещественных понятий, за неимением там самих предметов. Один из миссионеров, а именно священник Хитров, занимается между прочим составлением грамматики якутского языка для руководства при обучении якутов грамоте... Для якутской грамоты приняты русские буквы незначительным изменением некоторых из них посредством особых знаков, чтобы пополнить недостаток в нашем языке якутских звуков, частью гортанных, частью носовых. Что значит трудность английского выговора в сравнении с этими звуками, в произношении которых участвуют не только горло, язык, зубы, щеки, но и брови и складки лба и даже, кажется, волосы! А какая грамматика! То падеж впереди имени, то притяжательное местоимение слитно с именем, и все это преодолено».

Прежде чем начать печатание переводов церковных книг на якутском языке, преосвященный Иннокентий отправил их в Петербург для ознакомления Святейшего Синода и получения от него разрешение к печати. 13 февраля 1852 года в Москву для корректуры и печатания в Синодальной типографии священных, богослужебных и духовно-нравственных книг на якутском языке был послан о. Димитрий Хитров, который по пути заехал в Казань, где лично познакомился с Н.И. Ильминским, который потом всегда испытывал к нему самые искренние чувства.

педагогический журнал Башкортостана м 4(77). aoia sssSsas

Из «Письма Н.И. Ильминского К.П. Победоносцеву» (1898): «Преосвященный Дионисий - человек весьма почтенный, талантливый, и симпатичный, с ним можно с удовольствием провести неделю-другую. Это ученик незабвенного миссионера Иннокентия5, достойный продолжатель его апостольского духа! Доверие преосвященного Дионисия, маститого миссионера и переводчика, для меня весьма дорого и чувствительно».

Уфимский Воскресенский кафедральный собор (1841). Имел три престола: главный - в честь Воскресения Христова, правый - в честь Рождества Христова, левый - в честь иконы Казанской Божией Матери. Закрыт (1931) , разобран по кирпичикам руками заключенных. В конце 1950-х годов на его фундаменте построен Башкирский академический театр драмы имени Мажита Гафури

За два года пребывания протоиерея Хитрова в Москве под его руководством в Синодальной типографии были напечатаны следующие книги, переведенные на якутский язык: все книги Нового Завета (кроме Апокалипсиса), из Ветхозаветных - Бытия и Псалтырь, из богослужебных - Служебник, Требник, Каноник и Часослов, для поучений -Указание пути в Царство Небесное и, наконец, «Краткая грамматика якутского языка» [4]. За эти труды по переводу книг на якутский язык 11 февраля 1858 года протоиерей Димитрий Хитров был награжден орденом Святой Анны 2-й степени, а прочие его сотрудники по Комитету теми же орденами 3-й степени. Димитрий Хитров в марте 1859 года возвратился из Москвы в Якутск уже «исправляющим должность ректора НовоАрхангельской духовной семинарии», переведенной в конце того же года с Аляски (остров Ситха) в Якутск. В январе 1862 года Димитрий Хитров определением Св. Синода был назначен ректором, протоиереем Якутской духовной семинарии, которую в самом начале 1867 года перевели из Якутска в Благовещенск. Именным Высочайшим указом от 3 июля

148

1867 года ректору Якутской духовной семинарии протоиерею Димитрию Хитрову было повелено быть викарием Камчатской епархии в сане епископа Якутского. После кончины супруги 7 февраля 1868 года в Благовещенске он был пострижен в монашество с наречением имени Дионисий, а еще через два дня, 9 февраля, был хиротонизирован в епископа Якутского, викария Камчатской епархии. С учреждением в январе 1870 года самостоятельной епископской кафедры в Якутске епископ Дионисий (Хитров) получил титул Якутский и Вилюйский.

Построенный в 1820-е годы Архиерейский дом, внутри которого находилась Крестовая церковь с двумя престолами: в основном доме - во имя Святого Животворящего Духа, в приделе - в честь Всех Святых. Церковь закрыта в 1919 году; комплекс зданий передан под детскую больницу, снесенную в первой половине 1970-х годов в связи со строительством здания обкома КПСС (ныне Дом Республики)

Имея в виду преимущественно только миссионерскую сторону служения владыки Дионисия, далее не будем углубляться в его дальнейшую, шестнадцатилетнюю деятельность в пользу духовенства и Якутской епархии вообще. Отметим только, что им были открыты Комитет православного миссионерского общества (1870), 36 церквей и приходов в отдаленных уголках обширной Якутской епархии, много церковно-приходских школ; учреждена в Якутске Духовная консистория и построено новое здание Духовного училища (взамен сгоревшего в 1870 году) и начато печатание 2-го издания, значительно исправленного и дополненного, богослужебных книг, а также букваря и грамматики на якутском языке под его личной корректурой, законченное уже в бытность пребывания Дионисия на Уфимской архиерейской кафедре, на которую он был перемещен 12 декабря 1883 года.

Из «Письма Н.И. Ильминского К.П. Победоносцеву» (1898): «...В первых 1880-х годах, когда преосвященный Дионисий был еще в Якутске, Казанская переводческая комиссия имела от него поручение вторично напечатать некоторые якутские издания прошлых лет: Часослов, Псалтырь, Требник и Служебник, Пасхальную службу, но Евангелие и Апостол тогда не перепечатывались. Всю корректуру исполнял я, а преосвященный Дионисий издалека проверял и исправлял мои ошибки. Таким образом я

педагогический журнал Башкортостана м 4(77). гогв э^эЖэЖ&б

отчасти ознакомился с этим делом. Помню, что во втором тиснении сделаны были Якутским комитетом некоторые поправки орфографии и части текста против прежнего издания». В сотрудники к Н.И. Ильминскому просвещенным Дионисием был указан студент Казанской духовной академии Николай Нифонтов (из природных якутов).

В Уфу преосвященный Дионисий, выехавший из Якутска 9 февраля 1884 года, прибыл только через полтора месяца, 23 марта, в пятницу на пятой неделе Великого поста. Несмотря на огромное расстояние (от Якутска до Уфы около семи тысяч верст) и неизбежные трудности длительного путешествия на перекладных лошадях, преосвященный, по-видимому, не чувствовал никакой усталости. Вечером в день приезда в Уфу он совершил в Крестовой церкви в Архиерейском доме уставное чтение акафиста перед святой иконой Казанской Божией Матери6. Дионисий хорошо понимал, что с приездом в Уфу характер его миссионерской деятельности по сравнению с якутской должен быть сильно изменен. Если в Якутии он имел дело исключительно с инородцами-христианами, то в Уфе, помимо просвещения паствы светом Христова учения и утверждения ее в истинах православной веры, нужно было еще ограждать новокрещенцев-инородцев от мусульманской пропаганды и русское население от таковой же со стороны раскольников, ревнителей древнего благочестия [3; 7].

Из «Письма Н.И. Ильминского обер-прокурору Св. Синода К.П. Победоносцеву» (1898): «Преосвященный Дионисий Уфимский в сентябре (1884) обозревал крещено-татарские приходы Мензелинского уезда. К сожалению, дождь и снег не дали ему возможность посетить в подробностях все селения крещеных татар, как он предполагал. Но того, что он увидел, было почти достаточно для его тонкого и опытного взгляда, чтобы уловить сущность дела. Когда он услышал впервые татарское пение молитв, это ему напомнило якутские труды, слеза прошибла и не дала сделать ему возгласа. По возвращении в Уфу он написал мне симпатийнейшее письмо о своей поездке: обещается будущей зимой обозреть Белебеевский и Стерлитамакский уезды своей епархии».

При своих обозрениях Уфимской епархии, совершаемых не менее двух раз в год, преосвященный Дионисий главное внимание обращал на состояние религиозно-нравственного просвещения, причем от священников он требовал, чтобы они постоянно преподавали Закон Божий и заводили школы, где их не было. При обозрении каждой церкви и прихода преосвященный не ограничивался лишь формальной ревизией документов и церковных предметов, но с отеческой любовью и архипасторской попечительностью вникал во все стороны церковно-приходской жизни. При вступлении в храм или при выходе из него преосвященный Дионисий, как правило, предлагал прихожанам церкви беседу, которая была, смотря по обстоятельствам, краткой или достаточно продолжительной. Где замечались какие-либо недостатки или отступления от правил церковных, преосвященный делал строгие внушения, а там, где находил все благополучным и по чину, обязательно выражал свою архипасторскую благодарность и признательность.

О своих поездках по епархии, начиная с 1889 года, преосвященный Дионисий составлял обстоятельные дневники-очерки [1], которые печатались в «Уфимских епархиальных ведомостях». Эти очерки содержали в себе описание церквей Уфимской епархии, характеристики пастырей, отзывы о состоянии школьного обучения в тех приходах, в которых были церковно-приходские школы. Так, в мартовском номере «Уфимских епархиальных ведомостях» за 1891 год преосвященный Дионисий привел ряд фактов, которые произвели на него самое удручающее впечатление. В них он усматривал, что «раскол в Уфимской епархии еще крепкая сила, если не учением своим и убеждениями, то невежеством, предрассудками, грубостью, не менее мусульманской пропаганды вредными для православия». В необеспеченности причтов в бедных приходах, где

особенно сильна была мусульманская и раскольническая пропаганда, опытнейший миссионер видел главную причину всех бедствий, насилий и совращения.

Особое место в своих дневниках преосвященный Дионисий отводил описанию церковно-приходских попечительств и школ. Он считал, что «там, где те и другие поставлены хорошо, они составляют религиозную силу прихода, которой созидаются и укрепляются храмы Божии, обеспечиваются при них причты, школы и поддерживается даже благосостояние самого прихода: это есть общественная сила, которая во главе с пастырями должна со временем выступить против всяких общественных язв, вроде пьянства, сектанства, язычества, раскола и мусульманской пропаганды». Отмечая крайне низкое состояние педагогических кадров в Уфимской епархии, владыка писал, что учителя и учительницы сельских школ представляли собой полнейшую пестроту: от окончивших курс средних учебных заведений до чуть ли «уличного учителя, некрещеного татарина, обучающего христианских детей православным молитвам (!), жалование которому платится от 15 до 5 рублей в месяц, а иным - и того меньше». Успехам школы, по мнению преосвященного Дионисия, немало вредило разделение школ на министерские, земские и церковно-приходские. И, тем не менее, он был большим оптимистом: «Всем, думаем, здесь нужно и должно одно. Мы русские, и школа должна быть строго православная, то есть церковно-приходская по типу, по духу и направлению. Мы окружены здесь, в Уфимской епархии, множеством инородцев, язычников, сектантов и раскольников, поэтому наша школа здесь должна быть с направлением еще и миссионерским, чтобы каждый был в состоянии бороться против всякого иноверца, против всякого раскольника или сектанта, против язычника и фанатика-мусульманина».

Поставив себе при вступлении в управление Уфимской губернией главной обязанностью, с одной стороны, охранение крещеных инородцев от влияния на них мусульманской пропаганды, а с другой - поддержание православных и единоверцев от увлечения в раскол, проповедуемый во многих местностях и, в особенности, в Златоустовском уезде Уфимской губернии, преосвященный Дионисий сразу же предпринял поездки по епархии (в 1884 году - в июле и сентябре), чтобы ознакомиться с религиозным бытом своей паствы вообще и крещеных инородцев, в частности. Результатом этих поездок стало представление в Св. Синод от 8 ноября 1884 года об учреждении в населенных инородцами поселениях Уфимской епархии самостоятельных приходов, общим числом 21, с устройством в них церквей в назначением к ним особых причтов; об улучшении материального положения уже существовавших в Уфимской епархии четырех единоверческих причтов; об ассигновании из казны суммы на содержание предполагаемых к учреждению причтов и на улучшение материального быта уже существовавших причтов. Это представление преосвященного Дионисия было рассмотрено Св. Синодом, вполне одобрено и утверждено к исполнению, о чем последовал соответствующий Указ № 4209 от 30 ноября 1885 года. Получив этот Указ Синода, преосвященный Дионисий, епископ Уфимский и Мензелинский, изволил положить на нем следующую революцию: «7 декабря 1885 г. Благодарение Богу и Начальству за указанную милость. Консистория, выслушав Указ, имеет привести опыт в исполнение».

На содержание причтов Государственным казначейством была выделена означенная Указом Св. Синода сумма 12 тысяч рублей. Кроме этого, все указанные причты были наделены землей в указанной пропорции. В 1889 году, по ходатайству преосвященного Дионисия, были открыты еще пять приходов с ассигнацией на их содержание (с увеличением содержания некоторых других причтов Уфимской епархии) почти 3500 рублей. Помимо этих благодетельных для православного населения Уфимской епархии учреждений, по инициативе и указанию преосвященного Дионисия открылись

педагогический журнпл бпшнортостпнп м 4(77). яо1в э^эЖэЖ&б

около 100 церковно-приходских школ и школ грамоты. Все миссионерские школы находились в деревнях с инородческим населением: больше всего их было в Мензелинском (19 школ) и Белебеевском (15 школ) уездах, а в Златоустовском и Уфимском уездах таких школ не было вообще7.

В£домость о чисяЪ крестившихся нагометанъ, язычнинойъ и ев^еевъ и о чиЫ> присоединившихся къ православ1к> раскольни-новъ съ 1885 г. по 1897 г. включительно.

! 1885 1886 1887 | ! ! 188811869,' 189()' 1891 1 ! ' 1 1892,11893 1 894! 18Э5 189(>'18У71 1 1 ! 1 3

Иросв4щеяо гв £(лмге-щщтенъ: * ! 1 1 ! { ! 1 ! 1 ! 2 I |

блшЕВръ . . . 25 19 1 29| 29' ! 181 29; 8 13! е 1 25! 5| 31|

татаръ.... 3 3 14^ о т 131 1 13 2б{ 41 12| 48! 40 14

чувашъ , . . черецнсь . . . 1 - 1 8 I I 4; ! 1 з' а! 13 7: ¡2 ,8 о 1 1 40) э 1. 9 ) 1

еврееи* . . . — — 1 з| I ___ 3' — 3 1 с ■* 2

Присоединилось ю, нра-яот&яю язъ расаола 1 ) 70 1 1 226 1 1 ! по' \ 1 7«; ■ 1 8э) } 1 Ш ( 128; 1 131 127 165 | 152; 1 183 165

За сравнительно короткий (13-летний) период управления Уфимской епархией преосвященным Дионисием (Хитровым) сделано было очень много во благо епархии, для дальнейшего ее процветания. За указанный период в православие перешли 263 башкира (они гораздо труднее, чем другие инородцы, населявшие Уфимскую губернию, переходили в православие); 315 татар и до 2000 человек присоединились к православию из раскола [27]. На 1897 год из 2,2 млн. человек Уфимской губернии православными числились около 894 тысяч человек, из них 144 тысячи были инородцами: таким образом, в губернии православные составляли около 40 %, из них 16 % были христианами неславянского происхождения [25]. Преосвященным Дионисием в Уфимской губернии, как и в Якутске, немало было сделано и в другом отношении: предметом его особенной архипасторской заботливости были духовно-учебные заведения Уфы. При Дионисии было успешно расширено здание Уфимского епархиального женского училища [10], устроена церковь в Уфимском мужском духовном училище, благоустроен храм в здании Уфимской духовной семинарии и вновь построена при ней прекрасно обустроенная больница [8], значительно пополнился фонд Научной и Учебной библиотек этого учебного заведения [12]. Благотворительные учреждения Уфимской епархии никогда не оставались без внимания владыки, а паства - без его назидательного отеческого наставления.

Из брошюры Е. Еварестова «Преосвященный Дионисий, епископ Уфимский и Мензелинский. Ко дню его 50-летия»:

«На долю преосвященного Дионисия выпал счастливый жребий освящать молитвою и принимать участие в знаменательных событиях Богоспасаемого града

Уфы, тесно соединенных с интересами всего Уфимского края. Так, ему приходилось трижды освящать путь от Уфы до Самары и до Златоуста: 1) При начатии самих работ по сооружению Самаро-Уфимской железной дороги и Уфимского железнодорожного вокзала (в апреле месяце 1886 года), 2) При открытии правильного и постоянного движения поездов от Уфы до Самары (8 сентября 1890 года), 3) При открытии такового же движения поездов от Уфы до Златоуста (8 сентября 1890 года), 4) Он совершил торжественное церковное празднество 300-летия существования города Уфы (8 июля 1886 года), 5) Торжественно и благолепно отпраздновано им с Уфимскою церковью 900-летие крещения Руси (15 июля 1888 года). 6) В памятный день 17 октября 1889 года освящена им Александровская часовня, что на площади против Гостиного двора, сооруженная в память Императора Александра 11-го. 7) Он же, наконец, освящал воинское знамя, Всемилостивейше пожалованное Государем Императором в ознаменование своего Монаршего благоволения Уфимскому резервному пехотному (кадровому) батальону (8 июля 1890 года). Все эти празднества и торжества предварялись или заканчивались глубоконазидательными и прочувствованными поучениями и речами преосвященного Дионисия» [7].

Ведомость о числЬ школъ въ Уфимской епархш за 1397 годъ.

! Шкдлы : -т- „ церговяо-! Шнмы приходе*. 1 гРааота: Шко*ы шгссЗо-нерсыз: | Школы ; ' 1 ся£тЫа; 1 Итого: ) »

Уфимский убздъ .... 39 I 14 — ! 68 ! 121 ! I ;

Мензелинскш уЪздъ. . . 33 ! 4 1 83 ! 139

БярскШ уЬздъ . . 27 4 73 114 |

: Белебеевсюй у£здъ . . . 17 15 71 116

Стерлитамаксшй у±здъ. . 14 14 | 1 1 55 84

Златоустовсюй уЬздъ . . 6 . | - 48 60 ;

Итого . . » 136 | 56 1 Г 39 | 1 403 <>34 |

15 мая 1891 года преосвященный Дионисий был награжден бриллиантовым крестом для ношения на клобуке (без возведения в сан архиепископа). Вообще же за свою миссионерскую деятельность преосвященный Дионисий (Хитров) был награжден орденами: Св. Анны 2-й (1858) и 1-й (1875) степеней, Св. Владимира 2-й степени (1882) и Св. Александра Невского (1888).

В заключение не лишним будет сказать несколько слов о последних днях жизни и о кончине преосвященного Дионисия. Жестокий ревматизм, нажитый владыкой еще в Якутске при его поездках по епархии, когда не по одному десятку ночей приходилось ночевать в тундре и тайге, давал часто о себе знать. Несмотря на это, железное здоровье архипастыря

педагогический журнал Башкортостана м 4(77). гогв э^эЖэЖ&б

и таковые же его энергия и сила воли не останавливали преосвященного Дионисия ни перед чем. Уже лежа на смертном одре, он говорил высокопреосвященному Сергию (Ляпидевскому), митрополиту Московскому и Коломенскому: «...надо скорее ехать домой, в Уфу, там у меня много дел». Наступление осени 1896 года вызвало особенно сильное обострение болезни, и преосвященный Дионисий решился выехать на излечение в Москву, где в то время процветали и «телесное человеческое врачество и врачество духовное, благодатное». Но преклонность лет и сильное развитие болезней, пожалуй, уже не давали особых надежд на благополучный исход дела. И действительно, «8 сентября 1896 года в 4 часа вечера владыка тихо и мирно отошел к Господу, напутственный предварительно Святыми Тайнами» [24].

Православная Москва достойно почтила погребение Дионисия (Хитрова): по распоряжению Московского митрополита Сергия было все устроено благообразно и по чину. Молящихся, пожелавших отдать последний долг почившему владыке-миссионеру, не вместил соборный храм, их было много и вне его. Отпевание совершил сам высокопреосвященный митрополит Сергий, участвовало тридцать священнослужителей из монашеского и белого духовенства, в числе которых находились и три духовных лица, командированных Уфимской консисторией для отдания последнего долга своему почившему архипастырю. В день погребения и поминовения (9-й день) преосвященного Дионисия «не забыли его и бедные люди города Москвы»: для них в разных местах столицы были устроены обеды на тысячу человек. Дионисий был погребен в склепе под Тихвинским приходом Соборного храма Московского миссионерского монастыря.

Отметим, что после смерти архиерея Дионисия его миссионерское дело продолжил преосвященный Иустин (Полянский). По его инициативе 29 декабря 1896 года в Уфимской епархии было основано Епархиальное Братство Воскресения Христова, при котором отдельными стали просветительный, миссионерский и попечительский отделы. В 1897 году Совет Братства открыл епархиальный книжный склад, что способствовало возможности распространения среди простого народа различных брошюр религиозно-нравственного и церковно-исторического содержания. В 1898 году Братство собрало статистические сведения относительно численности в Уфимской епархии христиан (как православных, так и не православных), а также нехристиан (магометан и язычников): православных было 964 837 человек обоего пола (в том числе единоверцев - 5360), а мусульман 1 203 521 человек.

1. Из «Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона» (СПб., 1894. Т. XIII, с. 224): «Название инородцы дается всем русским подданным неславянского племени. В более техническом смысле действующее законодательство (Положение об инородцах. Свод законов Российской империи. Том II, изд. 1892,.) под именем инородцев разумеет некоторые племена, преимущественно монгольские, тюркские и финские, которые по правам состояния и управления поставлены в особое положение)».

2. В 1870-х годах Н.И. Ильминский заведовал инородческими школами Уфимской губернии. По системе Ильминского, положившего в основу религиозно-нравственного воздействия на крещеных инородцев и язычников их родной язык, начальное обучение в первый год проводилось на родном языке, на нем же совершалось богослужение, а со второго года обучали русскому языку. Сначала эта программа с успехом была осуществлена в крещено-татарской школе в Казани, а затем после ее узаконения царским правительством в Правилах от 26 марта 1870 года «О мерах к образованию населяющих Россию инородцев»; районом ее распространения стали территории Уфимской и Оренбургской губерний: к концу XIX века в них было основано 248 инородческих школ, в том числе 93 русско-башкирских и русско-татарских. При участии Ильминского были открыты Уфимско-Оренбургская татаро-башкирская (1872-1889), Бирская марийско-чувашская (1882-1917) и Орско-Оренбургская казахская (1883-1917) учительские школы.

3. Назначенные в эту миссию по прошествии семи лет имели право возвратиться на родину. В Указе Св. Синода от 12 июля 1840 года о наборе лучших по успехам и поведению десяти человек на миссионерское служение в Якутию и пяти человек в Томскую епархию, было сказано: «...дабы таковое назначение не имело вида стеснения для воспитанников и сколько можно представляло в будущем особенную пользу и поощрение, то служение их в Сибири иметь в особом внимании и ограничить семью годами, а по прошествии сего срока предоставить им возможность вернуться на родину».

4. Якутская область в то время принадлежала Иркутской епархии. Самостоятельная Якутская епархия была открыта в 1870 году.

5. Святитель Иннокентий, назначенный в 1868 году митрополитом Московским и Коломенским, настоятелем Троицко-Сергиевской лавры, скончался в марте 1879 года.

6. О прибытии преосвященного Дионисия в Уфу, встрече его здесь и о вступлении в управление Уфимской епархией подробно напечатано в «Уфимских епархиальных ведомостях» (1884, №7, с.193-194).

7. В Белебеевском уезде было 8 приходов, в Мензелинском - 19, в Бирском - 1. В 1895/1896 учебном году (год смерти преосвященного Дионисия) в Уфимской епархии было 187 церковно-приходских школ, из которых 87 размещались в собственных зданиях, и 32 миссионерские школы.

Литература

1. Дионисий (Хитров). Обозрение церквей Уфимской епархии его преосвященством Дионисием, епископом Уфимским и Мензенлинским. - Уфа: Губ. тип. 1891., - 162 с. (Из Уфим. Епарх. Ведом. 1889, №№10-24; 1890. №№1-3.).

2. Дионисий, Д. Букварь на якутском языке. - Казань : Мисс.изд.,1895.

3. Дионисий, Д. Евангелие от Марка, на якутском языке. - Москва : Синод. тип., 1848.

4. Дионисий, Д. Краткая грамматика якутского языка. - Москва : Синод. тип., 1856.

5. Дионисий, Д., епископ Уфимский и Мензелинский (Автобиография) // Прибавление к «Церковным ведомостям». 1900. №14. С. 576-729.

6. Дионисий. Путевой журнал священника походных церквей г. Якутска Д.В. Хитрова за 1845-1854 годы / Материалы к биографии преосвященнейшего Дионисия, епископа Уфимского и Мензелинского // Уфим. епарх. ведомости. 1902. №№1-23.

7. Еварестов, Е. Преосвященный Дионисий, епископ Уфимский и Мензелинский. Ко дню 50-летия его службы в священном сане. - Уфа : Губерн. тип., 1891. - 43с.

8. Ергин, Ю.В., Свице, Я.С. Уфимская (до 1865 года - Оренбургская) духовная семинария - одно из старейших средних учебных заведений России // Педагогический журнал Башкортостана. 2014. №1(50). С.138-150.

9. Ергин, Ю.В., Церковно-приходские школы Уфимской епархии (1861-1918) // Педагогический журнал Башкортостана. 2014. №3(52). С.113-141.

10. Ергин, Ю.В., Свице Я.С. Уфимское епархиальное женское училище // Педагогический журнал Башкортостана. 2014. №4(53). С.122-143.

11. Ергин, Ю.В., «Ислам и просвещение инородцев в Уфимской губернии» (1900) российского этнографа С.Г. Рыбакова // Педагогический журнал Башкортостана. 2016. №2(63). С. 110-123.

12. Ергин, Ю.В., Чушкина, С.Е. Фундаментальная и Ученическая библиотеки Уфимской духовной семинарии (1800-1917) // Педагогический журнал Башкортостана. 2018. №1 (74). - С. 80-99.

13. Ергин, Ю.В. Педагогические воззрения архиепископа Никанора (Бровковича), бывшего в 1876-1883 годах епископом Уфимским и Мензелинским // Педагогический журнал Башкортостана. 2018. №2 (75). С. 121-136.

14. Златоверховников, И. Уфимская епархия. Географический, этнографический, административно-исторический и статистический очерк. - Уфа : Изд. Уфим. Епарх. Братства Воскресения Христова. Типолитография Зайкова. 1899. 331с.

15. Ильминский, Н.И. Опыты переложения христианских вероучительских книг на татарский и другие инородические языки в начале текущего столетия. - Казань : Тип. Императорского ун-та, 1883. - 357с.

16. Ильминский, Н.И. К истории инородческих переводов // Православный собеседник, 1884, кн.1.

17. Ильминский, Н.И. Переписка о трех школах Уфимской губернии. К характеристике инородческих миссионерских школ. - Казань : Изд-во Ключникова, 1885. - 116 с.

18. Матвеев, С.М. Исторический обзор деятельности Уфимского епархиального комитета Православного миссионерского общества за 35 лет существования Уфимской епархии. 1800-1900. - Уфа : Губ. тип. 1900. 45 с.

19. Матвеев, С.М. О крещеных инородцах Уфимской епархии. - Уфа : Губ. тип. 1910. - 57с.

20. Мышкин, П., свящ. Миссионерские труды преосвященного Дионисия, епископа Уфимского и Мензелинского. - Уфа, 1901. - 41 с. (оттиск из «Православного вестника», 1900., №№ 19-24).

21. Национальный архив РБ. Фонд И-294 (Уфим. духовн. консистория, 1800-1917), 6 описей, 1814 ед.хр.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22. Первое обозрение епархии преосвященным епископом Уфимским, бывшим Якутским (Из отчета, предоставленного Св. Синоду преосвященным Дионисием о состоянии Уфимской епархии в 1884 году). - Уфа, 1884. - 39 с.

23. Тюнин, Н.П. Письма по расколу (I-XXI) за 1886-1889 годы. Вып. 1. Уфа : Тип. Блохина, 1889. - 413с.

24. Преосвященный Дионисий // Церковные ведомости. 1896. №37.

25. Рыбаков, С.Р. Ислам и просвещение инородцев в Уфимской губернии. - Уфа : Губ. тип., 1900. - 28 с.

26. Сергеев, Ю.Н. Уфимская епархия в 1799-1917 г.г. : историография вопроса // Вестник Башкирского университета. 2005. №4(10). С.60-62.

27. Статистические таблицы количества крещеных инородцев с 1885 по 1897 годы // Уфимские епархиальные ведомости. 1891. №11. С.258.

28. Херувимов, К. Краткая историческая записка о просветительной и административной деятельности Уфимских архипастырей за 100 лет существования Уфимской епархии. 1800-1900. - Уфа : Губ. тип., 1900. - 45с.

29. Чернавский, Н. Оренбургская епархия в прошлом ея и настоящем. - Оренбург : Тип. Оренбург. духовн. консист., 1900. Вып. 1. - 348с.; 1901-1902. Вып.2. -1058 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.