Научная статья на тему 'ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКИЕ ШКОЛЫ УФИМСКОЙ ЕПАРХИИ (1861-1918)'

ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКИЕ ШКОЛЫ УФИМСКОЙ ЕПАРХИИ (1861-1918) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
396
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕРКОВНЫЕ ШКОЛЫ / CHURCH SCHOOLS / ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКИЕ ШКОЛЫ / УФИМСКАЯ ЕПАРХИЯ / UFA DIOCESE / TSERKOVNO-PARISH SCHOOLS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ергин Юрий Викторович

Малоизвестные страницы истории возникновения и деятельности церковных школ Уфимской епархии с начала 1860-х, первых годов их открытия, до ликвидации в 1918 году.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TSERKOVNO-PARISH SCHOOLS OF THE UFA DIOCESE (1861-1918)

Little-known pages of history of occurrence and activity of church schools of the Ufa diocese about the beginnings 1860, the first years of their opening, before liquidation in 1918.

Текст научной работы на тему «ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКИЕ ШКОЛЫ УФИМСКОЙ ЕПАРХИИ (1861-1918)»

Ю.В. Ергин

ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКИЕ ШКОЛЫ УФИМСКОЙ ЕПАРХИИ (1861-1918)

Ключевые слова: церковные школы, церковно-приходские школы, Уфимская епархия.

Аннотация: Малоизвестные страницы истории возникновения и деятельности церковных школ Уфимской епархии с начала 1860-х, первых годов их открытия, до ликвидации в 1918 году.

Церковные школы стали появляться сразу же после крещения Руси. Открываемые духовенством при монастырях и церквях, они давали религиозное воспитание и элементарную грамотность. Сначала эти школы не имели правильной организации, оговоренной законом, но, тем не менее, пользовались широкой поддержкой населения. В царствование Екатерины II начала создаваться многоступенчатая сеть начальных школ, что нашло отражение в «Плане народных училищ» 1782 года и «Уставе народных училищ в Российской империи» 1786 года. В них подчеркивалась важность религиозного просвещения подрастающего поколения, но при этом роль Церкви и православного духовенства оказывалась как бы незаметной, что вполне соответствовало просветительским взглядам императрицы.

Начиная с 1811 года, Св. Синод приступил к реформированию своей школы, при этом образцом во многом служила светская школа. Предполагалось, что в каждой епархии будет находиться не менее тридцати приходских школ, а их общее количество должно было составить около тысячи. Первоначально эти школы открывались преимущественно для детей духовенства, но допускался и прием из других сословий. Впоследствии Указом Св. Синода от 22 июня 1814 года духовенству, в том числе дьяконам и причетникам, было разрешено обучать детей российской грамоте, чтению, письму, молитвам, правоучению и Закону Божию без всяких дозволительных свидетельств от гражданского начальства, чем в значительной степени снимались ограничения для участия лиц духовного звания в деле начального образования.

Начиная с первой трети XIX века Русская Православная Церковь стала уже играть ведущую роль в распространении народного просвещения и православной нравственности. Свидетельством активной позиции духовного ведомства в решении этих вопросов явилась созданная в течение последующих десятилетий стройная система церковно-школьного образования.

Первые шаги в этом направлении были сделаны еще в царствование Николая I, когда Указом Св. Синода от 19 октября 1836 года были приняты «Правила касательно первоначального обучения поселянских детей», согласно которым духовенству «вменялось в обязанность располагать и поощрять приходское духовенство к заведению и поддержанию при церквях училищ, в виде простом, для обучения поселян чтению, письму, молитвам и началам катехизиса» [1, 1]. Несмотря на то, что это распоряжение Св. Синода не было обязательным к исполнению, оно сыграло свою роль в развитии образования: приходские школы стали открываться и функционировать, хотя существенного влияния на общую картину в этот период они оказать еще не могли.

издай! МЮП ШЙ1 111 СИПИМ« СшП

С^ПЕТЕРВУРГЪ .Сг^ И Д л N11 и Тяиог?д+]и 190В

И, тем не менее, с указанного официального признания начальных учебных заведений духовного ведомства начался их количественный рост. По статистическим данным отчетов обер-прокурора Св. Синода, в 1839 году в России действовало 2000, в 1841 году - 2700, а в 1851 году - 4719 церковных школ [2, 1372]. Особенно резкий скачок в их численности произошел в 1861 году в связи с отменой крепостного права: тогда только за один год удалось открыть 10680 учебных заведений. Однако в последующие годы этот процесс сначала замедлился, затем остановился, а с середины 1860-х годов стало наблюдаться сокращение численно-

псапгогмчшскмй ЖЫПНПЛ ЕПШКОПТОСТПНП М 3(5Я). 2014 bSSSSSS

сти православных школ: в 1881 году в России функционировало лишь 4440 подобных учебных заведений [2, 1373]. Это обстоятельство объясняется тем, что уже к середине XIX века стало совершенно ясно, что низшие учебные заведения духовного ведомства - приходские школы - по своему типу оказались близки к начальным училищам Министерства народного просвещения и было целесообразно объединить управление этими начальными заведениями [3]. Вопрос в том, какому ведомству будет предоставлено руководство начальным учебным образованием -Министерству народного образования или Святейшему Правительственному Синоду, неоднократно и с переменным успехом рассматривался и Кабинете министров, и в Государственном совете.

В связи с притязаниями Св. Синода на сохранение руководства начальной школой духовенством 18 января 1862 года последовало Высочайшее повеление, определившее взаимоотношения Министерства народного просвещения и Св. Синода в области народного образования: «1. Учрежденные ныне и впредь учреждаемые духовенством народные училища оставить в заведовании духовенства с тем, чтобы Министерство Народного Просвещения оказывало содействие преуспеванию оныя, по мере возможности. 2. Оставить на обязанности Министерства Народного Просвещения учреждать по всей Империи, по сношении с подлежащими ведомствами, народные училища, которые и должны находиться в ведении Министерства; причем Министерству следует пользоваться содействием духовенства во всех случаях, когда Министерство Народного Просвещения признает сие нужным и когда духовенство найдет возможным оказать ему содействие» [4].

На деле это Высочайшее повеление не примирило, а просто лишь на время разграничило два указанных выше ведомства. С изданием в 1864 году нового «Положения о начальных народных училищах» [5], согласно которому приходские и воскресные школы были подчинены губернским и уездным училищным советам, составленным из представителей различных министерств, а также и земств, которым было предоставлено попечение о народном образовании (правда, только «(преимущественно в хозяйственном отношении»), самостоятельность духовенства в деле начального народного образования была практически уничтожена, что и привело к резкому сокращению числа церковно-приходских школ.

Начало формирования церковно-школьной системы связано с именем К.П. Победоносцева, ближайшего советника императора Александра III, в 18801905 годах обер-прокурора Св. Синода. Именно он стал проводником двух первых реформ, 1884 и 1902 годов, церковно-приходского образования, призванных восстановить особый внутренний уклад церковно-приходских школ (ЦПШ) и возвратить их в ведение Св. Синода, откуда они фактически были изъяты в 1870-х годах.

Начало этому было положено «Правилами о церковно-приходских школах», разработанными Св. Синодом и утвержденными Александром III 18 июня 1884 года [6]. На записке К.П. Победоносцева о ЦПШ царь собственноручно начертал: «Надеюсь, что приходское духовенство окажется достойным своего высокого призвания в этом важном деле». Цель обучения в ЦПШ определялась первым параграфом Правил, в котором говорилось: «<Школы сии имеют целью утвер-

дить в народе учение веры и нравственности христианской и сообщать первоначальные полезные знания».

ЦПШ могли открываться священниками или, при их содействии, другими членами причтов на местные средства прихода, без пособий или с пособиями от сельских или городских обществ, приходских попечительств и других общественных и частных учреждений, а также за счет казны. ЦПШ могли быть одноклассны-ми или двухклассными, с двухлетним или с четырехлетним курсами обучения соответственно. Соответственно определялся и перечень учебных предметов в этих школах: «1. Закон Божий, а именно: а) изучение молитв; б) священная история и объяснение богослужения; в) краткий катехизис; 2. Церковное чтение; 3. Чтение церковное и гражданской печати и письмо; 4. Начальные арифметические действия». В двухклассных школах преподавались также история Церкви и история Отечества.

В Правилах особо оговаривалось, что «приходские школы нераздельно с церковью должны внушать детям любовь к церкви и богослужению, дабы посещение церкви и участие в богослужении сделалось навыком и потребностью учащихся». Общее заведование всеми ЦПШ в епархии осуществлял Епархиальный архиерей, в каждой епархии для руководства деятельностью ЦПШ учреждался Епархиальный училищный совет, председатель и члены которого избирались из духовных и светских лиц, «преданных делу народного образования, близко знакомых с бытом и духовными потребностями населения».

Определенным шагом в развитии ЦПШ и повышения качества преподавания в них стало распоряжение Св. Синода от 26 ноября 1888 года, которое ввело звание учителей и учительниц ЦПШ: их приравняли в правах к учителям начальных школ Министерства народного просвещения. Для получения свидетельств не имевшим образования можно было сдать соответствующий экзамен по программе Министерства народного просвещения или в духовных семинариях, или женских епархиальных училищах духовного ведомства. Однако непроработанным оставался вопрос о заработной плате учителей ЦПШ: как правило, она была почти в два раза ниже, чем в министерских и земских школах, что значительно тормозило развитие ЦПШ и привело в середине 90-х годов к идее создания собственных педагогических учебных заведений духовного ведомства.

В конце 1895 года Ученый совет при Св. Синоде вынес распоряжение: «Устроить второклассные церковно-приходские школы по две на каждый уезд и открыть при них школы грамоты». Второклассная школа первоначально была не что иное, как отдельный от первого второй класс двухклассной церковноприходской школы с присоединением к нему одногодичного учительского курса. Весь курс двухклассной школы - трехгодичный [1, 337]. Таким образом, предполагалось, что возможность стать учителем школы грамоты получат молодые люди и девушки в возрасте 15-16 лет, которые сами обучались всего 6 лет. Несмотря на то, что к концу XIX века в России было уже 349 второклассных школ, они не решали проблему повышения качества подготовки учителей: на практике выпускники второклассных школ по квалификации не отличались от учителей, выпущенных обычными ЦПШ.

ПСППГОГИЧ^СКИИ ЖЫПНПЛ ЕПШКОПТОСТПНП М Ж(5Я). СО/4 ш

Это обстоятельство заставило Св. Синод принять 1 апреля 1902 года новое «Положение о церковных школах Ведомства Православного Исповедания» [7], по которому школы подразделялись на начальные и учительские для подготовки учителей начальных школ. К начальным школам относились школы грамоты для детей и взрослых (воскресные). Срок обучения в школе грамоты составлял два года, еще один год добавлялся для окончания полной ЦПШ. В тех ЦПШ, в которых обучалось инородческое население, срок обучения составлял четыре года. К числу учительских относились второклассные и церковно-учительские школы. Второклассные школы готовили учителей для школ грамоты, то есть для начальной школы с двумя годами обучения. Полноценным учителем начальных училищ ста-

новился лишь тот, кто после второклассной школы оканчивал церковно-учительскую школу или другое педагогическое заведение.

В 1903 году произошли существенные изменения в учебных планах всех ЦПШ [7]. Во-первых, и в школы грамоты, и в одноклассные и двухклассные ЦПШ был добавлен дополнительный год обучения (на самом деле, введение четырехгодичного обучения в ЦПШ, как и в земских школах, растянулось надолго и не было завершено даже к 1917 году). Во-вторых, в учебных программах ЦПШ появились такие светские предметы, как арифметика и геометрия, география, природоведение, гражданская история, часть учебного времени была отведена на обучение ремеслам и рукоделию. Этот факт свидетельствовал о том, что ЦПШ к началу XX века были вовлечены в процесс унификации народной начальной школы вне зависимости от ее ведомственной принадлежности.

К этому времени сложилась и своя система централизованного управления ЦПШ, которая сформировалась постепенно в ходе развития церковно-школьного дела в Российской империи. Ее высшее звено было представлено Училищным советом при Св. Синоде, на местах церковными школами управляли епархиальные училищные советы и их уездные отделения. Общий надзор за церковноприходским делом в каждой епархии осуществляла особая инспекция, состоящая из епархиального и уездных наблюдателей, которые следили за состоянием церковных школ посредством их частных посещений.

Теоретически своего рода исторический очерк церковных школ Уфимской епархии можно было бы написать, пользуясь документами фонда И-294 (Уфимская духовная Консистория), хранящегося в Центральном историческом архиве Республики Башкортостан [8]. Именно в нем находились документы Уфимского епархиального училищного совета и его уездных отделений, в которых собирались ежегодные отчеты о состоянии ЦПШ всей епархии. Однако, к сожалению, в годы гражданской войны и первых лет советской власти большинство дел и документов Уфимской духовной Консистории были разграблены и оказались безвозвратно уничтоженными: сохранились лишь некоторые распоряжения Св. Синода (за отдельные годы), а также метрические книги ряда церквей, находившихся на территории бывшей Оренбургской, а затем Уфимской губернии. Поэтому огромный интерес представляет все то, что было написано о церковных школах Уфимской епархии до 1917 года, поскольку авторы этих изысканий, безусловно, использовали ставшие недоступными для современного исследователя источники.

Прежде всего, это несколько страниц короткого обзора «Школы церковноприходские и грамоты» И.Н. Златоверховникова в его фундаментальном историческом исследовании истории Уфимской епархии [9]; две статьи о ЦПШ г. Уфы Р.И. Игнатьева [10-11], одного из первых историков-краеведов Уфимской губернии; сведения о состоянии ЦПШ Уфимской епархии, систематизированные Уфимским епархиальным наблюдателем священником С. Алякринским с 1884 по 1905 годы [12-13]; отчеты о состоянии ЦПШ за 1912-1913 годы, опубликованные в «Уфимских епархиальных ведомостях» [14-16]; Отчет Успенской ЦПШ в Уфе за 1862/1863 учебный год [17]; сведения из книги В. Константиновского «Успенская церковно-приходская школа» [18], вышедшей в 1912 году к 50-летнему юбилею этой старейшей в Уфимской епархии ЦПШ, а также два отчета Уфимского уездно-

псапгогмчшскмй ЖЫПНПЛ ЕПШКОПТОСТПНП М 3(5Я). 207-4 ццоаепп

го наблюдателя ЦПШ за 1912-1915 годы, находящиеся в ЦИА РБ [19]. Все другие сведения о ЦПШ Уфимской епархии до 1917 года мы почерпнули из «Уфимских епархиальных ведомостей», в которых с начала 1880-х годов отчеты о деятельности ЦПШ публиковались ежегодно.

Успенской школы въ город*: У<м;.

Время открыт!л, поСуждете и ц-Ьль школы,

Усцодкал школа получила снос начало огь пн-шушаго эти строки*, 1 Оштября 1802 года, ет> разрйшешя Преосвящетг&н шаго Фпларета, Епп-скопа Уфвмокяго и Мензелинскаго. Обучение въ ней безплатное. Кннгн п ве% учепическш принадлежности для д$Ьй Даровыя.

Говорить о (юбужкенш кт. открыто школы,-— в'!' вархояяцвв время совершенно лишне: духъ прей меди? в, в-ь с.гЬдстше ловьпъ государственных!, Форлгь, проявляю! дался въ аародЬ потребность ■учиться,—лотт, отя-бр, всякому, б он решающем у о томъ! Однако, кт. открытие ся, учредителя руководили: пе одно стр'емлеше удовлетворить современности и выразить сочувствие къ той народной потребности, а шг1;ст'Ь «еть г];мх и крайняя бедность жителей,^¡Ькружзшщнхъ Успенскую церковь, при которой : открыт ; школа; ихъ отдаленность отъ двухь приходскихъ уянлпщъ, СОГТОЯЩИХЪ въ ь'Ьдыпн ДирОКНЙГ ОренбУрГСКОЙ Г}берЧ1Н. Дйтн этих?. жителей, за ледоетаткоиъ одежды, въ зимнее время, вовсе не могло посещать г!;хъ школъ. Случало^, что некоторые тъ лпхъ кое—какъ преодолевали уго препятехше; но на вАсто его являлось иовоо,—«то медостатокъ въ книгагь и нрочнхъ учсннческнхъ принадлежностях*!.. Этотз недостаток!., самый вошюицш у насъ, между б£д-нымъ оассомъ людей, тЬмъ болйе, что въ тор-

Первая страница Отчета Успенской ЦПШ в Уфе за 1862/1863 учебный год

По-видимому, одним из первых сохранившихся документов, касающихся истории церковных школ Оренбургско-Уфимской епархии , является циркулярный Указ Св. Синода всем епархиальным епископам, в том числе и Преосвященному Иоанникию (Образцову)3, епископу Оренбургскому и Уфимскому, от 29 сентября 1836 года за № 13056 с предложением в руководство ВЫСОЧАЙШЕ утвержденных правил касательно первоначального обучения детей прихода, призывавших духовенство воспользоваться церковными школами как «средством и случаем для исполнения своей беспрекословной обязанности направлять детей в вере и благочестии» предметам веры и благочестия, «передавая сие в виде разговоров и рассказов, по временам и случаям возобновляемых без школьной принужденности и буквального вытверждения на память». Далее в Правилах говорилось о том, что, «смотря по удобности, можно к предметам учения присовокупить начала арифметики», а за обучением детей должен быть установлен контроль: «дети, достаточно обученные, испытываются при Благочинном, местном священнике и сельском поселянском начальнике и о сем постановляется журнал за подписью всех сих лиц и представляется Епархиальному Архиерею».

Спасская церковь, при которой 14 марта 1861 года открылась в Уфе первая ЦПШ

псапгогмчшскмй ЖЫПНПЛ ЕПШКОПТОСТПНП М 3(5Я). 207-4 ццоаепп

Ильинская церковь, при которой осенью 1861 года открылась вторая ЦПШ

Покровская церковь, при которой в январе 1862 года открылась четвертая ЦПШ

Благовещенский женский монастырь, при котором в октябре 1868 года открылась ЦПШ «для полного содержанпия неимущих девиц духовного звания»

Вид на Благовещенский женский монастырь со стороны реки Белой

псапгогмчшскмй ЖЫПНПЛ ЕПШКОПТОСТПНП М 3(5Я). 207-4 ццоаепп

Успенская церковь в Уфе, построенная в 1849 году

Другой сохранившийся документ свидетельствует о том, что за помощью к духовенству в деле организации начального народного образования обращалось и Министерство государственных имуществ. Своим Циркуляром на имя Управляющего Палатами государственных имуществ от 8 февраля 1861 года за № 8 оно предлагало «пригласить священников, диаконов, причетников и их жен производить обучение крестьянских детей, как мальчиков, так и девочек, или в собственных домах священнослужителей, или в зданиях по отводу крестьян, молит-

вам, чтению, письму и счету, а девочек, сверх того, и свойственным в крестьянском быту рукоделиям» с отнесением расходов по приобретению самых необходимых книг и учебных принадлежностей «на остатки от училищных сумм по губернии». На этом циркуляре, полученном 16 марта 1861 года за № 5020 при соответствующем письме Управляющего палатой Преосвященный Филарет (Образцов) наложил резолюцию: «Об образовании мальчиков и девочек по ведомству Государственных Имуществ приписать местному духовенству, о чем уведомить Палату».

Сохранился и текст резолюции, сделанный рукой Преосвященного Филарета (Образцова) на копии Указа Св. Синода от 30 июля 1862 года за № 3953, последовавшего после уже упомянутого выше Высочайшего повеления от 18 января 1862 года по вопросу взаимоотношения Министерства народного просвещения и Св. Синода: «Объявить настоящий Указ духовенству, преподав благословение Бо-жие священно-церковно-служителям, подвизающимся ревностно в деле народного образования».

Н.Е. Златоверховников в своем кратком очерке «Школы церковно-приходские и грамоты» [9, 271-279] утверждал, что первые две ЦПШ в Уфимской епархии появились лишь в 1868 году: одна - при Уфимском Благовещенском, а другая -при Мензелинском Пророко-Ильинском монастыре. По-видимому, к моменту написания этого очерка он не был знаком с двумя небольшими статьями в форме писем в редакцию «Уфимских губернских ведомостей» [10-11], написанных в 1865 и 1868 годах Р.Г. Игнатьевым, членом Уфимского статистического комитета, содержание которых позволяет восстановить историческую хронологию появления первых уфимских духовных школ.

Первой церковно-приходской школой в Уфе, как это следует из рапорта притча Спасской церкви, поданного Епископу Уфимскому и Мензелинскому Филарету (Малишевскому)4 14 марта 1861 года, стала Спасская ЦПШ, открывшаяся 1 марта того же года в каменной сторожке церкви «для безвозмездного обучения детей прихода при наличии 14 человек». В последующие два года число учеников в этой школе возросло до тридцати. Обучение в ней проводил пономарь Михаил Тима-шев. Из рапорта Благочинной церкви города Уфа о. Петра Желателева на имя Преосвященного Филарета

(Малишевского) можно узнать, что «жена диакона Спасской церкви Мария Васильевна Тимашева, обучая 10 девочек чтению, за рукоделием учит их петь церковные песни-молитвы, тропари, богородины и т. п., а своим отличным поведением и трудолюбием подает детям нравственный пример и располагает их родителей отдавать ей учиться своих детей». В октябре 1864 года число учеников-мальчиков в Спасской ЦПШ уменьшилось с 26 до 2 человек, а девочек -с 14 до 12: причина состояла «в неустройстве помещения в каменном флигеле» и тесноте квартиры диакона Тимашева, в которых обучались дети. Из сохранившихся отрывочных сведений известна и дальнейшая судьба этой школы: по-видимому, 1873 год стал последним годом ее существования.

Осенью 1861 года при Градо-Уфимской Ильинской церкви открылась вторая ЦПШ в Уфе: 6 учеников размещались в квартире пономаря Виталия Ольшанского. Однако уже 29 января 1862 года притч Ильинской церкви сообщил Благочинному

псапгогмчшскмй ЖЫПНПЛ ЕПШКОПТОСТПНП М 3(5Я). 207-4 ццоаепп

протоирею Петру Несмелову, что «ученики, обучавшиеся доселе под руководством нашим, ныне за неимением помещения для училища перешли во вновь открывшуюся школу при Градо-Уфимской Троицкой церкви».

Троицкая ЦПШ, ставшая по счету третьей в Уфе, открылась 7 января 1862 года. Приведем выдержку из рапорта Преосвященному Филарету (Малишевскому) временно-определенного священником Свято-Троицкой церкви Федора Агафонова: «Во исполнение словесного приказания Вашего Преосвященства я в настоящем месяце открыл при Градо-Уфимской Свято-Троицкой церкви детское училище с помещением его, за неимением при церкви дома, в сторожке, куда дети и собираются ежедневно для обучения грамоте; в настоящее время обучающихся: 3 девочки и 10 мальчиков, в том числе 5 мальчиков, переведенных из школы, бывшей при Градо-Уфимской Ильинской церкви. Труд обучения детей грамоте разделяют со мной члены притча этой церкви - диакон Александр Николаев и причетник Федор Петров». Из сохранившихся за январь 1862 года ведомости следует, что предметами обучения детей в этой школе были: молитвы, краткая святая история, катехизис, церковное пение, чтение, письмо и первые четыре действия арифметики (с обучением на счетах). Кроме этого жена священника Агафонова Параскева Контантиновна обучала 6 девочек (из общего числа учеников - 22) рукоделию. В 1862 году, когда Троицкая ЦПШ прекратила свое существование, в ней обучалось 38 мальчиков и 11 девочек.

Четвертой ЦПШ в Уфе стала школа из девяти учеников, открывшаяся в январе 1862 года священником Николаем Агровым при Покровском храме. Однако уже в октябре того же года в Консисторию на имя Благочинного протоирея Петра Не-смелова поступило сообщение о том, что «училища по неимению помещения для учащихся в настоящее время не имеется». Сохранилось и «Объяснение» о. Агрова на запрос Консистории, чем было вызвано прекращение работы школы: «1. Училище, за неимением другого помещения, находилось в церкви за ширмой, но пыль и грязь, наносимые учащимися, показали неудобство такого размещения; 2. Училище было открыто мною, но мною же и закрыто на основании первого пункта моего объяснения; 3. При отделении прихода от приходской церкви средства для существования почти до того малы, что притч по необходимости добывает насущный хлеб трудами своих рук, а такие труды отнимают время, свободное от службы, для образования юношества». После получения этого «Объяснения» о. Агрова Консистория постановила, а епископ Филарет (Образцов) утвердил следующий вердикт: «Училище считать упраздненным, а священнику Агрову внушить воздерживаться в подобных случаях от своевольных действий под опасением строгого взыскания». Однако через четыре года, 28 марта 1866 года, Покровская ЦПШ открылась снова: «в особо при церкви устроенном здании» 12 мальчиков стали изучать предметы: чтение, письмо, начальные основы Закона Божия, первые правила арифметики и церковное пение. Учителем в этой школе под надзором священника Агрова работал дьячок Евгений Колокольцев. Но уже в конце 1867 года из-за недостаточности денежных средств и перемещения Евгения Колокольцева из Уфы в село Подлубово Уфимского уезда Покровская ЦПШ окончательно закрылась.

Наиболее полные данные сохранились о церковно-приходской школе, открытой 1 сентября 1862 года при Успенской церкви города Уфы священником Иоанном Темперовым при настоятельстве в храме священника Василия Адамантова [17]. История возникновения этой ЦПШ, о которой по неизвестной причине даже не упомянул И.Н. Златоверховников в [9] как одной из первых в Уфимской епархии, и ее деятельность в последующие 50 лет подробно описаны священником Виктором Константиновским, заведующим школой с 1868 года, в исторической записке к юбилею этого учебного заведения, изданной в 1912 году Градо-Успенским церков-но-приходским попечительством в виде богато иллюстрированной фотографиями книги «Успенская церковно-приходская школа» [18]. Первым помещением при открытии Успенской ЦПШ была небольшая сторожка в колокольне церкви. В 1863 году для размещения школы был построен обширный двухэтажный дом, в котором разместились учебные классы, библиотека и жилые комнаты для учащих, занимать которые «допускается не иначе, как с разрешения Преосвященные Владыки, так как постройка дома, хотя и на церковные средства, сделана совершенно исключительно с целью, чтобы дать прочное основание Успенской школе».

1 марта 1862 года при Линейном № 10 Оренбургском Батальоне священником Предтеченской церкви о. Софотеровым была открыта Иоанно-Предтеченская цер-ковно-приходская школа. В рапорте от 8 марта 1862 года на имя Преосвященного Филарета (Образцова) о. Софотеров сообщал, что училище для детей обоего пола было открыто на его собственные средства, а обучение чтению, письму, четырем действиям арифметики проводят диакон Кибардин и причетник Колокольцев при наличии восьми мальчиков и восьми девочек: «Нижайше испрашиваю на предпринимаемое мною дело Вашего Архипастырского Благословления с твердою верою в благодатное действие оного на душевные силы детей и могущее сделать дух мой неослабленным в отношении сего святого дела». На рапорт была положена резолюция Преосвященного: «9 марта 1862 г. Благодарить за готовность к обучению грамотности детей». В конце 1862 года число обучавшихся в школе составило 20 человек, а уже в январе следующего года - 98, из них 77 мальчиков и 21 девочка. Однако в том же, 1863, году при Уфимском детском приюте открылась еще одна ЦПШ, куда и были переведены на обучение все дети из Иоанно-Предтеченской школы: в приютской ЦПШ учащиеся пользовались не только даровыми учебниками, но и получали бесплатное питание.

В 1863 году в Уфе открылась еще одна церковная школа: первое упоминание о ней содержится в ведомости Александровской школы за октябрь 1863 года, из которой следует, что при открытии о. диаконом Петром Соколовым и пономарем Михаилом Аввакумовым школа помещалась в квартире причетников при наличии 34 учеников, мальчиков и девочек. Дальнейшие сведения об этой ЦПШ до 1884 года в документах Консистории не сохранились, они появились в журнале Епархиального Училищного Совета лишь 28 января 1885 года: тогда школа уже размещалась в собственном доме учительницы Сидоровой. Александровская цПш закрылась в 1892 году, поскольку «школьное помещение как собственность частного лица продано, вследствие чего школа и прекратила свое существование», о чем 16 сентября 1892 года был составлен акт, утвержденный епископом Диони-

ПСППГОГИЧ^СКИИ ЖЫПНПЛ ЕПШКОПТОСТПНП М Ж(5Я). го/4

сием (Хитровым) . Через восемь лет ЦПШ при Александровской церкви была возрождена под эгидой Уфимского отделения Союза Русского Народа6.

И только сейчас вернемся к Благовещенской ЦПШ, на которую как одну из двух первых в Уфимской епархии указал Н.Е. Златоверховников [9, 271]. Из дела № 46113 Консистории за 1870 год следует, что эта школа при Уфимском Благовещенском женском монастыре, основанном еще в 1838 году, действительно открылась 8 октября 1868 года настоятельницей монастыря игуменьей Евпраксией для полного содержания пяти неимущих девиц духовного звания. В 1870 году количество призреваемых сирот возросло до двадцати человек, причем обучение их проводилось достаточно хорошо: все выпускницы этой ЦПШ весьма успешно поступали в Епархиальное женское училище, открывшееся в Уфе в 1863 году.

Кроме перечисленных выше ЦПШ, в Уфе при церквях были открыты еще четыре школы - Крестовоздвиженская, Никольская, Симеоновская и Рождественско-Богородская, - о которых упомянем лишь вкратце.

Крестовоздвиженская ЦПШ открылась 21 августа 1900 года при Преосвящен-нейшем епископе Антонии (Храповицком)7 на средства Уфимского Епархиального Братства Воскресения Христова8, ставящего своей задачей организацию в приходе борьбы с расколом. Первым законоучителем в ней был Василий Лезенков, а преподавательницей - г. Холмогорова. Для школы был выстроен обширный каменный двухэтажный дом, но в дальнейшем в нем открылось училище для глухонемых. С этого времени успехи в работе ЦПШ заметно снизились и 25 июля 1908 года постановлением Распорядительного отдела Епархиального Братства, утвержденным епископом Нафанаилом (Троицким)9, ее закрыли «как не оправдавшую надежд Братства быть просветительным пунктом в Нижегородке - местности, населенной раскольниками разных толков».

Из постановления епархиального Училищного совета от 3 августа 1899 года, утвержденного Преосвященным Иустином (в миру - Полянским) 13 сентября того же года, следует, что Никольская ЦПШ была открыта по ходатайству настоятеля Никольской церкви Николая Соколова. Она разместилась в доме умершего титулярного советника Л.С. Бонье, пожертвовавшего его по завещанию Никольской церкви исключительно как помещение для ЦПШ. Заведующим школой и законоучителем в ней для старших классов состоял священник Николай Куклин, а в младших классах преподавал штатный диакон о. Харинский. Учебное дело в Никольской ЦПШ было поставлено настолько высоко, что ученицы школы после ее окончания легко поступали даже в гимназии.

20 сентября 1902 года на окраине города в местности, густо заселенной только после проведения через Уфу железной дороги, при Симеоновской церкви открылась еще одна ЦПШ. Сначала она помещалась в собственном доме попечителя школы г. Кляузникова, а в 1905 году за счет пособия из средств Св. Синода для школы было построено отдельное двухэтажное деревянное здание. Заведующим школой и законоучителем в старших классах состоял настоятель храма священник Николай Афанасьев, а в младших классах - священник Константин Туберозов. Учебное дело в Симеоновской ЦПШ было поставлено довольно хорошо: ее выпускники свободно поступали в гимназию, 4-классные училища, Уфимское духовное училище.

псапгогмчшскмй ЖЫПНПЛ ЕПШКОПТОСТПНП М 3(5Я). 207-4 ццоаепп

Первое помещение Успенской ЦПШ в сторожке Каменное здание Успенской ЦПШ, построен-Успенской церкви ное в 1863 году

Здание Успенской ЦПШ в Уфе, построенное в 1896 году

Рождественско-Богородская женская ЦПШ открылась 16 августа 1910 года при церкви во имя Рождества Богородицы. Сначала она размещалась в частном доме, а потом перешла в собственное двухэтажное здание, построенное на сред-

ства попечителя школы уфимского купца Никифора Миронова. Заведовал школой священник Василий Лезенцов.

Н.Е. Златоверховников в своем небольшом обзоре о церковно-приходских школах Уфимской епархии приводит цифры их роста по годам. Если в 1869 году к двум первым церковным школам (при Благовещенском в Уфе и Пророко-Ильинском в Мензелинске) прибавилась лишь одна, а четвертая по счету открылась только в 1877 году, то в последующие годы динамика роста этих ЦПШ была такой: в 1878 году - 7 школ, в 1879 году - 5 школ, в 1880 году - 3 школы, в 1881 году - 8 школ (из них одна - школа грамоты), в 1882 году- 16 школ (1 - грамоты), в 1883 году -17 школ (1 - грамоты), в 1884 году -9 школ и в 1885 году -7 школ (2 -грамоты). К началу 1884/1885 учебного года, когда были опубликованы Высочайшие утвержденные 13 июня 1884 года «Правила о церковно-приходских школах», в Уфимской епархии составило уже около 75 школ этого типа, а всего в них обучалось 1468 воспитанников, в том числе 1228 мальчиков и 240 девочек. В 1899 году в Уфимской епархии была только одна второклассная (в селе Подлубово Уфимского уезда) и две двухклассные (в селе Топорнино Уфимского уезда и в Златоусте) школы [9, 274-275].

Сведения о числе ЦПШ и школ грамоты в Уфимской епархии с 1884/1885 по 1896/1897 учебные годы и о числе в них учащих и учащихся за тот же период приведены в табл. 1, позаимствованной нами из обзора Н.Е. Златоверховникова [9, 273].

Таблица 1

В%домость о чисяЪ школъ церковноприходских^ и грамоты бъ Уфимской епархт Сь 188*4 г, по 1891': г, включительно и о числЬ учащихъ и учащихся въ нихъ за топ, же пе;>1одъ времени,')

Годы: | : 1 1 ь [ « | 1! 1' 1 зг1 л. 'г ; 7, : ЙГ 1 СТ. , 35 Ж 1 СО да г ^ { С> Ж ' ОС : Ф — ; — ! —

Чпсю iOKO.11> вдр*о»во- Г Т 1 I [ 1 1 Г 10СЙ 133| 136

1фНХ»Д.СЬПХЪ ...... -1 76 79; 80, 61: В4,

Число ШКО 31» грдыоти . -- !1 17-. 11) зь «1 | ИЗ' 77 54| йй

Число учащих* дат-; **) ! 1 1 ! 1 ! 1 1 1 ! !

сгятиннвк^въ . 67| ее. "10! 17 14; 1«...! _ : - 1 8

лЬкоаоеъ..... 1 — I Я 1а: 1Й' »1. .з| Г2> л! - ; <

пслллнцяьовг 1 — ! 17 31 44 «

св1ло/.нхх. , - о4 , 1 4а! во 1 78 $еи 101; 100. 133| 14^

Чвсло учащихся пот — 1770 34 <4| 278й!34ПК;44о1 "121 5Л7р 5202 5311(ваО^ * I 1

нильчнкоиг 1430 — 1 1472 1084 ,,07 Май! 274в' 35вб| 1 (|]4г21 204 4в4в14в61

д^вочевг —' заь ■НО I___ _ 4ЗД ___: ■ 1 | 99В11в1Ьз4Е 1 1 1

ПроЗДаи » «Ъдохосп мпмастъ, " ддяиаму воиро^ п спета»,

.....■,1.1" м::-11 Ы У фнис*, Кпарх. Ш 1 '.. КС К|А4П1. **) Р.1, это чнш вё йхолдтъ закоко учатся.

В ноябре 1884 года на первом заседании созданного Уфимского Епархиального Совета, первым председателем которого стал помощник инспектора Духовной семинарии Евграф Еварестов, выпускник Казанской духовной семинарии, было принято постановление ежегодно собирать через Консисторию сведения о всех ЦПШ епархии, которые за период с 1884/1885 по 1896/1897 учебные годы

псапгогмчшскмй ЖЫПНПЛ ЕПШКОПТОСТПНП М 3(5Я). 207-4 ццоаепп

Н.Е. Златоверховников и приводит в своем обзоре [9, 273-274]. В 1884/1885 учебном году из 123 учащих этих школ большинство были лицами духовного звания: 67 священников, 8 диаконов, 17 псаломщиков. Все они преподавали безвозмездно, а учащие светских лиц получали денежное вознаграждение 15-20 руб. в год. Школы помещались в домах священнослужителей (16) и на частных квартирах (27). Предметами обучения в них были Закон Божий, русский язык, арифметика, чистописание и церковное пение - все эти дисциплины преподавались в объеме программ Министерства народного просвещения. Преосвященный Дионисий (Хитров), епископ Уфимский и Мензилинский, озабоченный правильной постановкой учебного дела во всех подчиненных ему ЦПШ, в 1884/1885 учебном году распорядился через Консисторию выбрать на благочинных съездах из священников особых лиц, наиболее ответственных и опытных в деле общения, - наблюдателей за этими школами. В исполнение этого распоряжения по числу благочиний в епархии было выбрано 18 наблюдателей.

Средства на содержание ЦПШ в Уфимской епархии были «чрезвычайно разнообразными»: так, в 1883/1884 учебном году Св. Синод из своих сумм выделил единовременное пособие на содержание 29 школ, Уфимское губернское земское собрание по ходатайству Преосвященного ассигновало для этой цели 2000 руб. и продолжило субсидию в том же объеме в течение последующих восьми лет. С 1882 года единовременные пособия в объеме 270 руб. получали 7 школ от Беле-беевского земства, а в 1885 году по 200 руб. в год стали получать ЦПШ от Уфимского уезда. Церковно-приходским школам епархии помогали и сельские сообщества, и различные церковные попечительства; некоторые школы содержались и самим духовенством за счет собственных довольно скудных средств. О приходе денежных сумм на содержание ЦПШ Уфимской епархии с 1884/1885 по 1896/1897 учебные годы можно проследить по табл. 2, позаимствованной нами из обзора Н.Е. Златоверховникова [9, 276].

Находились и частные жертвователи, помогавшие ЦПШ в приобретении книг и учебных пособий. Так, в 1889 году елабужским купцом Н.Г. Стахеевым для Со-болековской ЦПШ было пожертвовано 10 учебных парт; священником этого села Агровым - 20 руб. для приобретения письменных и школьных принадлежностей; священником села Елизаветинского Похваленским - 25 руб. для приобретения парт и классных досок; священник Полянцев за свой счет всю зиму отапливал Михайловскую ЦПШ Белебеевского уезда и приобрел для нее 20 чувашских букварей и 3 аспидные доски [12, 1610-1611].

С 1896 года значительные денежные сумы для содержания ЦПШ стал отпускать Училищный совет при Св. Синоде. Так, для ЦПШ Уфимской епархии в 1895 году было отпущено 9 тысяч руб., в 1896 - 17 тысяч руб., а в 1897 - 27 тысяч руб. В 1900 году казенные ассигнования на ЦПШ Уфимской епархии составили 62 тысячи руб., а в 1904 и 1905 годах они уже превысила 121 тысячу руб. (при местных средствах около 21 тысячи руб.) [12, 1612]. Начиная с 1896 года, в практику контроля за организацией деятельности ЦПШ стало широко вводиться «Положение о наблюдателях церковно-приходских школ», которое сильно помогло их росту как в количественном, так и в качественном отношениях.

Ради справедливости стоит признать большую роль в развитии ЦПШ Уфимской епархии, начиная с 1884 и до второй половины 1896 года, Преосвященного Дионисия (Хитрова), епископа Уфимского и Мензелинского. Он не только выступал поборником строительства новых ЦПШ: многие их учителя и священники были известны Преосвященному лично8. Только в 1893 году по одному Уфимскому уезду для ЦПШ было построено 2 школьных здания, а для постройки ЦПШ в деревнях Горы, Петровка, Тимерган, Юшады Мензелинского узда было выделено 1300 руб. [12, 1613]. Хотя число школ - церковно-приходских и грамоты - в Уфимской епархии быстро увеличивалось, контингент их, по сравнению с количеством школ других ведомств, был еще не значительным (табл.3).

Таблица 2

псапгогмчшскмй ЖЫПНПЛ ЕПШКОПТОСТПНП М 3(5Я). 207-4 ццоаепп

Постепенно стали увеличиваться денежные средства для выплаты учащим ЦПШ, поступившие от Св.Синода: число бесплатно работающих в них резко сократилось, зарплата учащих выросла в ЦПШ до 120-150 руб. в год и более, оклады в школах грамоты стали не менее 60 руб. Для повышения квалификации учителей ЦПШ стали периодически устраиваться различные педагогические курсы специально для учителей-инородцев: в Уфе, Бирске, Стерлитамаке, в Мензелин-ске.

Таблица 3

Ведомость о числЪ шнолъ въ Уфимской епархЫ за 1897 годъ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Школы цсрковно-арнходок. Школи , грамоты: I Школы мвсш-персыя: Школ» СР£тсия: ' Итого: !

; Уфимшй у1>зд*ь .... 39 14 68 1 ! 121 1

: МензелннсгЛй уЪздь. . . 83 4 !-------- 1 Я , 83 1 1 139 1

Бцрсшй гбздъ . . . :27 5 4 ; 78 14

Белеббевсмй уЬздъ , . . 17 13 15 71 11 <;

Стерлцталлксю й уЬздъ. . 14 14 , 1 55 84

Златоустовшй уЬздъ . . С 1 * 1 1 — 48 ---- - 60

Итого, . 136 56 | 1 39 ■103 634

В 1905 году в каждом из шести уездов Уфимской епархии уже действовали по одной двухклассной учительской школе с образцовыми при них школами для практически занятий: Подлубовская (открывшаяся в 1906/1907 учебном году); Ба-калинская (с 1899/1900 учебного года); Кусекеевская, Верхнеторская женская, Михайловская (с 1903/1904 учебного года) и Мензелинская.

Приведем статистические данные о ЦПШ Уфимской епархии на 1 января 1906 года: всего школ - 358, из них второклассных - 5, двухклассных - 7, одноклассных - 225, двухклассных - 7, воскресных - 2. Учащихся обоего пола во второклассных школах - 254 человека, во всех остальных начальных школах - 14478, из них мальчиков 10000, девочек- 4478 [12, 1615].

Контингент учащих - учителей и учительниц - во всех ЦПЩ Уфимской епархии - 242, законоучителей-священников - 233, законоучителей-диаконов, псаломщиков и светских лиц - 62. Почти все учителя и учительницы ЦПШ имели звание учителей начальных училищ, значительная часть учащих школ грамоты звание учителей начальных учителей ЦПШ или школ грамоты. Из 430 учащих лиц звания учительского не имели лишь 99 человек. Много стало учащих ЦПШ и со средним образованием, не говоря уже об окончивших курсы прогимназий, городских 4-классных и 2-классных школ. К этому еще нужно добавить, что более половины всех ЦПШ Уфимской епархии (206 из 358) и 22 миссионерские школы имели свои собственные хорошие приспособленные для проведения учебных занятий здания.

С. Алякринский приводит данные о стоимости в 434,116 тысяч руб. всего наличного имущества ЦПШ Уфимской епархии на конец 1905 года, в том числе 6 второклассных школ (в каждом уезде) - 109,5 тыс. руб.; 171 здания ЦПШ - 212,9 тыс. руб.; 29 школ грамоты - 18,4 тыс. руб.; 22 зданий миссионерских школ - 13,4 тыс. руб.; инвентаря ЦПШ - 30,95 тыс. руб.; стоимость учебного оборудования и библиотек - 44,95 тыс. руб. [12, 1617].

Постепенно церковные школы Уфимской епархии начали занимать главенствующее положение в деле начального образования. Так, например, к началу 1903/1904 учебного года Белебеевское уездное земство, израсходовав за прошедшие 30 лет около 60 тысяч руб. открыло всего 69 начальных школ. За то же время епархиальное ведомство, затратив не более 23 тысяч руб., уже содержало за свой счет 85 ЦПШ. На тот же момент число начальных школ Министерства народного просвещения составляло 70. Эти цифры показывают, что за минувшие 20 лет своего существования более 30 % всей школьной сети принадлежало ЦПШ Духовного ведомства.

Заслуга церковной школы особенно сильно проявилось по Белебеевскому уезду: из 813 селений этого уезда в 1903/1904 учебном году школами всех типов и наименований было обеспечено только 194 селения (то есть 25 %), но и из них более 30 %были церковно-приходскими школами. Опередила церковная школа земство и Министерство народного просвещения и по численности учащихся: в том же 1903/1904 учебном году в ЦПШ Белебеевского уезда обучалось 3511 человек (из них окончили курс - 359); в земских школах обучалось 2701 человек (окончили - 327); в министерских школах - 2335 (о числе окончивших данных нет). Таким образом, почти 40 % учащихся Белебеевского уезда были питомцами церковных школ. Особенно впечатляет тот факт, что в 1903/1904 учебном году в Белебе-евском уезде до 32 тысяч (точно - 31729) детей школьного возраста оставалось за порогом начальной школы [13, 1708].

Из сказанного становится ясным, почему люди, без предубеждения относившиеся к церковным школам, дорожили церковной школой: они охотно посылали в ЦПШ своих детей, всячески поддерживали их материально. Так, например, Давле-кановское общество ежегодно расходовало на ЦПШ до 500 руб., Белебеевская городская управа - до 280руб., Раевская управа - до 60 руб. То же самое имело место в Стерлитамакском уезде (Ромодановское, Дмитриевское, Варваринское, Кунакбаевское, Александровское, Осиновское и Казанковское общества предоставляли школам квартиры, обеспечивали отоплением, строили новые школьные

псапгогмчшскмй ЖЫПНПЛ ЕПШКОПТОСТПНП М 3(5Я). 207-4 ццоаепп

здания). В Златоустовском уезде служащие целиком за свой счет содержали двухклассную ЦПШ при железнодорожной станции Златоуст, ежегодно выделяя на нее до 2000 руб..

На содержание ЦПШ Уфимской епархии поступали пожертвования и от частных лиц. Так, в Стерлитамакском уезде землевладелец г. Иловайский для Алексеевской школы грамоты пожертвовал здание стоимостью 300 руб.; такое же здание пожертвовал г. Авдеев для Буруновской школы; крестьянин Никитин для Васильевской школы; крестьянин Зверев для Хлебодаровской школы; землевладелец Пашков неоднократно жертвовал собственные средства в деревнях Осиновке, Ку-ганаке, Александровке.

В Уфимском уезде попечитель Успенской ЦПШ в Уфе построил для нее за свой счет прекрасное школьное здание и за все время служения в звании попечителя пожертвовал на ее содержание 4285 руб. Попечитель Подлубовской двухклассной школы князь А. Кугушев содержал ежегодно не менее 4 стипендиатов, уплачивая за каждого по 30 руб. в год. Уфимский купец Д.Е. Кляузников содержал с 1902 по 1905 год на свои средства Градо-Уфимскую Симеоновскую ЦПШ, а затем выстроил для нее двухэтажное здание стоимостью 7000 руб. (при пособии от казны лишь 3000 руб.) [13, 1711].

Влияние церковной школы на учащихся и местное население особенно проявилось на инородческих ЦПШ, которые служили наилучшим средством сближения инородцев с церковью посредством ознакомления с христианством. Благодаря таким школам стали искореняться различные суеверия и невежество, грубые языческие традиции и инородцы постепенно становились христианами не только по имени, но и по духу. Особенно это проявилось на примере Николаевской чувашской ЦПШ, Ивановской школы грамоты, после окончания которой почти все чуваши (как мужчины, так и женщины) свободно говорили на русском языке, и на примере Каплинской миссионерской школы грамоты, в которой обучались исключительно вотяки-язычники, на первых порах недоброжелательно относившиеся к татарскому населению [13, 1714].

С другой стороны, после увеличения денежных средств на содержание ЦПШ и их (ЦПШ) широкого распространения, стало наблюдаться совершенно противоположное прежнему отношение к ним со стороны земства. Епархиальный училищный совет практически лишился денежных пособий от земства, которое хотя и продолжало выдавать на ЦПШ пособия в прежнем размере (от 300 до 800 руб. в год), всякие новые ходатайства стало просто отклонять. Так, в 1903-1905 годах по всем уездам Уфимской епархии неудовлетворительными оказались 149 ходатайств на общую сумму 99910 руб., в том числе отклоненными ходатайствами оказались по уездам: Уфимскому - 55, Белебеевском - 8, Бирскому - 12, Златоустов-скому - 21, Стерлитамакскому - 19, Мензелинскому - 30 [13, 1719].

Последний сохранившийся «Отчет о состоянии церковных школ Уфимской епархии за 1912/1913 учебный год» напечатан в трех номерах «Уфимских епархиальных ведомостях» за 1914 год [14-16].

Общее число ЦПШ, находящихся в ведении Уфимского епархиального училищного совета, - 368, из них школ второклассных - 6, двухклассных - 7, одно-классных - 35110, школ грамоты - 4. Одноклассные ЦПШ распределились по уез-

дам следующим образом: Уфимский - 58, Белебеевский - 88, Бирский - 53, Стер-литамакский - 48, Златоустовский - 27. Достоин внимания тот факт, что в Белебе-евском уезде из общего числа все школ 2/3 были инородческими и 1/3 русскими, а из общего числа одноклассных ЦПШ епархии (351) почти одна треть школ были инородческими.

В одноклассных ЦПШ Уфимской епархии обучалось 17478 воспитанников, из них мальчиков 11452. По национальности они распределились следующим образом: русских - 867 мальчиков и 4620девочек, чуваш - 1164 мальчиков и 433 девочки, мордвы - 409 мальчиков и 972 девочки, татар - 929 мальчиков и 452 девочки, черемис - 222 мальчика и 109 девочек, вотяков - 50 мальчиков и 30 девочек, остальных национальностей (евреев, немцев, поляков) - 7 мальчиков и 10 девочек.

По вероисповеданию (мальчиков и девочек вместе): православных - 16751,

единоверцев - 145, старообрядцев - 118, молокан - 20, католиков - 2, лютеран - 7, мухамеддан - 92, язычников - 343, иудеев - 5. Из общего числа 17478 учащихся в городских школах обучались 1285 детей, остальные - в сельских и деревенских.

Законоучителями однокласс-ных ЦПШ большей частью состояли приходские священники: из 354 законоучителей священников было 284, диаконов - 15, псаломщиков - 5, учителей - 32,учительниц - 18. Образовательный ценз законоучителей был самым разнообразным, но все же невысоким: законоучителей с полным богословским образованием, то есть окончивших полный курс обучения, в духовных семинариях, было всего около 100 человек.

Двухклассных ЦПШ в Уфимской епархии на конец 1912/1913 учебного года было семь, из них в Белебеевском уезде - 3 (Троицкая, Бижбулякская и Слак-Башевская), в Уфимском - 2 (Семеновская и Топорнинская), в Бирском - 1 (Кусекеевская) и в Златоустовском - 1 (Петропавловская в г. Златоуст).

псапгогмчшскмй ЖЫПНПЛ ЕПШКОПТОСТПНП М 3(5Я). 207-4 ццоаепп

Из 6 второклассных школ в Уфимской епархии 4 школы были мужские и 2 женские: Камско-Березовская в Бирском уезде (при женском Камско-Березовском монастыре), Мензелинская мужская (в г. Мензелинске), Подлубовская (в селе Подлубово Уфимского уезда), Верхоторская женская (в Стерлитамакском уезде), Бакалинская (в селе Бакалы Белебеевского уезда) и Михайловская (в Златоустов-ском уезде).

Непосредственный надзор за ЦПШ Уфимской епархии, заведование хозяйством школ, руководство учащими осуществляли заведующие этими школами; ревизии ЦПШ, общее руководство учащими в постановке преподавания предметов и выполнения учебных программ - уездные и епархиальный наблюдатели. Кроме школьной инспекции, церковные школы епархии посещались также членами отделений, земскими начальниками и благочинными, которые являлись непременными членами этих отделений. В Мензелинском уезде некоторые школы, особенно инородческие, были посещены противомусульманским миссионером священником отцом св. Матвеевым.

В 1911 году шесть церковно-приходских школ вошли в «План школьной сети по введению всеобщего обучения в городе Уфе»: это были Успенская, Симеонов-ская, Благовещенская, Никольская, Александро-Невская (бывшая школа Союза русского народа) и только что открывшаяся (в 1910/1911 учебном году) Рождест-венско-Богородская ЦПШ [20].

30 марта 1916 года Постановлением Уфимского Губернского по делам об обществах присутствия был рассмотрен и внесен в реестр Обществ и Союзов Уфимской губернии «Устав Восточно-Русского культурно-просветительского Общества в г. Уфе» (ВРКПО), имевшего целью «содействие развитию духовных и материальных сил русской народности в восточной части России» [21]. Инициаторами создания ВРКПО были епископ Уфимский и Мензелинский Андрей (Ухтомский), попечитель Оренбургского учебного округа А.Н. Деревицкий и окружной инспектор М.А. Миропиев. Одна из целей ВРКПО состояла в том, чтобы «открывать школы, устраивать публичные лекции, курсы, собеседования, библиотеки, читальни, музеи, склады книг и учебных пособий и вообще участвовать в организации и содействовать внешкольному и дошкольному образованию».

В первый же год своего существования Обществу удалось открыть целый ряд ЦПШ: на шести хуторах прихода села Илек Уфимского уезда, в деревне Варяж (или Усть-Аяз) прихода села Метели Златоустовского уезда, а также в приходе села Метели этого же уезда. В ноябре 1916 года Общество открыло две воскресные школы в Уфе: в здании Александро-Невской ЦПШ (160 учащихся) и в Кресто-воздвиженском приходе (до 60 учащихся). Общество оказало помощь ЦПШ Мен-зелинского уезда, по отношению к которым уездное земство заняло враждебную позицию и оставило их в 1915/1916 учебном году без финансирования. В 1916 году Обществом были открыты шесть библиотек: в селе Багряш Мензелинского уезда для крещено-татарских детей при двухклассном училище Министерства народного просвещения; в селе Бурды того же уезда с крещено-татарским населением при двухклассном училище Министерства народного просвещения; в селе Ахма-ново Белебеевского уезда при двухклассном сельском училище; в деревне Бикбу-ляш того же уезда с крещено-чувашским населением; в деревне Слакбаш того же

уезда при двухклассной ЦПШ; в деревне Метевбаш Белебеевского уезда при од-ноклассном училище11.

В результате Февральской революции 1917 года к власти в России пришли представители левых партий, как центристских, так и радикальных. Со сменой власти не могло не измениться отношенное государства в ЦПШ, которые получили массовое распространение с 1884 года и воспринимались либеральной частью общества как промонархические и реакционные. Представители этих партий открыто заявили о своей позиции в вопросе о национальном образовании: государственная поддержка всех школ, находящихся в ведении Церкви, должна быть упразднена [22].

Определением Временного правительства от 20 июня 1917 года практически все ЦПШ из ведения Св. Синода были переданы в ведение Министерства народного просвещения. Отторгнутыми оказались 37 тысяч учебных заведений, под ведением Синода осталось меньше одной тысячи школ самого невысокого уровня, оказавшихся к тому времени не включенными в общую школьную сеть и потому не получивших государственных ассигнаций. Церковь не могла оставить без ответа это решение, наносящее сильнейший удар по ее просветительной деятельности, и попыталась обсудить вопрос о состоянии ЦПШ на открывшемся в Москве 16 августа 1917 года Поместном Соборе Российской Православной Церкви.

Однако именно в те же дни в Петербурге состоялось совещание представителей Министерства народного просвещения, на котором глава Временного правительства А.Ф. Керенский заявил, что «правительство не может не порвать тех пут, которые мешают новому строю стать вне конфессиональным», подтвердив тем самым точку зрения о невозможности возвращения к прежним формам взаимоотношений между государственными и церковными школами. Последняя попытка Св. Синода переубедить правительство А.Ф. Керенского пересмотреть свое прежнее решение была предпринята 23 октября 1917 года - всего за два дня до большевистского переворота: новые власти оказались еще более последовательными противниками церковных школ и вообще всякого рода преподавания церковных дисциплин в учебных заведениях. Декретом «О свободе совести, церковных и религиозных обществах», нередко называемом декретом «Об отделении церкви от государства и государства от церкви», вышедшим 20 января (2 февраля) 1918 года, всякое преподавание религии в школах, где изучались общеобразовательные предметы, запрещалось.

1. Важную роль в это период развития ЦПШ сыграл Н.И. Ильминский, авторитетный и влиятельный деятель народного образования, во многом предвосхитивший пути развития народных школ на всем восточном регионе Империи. Он принял непосредственное участие в разработке концепции ЦПШ в двух основных пунктах, получившихся наиболее яркими, а именно «инородческой части» (она была заимствована у него целиком) и вопросе о роли и методике преподавания церковно-славянского языка в русских ЦПШ. Благодаря Н.И. Ильминскому, цер-ковно-учебное ведомство проявило неожиданную широту в национальном вопросе, согласившись с принципом обучения на родном языке, в то время, как даже в

псапгогмчшскмй ЖЫПНПЛ ЕПШКОПТОСТПНП М 3(5Я). 207-4 ццоаепп

умеренно-консервативных кругах это воспринималось с подозрением, а многие представители бюрократии и церковной иерархии относились ко всему инородческому даже с презрением.

Не будем даже в целом давать оценку взглядов Н.И. Ильминского на методику преподавания церковно- славянского языка. Отметим лишь намного более глубокую проработанность им задач, программ и учебных пособий по этому предмету по сравнению с другими предметами, даже с Законом Божиим. Это следует даже из названий его работ: Обучение церковно-славянской грамоте в начальных народных училищах. Уч. руководство: В 2-х частях. - СПб.:1884; Церковнославянская азбука для церковно-приходских школ. -СПб.:1884; Учебный Часослов. - СПб.:1884; Учебная Псалтырь. - СПб.:1884.

2. Оренбургско-Уфимская епархия была открыта в 1799 году для Оренбургского края - обширной административно-областной единицы, впервые образованной в 1743 году под названием Оренбургской губернии и определившейся в своих границах в 1782 году при временном переименовании (до 1796 года) губернии в Уфимское наместничество. С 1959 года разделилась на две части: одна из них с кафедрой в Уфе стала называться Уфимской и Мензелинской, а другая - с кафедрой в Оренбурге - Оренбургской и Тургайской. Окончательно обе епархии определились в своих границах в 1862-1865 годах.

3. Иоанникий (в миру - Иван Яковлевич Образцов), епископ Оренбургский и Уфимский; вступил на Уфимскую кафедру 16 ноября 1835 года. В ноябре переведен в Кавказскую епархию.

4. Филарет (в миру - Фома Федорович Малышевский), выпускник Полоцкой духовной семинарии, которую окончил в 1830 году со степенью магистра богословия. Поставил свою подпись в документе о присоединении униатов к РПЦ (1839); ректор Полоцкой (1840-1849) и Литовской (1849-1860) духовных семинарий; с 13 сентября 1860 года назначен епископом Уфимским и Мензелинским. Оставил след в истории Уфимской епархии как основатель женского духовного образования: 29 сентября 1862 года в Уфе было открыто Епархиальное женское училище. При нем были выстроены два придела к Успенской церкви (1862-1864), основаны домовые церкви при Уфимском епархиальном женском училище (1863) и Уфимской мужской гимназии (1865). В феврале 1869 года был переведен в Нижегородскую епархию.

5. Дионисий (в миру - Дмитрий Васильевич Хитров), епископ Уфимский и Мензелинский (1883-1896), выпускник Рязанской духовной семинарии (1840); епископ Якутский и Вилюйский (1869-1883); проводил активную миссионерскую деятельность среди неправославных народов и борьбу со старообрядчеством; с декабря 1883 года был переведен на Уфимскую епископскую кафедру; умер 8 сентября 1896 года в Москве.

6. Союз русского народа - правомонархическая православно-консервативная общественно-политическая организация, действовавшая в Российской империи с 1905 по 1917 год.

7. Антоний (в миру - Алексей Павлович Храповицкий), выпускник Санкт-Петербургской духовной академии (1885); магистр богословия (1887); епископ Уфимский и Мензелинский (с 14 июля 1900 года); один из организаторов союза русского народа; в 1902 году переведен на Волынскую кафедру (епархиальный

центр в Житомире), митрополит Киевский и Галицкий (1917). В 1920 году с Врангелем эвакуировался в Сербию, до своей кончины в 1936 году возглавлял Русскую Православную Церковь за границей.

8. В 1895/1896 учебном году (год смерти Преосвященного Дионисия) в Уфимской епархии было 187 ЦПШ, из которых 87 размещались в собственных зданиях, и 32 миссионерские школы. В 85 школах работали «отдельно приспособленные учащие», получавшие за свой труд плату от 10 до 16 руб. за каждый учебный месяц [12, 1614].

9. Нафанаил (в миру Николай Захарьевич Троицкий), выпускник Казанской духовной семинарии (1897); кандидат богословия; епископ Уфимский и Мензелин-ский (с 31 октября 1908 года по 17 апреля 1912 года); возведен в сан архиепископа (1918), а затем митрополита (1924); с 1924 года включен в состав Св. Синода, в том же году арестован, затем временно управлял Воронежской епархией (1927). Скончался в 1933 году.

10.В их число не вошли две образцовые школы при Уфимской духовной семинарии и Уфимском епархиальном женском училище.

11. В 1917 году ВРКПО заняло антибольшевистскую позицию, позже выступило в поддержку А.В. Колчака. Прекратило свою деятельность в июне 1919 года.

Литература

1. Исторический очерк развития церковных школ за истекшее двадцатипятилетие (1884-1909 г.г.). - СПб. :Изд.Св. Синода,1909.

2. Преображенский, Н. Отечественная Церковь по статистическим данным Всеподданейших отчетов за 1846, 1851, 1861, 1871, 1881 и 1890/1891 годы: Сравнительный обзор // Церковные ведомости. 1894. №39.

3. Рождественский, С.В. Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения (1802-1902 г.г.). - СПб. : Гос.тип.1902.

4. Сборник постановлений по Министерству народного просвещения. - СПб. : Т.3. № 393.

5. Сборник постановлений по Министерству народного просвещения. - СПб. : Т.3. № 609.

6. Полное собрание законов Российской империи (ПСЗ РИ). Собр. 3-е. Т.4. № 318.

7. ПСЗ РИ. СОБР. 3-е. Т.22. № 21290.

8. ЦИА РБ. Фонд И-294 (Уфимская духовная консистория), 6 описей, 1814 ед. хр. (1809-1919 г.г.).

9. Златоверховников, Н.Е. Уфимская епархия : географический, этнографический, административно-исторический и статистический очерк. - Уфа : Тип. А.И. Зайкова.1899.

10. Игнатьев, Р.Г. Заметка о школе при Церкви Св. Спаса в г. Уфе // Уфимские губернские ведомости.1865, 21 августа.

11. Игнатьев, Р.Г. Школы при церквях г. Уфы // Уфимские губернские ведомости. 1868, 6 января.

псапгогмчшскмй ЖЫПНПЛ ЕПШКОПТОСТПНП М 3(5Я). 207-4 ццоаепп

12. Алякринский, С. Краткий исторический очерк существования церковных школ Уфимской епархии с 1884 по 1905 год // Уфимские епархиальные ведомости. 1905. № 23. С. 1600-1617.

13. Алякринский, С. Краткий исторический очерк существования церковных школ Уфимской епархии с 1884 по 1905 год // Уфимские епархиальные ведомости. 1905. № 24. С. 1707-1719.

14. Уфимские епархиальные ведомости.1914. № 19. С. 378-396.

15. Уфимские епархиальные ведомости.1914. № 20. С. 392-406.

16. Уфимские епархиальные ведомости.1914. № 21. С. 444-455.

17. Уфимская Успенская школа. Отчет Успенской школы в г.Уфе за1862/1863 г. / сост. И. Темперов. - Уфа :Тип.Губерн.правл.,1864.

18. Успенская церковно-приходская школа / сост В. Константиновский. - Уфа : Градо-Уфимск. Успенск. церк. приход. попеч., 1912.

19. ЦИА РБ. Фонд И-422 (Уфимский уездный наблюдатель церковноприходских школ). Опись 1, 2 дела (1912-1915 г.г.).

20. Суханов, А.И. План школьной сети по введению всеобщего обучения и план школьного строительства. Всеобщее обучение в г. Уфе. - Уфа : Типолит. Ф.Г. Соловьева, 1911.

21. Уфимские епархиальные ведомости.1916. № 8. С. 254-267.

22. Российское духовенство и свержение монархии в 1917 году : материалы и архивные документы по истории Российской православной церкви / сост. М.А. Бабкин. - М. : Индрик, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.